Для чего нужна профориентация в школе
Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации
MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.
По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?
По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.
Госзаказ на профессионалов
Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.
Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.
Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.
Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).
На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.
Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.
Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.
В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.
Как измерить эффективность профориентации?
Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:
Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.
Умения или призвание
«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?
Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.
Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.
Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.
И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.
Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.
Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.
Зачем в школе нужна профориентация?
Что такое профориентационная практика и как она устроена в «Золотом сечении»? Рассказывает руководитель нашей профориентационной программы Наталья Белова.
Если современная школа хочет оставаться эффективной образовательной средой, она должна ставить перед своими учениками актуальные цели, особенно в старших классах. Учебный процесс не может строиться вокруг того, как ученикам удачно сдать ЕГЭ. Школа должна стать открытой системой, которая будет привлекать внешние ресурсы дополнительно к внутренним.
Один из таких ресурсов — площадки для профориентации школьников. Они позволяют вывести учебный процесс за рамки школы и помочь ученикам реализовать свой потенциал в образовательном пространстве всего города.
С советских времен летняя практика ассоциируется у нас с покраской забора или работой в школьном огороде. Но сегодня, используя ресурсы партнёров, мы можем организовать самые разные варианты практики и подобрать те, что лучше всего подойдут для самоопределения каждого конкретного ученика.
В «Золотом сечении» программа профориентационной практики действует уже 12 лет и за это время неоднократно менялась. Сейчас это обязательная часть индивидуального плана обучения каждого ученика 9 и 10 классов. В рамках практики ученик в июне, после экзаменов, выходит на место работы в одну из партнёрских компаний. В 9 классе практика длится семь дней, в 10 классе — десять.
Но как бы наша профориентационная программа ни менялась, одно остаётся неизменным: её цель — помочь учащимся проверить гипотезу о будущей профессии.
Никто не может с уверенностью сказать, каким будет рынок труда даже через пять-десять лет. Некоторые привычные профессии отмирают, другие трансформируются под влиянием технологий, к тому же постоянно возникают новые профессии. Мы не можем указать ученику, кем конкретно ему стать. Но мы можем помочь ему осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным на постоянно изменяющемся рынке труда.
Именно для этого и необходима профориентация. Она помогает ученику:
При организации практики нужно учитывать, что случай каждого ученика индивидуален. Конечно, идеальный ученик способен осознанно составлять индивидуальный учебный план, выбирать себе направление обучения, спецкурсы и место прохождения практики. Но степень вовлечённости в учебный процесс у разных школьников разная, поэтому многим нужна дополнительная мотивация или помощь в принятии решений.
Ученику нужно помочь осознать основания своего выбора — для этого на протяжении всего предыдущего обучения в школе развивается культура выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. Главное, что итоговый выбор всегда должен совершать сам учащийся. Это принципиальная позиция школы.
Итак, практика — это не только непосредственно выход на рабочее место. Выбор профессиональной области, определение с местом практики, подготовка — всё это часть профориентационного процесса.
Вот какие этапы включает практика, которую проходят учащиеся нашей школы.
Подготовка к практике (ноябрь–февраль)
Главное на этом этапе — определение своих интересов, целей и ценностей, формирование собственной жизненной стратегии. Подростку нужно определиться с тем, чем для него может быть полезен выход на практику и к чему он стремится в долгосрочной перспективе. Нам важно, чтобы ученик воспринимал себя как целостную личность и делал выбор исходя из своих личностных качеств, а не из чужих желаний.
Школа помогает ученикам сделать осознанный выбор с помощью профориентационных тестирований, интервью с тьютором и психологом. В конце подготовительного этапа ученик определяет для себя одну или несколько областей профессиональных интересов и строит гипотезу: в какой профессиональной области он хотел бы поработать и почему?
Определение места практики (весна)
На этом этапе определяется конкретное место прохождения практики. Ученик действует по схеме: резюме — мотивационное письмо — собеседование.
Резюме практиканта
Резюме не только позволяет подростку презентовать себя работодателю, но и способствует самоосознанию: составляя резюме, ученик пытается увидеть себя со стороны, зафиксировать свои успехи, достижения и сильные стороны. Затем резюме обсуждается с тьютором — поддержка взрослого очень важна, поскольку зачастую представления ученика о своих способностях и навыках бывает завышенным или заниженным.
В 10 классе подросток дополняет резюме новыми достижениями, описывает знания и практические навыки, полученные на спецкурсах. Это позволяет ученику ясно оценить, как он изменился и чему научился всего лишь за год.
Мотивационное письмо
Если при составлении резюме ученик описывает исключительно себя, то в мотивационном письме ему нужно соотнести это с интересующей профессиональной областью и компанией, в которой он будет проходить практику.
В письме ученик размышляет над тем, каким он видит время своей практики: чем он будет заниматься, что хочет освоить, чего достичь. Мы стремимся к тому, чтобы школьник рассматривал практику как отличную возможность проявить себя, а не готовился к тому, что будет там только послушно выполнял задания.
Собеседование
Теперь ученику предстоит презентовать себя в реальном разговоре. Собеседование может происходить как вживую, так и онлайн.
Для того, чтобы собеседование прошло эффективно, важно заранее обсудить с работодателем модель разговора: какие вопросы работодатель будет задавать, как будет действовать, если ученик окажется недостаточно подготовленным к дискуссии. Ситуации бывают разные: есть активные ученики, которые отлично подготовились к собеседованию и сами задают работодателю вопросы; есть те, кто плохо понимает смысл будущей профессии или за кого выбор сделали родители; а кто-то идет на практику, чтобы впервые соприкоснуться с выбранным направлением. Опыт показывает, что чем лучше к собеседованию подготовлен работодатель, тем продуктивнее встреча и сама практика.
Также важно, чтобы работодатель объяснил ученику, что того ждёт на практике. Часто ребята, которые приходят на место практики, стесняются задавать вопросы и боятся, что мешают взрослым. Их нужно заранее подготовить к тому, как действовать в новой для себя обстановке.
Практика (июнь)
Как мы уже говорили, период практики занимает от семи до десяти дней. Ежедневно ученик обсуждает со своим непосредственным руководителем итоги рабочего дня. Это помогает практиканту на примере каждой конкретной задачи определить, что получилось сделать, что нужно доработать, к каким типам задач нужно найти другой подход. По итогам этих разговоров практикант и работодатель определяют задачи на следующий день. Всё это ученик фиксирует в своём дневнике.
Также во время практики практикант обсуждает свои успехи со школьным тьютором. Тьютор помогает подростку определиться со своим отношением к практике, осознать её как ещё один шаг на пути саморазвития. Общение с тьютором проходит в разных форматах: индивидуальный разговор по телефону/скайпу; личные встречи раз в три дня; общий чат тьюторской группы.
Обсуждение итогов
По завершении практики проводится итоговая рефлексия. Она состоит из трёх частей: рефлексия с работодателем; рефлексия в группе по сходному типу практики; общая рефлексия школьного центра.
В процессе рефлексии каждому ученику предстоит ответить на следующие вопросы:
Итоговая рефлексия необходима, если мы хотим, чтобы практика была для наших учеников максимально эффективной. Им нужно осознать практику как собственный индивидуальный опыт, ассимилировать его, представив как ещё один шаг по личной траектории их образования и саморазвития.
При должной организации процесс профориентации, где всё по-настоящему, где всё зависит от личной заинтересованности и активности ученика, позволяет подростку почувствовать собственную значимость и компетентность. Практика в реальных условиях, обучение у специалистов своего дела — это то, что помогает подростку осознать, что ждёт его в жизни после старших классов.
В конечном итоге, в этом и состоит одна из важнейших задач школы — мы должны стремиться к тому, чтобы у наших выпускников было осознанное и ответственное отношение к собственной жизни.
Примечание. Партнёры «Золотого сечения» по программе профориентации
Вот лишь некоторые площадки, предоставленные как родителями наших воспитанников, так и нашими партнёрами, на которых учащиеся смогли получить профессиональный опыт:
Могут ли тесты на профориентацию помочь определиться со специальностью
Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.
По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.
В каком возрасте стоит определиться с профессией
Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.
Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.
Для начала профориентации некоторые специалисты считают оптимальным возраст 10-12 лет. Это еще не «колючие» подростки, дети в этом возрасте наиболее отзывчивы, открыты и уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем.
Начинать определяться с делом жизни можно еще раньше: существуют опросники для младших школьников — 2-4 класса. Американские исследователи Ричард Аугер, Энн Блэкхерст и Кай Хертинг Уаль отмечают, что уже в четыре года дети с интересом играют «в работу», обсуждают, кем станут, когда вырастут. Правда, у такого подхода есть существенный минус: велик риск лишить своего ребенка детства. Кроме того, с тех пор предпочтения могут еще не раз поменяться.
Тесты на профориентацию
Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.
Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.
Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.
Как помочь ребенку выбрать профессию
Словенский школьный психолог Роберт Пене Зор считает, что самый важный фактор при выборе профессионального пути — это семья ребенка. «На этапе принятия решения о выборе будущей профессии абитуриентам необходимо как можно больше информации», отмечает он. Расширить представление ребенка о современном рынке труда могут родители:
Профориентация для взрослых
А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?
Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.
Профориентация по-новому
В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.
Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:
«Раньше понятия «выбор профессии» и «выбор карьеры» означали одно и то же. Сейчас это разные вещи. В современном мире нужно уметь конструировать карьеру. Для этого явления пока нет адекватно переведенного термина. В международном контексте это звучит как career guidance, career education. В России до сих пор используется термин «профориентация». Современный рынок труда предлагает новые типы карьер и траекторий: фриланс, работа из дома, гибкость и междисциплинарность. Все движется к тому, что узкодисциплинарные знания начинают пересекаться. Например, успешным будет программист, который еще и разбирается в социологии или дизайне, который к тому же коммуникабелен, может найти специалистов под свою задачу, имеет зачатки исследовательских навыков, умеет искать информацию. В университете этому не учат, но на современном рынке труда эти навыки уже могут рассматриваться как отдельный капитал».
Профессии будущего
Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:
«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».
Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.
Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.
Кирилл Кузнецов:
«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас. Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».
Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.