Для чего нужна психология медицинскому работнику

Значение психологии для медицинского работника.

Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть фото Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть картинку Для чего нужна психология медицинскому работнику. Картинка про Для чего нужна психология медицинскому работнику. Фото Для чего нужна психология медицинскому работнику Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть фото Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть картинку Для чего нужна психология медицинскому работнику. Картинка про Для чего нужна психология медицинскому работнику. Фото Для чего нужна психология медицинскому работнику Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть фото Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть картинку Для чего нужна психология медицинскому работнику. Картинка про Для чего нужна психология медицинскому работнику. Фото Для чего нужна психология медицинскому работнику Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть фото Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть картинку Для чего нужна психология медицинскому работнику. Картинка про Для чего нужна психология медицинскому работнику. Фото Для чего нужна психология медицинскому работнику

Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть фото Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть картинку Для чего нужна психология медицинскому работнику. Картинка про Для чего нужна психология медицинскому работнику. Фото Для чего нужна психология медицинскому работнику

Медицинский работник должен осознавать значение психики больного, роль психологических контактов с пациентом. При общении медицинского работника с пациентом возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей. Один ждёт от другого помощи, облегчения страданий, другой определяет более правильные пути её оказания.

Любое заболевание вызывает определённые изменения в психологии человека, которые необходимо знать медицинскому работнику, чтобы наметить правильную тактику беседы, поведения и лечения, найти «общий язык» с пациентом. Больной человек стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, само болезненное состояние повышает обидчивость, избыточную чувствительность больных. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает психологически правильно влиять на его общее эмоциональное состояние, вселять в него уверенность в выздоровлении. В работе медицинской сестры часто важнее не то «что» она делает, а то «как» она это делает.

К сожалению, медицинские работники не всегда учитывают личностные, возрастные особенности больных, что приводит к усложнению взаимоотношений между ними.

В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться без знания основ общей психологии. Эти знания, кроме того, способствуют повышению профессиональной квалификации, создаёт возможности для творческого и личностного роста.

Задание для самостоятельной работы:

На основе изученного теоретического материала заполните, пожалуйста, таблицу следующего содержания:

Источник

Зачем мне необходимо изучать психологию, как будущему медицинскому работнику

Автор: zumrytkandayrova • Сентябрь 20, 2020 • Сочинение • 257 Слов (2 Страниц) • 1,239 Просмотры

Сочинение по психологии на тему:

«Зачем мне необходимо изучать психологию, как будущему медицинскому работнику»

Нужно ли будущему медицинскому работнику изучать психологию? Ответ однозначный- не только нужно, но и очень важно. Медицина- это не только знание о физическом состоянии человека, умение подобрать правильные препараты и назначить лечение, но и умение наладить контакт с пациентом.

Знание психологии необходимо в первую очередь для правильной диагностики больного, так как нельзя только по внешним признакам поставить диагноз, нужно узнать состояние больного по его ощущениям, узнать, какие были предпосылки к тому или иному заболеванию.

Так же немало важную роль играет общение с больным (терапия).

Как говорится: «В здоровом теле- здоровый дух»,- то же самое можно сказать и наоборот – сначала нужно восстановить внутреннюю гармонию, успокоить, чтобы дальше плодотворно провести лечение.

Общение в доверительных тонах помогает не только в лечении, но и в реабилитации и даже профилактики заболевания.

Ещё одним немаловажным аспектом в отношениях доктор-больной является собственная безопасность медицинского работника. Нужно учитывать психологическое состояние, чтобы не подвергнуться агрессии со стороны больного, ведь он может быть психически неуравновешен или находиться под воздействием алкоголя или психотропных препаратов.

Таким образом, поразмыслив над вопросом: нужна ли психология, человеку, который в дальнейшем собирается работать в больнице, я пришла к выводу, что изучение психологии очень важна и необходима для каждого медицинского работника, чтобы работать и взаимодействовать с людьми, для того, чтобы правильно диагностировать и находить правильный подход к больным.

Источник

Значение психологических знаний в практической медицине

Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть фото Для чего нужна психология медицинскому работнику. Смотреть картинку Для чего нужна психология медицинскому работнику. Картинка про Для чего нужна психология медицинскому работнику. Фото Для чего нужна психология медицинскому работнику

Дата публикации: 26.07.2017 2017-07-26

Статья просмотрена: 7483 раза

Библиографическое описание:

Шимовонян, К. Т. Значение психологических знаний в практической медицине / К. Т. Шимовонян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42035/ (дата обращения: 26.12.2021).

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного. За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину.

Ключевые слова: психология, медицина, клинический (медицинский) психолог, психотерапевтическая реабилитация, психотерапевтическая помощь, медицинская (клиническая) психодиагностика.

Психологическая наука развивалась в трех руслах: философском, медицинском и педагогическом. Это положение, относящееся как ко всей истории психологической науки, так и к истории отечественной психологии, является определяющим для понимания взаимоотношения психологии и медицины в их историческом развитии.

Историю психологии обычно начинают с Аристотеля, который своим трактатом «О душе», по существу первым исследованием психики человека, заложил основу этой науки во всех трех ее руслах. Но еще до него Гиппократ, который был не только философом, но и врачом, создал учение о «четырех соках» человеческого организма и, связав с ним ряд не только телесных, но и душевных проявлений, тем самым заложил основу для развитого в средние века его последователями учения о темпераментах. Он защищал идею, которую в течение длительного времени не признавали многие авторы: органом мышления и ощущений является мозг. Нельзя не отметить, что и первая сохранившаяся запись мысли о связи разума человека с мозгом была в так называемом хирургическом папирусе египтян, датируемом XXX веком до н. э. [2].

Заслуживает упоминания ряд имен врачей, вошедших в историю психологии. Среди них Алкмеон Кротонский, Гален, Авиценна, Зигмунд Фрейд, Бехтерев, Лазурский и многие другие. Известно, что И. М. Сеченов хотел написать работу по медицинской психологии, считая, что она должна быть его, как он сам писал, «лебединой песней», но так и не успел выполнить своей мечты [5].

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину; психология, в частности, внедряется в клинику соматических заболеваний, а к ним в настоящее время по разным данным относят от 50 до 80 % болезней, таких как сердечно-сосудистые, онкологические, почечные, дыхательные и ряд других [1].

Сотрудничество врачей и психологов в борьбе с болезнями на Западе уже давно в порядке вещей, и уже ни у кого не вызывает сомнения, то факт, что психика и тело не разделимы и взаимосвязаны. В России же традиционная модель оказания медицинской помощи часто ограничивалась только лечением телесных симптомов, не говоря уже о культуре отношения людей к своему психологическому благополучию.

По сути, в каждой российской больнице должен работать психолог. Чем же должен заниматься психолог в стационарах?

Согласно приказу Минздрава РФ от 26.11.96 № 391 «О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ» медицинский психолог это специалист с высшим образованием по специальности «Психология», получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает 3 уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии.

Медицинская (клиническая) психодиагностика является специализированным разделом общей психологической диагностики и одной из основных форм профессиональной деятельности психологов в таких социально значимых областях, как медицина и здравоохранение. Задачи медицинской психодиагностики тесно связаны с задачами лечения и восстановления больных нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, с задачами профилактики этих заболеваний, а также с задачами психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии и социальной реабилитации больных. Основные области применения теории и методов, медицинской психодиагностики – клиническая и профилактическая медицина.

В клинической медицине психологическая диагностика является необходимым элементом лечебно-диагностического процесса. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении различных заболеваний, в профилактике рецидивов и инвалидизации больных. Полученные в процессе клинической психодиагностики данные используются врачом при постановке нозологического и синдромального диагнозов, оценке динамики состояния больного в процессе лечения, при проведении различных видов экспертизы (медико-социальной, военной, судебной), при определении задач и методов психотерапии, реадаптации и ресоциализации больных.

В профилактической медицине психологическая диагностика нацелена на выявление лиц с повышенным риском психической дезадаптации, проявляющейся в форме психосоматических, пограничных нервно-психических или поведенческих расстройств. Существенное значение имеет психологическая диагностика для выявления посттравматических стрессовых расстройств, лечения и реабилитации лиц, переживших экстремальные и кризисные ситуации [3, 4].

В случае работы психолога в детских отделениях существует своя специфика, необходима работа как с ребенком, так и со взрослыми, находящимися рядом с ним. Мозг ребенка созревает только к 16 годам, последними созревают лобные доли, которые отвечают за функции самоконтроля. То есть говорить о том, что человек сам за себя отвечает и контролирует, можно говорить только после 16 лет. До 16 лет мозг ребенка легко внушаемая и восприимчивая среда, поэтому работа только с ребенком без близких не возможна, это всегда симбиоз. Только работая с ребенком невозможно вылечить посттравматическое стрессовое расстройство.

Если говорить о травматологии, то мы видим, что физические травмы тоже влекут за собой психологические проблемы. Например, фантомные боли – это боли, которые ощущаются человеком при ампутированной конечности, они могут сопровождать человека всю жизнь. В настоящее время разработаны и применяются на практике психотерапевтические методики, которые показывают, что эти боли имеют психологический характер и их можно убрать чисто психологически.

Практика соматической медицины выдвигает перед психологией большой круг исследований, которые, главным образом, сводятся к исследованию психологии личности. Знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо клиницисту для определения прогноза заболевания (возможности образования вторичных симптомов), для выбора правильной тактики терапевтических и психотерапевтических воздействии, для решения вопроса о возможности сообщения больному диагноза и для многого другого.

В процессе обучения, будущие психологи осваивают дисциплины находящиеся на стыке психологии и медицины, среди которых: психосоматика, патопсихология, нейропсихология, психогенетика, специальная психология, психофизиология, клиническая психология, телесно-ориентированная психология. А в медицинских вузах преподаются такие дисциплины, как клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика и ряд других.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что и психологи, и медики изучают не мало одних и тех же дисциплин. У вас может возникнуть вопрос: почему же тогда сам медицинский работник не может оказать психологическую помощь своему больному, если он также, как и психолог изучает множество дисциплин, находящихся на стыке психологии и медицины?

Дело в том, что стандартная подготовка врачей направлена на то, чтобы работать больше с физиологией человека и сознательно не обращать внимание на то, что твориться с психологией человека, его эмоциональным фоном, чтобы, как не странно, вылечить больного. Если хирург будет переживать о тех действиях, которые он совершает, то он никогда не сделает операцию, поэтому они обучены так, чтобы сильно не сопереживать, а только видеть перед собой тело, материалы, препараты и сделать свою работу высококлассно. Если им включать еще и психологию, они просто сойдут с ума, поэтому они защищают свою психику от взаимопроникновения с пациентами. Именно этот факт и не дает в итоге врачам понимать медицинских психологов, а значит и выполнять их работу.

Источник

Психология в медицине

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль психологии в медицине

Психология – это наука, изучающая душу человека.

Психология в основном применяется в биологических и медицинских науках, с целью исследования и выявления психологических проблем у человека, а также поиска их эффективного решения. Это обусловлено тем, что от психического состояния человека зависит его физическое состояние, развитие разнообразных заболеваний. Кроме того, ряд исследователей доказывают, что и физическое состояние человека оказывает влияние на психологическое.

Раздел психологии, которая включена в медицину и оказывает необходимую помощь в исследовании и лечении пациентов принято называть медицинской психологией или клинической психологией.

Медицинская психология – это наука, решающая разнообразные медицинские проблемы, связанные с профилактикой и диагностикой психических заболеваний человека.

Роль психологии в медицине заключается в оказании всесторонней помощи врачу. Ее помощь состоит в том, что она направлена не на лечение болезни, а на лечение человека. Зачастую работа психолога в медицине связана с работой с теми больными, у которых имеются нарушения психики, обусловленные соматическими заболеваниями.

Психолог, работающий в медицине, оказывает психологическую помощь пациентам, у которых выявлена раздражительность, ранимость, вспыльчивость или обидчивость.

Кроме работы с пациентами, психолог в медицине, занимается исследованием влияния лекарственных препаратов на психику человека, его поведение и общее психологическое состояние. Осуществляется посредством использования совокупности психологических методов, средств и приемов (наблюдение, экспериментирование, тестирование и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Роль психологии в развитии медицине очень велика. Это доказывает связь психологии с медициной, которая строилась между данными науками достаточно длительное время, на уровне теории и практики. В настоящее время, психологические приемы используются в медицине в качестве методов лечения некоторых заболеваний.

Взаимосвязь психологии и медицины

В центре медицины находится человек и его здоровье. Аналогичное внимание человеку и его здоровью, уделяется и психологией. Только в отличие от медицины психология в основном занимается исследованием психического здоровья человека. Однако психическое здоровье находится в тесной взаимосвязи с физическим здоровьем. Именно это и обуславливает тесную взаимосвязь медицины и психологии.

Современный специалист в области медицины должен обладать знаниями из области психики человека, чтобы оказать каждому пациенту эффективную и полноценную медицинскую помощь.

Таким образом, медицина и психология являются теми науками, которые дают знания о человеке, особенностях развития и функционировании его организма, его возможностях. Данные знания будут более полными только при взаимодействии психологии и медицины.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на взаимосвязь между психологией и медициной, является особенность профессий психолога и медицинского работника. Данные профессии относятся к типу «человек-человек», соответственно требования к их освоению предъявляются практические одинаковые. Через медицину или психологию, специалист включает пациента в коммуникативную систему, основной целью которой является получение необходимой информации. В процессе коммуникации осуществляется тесное взаимодействие с пациентом, которого специалист должен воспринимать как равноправного участника.

Таким образом, и психология, и медицина представляют собой такие отрасли науки, основным условием успешности которых являются нравственно-этические принципы и нормы.

Основным принципом морали психологии и медицины является нравственность. Соблюдение нравственно-этических норм выступает одним из показателей успешности профессиональной деятельности медицинского работника или психолога.

Еще одной стороной взаимодействия психологии и медицины выступает норма.

Норма в медицине – это физическое здоровье человека.

Норма в психологии – это что-то усредненное, не выделяющееся из общей массы, адаптированное под существующие социальные условия.

Таким образом, взаимосвязь медицины и психологии очевидна. И медицинский работник, и психолог имеют общую цель – помочь человеку. Именно поэтому в настоящее время вводится относительно новая должность – клинический психолог.

Сущность клинической психологии

Появление клинической психологии обусловлено тем, что все чаще медицинские работники приходят к выводу, что лечить необходимо не болезнь, а человека. Занимается лечением больного, а точнее его психического состояния – клинический психолог.

Клинический психолог – это специалист, выполняющий диагностические функции, корректирующий эмоциональное состояние пациента, работающий совместно с медицинскими работниками над улучшением состояния пациента и принимающий участие в разнообразных экспертизах.

Психология в медицине пытается разобраться во взаимосвязи психологического состояния человека и его заболеваний. В настоящее время довольно часто можно услышать от многих врачей, что стресс и депрессии ведут к возникновению некоторых болезней, что нужно комплексно подходить к оздоровлению всего организма, а не отдельного участка.

Благодаря современным исследованиям психологии в медицине многие врачи назначают лечение комплексно. Оно касается и заболевания, с которым обратился пациент, и его эмоционального состояния.

Современная медицина активно применяет методы клинической психологии, но для многих людей ее достижения недоступны, так как в государственных клиниках врачи придерживаются тех принципов, которые устоялись, и не всегда готовы к новшествам.

Источник

Врачебная этика и деонтология

Кодекс этики Ульяновской области устанавливает правила, предусматривающие этические ценности и правила служебного поведения медицинских работников. Правила базируются на основных этических принципах:

1) Добросовестность (отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями);

2) Профессионализм (соблюдение принятых профессиональных стандартов);

3) Репутация (поддержание положительной репутации региона);

4) Открытость (получение полных и достоверных сведений);

5) Конфиденциальность (обеспечение сохранности информации);

6) Эффективность, сплоченность (коллективная работа, направленная на достижение высоких результатов);

7) Уважение (уважительное отношение, отсутствие дискриминации);

8) Ответственность (осознание ответственности за принятые профессиональные решения).

Действие настоящего Кодекса направлено на достижение социального благополучия региона.

Во многих регионах России действуют комитеты по этике, занимающиеся решением спорных вопросов. Приоритетные проблемы данных комитетов – проверка и контроль выполнения этических норм медицинскими и фармацевтическими работниками. Комитет на безвозмездной основе осуществляет этическую экспертизу.

Взаимоотношения врача и пациента – основная проблема медицинской этики. Врач обязан оказывать качественную и безопасную помощь. Врачебная этика охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента.

Сложность в разрешении этических споров заключается в том, что невозможно регламентировать все виды отношения врача и пациента. В первую очередь это проблемы доверия пациента, слаженной работы медицинских сотрудников, внимательное отношение врача.

Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения действующих этических норм. Необходимо осуществлять профессионально-нравственные ориентации для формирования этических ценностей поведения медицинских работников. Периодическое напоминание медицинскому персоналу о существовании подобных правилсохраняет в коллективе приверженность к основам этики.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах:

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3.Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость со­хранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о боль­ном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфи­цирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медицинские работ­ники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведени­ях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении ин­фекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую стан­цию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *