Для чего нужна штриховка

Штриховка карандашом. Теория и практика

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом, то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

Ошибки на первом слое не нужно исправлять, ошибки исправляем в конце, когда заштриховали уже много слоев.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:

Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

Идеи для рисования на каждый день 🎨

Источник

Покоряем штрих. Теория и практика

Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.

Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975

Зачем штриховка концепт-художнику?

В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.

Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.

Что можно передать с помощью штриха?

Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.

Штрихом можно показать тон и светотень

На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.

Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.

Можно передать и текстуру

На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.

В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.

Штрих отлично показывает форму

Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.

Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.

Все вместе

В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.

Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.

Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.

Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.

В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.

Глубина создается за счет направленной штриховки.

А можно более современный пример?

Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.

Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.

Время для практики. Упражнения

Ставим руку

Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.

Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.

Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.

Добавьте цвета и уведите узор в градиент.

Какие еще узоры приходят вам на ум?

Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.

В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.

Экспериментируйте с линией

Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.

Например, можно попробовать слепое рисование контуров:

Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе

Работаем над формой и масштабом

Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.

Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.

Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.

Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.


Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе

Добавляем объектам объем

Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.

Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.

Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.

Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника свет Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:

Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач

В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.

Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш H2), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!

Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете

Решаем сложности перспективы

После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.

Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.

Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:

У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль

Постоянно развивайтесь!

Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.

Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете

Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?

Например, такие что-то такое.

Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников

Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.

Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее

Дополнительные материалы

Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.

Источник

5 видов штриховки в рисунках карандашом

Какие виды штриховок бывают в рисунке? Рассказываю о разных вариантах и типах штриховок карандашом, которые вы можете применять в рисовании. Читайте подробнее в новой статье!

Умение правильно делать штриховку – это навык, которым должен владеть каждый художник. При рисовании карандашом, штриховка просто необходима, ведь по сути, все состоит из линий, одинаково и равно расположенных рядом друг с другом.

Поэтому, очень важно разобраться в основных видах штриховки карандашом. Их не так много, но научившись основным, вы сможете развивать свои навыки рисования и учиться новому будет уже проще.

Существует много разных видов штриховок карандашом. Каждый вид имеет особое значение для художника, помогает более точно и емко передавать идею рисунка. Штриховкой можно работать как на начальном этапе, например, с эскизами и набросками, так и создавая законченное, полноценное произведение.

В рисовании штриховку можно выполнять любыми графическими средствами: ручкой с чернилами, тушью, пастелью, и, конечно же, простым карандашом. В этой статье мы рассмотрим основные способы штриховки карандашом, с примерами. А еще вы узнаете, какие нужны карандаши для штрихования, плюс, я дам несколько полезных рекомендаций и советов, как развивать навык штрихования карандашом начинающим художникам.

Виды штриховок в рисунке + таблица

Этот вид штриховки также называют параллельной штриховкой. Именно поэтому, штрихи карандашом делаются параллельно друг другу, вертикально. Линии расположены очень близко друг к другу, но между ними все равно остается небольшой просвет.

Это один из самых важных и основных видов штриховки. Но в тоже время, это одна из самых непростых штриховок для новичков – ведь нужно не только соблюдать параллельность линий, но и следить за нажимом карандаша, за толщиной линии.

Эта штриховка используется для работы над академическими рисунками, на начальном этапе работы со светотенью. Еще с помощью продольной (параллельной) штриховки, художник может сделать общий фон объекта, почти как при тушевке, но с существенными отличиями, конечно же.

Еще один частый и распространенный вид карандашной штриховки – перекрестный или, как его еще называют, поперечный вид штрихования. Как и в случае с предыдущей штриховкой, название этого вида говорит само за себя. Это двухслойная штриховка. Первый слой – это параллельная штриховка, а второй – наложение линий перпендикулярно, под углом в 45 градусов.

С помощью это штриховки можно придать более темный и плотный эффект предмету, который вы заштриховываете карандашом. При таком способе штриховки, пространство вокруг предмета начинает приобретать глубину, а предмет – форму и объем. Здесь важно помнить, что угол наклона поперечных линий должен быть острым, но не прямым. Прямой угол наоборот, создаст эффект искусственного, бесформенного объекта.

Теперь, когда вы знаете про два основных типа штриховки, вы сможете заметить, что многие другие виды возникают из этих двух.

Так, например, возникла контурная штриховка. Это такие же простые линии, но идущие уже не параллельно друг другу, а по контуру объекта. К примеру, если мы заштриховываем рисунок с кистью руки, мы наносим линии по каждой кривой этой руки, повторяя контур и изгиб каждой ее части. Это дает дополнительный объем изображению, позволяет приблизить его к натуральному виду.

Если вы будете накладывать перекрестную штриховку много-много раз, то получите как раз многослойную штриховку. Она отвечает за тональность в рисунке. С помощью этой штриховки вы можете создавать градиенты тона, от светлого, до темного. Как и предыдущие виды, эта штриховка помогает передать также объем и форму предмета на рисунке.

При такой штриховке можно также экспериментировать с мягкостью карандашей, подбирая разные виды. Эту штриховку используют и как «заливку», и как средство выделения мелких деталей на переднем плане рисунка.

Если вам нужно заштриховать объект круглой или сферической формы, вам понадобится круговой вид штриховки.

В этом виде штриховки, линии наносятся дугообразно, или в виде полукруга, с небольшим расстоянием между линиями. Наносят круговую штриховку параллельно, чуть касаясь листа бумаги. В начале и в конце линии должны быть светлыми и узкими, а в середине и на выступающих частях объекта – более темными. Такая штриховка придаст необходимый объем предмету.

Это были самые основные виды штриховки карандашом, освоив которые, вы сможете экспериментировать со штриховкой, делать ее в разных направлениях.

Таблица «виды штриховок в рисунке»

Как выглядит штриховкаНазвание штриховкиДля чего нужна штриховка
Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховкаПродольная (параллельная)Выделяет светлые и темные участки в рисунке
Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховкаПерекрестная (поперечная)Создает фактуру, глубину и пространство вокруг предмета, дополнительный объем самому предмету
Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховкаКонтурнаяДля создания объема и натурального эффекта
Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховкаМногослойнаяВыделяет детали
Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховкаКруговаяДля создания теней и объема у круглых и выпуклых объектов

Теперь, когда мы разобрались, какие бывают штриховки в рисовании, давайте рассмотрим, какие карандаши нам могут понадобиться при работе над рисунком со штриховкой.

Какие карандаши подходят для штриховок

Как и всегда, я советую вам сразу приобретать более качественные и профессиональные материалы, будь то бумага, карандаши, холсты или краски. Так, вы сразу начнете учиться на хороших материалах, которые не испортятся в работе и помогут сохранить результат.

При выборе карандашей, я рекомендую такие фирмы, как «Koh-i-noor», «Faber – Castell». Это очень хорошие зарубежные фирмы, продукцией которых пользуются как новички, так и профессиональные художники.

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Для штриховки выбирайте мягкие карандаши – от HB до 4В. Такой мягкий карандаш отлично подходит для темных штриховок, а вот если вам нужно сделать штриховку на светлых местах рисунка, берите карандаши потверже.

Выбирая мягкий карандаш помните, что чем мягче он будет, тем темнее получится рисунок, тем жирнее будет штрих, а вам ведь нужно оставлять пространство между линиями, пусть и совсем небольшое.

Но слишком твердые карандаши тоже не рекомендую брать – с ними штриховка не получится такой красивой, а будет выглядеть плоско. К тому же, есть риск продавить бумагу таким карандашом.

Идеальный вариант – купить несколько карандашей, различающих по мягкости на один-два пункта. Это нормально, менять карандаш в зависимости от задачи. Как основной карандаш возьмите с маркировкой 2В, для темных мест 4В, а для светлых – НВ.

Как развить навык штрихования

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Чтобы развить навык штрихования в рисунке, я могу посоветовать только одно действующее правило для начинающих художников – рисуйте больше.

Пусть это прозвучит для вас банально, но это правда – чем больше и чаще вы будете штриховать, тем быстрее научитесь. Важно также, работать в разных направлениях и с разными вариантами штриховки. Делать это можно и как на простых, отдельных предметах, так и на различных штриховых композициях.

Еще один метод для развития навыков штрихования – штриховать один и тот же предмет, но по-разному. Например, рисуете несколько шаров, конусов и кубов, и заштриховываете их сначала параллельной, потом перекрестной штриховкой, потом по контуру и так далее.

Не лишним также будет экспериментировать с самими карандашами – их мягкостью/жесткостью, уровнем нажима, толщиной линий и так далее.

Тренируйтесь каждый день, по чуть-чуть, штрихуя разные по форме и размерам предметы, и вы заметите прогресс в ближайшее время!

Заключение

Конечно, мало просто знать все основные виды штриховки. Помимо постоянных упражнений, нужно в самом начале обучения понять, как правильно штриховать объект, чтобы не закрепить неправильную штриховку и не оттачивать ее как навык.

Для этого нужно смотреть различные мастер-классы, или, обратиться к преподавателю за помощью. В большинстве случаев, конечно, штриховку можно осилить самостоятельно, но лучше все-таки делать это под чутким руководством профессионала, чтобы сберечь свое драгоценное время и потратить его на чистое творчество и удовольствие от процесса рисования!

Источник

Какие принципы штриховки карандашом?

Штриховка карандашом по простой бумаге – основная техника рисунка. В этой статье узнаете, как штриховать рисунок классическим, или академическим, штрихом.

Дело в том, что покрыть тоном рисунок возможно разной техникой, и штриховка карандашом бывает разная. Но именно эта техника является школьной, так сказать базовой техникой, которую следует постичь любому ученику.

Основные принципы штриховки

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Правильная штриховка в академической технике предполагает следующие принципы:

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Как продлить ряд штрихов

Все кажется довольно не сложно, если у Вас один ряд штрихов, а если надо продлить и получается примерно так:

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Как же избежать вот этой явной границы между рядами? Это самый сложный момент в штриховке. Главное, терпение!

Есть несколько способов избежать такого эффекта шва между рядами:

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Проблемы со штриховкой

С тем, как штриховать, у учеников часто возникают проблемы. Вроде бы в теории все понятно, но на практике получается очень волосато, грубо, из-за хаоса штрихов не видно формы предмета.

Направление штриха и форма предмета

Как штриховать по форме? Вопрос в том, как накладывать штрихи, в каком направлении, и как это направление определять. Если у нас есть, например, грань куба, то понятное дело в пределах площади этой грани все штрихи идут в одном выбранном направлении и в каждом последующем слое штрих не меняет свое направление.

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Еще один совет, всегда штрихуйте от темных мест к светлым.

Другое дело, если поверхность скругленная, да еще меняет направление. Допустим, у нас есть конус, у него скругленная поверхность, то есть базовый штрих (основной, штрих первого слоя) должен идти по скруглению его формы. Например, так:

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Но вопрос остается открытым, может выбрать другое направление? Например, заштриховать так:

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Как выбрать направление штриха? Все дело в форме предмета и в том, как Вы эту форму чувствуете.

Наиболее подходит то направление штриховки, которое наиболее подчеркивает форму предмета. То есть, выразительнее конус смотрится на первой картинке.

Если же у нас направление меняется, то и направление штриха плавно меняется. Например, в рисовании портрета карандашом это очень актуально. Линии лица постоянно меняют направления, имеют плавные скругления.

Если присмотреться, то направление штриха плавно меняется при изменении направления граней лица. Плавно скругляется от одного направления к другому.

Другие техники рисунка и как развить навык штриховки

Не следует примешивать к академической штриховке другие техники. Их много, но самые основные, которые часто портят академический рисунок это:

Эти способы наносить материал на поверхность листа хороши в других техниках. Например, в скетчинге.

Вот, например, набросок Эдуарда Кичигина – мастера архитектурного скетчинга, выполненный пером и тушью.

Как Вы обратили внимание, рисунок выполнен грубыми, резкими штрихами, в некоторых местах они пересекаются под большим углом. Здесь задача такого штриха состоит в том, чтобы минимальными средствами передать форму тела, подчеркнуть его направление, передать позу, как скругляется силуэт, дать акценты света и тени, сделать намек на окружение.

Как Вы поняли, штриховать можно совершенно по-другому, и оно не будет хуже. Но классическая техника рисунка допускает такой штрих только на стадии эскиза.

Скетчинг – отдельная и неотъемлемая часть рисунка. Делать эскизы, наброски, зарисовки – основной, базовый навык для художника. И очень полезен для тренировки Вашей руки.Натренированная на таких зарисовках рука будет увереннее и живее работать с более тонкой и сложной техникой.

Поэтому для развития навыков штриховки делайте как можно больше набросков и зарисовок с применением штриховки.

Какие карандаши использовать

Используйте профессиональные художественные материалы, если хотите добиться хорошего результата. Я работаю карандашами koh-i-noor и Faber-Castell. Само собой, карандаши должны точиться канцелярским ножом. Не используйте механические карандаши, они созданы для других целей.

Используйте карандаши различной мягкости. От НВ до 4В. Светлые места целесообразно штриховать более твердыми карандашами, а для самых темных мест использовать более мягкие карандаши. Я не рекомендую пользоваться более мягкими карандашами (мягче, чем 4В).

От них может быть избыток черноты и грязи на работе, кроме того они ввиду их мягкости сильно сливают штрих, получается эффект растушевки вместо четкого штриха. Твердые карандаши просто не имеет смысла использовать — они не дают красивого штриха, могут сильно продавливать бумагу.

Например, Вы пытаетесь выжать тон из твердого карандаша и чуть сильнее начинаете надавливать – получаются продавленные борозды, на которые перекрестный штрих уже ложится некорректно.

Отсюда еще одно правило хорошей штриховки: используйте для каждого тона подходящий карандаш, то есть такой, который будет давать нужный тон без сильного надавливания. Усиливать тон следует последующим наложением слоев, а не надавливанием на карандаш.

Карандаш 4В используйте реже всего – только для самых темных мест. Карандаш НВ используйте только для самых светлых мест. В основном пользуйтесь карандашами 2В и 3В.

Как правильно штриховать карандашом рисунки – 5 уроков по штриховке для начинающих

Как делать штриховку карандашом правильно? Следуя правилам и упражнениям из статьи, вы легко научитесь поэтапно делать штриховку карандашом в рисунках.

Как вы знаете, любой навык можно отточить и улучшить, если постоянно заниматься и практиковаться. Точно также и в рисовании – чтобы научиться правильно делать штриховку карандашом, нужно постоянно практиковаться, начиная с самых простых техник, развивая свои навыки с помощью упражнений на штриховку.

Чтобы выполнять все эти упражнения и научиться быстро, и правильно штриховать карандашом, нужно знать основные виды штриховки, о которых я рассказывала в этой статье, а также, основные правила. Это нужно для того, чтобы вы могли сразу начать учиться правильной штриховке, и чтобы потом не пришлось исправлять неправильные навыки.

От штриховки будет сложно уйти, так как все художники проходят ее изучение. При работе карандашом, штриховка – это основа основ, знание основных правил поможет вам добиться красивого результата в ваших работах.

В этой статье я расскажу, для чего нам может понадобиться штриховка, на каких принципах она основывается, и, что нужно из материалов, чтобы научиться правильно штриховать.

Для чего нужна штриховка

Штриховка в рисовании нужна по нескольким причинам:

Конечно, помимо этих задач, штриховка решает и другие, даже более творческие задачи. Например, художник хочет создать рисунок, который выигрышно будет смотреться, если его заштриховать каким-то красивым способом.

В любом случае, знание основных принципов и правил штриховки позволит вам расширить ваш творческий кругозор, вы сможете создавать более сложные и красивые рисунки!

Но, чтобы научиться красиво штриховать с нуля, нужно сначала научиться просто штриховать простыми линиями, а уже потом оттачивать свое мастерство на рисунках. Для этого, как вы уже догадались, вам понадобится как теория, так и много-много практики.

Материалы для штриховки карандашом

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Прежде чем разбирать основные принципы штриховки и рассматривать простые упражнения на тренировку навыков, давайте разберемся с основными материалами, которые нам понадобятся. Тем более, что их не так много.

Для изучения основных правил штриховки нам понадобятся:

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховкаНекоторые художники иногда подкладывают под руку лист бумаги или кальку, чтобы не испачкать руку и не смазать рисунок.

Также можно прикрепить лист бумаги к планшету, чтобы он не ерзал у вас оп столу и не соскальзывал.

Основные принципы штриховки

Чтобы, изображаемый предмет выглядел красиво и реалистично, нужно наносить штриховку карандашом по форме самого предмета, по его контуру, равномерно, чтобы передать объем фигуры. Потому что создание объема – это основная цель и задача штриховки в рисовании.

Как вы должно быть помните из других моих статей и мастер-классов, у всех предметов есть тень, либо затемненная поверхность. Именно по направлению к свету и нужно двигаться, нанося штриховку на объект. От тени к свету, делая линии штриховки все менее и менее жирными, и черными.

Еще один основной принцип штриховки относится к перекрестному виду. Это касается угла наклона перпендикулярной штриховки. Он должен составлять 45 градусов, либо меньше, но никогда – 90, иначе предмет будет выглядеть плоско и некрасиво.

Каждый излом, каждая грань объекта, должна штриховаться отдельно и тоже в своем направлении. Это еще один принцип штриховки в рисовании.

Штриховка – это особый способ наложения линий, которые прилегают друг к другу, но между ними остается небольшое расстояние, которое и создает этот красивый эффект. Чтобы получить такие красивые линии, нужно отрывать карандаш от листа бумаги. Это еще один из основных принципов штриховки.

Такие линии нужны еще и для того, чтобы перекрестная тушевка не выглядела, как растушевка, ведь это не одно и тоже. Растушевку лучше применять относительно всего рисунка, растушевывая четкие линии в конце работы.

Иначе, если вы сделаете растушевку в одном месте, а остальной рисунок будет просто заштрихован, получится не красивый и не аккуратный рисунок. При таком совмещении техник будет создаваться впечатление, что вы просто случайно размазали карандаш по бумаге.

Горизонтальные и вертикальные объекты нужно штриховать соответственно, по направлению линий предмета. Также необходимо уделять особое внимание переднему плану рисунка, в то время как дальний план можно заштриховать самым простым способом.

При большом объеме работы, не бойтесь делать более короткие штрихи. Уверена, вы почувствуете, как будет неудобно штриховать длинными линиями большой рисунок.

Если вы работаете в многослойной технике штрихования, то помните, что большее количество слоев твердым карандашом способно сделать рисунок более аккуратным и ровным.

Уроки штриховки карандашом для начинающих

Чтобы правильно заштриховать рисунок простым карандашом, нужно начинать с простых упражнений. Для начала это может быть сама штриховка на листе бумаги, а уже потом, отработав навыки, вы сможете приступить в заштриховке предмета.

Начните с самого простого упражнения. Возьмите простой карандаш и лист бумаги. Нарисуйте параллельные вертикальные линии, плотно прилегающие друг к другу, но так, чтобы между ними оставалось немного свободного пространства бумаги.

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Это самая основа всего штрихования. Затем, можно поучиться перекрестной штриховке. Просто накладывайте карандашом на предыдущую штриховку перпендикулярные линии под углом в 45 градусов.

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Затем, попрактикуйтесь в многослойной штриховке, накладывая ее в одном и том же направлении слой за слоем.

Это были самые простые упражнения, которые вы можете сделать уже сейчас, имея карандаш и лист бумаги под рукой.

Создание тональности

По горизонтали делаете несколько штриховок, раз за разом увеличивая тональность нового штриха. Двигаясь от светлого, к темному, заштриховывайте поверхность бумаги, следя за нажимом карандаша.

Тоже самое можно проделать и с кругом. Нарисуйте на листе бумаги круг, и заштрихуйте его круговой штриховкой, не забывая о контрасте.

Для чего нужна штриховка. Смотреть фото Для чего нужна штриховка. Смотреть картинку Для чего нужна штриховка. Картинка про Для чего нужна штриховка. Фото Для чего нужна штриховка

Теперь, когда вы отточили навык на простых объектах, можно приступить к более сложным, например, объемным фигурам – кубу, шару, цилиндру.

Нарисуйте несколько одинаковых предметов и заштрихуйте их по-разному, применяя полученные знания.

Ошибки при штриховке рисунка

Конечно, несмотря на все уроки рисования штриховки, даже самое простое для начинающих художников может показаться сложным. Отсюда и берутся самые распространенные и частые ошибки. Вот чего вы сможете избежать, если начнете правильно учиться рисовать:

Не бойтесь израсходовать пачку новых листов. Вы учитесь, вам свойственно делать что-то неидеально. Так вы рискуете зациклиться на одном штриху, постоянно исправляя его на одном и том же месте.

Это случается тогда, когда вы неправильно держите карандаш или ваша рука, лежит на самом рисунке и постоянно стирает его, словно ластик. Нужно помнить, что штриховку мы делаем кистью, либо локтем, если объем рисунка слишком большой.

Эта ошибка так или иначе связана с предыдущим пунктом. Важно помнить, что при рисовании и штриховке карандашом, карандаш мы держим не как ручку.

Некоторые художники, научившись рисовать в одной манере, боятся пробовать новое, и все выполняют в одном стиле. Тоже самое касается и штриховки – как мы с вами выяснили, ее больше чем один вид, и поэтому, лучше научиться использовать их все, чтобы расширить свои творческие границы и потенциал.

Не стоит давить на карандаш в самом начале штриха, чтобы не получить запятую вместо ровной линии.

То есть, если вы сделали один вертикальный штрих, не нужно делать второй под ним штрих внахлест, чтобы не создавать темные некрасивые пятна.

Сделать штриховку на рисунке лучше так, чтобы конец штриха был по середине следующего слоя штриховки.

Заключение

Эта статья – лишь маленький, ознакомительный кусочек того, что может вместить в себя рисование и мир живописи в целом. Не важно, новичок вы, или уже начали рисовать, если вы постоянно задаетесь вопросом, а как правильно штриховать рисунок, значит вам не обойтись без теоретических знаний и поэтапного изучения разных видов штриховки.

Чтобы научиться штриховать не нужно знать какие-то особенные вещи, или учиться годами. Достаточно научиться понимать основные и самые базовые принципы, выучить несколько самых распространенных видов штриховок и очень много практиковаться.

Да, возможно, сначала у вас будут получаться и пресловутые запятые, и грязь в рисунке и многое другое из перечисленных выше ошибок. Но если вы еще в начале пути исправите их, и прежде чем начать набивать руку поймете, как делать правильно, а как нет, то учиться вам будет в разы проще и приятнее.

И хоть штриховка, подчас дело и монотонное, даже из нее можно сделать интересное занятие, подойдя к процессу творчески, экспериментируя с нажимом, формами и мягкостью карандашей.

Основы рисунка: как правильно штриховать?

Самый популярный вопрос среди начинающих художников. Рассказываю о штриховке просто и поэтапно.

Штриховка используется для того, чтобы создать иллюзию объемного пространства на плоском листе бумаги. Объем предметов, который мы оцениваем своим зрением, основывается на присутствии света и его отсутствии. Важно знать и понимать что такое свет, тень, полутон, рефлекс, блик. С этого и начнем.

Цилиндр и его разбор на составляющие: блик, свет, полутон, тень, рефлекс.

Падающая тень — тень от предмета.

Все. В этом и состоит вся теория светотени. Остальное за практикой.

Что такое «академический рисунок»?

Постановка из трех простых геометрических фигур: куб, конус и шар. Нарисован на формате А4.Постановка из трех простых геометрических фигур: куб, конус и шар. Нарисован на формате А4.

Академи́ческий рисунок — рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству, с использованием методически-обоснованных способов и технических приемов изображения объёмных форм на плоскости на основе сознательного отношения к структуре изобразительного процесса, понимания конструктивных особенностей объекта.

Академический рисунок ведётся поэтапно, согласно основным методическим принципам: расчленения и последовательного решения отдельных изобразительных задач: конструктивного анализа объекта, моделировки тональных, свето-теневых, пространственных отношений. Конечная цель — достижение целостности изобразительной формы.

Этой формулировкой можно бить врагов наотмашь, честное слово. Но все не так страшно. Академический рисунок — это основа рисунка, база, фундамент, который состоит из теории и практики таких понятий как построение перспективы(на тему построения перспективы у меня есть отдельная объемная публикация, ссылка будет в конце статьи), передача объемного пространства и техники штриховки.

Изучение начинают с самых простых предметов: куб, шар, цилиндр, конус. Постепенно постановки усложняются до натюрмортов из нескольких предметов и только потом гипсовые головы, части тела, гипсовая лепнина, колонны и т.д.

В академическом рисунке нет таких критериев оценки как «красиво», «креативно» и «я художник, я так вижу». есть только правильно и не правильно

Поэтому существуют конкретные требования к материалам, бумаге, месту рисования и правильной технике рисования штриха.

Карандаши должны быть остро заточенными, бумага плотная (ватман), вид на постановку (натюрморт) должен быть на одном уровне глаз с мольбертом. мольберт это не прихоть: рисунок перед нами должен быть без перспективных искажений.

Для качественной штриховки нужно привыкать определенным образом держать руку, практически не касаясь ею листа, иначе часть рисунка, оказавшаяся под рукой будет размазана.

Все это практические знания, которые получить в онлайн обучении или самостоятельно достаточно сложно и долго. если у вас цель получить художественное образование — необходима очная работа с преподавателем (курсы, школы). если рисование ваше хобби — читайте полезные статьи, рисуйте, повторяйте, делайте работу над ошибками, наблюдайте и анализируйте.

Что нужно для штриховки?

Материалы для штриховки. Обратите внимание на длину затачивания карандаша — 3см и 1 см грифеля. Линейку для рисования штриховки НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ. Материалы для штриховки. Обратите внимание на длину затачивания карандаша — 3см и 1 см грифеля. Линейку для рисования штриховки НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ.

Для самостоятельного обучения правильному штрихованию существует несколько правил:

Линия штриха должна быть тонкой. Всегда. Везде. Даже в самых темных тенях. Для рисования я готовлю около 10 карандашей и не так часто отвлекаюсь на их затачивание. Дорогие карандаши покупать не надо.

Линейку в рисовании НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ: на фото она присутствует для того, чтобы показать оптимальную высоту затачивания карандаша — 3 см (1 см грифеля).

Градация карандашей различной жесткости и мягкости. (Н) — жесткий, (В) — мягкий. Справа по каждой штриховке можете увидеть след от проведенного по ней пальца. Жесткие карандаши практически не размазываются, в отличие от мягких.

Градация карандашей различной жесткости и мягкости. (Н) — жесткий, (В) — мягкий. Справа по каждой штриховке можете увидеть след от проведенного по ней пальца. Жесткие карандаши практически не размазываются, в отличие от мягких.

Разновидности штриховки

Всю работу с карандашом делят на два основных принципа: штриховка (то, что рисуется отдельными штрихами) и растушевка (то, что размазывается).

Существует основная штриховка: горизонтальная, вертикальная и диагональная. Дополнительная штриховка: комбинации основной штриховки. Сюда же относится штриховка полукругом. Она используется при рисовании округлых предметов.

Расстояние между штрихами и нажим должны быть одинаковыми. Суть штриховки в том, чтобы показать градацию оттенков карандаша от светлого до темного. И делается это не только нажимом, а дополнительными штриховками, слой за слоем.

Направление штриховки и нажим. Расчертите себе такие квадратики 3х3 см и потренируйтесь. Направление штриховки и нажим. Расчертите себе такие квадратики 3х3 см и потренируйтесь.

Самую светлую штриховку (например на участке света или полутона) можно нарисовать едва касаясь карандашом поверхности бумаги. В таких случаях еще используют карандаши большей жесткости.

Применять сильный нажим не стоит. Просто сломаете карандаш. В завершающей стадии работы, когда нужно еще темнее и контрастнее сделать тени, используют мягкие карандаши.

Но только в самом конце, чтобы не размазать этот штрих по всему рисунку. Штриховка карандашом НВ. Тональная растяжка карандашом НВ. Тональная растяжка карандашом НВ.

Обратите внимание на тональную растяжку. В самой светлой части всего несколько легких штрихов. А в самой темной — много штрихов. Это достигается за счет многослойного, плотного штрихования.

Как штриховать объемные предметы?

Теоретически и технически разобрались с тем как рисовать штриховку, что такое светотень, как рисовать перспективу. А теперь это все нужно объединить в одном рисунке. Ни один обучающий текст, видео или рассказ не передаст навык чувствовать форму объемного предмета.

Как штриховать объемный предмет? По форме.

А форму надо прочувствовать. Преподаватели в университете за ручку подводили нас к гипсовой голове и требовали «Трогай! Щупай! Чувствуешь форму? Теперь иди и исправляй!».

Именно чувство объема, нюансов и цвета, в рисовании называют талантом. У кого то в большей степени, у кого то в меньшей. Его развивают, шлифуют и практикуют.

Поэтому все гипсовые фигуры на кафедрах рисунка до ужаса залапаны. Там учились чувствовать форму.

Разберем поэтапное рисование цилиндра

После того как построили форму цилиндра, избавились от осевых и вспомогательных линий, можно приступать к первому слою штриховки.После того как построили форму цилиндра, избавились от осевых и вспомогательных линий, можно приступать к первому слою штриховки.

Красными стрелками отмечено не только направление штриха, но и его длина. Старайтесь рисовать штрихи так, чтобы они слегка друг друга перекрывали, но не было явной границы.

Второй слой штриховки. Она также укладывается по форме, делая ярче полутон цилиндра. Второй слой штриховки. Она также укладывается по форме, делая ярче полутон цилиндра. Закрашиваем область тени и используем для это перекрестный штрих. Делаем легкими штрихами плавный переход от полутона к свету.

Закрашиваем область тени и используем для это перекрестный штрих. Делаем легкими штрихами плавный переход от полутона к свету. Дорабатываем свет, полутон и тень в соответсвии с источником освещения. Дорабатываем свет, полутон и тень в соответствии с источником освещения.

Синими стрелками обозначен источник освещения. Так как он находится выше предмета, то распределяется по плоскости цилиндра неравномерно: вверху света больше, а к основанию цилиндра его становится меньше. Соответственно, тень чуть плотнее и больше к основанию.

Стал заметнее рефлекс, та часть плоскости, на которую попадает отраженный от других предметов свет, например свет от поверхности стола.

Последний этап: верхняя плоскость цилиндра. На ее поверхности свет также распределяется неравномерно. Но, все таки, это самая освещенная часть предмета. Поэтому рисуем очень легкими штрихами (красная стрелка). Ту часть, которая дальше от света заштриховываем перекрестным штрихом (синие стрелочки).

Последний этап: верхняя плоскость цилиндра. На ее поверхности свет также распределяется неравномерно. Но, все таки, это самая освещенная часть предмета. Поэтому рисуем очень легкими штрихами (красная стрелка). Ту часть, которая дальше от света заштриховываем перекрестным штрихом (синие стрелочки).

А теперь разберем пример посложнее:

Натюрморт из трех предметов: куб, шар и конус. Зелеными стрелочками отмечены направления плоскостей. Шар округлый везде и всюду. Конус имеет округлую наклонную плоскость.

У куба три видимые грани, уходящие в перспективу — это и есть подсказка для направления штриха. Стол также под углом к нам. Край стола отвесный, можно себе позволить вертикальную штриховку. Фон лучше всего делать нейтральным, то есть круто не менять направление штриховки.

Схема натюрморта по направлению плоскостей в перспективе. Схема натюрморта по направлению плоскостей в перспективе.

А теперь досконально разберем как у меня в этом рисунке расположена штриховка. Не пугайтесь. Только с первого взгляда все сложно.

Заметили, что у штриховки всех предметов есть одно общее направление? Это потому что сама перспектива (в данном случае куб и стол) подсказывает нам ее движение. Источник света и падающие тени также помогают с этим определиться. Направление штриховки может быть любым и зависит от того, как расположен к вам натюрморт, предмет и источник освещения.

Штриховка Карандашом — Как? (Принципы + Ошибки + Упражнения)

Линии – это здорово, если умеем владеть их передачей. Только не всё можно передать одними линиями. По этой причине любой рисовальщик должен владеть искусством штриховки карандашом.

Давайте вместе попробуем ближе познакомиться с этим очень важным инструментом в арсенале рисовальщика. Чем лучше вы усвоите основные принципы штрихования, тем легче будет справиться с остальными разделами художественного мастерства.

Итак, начнём с самого понятия. Что такое штриховка карандашом? Каких видов она бывает? Если брать основное предназначение, то она может служить:

Самих техник штрихования не так уж много, поэтому начинающему мастеру стоит освоить каждый вид. Любой из них пригодится в будущем. Вот условное деление техник штриховки:

Как видно из этого списка, на первый взгляд ничего сложного, однако, каждый метод требует определённых навыков и так просто не дастся. Надо тренироваться, набивать руку. Для этого пригодится несколько полезных принципов:

Применение этих правил поможет избежать многих ошибок, которые сопровождают неопытных.

Чтобы меньше ошибаться, надо знать где ошибаются другие. Вот частые ошибки новичков:

Избегая этих ошибок, вы непременно достигнете высокого уровня мастерства. Всё зависит от вашего трудолюбия и желания улучшаться.

Теперь перейдём к самому интересному – к практике. Существует очень много упражнений для отработки техник штрихования. Используя принцип приводимых здесь упражнений вы можете сами придумывать их для себя. Итак, начнём:

Таких простых упражнений вполне достаточно. Чтобы крепко подружиться с карандашом. Для этого только и надо, что сказать себе: «Не бойся! У тебя всё получится!», взять карандаш и начать рисовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *