Для чего нужна подъемная ось
Почему у грузовиков некоторые колёса висят в воздухе
На дорогах часто можно встретить фуры, у тягача или прицепа (а иногда и там, и там) по одной оси как бы висит в воздухе — то есть колёса, не касаются асфальта. Для чего это нужно и почему производители грузовиков и прицепов применяют такое решение?
Подъёмная ось (часто её называют «ленивец» или подкатная ось) играет очень важную роль. Её задача — снизить нагрузку на основные оси и более равномерно распределить эту самую нагрузку по осям, чтобы уложиться в действующие для грузовиков нормативы по предельной осевой нагрузке.
«Ленивцы» бывают с условно ручным приводом, когда водитель сам принимает решение о подъёме/опускании дополнительной оси, с автоматическим приводом, когда грузовик понимает, что машина загружена и есть потребность в «ленивце», а также с комбинированным приводом, когда управлять подкатной осью может и человек, и грузовик.
Такое техническое решение позволяет не только более бережно относиться к дорогам, на которые при большем количестве осей и колёс приходится меньшая нагрузка, но и экономить топливо (дополнительные колёса на порожнем грузовике не создают лишнего сопротивления качению), улучшают маневренность, а в плохую погоду на скользкой или грязной дороге даже пустому грузовику «ленивец» существенно повышает устойчивость.
Кроме того, есть и не самое очевидное преимущество «ленивца». Например, в случае прокола колеса у дальнобойщика появляется как минимум пара запасных — если перекинуть колёса с подъёмной оси на основную, то можно повременить с визитом в шиномонтаж.
Зачем грузовикам нужны колеса, которые не касаются земли
На самом деле подъемная ось, или по другому «ленивец», решает в современных грузовиках сразу несколько задач. Но прежде стоит сказать, что это полноценная ось с пневматическими рессорами и тормозной системой. Вот только путать ее с «мостом» не стоит — «ленивец» пассивен, и не имеет какого-либо привода.
Пожалуй, главный плюс подвесной оси — увеличение допустимой грузоподъемности самого тягача либо полуприцепа, где она установлена. Например, при допустимой общей нагрузке на одну ось полуприцепа — в зависимости от подвески — 7—7,5 тонн, наличие «ленивца» существенно прибавляет фуре эффективности.
Согласитесь: одно дело, когда при двух осях на телеге их общая нагрузка не должна превышать 14 тонн, и совсем другое, когда свыше двадцати. Ко всему прочему, дополнительные колеса уменьшают нагрузку на ведущий мост, на ходовую часть в целом, снижает разрушительное влияние на дорожное покрытие, и с ней фура, разумеется, при правильном распределении груза, более устойчива на ходу.
При этом, говоря о максимально допустимой нагрузке, стоит принимать во внимание не только вышеуказанные параметры, но и расстояние между осями, которое может повлиять, как на снижение показателя допустимой нагрузки на одну ось, так и на повышение.
В зависимости от грузовика и степени загрузки, ось опускается автоматически, либо ее активирует водитель. Для этого в кабине есть специальная кнопка, а на самом прицепе — отдельная панель управления.
Когда тягач налегке, она втягивается, и тогда снижается сопротивление качению, а следовательно, и расход топлива, и износ резины, и выбросы CO2 в атмосферу. Также грузовик с поднятой осью заметно лучше управляется и маневрирует. Да и у водителя тягача, помимо традиционных запасок, всегда есть две дополнительных.
Экономическая выгода наличия дополнительной оси тоже очевидна. Она вытекает из увеличения грузоподъемности «фуры». Да, такие грузовики стоят дороже обычных. Но с другой стороны, чтобы перевезти больше грузов, водителю не нужно рисковать здоровьем, жизнью и деньгами, которых придется отдать немало на штрафы в случае обнаружения перегрузки на постах контрольного взвешивания.
Так, согласно ст. 12.21.1. КоАП РФ, «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» с превышением допустимых габаритов транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере до 1500 рублей, а на должностных лиц, ответственных за перевозку, — в десять раз больше. Но хуже всего подобное нарушение отразится на юридических лицах, которым грозит до 150 000 рублей штрафа.
Механизмы подъема оси: устройство, особенности эксплуатации, принцип работы
На дорогах часто встречаются грузовые авто, имеющие на прицепе 2-3 оси, среди которых одна находится в подвешенном «ленивом» состоянии и не касается дорожного покрытия. Многие задаются вопросом о задачах этих колес. Дело в том, что правильное распределение нагрузки по всей ходовой части автофургона влияет на безопасность передвижения. Удачным решением данного вопроса стала подъемная ось, которая во время езды не касается дороги, при повышенной нагрузке опускается. Какие ее функции и особенности, читайте далее.
Что собой представляет подъемная ось
Заднюю ось, расположенную на полуприцепе, называют «ленивцем», который обеспечивает разгрузку ведущей оси и увеличивает грузоподъемность транспорта.
Ленивец представляет собой полноценную ось с пневматическими рессорами, тормозной системой. Ленивая ось помогает уменьшить расход топлива, продлевает период эксплуатации резиновых покрытий. На практике полуприцеп передвигается на одной оси, «ленивая» остается в подвешенном состоянии.
На подъемной модели установлен механизм подъема оси, который обеспечивает движение оси в вертикальном направлении. Благодаря этому колеса поднимаются над дорогой. При установке данного механизма, снижается давление на дорогу, увеличивается тоннаж.
При подъеме колес-ленивцев важно уделять внимание соблюдению норм осевой нагрузки. Вертикальное крепление допускается при неполной загрузке авто.
Принцип работы
Колеса могут опускаться и подниматься автоматически или посредством активации со стороны водителя. Автоматически тягач опускается, когда авто чрезмерно загружено. Если он разгружается, отпадает необходимость в дополнительных колесах, и они поднимаются.
Автоматический подъем выполняется при помощи специального клапана. Он управляется электронным блоком. Специальное оборудование «прошивает» блок, благодаря чему он может посылать сигнал на клапан при определенных обстоятельствах.
Помимо этого, для автоматического управления может использоваться кран, который по своей конструкции аналогичен механическому. В нем есть настраиваемый пневмоклапан, управляющий осью в зависимости от давления в системе.
Функция подъема при любом способе управления выполняется с учетом следующего принципа действия:
Для управления водителем в кабине устанавливается специальная кнопка, а на фургоне есть панель управления. В данном случае можно включить нужное положение:
Принудительное управление выполняется с помощью 2-контурного крана. Он может быть с механическим управлением (посредством специальной кнопки) или электрическим. На кране с электрическим типом есть разъем, куда включается электрический переключатель. Его можно вывести в любое удобное место.
Плюсы и минусы дополнительной подъемной оси
Применение «ленивца» гарантирует следующие преимущества:
При эксплуатации ленивца не обойтись без минусов:
Использовать подъемные колеса необходимо в зависимости от уровня загрузки. Ленивец позволяет перевозить больше груза, при этом не требует повышения массы самого транспортного средства.
Дополнительную ось можно использовать как запаску.
Ленивец можно поднимать принудительно, чтобы увеличилась нагрузка не ведущую ось и авто получило дополнительное тяговое усилите. Так транспорт может тронуться с места без пробуксовки, после чего дополнительная ось автоматически станет в нужное положение.
Подъемная ось – это эффективный элемент, который значительно расширяет возможности грузового транспорта. Она помогает увеличить грузоподъемность полуприцепов. В отличие от авто с дополнительным мостом, ось не слишком перегружает фуру, поэтому уменьшается расход топлива.
Установка подъемной оси на полуприцеп
Каждое транспортное средство оказывает определенную нагрузку на дорогу во время движения. При этом законы РФ гласят, что ТС должно иметь лимиты давления, поскольку при избытке веса может произойти повреждение асфальтового покрытия. Особенно критичны государственные нормы для полуприцепов и различных автомобилей по очевидным причинам.
Одним из главных технических параметров, определяющих давление на дорогу, является осевая нагрузка полуприцепа. При этом от количества колесных креплений напрямую зависят нормы перегрузки – чем больше их будет на полуприцепе, тем выше тоннаж.
Если вы занимаетесь транспортировкой тяжелых объектов, и хотите повы-сить объем продукции, в таком случае может понадобиться установка дополнительной оси на полуприцеп.
Нормы нагрузок на оси
В России эти показатели регулируются многими законодательными актами, а основанным законом является №257-ФЗ. При этом в 2014 и 2015 годах в документ было внесено ряд изменений, большинство из которых ужесточают требования относительно уровня весовой нагрузки автомобилей.
Отклонение от требуемого уровня приведет к получению штрафа или изъятия транспортного средства вместе с товаром.
На сегодня действуют следующие нормы нагрузок на осевой механизм грузовых ТС (прицепов, полуприцепов, контейнеровозов и так далее):
Тип осевой нагрузки | Расстояние между осями (сантиметры) | Максимальное значение нагрузки на каждую ось (для дорог с предельной массой до 6 тонн). Единицы измерения – тонны | Максимальное значение нагрузки на каждую ось (для дорог с предельной массой до 10 тонн). Единицы измерения – тонны | Максимальное значение нагрузки на каждую ось (для дорог с предельной массой до 11,5 тонны). Единицы измерения – тонны |
Одиночные оси | 250 и более | 5,5 | 9 | 10,5 |
Двойные | менее 100 | 8 | 10 | 11,5 |
100-130 | 9 | 13 | 14 | |
130-180 | 10 | 15 | 17 | |
180-250 | 11 | 17 | 18 | |
Тройные | менее 100 | 11 | 15 | 17 |
100-130 | 12 | 18 | 20 | |
130-180 | 13,5 | 21 | 23,5 | |
180-250 | 15 | 22 | 25 | |
Сближенные платформы с четырьмя осями | менее 100 | 3,5 | 5 | 5,5 |
100-130 | 4 | 6 | 6,5 | |
130-180 | 4,5 | 6,5 | 7,5 | |
180-250 | 5 | 7 | 8,5 | |
Сближенные платформы, у которых на каждой оси находится по 8 колес | менее 100 | 6 | 9,5 | 11 |
100-130 | 6,5 | 10,5 | 12 | |
130-180 | 7,5 | 12 | 14 | |
180-250 | 8,5 | 13,5 | 16 |
Обратите внимание! Невыполнение этих норм является административным правонарушением в соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ, а ответственность несет не только водитель, но и компания-перевозчик.
Детальная информация видна на видео:
Типы осей
Есть несколько видов колесных баз для полуприцепов, которые отличаются друг от друга по строению и техническим особенностям. Выделяют стационарные, поворотные и подъемные.
Стационарная
Эта модель представляет собой стальную трубу с сечением (прямоугольным или круглым). Стационарные оси обладают хорошими техническими характеристиками, особенно высокой грузоподъемностью, стойкостью при движении. Стоят они достаточно дешево за счет простоты конструкции.
Поворотная
На такие модели дополнительно устанавливается гидропривод, который при движении осуществляет поворот колес. Это значительно повышает маневренность полуприцепа. Но стоят поворотные осевые механизмы дороже стационарных установок.
При этом обратите внимание, что колеса следует устанавливать на поворотные кулаки. Это приводит к дополнительным расходам на покупку и монтаж вспомогательного оборудования.
Подъемная
На подъемные модели ставится специальный привод, который осуществляет движение оси в вертикальном направлении. Благодаря этому свойству колеса можно поднять над уровнем дорожного полотна.
Установка подъемной оси на полуприцеп уменьшает давление на дорогу, замедляет стирание шин, что продлевает их срок годности, увеличивает тоннаж, уменьшает расход топлива.
Обратите внимание, что при подъеме колеса-ленивца нужно не забывать о соблюдении норм осевой нагрузки (крепление вертикально можно сделать при неполной загрузке фуры, при использовании дорог с повышенными показателями предельной массы эксплуатации).
Для чего нужна дополнительная ось
Установка дополнительной оси позволяет перераспределить уровень нагрузки платформы и груза на дорогу. Чем больше будет количество конструкций, тем меньший урон наносится дорожному полотну при движении.
Законодательство России отражает эту ситуацию – к перевозчику на одноосных авто устанавливаются жесткие требования относительно силы нагрузки, тогда как для многоосных грузовых машин эти условия более мягкие.
Дополнительная ось также позволяет:
Давайте рассмотрим примеры, чтобы Вы поняли принцип формирования выгоды для водителя:
Как производится установка на полуприцеп
Чтобы добавить дополнительную ось на полуприцеп, нужно произвести работы по такой схеме:
Важно! В большинстве случаев для установки дополнительных осей води-тель прибегает к помощи услуг компаний, осуществляющих автомонтаж и ремонт, однако при необходимости подъемная ось на полуприцепе ставится своими руками.
Преимущества дополнительной оси
Установка 4 оси на полуприцеп имеет массу преимуществ:
На заметку! При выборе нужно отдавать свое предпочтение производителям Крона, BPW и SAF – товары этих фирм отличаются высоким качеством. При недостатке денег можно добавлять ось производителей Когель, COS, Шмитц, SMB, ECO Plus, Schmitz.
Стоимость работы
При самостоятельном монтаже вам придется потратить деньги лишь на покупку оборудования, однако в таком случае нужно в одиночку выполнять все работы, которые требуют владения специальными навыками и умениями.
При обращении в автомастерскую монтажом будет заниматься компания, которая возьмет такую плату в зависимости от вида конструкции:
Оформление переоборудования
После этого в течение 7-15 дней органы ГИБДД проводят техосмотр и вносят соответствующие поправки в техпаспорт. При необходимости оформление осуществляется сотрудниками авторемонта за дополнительную доплату.
Заключение
Подведем итоги. Установка дополнительной оси на автомобиль позволяет снизить нагрузку на дорогу. Эта операция понадобится владельцам полуприцепов и грузовых ТС, поскольку она также позволяет увеличить грузоподъемность платформы. Нормы нагрузки регламентируются законами России, а за их нарушение предусмотрена административная ответственность.
Чтобы узнать дополнительную информацию об установке, посмотрите видео на ютюбе, где опытный мастер показывает, как нужно самому подключать осевые механизмы:
Грузовая ось на прицепах: для чего нужна подъемная, схема работы
Ключевые подвижные части (тормоза, колеса, диски и т.п.) полуприцепа монтируются на специальную ось, которая испытывает колоссальную нагрузку. Несущая конструкция может быть в форме трубы с прямоугольным сечением или круглым.
Характеристика оси полуприцепа
Существует разнообразие конструкций и особенностей. Внешне это стальные трубы. Материал изготовления прочный, что гарантирует длительную эксплуатацию, надежность.
При регулярном техосмотре, правильном расположении груза ось полуприцепа сможет прослужить годы. В зависимости от производителя машины понадобятся подвески в разном количестве. Важно приобретать комплектующие, соответствующие по конфигурации.
Предназначение
Грузовые оси на полуприцеп необходимы для комплектации тягачей. К примеру, оси полуприцепа КамАЗ. Стальные изделия нужны для надежного движения груза по дороге.
Виды и количество
Производители прицепов устанавливают разное количество осей. Европейские производители ставят полуприцеп на две трубы, а производители из США предпочитают устанавливать на тягачи три. При перевозке тяжеловесных грузов используют до девяти подвесок, что свойственно для оси на американских полуприцепах.
При других классификациях применяются такие показатели, как размер диска, габариты, диаметр балки, тип тормоза, ошиновки.
По грузоподъемности различают оси прицепов и полуприцепов на 9, 11, 13, 20 т. Они бывают торсионными и рессорными. Первые состоят из двух угловатых труб (одна расположена в другой). Они не проворачиваются благодаря резиновым жгутам.
Все подвижные части спрятаны и не требуют регулярного техосмотра. Это надежная простая конструкция. Стоит она недешево, не подходит для больших грузов. Для этих целей используют рессорную подвеску. Она прочная, устойчива к неровностям на дорогах, но более сложна в монтаже, требует большего внимания при техобслуживании.
Подъемная ось
Дополнительно для снижения износа резины и увеличения тяговой динамики устанавливаются подъемная ось на полуприцепе, или «ленивцы». Они помогают сэкономить топливо. Изготавливаются из легированной стали, имеют высокую точность положения. При создании таких конструкций проводятся сварочные работы, термическая обработка, предварительное тестирование.
Преимущества установки подобных элементов – улучшение плавности движения, совершенствование тяговой динамики, маневренности, управляемости. Такая конструкция приподнимается над дорогой при соответственном правильном распределении нагрузки.
Какую ось выбрать
Чтобы подобрать подвеску, лучше обратиться к консультантам в магазинах. Они помогут посчитать грузоподъемность и расход топлива. Немаловажную роль играет вид тормоза. На территориях с плохим дорожным покрытием предпочтительны дисковые. Нужно обратить внимание на тормозной путь и маневренность.
Иностранные подвески, как правило, усиленные и производятся из высококачественной стали.
Основные неисправности
Подвески прицепов и полуприцепов периодически требуют ремонта, когда возникают следующие ситуации:
Даже самый хороший и дорогостоящий прицеп при неправильной эксплуатации будет работать неправильно и выходить из строя. Регулярная диагностика оси поможет избежать ряда серьезных проблем.
Как рассчитать нагрузку на ось
Расчет для получения показателя прост: N=M1+M2, где:
M1 – нагрузка на переднюю ось;
M2 – нагрузка на заднюю.
При расчетах учитываются вес груза, нагрузка на дорогу, протяженность пути, регион. Для того, чтобы правильно все рассчитать, используются профессиональные калькуляторы, где в режиме онлайн вводят показатели. Некоторые из удачных сервисов: http://baltavtologistika.ru/calculator; https://calc.sespel.com/calculation/.
Где лучше покупать
Цена зависит от производителя. Одним из самых надежных производителей прицепов, полуприцепов и комплектующих считается BPW (БВП). Конструкции в самый раз подходят для эксплуатации в России. Стоимость такой новой оси на Аutoline 300 тыс. рублей, подержанная деталь – в 3 раза дешевле. Французская фирма Fruehauf производит качественные оси для полуприцепов. Б/у труба этой компании обойдется в 600 долларов.
Бывшие в употреблении оси SAf (САФ) для грузовика на Аutoline стоят 70 тыс. рублей, новая обойдется в 3 раза дороже. Эти конструкции изготавливают с рессорой или без нее. Безрессорные оси популярны в Европе. Для России больше подходит второй вариант, который отличается хорошей проходимостью и жесткостью.
Ведущими производителями качественных запчастей считаются США и Германия. Бюджетный вариант – продукция МАЗ, Тонар, КамАЗ, ОдАз.
Детальная информация видна на видео: