Для чего нужна речь 1 класс школа россии
Программа по русскому языку «Речь. Предложение. Слово». 1-й класс
Класс: 1
Для чего нужна речь?
С помощью речи мы выражаем свои мысли и чувства. Обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.
Речь помогает нам понимать друг друга, много знать и дружно жить.
Для чего нужна речь? Для ответа пользуйся картинками.
|| Речь бывает устная и письменная
Устная речь — это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли ус Поэтому речь, которую произносят, называют устной. Какую речь называют устной?
Задание 3 (устно).
Письменная речь — это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие знаки.
Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках.
Какую речь называют письменной?
Когда мы пользуемся устной и письменной речью?
В устной речи одно предложение от другого отделяется короткой остановкой — паузой.
А как в письменной? Какие правила написания предложений ты знаешь?
Задан
ие 4 (устно).
Сколько здесь предложений?
Прочитай, делая паузу после каждого предложения. А как ты оформишь эти предложения на письме?
Предложение начинается с большой буквы.
В конце предложения всегда стоит знак, который показывает, что предложение закончилось. Это з н а к п р е п и н а н и я.
Сколько здесь предложений?
Запиши каждое предложение. Ставь в конце нужный знак.
Звуки и буквы в слове расположены в строгом порядке. Нарушишь этот порядок — слово изменит свой смысл или вообще его потеряет.
Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение? Что имеет каждое слово? ПП
[Задание 6.]
Прочитай слова.
Запиши новые слова в РТ.
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
И безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Слова в предложении связаны по смыслу. >
Чтобы из слов получить предложение, слова нужно изменять.
[Задание 7.]
Составь из карточек без лишних слов предложения. Запиши предложения в РТ.
Как записать схему предложения?
Например, вот такого?
Над рекой раскинулась радуга.
Каждое слово обозначим так: ______
Большую букву в первом слове обозначим так: I
Конспект урока русского языка в первом классе по теме: «Язык и речь. Для чего нужна речь» УМК «Школа России»
Конспект урока русского языка в первом классе по теме: «Язык и речь. Для чего нужна речь» УМК «Школа России»
Описание материала: предлагаю в стихотворной форме конспект урока русского языка в первом классе по теме «Язык и речь. Для чего нужна речь» УМК «Школа России». Данный материал вызывает интерес учащихся к изучению темы, способствует осознанному запоминанию изучаемой темы, активной познавательной деятельности учащихся.
Цель: дать первоначальные представления о речи, ее видах (устной и письменной), учить практически различать устную и письменную речь, ввести в активный словарь термины «устная речь» и «письменная речь», учить оценивать результаты деятельности на уроке;
содействовать развитию речи учащихся, вниманию, памяти, умению анализировать, сравнивать, делать выводы;
способствовать воспитанию бережного заботливого отношения к животным, вызвать интерес к народному творчеству сказкам.
1. Орг. момент:
Проследите за порядком
В ваших книгах и тетрадках.
Если то же у соседа,
Вы готовы для беседы.
Дружно сядем, разберём,
О чем беседу поведем.
2. Актуализация знаний:
Беседа по вопросам
Для начала мне скажите
Да всю правду доложите,
Чем мы занялись в сей час?
(Слушали, разговаривали)
В чем же будет уговор,
Как назвать наш разговор?
(Речь)
3. Самоопределение к деятельности (тема, цель урока):
Наша речь для нас важна,
На уроке нам нужна.
Думаю, что догадались
И готовы мне назвать
Тему, цель предугадать.
(Речь. Познакомиться с видами речи, определить ее значение в жизни человека)
Слайд 1, 2: Тема, цель урока
Речь нас дальше поведет
И ответ для нас найдет.
Будем слушать, говорить,
Делать то, что повелит.
4. Работа по теме урока:
Посетим домик в деревне,
Постараемся узнать,
Кто здесь будет нас встречать.
Слайд 2. Изображение деревенской избы. (Детям предлагается послушать звуки животных и определить, кто они)
Когда станет вам понятно,
Встретить кто вас поспешит,
Время даром не теряйте,
Быстро руку поднимайте.
Слайд 3. Появляются животные
Как же их смогли узнать?
(По звукам)
А сумели их понять?
(Нет)
Можно ль с ними пообщаться
И беседу завести?
(Нет, так как они не владеют языком)
Ответы ваши принимаем,
Предложенья проверяем.
Работа с учебником. Упр. 6, стр. 1
Живых существ вокруг немало,
Владеет речью человек,
А значит, сможем прочитать
И предложенье досказать.
Игра «Доскажи словечко»
Что же значит слово речь?
Сможем мы сейчас…(прочесть)
Повторить (сказать)
Услышать, чтобы твердо это знать,
Нужно будет (записать)
Слова немного мы изменим,
Их превратим сейчас в предмет.
Слайд 4
Прочесть – чтение
Сказать, повторить – говорение
Услышать – слушание,
Записать – письмо
Вот, что значит слово речь.
Пора в учебнике прочесть. (стр.6)
Четыре слова перед вами,
Объедините их с друзьями.
(Работа в парах)
Кто готов назвать нам группы,
Признак их определить?
(Дети называют свои варианты)
Чтение, письмо; слушание, говорение
Кто же прав из вас, ребята,
Вы сейчас поймете вмиг.
Текст в учебнике прочтите,
Себя верно оцените.
Кто прав – руку поднимите.
Упр. 3, стр.7
Уста говорят, уши слышат.
Перо пишет, глаза читают.
А нам пришла пора отдохнуть.
5. Физминутка
Шаг шагнем, второй и третий,
Руки к солнцу тянем вместе.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
В теремок заглянем,
Тут же в сказку попадем.
6. Включение знаний в систему:
Слайд 5
(Просмотр эпизода мультфильма «Колобок»)
Названье сказки огласите
И автора определите. (Русская народная сказка «Колобок»)
Кто сможет текст пересказать
И речь нам нужную назвать?
Сказку вы прослушали,
А готовы ль вы сказать
И вид речи мне назвать? (устная речь)
Предлагаю роль сыграть,
Сказки текст перечитать
И, конечно же, подумав,
Снова речи вид назвать. (упр. 4, стр.7 – чтение сказки по ролям)
7. Самостоятельная работа упр.1, стр. 4 тетрадь
На картинки вы взгляните,
Речи вид определите,
Стрелкой связи покажите.
Что ж, заданья выполняйте
И друг друга проверяйте. (Взаимопроверка)
8. Рефлексия:
Кто сегодня отличился,
Все заданья выполнял
И активность проявлял?
Цвет поярче выбирайте,
Мне ладошки поднимайте.
Я уверена, ребята,
Что вы все познали речь,
Каждый сможет, если нужно
Ее вид определить,
Там, где нужно, применить.
Конспект урока по русскому языку на тему «Наша речь»(1 класс)
Урок 1. Знакомство с учебником «Русский язык». Для чего нужна речь?
Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы, по нему.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения;
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять-
Буду грамотно писать.
Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания. Для того, чтобы красиво и правильно написать, сделаем зарядку для рук.
Дружно пальцы встали в ряд
Десять крепеньких ребят
Эти два – всему указка
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
Откроем тетрадь, запишем число, классная работа.
А какую букву мы пропишем, узнаете, отгадав загадку.
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
-Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику этому звуку. Запись элементов буквы «а», запись строчной и заглавной буквы.
Почему слова в загадке Андрей и Аллочка пишутся с большой буквы? Какие еще имена на букву А знаете? Запишем имена, подчеркнем орфограммы.
3. Работа по теме урока. Знакомство с учебником.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои парты. Перед вами лежит новый учебник, учебник русского языка. Давайте с вами посмотрим, кто является автором данного учебника. Откройте страницу 3. Давайте прочитаем текст-обращение авторов к первоклассникам.
— Поработайте в паре, задайте вопросы по данному тексту.
— Ребята, на новый учебник включает в себя систему условных обозначений, давайте посмотрим, что обозначает каждый знак. (с.4)
— Ребята, как вы думаете, зачем нам с вами нужно изучать русский язык?
— Название нашего нового учебника состоит из двух слов. Что означает слово «русский», слово «язык»?
– Вспомните, какие значения имеет слово «язык»? (Язык как орган речи, как наука, как часть колокола, обуви. Язык нужен для общения). Давайте сделаем вывод, слово «язык» будет многозначным или однозначным?
4. Актуализация знаний
— Посмотрите внимательно на экран, вы видите кроссворд.
Чтобы его разгадать нам надо найти ответы на загадки.
1. Б ез меня не обойтись,
Облегчаю в школе жизнь,
К листу легонечко прижми,
И что хочешь, напиши!
2. В чёрном небе
Заяц белый
Прыгал, бегал,
Петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
3. У чит читать,
С картинками и текстом,
4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)
— Итак, у нас получилось ключевое слово: речь.
-А теперь подумаем, что же такое речь? Для чего она нужна? (Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь), чтение и письмо).
— Давайте сделаем вывод, о чем же мы сегодня будем говорить?
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
6. Работа по теме урока
— Ребята, скажите, пожалуйста, что отличает человека от других живых существ?
Давайте с вами прочитаем текст в упр. 1 и ответим на вопросы.
— Мы с вами уже знаем, что такое речь, виды речи.
Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют…(устной речью).
Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называю…(письменной).
— А сейчас мы поиграем. Перед вами лежат карточки со словами. Ваша задача, работая в паре, разделить их на две группы: письменная и устная речь. (говорение, слушание, чтение, письмо). Проверка.
– Молодцы! Вы уже много знаете, но ещё больше вам предстоит узнать.
— Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. На уроках русского языка мы будем учиться говорить и писать правильно, без ошибок, а также узнавать, как устроен язык, на котором мы говорим и пишем.
– Какие знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
— Поиграем в игру «Да», «нет»:
Человек владеет речью?
Речь бывает устная и письменная?
Устную речь мы пишем и видим?
А письменную речь мы слышим?
Речь состоит из предложений?
Приведите примеры устной и письменной речи.
— Ребята, на листочках, которые лежат у вас на парте, записаны пословицы. Прочитайте внимательно, подумайте и напротив пословицы поставьте букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи.
А) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Б) Что написано пером, не вырубишь топором.
В) Умную речь и слушать приятно.
Г) Сначала подумай, потом говори.
Поменяйтесь, пожалуйста, листочком с соседом и проверьте правильность выполнения работы.
(Проверка. На доске запись: У, П, У, У.)
–Молодцы! Спасибо за урок!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь» (1 класс)
Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.
Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.
Задачи:
1.формирование умения различать устную и письменную формы речи; средства устной и письменной речи;
2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса.
3. Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия; воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действиях на уроке.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения;
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Учитель: – Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Проверяем, мой дружок,
Книжка, ручка и тетрадки?
– Проверили? Всё на месте?
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
I. Работа по учебнику.
– Кто авторы учебника?
– Как называется этот учебник?
– Вспомните, какие значения имеет слово «язык»? (Язык как орган речи, как наука, как часть колокола, обуви. Язык нужен для общения)
-Что же такое речь? Для чего она нужна? (Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь), чтение и письмо).
– Для чего мы будем изучать русский язык?
– Чуть позже мы узнаем ответ на этот вопрос.
— О чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока? (ответы детей)
II. Выполнение заданий в «Рабочей тетради».
1. – На уроках русского языка все записи мы будем выполнять в тетрадях. Надо постараться, чтобы они были грамотными, аккуратными, легко читаемыми. Тетрадь – это лицо ученика.
– На верхней линейке запишем число, а на второй линейке записано, где выполняется работа.
Ученики проговаривают и записывают число, читают слова «Классная работа».
3. Чистописание. Выполняется на с. 3 «Рабочей тетради».
– На каждом уроке русского языка мы будем работать над каллиграфией – правильным и красивым написанием букв. А для чего нужно уметь красиво писать?
1) Запись элементов букв, запись строчной и заглавной буквы.
2) Запись слов, которые можно составить из этих букв. ( иголка, Иван, шапка, Шура. )
III . Работа в учебнике.
1. Чтение учителем рассказа стр.4
Вопросы после чтения:
– Как вы думаете, зачем людям нужна речь? (ответы детей)
Когда же возникла речь?
О чень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели, не только писать, но и говорить! Но было много недостатков, и самый главный – неточность. Представьте, пожалуйста: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Попробуйте-ка разберитесь, что все это значит. А разобраться надо, потому что дело тут серьезное. Вот что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами».
Когда изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь .
Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность и теперь каждый грамотный человек может написать письмо. Почти триста тысяч почтальонов ежедневно разносят эти письма адресатам.
— А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).
— Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
2. Мы поиграем с вами в игру «Да – нет». Я буду называть слова, и если вы слышали их, понимаете их значение, то будете поднимать две руки вверх, а если не слышали, то скрещивать руки над головой.
Предложение , звук, корень, сказуемое, буква, предлоги, слоги, падеж, склонение, спряжение, алфавит, суффикс, подлежащее, причастие.
3. – Вот видите, как много вы знаете, а ещё больше вам предстоит узнать.
– На каких уроках вы будете изучать эти и другие понятия? Догадались?
– Чем же мы будем заниматься на первых уроках русского языка? – Для чего мы будем изучать русский язык?
— На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
— Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. На уроках русского языка мы будем учиться говорить и писать правильно, без ошибок, а также узнавать, как устроен язык, на котором мы говорим и пишем.
3. Откройте учебник на стр.6, упр.3
— устно закончите предложения
-когда мы говорим, мы произносим ….(звуки)
-на письме звуки обозначаются….(буквами)
-сколько в алфавите букв? 33
— Сколько гласных букв? 10
-Сколько согласных букв? 21. ( звуков 36)
— Скажите ребята, а к какой речи относятся звуки, а к какой буквы? (Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.)
4.- Давайте ребята с вами познакомимся с памяткой «Порядок действий при списывании», стр.7
– Какие знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Человек владеет …(речью).
Речь нужна для того, чтобы … (общаться с другими людьми).
Она состоит из … (предложений).
Речь бывает … (устная и письменная).
Урок обучения грамоте на тему «Зачем нам нужна речь?» (1 класс)
Тема: Зачем нам нужна речь?
Цель: ввести в обиход понятие речь, сделать свою и чужую речь предметом постоянного наблюдения; познакомить с разновидностями речи и главными требованиями к ней; начать работу над культурой речевого поведения в различных ситуациях (приветствие, прощание)
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (вспомнить, как здоровались с учителем, одноклассниками; прощались)
3. Работа над темой урока
Мы с вами хорошо поговорили, поделились друг с другом
своими наблюдениями, воспоминаниями. А по
могла одним высказать свои мысли, а другим услышать их наша речь.
— А как вы думаете, хорошо или нет, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью? (Да.) Попробуем обойтись без речи – объясните в какую игру вы любите играть. Мы видим, что без речи плохо.
Я сейчас попробую условно изобразить речь, а вы скажете, получилось это у меня или нет.
— Теперь всё хорошо? Все говорят, разве можно понять? Проверим, по моей команде каждый из нас громко скажет имя. Что-нибудь поняли? Почему не поняли? («Когда все говорят сразу, получается неразбериха».) Действительно, всем
одновременно говорить нельзя, если только это не задание, когда
специально говорят хором, но тогда все говорят одно и то же.
Схема перечёркивается (именно перечёркивается, а не стирается), а рядом чертится другая:
Какие же секреты речи мы с вами сегодня узнали, а один из них даже изобразили?
Общаемся мы друг с другом с помощью речи. Без неё мы не могли бы ни о чём ни рассказать, ни спросить, ни попросить, не могли бы вместе играть или сообща что-то делать, не могли бы учиться.
— А как же нам поступать в классе, когда каждый из вас хочет
ответить на мой вопрос, хочет о чём-то рассказать или спросить?
Уточняется уже знакомое правило: хочешь говорить — подними руку и подожди.
— Вот и проверим, как вы умеете пользоваться правилами речи.
Вернёмся к картинкам букваря.