Для чего нужна психология личности

Психология личности

Для чего нужна психология личности. Смотреть фото Для чего нужна психология личности. Смотреть картинку Для чего нужна психология личности. Картинка про Для чего нужна психология личности. Фото Для чего нужна психология личностиПсихология личности – самая загадочная ветвь науки. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд признавался в том, что фундаментальные пласты души человеческой, даже для опытного исследователя, остаются terra incognita.

Зачем нужно изучать психологию личности?

Не заглянув внутрь себя, не познав свои истинные желания, мысли, прошлый опыт, невозможно справиться с основными жизненными задачами. Психология личности призвана помочь нам понять свою сущность, чтобы самостоятельно разрешать собственные проблемы, строить отношения с окружающими людьми.

Хотя каждый человек уникален по своему характеру и поведению, по основным проявлениям мы похожи друг на друга. Поэтому, постигнув психологию личности, мы сможем лучше понимать наших родных и любимых, друзей и коллег, предвидеть их поведенческие реакции в критических ситуациях.

Психология личности: измерение неизмеримого

Изучить микромир отдельного индивида – задача не из легких. Еще труднее выразить результаты психологических исследований. По какой шкале измерить, скажем, уровень человеческой агрессии? А в каких параметрах определить степень трудолюбия или гениальности? Тут можно только позавидовать математикам и физикам, оперирующим цифрами, индексами и коэффициентами.

Правда, отечественные психологи располагают 160 словами, называющими личностные характеристики, и 3500 словами, описывающими человека. Но даже этого лексического запаса будет недостаточно, чтобы составить психологический портрет отдельной личности как социального существа с неповторимым ассортиментом качеств.

Многогранность и неоднозначность данного понятия очевидна. Недаром у психологии личности есть еще одно название – персонология. Оно более точно передает интригующую тайну постижения внутреннего мира человека.

Основные научные подходы в психологии личности

1. Биогенетический

Представители этого течения рассматривают эволюцию индивида с точки зрения ее исторической обусловленности. Из этого следует, что наше развитие подчиняется общим закономерностям, проходит одни и те же стадии и имеет сходные свойства.

Самой популярной концепцией в данной ориентации является теория психоанализа З.Фрейда. Он сравнивал наше самосознание с верхушкой айсберга, в результате чего нам дано понять лишь малую толику своих поступков. Только посредством психоанализа можно достичь глубин личности.

По Фрейду, наша психика включает в себя следующие пласты:

• «Оно» — бессознательное, обусловленное врожденными инстинктами; главный из них – продолжение рода; истинные цели человеческого существования – достижение удовольствия и внутреннего равновесия;

• «Я» – сознание, где происходит самовосприятие и самооценка с рациональной ориентацией на реальность;

• «Сверх-Я» – подсознание, руководствующееся общепринятыми ценностными эталонами и социальными нормами; они постоянно блокирует неосознаваемые влечения, особенно сексуальную энергию – главную составляющую «Оно»; арбитром в этом конфликте выступает рациональное «Я», примиряющее влечения с моральными установками.

2. Социогенетический

Данная ориентация считает главным фактором формирования личности ее социализацию. Речь идет о процессе усвоения системы общественных обязательств, приобретении профессиональных навыков, разучивании социальных ролей и форм поведения.

Подобное научение происходит под влиянием родителей, педагогов, друзей, коллег. Нюансы в поведении различных индивидов объясняются своеобразием их контактов с различными людьми. При таком подходе личность — это плод взаимодействия индивида с его окружением.

3. Персонологический

Этот подход еще называют личностно-центрированным или гуманистическим. Его основные представители А. Маслоу, К.Роджерс во главу угла ставят самосознание человека. Они полагают, что личностное развитие – это процесс творческий, предполагающий постижение и осуществление субъектом своих жизненных целей.

Такой подход исключает манипулятивное отношение к человеку и требует от межличностных отношений полной открытости и доверительности. Только при такой организации общества возможно полное самовыражение каждого его члена.

Основные черты психологии личности

На основе интеграции вышеуказанных ориентаций выделим некоторые общие их положения, позволяющие понять, что же такое личность.

1. Индивидуальность

Человек – это не только наследник биологических свойств, переданных ему родителями. Это обладатель индивидуальных черт, зачатков способностей, которые со временем либо развиваются, либо утрачиваются.

2. Структурность

Личность – всегда комплекс особенных характеристик, составляющих целостную систему и взаимодействующих друг с другом. Часто более выраженные личностные черты помогают проявиться другим, менее заметным, пребывающим до поры до времени в латентном периоде. Это происходит в процессе деятельности в самых различных сферах, особенно в тех, которые требуют максимального напряжения душевных сил.

3. Поведенческий код

Каждая личность проявляет себя характерными для нее реакциями. Они повторяются в большинстве случаев в определенных ситуациях. При этом волевые личности часто действуют вопреки неблагоприятным социальным условиям. Эта сила сопротивления и позволяет им достичь невероятных успехов.

4. Перспективность

Мотивы саморазвивающейся личности, так же как и взгляды, интересы, устремления, могут меняться на протяжении жизни. Поэтому человек есть не только то, что он делает в настоящий момент, но и то, чего от него можно ожидать в будущем. Вехами на жизненном пути становятся испытания, оттачивающие лучшие душевные качества.

Конечной целью личностной эволюции является достижение психологии зрелости – духовной, нравственной, социальной. Это пиковое состояние позволяет максимально проявиться человеческой сущности.

Вместо нотаций и советов

Обычный человек – слабое существо. Он склонен многое драматизировать, предаваться снам наяву, теряться в собственных иллюзиях. Ему свойственно забывать об истинных своих целях, путать следствия с причинами, погружаться в пучину сомнений.

Но однажды наступает пробуждение, и у человека хватает силы и мудрости, чтобы осознать: истоки его страданий – в неведении. Именно дремучесть рассудка превращает его в механическое пианино, годами исполняющее одну и ту же тоскливую пьесу.

В этот переломный момент, открывая новые струны в своей душе, четко слыша ее лейтмотивы, слабый человек умирает – рождается сильная, жизнеспособная личность, готовая эволюционировать бесконечно.

Источник

Что такое личностная психология человека, и на что она ориентирована

Для чего нужна психология личности. Смотреть фото Для чего нужна психология личности. Смотреть картинку Для чего нужна психология личности. Картинка про Для чего нужна психология личности. Фото Для чего нужна психология личности

Практикующий психолог. Педагог-психолог. Пишу о саморазвитии, о принятии.

Для чего нужна психология личности. Смотреть фото Для чего нужна психология личности. Смотреть картинку Для чего нужна психология личности. Картинка про Для чего нужна психология личности. Фото Для чего нужна психология личности

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Личностная психология – это раздел психологии, изучающий личность человека, а также его индивидуальные процессы. Изучать человека, как личность, значит, как минимум, пытаться найти в нём уникальные качества, выявить индивидуальность и особенность. Это помогает найти себя в жизни, узнать о себе новое, помочь себе измениться или выявить сильные качества, которые помогут в жизни, станут ресурсами, но не только.

Для чего необходимо изучать психологию личности

Для чего нужна психология личности. Смотреть фото Для чего нужна психология личности. Смотреть картинку Для чего нужна психология личности. Картинка про Для чего нужна психология личности. Фото Для чего нужна психология личности

Изучение личности, то есть своего «Я» – очень интересный процесс. В ходе которого можно многое выяснить про себя, открыть новые стороны.

Как ты взаимодействуешь с окружением, с внешним миром – это один из показателей сформированных процессов, изучить который ты можешь при познании своей личности.

Личность – это совокупность особенностей человека: темперамент, способности, сформированные привычки, навыки, качества. Изучение личности поможет познать себя, определить свои особенности.

Если ты стремишься к автономии, то познание своего «Я» будет необходимой частью твоего становления. Самостоятельная личность несëт ответственность за себя, за свои поступки, за свою жизнь. Она чётко знает о своих потребностях и не ущемляет их, вне зависимости от внешних факторов.

Очень важно прислушиваться к себе, к своим чувствам и желаниям. Тогда потребности будут удовлетворяться, а не подавляться, будет меньше травмирующих факторов и стрессовых ситуаций.

Для чего нужна психология личности. Смотреть фото Для чего нужна психология личности. Смотреть картинку Для чего нужна психология личности. Картинка про Для чего нужна психология личности. Фото Для чего нужна психология личности

Психология личности: характер

Этапы становления личности

Иногда, чтобы понять, откуда появились какие-то установки, мешающие полноценной жизни или даже страхи, нужно знать этапы становления личности.

Этапы формирования личности по Э. Эриксону:

Идёт развитие социального взаимодействия. Формируется доверие или недоверие к внешнему миру. От того, сколько заботы и внимания получает ребенок в первый год жизни, зависит его последующее доверительное отношение к миру, ну или наоборот. Малыш живёт потребностями, ему важно, чтобы они быстро и качественно удовлетворялись. Если этого не происходит, то в малыше начинает формироваться некая подозрительность, недоверчивость.

Идёт развитие моторных и психических функций, а так формируется самостоятельность. В эти годы дети, словно исследователи, познают мир. Они пробуют что-то новое, трогают, хватают, открывают, карабкаются. Период «я сам» характеризуется отказом от помощи.

Детям важно всё делать самостоятельно. Если родители не предоставляют ребенку самостоятельно выполнять действия, торопят его, перехватывают инициативу, пытаются сделать всё за него, то ребенок подавляет в себе самостоятельность и вырастает нерешительным.

Эта стадия характеризуется безграничной фантазией ребёнка. Он сам планирует свою деятельность, организует игры. От того, насколько родители поддерживают идеи ребёнка, зависит развитие его предприимчивости. В худшем случае при подавление этих идей, ребёнок может испытывать чувства вины. Он начинает думать, что его действия неправильны, глупы, а его инициатива не нужна.

Ребенок проявляет интерес к деталям, ему хочется узнать, как устроен мир. У него проявляется интерес к внешнему миру, он задаёт вопросы, изучает. Если родители в этот период поддерживают ребёнка, разрешая ему экспериментировать: строить, мастерить, готовить, пробовать новое, овладевать навыками, то у него формируется творческие навыки.

Напротив, те родители, которые не позволяют ребенку развивать навыки, называя это баловством, развивают в нём чувство неполноценности. Это сказывается и на общении со сверстниками, и на учебной деятельности. Дети, чувствующие себя неполноценными, сложнее осваиваются в коллективе и сформировывают навыки, им очень трудно идти к намеченной цели.

Физическое развитие даёт резкий скачок, появляются новые потребности и интересы. Подростки формируют представление о семье, о ценностях. Они стремятся к идеалам, которые рисуют в своих же фантазиях. Часто фантазия и реальность пытаются стереть границы между собой. Подросток в этот период нетерпелив, поэтому старается преуспеть везде и сразу, требуя от жизни по максимуму. Он пытается понять кто он, зачем он здесь и в чём его роль.

На то как у него это выйдет, влияют пройденные им стадии, сформированность тех или иных качеств. Подросток может становиться самостоятельной личностью, если он сформировал необходимые навыки, в ином случае, он может стать зависимым от кого-то или причислить себя к какой-то уже сформированной группе.

На этой стадии устанавливаются связи с людьми, строятся отношения. Насколько успешно это выйдет, зависит от сформированности навыков и личностных качеств человека. На этой стадии люди учатся слышать не только себя, но и окружающих. Они учатся брать на себя новые обязательства, нести ответственность за себя и других.

В этот период могут появляться страхи, неудовлетворенность жизнью или отдельными её аспектами. Если у человека сформировалось недоверие к миру, чувство неполноценности, то он может избегать всяких контактов с людьми, стать остранëнным, чувствовать себя чужим.

Стадия, когда человек пытается внести какой-то вклад в эту жизнь, оставить за собой память. Он оглядывается назад, пытается осознать, что успел сделать, а чего так и не смог достичь. Появляется чувство удовлетворенности своей жизнью или наоборот. Может появиться страх смерти, страх не успеть что-либо сделать. На этой стадии человек либо принимает себя таким, либо отвергает это. В результате второго может произойти конфликт.

Зачем изучать личностную психологию

Психология личности очень интересный раздел психологии. Зная этапы становления, можно определить из-за чего возникает та или иная проблема, где её истоки, и как её можно устранить.

Для чего нужна психология личности. Смотреть фото Для чего нужна психология личности. Смотреть картинку Для чего нужна психология личности. Картинка про Для чего нужна психология личности. Фото Для чего нужна психология личностиФото автора Ike louie Natividad: Pexels

Помимо сформированных или несформированных навыков взаимодействия с окружающим миром, изучение личностной психологии, даëт возможность познать себя, познакомиться со своим «Я».

Ведь в основе лежит темперамент, та часть личности, которая не поддаётся глобальным изменением. Зная о его особенностях, можно контролировать и корректировать процессы. Именно темперамент определяет особенности работы нервной системы, скорость её реагирования.

Изучая психологию личности, можно понять не только себя, но и близких людей. Мир как будто откроется с новой стороны, станут понятны действия и поступки окружающих тебя людей. Станет проще выстраивать отношения, принимать людей с их особенностями. Можно даже определить, почему они реагируют именно так в той или иной ситуации.

Также и с детьми. Зная об особенностях каждого этапа, можно приложить усилие, чтобы избавить ребëнка от проблем в будущем. Помочь ему вырасти гармоничной личностью, овладеть необходимыми навыками. Стать опорой и поддержкой, не перехватывать инициативу, а сопровождать на пути к новым открытиям.

Источник

Лекция 1: «Введение в психологию личности»

Для чего нужна психология личности. Смотреть фото Для чего нужна психология личности. Смотреть картинку Для чего нужна психология личности. Картинка про Для чего нужна психология личности. Фото Для чего нужна психология личности

Лекция 1: «Введение в психологию личности».

1 вопрос: Предмет, цели и задачи психологии личности.

2 вопрос: Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект.

3 вопрос: Особенности социализации личности.

Зачем изучать психологию личности?

Психология личности – самая загадочная ветвь науки. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд признавался в том, что фундаментальные пласты души человеческой, даже для опытного исследователя, остаются terra incognita.

Знания психологии личности могут помочь:

1. понять свою сущность, чтобы самостоятельно справляться с основными жизненными задачами, разрешать собственные проблемы, принимать серьезные решения и т. д.

2. понять, как развивается личность и как она влияет на наши мысли и поведение в социуме (Почему эта девушка улыбается мне? Будет ли профессор снисходителен на экзамене? Как мне убедить соседа не ставить свою машину на моё место парковки?)

3. лучше понимать наших родных и любимых, друзей и коллег, почему они ведут себя определённым образом.

4. строить отношения с окружающими людьми (выбор друзей и романтических партнёров).

5. в личностном росте и саморазвитии, без чего невозможно достичь высот в профессиональной сфере и гармонии в семейной жизни.

6. осознать свои внутренние мысли, модели и мотивы поведения, потребности, чувства, отношение к себе (кем мы видим себя и во что мы верим), и социальные отношения (что мы думаем о других людях и о мире вокруг нас).

7. предугадывать, как люди будут реагировать в определённых ситуациях, какие проблемы их волнуют, какие жизненные ценности, человеческие качества и типы отношений они предпочитают.

Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т. д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического в человеке и исследовать человека как целое.

Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.

Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Выделяют следующие аспекты изучения человека как элемента различных систем:

Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни (Л. Хьелл, А. Зиглер, 1997).

В задачи психологии личности входит:

• Исследование общего и частного в проявлении личности.

• Изучение структуры личности.

• Изучение механизмов развития личности.

• Изучение закономерностей развития личности.

• Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: субъект, индивид, личность, индивидуальность.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Во-первых, психология всегда рассматривает человека в качестве субъекта (участника, исполнителя) исторического и общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Субъекта нельзя рассматривать изолированно от мира, в котором он живет и действует. Если в человеке сочетается несколько субъектов, значит каждый человек одновременно существует в нескольких мирах. Он является частью различных предметных областей. Таких основных областей можно выделить 3: природа, общество, культура.

а) природный субъект,

Во-вторых, психология рассматривает человека как индивида, обычно подразумевая под этим, что он:

— является отдельным представителем человеческой общности, имеющим присущие только ему особенности психики и поведения.

Индивид – как единица общества, обозначает биологическую сущность человека (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства).

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие его психофизиологической организации; устойчивость всех его усилий в процессе взаимодействия с окружающей средой.

В-третьих, психологическая наука рассматривает человека как личность. В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск).

Личность характеризуется направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, в которых проявляют себя потребности человека.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я (образ Я, Я-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обнаруживающая себя в самооценках, уровне притязаний и т. д.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социализация личности – это процесс вхождения личности в общество.

Социализация происходит в следующих сферах жизни человека:

— деятельности (умение говорить, учиться);

— в сфере самосознания.

Механизмы социализации – это факторы внешней социальной среды и внутренних личностных факторов.

• человек обогащается общественным опытом;

• приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Три аспекта социализации:

1) индивидуализация (процесс движения от интерпсихического (между) к интрапсихическому (внутрь), индивидуальному);

2) интимизация (процесс восприятия информации) связана с проблемами самосознания;

3) производство внутреннего плана сознания (процесс переноса внешнего во внутренний план, материального – в идеальный).

В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую — индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

Этнос (нация) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.

Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения – село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей в них проживающих.

Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы – это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

Особое значение в социализации личности играет историческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и определенные требования к личности.

Личностью не рождаются, ею становятся в несколько этапов:

I этап – 0 – 3 года – появление самосознания – осознание себя, как объекта сознания, как субъекта самоволеизъявления, о себе говорит «я», проявляется негативизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *