Для чего нужна профориентация для подростков
Для чего нужна профориентация для подростков
Ещё в раннем детстве ребёнок начинает интересоваться разными профессиями. В играх он примеряет на себя разные роли: повара, космонавта, учителя — мир фантазии неограничен.
Профориентация — это система мер, направленных на помощь в выборе профессии.
В средних классах подростки выбирают уже конкретные направления и специальности. Важно как можно раньше найти то, к чему есть предрасположенность, и начать развивать эти навыки. Выбрать предметы для углублённого изучения или курсы, связанные с будущей профессией. Тогда шансы, что карьера будет успешной и не придётся жалеть о своём выборе, сильно повышаются.
Почему именно тесты по профессиональной ориентации
Тесты — один из самых удобных методов диагностики в профориентации. Они направлены на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов. Тесты на профориентацию для детей не назовут школьнику конкретную профессию, но смогут определить тип личности и подсказать сферу развития.
Желательно проходить тесты на профориентацию каждый год, потому что в подростковом возрасте интересы часто меняются, порой неожиданно и непредсказуемо. Скорректировать план подготовки к будущей профессии можно в любой момент, главное — желание развиваться.
1. «Фоксфорд»
При выборе подростком будущей профессии важен комплексный подход. Определиться со сферой деятельности можно и самостоятельно, но часто нужна помощь, чтобы правильно сформулировать цель и найти оптимальный и интересный путь к ней.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» предлагает пройти бесплатный и красочный онлайн-тест на профориентацию для школьников из трёх этапов: предстоит выбрать самую интересную сферу и вид деятельности, предпочтительную работу из нескольких пар по методике Дж. Голланда и оценить собственные способности.
Результат покажет тип личности и распишет все сильные стороны и предпочтения. Ещё тест подберёт профессии будущего и подробно расскажет про них. Можно узнать, чем занимается продюсер смыслового поля или science-художник.
Учащимся «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» профориентационное тестирование помогает в составлении индивидуального образовательного маршрута. Студенты сами или с помощью специалиста школы интерпретируют результаты теста и выбирают курсы для углублённого изучения.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно не только пройти тестирование и определиться с будущей профессией, но и сразу же развиваться в выбранном направлении. Индивидуальные маршруты обучения помогают идти к намеченной образовательной цели, целенаправленно готовиться к поступлению в вузы и участию в олимпиадах.
2. Testometrica.com
На сайте представлен тест на профориентацию, основанный на теории Е.А. Климова. Учёный условно делит все профессии на пять типов по предмету труда:
В опроснике 30 пар утверждений, и в каждой нужно выбрать предпочтительное. Так выясняется степень склонности к описанным типам, после чего даётся их подробное объяснение, а также список возможных профессий.
3. «Адукар»
Данный тест на профориентацию для подростков основан на методике Дж. Голланда. Американский учёный выделил шесть видов профессиональной среды:
В тесте 42 пары профессий, в каждой нужно выбрать желательную или наименее «противную». Результат покажет тип личности, подходящие к нему профессии и даже специальности в вузах и колледжах.
4. «Профориентатор»
У Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ есть сайт, на котором можно пройти множество платных и бесплатных тестов на профориентацию для старшеклассников.
Экспресс-тест «Готовность к выбору профессии» определяет готовность ребёнка к профессиональному самоопределению. Опросник состоит из 136 утверждений, которые нужно примерить на себя и оценить своё согласие с ними.
В результате даётся полная характеристика: уровни знания себя, ответственности, эмоционального настроя, согласованности и определённости выбора, а также наличие или отсутствие заблуждений о профориентации. По каждому пункту есть конкретные советы: почитать статьи психологов, расширить круг профессий или посетить консультацию.
Для определения сферы профессиональных интересов школьников на сайте два экспресс-теста:
5. «Навигатор поступления»
Тест на профориентацию, состоящий из трёх этапов. Нужно расставить приоритеты в вопросах: «Где хочу работать?», «С чем хочу работать?» и «Что хочу делать?».
На основе этого составляется топ будущих профессий для выбора. К каждой специальности подбирается характеристика: заработная плата, области работы, профессиональные качества, характер труда и график.
Зачем в школе нужна профориентация?
Что такое профориентационная практика и как она устроена в «Золотом сечении»? Рассказывает руководитель нашей профориентационной программы Наталья Белова.
Если современная школа хочет оставаться эффективной образовательной средой, она должна ставить перед своими учениками актуальные цели, особенно в старших классах. Учебный процесс не может строиться вокруг того, как ученикам удачно сдать ЕГЭ. Школа должна стать открытой системой, которая будет привлекать внешние ресурсы дополнительно к внутренним.
Один из таких ресурсов — площадки для профориентации школьников. Они позволяют вывести учебный процесс за рамки школы и помочь ученикам реализовать свой потенциал в образовательном пространстве всего города.
С советских времен летняя практика ассоциируется у нас с покраской забора или работой в школьном огороде. Но сегодня, используя ресурсы партнёров, мы можем организовать самые разные варианты практики и подобрать те, что лучше всего подойдут для самоопределения каждого конкретного ученика.
В «Золотом сечении» программа профориентационной практики действует уже 12 лет и за это время неоднократно менялась. Сейчас это обязательная часть индивидуального плана обучения каждого ученика 9 и 10 классов. В рамках практики ученик в июне, после экзаменов, выходит на место работы в одну из партнёрских компаний. В 9 классе практика длится семь дней, в 10 классе — десять.
Но как бы наша профориентационная программа ни менялась, одно остаётся неизменным: её цель — помочь учащимся проверить гипотезу о будущей профессии.
Никто не может с уверенностью сказать, каким будет рынок труда даже через пять-десять лет. Некоторые привычные профессии отмирают, другие трансформируются под влиянием технологий, к тому же постоянно возникают новые профессии. Мы не можем указать ученику, кем конкретно ему стать. Но мы можем помочь ему осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным на постоянно изменяющемся рынке труда.
Именно для этого и необходима профориентация. Она помогает ученику:
При организации практики нужно учитывать, что случай каждого ученика индивидуален. Конечно, идеальный ученик способен осознанно составлять индивидуальный учебный план, выбирать себе направление обучения, спецкурсы и место прохождения практики. Но степень вовлечённости в учебный процесс у разных школьников разная, поэтому многим нужна дополнительная мотивация или помощь в принятии решений.
Ученику нужно помочь осознать основания своего выбора — для этого на протяжении всего предыдущего обучения в школе развивается культура выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. Главное, что итоговый выбор всегда должен совершать сам учащийся. Это принципиальная позиция школы.
Итак, практика — это не только непосредственно выход на рабочее место. Выбор профессиональной области, определение с местом практики, подготовка — всё это часть профориентационного процесса.
Вот какие этапы включает практика, которую проходят учащиеся нашей школы.
Подготовка к практике (ноябрь–февраль)
Главное на этом этапе — определение своих интересов, целей и ценностей, формирование собственной жизненной стратегии. Подростку нужно определиться с тем, чем для него может быть полезен выход на практику и к чему он стремится в долгосрочной перспективе. Нам важно, чтобы ученик воспринимал себя как целостную личность и делал выбор исходя из своих личностных качеств, а не из чужих желаний.
Школа помогает ученикам сделать осознанный выбор с помощью профориентационных тестирований, интервью с тьютором и психологом. В конце подготовительного этапа ученик определяет для себя одну или несколько областей профессиональных интересов и строит гипотезу: в какой профессиональной области он хотел бы поработать и почему?
Определение места практики (весна)
На этом этапе определяется конкретное место прохождения практики. Ученик действует по схеме: резюме — мотивационное письмо — собеседование.
Резюме практиканта
Резюме не только позволяет подростку презентовать себя работодателю, но и способствует самоосознанию: составляя резюме, ученик пытается увидеть себя со стороны, зафиксировать свои успехи, достижения и сильные стороны. Затем резюме обсуждается с тьютором — поддержка взрослого очень важна, поскольку зачастую представления ученика о своих способностях и навыках бывает завышенным или заниженным.
В 10 классе подросток дополняет резюме новыми достижениями, описывает знания и практические навыки, полученные на спецкурсах. Это позволяет ученику ясно оценить, как он изменился и чему научился всего лишь за год.
Мотивационное письмо
Если при составлении резюме ученик описывает исключительно себя, то в мотивационном письме ему нужно соотнести это с интересующей профессиональной областью и компанией, в которой он будет проходить практику.
В письме ученик размышляет над тем, каким он видит время своей практики: чем он будет заниматься, что хочет освоить, чего достичь. Мы стремимся к тому, чтобы школьник рассматривал практику как отличную возможность проявить себя, а не готовился к тому, что будет там только послушно выполнял задания.
Собеседование
Теперь ученику предстоит презентовать себя в реальном разговоре. Собеседование может происходить как вживую, так и онлайн.
Для того, чтобы собеседование прошло эффективно, важно заранее обсудить с работодателем модель разговора: какие вопросы работодатель будет задавать, как будет действовать, если ученик окажется недостаточно подготовленным к дискуссии. Ситуации бывают разные: есть активные ученики, которые отлично подготовились к собеседованию и сами задают работодателю вопросы; есть те, кто плохо понимает смысл будущей профессии или за кого выбор сделали родители; а кто-то идет на практику, чтобы впервые соприкоснуться с выбранным направлением. Опыт показывает, что чем лучше к собеседованию подготовлен работодатель, тем продуктивнее встреча и сама практика.
Также важно, чтобы работодатель объяснил ученику, что того ждёт на практике. Часто ребята, которые приходят на место практики, стесняются задавать вопросы и боятся, что мешают взрослым. Их нужно заранее подготовить к тому, как действовать в новой для себя обстановке.
Практика (июнь)
Как мы уже говорили, период практики занимает от семи до десяти дней. Ежедневно ученик обсуждает со своим непосредственным руководителем итоги рабочего дня. Это помогает практиканту на примере каждой конкретной задачи определить, что получилось сделать, что нужно доработать, к каким типам задач нужно найти другой подход. По итогам этих разговоров практикант и работодатель определяют задачи на следующий день. Всё это ученик фиксирует в своём дневнике.
Также во время практики практикант обсуждает свои успехи со школьным тьютором. Тьютор помогает подростку определиться со своим отношением к практике, осознать её как ещё один шаг на пути саморазвития. Общение с тьютором проходит в разных форматах: индивидуальный разговор по телефону/скайпу; личные встречи раз в три дня; общий чат тьюторской группы.
Обсуждение итогов
По завершении практики проводится итоговая рефлексия. Она состоит из трёх частей: рефлексия с работодателем; рефлексия в группе по сходному типу практики; общая рефлексия школьного центра.
В процессе рефлексии каждому ученику предстоит ответить на следующие вопросы:
Итоговая рефлексия необходима, если мы хотим, чтобы практика была для наших учеников максимально эффективной. Им нужно осознать практику как собственный индивидуальный опыт, ассимилировать его, представив как ещё один шаг по личной траектории их образования и саморазвития.
При должной организации процесс профориентации, где всё по-настоящему, где всё зависит от личной заинтересованности и активности ученика, позволяет подростку почувствовать собственную значимость и компетентность. Практика в реальных условиях, обучение у специалистов своего дела — это то, что помогает подростку осознать, что ждёт его в жизни после старших классов.
В конечном итоге, в этом и состоит одна из важнейших задач школы — мы должны стремиться к тому, чтобы у наших выпускников было осознанное и ответственное отношение к собственной жизни.
Примечание. Партнёры «Золотого сечения» по программе профориентации
Вот лишь некоторые площадки, предоставленные как родителями наших воспитанников, так и нашими партнёрами, на которых учащиеся смогли получить профессиональный опыт:
Профориентация: какие профессии выберут наши дети
Содержание
Что такое профориентация и как она помогает подростку определиться с будущей профессией
Профориентация — это научный комплекс действий, который помогает людям выбрать будущую профессию или обучиться новой.
Она включает в себя:
Основная цель профориентации подростков — подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. Этот выбор складывается из трех компонентов: интереса и способностей человека, спроса на профессию и запроса общества.
Рынок труда развивается и трансформируется так быстро, что узнать про все современные и появляющиеся профессии в кругу знакомых уже не получается. Десятки специальностей перестают быть нужными, зато многие новые направления становятся перспективными.
С другой стороны, многие школьники толком и не знают, что делают представители той или иной специальности, и их возможности для карьерного роста. Они думают, что работа подойдет, потому что там «хорошо платят» или «не нужно особо напрягаться». Для подростков это нормально, ведь у них сложно с долгосрочным планированием. Но если снабдить их полной информацией, то сделать выбор будет легче. Как выделить важные предметы и навыки для успеха в выбранной профессии?
Помощь консультанта по карьере экономит время. Не нужно учиться несколько лет специальности, которая вскоре исчезнет или перестанет пользоваться спросом. Можно сразу выбрать то, что подходит по темпераменту, типу мышления, способностям и виду деятельности.
Какие бывают профессии
Профессия — это полезная для общества деятельность человека, которая приносит ему доход и требует специальной подготовки — теоретической и практической.
Профессия объединяет в себе разные специальности.
Специальность — отдельная отрасль, в которой работает специалист.
Например, профессия врача включает в себя разные специальности: хирург, офтальмолог, терапевт и многие другие. Процесс приобретения знаний по выбранной специальности называется специализацией.
А чтобы отличать специалистов по уровню профессиональной подготовки, придумали квалификации. Например, врач высшей категории или главный инженер проекта. В IT-сфере это junior, middle, senior:
Эти категории довольно условные и для разных компаний требования к junior, middle, senior могут существенно отличаться.
Должность — это трудовые обязанности, которые выполняет человек на предприятии, в компании или проекте в соответствии со своим положением в штате. Например, педагог может занимать должность учителя или завуча.
Типы профессий
Все профессии можно поделить на типы по объекту труда — то есть, с чем или кем человеку приходится работать. По системе Климова таких типов пять:
Новые профессии, которые появляются на рынке, часто сочетают в себе два или больше типов. Например, блогер может объединять в своей деятельности типы «человек–человек», «человек–знак», «человек–художественный образ», «человек–техника».
Распространен и подход Голланда. Он считал, что выбор профессии включает себя среду и тип личности. Таких типов у него шесть:
Здесь тоже есть сочетание нескольких типов личности. Например, коммьюнити-менеджер должен обладать эмпатией, аналитическими и организаторскими способностями, навыками переговоров и управления проектами. Что требует от него как минимум социального, предпринимательского и исследовательского типов.
Как узнать, какая профессия мне подходит: тесты на профориентацию
Тесты позволяют быстро выяснить некоторые психологические характеристики человека. Например, тип личности, выраженные черты характера, темперамент, коммуникативные навыки и сферы интересов. Важно повторять тестирование раз в год — в подростковом возрасте увлечения меняются, иногда даже вплоть до противоположных.
Только тестирования, как правило, недостаточно для экспертной оценки. Беседа со специалистом, упражнения или ознакомительные игры помогут подростку больше узнать о профессиях и своих сферах интересов. Дальше можно выбрать индивидуальную образовательную стратегию.
Сервисы для тестирования:
Профессии будущего и тренды на рынке труда
Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.
Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.
Востребованными профессиями в ближайшее время все так же останутся специалисты IT-сферы (проектные менеджеры, тестировщики, разработчики), логисты, маркетологи, психологи, управленцы.
Новые профессии появятся в медицине, IT, биотехнологиях, сельском хозяйстве, энергетике, экологии, нанотехнологиях. Например, скоро станут востребованными онлайн-терапевты, сити-фермеры, проектировщики роботов, операторы дронов и разработчики интернета вещей.
О профессиях и навыках, которые будут актуальны в следующие пять лет, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям System Capital Management.
Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?
Проблема профориентации усложняется с каждым годом, на рынке труда появляется множество новых профессий, но исчезает ряд привычных, существовавших десятки лет. Выбрать подходящую работу для подростков непросто, все зависит от его склонностей к разным видам деятельности, интересов, окружения, а также от многих других не менее важных факторов.
Определиться с выбором будущей профессии непросто для подросткового возраста
Как правильно подростку определиться с профессией, чтобы в будущем он смог достичь успеха в том, что ему нравится. А главное, как сделать так, чтобы через 5–10 лет этому человеку не пришлось ходить на нелюбимую работу изо дня в день и мечтать о другой профессии.
Советы профессионалов
Сегодня существует множество людей, которые помогают определиться с тем, к чему человек стремится, кем ему было бы неплохо стать и куда направить всю свою энергию.
Профориентация подростков часто происходит по достаточно стандартной схеме и включает в себя несколько простых тестов, а также разговор с будущим специалистом.
Необязательно идти на мастер-классы или посещать психологов, которые помогут разобраться в себе.
Основные советы:
Чего я хочу?
Карьера — это работа, которую человек делает в течение значительного времени. Она предполагает возможности для развития и освоения новых навыков. Строительство карьеры начинается, когда подросток начинает размышлять о том, каким может быть его будущее и как воплотить идеи в жизнь.
У кого-то с раннего возраста есть внятное представление о том, чем хочется заниматься, но многие долго изучают варианты и размышляют, что лучше всего им подходит. Нормально, если подросток не знает, какую профессию выбрать: с этим не нужно спешить.
Каждый человек обладает уникальной комбинацией навыков, талантов, интересов, ценностей и целей. Анализ этих параметров и того, чем интересно заниматься в жизни, поможет подростку определиться с отраслью и своей ролью в ней.
Как определиться с выбором профессии? Наводящие вопросы
Размышление об этих вопросах может помочь подростку принять решение о направлении будущей карьеры.
Каковы твои интересы?
Чей пример тебя вдохновляет?
Чего ты хочешь добиться?
Сколько ты хочешь зарабатывать?
Какие навыки ты хочешь развить?
Ты предпочел бы работать на открытом воздухе?
Необходимость профориентации
Существует множество программ для выбора подходящей работы
Выбор профессии очень важен. Чтобы смягчить данную ситуацию и не ошибиться, следует пробовать различные программы профориентации. Разберемся с тем, что они помогают сделать.
Роль психологии в профориентации школьников
Старшеклассник задумывается о будущем. В это время ему особенно необходима помощь со стороны родителей, психологов, диагностиков. Психолог в процессе беседы поможет разобраться с сильными и слабыми сторонами характера подростка, диагностик определит соответствие особенностей и способностей с возможностью выбора той или иной специальности, а родители, хорошо зная своего ребёнка, посоветуют, как принять важное решение.
У подростков наблюдается частая смена увлечения разными профессиями. Суть и задачи профориентационной работы состоят в том, чтобы помочь старшекласснику понять, чего он хочет более всего: работать и на практике познавать азы выбранной специальности или продолжать учиться, чтобы сделать хорошую карьеру.
Психология — очень полезная наука в правильном выборе жизненного пути подростка: работать или продолжать своё образование, чтобы получить более высокую квалификацию. Большое количество программ, методик и методов разработаны современной наукой в помощь такому выбору. Эти методики, программы и методы профессиональной ориентации школьников предполагают длительную работу с детьми, начиная с начальных классов и до окончания школы.
Факторы и мотивы
Определитесь с видом деятельности
Если подростку сложно определиться, то можно рассмотреть мотивы, которые он преследует.
Все мотивы связаны, поэтому лучше всего выставить их в порядке важности для подростка. Подобная процедура не укажет на конкретную профессию, но даст понять, на что стоит обратить внимание, а на что тратить время вовсе не нужно.
Факторы, влияющие на выбор профессии ↑
Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.
Социально–экономические
Социальные
Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.
На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:
Психологические
Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.
Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.
Психофизиологические особенности
Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.
Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.
Решила записывать каждое событие своей жизни? Читай о том, что нужно для личного дневника. Как стать женственной и уверенной в себе? Читай статью.
Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.
Методики определения профессий
Существует огромное количество различных опросов и тестов. Их можно без труда найти не только в интернете, но даже на полках книжных магазинов. Некоторые из них охватывают все профессии, а некоторые только определенный круг. Они предназначены для тех, кто уже имеет общее представление.
Самые популярные и действенные методики на данный момент.
А также существуют десятки других популярных тестов, которые помогают определиться. Лучше всего пройти как можно больше опросов, чтобы получить максимально достоверные данные.
После определения сферы деятельности можно отрыть перечень профессий и выбирать наиболее интересные. Затем можно начинать изучать их углубленно, чтобы понять суть и определить, насколько это интересно и востребовано.
Виды профессий: что мне подходит больше всего
Выбрать из огромного количества возможностей непросто. Полезно проследить связь между компетенциями специалистов и теми предметами, которые интересны подростку. Для того чтобы определить свои цели, интересы, навыки и знания, можно примерить на себя одну из профессиональных областей.
Искусство
Люди искусства обладают богатым воображением и творческими способностями. Они — «люди идей», им нравится применять свои таланты для создания новых изображений, композиций и концепций.
Направления в области искусства:
Примеры профессий: актер, музыкант, дизайнер костюмов, организатор мероприятий. Например, чтобы изображать других людей, актеру нужно разбираться в искусстве, уметь запоминать стихи и погружаться в роль, которую он играет.
Гуманитарные науки
Люди, изучающие человеческую культуру (гуманитарные науки), обычно любят читать, анализировать материал и участвовать в дебатах.
Научные дисциплины:
Профессии в этой сфере знаний: преподаватели, историки, переводчики и журналисты. Так, хороший учитель стремится передать учащимся знания и вдохновить их на максимальную реализацию своих возможностей в мире.
Прикладные науки
Практические предметы подходят для физически активных людей, которым нравится быть на открытом воздухе, делать что-то руками или заниматься ремонтом, участвовать в спортивных играх, работать с животными. В этих видах работы огромное значение имеет способность придумывать новые идеи и решать проблемы.
Практическое применение:
Варианты профессий: механик, фермер, плотник, полицейский. Ремонт и обслуживание техники — очень широкое поле деятельности, поэтому механик выбирает одну область специализации (например, автомобили, самолеты или промышленное оборудование).
Естественные науки
Люди, которым нравится заниматься наукой, мыслят логично, умеют анализировать и исследовать. Они любят проводить эксперименты, разрабатывать и создавать прототипы, проверять новые теории.
Научные дисциплины:
Примеры профессий: врач, ученый, исследователь, компьютерный инженер.
Социальные науки
Специалистов в области социальных наук интересует взаимодействие человека с обществом, влияние решений, принимаемых правительством, на повседневную жизнь людей. К социальным наукам относятся право и экономика.
Научные дисциплины:
Примеры профессий: юрист, политик, социолог. Например, адвокаты консультируют и представляют своих клиентов по юридическим вопросам. Они выстраивают стратегию ведения судебного дела с учетом законов и обстоятельств.