Для чего нужна счетная палата
Для чего нужна счетная палата
Статья 13. Функции Счетной палаты
1. В рамках выполнения своих задач Счетная палата осуществляет следующие функции:
1) осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;
2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
4) внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в текущем финансовом году;
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) мониторинг и анализ формирования и использования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации при разработке и реализации документов стратегического планирования Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
9) оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;
10) проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, экспертиза проектов федеральных законов, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) проведение аудита систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы;
13) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля);
14) подготовка ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета и ежеквартальной оперативной информации о ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в текущем финансовом году, их представление палатам Федерального Собрания и направление Председателю Правительства Российской Федерации аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный период;
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
16) экспертиза международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;
17) по обращению федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита;
18) проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);
19) систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
20) взаимодействие с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств и их международными объединениями на двусторонней и многосторонней основе;
21) взаимодействие с государственными контрольными, правоохранительными и иными органами, заключение с ними соглашений о сотрудничестве;
22) взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве;
23) внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты;
24) регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
24.1) экспертиза доклада об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции, направленного Государственной Думой, подготовка и представление в Государственную Думу соответствующего заключения по указанному докладу;
(п. 24.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
25) обеспечение развития и функционирования информационной системы в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами аудита (контроля);
25.1) осуществление контрольных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(п. 25.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
26) иные функции в соответствии с федеральными законами.
2. На Счетную палату не может быть возложено осуществление функций, не предусмотренных федеральными законами.
Для чего нужна счетная палата
Статья 14. Полномочия Счетной палаты
1. Счетная палата обладает следующими полномочиями:
1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;
2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;
3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;
4) предоставляет федеральным органам исполнительной власти рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, а также получает необходимый Счетной палате для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) постоянный доступ к таким системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);
6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;
7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) осуществляет подготовку рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям;
(п. 10 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1) осуществляет информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.10.2015 N 291-ФЗ)
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Создание, реорганизация и ликвидация научных и иных учреждений (организаций), необходимых для обеспечения деятельности Счетной палаты, осуществляются по решению Председателя Счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).
4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
5. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
6. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.
7. Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Аудит государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ) применяется для оценки качества их формирования и реализации в части:
1) соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям;
2) обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении;
3) соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами.
9. Оценка федеральных инновационных проектов, имеющих высокорисковый характер, осуществляется на основе анализа эффективности реализации совокупности проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.
10. Аудит государственных и международных инвестиционных проектов проводится в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты.
11. Аудит федеральных информационных систем и проектов проводится с учетом требований соответствующих международных стандартов и стандартов Российской Федерации.
12. Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы
Комментарии Российской Газеты
(утверждена Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 3 августа 2018 г. № 39К (1260)
Основы деятельности
Счетная палата образована в соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации. Состав и порядок работы Счетной палаты определяются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» устанавливает порядок взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты при осуществлении парламентского контроля. Бюджетные полномочия Счетной палаты закреплены также Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации руководящих принципов аудита (1977 год) и в Мексиканской декларации о независимости высших органов аудита (2007 год). Как член Международной организации высших органов аудита ИНТОСАИ Счетная палата в своей деятельности опирается на лучшую международную практику и как председатель ИНТОСАИ в 2019-2021 годах и вице-председатель в 2022-2024 годах играет ведущую роль в установлении лучших практик и разработке стандартов на мировом уровне.
Счетная палата согласно Конституции Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета. Счетная палата участвует в осуществлении функции парламентского контроля, поддерживая таким образом прозрачность использования бюджетных средств.
Счетная палата стимулирует развитие внутреннего аудита госорганов, общественный контроль над распоряжением государственными ресурсами, через открытость развивает «чувство налогоплательщика», качественно обеспечивает конституционное право граждан на участие в управлении делами государства и способствует повышению ориентации деятельности органов власти на общественные интересы.
Для реализации своих функций Счетная палата тесно взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, со структурами гражданского общества и общественного контроля, а также с правоохранительными органами Российской Федерации.
Работа Счетной палаты направлена на консолидацию общих сил и ресурсов в целях эффективной реализации приоритетов развития страны.
Стратегия развития Счетной палаты в 2018-2024 годах основывается на традициях и накопленном опыте, которые лежат в основе ее ежедневной деятельности, и определяет приоритетные направления развития для реализации новых задач.
Миссия Счетной палаты
Содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека
Видение
Борец за справедливость
Деятельность Счетной палаты ориентирована на то, чтобы государственные ресурсы направлялись на цели развития общества. Счетная палата устраняет возможности злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования ресурсов, чем способствует установлению справедливости.
Счетная палата обеспечивает информационную открытость своей деятельности, предоставляет объективную информацию о реальной ситуации в стране, содействует прозрачности системы государственного управления, подотчетности органов власти перед обществом и их ответственности за результат.
Счетная палата помогает органам власти, государственным и общественным организациям формировать перспективную картину социально-экономического состояния страны и комплексное понимание рисков недостижения целей устойчивого развития.
Счетная палата как центр компетенций для органов власти выступает проводником системного развития передовых стандартов, методов и технологий государственного управления, аудита и контроля.
Цель и задачи
Стратегической целью Счетной палаты является расширение возможностей достижения национальных целей за счет совершенствования системы государственного аудита в Российской Федерации.
Достижение цели будет измеряться набором индикаторов, отражающих:
1) долю стратегического аудита в портфеле деятельности Счетной палаты;
2) востребованность выданных Счетной палатой рекомендаций по развитию системы государственного управления, аудита (контроля);
3) оценку деятельности Счетной палаты со стороны общества и бизнеса.
Для достижения поставленной цели Счетная палата сосредоточивается на выполнении следующих основных задач:
1) содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны;
2) содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту;
3) укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач;
4) развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям.
Приоритетные направления развития для решения задач
Задача 1. Содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны
1. Методологическое развитие стратегического аудита с опорой на аналитическую функцию.
2. Развитие собственных аналитических компетенций и инструментария, основанных на современных подходах к моделированию социально-экономического развития, прикладных методах оценки проектов и программ, предиктивных методах аудита и больших данных.
3. Осуществление независимого мониторинга показателей национальных целей.
4. Организация на базе Счетной палаты пространства экспертного взаимодействия с национальными и международными научно-исследовательскими институтами, аналитическими агентствами, общественными организациями.
Задача 2. Содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту
1. Использование риск-ориентированного подхода в планировании деятельности Счетной палаты с учетом индикаторов потенциально высокого уровня нарушений и неэффективного управления и выявления «сквозных» тем для мониторинга системных вызовов для государственного управления.
2. Внедрение на систематической основе подходов комплексного аудита при проведении экспертно-аналитических мероприятий в целях представления целостной картины функционирования органов исполнительной власти, снижения проблем координации и межведомственного взаимодействия.
3. Разработка и внедрение оценки эффективности системы стратегического управления на основе строго доказательного подхода и современного аналитического аппарата. Дополнение методологических подходов системной оценкой эффективности и долгосрочных результатов, а также влияния деятельности объекта аудита на конечный результат. Разработка и внедрение стандартов оценки программ и проектов, а также стандартов организации аналитической деятельности.
4. Развитие взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оказание им консультативной и методической помощи в проведении стратегического аудита.
Задача 3. Укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач
1. Разработка стандарта открытых данных для органов государственной власти и организаций, компании с государственным участием, включающего в себя обеспечение открытого доступа к методикам сбора и анализа данных.
2. Организация непрерывного мониторинга открытости, достоверности, полноты и качества данных в государственных информационных системах в целях оценки финансовых, коррупционных и других рисков.
3. Повышение публичности деятельности Счетной палаты, предоставление в открытых источниках информации о результатах работы Счетной палаты на доступном для всех целевых аудиторий языке.
4. Развитие инструментов открытого доступа к данным Счетной палаты, в том числе с использованием открытого кода и организацией регулярной обратной связи с пользователями данных.
5. Содействие развитию мониторинга и оценке персональных показателей эффективности руководства органов власти, государственных компаний и государственных корпораций, прежде всего в части достижения национальных целей и стратегических задач страны.
6. Развитие парламентских и гражданских инструментов публичности, подотчетности и экспертизы. Развитие механизмов общественного контроля.
Задача 4. Развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям
1. Совершенствование системы ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции и повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
2. Совершенствование информационного обмена с органами исполнительной власти, контролирующими органами и правоохранительными органами в целях разработки и внедрения новых комплексных инструментов противодействия коррупции.
3. Содействие созданию единой системы обеспечения прозрачности государственной антикоррупционной политики, в том числе раскрытию информации о лицах, уличенных в злоупотреблениях.
4. Поддержка культуры нулевой терпимости к коррупции через следование принципам независимости, честности и ответственности в своей деятельности.
Общесистемные направления развития Счетной палаты
1. Развитие методологии государственного аудита.
1.1. Применение риск-ориентированного подхода при планировании и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.2. Развитие аналитических разработок и прикладных методов для обеспечения функции государственного аудита.
2. Развитие внутренней системы управления, кадрового обеспечения и организационной культуры Счетной палаты.
2.1. Внедрение системы ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ) Счетной палаты как элемента системы управления и системы мотивации сотрудников.
2.2. Внедрение методологии процессного управления, практики постоянных улучшений, регулярного мониторинга эффективности процессов, отражение в системе процессов и организационном обеспечении деятельности Счетной палаты задач ее стратегического развития.
2.3. Создание внутренней системы управления знаниями для выявления и распространения лучших практик аудита.
2.4. Разработка моделей и профилей компетенций сотрудников Счетной палаты на основании ее стратегических приоритетов.
2.5. Внедрение практики непрерывного обучения и профессионального развития сотрудников в соответствии с принятыми моделями и профилями компетенций.
2.6. Внедрение системы аттестации, основанной на модели компетенций, с использованием объективных данных об эффективности работы.
3. Внедрение и развитие современных цифровых технологий государственного аудита.
3.1. Цифровая трансформация процессов операционной деятельности Счетной палаты:
создание цифровой инфраструктуры для поддержки аудита и аналитической деятельности;
развитие дистанционных методов аудита;
совершенствование процедур и механизмов обратной связи от населения и потребителей информации на базе цифровой инфраструктуры.
3.2. Содействие цифровой трансформации системы государственного управления:
аудит эффективности и стратегический аудит государственных информационных систем и системы обработки государственных данных;
разработка рекомендаций по цифровизации государственного управления, развитию государственных информационных систем, внедрению систем аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных.
Механизмы реализации Стратегии
Выполнение задач Стратегии будет производиться в формате проектного управления. На основании представленных направлений развития Счетной палаты будет сформирована программа проектов Стратегии, что обеспечит эффективную синхронизацию проектов между собой в части их технологической взаимоувязанности, ресурсного обеспечения и сроков реализации.
Координация программы проектов Стратегии будет производиться централизованно, что обеспечит комплексный контроль выполнения проектов и согласованность решений в рамках реализации программы.
Важным принципом реализации Стратегии будет активное вовлечение сотрудников в реализацию задач Стратегии в целях последовательного внедрения проектов и практик Стратегии в ежедневную работу и организации постоянной обратной связи.
Председатель А. Л. Кудрин
Счетная палата Российской Федерации