Для чего нужна подготовка к школе
Зачем нужна подготовка к школе?
И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений…
Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс. Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.
Для родителей, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни и сделать это до школьного звонка, существуют специализированные детские центры предлагающие программы по подготовки к школе.
Когда говорят о подготовленности ребенка к школе, подразумевают как психологическую готовность ребенка к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу, чтобы начать обучение в школе.
Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности Вашего ребенка, она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, не знакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, Ваш ребенок получает знания, которые необходимы для успешного прохождения тестов, определяющих уровень готовности Вашего ребенка к школе.
Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях:
Чтобы дать малышу конкретные знания, которые пригодятся ему за школьной скамьей, на занятиях:
Посещая занятия по подготовке к школе, Вы сделаете переход Вашего малыша к школьному обучению плавным, безболезненным и радостным!
Подготовка ребенка к школе: вред или польза?
Дети – самое важное в жизни родителей. Нам хочется дать им хорошее образование, помочь устроиться в жизни наилучшим образом, вырастить из малышей сильную и счастливую личность. Не удивительно, что многие взрослые, как только их ребенок немного подрастает, начинают задумываться о том, когда лучше начинать учить его читать и считать. Сейчас очень многие уверены, что занятия до школы – это абсолютное зло, готовиться к школе вредно и вовсе не стоит. Правда, потом родители, которые так считают, нередко сталкиваются с суровой реальностью. Так стоит ли готовить ребенка к школе заранее?
К школе необязательно готовиться
Официально ребенок не обязан уметь считать и читать до школы. По этой причине некоторые родители считают, что нет никакой необходимости заранее готовиться к поступлению в первый класс. Они не понимают, что подготовительные курсы, в первую очередь, позволяют легче адаптироваться к учебе.
Когда дети приходят в школу у них начинается длительный период адаптации. Независимо от того, посещал ли малыш детский сад или им занимались дома, ему не так-то просто привыкнуть к учебным будням. Новый коллектив, к которому необходимо найти подход, учитель, который заставляет сидеть за партой и выполнять различные задания – все это является стрессом для маленьких первоклашек.
Большинству детей непривычно так долго сохранять сосредоточенность, они постоянно отвлекаются. В отдельных случаях у малышей даже наблюдаются истерики: они отказываются идти в школу или выполнять задания в классе. Это вызвано как раз тем, что ребенок попал в непривычную для него среду, к которой оказался совершенно не готов. Стоит ли говорить о пользе подготовительных курсов? Групповые занятия для дошкольников как раз и направлены на то, чтобы ребенок заранее мог привыкнуть к учебе, не испытывал потом переживаний.
Зачем учить то, что и так объяснят в школе
Статистика показывает, что подавляющее большинство первоклашек при поступлении в школу уже умеют читать и считать в пределах десяти. Важно учесть и то, что даже в детских садах дают первоначальные знания об алфавите и цифрах.
Когда малыш приходит учиться совершенно неподготовленным, он сталкивается с высокой конкуренцией. Его одноклассники, которые посещали подготовительные курсы, уже читают слова по слогам, а то и целиком, в то время как этот ученик только осваивает первые буквы. Со счетом ситуация обстоит аналогичным образом. Естественно, ребенку может быть обидно, что он не успевает за одноклассниками, ведь дети остро нуждаются в демонстрации своих умений, того, что они ничем не хуже и даже лучше других. Отсутствие занятий до школы лишает малыша этой возможности, как минимум, на ближайший год. Даже ко второму классу не факт, что ребенок догонит уровень сверстников.
Также противники дошкольного образования не учитывают и то, что школьная программа значительно изменилась за пару десятков лет. Если раньше дети полгода писали «палочки» и «крючочки», то сейчас они во втором полугодии уже пишут слова целиком и даже целые предложения. Нагрузка по математике также стала выше. Неподготовленный ребенок сталкивается с тем, что ему нелегко дается школьная программа. Это может привести к тому, что у него полностью пропадет мотивация учиться.
Раннее обучение вредно для детей
Когда речь заходит даже о здравом подходе к подготовке к школе, некоторые родители призывают отказаться от подобных занятий. Они считают, что таким образом ребенок лишится детства, ведь его главная задача – весело проводить время. Почему-то многим кажется, что дошкольное образование – это нудное выполнение заданий и строгий учитель – прямо как в школе. Конечно, это не так.
Правильные подготовительные занятия ведутся строго в игровой форме. На них ребенок именно в форме игры знакомится с буквами и цифрами, учится складывать простые слова и выполнять первые арифметические операции. Также во время занятий у ребенка мягко формируется понятие дисциплины: он не только учится спокойнее себя вести за партой, но и постепенно развивает свою концентрацию.
Также противники подготовки к школе в своих суждениях опираются на то, что мозг маленьких детей еще не приспособлен распознавать информацию в виде символов, а значит раннее обучение детей буквам и цифрам – вредно. Многие люди бросаются из крайности в крайность. Не идет речи о том, чтобы учить ребенка двух-трех лет алфавиту, это, как минимум, не принесло бы никакой пользы. Под подготовкой к школе подразумевается работа с детьми не младше 5-6 лет. Именно в этом возрасте ребенок уже достаточно сформирован, чтобы потихоньку учиться читать и считать, а значит, и заниматься дополнительно с ним уже можно, главное выбрать хорошие курсы и правильную программу для обучения.
Готовиться к школе не только можно, но и нужно. Главное соблюдать возрастные рекомендации, а также выбирать хорошие подготовительные занятия. Тогда и ребенок пойдет в первый класс уверенным в собственных силах.
Подготовка к школе: деньги на ветер или необходимость
Родители шестилеток уже думают, куда отдавать детей на подготовку к школе и стоит ли это вообще делать. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, показывает, чем школьные курсы отличаются от развивающих центров и почему они нужны, а ещё рассказывает, как не перегружать детей.
Прошла первая четверть. Первоклассники потихоньку привыкают к школьной жизни, для них пора подготовки к школе прошла. Наступает время подготовительных курсов для дошколят. Подобные курсы открываются как в самих школах, так и в развивающих центрах. Куда отдать ребёнка на подготовку? Этот вопрос встаёт перед родителями, которые тщательно планируют поступление в первый класс или, в принципе, уделяют большое внимание полноценному развитию ребёнка. Поговорим о преимуществах подготовительных курсов при школах и при развивающих центрах.
Я сама пару лет была руководителем курсов при школе, общалась с педагогами, с родителями и детьми. Опыт работы учителем на подготовительных курсах тоже есть. Если бы передо мной встал выбор, куда вести ребёнка на подготовку к школе, то выбор был бы очевиден — в школу.
Подготовительные курсы при школе
Обычно на подготовительных курсах работают педагоги, которые набирают класс, поэтому важно познакомиться с ними и ребёнку, и родителям. Одно дело, когда родители владеют информацией об учителе от выпускников или их родителей, другое дело личное знакомство. Живое общение с педагогами, набирающими первоклассников, даёт возможность оценить будущее взаимодействие.
Часто педагоги, набирающие класс, дают открытые уроки. Родители перед поступлением могут посмотреть, какая атмосфера на уроке и какая у педагога манера ведения урока, как он общается с детьми, насколько логично выстроен урок и подобраны задания по теме.
Любой родитель, не имеющий педагогического образования, может понять, интересно ли ему, взрослому, на уроке. Открытые уроки помогают родителю не только оценить профессионализм учителя, но и увидеть, как ребёнок ведёт себя на уроке: как включается в деятельность, понимает ли задание и инструкцию к нему, правильно ли выполняет.
Подготовительные курсы при школе позволяют ребёнку увидеть свою учительницу, познакомиться с ней, привыкнуть к её голосу — всё это облегчает адаптацию к школе. Часто на подготовке можно познакомиться с теми, кто, возможно, станет одноклассниками.
12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе
Подготовительные курсы в школе дают возможность проконсультироваться. Когда я была руководителем школы для подготовишек, то проводила мастер-классы для родителей по волнующим их темам (посты в моём блоге — это материалы проведённых мастер-классов для родителей будущих первоклассников). Я занималась консультированием родителей. Самая популярная консультация была по чтению. Родители приходили вместе с детьми и получали рекомендации, например, о том, что нужно делать, чтобы навык чтения формировался правильно, чтобы не пропадал интерес, чтобы увеличивалась скорость.
Ещё одно преимущество подготовительных курсов при школе — программы. Педагоги, работающие на подготовительных курсах, никогда не дублируют программу первого класса. Поэтому ребятам точно не будет скучно в первом классе из-за того, что они знают материал. Престижные школы часто подтягивают до того уровня, который необходим для поступления именно в эту школу (например, гимназию). Многие школы с углублённым изучением определённой дисциплины требуют более высокого уровня подготовки к школе. Это и понятно, в гимназиях большая нагрузка, и программы по многим предметам имеют углублённое содержание.
Курсы — отличная возможность для педагога провести входную диагностику будущих учеников
Все знают, что тестирование запрещено, в любую школу обязаны принять любого ребёнка (по прописке). Для педагога-профессионала не составит труда определить уровень готовности детей к школе, не проводя специальных тестов — всё выясняется в ходе наблюдения и анализа выполненных заданий. Это хорошо тем, что можно выстроить индивидуальный маршрут подготовки к школе каждому ученику и дать рекомендации каждому родителю.
Многие родители отдают детей на подготовительные курсы при школе с той лишь целью, чтобы попасть именно в эту школу. Это большое заблуждение. Сейчас в школу поступают по прописке и в порядке очереди подачи документов. Подготовительные курсы можно выбрать не в своей школе, а в другой, которая не по прописке. Не страшно, если программы подготовки будут разные, главное, чтобы они не повторяли программу первого класса.
Многие убеждены, что подготовительные курсы при школе ничему не научат. Действительно, чему можно научить ребёнка на занятии в 25 минут раз в неделю?
1564 рубля на канцелярию и 2300 — на форму. Сколько тратят родители на сборы в школу
Правильно сидеть и поднимать руку на уроке, даже решать задачи и писать примеры его научили уже в садике (про то, что часто садики берут на себя функционал школы, это отдельный разговор). Так для уверенности, что ребёнка отлично подготовят к школе, родители параллельно отдают его на программы подготовки при развивающих центрах, а это сильнейший перегруз.
Представьте, ребёнок после садика идёт ещё на пару часов на учебные занятия! Чтобы снизить нагрузку, школьные курсы подготовки организуют в субботу — это ещё один плюс подготовительных курсов при школе.
Подготовительные курсы при развивающих центрах
Я негативно отношусь к развивающим центрам, если они являются дополнением к садику и кружкам. Они хороши вместо садика и кружков, и то, смотря какие программы развития и подготовки предлагают.
Сейчас модно отдавать детей на курсы скорочтения, ментальной арифметики и так далее. Родители думают, что именно эти программы отлично готовят к школе. Курсы скорочтения — это беда всех учителей первоклассников. Скорочтение хорошо тогда, когда навык чтения сформирован, ребёнок бегло читает, умеет правильно списывать. Когда навык чтения только формируется, скорочтение опасно. Ментальная арифметика — отлично, но не на первых порах овладения счётом.
При выборе программы подготовки к школе при развивающем центре лучше проконсультироваться со специалистом
Не со специалистом центра, а с учителем, к которому планируете идти. Я бы параллельно проконсультировалась с психоневрологом и логопедом. Специалисты данного профиля помогут определить проблемы, если они есть, и подскажут программу коррекции. Это гораздо важнее сделать до школы, чем готовить к ней без профессионального сопровождения.
Есть родители, которые категорически против подготовительных курсов — не нравится ребёнку, перегрузка и другое. Но к школе ребёнка подготовить надо. Встаёт вопрос, что должен уметь делать, знать будущий первоклассник?
1. Желательно читать или хотя бы знать буквы. Произносить все звуки правильно.
2. Описывать картинку, выстраивать последовательность картинок и составлять по ним рассказ.
3. Уметь считать до 100. Прямой и обратный счёт.
4. Уметь составлять математический рассказ по картинке.
5. Знать некоторые геометрические фигуры, уметь их рисовать.
6. Рисовать человека, дом, дерево.
7. Уметь правильно держать ложку, вилку, кисточку, карандаш, ножницы.
8. Уметь вырезать. Обводить шаблон.
9. Знать много сказок, иметь хороший словарный запас.
10. Уметь играть и организовывать коллективные игры. Решать бесконфликтно коммуникативные ситуации.
11. Ориентироваться на листе. Писать графический диктант.
12. Уметь общаться со сверстниками, знать и владеть правилами общения со взрослыми.
13. Уметь слушать инструкцию учителя и придерживаться её при выполнении задания.
14. У ребёнка должна быть развита эмоционально-волевая сфера.
Кстати, именно этому и учат или корректируют эти умения на правильных подготовительных курсах хоть в школе, хоть в развивающем центре. Всё остальное — дело школы. Главное, будьте к ней готовы!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Консультация «Нужна ли детям специальная подготовка к школе?»
Ольга Колчина
Консультация «Нужна ли детям специальная подготовка к школе?»
«Нужна ли детям
специальная подготовка к школе?»
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет обучаться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.
Задолго до первого сентября начинаются семейные советы:
Нередко, рассуждая таким образом, родители не помогают ребенку стать школьником, а мешают ему приготовиться к сложному труду – учению.
Что же могут и должны сделать и родители и воспитатели, чтобы вступление детей в новую пору жизни было не только безболезненным для всех, но и радостным и результативным?
В каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. Родители чаще всего решают этот вопрос односторонне, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать и усвоил элементарные математические знания. Нередко бывает, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. Вот этого, как раз, и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Так нужна ли детям специальная подготовка к школе?
Педагоги, психологи выяснили, насколько важно для последующего обучения сформировать у ребенка самостоятельность, организованность, умение общаться с взрослыми и сверстниками, научить его, играя, добывать знания.
Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Какими знаниями должен обладать дошкольник, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием?
Ответы на эти вопросы совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в первый класс умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, не интересно.
В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе.
Существует и противоположная позиция – «ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить в первом классе». И, вооружившись «Азбукой», мама начинает интенсивную «подготовку к школе». Как правило, это приводит к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Под любым предлогом маленький ученик пытается увильнуть от чтения,а в ответ слышит: «Ну, подожди, вот пойдешь в школу – тогда узнаешь! Уж там-то тебя заставят!» Стоит ли удивляться, что в таких семьях ребенок совсем не хочет идти в школу, со страхом ждет учебного года.
Так как же поступить? Если ребенок посещает детский сад, то там он проходит необходимую подготовку к школе.
Дома, в семье играя вместе с детьми в словесные, звуковые игры, получая от этого обоюдное удовольствие еще и от необходимости думать, преодолевать трудности, можно подготовить ребят к обучению чтению.
Эти игры облегчат его дальнейшую школьную жизнь, избавит от множества проблем. Кроме того, ребенка лучше научить читать до школы – в 4-5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой чувствительности и восприимчивости к звуковой стороне речи. Поэтому, прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. (В детском саду главным помощником воспитателя в этом вопросе является методика Лидии Ефремовны Журовой). Дома, у родителей не всегда под рукой есть такой прекрасный материал, да и играть приходится не с целой группой детей, а с одним-двумя.
Можно и нужно воспользоваться этим периодом жизни ребенка и ввести его в увлекательный мир языка, открыть для них языковую действительность и таким образом привести к чтению.
Так с чего же начать? Как ввести ребенка в удивительный мир звучащего слова?
Есть чудесная книжка К. И. Чуковского «От двух до пяти». В этой книге собрана бесценная коллекция детских упражнений со звучащим словом. Читая К. И. Чуковского, мы обязательно вспомним те речевые игры, которые проделывали наши дети.
Ребенок радостно выкрикивает: «Мама! Рама, пама, кама, сама…»Мать сердито обрывает его: «Не болтай глупости!» А он, оказывается не «болтал»,а проделывал сложнейшее языковое упражнение: менял в слове один первый звук и получал новое слово. В школе такие задания дети выполняют с трудом, потому что в дошкольном детстве у них был искусственно задавлен, прерван, уничтожен этот прекрасный период языкового развития.
С чего же начинать занятия? Конечно, с игры!
Нужно отметить, что 4-х летнему ребенку произнести слово таким образом не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук «ж» и потянуть его на выдохе. Поэтому первое время ребенок повторяет слова за взрослым.
Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, дети начали намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.
Есть много стихов, авторы которых специально подобрали слова с частым повторением какого-либо звука.Например:
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише!»
Послушав музыку стиха, обсудив его содержание, улыбнувшись смешному мышонку,замечаем: «Ребята, вы обратили внимание на то, как шуршали листья под окнами мышиной норки?»И читаем стихотворение по-другому: «Мышшшонку шшшепчет мышшшь…» Дети присоединяются и читают стихи с усиленным акцентированием в них звука «ш».
Далее, задание усложняется. Предлагаем игру – кто больше назовет слов, в которых есть песенка «шуршащих листьев», т. е. слов, в которых есть звук «ш». Поможем детям, только так, чтобы им казалось. Что они все делают сами.
Ребенок еще ничего не знает о согласных звуках, об их мягкости и твердости, но различать их он должен обязательно и делает это, как правило, легко.
Теперь, когда звуки речи для наших детей так интересны, можно знакомить их с буквами. Дети с самого начала должны знакомиться с буквой, как со знаком и твердого и мягкого согласного звуков. Это нужно для того, чтобы процесс обучения был для них радостным, чтобы они каждый раз делали маленькие открытия.
В чем же сложность обучения чтению в русском языке? В нем нет четкого соответствия звука и буквы. Практически все согласные буквы русского языка обозначают два звука – твердый и мягкий. Увидев букву «эм», мы не знаем, какой звук мы должны произнести – твердый – «м» или мягкий – «мь». Только гласная буква, которая стоит после согласной, указывает на твердость или мягкость предшествующей согласной буквы.
Ну вот, наши дети уже читают. Медленно, растягивая звуки. Не стоит торопить их. Значит ли это, что они теперь будут читать книжки? Нет! Самостоятельное чтение придет еще не скоро. Не стоит лишать детей любимого чтения вслух. Дети начнут читать с удовольствием только тогда, когда техника чтения перестанет быть препятствием для быстрого продвижения от страницы к страницы. А пока они читают не для себя, а для мамы, бабушки, воспитателя. Они показывают взрослым, как научились читать. И только от внимания взрослых зависит, пристрастятся ли наши дети к чтению. Станет ли оно радостным, любимым, увлекательным занятием.
Учеными, педагогами, психологами доказано, что развитие детской руки находится в тесной связи с развитием речи и развитием мышления. Поэтому, важно помочь ребенку овладеть «ручной умелостью». В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые детям для овладения письмом, важно создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, формирования навыков «ручной умелости».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, развивающим заданиям на развитие мелких мышц,решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим его к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Конечно, писать шестилетнему дошкольнику очень трудно. Именно поэтому не нужно форсировать этот процесс. У ребенка слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Нужно помочь ему овладеть «ручной умелостью». И для этого совершенно не обязательно писать. Учителя и родители отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания и определенной функциональной зрелости коры головного мозга. Для укрепления мелкой мускулатуры пальцев детских рук я предлагаю рисовать, разукрашивать, выкладывать мозаику, собирать разные виды конструкторов, перебирать крупу, играть зернышками, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, заниматься лепкой, играть с бумагой, работать ножницами. Важно проводить массаж детских рук и пальчиковую гимнастику, укрепляя мелкие мышцы. Выполняя эти игры и упражнения, развивается умелость детских рук, самостоятельный зрительный контроль над движением руки. В дальнейшем ребенок легко справится с карандашом, ножницами, иглой для вышивания, и мы увидим, как легко он овладеет письмом в первом классе.
Итак, наши дети идут в школу. Мы готовили их этому событию несколько лет постепенно и терпеливо.Мы добились главного: им интересно заниматься, они любят узнавать новое, они хотят учиться.
Пожелаем успехов в их новой школьной жизни!
• «Обучение детей грамоте» Л. Е. Журова
• «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Группа авторов под руководством Гавриной С. Е., Кутяниной Л. Н.
• «Я учусь писать». Тригер Р. Д.
• «Готов ли ваш ребенок к школе?». /Советы педагога и психолога/. Виноградова Н. Ф., Журова. Л. Е.