Для чего нужна продленка
Группа продлённого дня: помощь родителям или тяжкий крест для детей?
Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама. А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков. Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».
Современная «продлёнка»
Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.
Отличие первое. «Продлёнка» стала платной
Первое и довольно ощутимое нововведение – во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и в цену включено питание.
В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.
К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих – льгот нет вообще. Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно. То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.
Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.
Отличие второе. График работы
Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00). Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит. Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.
Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 – 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 – 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.
Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»
Воспитатели групп продлённого дня сейчас – это что-то вроде дореволюционных классных дам. Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д. Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.
Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).
Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки. Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы. Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.
Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования. Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня. Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.
«Минусы» продлёнки
Конечно, группа продлённого дня – это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа – не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.
Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги – в мешки для сменки.
У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться. Представьте себе пятьдесят – шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится. Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.
Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.
Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы. Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно. Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому. В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.
Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным
К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:
Продленка, что нужно о ней знать
Школа – это период серьезных перемен не только для ребенка, но и его родителей. Правильный распорядок дня, досуг и тщательный присмотр воспитателей остается позади. В школе же, детишки учатся быть более самостоятельными, но полностью отказаться от помощи взрослых еще не могут. Если же из детского сада можно было забрать ребенка ближе к вечеру, после окончания рабочего дня, то в начальной школе многим из родителей приходится столкнуться с проблемой – кто же заберет ребенка после уроков?
Изменить рабочий график практически невозможно, да и договориться с родственниками или знакомыми, что бы они забирали ребенка со школы, получается не у всех. А ведь есть еще и домашние задания, различные секции или кружки, на которые также необходимо выделить время. В таком случае, важно узнать, есть ли в школах продленка, ведь она способна послужить единственным решением всех ваших проблем.
Что собой представляет продленка и нужна ли она вашему ребенку?
Продленкой является группа продленного дня, организованная для детишек, которые учатся в школе.
Если смотреть с психологической точки зрения, то продленка – это «выгодное» решение, как для детей, так и родителей, но в случае соблюдения следующих условий:
Вообще, ребенку есть чем заняться на продленке: выполнить домашнее задание, пообщаться со сверстниками в классе и творческой студии, посвятить время изучению английского языка. Кроме того, в группе продленного дня правильно организован режим: дети получают горячее питание, после выполнения уроков, есть возможность погулять на свежем воздухе в различные активные игры.
Преимущества групп продленного дня
Распорядок дня в группе продленного дня в специализированных центрах детского развития:
Отличие продленки специализированных центров детского развития от иных групп продленного дня.
Решение о том, оставлять ребенка на продленке или нет, должны принимать, конечно же, родители, ведь все индивидуально. Если же вы все-таки решились, старайтесь действовать в интересах дочки или сына, помогайте им справляться с трудностями, чаще беседуйте с воспитателем группы продленного дня.
Как продленка сказывается на развитии ребенка: плюсы и минусы
Для работающих мам и пап продленка — спасение. Ребенок под присмотром взрослых, с ним делают уроки, да еще и чадо вместо планшета общается со сверстниками. Но так ли хороша продленка, как кажется на первый взгляд, разбираемся вместе с экспертом.
Александра Кондрахина
Нейропсихолог, коррекционный педагог
Прежде чем говорить о плюсах и минусах «продленки» или ГПД (группа продленного дня), хотелось бы дать четкое представление о том, что это вообще такое. По самому названию несложно догадаться, что «продленка» — это возможность оставаться в школе после уроков, то есть, не только во время учебного процесса, но и после него. Однако в правовых документах, в частности в законодательстве Российской Федерации, не существует термина, который мог бы описать понятие «группа продленного дня». Разве что в 2014-м продленку стали именовать «группой социально-педагогического развития».
Создавать ли продленку, решает руководство учебного заведения, а потому она есть не во всех школах.
Какие бывают продленки
Существует два типа групп.
Первый — продленка с дополнительным образованием. В этом случае с вашим чадом сделают домашние задания, придумают игры на сообразительность и смекалку, предложат почитать книжку, проследят, чтобы ребенок не пропустил кружки в стенах школы.
И второй тип — продленка, которую организуют как веселое времяпрепровождение для детей. Преподаватели лишь приглядывают за ребенком, контролируют дисциплину в группе и не имеют права указывать ему, что делать. Ну а дети играют друг с другом, бесятся с игрушками или носятся по школьным коридорам.
Читайте также
Плюсы продленки…
Как у медали есть две стороны, так и у продленки присутствуют свои «плюсы» и «минусы». Начнем с хорошего!
Возможность оставить ребенка под присмотром до вечера. Изначально «ГПД» и создавались для детей работающих родителей. На сегодняшний момент немногое изменилось в этом отношении. Возможно, сюда стоит добавить и категорию многодетных родителей.
Оптимизация семейного бюджета. Определяя ребенка в продленку, можно исключить траты на нянь и, возможно, даже репетиторов. Ребенка окружают опытные педагоги, которые помогут разобраться со сложной темой на уроке, предложат развивающие игры по возрасту.
Экономия времени на дорогу — при условии, что интересующий вашего ребенка кружок или секция находятся в стенах вашего учебного учреждения.
Общение со сверстниками. В школе у детей не всегда есть время на общение. Перемены короткие, а на уроках за болтовню можно и двойку схватить. На продленке же для знакомств с ровесниками созданы все условия. Для детей придумывают игры по командам, создание школьной стенгазеты. Предлагают общие проекты, как например, помощь приюту бездомных животных.
Нужно ли водить детей на продленку?
Что такое продленка?
Продленка — это группа продленного дня, по сути форма организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов.
В детском центре курсы в основном проходят по вечерам в будние дни, а также все выходные. А в дневное время помещение как правило простаивает и тут вы можете запустить свою продленку что бы занять это время.
В чем преимущества продленки для родителей?
1. Удобна для работающих родителей, которые не могу находится с детьми после уроков. А в этом формате дети находиться под присмотром, в безопасности и обеспечены полноценным питанием.
2. Дети занимаются полезным делом, отдыхают, общаются, развиваются и получают новые знания в организованной среде.
3. Возможность присоединиться в любое время и посещать в течении всего учебного года.
4. Для родителей группа продленного дня будет дешевле чем няня или занятия, которые входят в продленку отдельно.
5. Для детей организованны прогулки.
6. Ребенок делает уроки во время самоподготовки на продленке.
7. Повышение самостоятельности для ребенка, ребенок учиться делать домашние уроки, одеваться и раздеваться, ориентироваться во времени и общаться со сверстниками.
8. Ребенок больше общается со сверстниками в свободное время и на прогулке. Поэтому у него лучше развиваются коммуникативные способности.
Почему родители могут отказаться от продленки?
1. Слишком высокая стоимость.
2. Если ребенок не будет делать уроки на продленке и родителям потом придется их делать вместе с ним вечером.
3. Если не удовлетворяет качество питания или образовательная программа.
4. Важно подобрать педагога, который умеет устанавливать контакт с детьми и создавать на продленку дружескую атмосферу. В противном случае, ребенок сам может отказаться ходить к вам.
Почему родителям выгоднее отдать на продленку в детский центр, а не в школу?
1. Педагог вместе с ребенком обязательно выполняет домашнее задание, а также помогает поднять знания по предметам.
2. Со школы и обратно ребенка будет сопровождать представитель центра. Поэтому родители уверены, что их ребенок всегда под присмотром.
3. С детьми проводятся досугово-образовательные занятия, которые способствуют их всестороннему развитию, формировании коммуникации со сверстниками, творческому раскрепощению. После уроков они могут отдохнуть, расширить свой кругозор и сформировать новые компетенции, развить свои таланты и способности.
Рекомендованные условия продленки
1. В одной группе не более 10-15 человек. Численность человек зависит от помещения и свободного пространства для детей, а также количества педагогов, готовых принять детей. Также важно определиться для какой возрастной категории детей будет организована продленка (группы начальных классов, средний школы).
2. Общий режим работы может быть, как с 8:00–20:00 с понедельника по пятницу, т. к. дети учатся в разные смены. Либо вы можете предложить продленку только для 1 смены с 12.00 до 19.00 — это зависит от спроса родителей и вашей готовности принимать детей.
3. Наличие в педагога в штате для помощи детям в выполнении домашнего задания. В зависимости от возрастных групп педагог должен владеть достаточным объемом необходимых знаний для совместного выполнения домашнего задания с ребенком.
4. Наличие инструкторов (вожатых, педагогов) для досугово-развивающих занятий.
5. Наличие сопровождающих — сотрудников, которые отводят и забирают детей в/из школы.
6. Наличие условий полноценного горячего питания (это может быть договоренность с кафе, которое находится рядом с вашим центром).
1. Встреча ребенка в школе и сопровождение в центр.
2. Налаженный режим питания (перед или после учебы — горячий обед, а также в течении дня-полдник и перекусы (чай, фрукты, печенье).
3. Подготовка домашнего задания под руководством педагога.
4. Организация досугово-развивающих занятий.
Возможные форматы досугово-развивающих занятий для продленки
1. Занятия творчеством: изготовление поделок, рисование, лепка, оригами, бисероплетение, фокусу — эксперименты, структурный песок, аппликации, открытки и т. д.
2. Обучение английскому языку, театральная студия, актерское мастерство.
3. Подвижные игры, настольные игры.
4. Прогулки (познавательные, экскурсионные, досуговые), физкультура.
5. Занятия с психологом, психология (арт-терапия, сказкотерапия и т. д.).
6. Занятия по любому из имеющихся курсов в школе лидерства «Звезды»: «Развитие личности», «Школа блогера», «Умным быть модно» и т. д. Может предполагать выдачу диплома о прохождении курса.
7. Любые другие тренинговые и групповые интересные, занимательные и развивающие игры и занятия
8. Реализация тематических проектов.
9. Мастер-классы, деловые игры.
Результаты, которые может дать продленка ребенку
1. Помощь ребенку в освоении школьной программы.
2. Содействие ребенку в открытие новых возможностей и развитии скрытых талантов.
3. Поддержка ребенка в трудных ситуациях и обучение его справляться с психологическими трудностями.
4. Обучение ребенка добиваться целей и получать отличные результаты.
5. Обучение эффективной коммуникации и взаимодействию.
В заключение можно сказать что благодаря тому, что продленка насыщенна дополнительными занятиями (зачастую теми куда родителя водят детей дополнительно по вечерам или на выходных), а также физкультурой или прогулкой, то ребенок больше занят созидаем и развитием, чем просто просиживаем перед телевизором или планшетом дома.
Кроме того, она формирует у ребенка стабильный распорядок дня что дисциплинирует, а также развивает надпрофессиональные компетенции и психику ребенку за счет разнообразия занятия подобранных под его возраст.
Георгий Карташев — директор по развитию школы лидерства «Звёзды»
«Продленка» в школе: зачем, почем и каким образом
Дети работающих родителей не понаслышке знакомы с тем, что такое группа продленного дня. Но современная «продленка» колоссально отличается от той, которую мы помним из детства! Чтобы этот факт не стал для вас неприятным сюрпризом, поговорим о том, что же она представляет из себя сегодня.
Что такое группа продленного дня
Точного определения понятия «группа продленного дня» в Законе об образовании в Российской Федерации нет, как нет и самого такого понятия. С 1 октября 2014 года «продленку» переименовали в «группу социально-педагогического развития», но суть осталась прежней — это форма организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов (с первого по восьмой) общеобразовательных учреждений. Существуют такие группы, кстати, далеко не во всех школах, так как каждая из них вправе самостоятельно решать — открывать или не открывать «продленку», есть ли такая потребность у родителей или нет. В Законе об образовании в Российской Федерации, также, сказано, что формат группы продленного дня определяется в зависимости от того, чем, собственно, во внеурочное время школа предлагает заняться ученикам: дополнительным образованием — то есть осуществлять образовательный процесс, или своими делами — в таком случае учреждение обеспечивает только присмотр и уход.
Сколько стоит «продленка»
Согласно решению Правительства РФ, обязанностей по созданию групп продленного дня нет ни у кого: ни у субъектов Российской Федерации, ни у муниципальных образований, ни у самих школ. Соответственно, нет и финансирования на работу этих групп. И если раньше директора школ находили средства на организацию «продленки» из бюджета, то сейчас, все чаще, за присмотр и уход за детьми во внеурочное время платить приходится родителям.
В среднестатистических московских школах стоимость продленки колеблется от 1000 рублей до 6500 рублей в месяц. Есть и категории граждан, для которых «продленку» по решению директора могут сделать бесплатной: это многодетные и малоимущие семьи. Правда, в сообществах для мам в Интернете легко найти примеры школ, где платить обязывают всех, независимо от количества детей и социального статуса семьи. Платным стало и питание: обеды обходятся родителям в среднем в 115 рублей в день, полдники дешевле — по 30 рублей в день.