Для чего нужна подготовка замещающих родителей

Подготовка замещающих родителей к приему ребенка на воспитание в семью

Дети – будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях (социальные сироты). Наиболее оптимальным решением проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются такие формы устройства их на воспитание в семью, как усыновление, опека (попечительство), приемная и патронатная семьи.

Практика работы в детском доме показывает, что замещающие родители на этапе приёма ребёнка в семью сталкиваются с различными трудностями и нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи с привлечением соответствующих специалистов. Данную помощь и поддержку кандидаты в замещающие родители получают посредством посещения “Школы приёмных родителей”, организованной на базе детского дома.

Занятия в школе приемных родителей являются курсами компетенции, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью.

Цель: оптимизация процессов становления и развития замещающих родителей.

Обучение и поддержку в школе приемных родителей ведут специалисты детского дома (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник) с привлечением специалистов отдела опеки и попечительства, ПМПК и др., которые помимо ведения занятий осуществляют наблюдение, что важно для предварительной оценки семьи кандидата.

Полный курс для улучшения качества подготовки обучающихся в “Школе приемных родителей” состоит из:

1 курс ориентирован на будущих родителей, находящихся в стадии поиска ребенка и оформления документов. Основная задача этого курса: помочь подготовиться кандидатам в замещающие родители к приему ребенка и его успешной адаптации к новой семье. Кроме того, слушатели имеют возможность получить знания о том, как строить отношения с приемным ребенком на различных этапах: во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях; как сблизиться с ребенком; как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения, а также узнать про типичные ошибки, ожидания и разочарования приемных родителей.

2 курс – для родителей, принявших ребенка на воспитание в семью. На курсе изучаются вопросы воспитания, взаимоотношений в семье, самоидентификация приемного ребенка, основные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители и способы из разрешения.

Тематический план занятий “Школы приёмных родителей” (I курс)

№ п/пТема и содержание занятияФорма занятияКол-во часов
1.Знакомство. Помощь и поддержка специалистов в процессе принятия ребёнка на воспитание в семью.

Значение предварительной работы с семьёй для эффективного приёма ребёнка.

Знакомство будущих родителей со специалистами, работающими в школе, структурой и содержанием курса обучения.

Обсуждение правил работы группы.

Семейная история участников.

Психологическая диагностика будущих родителей.

Выявление ожиданий участников группы от занятий.Практическое занятие22.Пространство семьи.

Обсуждение домашнего задания.

Выступление членов семей, уже имеющих опыт воспитания приемных детей.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Выступление логопеда о речевом развитии детей, воспитывающихся вне семьи.

Работа с техникой “Динамическая скульптура семьи”.

Рефлексия результатов занятия.

Домашнее задание.Практическое занятие33.Стереотипы и взаимоотношения в семье.

Обсуждение домашнего задания.

Ролевая игра “Конфликт в семье”.

Обсуждение правил коммуникации в семье.

Упражнения на эмоциональную отзывчивость.

Рефлексия результатов занятия.

Домашнее задание.Практическое занятие34.Семейные нормы и правила. Поощрения и наказания.

Приветствие. Упражнение “Поймай взгляд”.

Групповое обсуждение темы

“Влияние физических наказаний на поведение ребенка”.

Рекомендации по выработке системы “поощрение- наказание”.

Рефлексия результатов занятия.

Домашнее задание.Практическое занятие35.Саморегуляция эмоционального состояния.

Обсуждение домашнего задания.

Способы саморегуляции: способы, связанные с управлением дыхания, тонусом мышц, движением, воздействием слова, использованием образов.

Рефлексия результатов занятия. Домашнее задание.Тренинг-семинар36.Что нас делает семьей.

Упражнение “Мост любви”.

Обсуждение домашнего задания.

Форма семейного устройства – патронатное воспитание.

Упражнение “Волшебный круг”.

Круглый стол по итогам обучения на 1 курсе “Школы приемных родителей”.Практическое занятие3

Ниже представлен конспект занятия №1 “Школы приёмных родителей”.

Занятие 1. Знакомство. Помощь и поддержка специалистов в процессе принятия ребёнка на воспитание.

Задачи:

Погрузить членов потенциальных приемных семей в проблему сиротства. Продемонстрировать, что именно приемная семья является выходом для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мотивировать семьи на прохождение курса подготовки.

Мотивировать семьи на поддержку друг друга (в будущем они должны стать группой психологической поддержки и помогать друг другу в воспитании приемных детей).

Обсудить мотивы приема, ожидания и опасения, связанные у семьи с интеграцией в нее приемного ребенка.

Приветствие и сообщение специалистов.

Специалисты представляются, говорят о том, что они рады каждой семье, особо отмечая благородную спасительную миссию приемной семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Примерный текст сообщения.

Как известно, каждый ребёнок нуждается в заботе, ласке, взаимопонимании, позитивном общении. Всё это ребёнок получает в семье. Ребёнок, который растёт и воспитывается не в своей семье – всегда нежелательное явление. Как бы комфортно и уютно не было ребёнку в детском доме, какие бы не были созданы для него условия, ничто не сможет заменить ребёнку семью, общение с родителями. Поэтому мы рады тому, что вы не остались равнодушными к искалеченным судьбам наших воспитанников и проявили готовность принять в свою семью нового его члена.

Но воспитывать сироту, конечно, нелёгкий труд. Необходимо терпение и понимание, ведь и самому ребёнку, и, вам, “новоиспечённым родителям”, будет очень трудно приспособиться друг к другу, к новым условиям. Поэтому необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи помог ребёнку почувствовать себя своим в семье.

Кто такой приёмный ребёнок с точки зрения психологов? Это ребёнок, в отношении которого уже с момента рождения допускается социальная несправедливость. Он рожден не по любви (от него отказались родители). С самого раннего детства он переезжает из одного воспитательного учреждения в другое, ему приходится постоянно адаптироваться к новым условиям. В то же время ребёнку недостаёт индивидуального понимания, не хватает положительных эмоций, нормального человеческого общения.

Именно приёмная семья должна стать для такого ребёнка своеобразной психологической “нишей”, в которой он сможет пройти своего рода психотерапевтическую реабилитацию после стресса; в которой он обретёт недостающие ему тепло, внимание, сочувствие, заботу, ласку; где сможет почувствовать свою нужность и ценность.

Для того, чтобы всё это обеспечить вы должны быть психологически готовы ко всем тяготам воспитания своего будущего ребёнка, к любви и заботе о нём. Ведь приёмный ребёнок больше всего хочет, чтобы его “приняли”, признали своим, хочет иметь свою семью.

Вы познакомитесь с педагогическими и психологическими приёмами взаимодействия с ребёнком, научитесь понимать поведение ребёнка.

Ведь погода в доме с приёмом ребёнка должна становиться более солнечной и ясной. Вы сможете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви. Ведь только вы способны дать ребёнку возможность обрести новую семью и “путёвку в жизнь”.

Ведущие с воодушевлением поддерживают семейные презентации.

3. Обсуждение и принятие правил работы группы. Ведущие объясняют значение правил для функционирования группы, просят членов семей предлагать правила, записывают на доске (листе ватмана) каждое высказывание, затем обсуждают и принимают правила.

4. Обсуждение мотивов, ожиданий, опасений, связанных с приемом ребенка.

1). Семьи получают задание обсудить в малой группе (в своей семье) предлагаемые вопросы и записать краткие ответы на листочках. Листочки с ответами подписывать не нужно.

Вопросы для обсуждения:

— Почему вы хотите воспитывать приемного ребёнка?

— Как вы себе представляете поведение ребенка в семье, отношения с ним?

— Чего вы опасаетесь в своих будущих отношениях с приемным ребенком?

После обсуждения специалист проходит по группе и собирает листочки с ответами, перемешивает их. Ответы на вопросы зачитываются и обсуждаются.

2) Работа со шкалой (отрезок прямой линии с градациями от 0 до 100%). Участники должны отметить на шкале, насколько каждый из членов семьи хочет, чтобы был осуществлен прием, и насколько семья готова к приему.

Примечание. Как, правило, семьи на первом занятии не имеют адекватного представления ни о своих мотивах, ни об отношениях в поведении детей. При этом большинство боится дурной наследственности, которая может со временем проявиться. Свою готовность оценивают очень высоко, около 100%.

5. Юридические вопросы, связанные с приёмом ребёнка на воспитание. Формы устройства детей на воспитание в семью.

Выступление специалиста отдела опеки и попечительства о формах устройства детей на воспитание в семью.

6. Рефлексия занятия. Каждая семья отвечает на вопросы:

— Что было самым важным для вас на занятии?

— Изменились ли ваши представления о воспитании приемного ребенка в семье?

— Что вам необходимо, чтобы подготовиться к приему ребенка в семью?

7. Домашнее задание

1. Необходимо начертить план своей квартиры и отметить любое место каждого члена семьи: за обеденным столом, перед телевизором, в спальне, общей комнате и т.д.

2. Найти на плане своей квартиры пространство для приемного ребенка, отметить его место за обеденным столом, перед телевизором, в спальне и т.д.

Источник

Нижегородская региональная общественная организация «Детский проект»

Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть картинку Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Картинка про Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Фото Для чего нужна подготовка замещающих родителейНе забудьте записаться на занятия в Школе приемных родителей!

Зачем нужна школа приемных родителей?

С сентября 2012 года в силу вступает закон «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому для оформления опеки или усыновления требуется документ о прохождении подготовки приемных родителей.

Что дает такая школа? Занятия помогают потенциальным и уже опытным приемным родителям получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, процедурную, процессуальную.

Кому еще будут полезны эти занятия?
— Тем, кто уже взял ребенка в семью
— Всем, кто еще только задумывается о том, чтобы взять ребенка из детского дома
— Волонтерам, работающим с детьми-сиротами

«Школа приемных родителей» помогает потенциальным и уже опытным приемным родителям получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, процедурную, процессуальную. Cистема подготовки в Школе приемных родителей учит разбираться в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей, квалифицированно решать возникающие проблемы, строить доверительные отношения.

Занятия бесплатные.

На занятиях могут присутствовать все желающие.

Что Вы узнаете на занятиях ШПР?

На занятиях ШПР можно:

Обучение и поддержку в ШПР ведут практические специалисты: юрист по семейному праву, врач-психиатр-психотерапевт, социальный педагог, детский психолог, семейный психолог, методист.

Принципы работы ШПР

Система подготовки не представляет из себя набора универсальных рецептов и беспроигрышных советов для каждого случая, но позволяет слушателю самому научиться разбираться в ситуации и квалифицированно вырабатывать и находить оптимальные решения, подходящее для конкретной ситуации.

По окончании занятий каждому из слушателей выдаются необходимые справочные материалы и свидетельство о прохождении курсов, которое может служить рекомендацией для органов опеки и попечительства.

Вот адреса лишь некоторых школ приемных родителей в Нижнем Новгороде:

1) В Центре «Журавушка»: тел. (831) 4172121, 417-54-69 в будни с 9.00 до 17.00.
2) Школа «Мамонтенок» на базе детского дома №6: тел. (831) 467-05-17 с 9.00 до 16.00 в будние дни.
3) Школа в Ленинском районе на базе центра «Солнышко»: Ленинский район, ост. «Станция метро «Заречная»; ул. Дружбы, 29а, СРЦН Солнышко». Тел.: 244-17-49, 8-920-25-25-982, 8-903-041-7753.

Источник

Что такое школа приемных родителей и как стать ее слушателем

Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть картинку Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Картинка про Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей

Школы приемных родителей вошли в нашу жизнь относительно недавно, но закономерно. Число семей, желающих принять к себе ребенка-сироту, увеличивается, и появление подобного института, занимающегося подготовкой приемных родителей, было лишь вопросом времени. Впрочем, до сих пор у многих потенциальных слушателей курсов к Школе приемных родителей остаются вопросы. Так ли необходимо проходить подготовку, где записаться, что происходит на занятиях? Рассказываем, что такое школа приемного родительства и как стать ее слушателем.

Что такое ШПР?

По сути, любая столичная школа приемных родителей — это место, где кандидаты в замещающие родители готовятся к принятию ребенка в семью. В Москве работает больше 30 подобных площадок. Занятия в школах абсолютно бесплатные.

По закону без прохождения этих курсов взять ребенка в семью нельзя. Исключение составляют только его близкие родственники (бабушки и дедушки), а также те, кто уже является замещающими папами и мамами. Впрочем, близкие родственники или уже состоявшиеся приемные родители при желании могут пройти подготовку, просто для них она не будет обязательной. Наличие кровных детей, в свою очередь, не является «отводом» от курсов — все же опыт приемного и кровного родительства заметно отличается друг от друга.

Кандидатам рекомендуют посещать занятия вместе со своими супругами, ведь воспитание — это общее дело, и все возникающие трудности партнеры все равно будут встречать вместе. К определенным занятиям могут подключаться и взрослые кровные дети участников. Так они лучше поймут, насколько готовы к появлению нового брата или сестры, освоят полезные навыки.

«Слушатель ШПР узнает на занятиях много нового и полезного, получит новый опыт. Но главный вопрос, на который кандидат со всей ответственностью должен ответить по окончании занятий: готов ли он стать замещающим родителем? Несомненно, приемное родительство — это многогранный опыт для любого человека, включающий и радости, и трудности. Но одновременно это еще и очень серьезный шаг. Проходя подготовку в ШПР, кандидаты в замещающие родители знакомятся с новой информацией, исследуют себя и собственные ресурсы, ресурсы и ограничения своей семьи. Стараются понять, действительно ли могут они сейчас взять ребенка, ребенку с какими потребностями они смогут помочь и так далее. Кто-то в итоге еще больше утверждается в своем желании, а кто-то, наоборот, решает пока не становиться замещающим родителем, и это тоже очень хороший результат подготовки. Лучше отложить решение о приеме ребенка, нежели взять ребенка, не рассчитав свои силы, навредив тем самым подопечному и остальной семье», — рассказывает Юлия Евстратова, ведущая Школы приемных родителей при ЦССВ «Наш дом».

Возможность принять наиболее осознанное решение — не единственный результат окончания ШПР. Слушателя курсов знакомят со всем процессом приема ребенка в семью: от начала сбора документов до будущих нюансов жизни с новым домочадцем. Среди самых важных тем — психология ребенка, пережившего разрыв с кровной семьей, его адаптация к новым родителям, законодательство в сфере защиты детства и преодоление трудностей воспитания, которые могут выпасть на долю замещающего родителя. Прошедший курсы должен обладать всеми знаниями и навыками, которые помогут его семье трансформироваться в приемную.

Как проходит подготовка

Занятия в ШПР проводятся в очной или очно-заочной формах. Срок подготовки в зависимости от конкретного учреждения составляет от 56 до 80 академических часов.

Значительная часть занятий школы проходит в формате тренинга. Кандидаты много взаимодействуют друг с другом, выполняют те или иные интерактивные задания (например, участвуют в ролевых психологических играх, смотрят обучающие ролики с их последующим обсуждением в группе и так далее). Школы могут проводить и выездные занятия. Тогда слушатели ШПР отправляются в один из центров содействия семейному воспитанию, где общаются с детьми, применяя на практике свои новые компетенции. Кроме «уроков», указанных в расписании, кандидаты выполняют домашние задания: заполняют тесты, самостоятельно читают статьи, смотрят тематические фильмы и другое.

«В обычной школе или любой образовательной организации на изучаемый предмет чаще всего смотрят со стороны. В ШПР мы стараемся дать участникам возможность хотя бы отчасти пережить, почувствовать то, о чем говорим. Для этого и нужно такое количество тренингов и интерактивных занятий. Кого-то изначально может смутить тесная работа участников в группе, не все привыкли открыто обсуждать вопросы приема ребенка. Но и это сделано для пользы. В группе удобнее и эффективнее обсуждать трудные вопросы, легче делиться опытом и находить единомышленников, быстрее учишься слушать и говорить. Формат ШПР помогает усваивать информацию быстрее и эффективнее, перекидывает мостик от знания к умению, позволяет переходить от простого к сложному», — объясняет Юлия Евстратова.

Подготовка завершается итоговой проверкой знаний. По окончании курса слушатели получают бессрочное свидетельство о прохождении подготовки, которое понадобится в дальнейшем для оформления документов на ребенка. Свидетельство действует на всей территории России — то есть вы можете пройти школу в Москве, а взять ребенка в Екатеринбурге.

Как выбрать ШПР и записаться в нее

Школу приемных родителей можно выбрать независимо от места постоянной или временной регистрации. В Москве запись ведется через портал «Моя новая семья». Подходящие курсы можно найти, используя фильтрацию по конкретному округу или времени старта / окончания программы. Доступен поиск по карте, есть информация о каждой из работающих в городе школ.

«Выбирая школу, изучите информацию в интернете, пообщайтесь с представителями учреждений, почитайте отзывы выпускников в сети. Это поможет сделать ваш выбор осознанным. Прохождение ШПР — процесс небыстрый, и важно правильно рассчитать свои возможности для частого посещения занятий на определенный срок, благо встречи проводятся по различным графикам, в том числе и в выходные дни. В каждой из школ могут быть пусть и не глобальные, но свои персональные особенности подготовки. К работе в ШПР подключаются специалисты организации: юрисконсульт, логопед, дефектолог, опытные замещающие родители», — рассказывает Юлия Евстратова.

На заметку!

Узнать больше о работе школ приемных родителей, жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы также можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть картинку Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Картинка про Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Как пройти подготовку приемного родителя

1. Кому нужно проходить обучение в школе приемных родителей?

Пройти обучение в школе приемных родителей обязаны те, кто собирается:

Отказаться от прохождения обучения могут только близкие родственники сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей (бабушки, дедушки, старшие полнородные и неполнородные братья и сестры), отчимы и мачехи (если собираются усыновить пасынка или падчерицу), а также те, кто уже является опекуном, попечителем или усыновителем (при условии, что опека и усыновление не отменены).

2. Чему учат в школе и как проходит обучение?

В школе приемных родителей желающим взять ребенка на воспитание в семью:

Срок обучения в разных школах неодинаковый: курс может длиться от 56 до 80 академических часов.

В случае пропуска более 20% занятий, изучить непройденный материал возможно с последующими группами.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Если она успешно сдается, выдается свидетельство о прохождении подготовки. В дальнейшем его необходимо будет предъявлять в органы опеки и попечительства при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приемной семьи.

3. Как выбрать школу и записаться в нее?

Подготовку усыновителей и опекунов (попечителей) в Москве проводят уполномоченные органами опеки школы.

Записаться в любую школу приемных родителей, независимо от места постоянной или временной регистрации, можно на сайте «Моя новая семья». При отсутствии свободных мест можно записаться в лист ожидания. Специалисты сообщат об открытии новой записи по оставленным контактам.

4. Что такое психологическое обследование?

В школах приемных родителей проводят психологическое обследование желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Сделать это могут только с письменного согласия обучающегося.

Также с письменного согласия обучающегося может быть проведена социально-психологическая диагностика возможностей его семьи осуществлять замещающую семейную заботу. Основанием для прохождения такой диагностики является письменное заявление обучающегося (в свободной форме). По результатам социально-психологической диагностики выдается заключение.

Результаты психологического обследования могут быть переданы в орган опеки и попечительства, но только с письменного согласия обучающегося.

Источник

Для чего нужна подготовка замещающих родителей

Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть картинку Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Картинка про Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть картинку Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Картинка про Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть фото Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Смотреть картинку Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Картинка про Для чего нужна подготовка замещающих родителей. Фото Для чего нужна подготовка замещающих родителейОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 “О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей”

Минобрнауки России в целях реализации Федерального закона № 351-Ф3 и Постановления № 391 издан и направлен на государственную регистрацию в Минюст России приказ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

Указанный приказ размещен в сети Интернет на сайте «Усыновление в России» в разделе «Законодательство и нормативные документы»,

В целях соблюдения требований Федерального закона № 351-Ф3 и Постановления № 391, обеспечения граждан, желающих принять ребенка в семью на воспитание, информацией о порядке прохождения подготовки, Министерство просит принять в возможно короткие сроки исчерпывающие меры, обеспечивающие:

организацию подготовки граждан, желающих стать усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями;

проведение массовой информационно-просветительской работы с населением по вопросам организации подготовки на территории субъекта Российской Федерации, включая информирование граждан об органах и организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также предоставление гражданам возможности оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки;

оперативное всестороннее и объективное рассмотрение всех обращений граждан, связанных с прохождением подготовки, и принятие по ним мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.

Приложение: на 14 л.

Приложение
к письму Министерства
образования и науки РФ
от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07

Рекомендации
по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Общие положения

Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;

для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.*(2)

Указанные граждане могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию.

Заявления об усыновлении, не рассмотренные на день вступления в силу Федерального закона № 351-ФЗ, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими на день подачи указанных заявлений в суд.*(3)

2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители

Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются в том числе:

помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;

ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

3. Органы и организации, уполномоченные проводить подготовку кандидатов в приемные родители

В соответствии с пунктом 24.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование расходов на подготовку кандидатов в приемные родители осуществляется за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

Организация подготовки кандидатов в приемные родители возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить граждан, в том числе организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.*(4)

Следует учитывать, что, в отличие от подготовки кандидатов в приемные родители, проведение психологического обследования граждан не является обязательным и проводится только с их согласия.

Согласно пункту 3 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители установлен приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями:

за счет собственных средств (в том числе за счет средств, выделяемых организациям на реализацию государственного (муниципального) задания, внебюджетных средств и других не запрещенных законом источников);

на основе положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При размещении заказа на оказание услуг, связанных с проведением подготовки кандидатов в приемные родители, к организациям могут быть предъявлены требования, установленные Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334.

Представляется целесообразным осуществлять подготовку кандидатов в приемные родители на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями, в частности, на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческих организаций, специализирующихся на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Поскольку программа подготовки кандидатов в приемные родители не относится ни к одному из установленных статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» видов образовательных программ, и, таким образом, не является образовательной программой, деятельность по реализации программы подготовки кандидатов в приемные родители не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании каких-либо видов деятельности.

При передаче полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители проводится отбор организаций, претендующих на осуществление указанного вида деятельности, и проверка их на соответствие установленным требованиям.

Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства либо организаций, которым передано соответствующее полномочие, по подготовке кандидатов в приемные родители не требует лицензирования.

Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организациями на безвозмездной основе, то есть взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается.*(6)

4. Порядок осуществления и программа подготовки кандидатов в приемные родители

При разработке Порядка подготовки и организации подготовки кандидатов в приемные родители в субъекте Российской Федерации следует исходить, прежде всего, из интересов граждан и необходимости обеспечить удобство для граждан процесса прохождения подготовки.

В Порядке подготовки целесообразно установить, что зачисление граждан на курс подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется организациями по их письменному заявлению при обращении в орган опеки и попечительства или в организацию. Неправомерно устанавливать в Порядке подготовки требования по предоставлению гражданами документов, указанных в пункте 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и в пункте 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, или иных документов, кроме документа, удостоверяющего личность гражданина.

Следует предоставить гражданам право самостоятельного выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места их жительства или пребывания в пределах субъекта Российской Федерации.

Необходимо определить порядок информирования граждан об организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, обеспечивающий легкую доступность указанной информации для заинтересованных лиц.

Органам опеки и попечительства, организациям, осуществляющим подготовку кандидатов в приемные родители, следует проводить информационные кампании по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители.

В Порядке подготовки целесообразно предусмотреть возможность прохождения подготовки кандидатов в приемные родители в очной или очно-заочной форме. При организации проведения подготовки в очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы обучения. Порядок подготовки должен включать в себя описание процедуры использования таких методов.

Подготовка кандидатов в приемные родители может осуществляться в группе, численность которой не должна превышать 25 человек. Кроме того, следует предусмотреть возможность проведения подготовки для кандидатов в приемные родители в индивидуальном порядке.

Порядок подготовки также должен содержать требования к проведению итоговой аттестации, которая проводится в форме собеседования о возможных формах семейного устройства ребенка в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка.

Также в Порядке подготовки следует определить процедуру выдачи свидетельства слушателям, прошедшим программу подготовки кандидатов в приемные родители, процедуру выдачи дубликата свидетельства в случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, порядок ведения документации, в том числе регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку, а также выданных свидетельств в соответствующих журналах учета, утвердить формы таких журналов.

Необходимо отметить, что срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.

В связи с тем, что содержание и общая трудоемкость примерной программы соответствуют Требованиям к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623, прохождение повторной подготовки кандидатов в приемные родители гражданами, прошедшими подготовку до 1 сентября 2012 г. по примерной программе, не требуется. Указанным гражданам следует выдавать свидетельство установленной формы о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для представления в органы опеки и попечительства и получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном, а также в суд при усыновлении ребенка.

Граждане, получившие заключение о возможности быть усыновителем либо заключение о возможности быть опекуном, не обязаны представлять на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители.

5. Требования к составу и квалификации специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители

Порядок подготовки должен включать требования к составу специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители, и их квалификации.

К проведению подготовки кандидатов в приемные родители, в частности, рекомендуется привлекать социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников (врачей-педиатров, детских психиатров, психотерапевтов и других). Целесообразно отдавать приоритет специалистам, имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющим навыками обучения взрослых.

К участию в подготовке кандидатов в приемные родители также могут быть привлечены приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Рекомендуется организовать в субъекте Российской Федерации проведение повышения квалификации специалистов, которые осуществляют (будут осуществлять) подготовку кандидатов в приемные родители, по различным темам, предусмотренным программой подготовки, включая обучение навыкам ведения тренинговых групп, не реже одного раза в три года.

6. Особенности прохождения подготовки кандидатов в приемные родители иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации

Иностранные граждане проходят подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают. Подготовка кандидатов в приемные родители на территории иностранного государства должна проводиться с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623, а документы о прохождении такой подготовки, представляемые иностранными гражданами, должны подтверждать соблюдение указанных требований.

При этом следует учитывать, что документы о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители представляются в суд (пункт 8 части первой статьи 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Представление указанных документов на этапе подбора ребенка законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Однако, при обращении иностранных граждан к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители необходимо разъяснять им требования статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают, подтверждающими прохождение ими соответствующей подготовки с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждаемыми Минобрнауки России, являются в том числе следующие:

документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ;

копия утвержденной программы, по которой проводилась подготовка кандидатов в приемные родители;

копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам).

Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Также необходимо учитывать, что суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 272 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, может при необходимости затребовать и иные документы.

В случае если иностранные граждане не прошли подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они проживают, либо освоенная иностранными гражданами программа подготовки кандидатов в приемные родители не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, иностранные граждане могут пройти обучение по программе подготовки кандидатов в приемные родители на территории Российской Федерации. Информирование иностранных граждан о порядке прохождения подготовки кандидатов в приемные родители и организациях, уполномоченных на ведение указанной деятельности, на территории конкретного субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в Порядке подготовки.

В Порядке подготовки также целесообразно отразить, на каком языке осуществляется подготовка кандидатов в приемные родители. В случае осуществления подготовки только на русском языке Порядок подготовки должен включать в себя положение, устанавливающее возможность для иностранных граждан, не владеющих русским языком, обращаться в организацию с переводчиком.

Исполняющий обязанности
директора Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
С.В. Вителис

*(1) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» вступают в силу с 1 сентября 2012 года.

*(2) Пункт 1 статьи 127, пункт 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации.

*(3) Статья 3 Федерального закона № 351-ФЗ.

*(4) Пункт 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

*(5) Пункт 2 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

*(6) Пункт 8 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

Обзор документа

С 1 сентября 2012 г. вступают в силу поправки к СК и ГПК РФ. Согласно им лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), должны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку. Это касается и тех, кто хочет создать приемную семью, стать патронатным воспитателем. Исключение составляют усыновители-отчимы (мачехи), близкие родственники детей, усыновители или опекуны, которые уже являются (являлись) таковыми и не были отстранены от исполнения соответствующих обязанностей.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить кандидатов в приемные родители. В частности, нужно организовать обучающие семинары, тренинги по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан (с их согласия).

Целесообразно проводить такую подготовку на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями. Речь идет об организациях для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.

Гражданам следует разрешить самостоятельного выбирать организацию, в которой они будут проходить подготовку на территории региона.

Обучать должны специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющие навыками обучения взрослых. Также могут привлекаться приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *