Для чего нужна проектная деятельность в колледже

Проектная деятельность в университетах и какую пользу она даёт

Привет! Меня зовут Павел Скляр, я студент 3 курса Московского Политеха по специальности веб-технологии.

Помимо основных предметов, присущих конкретным специальностям, в моём университете есть такая дисциплина, как проектная деятельность. О ней я бы и хотел сегодня рассказать, а также обсудить плюсы и минусы этого предмета для студентов.

Тематика проектной деятельности в моём вузе меняется в зависимости от специальности, поэтому я буду рассказывать только о личном опыте, полученном на своей специальности.

Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть картинку Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Картинка про Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже

Что это такое и зачем это нужно?

Проектная деятельность (ПД) — это дисциплина, направленная на получение практического опыта по специальности. Соответственно, для каждой специальности предлагаются уникальные проекты. Это могут быть как задачи, предложенные университетом, так и внешние: от людей и компаний, сотрудничающих с Политехом.

Задача этого предмета — дать возможность студентам (иногда даже с разных направлений, если проекты пересекаются) решить какую-либо проблему, с которой они могут столкнуться после окончания университета. В моём случае, чаще всего это разработка какого-либо сайта, портала, мобильного приложения и т.п.

Как она организована?

Этап 1 — определяемся с проектом. В начале каждого семестра вывешивается список проектов для каждой специальности с кратким описанием и, возможно, стеком технологий, если у заказчика есть какие-либо предпочтения. Студенты выбирают понравившийся им проект и записываются на него.

В прошлом году среди проектов для моей специальности, которые я помню, были:

Этап 2 — узнаём подробности. Проводится собрание, на котором присутствуют студенты и заказчик (для внешних проектов) или куратор (для внутренних проектов). На этой встрече студенты узнают подробности того, чем им придётся заниматься если не семестр, то учебный год (в зависимости от сложности, есть семестровые проекты, а есть годовые). Те, кто передумал работать над конкретной проблемой, отправляются искать себе другую.

Этап 3 — делимся. Далее студенты распределяют обязанности. На моей специальности это дизайнеры, фронтендеры, бекэндеры, копирайтеры и люди, которые занимаются итоговой документацией. В некоторых проектах разработка ведётся по каким-либо методологиям, будь то agile, scrum или что-либо другое, в других все просто на словах знают, что и за какой срок им нужно сделать. Опять же, всё зависит от сложности проекта.

Этап 4 — разработка. В течение семестра студенты занимаются решением проблемы, которую сами взяли себе на голову.

Этап 5 — защита. В конце семестра студенты сдают итоговую документацию и показывают готовый (или не очень) проект. Чаще всего всё делается в последние два-три дня перед защитой, ибо не царское это дело всё вовремя выполнять. Самое весёлое время для студента.

Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть картинку Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Картинка про Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже

Инициативные проекты

Момент, который мне больше всего нравится в проектной деятельности. Каждый семестр у студентов есть возможность предложить свой проект. Например, если есть идея какого-либо сервиса и есть люди, которые готовы этим заниматься, можно сделать его в рамках ПД. Зачем заниматься им в свободное время, если можно тратить на него в 2-3 раза больше времени и совместить с учёбой? И идею реализуем, и зачёт по предмету получим.

Студенты заполняют форму, где описывают свою идею, сроки и что будет на выходе. Кафедра рассматривает эту заявку и либо одобряет её, либо нет. Если вам повезло, то вы спокойно выполняете 3-5 пункты из предыдущего раздела. Если нет, то идёте выбирать проблему из предложенных в пункте 1.

Над чем я работаю в рамках ПД сейчас

В прошлом семестре абсолютно случайно на паре английского мне пришла идея сделать сервис для помощи в изучении этого языка. Я искал три формы какого-то неправильного глагола и отметил для себя, что сайты с ними слишком сложные, хотя мне просто нужны эти три формы и перевод.

Мы с друзьями быстро накидали концепцию сервиса и начали её реализовывать. В середине прошлого семестра вывесили списки проектов, и мы решили попробовать подать инициативный с этой идеей. После пары визитов на кафедру для очных обсуждений, проект одобрили и мы начали работать над ним.

Наша команда состоит из трёх человек, которые отвечают за:

Мы решили использовать стандартный стек — PHP + JS/HTML/CSS. Потому как фронтендеры из команды пока что не используют фреймворки, отрисовка представлений происходит на стороне сервера.

Так как я отвечаю за бэкенд, я решил попробовать движок собственной разработки. Зачем? Пока я учусь в университете, у меня есть возможность пробовать разные способы достижения результата. Как и ожидалось, проверка боем выявила проблемы, которые я поправлял по мере разработки сервиса.

К концу семестра мы сделали первую версию сайта и небольшое андройд-приложение, которое пока что работает без API. В этом семестре мы изменим дизайн, добавим немного нового функционала, сделаем адекватное взаимодействие между сайтом и приложением (ибо в прошлом семестре на это не хватило времени), допилим приложение под Android и iOS, а также будем фиксить появляющиеся баги и узнавать для себя что-то новое.

Код проекта, если интересно, можно найти на гитхабе: вот туть.

Плюсы и минусы проектной деятельности

Я, как студент, для себя выделил как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди плюсов:

Среди минусов:

Не всем студентам нравится этот предмет. Не все хотят в будущем работать по той специальности, которую сейчас изучают. Я рассказал только про свой опыт в этой дисциплине.

Как бы вы относились к этому предмету, если бы учились в вузе? Поменял бы он что-нибудь в вашем образовании и будущей карьере?

Источник

Проектная деятельность в колледже

Содержание процесса обучения выступает продуктом совместного творчества обучающего и обучаемого, т.е. педагога и учащегося, будь то школьник, студент или взрослый человек. Совместное творчество – это соотнесение педагогом своего творческого процесса с творческой деятельностью обучаемых. Модель творческого образовательного пространства группы учащихся характеризуется субъект-субъектными отношениями, нравственной высотой целевых ориентаций, способностью сценарного подхода, применением инновационных средств, методов и форм взаимодействия, среди которых особое место занимает проектная деятельность.

Проектная деятельность развивает мотивационно-ценностное отношение к профессии педагога, вооружает учащихся первоначальным опытом планирования, конструирования и моделирования явлений, процессов, методов практики обучения. Проектная деятельность способствует развитию стратегического мышления, способности мыслить «наперед» и предполагать результат своей деятельности.

В проектной деятельности как педагога так и учащегося отражаются не только объективные характеристики существующих образовательно-воспитательных систем, но еще и нестандартные творческие идеи для решения педагогических задач. В связи с этим, можно утверждать, что обучать проектированию и конструированию собственных индивидуальных проектов необходимо, поскольку это помогает как педагогам так и учащимся свободно действовать не только в образовательном пространстве, но и за его пределами – в пространстве инновационных процессов общества.

Сначала проект строится как наглядно-образное выражение, и только затем, уже на этапе творческой работы информация осмысливается и превращается в символы, схемы, значения. Наглядно-рисуночное решение содержательного образа темы сменяется тезисной формой и начинает приобретать проблемный и прогностический характер. Таким образом, из большого количества полученной информации выделяется самое основное, самое главное зернышко.
Проектирование так же представляет собой важную сферу познавательной деятельности. Если рассматривать детей дошкольного возраста, то в ходе проектной деятельности расширяются знания ребенка об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Нельзя не отметить и тот момент, что проектирование имеет огромное влияние на воспитательный процесс, поскольку заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что меняет его мировоззрение и исключает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого и личностного роста.

Рассмотрим, что дает использование проектных технологий в образовательном процессе? Пожалуй, самое важное – это создание условий для реализации интересов студентов, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного совместного с педагогом творчества. Все эти факторы способствуют повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному саморазвитию. В процессе работы над проектом у студентов формируются и совершенствуются общеучебные умения, а психологические ресурсы проектной деятельности способствуют развитию качеств, необходимых современному образованному, культурному человеку.
Итак, говоря о проектной деятельности в целом и ее эффективности в образовательном процессе, необходимо определить ряд критерий ее оценки:
1.актуальность проблемы исследования, темы проекта;
2. практическая значимость проекта;
3. поэтапное планирование деятельности;
4. аргументирование предлагаемых решений, подходов и выводов;
5. оригинальность проекта, уникальность;
6. научная и практическая новизна проекта;
7. уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
8. качество и полнота в оформлении записей.

Проекты принято классифицировать по определенным параметрам. Рассмотрим некоторые из них.

По содержанию проекты подразделяются на:
— исследовательские
— информационные;
— творческие;
— игровые;
— практико-ориентированные.
По форме:
— индивидуальные;
— групповые;
— коллективные.
По времени:
— долгосрочные;
— среднесрочные;
— краткосрочные.

Методические рекомендации по написанию проекта
Концепция проекта – это описание основного смысла деятельности. Концепция это своего рода ориентир, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения.
Проект – это описание конкретной ситуации или социальной проблемы, которая может быть преобразована, разрешена с помощью конкретных этапов деятельности.
Проект, как правило, состоит из следующих разделов:
1.Введение (обосновывается актуальность и новизна по сравнению с аналогами, указываются сферы применения проекта, его функционального назначения, выявляется конкретная проблема).
2.Определяется цель и ставятся конкретные задач для ее достижения.
3.Управленческо-кадровый аспект (механизм управления проектом, необходимый кадровый состав).
4.Содержание и механизм реализации проекта (конкретные этапы, формы и методы достижения поставленной цели, план мероприятий).
5.Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
6.Материально-техническое обеспечение проекта.
Существует и ряд требований, которые необходимо учитывать по отношению к проекту:
1.Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа.
2.Целостность – общий смысл проекта понятен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика планируемых этапов деятельности, которые соотносятся и обосновывают друг друга; напрямую вытекающие из поставленной проблемы цели и задачи.
4.Объективность и обоснованность – заключается в аргументировании того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможности воздействия на неё.
5.Компетентность авторов и персонала – адекватное обоснование проблемы, средств и возможностей решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в будущем, возможность его реализации в других условиях, каким образом он может быть продолжен.
Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.
1.Название проекта – необходимо формулировать таким образом, чтобы оно было ярким, броским, но в то же время кратким и выражающим основную идею содержания.
2.Организация-исполнитель – название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).
3.Руководители проекта – фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.
4.Масштабы – территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников (колледж, поселок, регион и т.д.).
5.Сроки реализации – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.
6.Учреждение/организация – исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Мы рассмотрели методику выполнения проектной деятельности. Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность может рассматриваться как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку этапов решения какой-либо проблемы, которая должна завершиться определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом». В процессе проектной деятельности студенты учатся размышлять, искать причины той или иной проблемы, творчески подходить к ее разрешению.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи проектной деятельности обучающихся. В соответствии с этим у студентов появляются возможности расширения и усовершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения навыками учебной деятельности, практических умений, поиска, обработки, сохранения и передачи информации, формирования умения работать с книгой как источником познания. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия; отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов).

Использования метода проектной деятельности позволяет не только создать «естественную среду для формирования компетентностей», но и способствует освоению новых способов деятельности на интегрированном уровне, появлению опыта соорганизации ресурсов для достижения собственной цели.
Студент должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Источник

Проект как форма самостоятельной работы студента

Постиндустриальное, информационное общество, переход к которому начался в России, определяет принципиально новые требования общества к образованию, в частности профессионально- техническому.

В условиях постоянно растущих темпов обновления знаний, техники и технологий скорость их изменений стала опережать динамику смены поколений людей.

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно- урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным для технологии является метод проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В Европейских языках слово проект заимствовано из латинского, которое буквально означает: “выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”, “бросающийся в глаза”.

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Для системы СПО метод проектов актуален вдвойне, как эффективное средство получения современного образования.

Основные требования к учебному проекту

В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Структура учебного проекта

1. НачинаниеОпределение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группыУточняют информацию Обсуждают заданиеМотивирует учащихся Объясняет цели проекта Наблюдает

2. ПланированиеАнализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Распределение ролей в командеФормируют задачи Уточняют информацию (источники) Выбирают и обосновывают свои критерии успехаПомогает в анализе и синтезе (по просьбе) Наблюдает

3. ИсследованиеСбор и уточнение информации Обсуждение альтернатив (“мозговой штурм”) Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельностиРаботают с информацией Проводят синтез и анализ идей Выполняют исследованиеНаблюдает Консультирует

4. ВыполнениеВыполнение проектаВыполняют исследование и работают над проектом Оформляют проектНаблюдает Советует (по просьбе)

5. Оценка результатовАнализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения поставленной целиУчаствуют в коллективном самоанализе проекта и самооценкеНаблюдает Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Защита проектаПодготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов Коллективная защита проекта ОценкаЗащищают проект Участвуют в коллективной оценке результатов проектаУчаствует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Виды презентаций проектов

Формы продуктов проектной деятельности

Рейтинговая оценка проекта

Студенты должны отстоять свою работу, убедить комиссию из преподавателей и своих сверстников в её значимости; показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но раскрыть значение проекта экономической и экологической точек зрения (насколько экологически безопасна работа, с какими затратами была связана, какую нишу может занять на сегодняшнем рынке). Таким образом, у будущих специалистов формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности. Для большей стимуляции воли к победе над собой неплохо ввести дух соревновательности — устроить конкурс, олимпиаду проектов, выставку лучших работ, на которую можно пригласить преподавателей данного учебного заведения и студентов других групп. В результате у ребят повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание взрослыми их работы, так нужные им в этот сложный период становления личности.

1-м способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом- консультантом и сокурсниками, а затем и самим автором проекта. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции [12].

Таблица 1. Индивидуальная карта студента, защищающего проект

Коллеги по команде (классу)ЗащитаПредставление (из 15 баллов)Ответы на вопросы (из15 баллон)ПроцессИнтеллектуальная активность (из 10 баллов)проектированияТворчество (из 10 баллов)Практическая деятельность (из 10 баллов)Умение работать в команде (из 10 баллов)ИтогДостигнутый результат (из 15 баллов)Оформление (из 15 баллов>

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 85-100 баллов — отлично”; 70-85 баллов — “хорошо”; 50-70 баллов — “удовлетворительно”; менее 50 баллов — “неудовлетворительно”. Для избежания “двойки” за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

2-й способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка (таблица 2). Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его сокурсниками и педагогом [12].

Таблица 2.Рейтинговая оценка проекта

БаллыОценка работыАктуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы5, 10.20Объем разработок и количество предлагаемых решений5, 10, 20Практическая нешкхпь5. 10Уровень самостоятельности участников10.20Качество оформления записки, плакатов и др.5. 10. 15Оценка рецензентом проекта5.10Оценка защитыКачество доклада5. 10.20Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме5, 10.20Проявление глубины и широты представлений по данному предмету5,10. 20Ответы па вопросы преподавателя5. 10Ответы на вопросы учащихся5. 10

Итоговая оценка (балл): 180-140 баллов — “отлично”; 135-100 баллов — “хорошо”; 95-65 баллов — “удовлетворительно”; менее 65 баллов — “неудовлетворительно”.

3-й способ. Для выпускников можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделяются и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (сумма делится натри). Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно (таблица 3) Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности студентов в процессе проектирования [12].

Таблица 3.Рейтинговая оценка (повышенный уровень)

Уровень (0.5. 10.20)Оформление и выполнение1. Актуальность темы предлагаемых решений.

Практическая направленность работыпроекта2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решении4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов5. Качество записки; оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунковЗащита1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей3. Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории4. Ответы на вопросы; полнота, аргументированность, убежденность, дружелюбие, стремление использовать отлеты для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы5. Деловые и волевые качества докладчика; умение принять ответе! венное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелaтельность, контактность

Невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас и не существует. Педагоги, использующие метод проектов, знают, что в различных группах в разные годы критериальная база отлична от воображаемого эталона. Причем это отличие может иметь как положительную, так и отрицательную динамику..

В своей педагогической деятельности я внедряю метод проектов 3 года. На изучаемых дисциплинах: “основы алгоритмизации и программирования”, “распределенные системы обработки информации”; и кружка “web-дизайн” ребята работают над учебными проектами.

В своей деятельности я остановилась на нескольких типах проектов, которые логически разделила по формированию умений и навыков студентов.

Для первого и второго курса были выбраны ознакомительно – ориетировочный тип проектов.

Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть картинку Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Картинка про Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже

Он изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможностью систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Результатом работы над проектом является:

Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть картинку Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Картинка про Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже

При внедрении данного метода возникли некоторые проблемы (типичные затруднения при выполнении проектных работ)

Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Смотреть картинку Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Картинка про Для чего нужна проектная деятельность в колледже. Фото Для чего нужна проектная деятельность в колледже

Кроме того, в связи со спецификой обучения в системе среднего профессионального образования студенты мало уделяют внимания дисциплинам не связанным с профильным обучением. Только внедрение инновационных педагогических технологий (в частности метод проектов) способствует сконцентрировать их внимание на обще гуманитарные социально экономические дисциплины.

Данная технология предлагает одновременное преподавание некоторых тем по различным предметам, которые имеют общие смысловые грани, что, содействует не только стимулированию интереса у студентов, но и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний и жизненно важных компетенций. Тем более, что количество учебных часов отводимых в программах среднего профессионального образования на изучение общегуманитарных социально-экономических дисциплин за последнее время сократилось, а объем содержания увеличился.

Таким образом, метод проектов действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *