Для чего нужна психология воспитателю
Сочинение на тему: «Значение психологии для будущего воспитателя детского сада»
Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе.
В педагогической психологии знание возрастной психологии необходимо для того, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и интересным для ребенка, а также избежать тех последствий, результатом которых стало незнание педагога. Педагогика и психология всегда должны быть согласованы друг с другом.
Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка, без знаний основ детской и возрастной психологии это сделать значительно трудней.
Углубляя свои психологические знания каждый педагог, развивается в профессиональном плане, что позволяет ему организовывать учебную и внеучебную деятельность эффективно не только в учебном плане, но и в воспитательном отношении. Организуя детей и в учебном и во внеучебном процессе, педагоги постоянно взаимодействуют с ними.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.
Тема 1.2. Значение психологии в жизни отдельного человека и общества
Роль психологии, психологической культуры в развитии личности, самопознании и самовоспитании человека. Роль психологических знаний в воспитании детей и семейной жизни. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. Психология и здоровье человека.
Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.
Приступая к работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно. В структуру способностей и задатков входят многие процессы, свойства и состояния человека. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования крайне важно для правильного выбора методов обучения и воспитания.
Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять данный уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идёт развитие.
Одна из частных задач педагогической практики – выявление˸
— нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы);
— детей с задержкой развития (отстающих);
— ускоренно развивающихся (одарённых).
Практика воспитания и обучения чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группой детей. Между членами таких групп обычно складываются сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счёте, адресованные отдельным детям, преломляются (опосредуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, создать эмоционально благоприятный микроклимат педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе.
В то же время знание возрастных психологических особенностей крайне важно воспитателю, чтобы найти ʼʼобщий языкʼʼ с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития.
Знание детской психологии даёт возможность педагогу ʼʼрасшифроватьʼʼ многие факты детского поведения. Педагог может с достаточной уверенностью ʼʼпроектироватьʼʼ развитие личности своих воспитанников и вовремя предупреждать возможные ошибки и неудачи в их деятельности.
Для того чтобы заниматься этими проблемами профессионально педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний
Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь воспитателю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути воспитания и обучения детей.
Для чего нужна психология воспитателю
Автор: Светлова Ирина Юрьевна
Организация: ГБ ДОУ №4 Московского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
В данной статье рассматривается применение различных знаний в области психологии при работе с детьми дошкольного возраста, а также их родителями. Здесь будут рассмотрены на конкретном примере вопросы правильного общения и соблюдения делового этике педагога, по отношению к родителю, ведь это поможет достичь взаимопонимания в различных сферах и помочь ребенку в различных его достижениях, а также умственном и физическом развитии. Без знаний в области психологии, которые рассматриваются в данной статье невозможно понять и помочь ребенку, который отстает или идет дальше общепринятой планки дошкольного развития. Важно понимать, какие взаимоотношения имеются у ребенка с другими детьми, а также с родителями – это напрямую влияет на процесс развития и создания благоприятной атмосферы для этого.
Без участия родителей все то, что вкладывает родитель будет напрасно, поэтому так важно правильно донести до них все необходимые цели и задачи, которые требуются. Также в данной статье будет рассмотрена польза игры с ребенком и ее значение для него. Благодаря игре также можно наладить контакт с ребенком, выяснить все его проблемы и решить их.
Не зря дошкольный возраст является периодом интенсивного развития психических процессов, среди которых процессы познания являются основой для успешного школьного обучения.
Цель: изучить влияние знаний психологии педагога на образовательный процесс в дошкольном воспитании.
Объект: воспитание и образование детей дошкольного возраста
Если говорить о интеграции «психология-наука», то важно заметить роль науки в педагогике и образовании.
Фундаментом для деятельности воспитателя и образования является психология. Основа формирования психологии для педагогов, как области знания, которая является самостоятельной появилась из-за развития науки, психологии и педагогики.
Важно, что работа К.Д. Ушинского «Человек, как предмет воспитания» сыграла значительную роль в становлении педагогической психологии. Согласно концепции развития человека, ребенок является центром обучения и воспитания. Самое важно значение придает воспитатель.
Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, речи и мышления при обучении – это предметы анализа и задач развития. Ушинский писал, что развитие речи ребенка напрямую связано с развитием его мышления, формируется его личность и представления.
Я считаю, что главной задачей педагогов является эффективное использование научных материалов, а также правильное их применение на практике, чтобы достичь образовательных целей. А нужно ли затрагивать такую тему, как «значение психологии для педагога»? Я думаю, что да, так как эта тема редко затрагивалась педагогами, хотя является важной составляющей знаний каждого специалиста в этой области.
1. Обучение и воспитание – как важная составляющая работы педагога с детьми дошкольного возраста
1.1 Методы наблюдения за развитием детей и влияние на их развитие
Обучение и воспитание имеет ценность, когда психологическое развитие детей идет вверх. Важно правильно определить уровень ребенка, чтобы понять в каком направлении идет прогресс.
Заметим, что терминологический аппарат психологии и специальной педагогики очень медленно меняется, а поэтому еще используются устаревшие выражения «дефекты развития», «патологию развития» и так далее. Это все из-за того, что эти понятия были введены Л.С. Выготским, М.В.Певзнер и другими.
Такая норма установлена психологи и обосновано наукой. Психологи разрабатывают и проверяют различные методы психологического тестирования развития детей, которые предлагают школе. Использование тестов в системе помогает понять уровень развития дошкольника и принять необходимые меры, чтобы исправить его недостатки
Частной задачей практики педагогов в данной работе это выявление детей с нормальным развитием, а также отстающих и одаренных детей в пределах нормы своего возраста
Отстающие – плохо понимают учебную программу, а одаренные наоборот идут вперед нее и не могут до конца реализовать свой потенциал. Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которую нельзя решить правильно является определением причин отставания дошкольника от своих сверстников в развитии и учебной деятельности
А другой проблемой является создание хороших условий для развития потенциала одаренных детей. Педагогика не раз затрагивала важность личного обучения с учетом возможностей дошкольника. Индивидуальность ребенка определяется с помощью приемов психодиагностики, которые проверены наукой. Такая индивидуальность может быть скрыта от людей и даже самого дошкольника, поэтому так важно ее найти, чтобы раскрыть весь потенциал.
1.2 Влияние взаимоотношения между дошкольниками на их развитие
Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.
Обучение и воспитание часто практикуется с группами дошкольников, а не индивидуально. Между детьми формируются сложные взаимоотношения. Когда педагоги воздействуют на них, то оно преломляется о вышеперечисленные отношения.
Сейчас в России создается психологическая служба в сфере образования, в которой работают профессионалы. Они контактируют с педагогами постоянно. Чтобы это было не зря, педагог должен иметь основы знаний в области психологии, ведь это очень важно.
2. Значение игры для детей дошкольного возраста
Время, когда ребенок воспринимает творческую, игровую и познавательную деятельность особенно – это дошкольный возраст. Они любят проводить время играя, поэтому взрослым так важно наладить контакт с ребенком посредством игры и фантазии. Если родители хотят, чтобы их ребенок развивался, то любую деятельность стоит превращать в игровое поле. В игре все равны и так родители преодолевают свою авторитарную позицию по отношению к ребенку, а также развивают в себе детские черты: искренность эмоциональность и непосредственность. Игра отражает внутрисемейные отношения. В игре чувствуется взаимная поддержка, ведь она нужна как никогда. Игра привлекает ребенка и служит средством самовыражения.
А.Н. Леонтьев говорил, что игра позволяет раскрыть познавательный мотив, ведь он главный стимул к учебе. Также Л.С. Выготский отмечал, что у дети дошкольного возраста таят в себе замысел, который позволяет перейти к творческой деятельности.
Игра является именно тем видом деятельности ребенка, которая позволяет воспитать его, обучая различным действиям с помощью различных инструментов общения. В игре ребенок формирует свою психику, от которой будет зависеть его успешность в труде и учебе, а также создает представление о том, как он будет общаться с другими людьми.
С помощью игры дошкольник сможет развить навыки коммуникабельности, доверие, контроль над своими желаниями и чувствами, а также учит понимать желания и действия своего окружения. Игра позволяет ребенку научиться строить планы совместные, так и одиночные, а также позволяет развить «чувство твердости» – отстаивать свою точку зрения.
С помощью игры дошкольник защищает свою психику от стрессов, что актуально для детей их возраста. Она позволяет переступить через страхи и психологические травмы. Самое главное, что ребенок получает в игре – это свою роль. Воля ребенка развивает непосредственно в ней, ведь она учит преодолевать трудности. При действии в этой роли он проецирует ее на реальную жизнь. В игре ребенок чувствует себя в безопасности.
Игровая деятельность позволяет развить различные познавательные психические процессы, такие как мышление, память, воображение и внимание. Игра способна повлиять на чувства ребенка. Когда ребенок играет развивается его умственная деятельность, ведь игра часто бывает не простой.
Игра формирует личность ребенка. В игре он стремится к успеху и получает новые знания с помощью которых он находит решение. Если ребенок играет, то он развивает уверенность в себе и учит себя соблюдать правила.
3. Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.
Если знать особенности психического развития дошкольников, то это имеет практическое значение.
Очень важно создавать различные методы воспитания и обучения. Найдена зависимость психического развития, деятельности и общения между собой.
Модернизированные методы обучения основам математики, грамоте и знакомства детей с окружающим миром строятся исходя из закономерностей развития мышления, памяти, восприятия, нравственности и художественного воспитания. Все это происходит исходя из развития воли и чувств, а также формирования личности ребенка
Знания в области психологии помогает воспитателю глубоко понять значение разных форм и методов при организации разных видов деятельности детей, применять их с умом и определять дороги обучения, которое позволяет развивать психическую и умственную составляющую.
Необходима психодиагностика, а также важен психолого-педагогический эксперимент по формированию нужных человеческих качеств и свойств
Одна из задач обучения и воспитания – это развитие природных талантов человека в его способности. Такую сложную задачу без знания психологии не представляется возможным. Свойства и состояния человека, а также другие процессы входят в структуру его задатков и способностей.
Если обучение и воспитание ведут к повышению уровня психологического развития дошкольников, то это представляет собой ценность. Важно правильно понять данный уровень и сопоставить его с определенной нормой чтобы понять в какую сторону идет развитие ( положительную или отрицательную)
3.1 Влияние родителей и других внешних факторов на развитие дошкольника
Психологизация образовательного процесса – это применение в системе знаний психологии, технологий, а также методов и приемов в деятельности субъектов учебного и воспитательного процесса, чтобы усовершенствовать систему образования нации.
Психологизация дошкольного образования – это повышение уровня компетентности в области психологии всех людей взрослого возраста, которые взаимодействуют с дошкольником. Она включает в себя приличные знания особенностей каждого из возрастов, а также особенности детской психики, ориентируется на первичность развития основных процессов познания, принятие условности норм возрастов. Важно уметь видеть внешние сигналы ребенка. Он может быть уставший, гиперактивный или потерявший интерес к деятельности. Также ребенок может просто плохо себя чувствовать.
Перед психологией, как наукой стоят важнейшие задачи, которые позволяют решить важные проблемы педагогики. Эти задачи должны модернизировать текущую педагогическую деятельность и создавать для нее новые дороги, а также расширять возможности воспитания и обучения детей.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на близкое сотрудничество с семьей воспитанников и коллективом педагогов. Важно соблюдать простой, но важный принцип «не навреди!». Его нужно соблюдать из-за того, что у ребенка все впереди.
Важный период детского развития и построения личности – это дошкольный период, который называют дошкольным детством. За все время я замечала агрессию, неуверенности и тревожность у детей дошкольного возраста. Я не могла понять причину проявления вышеперечисленного. Сегодня жизнь меняется каждую минуты и это загружает родителей, что уменьшает их времянахождение с детьми, а в частности, с семьей. В период современных технологий ребенок получает огромное количество информации, которую он не в силах проанализировать в полной мере.
Родители хотят обеспечить своего ребенка и себя пропитанием, различными благами, но они забывают о семейных ценностях и общении с ребенком, что сказывается отрицательно на его развитии. Так ребенок отдаляется от своей семьи, что является плохим результатом. По моему мнению, ребенок должен быть с семьей в постоянном контакте. Иначе возникают вышеперечисленные проблемы – агрессия, неуверенность в себе и тревожность. Эти проблемы можно не допустить и решить если они уже проявились очень легко. Важно научиться общаться с ребенком заново и понять все его проблемы, которые не должны казаться детскими – они такие же серьезные как и наши – взрослые проблемы.
Поэтому детские проблемы и переживания никогда нельзя преуменьшать. Дети хотят общения с семьей и поэтому стараются их привлечь всеми способами. Мне важно, как педагогу-психологу предоставить все условия в благоприятной среде для ребенка, а также налаживать контакт с родителями и вместе добиваться решения возможных проблем.
К большому сожалению, решить проблемы психологии только в детском саду недостаточно. Если родители не будут участвовать в их решении, то положительные результаты, которые получили в среде детского сада будут перекрыты. Поэтому, в первую очередь, родители должны взаимодействовать с психологом и помочь своему ребенку с проблемами. Только такая работа даст нужный результат.
Задачи психологического сопровождения родителей
1) Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность.
2) Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.
3) Осуществлять психологическую помощь в выстраивании эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.
4) Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.
5) Содействовать обмену опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива.
4. Использования психологии в обучении и воспитании дошкольников.
Педагог должен использовать нижеперечисленные подходы в своей деятельности для достижения успехов:
Индивидуальный подход – создает благоприятные условия для учебы с учетом индивидуальных и специфических особенностей детей.
Дифференцированный подход в коллективном учебном процессе имеет варианты типологических отличий, даже в рамках одной категории нарушений.
Воспитатель должен знать, что ЗПР – это не шутки. Дети с ЗПР нуждаются в особом внимании и коррекционном обучении, которое нужно использовать в комплексе с оздоровительными процедурами.
Задача воспитателя: формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Поэтому воспитатель в своей работе должен выделить два основных направления: общеобразовательные, коррекционно-воспитательные.
Нужно учитывать, что направление коррекционно-воспитательное является главным в работе воспитателя.
В то же время знание возрастных психологических особенностей крайне важно воспитателю, чтобы найти общий язык с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития
Если педагог разбирается в детской психологии то это ему поможет понять их поведение, в том числе проектировать личностное развитие и видеть ошибки в деятельности дошкольников.
Также эти знания помогут работать с детьми индивидуально и понять, какие индивидуально-психологические качества подлежат развитию, а какие нет. Также они являются их отличительной чертой.
Основы психологических знаний должны быть изучены каждым профессиональным педагогом, чтобы заниматься данными проблемами
Достижения детской психологии позволяют понять причины взлетов и падений педагога в его деятельности, а также показывает его ошибки в обучении и воспитании.
Не зря старший дошкольный возраст – это период интенсивного развития психических процессов, среди которых процессы познания являются основой для успешного школьного обучения.
«Важность психологических знаний в деятельности воспитателя»
Каплий Наталья Юрьевна
воспитатель высшей квалификации второй категории Карагандинская область г.Сатпаев КГКП ясли — сад №29«Балдәурен»
Целью всякого воспитания должно быть
создание деятельной личности
в лучших идеалах общественной жизни,
в идеалах истины, добра и красоты.
Современный воспитатель особенно нуждается в психологических знаниях. К. Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне — нужно его изучать. А правильно изучать своих воспитанников педагог сможет, лишь глубоко зная общие закономерности развития ребёнка, психологические закономерности его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей.
Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эрудиция воспитателя складывается из общих и специальных знаний. Общие знания характеризуют мировоззрение и общую культуру воспитателя.
Недостаточно, чтобы воспитатель знал то, что должны, согласно его требованиям, знать воспитанники, и чтобы он наспех придумывал ответы на те вопросы, которые, может быть, зададут дети. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда педагог рассказывает какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет. Его занятие по ознакомлению с окружающим миром или рассматривание цветущего деревца может ограничиться одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки.
М. И. Постникова (1993) выявила следующие функции психологических знаний для педагогов:
1) они являются важным условием педагогической деятельности;
2) лежат в основе глубокого и всестороннего анализа эффективности используемых педагогом форм и методов работы с учащимися;
3) помогают педагогу видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся;
4) помогают педагогу выявлять те реальные трудности, с которыми сталкивается ученик в процессе усвоения им учебного материала;
5) помогают педагогу в построении взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами.
Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам.
Педагогу следует всегда помнить слова известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — «надо знать обо всем понемногу и все о немногом».
Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с коллегами. Очень важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих воспитанников — их характера, способностей, склонностей. К. Д. Ушинский говорил: для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Ценны и знания, которые педагог приобретает в процессе своей педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности педагога творческий характер.
Воспитателю в современных условиях жизни надо научиться слушать, а главное — слышать каждого ребенка, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, уметь влиять на эту направленность.
Конечно, основные психологические знания специалист получает, изучая курс психологии во время обучения в педагогическом учебном заведении. Но, как показывает практика работы воспитателей, этого бывает недостаточно. С началом трудовой деятельности педагог сталкивается с тем, что кроме разработок своих занятий нужна разнообразная дополнительная психологическая литература, чтобы углубить свои знания, психологически осмыслить свой опыт.
На современном этапе работа в ясли-саду немыслима без диагностики. Умение в своей деятельности опираться на данные психодиагностики повышают качество обучения, воспитания и улучшают эффективность труда воспитателя. Чтобы учить и воспитывать, а также оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Эти знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики. Педагог в своих действиях должен исходить не столько из субъективного мнения или интуиции, сколько из анализа объективной и всесторонней информации, полученной в ходе психодиагностики.
Психодиагностическая деятельность является основой педагогической профессии, так как для воспитания и развития личности и индивидуальности, надо, прежде всего, уметь их изучать. Реализуя психодиагностическую деятельность, воспитатель не должен ограничиваться только характеристикой знаний воспитанников, изолированных психических процессов и свойств личности, а должен уметь соединить воедино все проявления ребенка, увидеть между ними причинно-следственные отношения и наметить пути коррекции и развития.
Проблема развития профессиональной психологической компетентности педагога является одной из наиболее интересных и значимых проблем, требующих дальнейшего осмысления ряда психологических феноменов, составляющих ее содержание.
Вместе с тем, в современной психологической литературе отсутствует четкое определение психологической компетентности, неоднозначно определяются ее составляющие, что затрудняет поиск системы адекватных способов ее формирования и развития.
Совокупность теоретического и эмпирического знания, представленного в современной психологии, позволяет сконструировать концептуально новую систему психологической подготовки специалиста. В этом случае успешность педагогической деятельности становится полностью зависимой от уровня овладения будущим воспитателем психологической информацией и способами ее использования в практике профессионального поведения.
Психологический аспект подготовки воспитателя предполагает, прежде всего, определенную психологическую готовность к изменению сложившихся стандартов в ведении занятий, к пониманию особенностей психологических аспектов общения. Психологическая подготовка включает владение основными умениями, связанными с психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса.
Обозначенный круг вопросов достаточно широко представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Но и до настоящего времени тенденции демократизации и гуманизации обучения и воспитания требуют расширения и конкретизации психологической подготовки специалиста в педагогическом учебном заведении, формирования специфики профессионального становления, особенностей его профессионально — психологической подготовки и психологической компетентности. Все это приводит к тому, что проблема личности увоспитателя как субъекта педагогической деятельности, психологически компетентного и способного к саморазвитию, занимает центральное место в педагогической психологии.
1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. – 420 с.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003
5. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М, 1997. – 210 с.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. Учебное пособие – М.: Просвещение, 1995. – 195 с.