Для чего нужна платформа сферум
В России официально запущена образовательная бесплатная социальная сеть «Сферум»
В Москве на площадке агентства ТАСС презентовали информационно-коммуникационную платформу «Сферум». В прямом эфире Министр просвещения России Сергей Кравцов, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев, первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко, генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев, заместитель гендиректора СП «Цифровое образование» (образовательная платформа «Сферум»), директор по связям с вузами в Mail.ru Group Сергей Марданов и генеральный директор компании «Цифровое образование» Рубен Акопов протестировали возможности платформы и подключились к уроку в подмосковной школе.
Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформу разработало и запустило совместное предприятие Mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование». Платформа «Сферум» призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным.
«Мы уходим от зарубежных аналогов и переходим к отечественным разработкам. Это очень важно. Сразу подчеркну, что информационные технологии никогда не заменят традиционный формат обучения, а будут дополнять, решать те проблемы, которые, возможно, имеются в системе традиционного обучения. Если ученик болеет и по объективной причине находится дома, чтобы не пропускать урок, он подключается к классу, слушает учителя, выполняет домашнее задание. Таким образом, ученик возвращается в класс, не пропуская материал», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов.
Он подчеркнул, что с помощью информационных технологий можно по-другому, более интересно представить тот или иной учебный материал – исторические события, математические факты. Всё это учитель может выбрать из проверенного, верифицированного контента.
«Ядром платформы «Сферум» является ГИС «Моя школа», где мы предоставляем верифицированный контент, которым могут пользоваться учителя или ученики», – сообщил Министр.
Глава Минпросвещения добавил, что платформа «Сферум» уже апробируется в 15 регионах для того, чтобы систему можно было улучшать и дорабатывать, а учитель мог вести качественный традиционный урок. Всё это будет способствовать повышению качества образования.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев подчеркнул, что платформа «Сферум» должна плотно войти в повседневную жизнь школ и что школьное образование всегда было лидером цифровой трансформации.
«Этот флаг лидерства Минпросвещения России продолжает держать в своих руках, запуская важные и значимые проекты. В этом году заканчивается проект по подключению всех школ к сети Интернет, стартует проект по обеспечению беспроводного доступа в Интернет в школах. У нас в планах запуск программы по обеспечению учителей планшетами на российской операционной системе, чтобы обеспечить удобную работу учителя как в школе, так и дома», – информировал Максут Шадаев.
Наглядную демонстрацию того, как работает платформа «Сферум» провёл заместитель гендиректора СП «Цифровое образование» (образовательная платформа «Сферум»), директор по связям с вузами в Mail.ru Group Сергей Марданов. Он обратил внимание, что «Сферум» – это бесплатная платформа, доступная и открытая для педагогов страны. Она даёт педагогам широкий набор инструментов для общения с учениками, родителями и проведения уроков. Так, например, для этих целевых аудиторий учитель может использовать функцию связи адресно.
«Только учитель определяет, кто может присутствовать при звонке, кто находится внутри класса. Мы поможем коллегам создать онлайн-курс, учтём опыт, поможем научить учителей в регионах, чтобы они с сентября смогли использовать «Сферум» ежедневно в коммуникациях с родителями, в общении с учениками, которые не могут присутствовать на занятиях», – пояснил Сергей Марданов.
Участники презентации также протестировали платформу «Сферум», связавшись с Областной гимназией имени Е.М. Примакова. Министр просвещения Сергей Кравцов пообщался с учителем, который проводил урок с использованием платформы «Сферум», а также с учеником, который подключился к этому уроку. На связь с Министром просвещения вышли призёры конкурса «Учитель года России – 2020» Сергей Левченко из Республики Адыгея и Диана Минец из Вологодской области, а также победитель конкурса «Учитель года России – 2020», советник Министра просвещения на общественных началах Михаил Гуров из Ростовской области. Педагоги поделились своими впечатлениями от использования платформы «Сферум».
Справочно
Платформа «Сферум» основана на технологиях социальной сети «ВКонтакте». Цифровую инфраструктуру и интеграцию с государственными информационными системами платформы «Сферум» обеспечивает «Ростелеком». Пользоваться платформой можно через мобильное приложение «Сферума» для iOS и Android и на сайте сферум.рф.
Что такое «СФЕРУМ» и можно ли от него отказаться?
«Сферум» — это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ.
В средствах массовой информации она позиционируется, как универсальная платформа для дистанционного образования, которая призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным.
«Сферум» запущена в тестовом режиме в первом квартале 2021 года сразу в 15 регионах России, выбранных в соответствии с порядком отбора субъектов РФ, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 22 декабря 2020 г. № 761 ): Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, Алтайском и Пермском краях, Ямало-Ненецком автономном округе. По состоянию на 31 марта к платформе подключены более 1000 школ из указанных регионов, общее число пользователей – свыше 28 тыс. человек. После подключения всех общеобразовательных организаций, находящихся на территории пилотных субъектов РФ, это позволит в том числе протестировать работу платформы в условиях высокой нагрузки, возможность использовать ее получат школы из других регионов.
Тестирование проводится в рамках правительственного эксперимента по внедрению ЦОС.
Программа адаптирована для российской аудитории.
«Сферум» фактически представляет собой образовательную социальную сеть: для каждой школы, использующей платформу, создается сообщество, участниками которого смогут стать учителя, ученики и их родители, – модерация осуществляется непосредственно выбранным образовательной организацией администратором (или несколькими).
Пока на платформе могут регистрироваться только учителя и ученики
Подключение аккаунтов родителей только в планах разработчиков.
Зарегистрироваться в «Сферуме» можно будет с помощью учётной записи VK Connect или через портал « Госуслуги ».
У учеников в «Сферуме» будет отдельный профиль, поэтому учителя и одноклассники не смогут увидеть его страницу в «ВКонтакте». Также в «Сферуме» можно будет создавать закрытые сообщества и чаты.
Новый сервис будет интегрирован с платформой «Моя школа» Министерства просвещения, что позволит его пользователям иметь доступ к учебным материалам.
По словам главы российского Минпросвещения, школы получают данное ПО на бесплатной основе.
В базе «Сферума», уточнил министр, лежат те же технологии, что использовались для видеонаблюдения за школьниками во время сдачи ими единого госэкзамена (ЕГЭ). «Эта система защищенная, поэтому никакие хакерские атаки и взломы этой системы невозможны. Все надежно защищено, так же, как и видеонаблюдение на ЕГЭ», – отметил Сергей Кравцов.
Что же представляет собой «СФЕРУМ» на самом деле и в чем его опасность?
Исходя из сложившихся тенденций подмены реального права выбора родителей форм обучения псевдовыбором, а фактически навязыванием школьникам дистанционных технологий и подменой реального традиционного образования цифровым, надо понимать, что никакого выбора родителям учеников всей страны никто не предоставит.
Отказ от использования платформы будут невозможен и никакой альтернативы в виде обычных оффлайн занятий и родительских собраний с очевидностью не будет.
Уверения Министра Просвещения о том, что «СФЕРУМ» создается не с целью замены традиционного формата обучения, а в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности не внушают доверия.
Достаточно посмотреть, как в нашей стране реализуется право на предоставление согласия на обработку персональных данных: на бумаге мы имеет право дать согласие и не давать его, а на самом деле все не так.
Внедрение «СФЕРУМ» приближает нас к тотальному цифровому обучению в школах РФ.
Коротко напомню основные:
1) небезопасность дистанционного обучения и цифровой школы: у детей снижается зрение, влияние компьютеров и других электронных средств обучения на детей не изучено, максимально безопасные «дозы» электронного обучения СанПин не установлены;
2) объективно низкое качество дистанционного образования;
3) снижение возможности социализации детей при разобщении детей, находящихся на цифровом обучении.
4) нарушение прав учащихся на получение традиционного образования, прав родителей на выбор форм получения основного общего образования и на использование ПД и обработку ПД субъектов обучения с их согласия.
5) бесконтрольность со стороны родителей пользования детьми этой платформой (подключение родителей к этой платформе не реализовано разработчиками).
Нормативное обоснование нашей позиции:
Так, часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ действуют две формы получения основного общего образования: в образовательном учреждении и вне этого учреждения, при этом обучение проводится в очной, очно-заочной или заочной форме.
Право выбора формы получения основного общего образования принадлежит исключительно родителям, но не образовательной организации и не государству.
Принудительное изменение условий договора на оказание образовательных услуг не допускается в силу требований ст. 450 ГК РФ.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагают использование не апробированных электронных методов и средств обучения при реализации образовательных программ, т.е. являются экспериментальными, сопрягаются с вредными факторами воздействия на здоровье детей и не могут обеспечить безопасного и качественного обучения при реализации образовательных программ.
Положениями ст.12 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что образовательные программы должны разрабатываться самой образовательной организацией по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Вместе с тем, положениями ст. 18 настоящего Федерального закона регламентировано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и включает в себя перечни учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Тогда как материал информационных порталов, в том числе «СФЕРУМ», включая «Моя школа», «МЭШ», «РЭШ», Учи.ру, ЯКласс и т.п. при применении обучения по основным образовательным программам представляет собой лишь «обучающую информацию»/«обучающий сервис»/ «дополнительный обучающий материал», который не может быть использован учителем при проведении уроков по основным образовательным программам, реализуемым в конкретном учебном заведении, так как информационные порталы и сервисы не имеют право вести образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, исходя из приведенных положений Закона № 273-ФЗ.
Использование отдельных готовых видеоуроков с образовательных платформ во время проведения основных уроков с образовательных ресурсов является незаконным навязыванием информационных услуг или навязыванием информационных услуг/программ дополнительного образования во время проведения уроков в школах по программам основного образования.
Принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также – к регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах незаконно, поскольку пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусмотрено, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» оказание государственных (муниципальных) услуг не требует получения письменного согласия на обработку персональных данных и позволяет уполномоченному органу (организации) использовать персональные данные граждан исключительно в той мере, в которой это необходимо собственно для оказания услуг без отдельного письменного согласия на обработку данных.
На основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.
Пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».
Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».
В пунктах 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».
Персональные данные несовершеннолетних детей и их родителей при публикации их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предполагают доступ неограниченного круга лиц.
Утверждения о том, что их использование безопасно и неуязвимо для хакеров, намеренная ложь.
При этом доступ к персональным данным несовершеннолетнего ребенка осуществляется только с письменного согласия гражданина (пункты 3, 4 статьи 6, пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 9 ФЗ-149, пункт 1 статьи 8 ФЗ-152).
Таким образом, принуждение к согласию на автоматизированную обработку персональных данных не допускается в силу прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях Конституции РФ и федерального законодательства.
Помимо недопустимости принудительной обработки ПД ребенка и его родителей, автоматически делающей участие в «Сферум» абсолютно добровольным для каждого гражданина РФ, у не желающих участвовать в этой цифровой платформе есть ещё один железный правовой инструмент защиты. Зачастую о нем забывают по той простой причине, что родителям перед регистрацией на подобных платформах не рассказывают суть возникающих у них и их детей правовых отношений с ее оператором. А это важнейший момент.
«2.3. Пользователь обязан полностью ознакомиться с Соглашением до момента регистрации в Системе. Регистрация Пользователя в Системе означает полное и безоговорочное принятие Пользователем Соглашения в соответствии со ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Обращаемся к ст. 438 ГК РФ «Акцепт»:
«1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.»
Создатели платформы и не скрывают (от тех, кто внимательно читает документы) сути своего проекта. Напоминаем, что договор-оферта, как и абсолютно любой договор, заключается гражданскими и юридическими лицами совершенно свободно, принуждение к его заключению не допускается (за рядом исключений, не имеющих отношения к нашей истории).
«ГК РФ Статья 421. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством».
Как только школьник/родитель зарегистрировался/начал пользоваться платформой «Сферум», вступает в силу оферта, и даже если пользователь в глаза не видел текст соглашения, он обязан выполнять все его условия.
«1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации».
Бесконтрольность со стороны родителей пользования детьми этой платформой в силу того, что разработчиками не реализована функция подключения родителей к «СФЕРУМ», влечет незаконное лишение родителей преимущественного права на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 1 ст. 63 СК РФ).
При этом, именно родители в силу закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, а также обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В силу изложенного, родители (законные представители) имеют право на отказ от регистрации на платформе «СФЕРУМ».
Видео обзор нашего коллеги Михаила Богданова:
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:
«Сферум» вместо Zoom
В первом квартале 2021 года Mail.ru Group и «Ростелеком» намерены запустить сервис «Сферум» — платформу для обучения и общения школьников, рассказал источник РБК, знакомый с планами партнеров. По его словам, в начале года планируется провести тестирование платформы в 15 регионах России.
Видеосервис будет доступен на десктопных устройствах и через мобильное приложение, рассказывает собеседник РБК: в нем можно будет проводить групповые видеоконференции до 100 участников, каждый из которых сможет виртуально «поднимать руку» или включать демонстрацию экрана. По функционалу сервис похож на американский Zoom, популярность которого резко подскочила после введения локдауна в связи с пандемией коронавируса, но зарубежный сервис допускает до 1 тыс. участников в одной видеоконференции.
По словам источника РБК, зарегистрироваться в «Сферуме» можно будет через учетную запись VK Connect (Mail.ru Group является владельцем соцсети «ВКонтакте») или портал «Госуслуги», оператором которого является «Ростелеком». При этом в «Сферуме» будет использоваться отдельный профиль — учителя и одноклассники не смогут увидеть страницу пользователя «ВКонтакте». Кроме видеоконференций школы или преподаватели смогут создавать закрытые сообщества и чаты, чтобы приглашать в них родителей и учеников. Новый сервис будет интегрирован с платформой «Моя школа» от Министерства просвещения, что должно обеспечить пользователям доступ к верифицированным учебным материалам, рассказал собеседник РБК.
Представители Mail.ru Group и «Ростелекома» подтвердили РБК, что работают над «Сферумом», но не стали комментировать детали. Представитель Mail.ru Group лишь отметил, что у компании есть все необходимые компетенции для создания и развития платформы по организации обучения и коммуникаций школьников, учителей и родителей и что «Сферум» будет работать на основе технологий «ВКонтакте».
По словам представителя «Ростелекома», у компании есть опыт реализации масштабных инфраструктурных проектов по всей стране, в том числе для образовательных учреждений, а у Mail.ru Group — лидирующие позиции в социальных сетях, которые являются универсальными коммуникационными платформами. «Мы убеждены, что в партнерстве создадим качественную и удобную платформу, опираясь на сильные стороны каждого. Со стороны «Ростелекома» это цифровая инфраструктура и интеграция с государственными информационными системами, включая портал госуслуг», — добавил представитель компании.
Ранее министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев сообщал, что Mail.ru Group и «Ростелеком» работают над совместным видеосервисом для школ, однако, по его словам, в проекте также будет участвовать «Яндекс». Представитель «Яндекса» отказался от комментариев.
Зачем компаниям этот сервис и с кем он будет конкурировать, разбирался РБК.
Какие перспективы у сервиса «Ростелекома» и Mail.ru Group
«Ростелеком» и Mail.ru Group объявили о партнерстве в области цифрового школьного образования в середине 2019 года. Компании создали совместное предприятие, которое фокусируется на разработке информационных продуктов для модернизации образовательного процесса в школах, включая дневники и коммуникационные сервисы для учителей, родителей и учеников, писал «Коммерсантъ».
В начале декабря правительство опубликовало постановление о проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды. Он будет проходить до 31 декабря 2022 года в ряде регионов России: Минпросвещения должно было в середине декабря утвердить порядок их отбора, а к началу 2021 года — разработать «дорожную карту» эксперимента. Оператором образовательной платформы, которая будет использоваться при проведении эксперимента, по предложению Минцифры назначен национальный оператор инфраструктуры «электронного правительства», то есть «Ростелеком». Эту работу компания будет выполнять на безвозмездной основе, следует из документа. Среди задач, которые предстоит выполнить «Ростелекому», в документе указаны создание на платформе групповых и индивидуальных видеоконференций, чатов и т.п.; проведение онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью массовых просмотров и комментирования; создание отдельных сообществ школ, классов по интересам и др.
В документе не указано, какие сервисы будут участвовать в эксперименте: Минпросвещения должно будет сформулировать требования к поставщикам контента и образовательных сервисов в течение трех месяцев, а впоследствии проводить закупки этих продуктов. В пятницу, 18 декабря премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 1 млрд руб. Минпросвещения из Резервного фонда правительства «на внедрение современных цифровых образовательных технологий в сфере образования»: приобретение образовательного контента для системы образования в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
По словам собеседника РБК на рынке, сервис «Сферум» намерен участвовать в этом эксперименте правительства. РБК направил запрос в Минпросвещения.
Зачем нужна своя платформа
Весной этого года, когда появилась необходимость быстро организовать процесс дистанционного обучения, школы по-разному подошли к решению проблемы. Минпросвещения рекомендовало пользоваться различными ресурсами, на которых были выложены записи уроков, например, «Российской электронной школой», «Московской электронной школой», «Яндекс.Учебник», «Учи.ру» и др., но часть учителей предпочли сами проводить уроки с использованием платформ, позволяющих вести видеотрансляции в интернете: Google Hangouts, Zoom, Discord (видеочат для геймеров) и др. Однако часть чиновников не устраивало, что приходится использовать зарубежные платформы.
Разработка отечественного программного обеспечения в сфере школьного образования — это не амбиция, а вопрос безопасности персональных данных, объясняет руководитель проектного офиса «ИнтернетУрока» Марат Велиханов. Он напомнил, что в России действует требование о хранении данных интернет-пользователей на территории страны, но не все зарубежные сервисы его исполняют. «С другой стороны, дистанционное обучение не обязательно должно подразумевать занятия в реальном времени. Наоборот, можно дать школьникам инструмент для занятий по индивидуальному, гибкому расписанию. Вместо того чтобы «тянуть» за собой в онлайн недостатки офлайна, такие как трата времени на дисциплину и оргвопросы, лучше трансформировать традиционные методы обучения под технологии и адаптировать их к онлайн-среде», — считает Велиханов.
При этом «Ростелеком» и Mail.ru Group — не единственные, кто разрабатывает аналог Zoom. «На российском рынке уже есть ряд компаний по видео-конференц-связи, которые могли бы вырасти во что-то похожее на Zoom, — напоминает основатель венчурного фонда A.Partners Алексей Соловьев. — Это «Интермайнд», Vinteo, TrueConf, «Инкома». И у наших отечественных ИТ-гигантов есть все технологии, чтобы сделать нашу собственную платформу для школьников». В то же время он отметил, что нужно понять мотивацию создания именно государственного решения и какими преимуществами оно будет обладать. По мнению Соловьева, если и создавать государственную видеоплатформу для школьников, то с кроссинтеграцией других сервисов, таких как «Дневник.ру», Maximum Education, «Учи.ру».
Кроме стартапов о работе над «российским Zoom» заявляли несколько госструктур. В конце лета глава департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Эдуард Лысенко рассказывал о разработке сервиса видео-конференц-связи для школьного обучения. Закончить эту работу планируется ориентировочно весной 2021 года, сообщал он, не раскрывая детали. Почти одновременно глава входящего в «Ростех» концерна «Автоматика» Владимир Кабанов говорил о работе над облачной платформой для защищенной видео-конференц-связи. Правда, этот сервис будет предназначен не столько для школьников, сколько для госучреждений.
РБК направил запрос представителям «Ростеха» и ДИТа.