Для чего нужна речь картинки для
Значение речи и важность ее развития
Люди всегда общались и общаются друг с другом. Если прекратить общение с социумом, начинается психическое нарушение, появляется замкнутость и даже остановка в развитии. В чем сила речи? При помощи нее человек осваивает новые навыки, делится эмоциями и передает информацию. Ее значение невозможно переоценить.
Что такое речь?
Психологи изучают речь с появления на свет человека. Не следует путать речь с языком, это два разных термина. Речь — это разговор человека, выражение эмоций через знаки языка, действие, выраженное при помощи звуков. Язык — это система знаков, через которую мы передаем информацию письменно и устно.
Есть несколько свойств речи:
Функции и цель речи
Исследователи, которые изучают роль речи в социуме, выделяют две функции — интеллектуальную и коммуникативную. Коммуникативная речь — общение между людьми для обмена информацией или побуждения к действиям. Нужно придать правильный смысл сообщению, чтобы у слушателя появились правильные эмоции. Интеллектуальная речь — средство для выражения, образования мыслей при помощи слов. Слово — единица мышления, которая имеет определенное значение.
Передача мыслей — вот главная цель словесных значений, она происходит при помощи тона, мимики, отбора слов, выражений, интонации и образности.
Естественно, обдуманная речь проходит через несколько этапов структурирования. Итак, как устроена речь человека, как происходит ее формирование:
Историки считают, что речь появилась около 2 млн. лет назад, когда у людей сформировался речевой аппарат. Сейчас же есть много отраслей в науке, которые изучают речь. Например, психолингвистика, изучающая взаимосвязь разговора с сознанием и языком.
Термин «речь» был внесен в нашу лексику психологом Дж. Р. Кантором. А когда его ученик, американец Г. Пронко использовал термин в своей статье «Язык и психолингвистика», он стал очень популярным. Также огромный вклад внес Н. Хомский, который описывал работу языка при формировании фраз и предложений.
Отечественный психолог Л. С. Выготский изучил последовательность решений перед озвучиванием слова:
Теории развития речи
Есть несколько теорий по поводу развития коммуникативного инструмента речи. В 1968 году Н. Хомский выдвинул преформистскую теорию, в которой утверждалось, что все языки схожи по структуре. Он доказывал это тем, что в мозг уже заложена начальная форма речи, которая передается генетически. И все же преформисты не отрицали и того, что внешние факторы, например, окружение, тоже играют немаловажную роль.
В конструктивистской теории говорится, что речь зависит от способностей человека с самого рождения воспринимать информацию.
Еще одна популярная теория — релятивистская. Здесь различие языков исследуются со стороны нации и культуры. Также значимую роль играют менталитет человека, среда, в которой он находится.
Речь — это неотъемлемый элемент взаимодействия в обществе. Чем лучше развита речь человека, тем успешнее он строит коммуникации. Следует учиться красиво, понятно и убедительно излагать свои мысли. Курс Викиум «Идеальный русский» поможет улучшить письменную и устную речь.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАнна Княжнина
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Зачем человеку нужна речь? Урок 1 Мосина Г. А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 г. Буй.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Зачем человеку нужна речь? Урок 1 Мосина Г. А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 г. Буй
2 3 М=Р ПРОВЕРИТЬ РЕЧЬ Разгадайте ребус
3 Зачем человеку нужна речь? Помните «Сказку о мертвой царевне…»? И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Речь нужна для общения!
5 Общение Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами! Работа с интерактивным плакатом «Способы передачи информации»
7 Свойства речи Содержательность обстоятельное изложение того или другого вопроса, выраженные мысли и чувства серьезны и глубоки. Понятность рассчитана на совокупность знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Выразительность эмоциональная насыщенность речи Воздейственность влияние речи на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОНЯТНОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ
8 Речевая ситуация КТО? КОМУ?О ЧЕМ?ГДЕ?КОГДА?ЗАЧЕМ?ПОЧЕМУ?
9 Рассмотрите рисунок. Охарактеризуйте речевую ситуацию. СЛЕДУЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ КТО? КОМУ? О ЧЕМ? ГДЕ? КОГДА? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?
10 Подведём итоги Зачем человеку нужна речь? Какие виды речи бывают? Какие свойства речи можем назвать?
11 ПРИМЕР Способы передачи информации способность говорить и писать, выражать словами мысль. условный знак для передачи какого-л. сообщения, распоряжения, команды. значимые движения мышц лица и тела. РЕЧЬ СИГНАЛ МИМИКА, ЖЕСТЫ 1 23
12 Интернет-ресурсы jpg jpg Экзюпери jpg общение внутренняя речь
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Презентация к уроку риторики в 1 классе по теме «Речь в жизни человека»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ тетрадь 2.docx
Отгадай загадки и впиши ответы:
1. Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу!
2.Поверчу волшебный круг –
И меня услышит друг.
3.Стальной конек по белому полю бегает,
за собой черные следы оставляет.
4.Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
5.Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.
6.Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
7.Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
Допиши названия предметов:
Как ты понимаешь пословицы:
1. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь.
2. Сказанное слово – было да нет, а написанное – живет век.
Какими видами речи пользуются люди? (У или П)
Выбранный для просмотра документ тетрадь.doc
1
2
3
4
5
6
Распредели номера рисунков по столбикам :
Отгадай загадки и впиши ответы:
1. Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу!
2. Поверчу волшебный круг –
И меня услышит друг.
3. Стальной конек по белому полю бегает,
за собой черные следы оставляет.
4. Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
5. Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.
6. Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
7. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
Допиши названия предметов:
Как ты понимаешь пословицы:
1. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь.
2. Сказанное слово – было да нет, а написанное – живет век.
Что такое речь?
а)средство общения животных
б)средство общения людей
в)средство общения растений
Виды речи.
Зачем человеку речь?
Выбранный для просмотра документ Урок риторики 1 класс.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Урок риторики
1 класс
Описание слайда:
Речь в жизни человека.
Красную речь – любо слушать.
Пословица
Описание слайда:
Задачи:
раскрыть значение речи в жизни человека,
дать понятия различных видов речи и научить различать их,
научить правильно пользоваться устной речью.
Описание слайда:
Общение и речь
Кто как общается?
Что такое речь?
Виды речи.
Речевые ситуации.
Для чего нужна речь?
Как люди общались в прошлом?
Общение людей в будущем.
Проверь себя.
Описание слайда:
КТО КАК ОБЩАЕТСЯ?
НАЗАД
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД:
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕЧЬ?
НАЗАД
Описание слайда:
КАК ЛЮДИ В ПРОШЛОМ ОБЩАЛИСЬ?
НАЗАД
Описание слайда:
ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ В БУДУЩЕМ.
НАЗАД
Описание слайда:
Тренировочные задания
Какими видами речи пользуются люди?
1
2
5
4
3
6
Далее
Описание слайда:
ТЕСТ
Что такое речь?
а)средство общения животных
б)средство общения людей
в)средство общения растений
Виды речи.
а)устная
б)строительная
в)письменная
Зачем человеку речь?
а)танцевать
б)общаться
в)дышать
далее
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала: