Для чего нужна школа сейчас

Для чего нам сейчас нужна школа?

М ои «школьные годы чудесные» пришлись на 1971–1981.

Думаю, начну я с того, для чего школа оказалась нужна мне в те незапамятные, былинные времена, когда по телевизору показывали попеременно то трансляции партийных съездов, то программу «Играй, гармонь», компьютер представлял собой приличного размера помещение, телефон довольно часто был привинчен к стенке в коридоре, а единственной формой виртуального общения была переписка с пен-френдом из братской Анголы.

Я училась в приличной московской спецшколе, и меня довольно неплохо выучили языку. Настолько неплохо, что теперь мне не верится, что можно было вот так заговорить без единой стажировки в стране изучаемого языка и ни разу не встретив ни одного настоящего иностранца.

Меня не удалось выучить математике, физике и химии. С радостью списываю этот факт на счет своей персональной тупости.

Чепуха вышла с историей. Вот тут — извините, но не по моей вине. Марксистско-ленинский подход к этой дисциплине умудрился изготовить из яркой и трагической истории человечества гибрид из палки-копалки и Апрельских тезисов. Это было так невыразимо скучно, что о древних городах инков, о крестовых походах и падении Константинополя я узнала вне школьных стен. Кстати, именно этот предмет очень грамотно научил нас, тогдашних школьников, тому, что есть два варианта «истины» — школьный и тот, что снаружи.

Позже этот феномен правильно назовут совковым двоемыслием, и я должна честно признаться, что история о доблестном рыцаре Айвенго и история периода феодальной раздробленности в Европе ехали в моей детской голове по совершенно параллельным рельсам.

Литератур вообще было две, и совпадали они разве что алфавитом

Еще хуже было дело с литературой. Литератур вообще было две, и совпадали они разве что алфавитом. В одной из этих литератур бесстрашный капитан Блад вел на абордаж свою «Арабеллу», гордая Джейн Эйр убегала из-под венца, а д’Артаньян мчался через всю Францию с подвесками королевы. В другой литературе вместо людей были «образы», и все время требовалось объяснить, что имел в виду автор. То, что эта «вторая» литература не отбила у меня охоту к «первой», — вещь поистине удивительная. Многие с той поры так и считают чтение наказанием.

Оглядываясь назад, пытаюсь сообразить, что из выученного в школе пригодилось мне в жизни.

Язык стал профессией. Привычка читать оказалась со временем редким приобретением. Большая часть выученного забылась напрочь.

И все-таки за что я ей благодарна, своей тогдашней, прежней школе, в которой не было психологов, позорно было ныть и жаловаться маме, а синяки и шишки считались нормой?

Меня научили тому, что люди разные и есть среди них те, кто отличается от меня весьма агрессивно. И с ними тоже надо как-то ладить, а если уж совсем никак не выходит поладить, то и драться иногда надо. И за себя, и за своих.

Пока мои ровесники не отрубили интернет и не лишили своих детишек Великого Источника Всей Премудрости разом, смартфон у пятиклассника будет «знать» больше цифр и фактов, чем любая школьная училка

Еще — тому, что жизнь выставляет оценки и иногда делает это даже строже, чем математичка Лидия Федоровна. И тоже ничего «не будет объяснять для тупых по второму разу».

Еще — тому, что есть нудные и неприятные вещи, но их приходится делать, даже если очень не хочется. Дожив до пенсии, я так и не встретила ни единого рода человеческой деятельности, где без такого навыка можно обойтись.

Еще — тому, что даже в первом классе иногда удается найти человека, которому почти 50 лет спустя можно позвонить в два часа ночи и сообщить, что тебе хреново. Это вот, наверное, самое ценное.

Зачем школа нужна сегодня?

Пока мои ополоумевшие ровесники не отрубили на территории Отчизны интернет и не лишили своих детишек и внучат Великого Источника Всей Премудрости разом, смартфон у пятиклассника в кармане будет «знать» больше цифр и фактов, чем любая школьная училка. Google Translate будет все лучше переводить тексты, а автокорректор — все грамотнее исправлять ошибки.

Наверное, это все сильно изменит роль учителя, превратив его из ходячего хранилища знаний в фасилитатора. Википедия объясняет, что «фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis «легкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, что позволяет участникам встречи сконцентрироваться на ее целях и содержании».

Несомненно, школа нужна для того, чтобы обучить детей и подростков азам мирного и разумного сосуществования. Даже — о ужас! — с теми, кто вам почему-либо неприятен

«В парадигме личностно-ориентированной педагогики, — гласит Википедия, — фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает “трудную работу роста”».

Может быть, новая школа должна научить детей не запоминать факты и даты, а рассказать им, как ориентироваться в море этой информации. Как не накапливать, а фильтровать. Не заучивать, например, даты открытий и сражений, а понимать, что стало их причиной, а что — следствием.

Возможно, цель школы — научить учеников отличать правду от вымысла и понимать, как то и другое формирует жизнь вокруг нас.

Несомненно, школа нужна для того, чтобы обучить детей и подростков азам мирного и разумного сосуществования. Даже — о ужас! — с теми, кто вам почему-либо неприятен. Мартин Лютер Кинг сказал: «Либо мы научимся жить все вместе как братья, либо погибнем все вместе как дураки».

Сегодня второй вариант развития событий кажется все более вероятным.

Может быть, школа поможет нам исправить этот сценарий? Если мы все вместе попробуем исправить школу?

Источник

Зачем нужна школа детям

Все большее количество людей задаются вопросом о том, зачем же детям нужна школа, когда доступность знаний стала практически безграничной. Можно учиться на дому, когда учителя приходят прямо к ученику или через интернет. Создаются целые сайты и группы в социальных сетях на тему образования без посещения школы. Так кто может дать ответ, зачем нужна школа в сегодняшнем мире?

Для чего нужна школа сейчас. Смотреть фото Для чего нужна школа сейчас. Смотреть картинку Для чего нужна школа сейчас. Картинка про Для чего нужна школа сейчас. Фото Для чего нужна школа сейчас

Что такое школа

Школа в широком смысле этого слова – место, где дети получают общее образование, которое необходимо каждому человеку, вне зависимости от его достатка и социального уровня.

Дети получают знания в школе от учителей, из учебников, пособий, художественных и научных книг, включенных в образовательную программу.

В России различают начальное образование в школе, которое дети получают с 7 до 11 лет, и общее образование, с 12 до 17 лет.

Для чего нужна школа сейчас. Смотреть фото Для чего нужна школа сейчас. Смотреть картинку Для чего нужна школа сейчас. Картинка про Для чего нужна школа сейчас. Фото Для чего нужна школа сейчас

Плюсы посещения школы

Плюсы школьного образования, казалось бы, очевидны всем. Рассмотрим их более подробно.

Для чего нужна школа сейчас. Смотреть фото Для чего нужна школа сейчас. Смотреть картинку Для чего нужна школа сейчас. Картинка про Для чего нужна школа сейчас. Фото Для чего нужна школа сейчас

Минусы школьного образования

Все мы разные, что-то для одного человека кажется хорошим вариантом, а для другого не подходит совершенно. Но есть несколько общих моментов, касающихся школьного обучения, которые не нравятся большинству родителей:

Для чего нужна школа сейчас. Смотреть фото Для чего нужна школа сейчас. Смотреть картинку Для чего нужна школа сейчас. Картинка про Для чего нужна школа сейчас. Фото Для чего нужна школа сейчас

Домашнее образование

Зачем нужна школа, если все больше родителей, и даже педагогов, говорят о том, что получать знания можно не в школе, а на дому. Очевидные преимущества домашнего образования – это индивидуальная программа, подстроенная под конкретного ученика. Ребенок может учиться в собственном темпе, не пытаясь догнать или обогнать одноклассников, как это происходит в обычных школах.

Тогда зачем нужно ходить в школу? Человеческая природа такова, что нам необходим стимул, конкуренция, чтобы достичь наилучших результатов, на какие мы способны. А в домашнем обучении этого нет, ребенку не за кем тянуться, у него нет положительного примера перед глазами, как и нет отрицательного образа.

Стоит отметить положительную сторону домашнего обучения для часто болеющих детей. Если ребенок не посещает школьные классы с огромным количеством учеников, то и заболеть у него меньше шансов.

Для чего нужна школа сейчас. Смотреть фото Для чего нужна школа сейчас. Смотреть картинку Для чего нужна школа сейчас. Картинка про Для чего нужна школа сейчас. Фото Для чего нужна школа сейчас

Школа на взгляд ребенка

Многие дети чуть ли не ежедневно спрашивают родителей, зачем им нужна школа. Ведь учиться – это огромный труд и моральное напряжение. За редким исключением, ученики воспринимают школу как наказание, повторяющееся изо дня в день на протяжении одиннадцати лет. И дело тут не в том, что ребята с трудом осваивают школьную программу. Суть неприятия учениками школы заключается в трудностях социальной адаптации.

Не только родители должны объяснять своим детям необходимость получения образования. Перед школьными педагогами лежит задача не только дать знания, но и научить общению в коллективе без присутствия родителей. К сожалению, сегодня ситуация такова, что из-за недостаточного финансирования многие учителя подходят к задаче формально, не «вкладывают душу» в учеников. А ведь профессии, суть которых заключается в работе с детьми, основаны на призвании, а не только на материальном стимуле.

Школа на взгляд родителей

Многим родителям школьные годы их отпрысков тоже даются нелегко. Они, как и их дети, вновь и вновь задаются вопросом о том, зачем нужна школа. После относительно легких лет посещения детского сада, школа многих вводит буквально в депрессию. Ежедневно необходимо проверять домашние задания, решать общешкольные вопросы на родительских собраниях, искать репетиторов, если сын или дочь не успевает освоить школьную программу на необходимом уровне. Помимо этого, велики материальные затраты: в нашей стране весьма распространены школьные поборы. В этом случае стоит узнать о своих правах и правах ребенка. Школьное образование в нашей стране абсолютно бесплатно. Государство обеспечивает школу всем необходимым, а значит, внесение любых денежных средств на ее нужды происходит на сугубо добровольной основе.

Для чего нужна школа сейчас. Смотреть фото Для чего нужна школа сейчас. Смотреть картинку Для чего нужна школа сейчас. Картинка про Для чего нужна школа сейчас. Фото Для чего нужна школа сейчас

Все те несколько лет, которые прошли после введения единого государственного экзамена в школах, идут споры о том, насколько он целесообразен. Большинство педагогов, как и родителей, склоняются к тому, что прежняя система знаний оценки учеников была в разы эффективнее.

Сейчас же ребятам и их родителям остается только тщательно готовиться к ЕГЭ, прилагая к этому все свои силы и даже средства, надеясь, что эту неэффективную форму проверки знаний вскоре отменят.

Зачем нужна школа

Ребенок не только получает знания по предметам школьной программы, но и учится аналитически мыслить, собирать требуемую информацию. Не освоив школьной программы, мало кто может добиться хоть какого-то успеха в жизни, ведь слишком многое в нашей стране, да и за границей, построено на умении логически мыслить и самостоятельно искать ответы.

Большинство работодателей пристально изучают документы об образовании кандидатов на должность. Конечно, всегда есть шанс взлететь по карьерной лестнице без базовых знаний, но, будем честны, шансы на это минимальны.

Итак, отвечая на поставленный вопрос о том, зачем нужно учиться в школе, можно выделить основные моменты:

Для чего нужна школа сейчас. Смотреть фото Для чего нужна школа сейчас. Смотреть картинку Для чего нужна школа сейчас. Картинка про Для чего нужна школа сейчас. Фото Для чего нужна школа сейчас

Как итог

Государство дает родителям право самостоятельно выбрать форму обучения своих детей. Можно не водить своих наследников в школу, а обучать их на дому. Но следует помнить, что абсолютное большинство людей в нашей стране выбирает обучение именно в школах.

Источник

А нужна ли нашим детям школа?

Для большинства из нас школа существует лишь в воспоминаниях, поэтому мы не часто задумываемся о ней, как об общественном институте, ее смысле и целях в современном мире. Многие воспринимают ее как данность, неотъемлемый этап жизни. Но так ли это сейчас?

Начать рассказ стоит с зарождения явления. Человечество издавно стремилось к передаче знаний следующим поколениям. Самый древний способ, устная передача, обладает известными недостатками, например эффект поломанного телефона, физические ограничения по объему. В этой схеме, в роли «флешки» выступает мозг. Он загружается всеми знаниями популяции, в надежде что в нужный момент человек вспомнит и вычленит конкретно необходимые. Появление книг, древних глиняных табличек Месопотамии, папирусов и пергаментов Средиземноморья, ситуацию изменило не сильно. Они были были дороги (особенно хороший пергамент) и доступны ограниченной части населения. Существовала закономерность, одна книга — один экземпляр. Скопировать экземпляр было занятием невероятно долгим и трудозатратным. Почему из всех книг Древнего Мира до нас дошли только кодекс Хаммурапи, Эпос о Гильгамеше, Библия и стопка греческих поэм? Потому что только их потрудились в достаточном количество продублировать, а все остальные существовавшие тогда книги, по большей части утрачены.

В Средние Века умение читать и писать считалось прерогативой монахов, и книги соответственно хранились и переписывались в монастырях. Даже многие короли не умели читать. Здесь мы вплотную подобрались к появлению современной школы. Да, не удивляйтесь, школа, а затем и университет, возникли в средневековье именно как церковно-приходские заведения. Они почти ничем не отличались от современных, все тот же лектор-учитель в центре, а кругом него за скамьями сидели и внимали студенты-ученики. Другой формы образования и быть не могло когда доступ к книгам ограничен, и каждая книга — сокровище. Всем ученикам дать по книге было физически невозможно. Лектор-учитель естественным образом выступал прослойкой, между всеми прочитанными им книгами, и учениками, фактически пересказывая книгу вслух. Естественно что ученикам приходилось загружать в себя все это наизусть, ведь за последующую жизнь, доступа к книгам, могло и не предвидеться. Именно поэтому «хорошее образование» так ценилось.

Все радикально изменилось с изобретением книгопечатания. Оно демократизировало передачу знаний и открыло доступ к книгам каждому умеющему читать. Первой же серии напечатанных библий хватило чтобы развязать религиозные войны по всей Европе 16ого века. После того как рухнула монополия католической церкви, школа перешла под крыло государства, где несведущих грамоте детей из низших слоев населения, бесплатно учили читать и писать. Откуда такая щедрость со стороны властей? Ведь одной рукой уча читать, другой они все это время непрерывно преследовали и запрещали читать то библию, то сочинения вольнодумцев, то протестантов, то сторонников свободной торговли, то ученых, в зависимости от настроения и взглядов власть имущих в конкретный момент. Ответ кроется в концепции «не можешь победить — возглавь». Обучающимся передаются не только базовые знания счета и письма, но и индоктринируется образ поведения в обществе, переопределенные понятия добра и зла. За примерами далеко ходить не надо, возьмите и полистайте любой учебник обществознания (обязательный предмет). Там можно почерпнуть массу того, что многих из нас удивит, например, то что детям прививается какая политическая система лучше других, что экономика якобы должна зависеть от государства, «Наша Родина — демократическая и современная страна». Доходит вплоть до явных симпатий к конкретным лицам современной политики «Ускоренный экономический рост наблюдается с приходом к власти N».

Хочу здесь особо обратить ваше внимание на термин сам термин «образование». В русском языке это производное от слова «образ» и означает буквально, «образовывать согласно с чем либо», «вкладывать образ [в человека]», и «приводить [человека] в соответствие образу». Оставляю вопрос открытым, какой это образ и кому он выгоден? От ответа зависит само мышление наших детей и будущих поколений. То, с какими людьми и в какой стране мы будем жить. Образование открывает безграничные возможности для манипуляции доверчивым сознанием ребенка.

Если появление книгопечатания демократизировало передачу знаний в тысячи раз, то появление интернета — во много миллионов раз. Ситуация когда одно физическое устройство имеет доступ практически ко всем известным человечеству текстам, и сверх того к видеоматериалам, с новой силой остро ставит вопрос самой необходимости школ. В большинстве школ учитель пересказывает то, что и так общедоступно в учебнике, а ученики переписывают его слова. Точно также как и в Средние Века. Схема «учитель-запоминающие слушатели» морально устарела и выглядит в наше время, как выглядели последние парусные корабли в эпоху пароходов.

Мир изменился и интернет стал частью жизни, такой же, как раньше стало электричество. Мы не волнуемся что пропадет интернет одновременно и у всех, что все сервера выйдут из строя разом. Больше нет нужды превращать свой мозг в флешку для бесполезной информации по принципу «авось пригодится в будущем». Любую книгу, любой учебник можно спокойно и бесплатно прочитать в интернете. Любые знания можно получить мгновенно по запросу в Google. Даже для профессиональных разработчиков залазить на Stackoverflow совершенно нормально. Нужно всего лишь знать базовые вещи и уметь читать. Все монотонные домашние задания совершенно потеряли смысл в наше время. Интернет дает выбор знаний, намного лучшего качества, чем говорит учитель. YouTube полон видео где учитель несет ахинею и отсебятину, а когда школьник находит в интернете правильный ответ, начинает закрывать ему рот и забирать телефон. Эта ситуация не нормальна и мы не должны терпеть пережитки прошлого.

Зачем в современном мире так неоправданно долго держать наших детей, по пять часов в день, одиннадцать лет подряд, в заведении, удивительно похожем на тюрьму и заставлять зазубривать странные и часто бесполезные вещи? Заставлять вставать, вытянувшись перед учителем, человеком у которого не получилось поступить никуда кроме педагогического института? Известная поговорка «ума нет — иди в пед» родилась не просто так, а потому что в педагогических вузах всегда был самый низкий проходной балл. Замкнутое помещение куда дети помещены и удерживаются насильно, сидя сгорбившись, в неестественном положении за узкими партами — худший подход к образованию которой только можно представить. Разумеется, в насильственных учреждениях, таких как школа (или армия) всегда возникали и будут возникать неформальные иерархии «лидеров» завоевывающих рейтинг среди сверстников, за счет угнетения тех кто не умеет подлизываться или дать отпор. Школа воспитывает патологических конформистов вдвойне, привыкающих терпеть угнетения и учителей, и сверстников. Такие люди не могут вырасти свободными и народ, отдающий детей в школы, никогда не станет свободным!

Не призываю вас отказываться от формального образования для ваших детей, но однозначно стоит задуматься над другими вариантами, кроме школы. Например над домашним образованием, после которого ребенок получает точно такой же аттестат. Предвидя комментарии о необходимости социализации, заранее замечу что спортивная секция + кружки по интересам помогут здесь гораздо лучше, чем просиживание вашего ребёнка со случайно подобранным набором детей, среди которых будет и откровенная гопота. Отношение всегда будет дружелюбнее там, где есть общая цель и желание, чем там где из общего только принуждение. Среди компромиссных вариантов можно назвать частные школы с клиент-ориентированным подходом, и индивидуальных репетиторов. И пусть принудительные школы уйдут в прошлое, как ушли двенадцатичасовой рабочий день, рабство и детский труд. Однажды научившись читать, каждый человек сам выбирает что именно ему интересно. На основании этого он может строить свою жизнь без навязанных предрассудков.

Источник

Для чего нужна школа сейчас

Для чего нужна школа сейчас. Смотреть фото Для чего нужна школа сейчас. Смотреть картинку Для чего нужна школа сейчас. Картинка про Для чего нужна школа сейчас. Фото Для чего нужна школа сейчас

Сегодня всё больше людей отказывается от школ и отдает предпочтение домашнему обучению. Вместе с Вероникой Зонабенд, Екатериной Рыбаковой и Евгенией Тюриковой обсудили, зачем нужны школы сегодня, как выбрать подходящую школу, кому подходит домашнее обучение, какой должна быть инклюзия и нужен ли селективный отбор учащихся.

Смотрите запись эфира Forbes Education :

Вероника Зонабенд – социальный предприниматель, партнер-учредитель и председатель совета директоров колледжа Dilijan в Армении, входящего в сеть школ United World Colleges, сооснователь сообщества Noôdome и мама четверых детей.

Екатерина Рыбакова – президент, член совета и сооснователь «Рыбаков Фонда», миссия которого – поддержка и защита семьи на пути к качественному образованию. Также Екатерина – основатель сообщества «Про женщин» и мама четверых детей.

Евгения Тюрикова – глава Sber Private Banking. Вместе с мужем Евгения построила за свой счет новую школу в поселке Цмур в Дагестане, а также создала благотворительный фонд «Село» для поддержки образовательных программ для небольших сообществ. Евгения – мама пятерых детей.

Зачем нужна школа современному ребенку?

Е.Р.: Школа нужна не только для того, чтобы родители имели возможность заниматься своими делами, но и для того, чтобы у детей формировался опыт отношений с другими взрослыми и, конечно же, со сверстниками – то, что называется социализацией.

Наш опыт семейного образования: один из наших детей ушел на домашнее обучение, целый год учился дома, а перед пятым классом летом он сам сказал, что хочет вернуться в школу. То есть, его ощущение от жизни сформировалось к тому моменту так, что, не ходя в школу, он что-то упускает. Он хотел в школу и пошел, и ходит.

Е.Т.: Сейчас точно пришло время для того, чтобы школа стала образовательным центром, потому что от информации уже, скорее, надо защищать, чем ее давать и преумножать.

А что должен делать учитель и в чем его-то роль? Учитель – тот человек, который формирует нейронные связи в мозге ребенка, соединяя весь информационный поток и те знания, которые тот собирает извне, в единый клубок, задавая правильные вопросы ребенку, стимулируя его искать ответы, он учит его учиться, учит быть мыслителем, независимым, в том числе, учит коммуницировать, получать новые знания и искать те самые формулы, для того чтобы ответить на вопрос, анализировать огромный объем информации и делать выводы.

А где этот учитель может быть? Может быть в школе. Школа – это еще коммуникационный центр: дети должны общаться друг с другом, они не могут жить отдельно от общества. И этот коммуникационный навык тоже развивается в школе.

Что касается домашнего обучения: мой ребенок переходил из российской школы в международную английскую и год учился дома, на домашнем обучении. Мы закрывали гэпы между российским и международным образованием, подтягивали язык, но это чувство отчуждения, отсутствия социализации, отсутствия единой командной работы, конечно, давило.

В.З.: Мне очень нравится пословица африканская: «Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня». В принципе, если говорить о такой метафоре, то школа – это часть экосистемы, которая позволяет ребенку подготовиться к жизни и приобрести необходимые навыки в безопасной среде, где он имеет право на ошибку и где можно встретить тех людей, которые действуют и живут с учетом интересов ребенка, где этот маленький или молодой человек является центром интересов.

И еще один момент – насколько родители готовы заменить те функции и те задачи, которые есть в школе. У нас тоже был опыт домашнего обучения, и я тоже могу сказать, что дети же и захотели выйти из дома. Но я думаю, что причина была в том, что ни я, ни Рубен не были готовы полностью поменять наш образ жизни и заменить ту постоянную работу, которой профессионально занимаются в течение большей части дня люди в школе.

Какой должна быть школа?

Е.Т.: Школа должна перестать обучать предметам, а должна изучать феномены или явления. Если школа перестроится от предметного образования к явлениям, феноменам, я уверена, что у родителей даже не будет вопроса, нужно ли домашнее образование. Нужен кто-то, кто будет объединять информационные потоки и делать из них образование для ребенка.

Как родителям выбирать школу?

Е.Т.: Выбирать, наверное, ту, где ты видишь дальнейший путь ребенка. То есть, если это международная школа, тогда это международные университеты, международные институты. Если это российская школа, тогда надо понимать, что сложно будет поступать в какие-то международные вузы, и ориентироваться на российское образование.

Но если ответить на вопрос, с чего начинать, то начинать надо с коридорных тестов: идти и спрашивать в коридорах у детей, что они делают, какие навыки они получают здесь, нравится ли и что нравится, что драйвит, что толкает идти в школу, хотят или не хотят. Разговаривать с детьми всех поколений: первый класс, четвертый, пятый, выпускные – абсолютно неважно. Не забудьте зайти в туалеты, потому что культура начинается там.

Е.Р.: Для того, чтобы понять, хорошая школа или плохая, надо в эту школу прийти. На мой взгляд, качество взаимоотношений (между родителями и учителями, между учителями и детьми, между взрослыми и детьми) – это ключевой фактор. Не то, как дети потом, после школы сдают экзамены, потому что это всё-таки во многом зависит еще и от самого ребенка, поскольку, как мы знаем, научить нельзя, можно научиться. Атмосфера и отношения, которые выстроены между людьми в школе, могут либо способствовать учебе, либо, наоборот, демотивировать ребенка и подавлять его. Когда мы подбирали школу для своих детей, мы обращали внимание именно на то, как люди строят взаимоотношения.

Есть еще один аспект, который я со своими детьми всегда учитывала и всегда рекомендую родителям, которые выбирают нашу школу или какие-то другие: школа должна подойти ребенку. Все дети разные. Это вопрос того, где у них будут друзья, какие интересы у них, как они будут развиваться. Поэтому я со своими всегда посещала школу, чтобы ребенок сам посмотрел и себя представил себя в этом обществе. Интересно, что дети иногда замечают то, чего ты не замечаешь, потому что каждый смотрит со своей позиции.

И, конечно, культура взаимоотношений – самое важное. Она должна быть стимулирующей. К сожалению, часто сейчас встречается такая ситуация (особенно в частных школах в России, в Москве), когда среда ребенку нравится, но она не стимулирует к развитию, когда детям стараются создать максимум комфортных условий, но не очень много от них требуют. Развитие – это всегда некое преодоление, хотим мы или не хотим, и должна быть привычка к преодолению себя для того, чтобы в дальнейшем получать от этого удовольствие. Это сочетание среды, которая, с одной стороны, стимулирует к развитию, а с другой стороны, комфортна – очень тонкий баланс, и здесь у каждого он н свой.

Международные или российские, государственные или в частные?

В.З.: Важно, на самом деле, то, какая концепция и идея у школы. Очень важно, чтобы был выбор. Это может быть вальдорфская школа, в которой предполагается очень мягкое воздействие и очень большая свобода, а кто-то любит более жесткую систему, где больше дисциплины и много внимания уделяется академическим результатам. В международных школах надо суметь найти общий язык с очень разными людьми и для интровертов это может быть непосильной ношей. Школы-интернаты, бординги – тоже своего рода испытание: уехать, например, в тринадцать или шестнадцать лет из дома и жить в комнате с другими детьми, и не быть центром внимания всей семьи, а быть одним из многих.

Е.Р.: Важно знать своего ребенка и подобрать для него ту программу, которая ему нужна. Один из моих детей, уехав в неполных четырнадцать лет в бординговую школу, абсолютно доволен жизнью и развился, и прекрасно закончил школу, поступил в университет и всё у него потрясающе. А про другого своего ребенка я точно понимаю, что даже в свои четырнадцать она не может жить в бординговой школе, ей нужен дом, ей нужны объятия, потому что это интроверт. Индивидуальность не менее важна, чем сама система обучения.

Международные школы сейчас, наверное, имеют более выверенные программы, более стабильные, чем российские, потому что российские школы пока от старой системы не ушли, не создали эту комбинацию старого и нового (на мой взгляд, она была бы очень логична и правильна) и нет этой итоговой модели. Поэтому пока мы остановились на международной модели без экспериментов. Российская система образования ищет, но хочу ли я, чтобы она искала на моих детях – ответ отрицательный.

Важно подбирать школу под ребенка. Понимать, что для него важно, каких друзей он может обрести, а частная школа или государственная, это уже неважно.

Нужен ли отбор детей в школах?

Е.Р.: На мой взгляд, школа – это всё-таки модель мира, и дети в ней не только готовятся к будущей жизни, но и живут сейчас, и мне бы хотелось, чтобы у детей был опыт коммуникации с разными группами людей. В частных хороших школах всё-таки дети отобраны по определенному критерию. Для нашей семьи было важно, чтобы они могли общаться с разными людьми, не только с людьми отобранными.

Но при этом я думаю, что школа, где проводят отбор детей, – это фактор, который позволяет школьную среду сделать комфортной, где эффективно происходит развитие, образование. Но, если говорить о школе будущего, мне очень хочется, чтобы у каждой школы был отбор по разным критериям, чтобы у родителей оставался выбор и они смогли найти ту школу, которая подойдет их ребенку.

В.З.: Я считаю, что в начальной школе отбор не нужен, потому что возможности в этом возрасте равные у всех и они еще все открыты, и потенциал к развитию очень высокий. А по мере взросления, когда отбор происходит, там уже есть естественные ограничения тому, какое количество приобретенных знаний, кто чему научился уже в процессе своей жизни, оно требует этих ограничений.

Я сторонник отбора, но отбирать надо по причине взаимного соответствия – должно быть понимание того, что школа может дать, что эта модель подходит ребенку и он в ней может развиться наилучшим образом, и наоборот. Популярная школа не значит, самая лучшая для твоего ребенка, причем конкретно взятого. Дети все абсолютно разные. Даже имея одних и тех же родителей, они абсолютно разные. И здесь вот этот отбор и селективность очень важны.

Мы в реальной жизни сейчас сталкиваемся с ситуацией дефицита качественного образования, то есть созданной качественной среды, которая кажется привлекательной для родителей и для детей. Мест меньше, чем желающих, и это объясняет безумные конкурсы и в начальные школы. Отбор должен быть, но не должен быть таким болезненным. Если сто человек на место и, если ребенка не принимают, а он проделал столько работы, для него это становится таким ударом по самолюбию, такая ситуация сама по себе не очень здоровая.

Должно ли быть разделение по социальным слоям?

В.З.: Должно быть смешение социальных слоев и отбор по другим признакам и качествам: готовность к саморазвитию, желание расширить горизонты, мотивация и др. Потому что обучение, совместная жизнь, появление друзей из других социальных сред, которых ты никогда не встречаешь в своей обычной жизни, сами по себе очень ценны.

И что должна в принципе школа решать так это создание связей и разрушение социальных тоннелей, расширение кругозора. Расширение кругозора происходит, в том числе, когда у тебя есть возможность общения с людьми, которые живут в совершенно других обстоятельствах и абсолютно с другими возможностями.

Е.Т.: Я тоже против разделения школ по социальным слоям, потому что дети должны понимать, что не всё в мире одинаково и они могут обогащаться друг от друга и культурно, и с точки зрения быта, и понимать, что действительно есть разные слои и мир многогранен. Но если помечтать, то, на мой взгляд, не должно быть селективных школ – могут быть классы. Когда ребенку пять-шесть лет, сложно понять его мотивацию, его способности, его интересы и то, как они будут развиваться. И если все дети будут учиться вместе, смотря и рассматривая явления и феномены и не изучая предметы, то дальше всё глубже и глубже ребенок может закапываться или в математику, или в физику, или в астрономию, и таким образом превращаться в какие-то отдельные классы, и тогда возникнет селекция.

Е.Р.: Я, конечно, за инклюзивное образование. Инклюзия — это же не только про ограничения по здоровью, это про включенность разных категорий людей: это мигранты, это дети из неполных семей, в трудных жизненных ситуациях, и в том числе по здоровью. И если инклюзия реализована профессионально и грамотно, качественно, то там кроме положительных аспектов ничего нет плохого. Родители боятся того, что в инклюзивной среде ребенок будет развиваться медленнее, чем мог бы. Нет, в грамотно выстроенной инклюзии каждый ребенок развивается в том темпе, который ему подходит, и, с одной стороны, его и не подгоняют чрезмерно, не требуют от него больше, чем он может сегодня, а с другой – мотивируют. И в то же время он приобретает картину мира, более соответствующую действительности, мир-то наш такой же инклюзивный: это не наш выбор уже – мир инклюзивный априори, и, соответственно, было бы здорово, чтобы школа как модель мира тоже была инклюзивной. Но такую качественную инклюзию организовать – ­очень кропотливый труд и дорогостоящий процесс.

Нужна ли детская профориентация?

Е.Т.: Ничего нового из тестов по профориентации я о своих детях не узнала. То ли я хорошо знаю своих детей, то ли тесты такие. Но если будет хорошая профориентация, это очень-очень полезно. На мой взгляд, если говорить про советы родителям, то надо пробовать и искать вместе с ребенком, что ему близко, что ему нравится, и разговаривать с ним о том, как он видит свою жизнь, когда он будет взрослым. Мы с детьми обсуждаем, как они видят свой день: важно, во сколько ребенок ложится, во сколько встает, как он видит свой рабочий день, сколько людей вокруг – это опенспейс либо он один, как он работает – в команде, в маленькой команде, в большой, как это взаимосвязано. Именно таким образом, обсуждая несколько месяцев образ дня своей старшей дочери, мы дошли до мультипликации, что было совершенно неочевидно, потому что, с одной стороны, она рисовала, с другой стороны, она увлекалась математикой и физикой.

Мой совет: экспериментировать, экспериментировать и слышать ребенка, и прислушиваться к тому, что он делает и что он говорит.

Е.Р.: Нам, родителям, очень часто бывает сложно отказаться от своих представлений о том, что хорошо для нашего ребенка. На днях общалась с одной мамой, она говорит: «Я так хочу, чтобы мой ребенок сам выбрал себе направление, потому что у него явные таланты и предрасположенность заниматься историей, а он идет на поводу у своих друзей и хочет поступать в математическую школу». Я в этой фразе услышала диссонанс. То есть мама слышала уже, что ребенок должен выбирать сам, но его выбор принять не готова.

В любом образовательном процессе есть элемент преодоления, и если этот выбор его, ребенка, то он это преодоление готов совершать. Если выбор ему навязан, он не готов, у него нет понимания, зачем ему это нужно. Так что профориентация важна и важно ее делать грамотно, чтобы у ребенка появлялся набор представлений, из которых он потом всё-таки выберет что-то.

В.З.: Профориентация предполагает выбор профессии. А выбирая профессию, мы выбираем из того, что сегодня существует, а жить дети будут в мире, где 80% профессий еще просто не существует сейчас, и те же 80%, которые существуют сейчас, но скоро исчезнут. Поэтому лучше говорить о выборе дальнейшего пути и того, чем ты хочешь вообще заниматься в жизни и как ты себя хочешь реализовывать. Это очень важно. Кроме того, все прогнозы говорят о том, что в будущем люди будут часто менять род занятий, не будет такого, что всю жизнь будут работать в одной и той же сфере. И важно дать возможность попробовать и применить то, что делаешь, к реальности сегодняшней, понимая, что она изменится.

Сейчас у нас до восемнадцати лет дети в школе не притрагиваются ни к чему, а потом институт, университет, куда они идут, часто не понимая зачем. Поэтому, конечно, важно погружение в реальность, возможность практики и применения полученных знаний и навыков, чтобы понять, что же это такое и сформировать какой-то выбор. Я бы не называла профориентацией вот это моделирование себя в реальном мире.

Преодоление – один из навыков, которому очень важно научить. Чтобы добиться чего-то, нужно пройти процесс преодоления: если ты выбрал и сделал собственный осознанный выбор, то дальше надо идти до конца и себя внутри заставить.

Советы родителям по выбору школы

Е.Т.: Слышать ребенка. Если ты его услышишь, то ты точно сделаешь правильный выбор. И не бояться пробовать, не бояться экспериментировать.

Не терять связь со своим внутренним ребенком. Потому что очень многие из нас становятся взрослым и смотрят с другой стороны.

Е.Р.: Ни в какой ситуации не жертвовать контактом с ребенком, ни в коем случае не терять контакт с ребенком. Эти отношения доверия выстроенные, если они есть, то мы вместе можем принять неправильное решение, мы вместе об этом знаем, мы вместе потом придумаем, как последствия устранить или исправить.

Детям важно совершить все свои ошибки. Мы в своей жизни совершили все свои ошибки, теперь их очередь.

Есть какое-то наше устоявшееся представление о том, что результаты нашего ребенка, какие-то успехи или неуспехи – это наши успехи или неуспехи. Но надо как-то в этом от себя их отделить и признать, что все их заслуги — это их заслуги, так же, как и все их ошибки – это их ошибки.

В.З.: Слушать, слышать ребенка, разговаривать и понимать, что это решение мы принимаем не для себя как родители, а помогаем ребенку принять решение для него и быть готовым быть гибким, пробовать, не бояться ошибок, но доводить начатое до конца. И помогать делать им свой выбор, потому что сейчас мы им в этом помогаем, а дальше они должны будут сами нести ответственность за выбор.

Мы должны детям своим доверять и дети нам доверять. Мы можем ошибаться, но мы правда хотим их понять. Мне кажется, это самое главное, с этого надо начать диалог с ребенком и настоящее доверие внутреннее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *