Для чего нужна проверка контрагентов

Должная осмотрительность при выборе контрагента: основные принципы

Все налогоплательщики условно делятся на две большие группы. Первая — это те, кто сознательно использует в своей деятельности компании-однодневки. Вторая — добросовестные налогоплательщики, которые по невнимательности допускают появление сомнительных контрагентов, именно им и нужно проявлять должную осмотрительность.

Ситуация, когда вполне приличная компания нанимает подрядчика и впоследствии, столкнувшись с определенными проблемами (например, необоснованными вычетами по НДС и неподтвержденными расходами), выясняет, что он является фирмой-однодневкой, нередка.

В Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 фирма-однодневка определяется как юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью и созданное без цели ведения предпринимательской деятельности. Такие фирмы обычно не представляют налоговую отчетность и имеют много других отличительных признаков, которые должны настораживать.

Фирмы-однодневки искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей. «Противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности», отмечается в Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Проблема заключается в том, что пока полностью предотвратить появление фирм-однодневок законодательным способом не получается. Хотя за последние годы ФНС запустила несколько автоматизированных сервисов для выявления признаков однодневок:

Любой налогоплательщик находится в зоне риска — он не застрахован от того, что налоговые органы в ходе проверки не обнаружат в числе его контрагентов фирмы-однодневки. Защитить себя можно только одним способом — внимательнее относиться к выбору контрагентов и проявлять должную осмотрительность.

В этой статье рассмотрим несколько вопросов:

Что такое должная осмотрительность

Законодательство не содержит конкретного определения понятия «должная осмотрительность», однако этот термин упоминается и к нему есть отсылки.

Понятие должной осмотрительности при выборе контрагента зародилось еще в 2003 году, когда появилось Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 №329-О.

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ внес изменения в часть первую НК РФ, в результате появилось понятие «необоснованная налоговая выгода», которая влияет на должную осмотрительность при выборе контрагента. Если компания не проявляет должную осмотрительность, следовательно, она получает необоснованную налоговую выгоду, работая с недобросовестными контрагентами. Информацию о том, кто относится к таким контрагентам, законодательство тоже не содержит. При этом последствия от работы с такими контрагентами могут быть серьезными, а именно — доначисление налогов.

Таким образом, проявление должной осмотрительности можно рассматривать как один из способов проверки контрагента, а саму должную осмотрительность как комплекс мероприятий по проверке контрагента, который компания разрабатывает самостоятельно.

Полезные статьи

Что такое необоснованная налоговая выгода

Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (Письмо ФНС РФ от 23.01.2013 № АС-4-2/710@). Извлечение прибыли — это вообще суть деятельности коммерческой организации.

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 ввело в правовой оборот понятие налоговой выгоды. Что оно означает? Уменьшение размера налоговой обязанности в результате уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. То есть это все те случаи из Налогового кодекса, позволяющие компаниям платить меньше налога. Это нормальная допустимая налоговая выгода.

Но есть и другая выгода, которую определяет Пленум: те предприниматели, которые минимизируют налогообложение в виде уклонения от налогов, получают так называемую необоснованную налоговую выгоду.

Когда налоговая выгода признается необоснованной

Налоговая выгода считается необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Классический пример: компания нанимает подрядчика для выполнения определенной услуги и платит ему за это деньги, при этом услуги оказывают штатные сотрудники компании.

Важно понимать, что факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но есть два случая, когда одна компания имеет проблемы от того, что другая ведет свою деятельность недобросовестно.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговая докажет, что:

И если во втором случае речь идет о совершенно осознанных действиях налогоплательщика, то в первом подразумевается, что можно предпринять усилия, чтобы предотвратить неприятную ситуацию.

Как проявить должную осмотрительность

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок представлены 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В частности, сигналами могут являться следующие случаи:

Самое главное, что необходимо понять: если вы ничего не делаете для того, чтобы предотвратить негативные последствия, то вы не проявляете должную осмотрительность. Так, например, если вы не имели личных контактов с контрагентом, если у вас нет документального подтверждения полномочий людей, которые подписывали с вами контракт, если у вас нет копий удостоверений личности этих людей, то вы не проявили должную осмотрительность.

Запрос документов контрагента

Если вы решили заключить договор с какой-то компанией, то перед тем, как это сделать, проверьте контрагента. Прежде всего можно воспользоваться открытыми источниками. Обратите внимание на отзывы, которые пишут о компании клиенты, проверяйте наличие судебных дел, обращайте внимание, не втянута ли компания в какие-то разбирательства в настоящее время. На основе собранной информации нужно сделать взвешенный вывод — стоит ли взаимодействовать с контрагентом и не станет ли он источником проблем.

Перед заключением договора важно запросить пакет документов:

Какие документы запросить у иностранной компании

У иностранного контрагента запросите документы, подтверждающие ее правовой статус — устав. Важно, чтобы эти документы были переведены на русский язык и подтверждали правовой статус организации.

Также потребуются документы, подтверждающие полномочия подписанта и его связь с иностранной организацией. Если будет доказано, что документ подписал не уполномоченный на это человек, то сделка окажется под вопросом, а сам документ — фиктивным.

Кроме того, не забудьте и о выписке из торгового реестра страны.

Какие документы запросить у российской компании

С российской компанией все проще. Нужно запросить стандартный набор документов:

Какие документы запросить у ИП

У ИП нужно проверить:

Какие документы нужно разработать для должной осмотрительности

В компании должен быть заведен определенный порядок для проявления должной осмотрительности. Прежде всего нужно разработать положение о договорной работе. Его структура может быть представлена либо в виде схемы, либо в виде регламента. В документе определяется, какие в компании есть виды договоров для работы с контрагентами (типовой договор, договор заказчика, договор поставщика, авторский договор и т.д.).

После этого определяются центры ответственности за работу с поставщиками. Например, это могут быть четыре основных отдела:

В документе также важно прописать структуру взаимодействия отделов: кто кому приносит договор, кто каким образом согласовывает его и т.д. Менеджер регистрирует договор в финансовом отделе после получения согласования от всех согласующих.

Регламент по соблюдению должной осмотрительности

Также нужно разработать такой локальный нормативный акт, как регламент соблюдения принципа должной осмотрительности. Любая проверка обычно начинается с того, что компанию просят предоставить какой-нибудь документ, свидетельствующий о проявлении организацией должной осмотрительности.

Одного регламента по согласованию договоров будет явно недостаточно. Нужно еще разработать регламент по должной осмотрительности. Его структура в целом включает несколько частей:

После того, как собрана и проанализирована информация о контрагенте, можно составить карточку налоговой безопасности. Ее нужно хранить в компании, так как, по сути, это досье на контрагента.

Риски непроявления должной осмотрительности

В Письме ФНС России от 23.01.2013 № АС-4-2/710@ говорится о том, какие риски влечет непроявление должной осмотрительности. Прежде всего организация рискует столкнуться с проблемами в финансово-хозяйственной деятельности:

Чтобы избежать неблагоприятных последствий, следует внимательнее выбирать контрагентов.

Для ручного сбора и анализа информации о компаниях из общедоступных источников потребуется много времени. С помощью сервиса Контур.Фокус это можно сделать за несколько минут. Он автоматически выявляет информацию, которая требует подробного изучения.

Четыре правила для бизнеса

С учетом требований к проверке контрагентов эксперты советуют компаниям соблюдать несколько правил.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Проверка контрагента на благонадежность

Эффективность сотрудничества с контрагентом зависит в том числе и от того, насколько благонадежным он является и какова его деловая репутация в бизнес-среде. Участились случаи, когда у налоговой инспекции возникают претензии к организации, поскольку она заключила сделку с недобросовестным контрагентом. Как следствие, расходы и вычеты по операциям с ним могут не приниматься ИФНС к учету, что увеличивает налоговую нагрузку добросовестного налогоплательщика.

Когда и зачем нужна проверка контрагента

Проверять контрагента нужно в самых разнообразных ситуациях, например, если:

Проверка контрагента позволяет выявить, что компания не исполняет обязательства по договору, имеет проблемы с госструктурами, занимается мошенничеством или обналичиванием, находится на стадии ликвидации или банкротства, имеет долги по налогам и сборам, участвует в судебных разбирательствах и т.д. Полученные результаты оценки деятельности контрагента помогут обезопасить компанию от проблем с налоговой инспекцией, а также потерь времени и финансов.

Методы проверки контрагентов

Компания может проверить контрагентов несколькими способами, к которым относятся такие:

Как правило, к ним относятся устав, ОГРН и ИНН, копии которых могут предоставляться при заключении договора. Кроме того, имеет смысл попросить выписку из ЕГРЮЛ, а также справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам.

Для чего нужна проверка контрагентов. Смотреть фото Для чего нужна проверка контрагентов. Смотреть картинку Для чего нужна проверка контрагентов. Картинка про Для чего нужна проверка контрагентов. Фото Для чего нужна проверка контрагентов

Рис 1. Финансовый анализ предприятия контрагента в 1С:Контрагент

Если намечается достаточно крупная сделка, можно также попросить предоставить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, стоимости основных средств, репутации в бизнес-среде, опыте функционирования на рынке. Такие сведения помогут подтвердить, что компания проявила должную осмотрительность и заранее проверила своего контрагента. Отметим, что данные документы не являются обязательными к предоставлению, однако позволят подтвердить серьезность намерений по проводимой сделке.

Первая группа документов позволяет установить, как в общем ведется деятельность у контрагента и есть ли у него какие-то серьезные проблемы по взаимодействию с государством. Вторая группа документов предназначена скорее для того, чтобы можно было удостовериться в возможности контрагента исполнять обязательства по заключенному договору.

Совет! При получении выписки из ЕГРЮЛ от самого контрагента целесообразно проверить информацию по ней, размещенную на сайте ФНС. Недобросовестные бизнесмены могут подделывать этот документ.

Воспользоваться сервисом ФНС.

Важно! Несовпадение юридического и фактического адресов контрагента не является причиной для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Однако такое несовпадение, а также массовость юридического адреса могут стать основанием для исключения контрагента из ЕГРЮЛ.

Проверить картотеку арбитражных дел.

Такое действие позволит узнать, участвует ли контрагент в каких-либо судебных разбирательствах. Эта информация дает возможность определить, как часто компания является истцом или ответчиком в суде, а также какова суть исковых претензий.

Если контрагент находится на стадии банкротства, то, естественно, ни о каком сотрудничестве с ним не может быть и речи.

Эту документацию можно получить как от самого контрагента, так и из Росстата. Отчетность позволит ознакомиться с показателями деятельности компании и определить ее финансовые возможности по исполнению условий договора.

На что обратить особое внимание при проверке контрагента

Особыми сигналами ненадежности контрагента могут служить такие моменты:

Важно! Если уже на первоначальном этапе имеются серьезные сомнения в надежности контрагента, имеет смысл отказаться от сотрудничества с ним, даже если он предлагает хорошие условия и перспективы.

Электронные сервисы для проверки контрагента

Для проверки контрагента на надежность и добросовестность можно использовать такие сервисы:

Как видите, проверка контрагента — это очень трудоемкое занятие. Вам предстоит сделать проверку более чем в 10 сервисах. Но, можно сделать всё гораздо проще!

1СПАРК Риски – сервис для оценки надежности и мониторинга контрагентов в 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и сокращении налоговых рисков. С помощью всего лишь одной программы вы сможете проверять контрагента во всех источниках информации:

Для чего нужна проверка контрагентов. Смотреть фото Для чего нужна проверка контрагентов. Смотреть картинку Для чего нужна проверка контрагентов. Картинка про Для чего нужна проверка контрагентов. Фото Для чего нужна проверка контрагентов

Рис 2. Основные источники информации 1СПАРК Риски

Заключение

Чем обширнее информация будет получена по контрагенту, тем больше шансов найти какие-либо негативные моменты, которые способны повлиять на деятельность компании. Организация проверяет контрагента на добросовестность не столько для госорганов, сколько для себя, чтобы обезопаситься от рисков и финансовых потерь.

Для чего нужна проверка контрагентов. Смотреть фото Для чего нужна проверка контрагентов. Смотреть картинку Для чего нужна проверка контрагентов. Картинка про Для чего нужна проверка контрагентов. Фото Для чего нужна проверка контрагентов

Закажите БЕСПЛАТНЫЙ демо-доступ к сервису 1СПАРК Риски сроком на 7 дней для изучения всех возможностей. Обезопасьте себя от сотрудничества с недобросовестными контрагентами!

Источник

Проверка контрагента: зачем и как проверять

В современных реалиях ведения бизнеса в России у проверяющих органов все чаще возникают вопросы по поводы работы компании с ее контрагентами.

Бухгалтеры и юристы привыкли, что налоговая и банки обращают на контрагентов пристальное внимание. Первая упрекает во взаимодействии с фирмами-однодневками, снимает расходы и доначисляет налоги, а вторые запрашивают документы по сделкам и пояснения по работе с контрагентом, после чего часто отказывают в проведении операций и отключают от дистанционного банковского обслуживания.

При совсем негативном развитии событий взаимодействие с «токсичным» контрагентом могут счесть соучастием в преступлении. Проверять контрагентов нужно, чтобы снизить три группы рисков:

Остановимся на каждом из них подробнее.

Должная осмотрительность

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Но за 13 лет сам термин и границы должной осмотрительности претерпели значительные изменения. Если раньше проявление должной осмотрительности могло сводиться к запросу у контрагента стандартного комплекта учредительных документов, то теперь этого для налоговых органов и суда недостаточно.

Доказывать реальность ведения хозяйственной деятельности и реальность сделок и их исполнения приходится многими документами: это бумаги о преддоговорном взаимодействии, а также документы, свидетельствующие о взаимном исполнении обязательств по договору (не только товаросопроводительные документы, но и, например, пропуски на склад, деловая переписка, заявки на отгрузки, сделанные посредством переписки в мессенджерах или по электронной почте и т.д.). Но даже безупречный документооборот может не помочь, если налоговые органы в ходе проверки получат показания сотрудников компаний, которые не будут соотноситься с документами.

Кроме всего прочего, если доначисление налогов или другие действия привели к банкротству компании, для ее руководителя и учредителя появляются довольно весомые риски привлечения к субсидиарной ответственности и необходимости возместить убыток всем кредиторам компании.

Блокировка счетов банком

Банки за последние 3-4 года стали все чаще отказывать в проведении операций и отключать от дистанционного банковского обслуживания (ДБО) если, по их мнению, операции клиента носят сомнительный или подозрительный характер. Этого от них требует антиотмывочный закон № 115-ФЗ. Необходимость применить такие меры они оценивают по двум группам критериев. Это во-первых критерии, характеризующие самого клиента, то есть компанию — адрес, руководитель, налоговая нагрузка, наличие средств для ведения заявленного вида деятельности, а также оплата со счета аренды, канцелярских приборов, коммунальных услуг и т.д. Вторая группа – критерии, характеризующие проводимые операции, например, соотнесение заявленного вида деятельности и назначений платежей, периодичность платежей, объем снятия наличных или выплат физическим лицам, переводы организациям с повышенным уровнем риска и т. д. Именно контрагенты с повышенным уровнем риска чаще всего становятся причиной отключения от обслуживания и блокировки операций. Предвестник такого развития событий — запросы от банка. Если контрагент находится в «черном» списке Банка России – вероятность возникновения вопросов и проблем с банком очень высокая.

Потенциальные убытки

В деятельности большинства компаний существуют риски неполучения оплаты от контрагентов, что влечет долгий переговорный процесс, зависшую дебиторскую задолженность и затраты на судебные разбирательства, после которых может выясниться, что платить должнику нечем. Такие ситуации помимо затрат на их обслуживание влекут изъятие средств из оборота компании и как следствие прямые убытки.

Оценка платежеспособности контрагента, даже если он был рекомендован к сотрудничеству доверенными лицами, может своевременно обратить внимание на риски и предотвратить убытки.

Как же проверять контрагента правильно?

Универсального решения нет: все зависит от размера компании, ее вида деятельности, частоты появления новых контрагентов и других факторов. Существует три схемы проверки:

Самостоятельно осуществлять проверку контрагентов целесообразно если есть достаточное количество квалифицированного персонала, необходимое программное обеспечение, разработанные регламенты (которые существуют не просто на бумаге из где-то найденных шаблонов, а реально работают как часть общего бизнес-процесса), четко организованный документооборот. Квалифицированный персонал необходим для понимания сути проверки, методологии, правильного фиксирования результатов и их доведения до лиц, принимающих решения. Как правило, в крупных и некоторых средних компаниях этим занимаются сотрудники службы безопасности с привлечением юристов.

Организованный документооборот и регламенты необходимы для быстрого и качественного выполнения преддоговорной и периодической проверки контрагентов. Как правило, начинается проверка с запроса у контрагента перечня документов, включающего, помимо уставных документов, сведения о задолженностях перед бюджетом, налоговые декларации, штатное расписание, справку о материально-технических ресурсах и другие. Параллельно контрагент проверяется по открытым источникам информации (быстро и качественно, с небольшой аналитикой по проверяемой компании это делают СПАРК, Контур-Фокус и т.д.).

Использование современного ПО существенно сокращает сроки проверки контрагента и помогает быстро проверить связи компании, оценить текущее финансовое состояние, судебные дела, получить сведения о проверках госорганов и их результатах. Отчеты из такого ПО становились одним из доказательств проявления должной осмотрительности в суде в споре с налоговыми органами (например, дела №№ А49-1953/2017; А03-2471/2017).

Привлечение сторонних организаций имеет множество преимуществ: свои сотрудники не загружены побочной работой, вы получаете целостный отчет, включающий информацию, которой нет в открытых источниках (например, о наличии контрагента в «черном» списке Банка России). Этот вариант удобен и экономически выгоден небольшим компаниям, которым требуется проверить до 15-20 контрагентов в течение месяца. А вот компаниям, которые должны проверять несколько десятков контрагентов в день, аутсорсинг не подойдет: это будет нерентабельно по сравнению с настройкой процесса в самой компании и выделения нескольких штатных сотрудников.

Источник

Зачем проверять контрагентов: примеры из практики

Для чего нужна проверка контрагентов. Смотреть фото Для чего нужна проверка контрагентов. Смотреть картинку Для чего нужна проверка контрагентов. Картинка про Для чего нужна проверка контрагентов. Фото Для чего нужна проверка контрагентов

Любая компания старается тщательно подходить к выбору бизнес-партнера. В первую очередь для того, чтобы обезопасить себя от мошенников, убедиться в благонадежности поставщика, сохранить свою репутацию. Ведь нередки случаи, когда выбранный контрагент подводит в самый ответственный момент: может не вернуть предоплату, не исполнить обязательства, за которые был перечислен аванс.

Риск первый. Финансовый

Подобная ситуация произошла у одного из наших клиентов, который только после подачи иска на взыскание задолженности выяснил, что компания зарегистрирована недавно, имеет минимальный уставный капитал, имущество на балансе отсутствует, активы ничтожны.

А ведь для того, чтобы предотвратить эту ситуацию, было бы достаточно заранее заглянуть на общедоступные интернет-ресурсы, где можно получить информацию о финансовом положении компании, аффилированных структурах, судебных разбирательствах.

Риск второй. Налоговый

С введением в действие с 19 августа 2017 году ст. 54.1 НК РФ, действие которой в первую очередь направлено на пресечение использования коммерческими организациями умышленной оптимизации налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды, только подтвердило то, что к проверке контрагентов необходимо подойти со всей серьезностью.

Кроме того п. 2 ст. 54.1 НК РФ вводит новое требование о подтверждении реальности исполнения сделки непосредственно самим контрагентом, либо иным лицом, с которым у контрагента есть соответствующие договорные отношения.

Согласно данному пункту, для учета расходов (применения вычетов) недостаточно подтвердить реальность хозяйственных операций. Необходимо доказать, что исполнение сделки было осуществлено именно тем лицом, с которым заключен соответствующий договор.

То есть теперь нужно беспокоиться не столько о том, уплачивает ли ваш контрагент налоги или нет, а о том, сможете ли вы подтвердить, что реальным исполнителем по сделке был именно он.

Заключая договор на определенные виды услуг, обязательно проверьте наличие лицензии на их оказание. При подписании крупных контрактов стоит обратить внимание на наличие ресурсной базы для их исполнения, а в случае отсутствия на балансе компании необходимого оборудования попросить подтвердить факт аренды (или иного способа привлечения) производственного оборудования.

При подписании договора аренды недвижимости обязательно проверьте наличие у арендодателя права собственности на арендуемый объект либо наличие полномочий, переданных ему правообладателем.

В нашей практике была ситуация, когда клиент арендовал офис у компании, у которой право собственности на объект недвижимости было в стадии оформления. Клиент уже сделал дорогостоящий ремонт, когда выяснилось, что арендодателю не удалось оформить право собственности. Чтобы договориться с первоначальным собственником о заключении нового договора аренды, клиенту пришлось приложить немало усилий. И риск понести убытки в сумме расходов на ремонт был велик.

А вот и еще один пример из нашей практики: руководитель одной крупной компании, подписал договор с клининговой фирмой, предлагающей услуги по цене на 20% ниже, чем у конкурентов. В течение года компания исправно оказывала услуги, ровно до того момента, пока не пришла налоговая проверка и не предъявила претензии в том, что исполнитель не располагает в достаточном количестве персоналом для оказания услуг в данном объеме.

Факт оказания услуг был подвергнут сомнению, и проверяющий орган исключил из налоговой базы сумму расходов на приобретение клининговых услуг. Подобных претензий можно было бы избежать, запросив своевременно у клиниговой компании информацию о наличии трудовых ресурсов для исполнения обязательств по договору.

А что делать?

Отсутствие в компании утвержденных и исполняемых процедур, в том числе и процедуры проверки контрагентов, которые позволяют подтвердить реальность сделок и наличие деловых целей при их заключении, на текущий момент уже может рассматриваться как существенный риск для менеджмента компании.

Компаниям стоит начать проверку контрагентов с формирования политики по проверке предприятий, где необходимо прописать критерии отбора провайдеров, а также обязанности уполномоченных за проверку контрагентов сотрудников, которые формируют минимально необходимое досье на контрагентов и с определенной периодичностью его обновляют.

Стоит учитывать, что даже комплексная проверка контрагентов не гарантирует полного исключения рисков. Но вместе с тем отсутствие контроля при выборе партнера при неблагоприятном развитии событий в разы увеличивает риск понести финансовые потери или получить претензии со стороны налоговых органов.

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *