Школа здоровья учит тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявления болезни и снизить риск осложнений. В связи с этим используется термин «Школа здоровья для пациентов с той или иной патологией».
Почему Школы здоровья важны для пациентов?
Школа здоровья является организационной формой профилактического группового консультирования и рассматривается как медицинская профилактическая услуга, т.е. имеет самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направлена на профилактику осложнений заболевания, своевременное лечение, оздоровление
Приходя в Школу здоровья, вы проходите определенный курс обучения по итогам которого вы будете обладать определенными знаниями и умениями. Итак, после окончания обучения вы будете….
* причины и симптомы заболеваний
* факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний * основы самоконтроля
* средства доврачебной самопомощи * основы здорового питания * принципы диеты при ожирении
* влияние поведенческих факторов риска на здоровье * основные группы препаратов, показания и основные побочные действия лекарств
* применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья, * вести дневник пациента
* проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания
* следовать назначениям врача, не заниматься самолечением
* применять средства доврачебной помощи и самопомощи
* правильно соблюдать рекомендации врачей
Вы сможете контролировать:
* основные факторы риска осложнений различных заболеваний
* уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу
Если вы курите, то получите необходимые знания для уменьшения вреда курения на собственное здоровье и здоровье окружающих
График проведения школ здоровья узкими специалистами в поликлинике по ул.Московская, 1 на 2020 г.
№ п/п
Специалисты
День недели
Время проведения
1.
Каждый четверг месяца
Каждая среда месяца
Врач-терапевт кабинета профилактики
Каждый вторник месяца
Каждая пятница месяца
Место проведения: Конференц-зал. Школы здоровья по остеопорозу, бронхиальной астме, артериальной гипертонии проводятся участковыми терапевтами.
График и место проведения школ здоровья по сахарному диабету (центральное отделение и отделение №2)
Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья
В амбулаторно-поликлинических учреждениях
Исполнитель: Иконникова Анастасия
Студентка: группы: 301 МС
Руководитель: Пархоменко Татьяна Борисовна
главная медицинская сестра МБУ «ЕКДЦ»
Введение
Глава 1. О Школе здоровья
1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья
1.2 Методика проведения занятий в Школе здоровья
1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.
Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и т.д. ), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.
Цель: оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
— обучение пациентов по типовым программам;
— контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе здоровья;
— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;
Объект: роль медицинской сестры в амбулаторно-поликлинических учреждениях
Предмет: реализация программ Школ здоровья
Глава 1. О Школе здоровья
1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья
Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.
Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.
Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.
В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:
— бронхиальной астмой вне выраженного обострения;
— сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.
Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю.
Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).
Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:
– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;
–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.
Обязательное оборудование Школы:
— помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;
— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).
Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;
— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;
Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:
— Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).
— Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.
— Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.
— Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
1.2 Методика проведения занятий в Школах здоровья
1. Для пациентов с артериальной гипертонией:
04 – медицинские услуги по профилактике;
01 – Школа для больных с АГ.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.
Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?
Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.
Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.
Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?
Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.
3. Для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:
04 – медицинские услуги по профилактике;
01 – Школа для больных с сахарным диабетом.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.
Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?
Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
4. Для психологической подготовки семьи к рождению ребенка:
04 – медицинские услуги по профилактике;
001 – акушерство и гинекология;
03 – Школа для беременных.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.
Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.
Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.
Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.
Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.
Занятие 5. Ребенок первого года жизни.
5. Для желающих бросить курить:
Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).
Занятие 1. Курение и здоровье.
Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.
1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург
Заключение
Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.
С помощью определения цели, задач и тематик школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю. Из данной проделанной работы следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Список литературы
1. Приказ МЗ Свердловской области 250-п от 19 марта 2012г «Об организации школ здоровья в ЛПУ Свердловской области»
2. Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»
3. Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»
Е.И. Вольфсдорф специалистЦентра Содействия здоровьюобучающихся, воспитанников ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 149 С АО, г. Москва
А.А. Дедов педагог-психолог ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 149 С АО, г. Москва
В декабре 2005 года ГОУ СОШ № 149 САО г. Москвы получила статус «Школа здоровья». В школе создана модель, обеспечивающая гармоничное развитие обучающихся. Особенностью модели является наличие Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников как структурного подразделения, призванного координировать усилия педагогов, специалистов школы, родителей, учащихся в области здоровьесбережения.
Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение здоровья школьников.
В отдельных московских школах не было выявлено ни одного учащегося младших классов, которого можно было отнести к первой группе здоровья. В нашей школе за последние три года, благодаря проведению в школе ряда оздоровительных мероприятий, количество детей, относящихся к первой группе здоровья, незначительно увеличилось (на 2%). Но наряду с этим отмечается некоторое уменьшение количества детей третьей группы здоровья (на 3%). Максимальное количество детей относится ко второй группе здоровья.
Актуальность проблемы здоровья школьников в целом по стране создает предпосылки к созданию и реализации в нашей школе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий обучения, эффективных моделей организации учебного и оздоровительного процессов для учащихся. На данном этапе школа решает следующие задачи:
■ Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровления учащихся;
■ Формирование эффективной психолого-педагогической службы, направленной на организацию помощи учащимся, родителям и педагогам;
■ Формирование здоровья, воспитание потребности вести ЗОЖ, обеспечения необходимыми знаниями и умениями;
■ Достижение положительных изменений в состоянии детей и подростков, в их способности к выживанию в условиях современности;
■ Предупреждение школьных болезней: мероприятия по профилактике близорукости, нарушения осанки, гиподинамии.
Деятельность данной работы осуществляется по двум направлениям:
1-е направление: Выявление детей «группы риска» с помощью донозологической диагностики (мониторинги). Мониторинги позволяют:
■ качественно оценить состояние ученика;
■ избрать наиболее эффективные пути в здоровьесбережении;
■ дать прогноз дальнейшего развития и обучения;
■ найти средства коррекционно-развивающей работы;
■ выявить на ранних стадиях проблемы ребенка и организовать индивидуальные программы оздоровления.
Учащимся с заболеваниями органов зрения специалистами ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова и офтальмологами детской поликлиники № 22 два раза в год проводится офтальмологический мониторинг. Ученики группы риска проходят диагностику и лечение на корригирующих аппаратах в школе. За последние три года осмотрено 648 детей, лечение получили 358 человек. В результате повторной диагностики отмечена положительная динамика. Данные о состоянии обследованных детей сообщаются классным руководителям и родителям, выдаются индивидуальные рекомендации. У нас созданы необходимые условия для профилактики и коррекции зрения; соблюдаются нормативы по освещению, проводятся уроки здоровья по соблюдению учащимися режима дня и охраны зрения; на занятиях и после работы на компьютерах ребята выполняют упражнения для снятия напряжения.
Проблема роста патологических состояний костно-мышечной системы приобрела высокую медико-социальную значимость и рассматривается как критериальный показатель здоровья организма в целом. С целью изучения состояния опорно-двигательного аппарата врачами НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова проведена дополнительная диагностика учащихся. По результатам обследования были выявлены дети «группы риска», которые занимаются лечебной физкультурой под руководством инструктора лечебной физкультуры. По результатам соматического мониторинга в школе сократилось количество учащихся с заболеваниями костно-мышечной системы на 2% за 2008-2009 г.
В связи с употреблением калорийной и богатой углеводами пищи, а также с гиподинамией, увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Поэтому мы привлекли к сотрудничеству специалистов-антропологов МГУ им. М.В. Ломоносова и диетологов Клиники питания. В настоящее время совместно с ними проводится антропологический мониторинг; изучается оценка состава тела (биоимпедансный анализ); состояние костно-мышечной системы. При помощи анкетирования собрана информация об образе питания и физической активности учащихся.
Психологами школы проводился психологический мониторинг. По полученным данным наблюдается положительная динамика психологического состояния учащихся. В результате коррекционной работы дети лучше переносят школьные нагрузки: снизилась тревожность, улучшился психологический климат в классах, повысилась мотивация на сохранение собственного здоровья.
2-е направление: Формирование здорового образа жизни.
На втором этапе формируется полноценное понимание основ ЗОЖ.
На этом этапе формируются практические навыки. Учащиеся обучаются навыкам самодиагностики, самомассажу, оказанию первой медицинской помощи. Сознательно выполняют элементарные правила здоровьесбережения.
Эффективность на этом этапе знаний зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Важна наглядность, доступность для восприятия. Педагоги- организаторы проводят Уроки здоровья, на которых в интересной, игровой форме (викторины, тренинги, КВН) дают ученикам представления об актуальных вопросах здоровья, демонстрируют фильмы по актуальным вопросам здоровья.
Экспериментальные Паспорта используют в своей работе специалисты Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников. В Паспорта вносятся рекомендации специалистов. На основании анкет, заложенных в паспортах, осуществляется обратная связь с родителями учащихся. На родительских собраниях до сведения родителей доведены данные о состоянии здоровья детей, розданы индивидуальные рекомендации.
Проводятся консультации для родителей на базе консультационного пункта. Паспорта Здоровья способствуют мотивации детей на здоровый образ жизни, используют для формирования культуры здоровья.
Серьезной гуманистической проблемой для школы будет поступление в школу детей с ОВЗ (имеющие нарушения психического или физического развития.) С одной стороны, мы готовы принять на обучение этих детей, но возникает много вопросов. Например: ребенок-колясочник не сможет перемещаться по школе, так как отсутствуют пандусы и лифты; детям с выраженной психопатологией, необходимы занятия с дефектологом, но данная ставка в штатном расписании не предусмотрена; еще одна острая проблема заключается в психологической неготовности педагогов и родителей к совместному обучению с детьми ОВЗ (в особенности с психопатологиями). Также «болевой точкой» станут внутриклассные отношения учащихся, особенно подростков.
Инклюзивное образование пока недостаточно разработано и не отражено в законах, необходимо оборудование и специальная подготовка учителей, иначе, качественного образования не получится.
Здоровье подрастающего поколения зависит от родителей, педагогов, медицинских работников, от самих обучающихся. Только совместными усилиями мы сможем решить эту задачу.
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.