Для чего нужна пропаганда эссе
Место пропаганды в современном обществе
Пропаганда – распространение взглядов и идей. Внедрение их в общество. Ненужно путать пропаганду с рекламой.
Многие думают, что сейчас общество более свободно от такого явления как пропаганда, на самом деле это не совсем так. Просто технологии пропаганды стали более совершенными и незаметными для обычных людей. В отличие от рекламы. Сразу скажу, что ненужно считать пропаганду, чем-то нехорошим. Пропаганда это инструмент, с помощью которого можно и порабощать народы и нести в мир светлую истину.
Важно понимать, что пропаганда многогранна, и это процесс, который не останавливается ни на секунду, лишь тренды меняются. И не думайте, что вас это не касается, и вы можете разобрать пропаганду от не пропаганды. Вы сможете распознать листовку или выступление, какого ни будь деятеля. Но начинается война и по всем каналам, радио и интернету говорят одно и то же, все знаменитые люди (ведущие, политики, экономисты), которых вы знаете и уважаете, говорят одно и то же, сколько из вас реально готовы возражать этому? Примеров много, например 2008 год, как сошли с ума все СМИ в Европе и Америке, потом также сошли сума назад. То же самое в интернете, то же самое, на всех континентах и во всех странах, вы можете быть правым или левым, демократом или коммунистом, согласным или несогласным. Это ничего не меняет. Все ваши взгляды формирует пропаганда, бывает и такое, что, что-то рождается в вас самих, и если вы захотите, это что-то донести до остальных людей, то это, что-то превратиться в пропаганду.
Вы смотрите один канал и думаете там, правда? Нет, переключаете на другой, и что там, правда? Может правда по радио или в газетах? Может в интернете? Может прямо здесь, прямо сейчас вы читаете правду? Нет, то, что вы сейчас читаете это тоже пропаганда, пропаганда моих идей, моей точки зрения. И каждый раз, когда вы включаете ваш любимый канал, радио, открываете газету, или заходите на страничку своего любимого блогера, помните о том, что все что там есть, это пропаганда. Не больше, но и не меньше.
Люди склонны говорить красивые вещи. Это им нужно, что бы добиться своего. Кому-то нужны деньги, кто-то хочет секса, кого-то заботит власть, в чьей-то голове горит ненависть, а кому-то просто скучно. Хотите быть сводными от пропаганды? Тогда задайтесь вопросом, что стоит за словами. Каковы цели того или иного человека. Неважно, что он говорит, важно для чего он это делает, важны не красивые слова, а та цель, к которой он идет.
«Пропаганда — это монолог, который ищет не ответа, но эха» (У. Х. Оден) (ЕГЭ обществознание)
У. Х. Оден в своём высказывании рассуждает о сущности пропаганды. Автор убежден, что пропаганда ждёт эха, то есть закрепления определенных теорий, идей, взглядов в сознании людей.
Конечно же, я согласна с автором, и чтобы доказать эту позицию, обратимся к теории из обществознания. Для начала следует разобраться, что называют пропагандой — это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определённых настроений, закреплении в сознании граждан определенных ценностей.
В современном мире есть множество путей пропаганды и, по моему мнению, главным и эффективным таким каналом является СМИ, ведь это совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному числу лиц, с целью оперативного информирования относительно событий и процессов в мире. Я считаю СМИ главным, так как у них есть некоторые принципы, такие как приоритетность, высокий общественный статус и настроенность на полит. успех, что вызывает доверие в обществе, не заставляет сомневаться в информации, которая предоставляется СМИ, поэтому пропаганда в СМИ столь эффективная. А также СМИ имеют особенности: оперативность, доступность, динамичность и др., что может увеличивать качество пропаганды. Всё это влияние СМИ можно разделить на негативное и позитивное. К негативному можно отнести сталкивание различных интересов, искажение информации, отвлечение общества от значимых проблем путем передач развлекательного характера, что делается в интересах политической элиты или других социальных групп, которые имеют власть или умение манипулирования сознаниями людей. К позитивному же относится мобилизация на решение различных проблем и удовлетворение вкусов различных аудиторий.
Ярким примером доказательства этого обоснования можно считать то, что происходило совсем недавно. Пропаганда несанкционированных митингов против действующей власти и в поддержку А. Навального произошла в социальных сетях (в основном было использовано приложение TikTok) незадолго до 23 января 2021 г., назначенной датой протестов. Удивительные результаты приобрела данная пропаганда, огромное количество людей вышло на улицу. По моему мнению, если бы столь масштабная пропаганда не была проведена, то на улицу бы вышло не такое количество людей, а довольно меньше. Но пропаганда прошла не только в социальных сетях, но и на телевидение, где говорилось о отсутствии необходимости выходить на улицы, а также, что данные протесты несанкционированные и они не приведут к каким-то результатам. Этот пример показывает негативное влияние СМИ на различные социальные группы, так как произошло столкновение интересов тех, кто защищает действующую власть и тех, кто отрицает её.
Другим примером могут служить «Прелестные письма» (или грамоты), которые использовались ещё Степаном Разиным, Емельяном Пугачевым и др., для того, чтобы собрать больше сторонников они рассылали их в больших количествах от своего лица или другого, которое внушало больше доверия, нежели они. В этих письмах они давали различные обещания, что улучшат жизнь, уничтожат зависимость простого населения, то есть крестьян, от помещиков и т. д. И такая пропаганда имела свои результат, многие люди примкнули к рядам предводителей восстаний, веря в наилучших исход событий.
Оба эти примера показывают, как посредством пропаганды можно навязать, закрепить теории, идеи и настроения, которые нужны определенным людям\соц. группам.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что пропаганда действительно имеет огромное влияние на сознание людей.
Как пропаганда влияет на мир и формирует твое мнение и желания
Начнем с двух ярких и пугающих примеров, где пропаганда поспособствовала развязыванию войн. Адольф Гитлер – гениальный оратор, политик, один из самых жестоких палачей за всю историю человечества, чьи извращенные идеи завладели умами всего немецкого народа. Несмотря на всю противоречивость этого лидера, он знал, что массовость, шоу и горячие речи позволят завладеть сердцами людей. Отсюда и родились эти парады, рассказы об исключительности немецкого народа и необходимости превозносить арийскую расу выше всех остальных. Гитлер создал символы, дал надежду, за которой пошли люди, что в конечном итоге унесло миллионы жизней, а все из-за больных амбиций одного жестокого человека. Пропаганда, проведенная им, была в своем роде гениальна, но обернулась для всего мира настоящей катастрофой, попав не в те руки.
А как же еда, напитки и иные вещи современного мира, без которых мы не можем представить себе жизни? Реклама Айфона говорит нам, что этот гаджет выбирают современные и прогрессивные люди; реклама чипсов зачастую подается в контексте дружеской посиделки; а маркетологи Кока-Колы вовсе провернули гениальный трюк, сделав этот напиток неотъемлемым элементом новогоднего стола, ведь его рекламирует Санта, но и без него реклама недвусмысленно намекает, что кола по важности равна шампанскому в этот вечер.
С чего все начинается
Пропаганда в первую очередь обращается к эмоциям, а не интеллекту, чтобы заставить человека принимать решения на интуитивном уровне, а не опираясь на здравый смысл. Пропаганда может быть направлена на любой спектр эмоций, включая гнев, надежду, радость, печаль, тревогу и так далее. Иначе говоря, вызвать у человека необходимую эмоцию является одной из важнейших задач.
Методы пропаганды
Все они рассчитаны на то, чтобы вызвать у тебя эмоцию. Пропаганда взращивает в умах людей определенные идеи, которые могут ассоциироваться с определенными эмоциями; сталкивает две противоположные идеи; подает людям однобокую информацию, формируя мнение по необходимому шаблону; ссылается на лидеров мнений, суждения которых должны приниматься как прописные истины; предоставляет на выбор две идеи, но к одной из них дает четкую инструкцию к действию. Идеальная пропаганда посеет в твоей голове идею таким образом, что ты будешь думать, будто эта конкретная мысль является результатом лишь твоих суждений и интеллектуального труда.
Ожидаемый эффект
Пропаганда должна убедить человека в чем-либо. Например, крепкие и сильные герои определенного фильма на протяжении всей картины употребляют овощи и фрукты, говорят о том, что именно благодаря им удалось добиться такой силы и выносливости. После просмотра есть большая вероятность того, что некоторые из зрителей включат в свой рацион больше овощей и фруктов.
В конечном счете все эти механизмы приводят к тому, что ты формируешь якобы свое индивидуальное мнение и взгляд на определенный вопрос, рассказываешь о нем всем вокруг, утверждая, что подобные взгляды стали результатом твоей аналитической работы. Работа сделана, расходимся. Завтра собираемся к 9 и без опозданий.
Популяризация сигарет
В Штатах было проведено исследование, которое выявило два типа личности у населения: «А» и «B». Первый характеризовался трудоголизмом и вспышками гнева, в тот момент как для типа «В» основными чертами являлись доброжелательность и расслабленность. Лишь два типа людей, и больше никто не может выйти за данные пределы. Не напоминает один из вышеописанных трюков? Но что поспособствовало такому исследованию и внедрению данной культуры определения личности? Не что иное, как идея сигаретных магнатов, а личность «В» в значительной степени является идеальной сборкой человеческих качеств. Как ты уже догадался, определяющим фактором является курение. Покурил – расслабился, успокоился, выкроил несколько минут на перекур. У населения было сформировано такое мнение, что сигареты благотворно влияют на наш быт и жизнь, именно по этой причине в определенный момент они стали неотъемлемой частью жизни многих людей.
В рекламе
Хочешь комфортно передвигаться? Покупай эту машину. Хочешь чувствовать себя хорошо? Пей нашу воду. Конечно же, все зависит от подачи, но ты же понимаешь, что реклама может не только показать новый товар, но и побудить тебя купить даже то, в чем не чувствуешь необходимости в данный момент.
Образование
Та часть нашей жизни, в которую пропаганда интегрирована в наибольшем количестве. Литературные произведения, где оценочная политика автора формирует определенную позицию у детей. Мнение учителей, вся школьная программа нацелены на то, чтобы взрастить поколение с определенным образом мышления. В итоге вся политика школьного обучения направлена на то, чтобы сформировать положительный имидж для государства, в котором растут дети.
Правительство
В определенный момент правительство США столкнулось с проблемой массового пьянства среди студентов. Местами это явление приобрело массовый характер, более того – было модно. В итоге ученые пришли к интересному решению и опубликовали исследование, в котором говорится о том, что лишь малая часть студентов употребляет алкоголь. Еще там говорилось, что молодежь считает такой образ жизни неприемлемым, в большинстве своем предпочитает спорт. У них получилось изменить восприятие социума, показав, что лишь меньшинство неудачников любит чрезмерно выпить. Итогом стало то, что данная кампания значительно уменьшила уровень употребления алкоголя среди молодежи.
Зрелищность
Фильмы, театральные постановки, выступления ораторов, концерты – все это зрелищно, и все это способно вызвать у людей кучу эмоций. Что ты чувствуешь после просмотра фильма про Вторую мировую войну? Ненависть к фашизму, осуждение данного режима и желание встать на защиту своей Родины в любой момент. Это и есть отличная работа пропаганды.
Как работает современная пропаганда
Автор: Crom Killwolf • Март 6, 2021 • Реферат • 3,208 Слов (13 Страниц) • 111 Просмотры
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Реферат по дисциплине: Политология
« Как работает современная пропаганда »
студент группы БИФ/Б31114-2/1
Хромова Юлия Алексеевна
Александров Илья Юрьевич
Как устроена и работает машина пропаганды в наше время………….. 9
Список использованной литературы…………………………………….19
Для начала анализа пропаганды, начиная с ее истории и ответом на вопрос «как работает пропаганда в современном мире», обозначим понятие этого слова.
Понятие меняется каждый раз в зависимости от времени, в котором мы живем. Например, в 60-е годы 20 века под словом пропаганда подразумевалось «углублённое изучение идей марксизма», т.е. теоретическое изучение какой-либо идеологии. А сегодня это имеет совершенно другой смысл.
Меня всегда поражало, как в условиях свободной информации может работать пропаганда. Времена СССР были понятны. Подконтрольные СМИ, железный занавес, отсутствие интернета. Но сегодня когда люди вооружены свободным (пока что) интернетом – это странно. Опора абсолютно любой современной власти – это пенсионеры. Наивные бабушки с дедушками, которые помнят светлые времена советского союза, где была колбаса за 2 копейки. Люди, которые бояться решительных шагов, люди, которые до сих пор живут в страхе 90-х, которые хотят стабильности. И мне кажется, что такие люди не только уже безнадежны к изменениям в стране, но еще и учат послушанию и терпению своих детей и внуков. Это часть нашего русского менталитета, от которого мы не избавимся еще очень долго.
В своей работе я хочу разобраться, откуда появилась пропаганда, почему она работает, и можно ли ее побороть.
В связи с этим можно выделить три этапа развития пропаганды:
Как же именно происходят массовые движения? На самом деле, они происходят поэтапно и по принципам. Основные принципы: подражание, заражение, подчинение, активность.
Одно дело распространять какие-то идеи через фрески, картины, проповедь, когда можно распространяться на конкретную область. Но когда массовое движение массовая коммуникация встречаются, сфера воздействия становится всеобщей. Самая показательная вещь произошла в 1918 г. – создание совета пропаганды большевиками. Они активно использовали это слово, использовали очень много флагов, транспарантов и наглядной агитации. Это была массовая пропаганда через лозунги, через массовое движение, она шла параллельно с массовым образованием. В Российской империи была очень сильный уровень образования, но для небольших групп людей. Советская власть сделала образование всеобщим и пропаганда шла рука об руку с массовым образованием. А поскольку это давали большевики, то сошлись два элемента пазла – с одной стороны мы даем образование всем, но с другой стороны мы держим в руках воздействие на этого массового человека. В начале это была всеобщая грамотность, она была связана и с антирелигиозностью. Советская власть паразитировала на имперских инженерах, на эпохе, которая уже существовала, но советская власть потом и создала пикет относительно науки, увлечение наукой в 50-70-е годы, поскольку антирелигиозность должна была основываться на интерес к науке. Российский историк, политический аналитик Валерий Соловей в одной из лекций о пропаганде говорил : «Если сегодня телевидение ориентируется на 14-тилетнего человека по уровню мышления, то советское время это была ориентация на первокурсника.» т.е. уровень воздействия был выше. Так история советской пропаганды показывает, что она не действует, если она не держит зерно важного правильного и полезного.
Аннa Голицына
30 ноября, 2008
Эссе о пропаганде
Сразу должна оговориться, что у слова «пропаганда» есть два разных значения. Это эссе посвящено только одному из них. Эссе будет содержать кое-какие ссылки, но в целом оно является моим личным представлением о пропаганде. Тема большая, в печати представлена широко, так что в этом эссе будут освещены только некоторые аспекты. Кому любопытно — советую посмотреть Википедию, особенно раздел технических приемов на предмет проверки, знаете ли вы их все до единого и умеете ли вы их распознавать навскидку (http://en.wikipedia.org/wiki/Propaganda#Techniques; русского варианта Технических Приемов в Википедии нет). Это эссе чисто теоретическое и, как таковое, не выделяет никакую партию, страну, нацию, или какую-либо еще группу. Многие примеры также чисто теоретические.
Два значения слова пропаганда в моем изложении:
1. Пропаганда — это искажение действительности устно, печатно и/или визуально при помощи определенного набора приемов, некоторые из которых обсуждаются ниже. Пропаганда, как правило, направлена на определенную аудиторию и используется для изменения представлений о действительности у этой аудитории, или для поддержания уже измененных представлений. Пропаганда — чаще всего сознательное действие. Эссе посвящено только этому значению слова.
2. Пропаганда в другом значении этого слова — почти то же самое, с одним важным отличием: ее цель и желаемый результат — не изменение представлений о действительности, а призыв к какому-либо нейтральному или нужному действию. Многие люди вообще не считают этот вид пропаганды пропагандой.
Основные области пропаганды:
Я бы обобщила так: все люди считают себя одновременно членами нескольких групп. (Пол, национальность, партийность, уровень образования, жители конкретного переулка и т.п.). Чувство принадлежности к какой-либо определенной группе у конкретного человека может быть сильнее или слабее. Желание защищать интересы своей группы может быть сильнее или слабее. Корреляция между силой чувства принадлежности и желанием защищать есть, но значение корреляции зависит от исследуемой группы (вплоть до отсутствия корреляции и/или желания защищать). Пропаганда является одним из основных нефизических способов защиты интересов своей группы. Сила пропаганды может измеряться в некоем умозрительном уклонении от действительности: от полной и откровенной лжи, имеющей колоссальный эффект, до теоретического нуля. Нулем пропаганды можно считать адекватное беспристрастное изложение как всех аспектов действительности, так и точек зрения всех заинтересованных групп.
Одним из моих первых больших открытий по переезде в Америку 15 лет назад было то, что американская пропаганда по техническим приемам не отличается от советской. Живя в перестроечной и постперестроечной России я наивно думала, что это только наши родные приемы. Кстати, от бывшей студентки факультета журналистики МГУ (доперестроечные времена), знаю, что эти приемы там преподавались. Интересно, преподаются ли они на здешних факультетах журналистики и в прочих странах? Итак
Некоторые приемы пропаганды (моя подборка, но не приемы):
Ложь — Откровенная ложь. Обычно применяется к фактам. Скажем, денег в стране ежегодно печатается 100,000,000 у.е., а говорится, что 1,000,000.
Ложь по умолчанию или частичная правда — Известный прием и не только пропаганды. Говорится только часть правды, а остальная правда умалчивается. Умолченная часть правды имеет заметный потенциал изменить мнение аудитории в нежелательную для пропагандиста сторону, потому и умалчивается. Все, что уменьшает силу воздействия сообщенной части правды, может считаться пропагандистом нежелательным. Скажем, сообщается «Мы собрали 55 центнеров с гектара»! (Умалчивается «И потом сгноили 40»)
Эмоциональные слова или обзывание — Распространенный способ пропаганды, призванный воздействовать на эмоции и психику человека, а не на рациональное мышление. Скажешь, например, что такой-то химик — невежда, глядишь, кто-нибудь и поверит или по крайней мере начнет слегка сомневаться, умеет ли это химик держать пробирку. Вo многих случаях обзывание приводится бездоказательно, как бы самоочевидный факт.
Выборка из контекста — Разновидность Частичной Правды. Берется фраза из текста, значение которой само по себе отличается от значения этой фразы вместе с окружающим ее текстом. Например, Сара Палин сказала (цитирую по памяти): «Я не знаю, что делает вице-президент день ото дня… Я привыкла быть занятой, и я хотела бы быть уверенной …». Во многих продемократических статьях муссировалось только «Я не знаю, что делает вице-президент».
Реинтерпретация — Берутся слова человека, и интерпретируются не так, как имел в виду автор. Например, высказывание «Я знаю только то, что я ничего не знаю» интерпретируется, как: «Вот видите, он сам признает, что он невежда».
Смешение в Кучу — Цитируются вместе два и больше факта или мнения, и опровергается только один из них. Читатель/зритель остается под впечатлением, что опровергнуты оба.
Цитата из неизвестного источника — Используется для опровержения точки зрения противника. В текст опровержения вставляется утверждение, на самом деле противнику не принадлежащее, но поскольку оно вставлено без указание на источник, у аудитории остается впечатление, что оно принадлежит опровергаемому противнику.
Пропаганда и группы
В дальнейших рассуждениях группой считается любая общность людей (включая группу только из одного человека), объединенная какими-либо общими интересами. Выше были приведены определения некоторых характерных групп. Кроме того, я буду употреблять слово пропаганда в не совсем стандартном его смысле, а именно: пропагандой будет считаться любая попытка защиты интересов некоей группы при помощи определенного искажения действительности, включая, например, преувеличение ребенком необходимости покупки и еще одной дорогой игрушки.
В явлении пропаганды участвуют от одной до трех групп. Пропагандирующая группа наличествует по определению. Обычно члены группы пропагандируют своей же группе, то есть себе подобным. Бывает, что члены группы пропагандируют в интересах группы, к которой сами фактически не принадлежат. Богатые демократы, ратующие за интересы бедных слоев населения, фактически пропагандируют от их лица. И, наконец, можно принадлежать одной группе, ратовать за другую, и иметь в виду третью группу в качестве целевой аудитории (те же богатые демократы, пытающиеся склонить умеренных республиканцев или независимых на государственную помощь бедным).
Пропаганда, предназначенная для восприятия своей группой, и пропаганда, предназначенная для восприятия чужой группой, могут отличаться. Например, стиль изложения в Moscow News в СССР отличался от стиля газеты Правда. Можно предположить (и интересно было бы в каком-нибудь смысле проверить), что в наше интернетное время разница между пропагандой для своих и пропагандой для чужих сближается, особенно, если обе на одном и том же языке. Можно предположить, что в среднем более тонкая пропаганда предназначена для более образованных и/или менее убежденных слоев населения и наоборот.
Вред и польза пропаганды
Оправдано ли существование пропаганды и приносит ли она безусловный вред? На мой взгляд, и да, и нет. Я бы постулировала необходимость защиты интересов своей группы в той или иной мере (или отложила бы обсуждение этого до следующего эссе). Кто в первую очередь за нас, если не мы? Так как пропаганда де факто является одним из основных способов защиты своих интересов, то, получается, пропаганда необходима. Но: пропаганда пропаганде рознь. Я безусловно против беззастенчивой лжи, то есть утверждения несуществующего или абсолютно недоказанного в качестве истинного и/или самоочевидного. В то же время я отношусь более спокойно к перечислению истинных фактов в пользу своей группы, без перечисления фактов в пользу другой группы, если только факты о другой группе легко доступны целевой группе. В конце концов, другая группа обычно может сама о себе позаботиться. Демократы не обязаны приводить все факты против их программы. Республиканцы о них позаботятся в этом отношении.
Отношение к пропаганде правительств и прессы
Отдельный вопрос об отношении к пропаганде правительства и других органов власти, принимающих решения, от которых зависят пропагандирующие группы. В идеале правительства должны эту пропаганду игнорировать и принимать некое компромиссное решение, учитывающее как явно выраженные желания всех групп, так и их истинные потребности.
Мое личное понимание идеальной прессы, той, которую бы я читала — это пресса без пропаганды. К сожалению, такая пресса — чисто умозрительный объект. Впрочем, многие люди сознательно или подсознательно предпочитают прессу, пропагандирующую, более тонко или менее тонко, их собственные взгляды.
Индивидуальное отношение к пропаганде
Наиболее интересный для меня лично вопрос об отношении отдельных людей к пропаганде. В идеале люди должны уметь распознавать пропаганду или хотя бы подозревать ее возможность во всех соответствующих случаях. На практике мы зачастую видим одну или несколько следующих проблем:
— «Своя» пропаганда таковой не воспринимается. Утверждения, на самом деле являющиеся пропагандистскими, воспринимаются как 100% истинные. Если вывод из факта меня устраивает, то факт скорее всего правильный.
— «Чужие» факты воспринимаются, как пропаганда, и не как факты. Если вывод из факта меня не устраивает, то факт скорее всего неправильный.
— Рассматриваются аргументы и факты только в пользу своей группы.
— Интересы своей группы сознательно или подсознательно считаются интересами всего общества.
Предположим, что конкретный человек овладел мастерством распознавания пропаганды как своей, так и чужой группы и теперь теоретически обладает идеальным знанием конкретной ситуации, а также объявленных и истинных потребностей обеих групп. Он все еще принадлежит к своей группе, у которой есть вполне определенные интересы. У этого человека возникают следующие возможности в смысле защиты групповой принадлежности:
— Продолжать пропагандировать интересы своей группы, но без определенных приемов пропаганды, вроде полной лжи. В политике обычно люди с более умеренными взглядами.
— Продолжать пропагандировать интересы своей группы, используя любые приемы пропаганды. В политике обычно люди с более ярко выраженными политическими взглядами.
— Рассматривать интересы всех групп, по возможности отбрасывая пропаганду, и пытаться найти межгрупповой компромисс. В политике обычно умеренные или центристы, а также непредвзятые ученые.
Кстати, выбор политической партии часто (но необязательно) определяется личными экономическим интересами.
Третья часть эссе будет гораздо короче и будет посвящена практическим приемам распознания пропаганды.
Анна Голицына