Для чего нужна проектная деятельность в начальной школе
Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?
Дата публикации: 13.05.2016 2016-05-13
Статья просмотрена: 5507 раз
Библиографическое описание:
Чувашова, Е. В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? / Е. В. Чувашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33094/ (дата обращения: 26.12.2021).
В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.
Ключевые слова: готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где, и как я могу эти знания применить.
Сегодня – время перемен, когда обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Федеральные государственные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в цели и задачи, структуру и содержание образования, смещение акцентов с задачи – овладеть знаниями – на задачу – формировать практические умения и навыки обучающегося как основу его учебной деятельности.
Согласимся с утверждением Ш. А. Амонашвили, что младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. Поэтому считаем, что начальная школа сегодня должна стать местом проб образовательных сил школьника, а не местом подготовки к жизни.
Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.
Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования. Делая выбор в пользу проектной деятельности младших школьников, отмечу то, что привлекает.
Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.
Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей. Проект имеет прагматическую направленность на результат/продукт, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис проектной деятельности.
Участие в проекте смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности и способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. И здесь главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Анализ педагогического опыта учителей начальных классов, собственная практика позволили выделить ряд особенностей проектной деятельности младших школьников:
проект – это часто игра, включающая в выполнение соответствующих ролей;
связь с поиском новых знаний, умений и последующим их применением;
формирование проектных умений – формирование универсальных учебных действий;
связь с созидательной творческой деятельностью;
преобладание коллективных и групповых проектов;
последовательность: от недолговременных однопредметных к долговременным межпредметным, от групповых к личным;
динамика ролей обучающихся: от исполнителей к инициаторам;
изменение позиции педагога от руководителя к участнику и организатору совместной деятельности с детьми;
Готовность к проектной деятельности мы рассматриваем как установку на поэтапное осуществление проектной деятельности, предполагающую сформированность универсальных учебных действий: коммуникативные; регулятивные; познавательные; личностные. Надо ли готовить учащихся к проектной деятельность? Существуют ли способы подготовки к проектной деятельности? Такие вопросы возникают при работе с детьми младшего школьного возраста над проектом.
Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска. По результатам методики «Рукавичка» (автор Г. А. Цукерман) 63 % третьеклассников выполнили работу на высоком уровне. Дети активно обсуждали возможные варианты узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; следили за реализацией принятого замысла. Но 37 % обучающихся не пытались договориться, не смогли прийти к согласию.
По методике «Дорога к дому» 86 % обучающихся могли работать в паре, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. 14 % обучающихся могли работать в паре, но умение точно выражать свои мысли недостаточно сформировано.
Работая над проектом, ребенок проявляет активность и заинтересованность, что составляет основу его самостоятельной деятельности (индивидуальную, парную, групповую). Младший школьник реально учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. И овладевает практическими умениями ребенок не хаотично, а поэтапно: думаю сам; осуществляю поиск информации (читаю книги, справочники, спрошу у взрослых, зайду в интернет, понаблюдаю, проведу эксперимент); приму решение, действую и делаю выводы.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте ребята ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают, сопереживают и радуются, понимают себя и других. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Совместная деятельность взрослых и детей в проекте имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности. К подготовке проекта младших школьников можно привлечь родителей, предоставить им возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа станет для родителей интересным делом. Они вместе с детьми ищут необходимый материал, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проекта и самопрезентовать результат. Готовый продукт получается значимым, ведь это результат общего интереса, совместной деятельности ребенка и родителей.
Проектная деятельность привлекательна обучающимся любого возраста: от дошкольников до студентов. Предложите творческое задание «Что на что похоже» и вы увидите, что обучающиеся любого возраста становятся настоящими исследователями. Ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придется внимательно осмотреться вокруг, найти сходство и отличия, домыслить и представить, и, наконец, создать «продукт» в форме рисунка, модели, образа и пр.
Младшим школьникам нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как дают возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. Например, в рамках образовательной системы для начальных классов «Школа 2100» учащимся в 4-м классе по математике (авторы учебника: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких) предлагается выполнить пять проектов: «Модель машины времени»; «Страничка из энциклопедии»; «Инсценировка: Российская ярмарка 18 века»; «Играй и выигрывай», «Страница нового учебника». Все проекты связаны между собой. Инструкция к проекту, приведенная в учебнике, содержит подробный план работы, выполнение которого требует высокой степени сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Степень реализованности проекта предлагается оценивать в соответствии со степенью выполнения этого плана. Устно ребята оценивают успешность результата. Выставление отметки за проект не предусмотрено, но она может быть выставлена по желанию обучающихся. Оценка проектной деятельности осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом.
Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и коррекционно-развивающей работе с группой, классом. Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. При этом важно, чтобы у ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. Участвуя в проекте, мы с младшими школьниками на себе убедились, что проектная деятельность заряжает и «заражает» действием, творчеством, инициативой, добрым строем и оптимизмом.
Итак, в ходе практики формирование готовности младших школьников к проектной деятельности осуществлялась нами поэтапно:
погружение в проектную деятельность: ребята учились работе в группе, сопоставляли свои знания со знаниями остальных, отстаивали собственное мнение, помогали другим и принимали помощь;
организация группового проектирования: обучение третьеклассников самостоятельной поисковой деятельности; работа в группах по созданию презентаций по теме проекта;
защита проекта: представление результатов согласно критериям; анализ результатов и продуктов деятельности.
В заключение, отвечая кратко на поставленный вопрос, выделим, что проектная деятельность ведет к развитию у младших школьников качеств, присущих людям XXI века, и позволяет добиться успеха. Успешные люди, знающие и умеющие, – основа развития экономики, промышленности и социальной сфера дальневосточного региона.
Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе
Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе
Младший школьный возраст является начальным этапом вхож дения в проектную деятельность. В первом классе учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
Основными задачами проектного образования младших школьников являются ( Матяш, Симоненко, 2002 ):
По содержанию: формирование наглядно-образного представле ния о мире и развитие манипулятивных навыков : прикладная художественная обработ ка разных материалов ; выращивание растений; уход за домашними животными.
По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внут реннего плана действий, произвольности, коммуникативных навы ков, обобщенных способов учебной деятельности.
Включение школьников в проектную деятельность явление новое, а внедрение нового всегда сопровождается трудностями .
Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование решения) также вызывает затруднения. Учащиеся привыкли к репродуктивной деятельности и потому с неуверенностью вступают в дискуссии.
Именно в младших классах актуальность проектной деятельности очень велика. Проектная деятельность помогает овладению основ проектной деятельности, трудовыми операциями и способствует развитию возрастных особенностей личности.
Содержание проектной деятельности выступает как средство формирования новообразований личности младшего школьника (произвольность психических функций, рефлексия, внут ренний план деятельности).
В то время как в традиционном обучении учитель использует специальные приемы внешнего контроля для поддержания произвольности познавательных процессов (призывы-указания типа «не отвлекайтесь», «внимание», «тишина» ), сама сущность проектной деятельности побуждает познава тельные процессы актуализировать и развивать элементы произ вольности. Большая доля самостоя тельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к появлению произвольности высших психических функций, таких, как произвольность внимания, произвольность памяти, произволь ное целенаправленное восприятие.
Как отмечает А.В. Петровский, важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на умение контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. ( Петровский, 1982) Безусловно, проектная деятельность включает в себя такие этапы, что позволяет младшему школьнику проявлять рефлексивность.
Технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных опера ций: обоснование и выбор проекта, материалов, экологическое обоснование, экономический расчет, технология изготовления (продумывание последовательнос ти проведения работ). Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер и формировать внутренний план действий.
Проектная деятельность также участвует в формировании учебной мотивации младших школьников. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрос лой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. В противном случае многих из них перестает интересовать учебная деятельность, страдает мотивация учения. А проектная деятельность позволяет увидеть результат своей работы сравнительно быстро, да и цели деятельности важны и значимы для ребёнка, что, несомненно, влияет на мотивацию. Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна, отличается новизной, и именно она обеспечи вает насыщение познавательных мотивов, характерных для ведущей деятельности младшего школьного возраста.
Алго ритм проектной деятельности способствует поэтапному формиро ванию мыслительных операций. Впервые в проектной деятельности школьники сталкиваются с задачами, у которых нет единственно правильного решения (Симоненко, 1985)
Ведущей деятельностью в младшем школь ном возрасте является учебная деятельность ( Леонтьев, 1981) . Сущность овладения которой состоит в усвоении ее структуры: учебные ситуации, учебные действия, действия контро ля и оценки. ( Давыдов, 1990) В традиционном обучении структура учебной деятельности формирует ся стихийно. Все внимание и учителя, и учащихся направлено на ус воение знаний, умений, навыков. В проектной деятельности структурные компоненты формируются открыто, в процессе вы полнения заданий проекта.
Проектная деятель ность — деятельность творческая, способствующая развитию твор ческих черт личности: гибкость мышле ния, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому понима нию причинно-следственных связей.
Таким образом, проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Овладение опытом проектной деятельности оказывает вли яние на познавательную сферу. Проектирование способствует формированию учебной мотивации. Нигде больше, как в младшей школе, проектная деятельность не интегрирует в се бе возможности совершенствования знаний по другим учебным предметам и развивает личностные качества на дан ном возрастном этапе. Она способствует формированию трудолюбия и осознанию труда как ценности. Проектирование активизиру ет развитие основных личностных новообразований возраста: произвольности, внутреннего плана деятельности и рефлексии.
Школьные проекты — инновация в образовании или головная боль?
Проектная деятельность в школе задумывалась как инновационный подход к обучению: дети учатся самостоятельно работать в команде над интересной темой, а учитель их направляет и поддерживает. Но, увы, новый формат не прижился в школах. Почему это произошло и как изменить ситуацию? Об этом размышляют кураторы конкурса «Старт в будущее» Валентина Григорьевна Соловьянюк-Кротова, учитель физики и информатики в Павловской гимназии и Ирина Николаевна Савина, учитель начальных классов.
«Проект» — популярное слово. Вся наша жизнь состоит из маленьких или больших проектов: спланировать путешествие, подготовиться к экзамену, устроить фотовыставку в школе. Над чем бы мы не работали, примерный алгоритм неизменен: мотив — цель — задачи — результат. А это и есть ступени проекта. Неудивительно, что это понятие органично влилось в образовательный процесс. Чтобы лучше определить, что такое проект в образовании, давайте проследим его создание поэтапно. Я — ребенок, которого интересует определенная тема, выходящая за рамки школьного курса. Меня волнуют вопросы, ответы на которые нельзя найти в учебнике и просто «погуглить». А это значит, что искать их предстоит в процессе работы над собственным проектом. Необходимо сформулировать основной вопрос-проблему, определить тему, найти противоречия, которые станут драйвером будущей работы. Это самый сложный этап, который требует максимальных интеллектуальных и творческих усилий. От его успешности зависит предстоящая работа.
Как только проблема сформулирована, необходимо обозначить цель проекта: что может послужить ответом на мой вопрос. Затем в общих чертах описать ожидаемый результат, сформулировать задачи, которые приблизят меня к цели. Для каждой из задач назначается время выполнения с датами, таким образом мы получаем план действий. Как только все задачи будут выполнены, мы получим результат — подготовленный проект.
Скажите, на каком уроке ребенок может самостоятельно спланировать и выполнить важную для себя работу и получить опыт, который еще не раз пригодится ему в разных жизненных ситуациях? Такой возможности нет, поскольку большую часть времени в школе он занят учебной деятельностью, цели и задачи которой формулирует учитель. Учитель обеспечивает ресурсами, предлагает инструменты, планирует время и помогает достичь результата.
Проект создается в ситуации дефицитов и предполагает вызов, ответить на который ребенок должен самостоятельно. Именно поэтому нет для него деятельности сложнее, чем проектная. И ничто другое не способно заменить ее полностью в сложившейся школьной системе.
Наш ежегодный открытый конкурс проектно-исследовательских работ для школьников «Старт в будущее» показывает, что массовое выполнение проектов в большинстве школ носит чисто формальный характер. Кто-то из ребят берет за основу научный компонент пишет рефераты в научном стиле. Кто-то выбирает творческую работу и проект завершается спектаклем, созданием картины, песни или сказки. Ученикам, которые стремятся подойти к работе неформально, порой бывает сложно вписаться в подобную схему.
Мешают углубленной работе и организационные сложности. Если у ребенка в школе нет уроков по проектной деятельности, ему приходится работать в свободное время, которое еще нужно согласовать с руководителем. Отсутствие самостоятельности и самоорганизации, трудности в работе с информацией — это только малая часть возможных проблем. Нет единообразного подхода к экспертному оцениванию, остается открытым вопрос: как корректно оценить реферат или исследование? А картину, спектакль, театральную постановку, социальную акцию? Организация исследовательской деятельности в школе — тоже своего рода мегапроект, работа на которым не останавливается. Вряд ли найдется школа или педагог, которые смогут декларировать, что все их ученики делают отличные проекты. Но наверняка найдутся те, кто скажет: «Мы понимаем все проблемы и трудности, но мы движемся к цели и видим, что только преодолевая препятствия, ученик вырастает по-настоящему успешным человеком».
Шесть «П» проектного обучения
Наргиз Асадова, член управляющей команды Европейской гимназии, создатель и экс-директор центра дополнительного образования Школа профессий будущего «КрашПро» предлагает использовать этот чек-лист для успешной реализации учебного проекта.
1. Проблематизация. Если не выявлена проблема, то и проект делать нет смысла. Но иногда выявить реальную проблему не так-то просто. Нужно понять, чья это проблема? То есть определить целевую аудиторию. Важно помнить, что потенциальное решение должно быть под силу работающему над проектом ребенку (или школьной команде).
2. Поиск решения. Прежде чем бежать создавать новый продукт, стоит проверить, существуют ли другие удобные и доступные способы решения проблемы вашей целевой аудитории. Нужно провести исследование, которое не похоже на научное. Это скорее исследование рынка, к которому прибегают маркетологи, социологи и бизнесмены.
3. Прототипирование. Это создание схематичного (упрощенного) варианта решения проблемы (продукта, услуги) и его тестирование на целевой аудитории проекта. Если вы решили сделать сайт про экологические проблемы Подмосковья, не спешите сразу покупать домен, нанимать программистов и дизайнеров. Сначала можно сделать простой прототип с помощью бесплатного конструктора, набросать основные рубрики, написать пару текстов и показать его заинтересованным сторонам. Наверняка, они что-то добавят или попросят убрать. И заодно увидят прообраз будущего продукта.
4. Планирование действий. На этом этапе у вас есть уже довольно полное представление о том продукте/решении проблемы, которое нужно вашей аудитории. С этого момента можно составлять план действий и выставлять себе сроки.
5. Практическая реализация проекта. Это время для создания продукта согласно намеченному вами плану.
6. Презентация проекта. Обязательная публичная презентация вашего продукта с привлечением не только ваших одноклассников, но и экспертов и представителей целевой аудитории, ради которой вы этот проект делали.
Часто можно увидеть в чек-листах по проектной деятельности еще один очень важный пункт — «Рефлексия». Основоположник проектной методики, философ и педагог Джон Дьюи говорил: «мы учимся не на пережитом опыте, а на рефлексии по поводу этого опыта». Но я считаю, что рефлексию не нужно выносить в отдельный пункт. Она должна происходить постоянно, после каждого выполненного этапа проекта. Лучше всего фиксировать свои ошибки, переживания, инсайты в письменной форме в дневнике рефлексии.
В Павловской гимназии при построении проектно-исследовательской деятельности происходит смена ролей: ученики становятся направляющим вектором. Даже дети 4-7 лет участвуют в проектах, учащиеся начальной школы уже сами находят тему, уточняют цель, могут выбрать необходимые средства для достижения результата. Они не только хотят участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и самостоятельно находят темы для них.
В 6-7-х классах проекты — обязательная часть обучения: в учебном плане вводится предмет «Проектно-исследовательская работа». Учащиеся 5-х и 8-х классов участвуют по желанию. В рамках предмета дети изучают теорию и разбираются с информационными технологиями, которые помогают сделать проекты более яркими, динамичными и современными. Главная цель подобной деятельности — научить детей работать с большим объемом информации, сравнивать, анализировать, применять социологические и маркетинговые инструменты.
Все участники проектов проходят через четыре традиционных этапа проектно-исследовательской деятельности: «Ярмарка проектных вакансий» с выбором тем и руководителей, предварительная аттестация в форме круглого стола, предзащита и защита проектов. Лучшие работы, которые прошли в финал, участвуют в ежегодном открытом конкурсе «Старт в будущее», а победители направляются на внешние конкурсы.
Реализовать что-то подобное в стенах обычной среднеобразовательной школы сложно, но возможно. Это подтверждают работы участников «Старта в будущее» из разных школ России. И с каждым годом проекты становятся все интереснее и глубже. Поэтому подобная деятельность в обучении станет перспективным проектом для большинства образовательных учреждений.
Проекты в начальной школе. Кому они нужны и как их проще делать?
Счастливы те родители, которым в 1 классе проекты не задавали. Не в том далёком, их собственном первом классе, а сейчас, когда дети в школу пошли. Пошли и… вдруг оказывается, что малыши, не умеющие даже читать, должны еженедельно сдавать проектные работы, оформленные по всем правилам для научных трудов. А должны ли?
Если заглянуть во ФГОС для начальных классов https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/, то там мы не увидим требований по овладению проектной деятельностью. Это прописано в стандарте для средней школы, но не для начальной. А для детей первых лет обучения проекты упоминаются лишь как одно из средств оценки полученных знаний и умений, в том числе навыков по поиску и систематизации информации.
Тем не менее, есть масса педагогических публикаций о пользе проектной деятельности для младшеклассников и об её организации – но силами учителя и с использованием средств, имеющихся в школе.
» Однако гладко пишут на бумаге. А в реальности как?
Пришла мама домой с работы, а у Данечки – проект! «Вырастить из зёрнышка мышку и сдать на следующем уроке в формате pdf» Чегооо? И мама вместо законного отдыха (на кухне, у стиралки, под телевизор, на Сибмаме, в конце концов) ныряет в интернет, чтобы срочно нагуглить уже сляпанную кем-то мышку. Кому от этого польза? Никому. Только для галочки. А ученик никакими навыками не овладевает, и отношения в семье от такой «совместной» деятельности лучше не становятся.
Что же делать, как же быть, как с проектами дружить?
Проще всего подружиться с учителем. Хотя бы спокойно выяснить его требования по проектным работам: какой объём, как следует оформить, какие обязательные составляющие (иллюстрации, описания, время реализации, цели, выводы и т.п.), какие критерии оценки. Исходя из требований, подготовить вместе с ребёнком шаблон, который подойдёт на все будущие проектные работы.
« На первых порах расскажите малышу, как искать информацию – в интернете и в книгах. Научите не хватать первую попавшуюся статью из Википедии (так сделают все одноклассники), а выбирать материал, написанный понятными ему словами. Так или иначе, а учить ребёнка поиску в интернете и критическому выбору разумного зерна из огромной интернет-кучи всё равно придётся – и это задача не только учителя, но и любого ответственного родителя. Возможно, вы не желаете, чтобы малыш погружался во всемирную паутину уже в первом классе? Тогда путь в библиотеку, хотя бы в школьную.
Даже если вам проще самостоятельно накидать текст, доверьте ребёнку визуальное оформление – сделать рамочки на слайдах, выбрать шрифты для заголовков, наклеить иллюстрации (если работа сдаётся в бумажном виде). Пусть оно будет не высокохудожественным, зато выполнено самим школьником, чтобы в следующий раз родитель минимально касался этой части.
« Имея на руках готовую работу, убедитесь, что ваш ребёнок понимает весь текст и может пересказать суть своими словами. Мудрый учитель оценит, если ученик сумеет представить проект, даже подготовленный мамой (дай бог всем нам мудрых учителей!).
Если же такое участие в обучении ребёнка не выписывается в ваш семейный уклад, есть вариант пообщаться с администрацией школы насчёт соответствия проектной деятельности ФГОСам для начальных классов. Возможно, это решит проблему всего класса. Хотите взяться за такой проект?
А если взглянуть c иной точки зрения?
Что должна дать ребёнку проектная деятельность при её адекватной организации?
Она нужна, чтобы школьник учился самостоятельно (!) ставить цель и добиваться её, организовывать свою деятельность (планировать и следовать плану), искать подходящие решения, выбирать материалы, оформлять работу и представлять её аудитории. И заодно получать знания по теме проекта.
« В проектах важен не столько результат, сколько процесс, этапы которого будут применяться впоследствии в различных жизненных ситуациях.
А чтобы человек в будущем действовал самостоятельно, его, конечно, надо научить. Хорошо, когда учитель полностью организует обучение проектной деятельности. Но так бывает не всегда. Собственно, это в интересах родителя – помочь ребёнку на начальном этапе: подготовить шаблоны, показать волшебные кнопки в программе, сориентировать на самостоятельный поиск материалов и исполнение работы. И конечно, поддерживать и подбадривать, положительно оценивать его старания. Это как учить кататься на велосипеде – сначала показывать, как нажимаются педали, и придерживать руль, а затем отпускать в путь.
По рассказам опытных мам, проектная нервотрёпка в началке проходит (вместе с началкой), и на выходе у детей всё же остаются навыки, которыми они уже пользуются самостоятельно в средней школе. Желаем вашей семье выбрать наименее затратный способ для реализации проектов и пройти этот путь с оптимальными для всех вас результатами.