Для чего нужна речь 2 класс русский
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 1. Какая бывает речь
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Изучение понятий «язык» и «речь».
2) Изучение роли русского языка в жизни и в обществе.
3) Знакомство с видами речи: устной, письменной, внутренней.
Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.
Устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.
Письменная речь — способность человека писать и читать.
Внутренняя речь — речь про себя.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. — С. 6–7.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. С. — М.: Просвещение, 2012. — С. 3–4.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитайте высказывание Л. Успенского: «Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой».
Надо ли изучать язык? Трудное ли это дело — знать родной язык?
Знать свой родной язык — это огромное счастье, так как знание родного языка даёт человеку очень многое. Это и чувство уверенности в себе, и чувство гордости за достижения в области культуры своего народа, которые он может познать с помощью родного языка. Всё это очень важно для человека. Речь человека «растёт», «взрослеет», «развивается» вместе с ним. Общение с человеком тем приятнее, чем богаче его речь.
Сегодня на уроке вы узнаете, какая бывает речь, научитесь различать устную речь и письменную.
Язык — слов. русский нелегко, но интересно. На огромной Земля нам, дан дар — при слова. отвечать на вопросы, составлять и делиться мыслями и человек владеть
Что такое Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.
Для нужна речь? Речь помогает передавать знания, узнавать новое,общаться; делиться мыслями и чувствами; договариваться о чём-нибудь; согласовывать свои действия.
Речь разных слушание, речь про (внутренняя чтение и
Слушание —вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. Слушание важным который влияет на взаимодействие и между
Говорение — высказывание своих мыслей и передача чужих мыслей в устной форме на родном или иностранном языке.
Устная — это человека и умение произносить при губ, рта. и «устная речь» от уста —
Во устной речи говорящие и друг замечают собеседника, исправить речевые
Письменная — это человека писать и читать. Для мы буквы.
В Руси на — берёзовой коре. тогда ещё не
А мы в печатаем на
Во письменной речи тот, кто не и не того, к обращается; не реакцию может предугадать её; при можно допущенные
Итак, которой мы пользуемся при и называют речью. А которой мы пользуемся при и называют письменной.
Существует ещё внутренняя речь. Это про себя. С ней мы не к людям. Она не средством
Внутренняя связана с и важное в человека. Например, мальчик думает, как попросить маму записать его в кружок «Лёгкая атлетика». Он делает это про себя, без внешнего проявления.
Кстати, «про себя» так остаться «про себя», а преобразоваться в или речь.
Обратите внимание! Вам понять Вы узнали, что речь, познакомились с речи.Теперь вы знаете, что «устная» и «письменная» речь себя» речь), а их
Ваше велось на русском языке. Русский язык по праву считается из богатых, и языков На нём и многие писатели, Именно передает нам о и приобщает к богатству, многими людей. изучать язык в мире становится всё и больше. Любите и изучайте русский язык! Развивайте речь!
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Закрасьте рядом с высказыванием цветом, квадраты —
Подсказка: устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.
Задание. Устная и письменная речь.
Разместите предложенные слова в колонки по указанному критерию.
говорение письмо слушание чтение
Подсказка.Устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта; письменная речь – способность человека писать и читать.
Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXI века» Тема: «Что такое речь? Речь устная и письменная»
Выбранный для просмотра документ развитие речи 2 клаксс.docx
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Что такое речь? Речь устная и письменная»
Цель: формирование понятий о двух видах речи – устной и письменной
Предметные результаты: учащийся познакомится с правилами проведения дискуссии, будет различать устную и письменную речь, научится соблюдать правила дискуссии, совершенствовать устную речь в ходе дискуссии.
Метапредметные результаты: учащийся научится принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока, начнет осваивать базовые предметные понятия (речь, устная и письменная речь), активно использовать речевые средства (в ходе дискуссии по теме урока), будет овладевать способностью начальными формами познавательной рефлексии: отвечать на итоговые вопросы и оценивать личные достижения на уроке.
Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения при знакомстве с процессом учения.
Ожидаемые результаты : уметь давать характеристики устной и письменной речи, научиться на примерах распознавать виды речи.
Технология : личностно-ориентированного обучения.
Формы организации работы учащихся : парная, групповая, индивидуальная
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления знаний.
-Ребята, для того чтобы наш урок прошёл весело и интересно, дружно и с пользой, давайте подарим друг другу свою улыбку.
-Здорово! Вот такое поднятое настроение давайте пронесём на протяжении всего урока.
Поворачиваются друг к другу и дарят свою улыбку.
Актуализация полученных знаний и умений.
-утром вы молча встали, умылись, оделись;
-молча пошли в школу;
-молча посидели в школе, посмотрели друг на друга, и молча вернулись домой;
-Хорошо ли Вам было?
-Как вы какая будет тема нашего урока?
— Всё что мы говорим, как будет называться одним словом?
-Для чего человеку нужна речь?
Слушают, пытаются представить
Когда разговаривает, общается, разговаривает.
Чтобы что-то сообщать, узнавать новое, говорить, общаться
Обсуждение темы «Устная и письменная речь.
Речь бывает разная.
-Как вы думаете какая бывает речь?
-На уроке литературного чтения у нас был с вами первый раздел. Кто помнит, как он называется?
-Откуда взялось такое название?
-Предположите, как будет называться первый вид речи.
-А как вы думаете, что относится к устной речи?
-Как по-вашему будет называться второй вид речи?
-Совершенно верно – письменная речь.
Свободные высказывания детей.
Устное народное творчество.
Уста – губы. Передавали из уст в уста.
Всё что говорим и слышим
Свободные высказывания детей
Открытие новых знаний.
-Из уст в уста было передать совсем не сложно. И такая речь зародилось давно.
-А как вы думаете, люди сразу стали писать на бумаге?
Береста. Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице, она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/131113/19253/
В Новгороде найдено археологами свыше 500 грамот и инструментов для написания на них.
Современного человека кроме книг окружает множество других источников информации. Людям потребовалось много тысячелетий, чтобы изготовить нечто похожее на современную книгу.
В разных странах древнего мира люди записывали свои знания на различные материалы. Глиняные таблички с клинописью так и хочется назвать страничками древнейших книг. В Лондонском Британском музее храниться 27 тысяч табличек, их возраст – от двух до пяти тысяч лет. Производя раскопки, археологи нашли место, где пол был устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Однако о том, что это таблички, учёные поначалу и не подозревали, принимая таинственные значки на плитах за узор.
С помощью заострённых палочек выдавливали на ещё сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности табличек их обжигали на огне, тогда они приобретали прочность камня. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Каждая такая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных “страниц” уложенных в деревянные ящики. Много было интересных “глиняных” книг в библиотеках древнего междуречья. Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.
Первые книги писали от руки. До изобретения бумаги (примерно в 50г. до н.э.) страницами книги служили глиняные дощечки или деревянные. Деревянные могли сгореть, а глиняные разбивались, да и места много занимали. Позже книги стали писать на папирусах или пергаменте. Чтобы прочитать такую книгу приходилось разворачивать свиток.
Свободные высказывания детей.
Как вы думаете, какая была самая первая книга?
Один чудак хотел найти первую книгу. Провёл много лет в библиотеках. Умер от того, что свалился с самой высокой лестнице, приставленной к книжному шкафу.
-Как вы думаете нашёл бы он первую книгу?
-Так какая была самая первая книга?
Свободные высказывания детей.
Самая первая книга – человек.
-Давайте поиграем в игру. Я вам буду называть действия, вы говорить к какой речи они относятся.
-Беседуют два товарища
-Ученик отвечает около доски
-Ученик пишет на доске
-Бабушка читает книгу
-Президент разговаривает по телефону
На карточках у вас записаны задания.
Записать в тетрадь две пословицы: одну – в которой говорится о письменной речи, другая – о устной речи.
Выполняют задания в тетради.
Ошибку можно исправить, ……..
О тгадайте загадки.
Белое поле, чёрные овцы.
Белый камешек растаял, на доске свой след оставил.
Без языка живёт. Не ест и не пьёт. А говорит и поёт?
Через поле и лесок, раздается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там?
— Какой речи относятся отгадки?
Бума и буквы, мел – к письменной речи
Радио и телефон – к устной речи
Ошибку можно исправить, ……..
Слова для справок: ложь – никогда,
Что дождь в засуху,
Запиши две пословицы:
Первая имеет ввиду письменную речь
Вторая – устную речь.
Объясни смысл пословиц. Почему пословицу называют устным народным творчеством?
Выбранный для просмотра документ речь. устная и письменная.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Что такое речь? Речь устная и письменная» Феденистова Ольга Валентиновна учитель начальных классов МОУ «Школа № 53»
Речь Устная Письменная Говорим Слышим Читаем Пишем
Давайте поиграем Устная речь
Давайте поиграем Устная речь
Давайте поиграем Письменная речь
Давайте поиграем Письменная речь
Давайте поиграем Устная речь
Мы работали дружно, но у нас не всё получилось! Мы работали дружно, и у нас всё получилось! В следующий раз у нас всё получится! Подводим итоги
http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png свитки Интернет – ресурсы:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка во 2 классе
«Начальная школа XXI века»
Тема: «Что такое речь? Речь устная и письменная»
Цель: формирование понятий о двух видах речи – устной и письменной
Предметные результаты: учащийся познакомится с правилами проведения дискуссии, будет различать устную и письменную речь, научится соблюдать правила дискуссии, совершенствовать устную речь в ходе дискуссии.
Метапредметные результаты: учащийся научится принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока, начнет осваивать базовые предметные понятия (речь, устная и письменная речь), активно использовать речевые средства (в ходе дискуссии по теме урока), будет овладевать способностью начальными формами познавательной рефлексии: отвечать на итоговые вопросы и оценивать личные достижения на уроке.
Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения при знакомстве с процессом учения.
Ожидаемые результаты : уметь давать характеристики устной и письменной речи, научиться на примерах распознавать виды речи.
Технология : личностно-ориентированного обучения.
Формы организации работы учащихся : парная, групповая, индивидуальная
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления знаний.
-Ребята, для того чтобы наш урок прошёл весело и интересно, дружно и с пользой, давайте подарим друг другу свою улыбку.
-Здорово! Вот такое поднятое настроение давайте пронесём на протяжении всего урока.
Поворачиваются друг к другу и дарят свою улыбку.
Актуализация полученных знаний и умений.
-утром вы молча встали, умылись, оделись;
-молча пошли в школу;
-молча посидели в школе, посмотрели друг на друга, и молча вернулись домой;
-Хорошо ли Вам было?
-Как вы какая будет тема нашего урока?
— Всё что мы говорим, как будет называться одним словом?
-Для чего человеку нужна речь?
Слушают, пытаются представить
Когда разговаривает, общается, разговаривает.
Чтобы что-то сообщать, узнавать новое, говорить, общаться
Обсуждение темы «Устная и письменная речь.
Речь бывает разная.
-Как вы думаете какая бывает речь?
-На уроке литературного чтения у нас был с вами первый раздел. Кто помнит, как он называется?
-Откуда взялось такое название?
-Предположите, как будет называться первый вид речи.
-А как вы думаете, что относится к устной речи?
-Как по-вашему будет называться второй вид речи?
-Совершенно верно – письменная речь.
Свободные высказывания детей.
Устное народное творчество.
Уста – губы. Передавали из уст в уста.
Всё что говорим и слышим
Свободные высказывания детей
Открытие новых знаний.
-Из уст в уста было передать совсем не сложно. И такая речь зародилось давно.
-А как вы думаете, люди сразу стали писать на бумаге?
Береста. Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице, она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/131113/19253/
ВНовгороде найдено археологами свыше 500 грамот и инструментов для написания на них.
Современного человека кроме книг окружает множество других источников информации. Людям потребовалось много тысячелетий, чтобы изготовить нечто похожее на современную книгу.
В разных странах древнего мира люди записывали свои знания на различные материалы. Глиняные таблички с клинописью так и хочется назвать страничками древнейших книг. В Лондонском Британском музее храниться 27 тысяч табличек, их возраст – от двух до пяти тысяч лет. Производя раскопки, археологи нашли место, где пол был устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Однако о том, что это таблички, учёные поначалу и не подозревали, принимая таинственные значки на плитах за узор.
С помощью заострённых палочек выдавливали на ещё сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности табличек их обжигали на огне, тогда они приобретали прочность камня. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Каждая такая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных “страниц” уложенных в деревянные ящики. Много было интересных “глиняных” книг в библиотеках древнего междуречья. Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.
Первые книги писали от руки. До изобретения бумаги (примерно в 50г. до н.э.) страницами книги служили глиняные дощечки или деревянные. Деревянные могли сгореть, а глиняные разбивались, да и места много занимали. Позже книги стали писать на папирусах или пергаменте. Чтобы прочитать такую книгу приходилось разворачивать свиток.
Виды речи в русском языке – функции и формы (2 класс)
Понимание основ речи, ее строения и истоков – очень важно. Ученик 2 класса, который знает, какие существуют виды речи в русском языке, может грамотно объяснить их особенности и понимает, почему она принимает те или иные формы, может с полным правом считать, что он заложил основу для того, чтобы грамотно излагать свои мысли. Итак, существует три основных вида речи – устная, письменная и внутренняя.
Виды и функции речи
Устная речь – та, которая произносится, говорится. Ее же люди слышат. И ее основная функция – это коммуникация, то есть передача информации от одного человека к другому.
Слово “устный” произошло от древнерусского “уста” – так раньше назывались губы. То есть, из самого названия уже понятно, что это за речь.
Второй вид речи – это письменная. Из ее названия также понятно, что это то, что записано с помощью букв и других знаков. То есть, все, что мы читаем и пишем, относится к этому виду. Она также может случить для общения между людьми, но выполняет и другие функции. Так, она необходима для фиксирования информации и выражения мыслей.
Внутрення речь – это речь “про себя”, совершенно особенная речевая разновидность. Ее функциональные особенности заключаются в том, что с ее помощью человек только фиксирует те знания, которые он получил. Также она помогает систематизировать мысли. Она используется тогда, когда человек думает или читает не вслух.
Внутренняя речь – это всегда отрывки и фрагменты. Она отличается тем, что от нее можно перейти к устной или письменной, предварительно более логично и связно сформулировав мысль.
Какие формы речи существуют в русском языке?
Есть несколько основных форм речи, которые непосредственно связаны с ее видами. И первая – это говорение, то есть форма, которую принимает устная речь. Когда человек говорит, он выражает свои мысли с помощью слов, сказанных вслух. Таким образом он передает информацию одному или нескольким людям, с которыми говорит. Но говорение не обязательно является диалогом – это может быть публичное выступление, речь диктора на телевидении и так далее. На письме оно выражается с помощью прямой речи, но она только передает сказанное, не являясь говорением.
Письменная форма – это речь на письме. Но если письменный вид речи – это не только фиксация, но и прочтение написанного, то в формах чтение выделяется в другую категорию.
Таким образом всего форм три, как и видов, но такой вид как письменная речь, включает две формы – письмо и чтение.
Примеры разных видов речи
Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.
Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.
Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах (таких как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.
Внутренняя речь – это любые мысли человека, неважно, размышляет ли он о любимом пирожном или о том, как пересказать книгу на уроке литературы.
Что мы узнали?
В русском языке, по мнению лингвистов, существует три вида речи – письменная, устная и внутренняя (она же “про себя”). Они нужны для того, чтобы общаться с другими людьми, фиксировать информацию на бумаге или в специальной программе, приводить информацию с систему, размышлять, а также читать и слушать.