Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии

Факторы, позволяющие принять положительное решение о внедрении и сертификации системы экологического менеджмента по ИСО 14001.

Таблица 1. Факторы, позволяющие принять решение о внедрении и сертификации СЭМ по ИСО 14001

Рассмотрим более подробно каждый из факторов.

Фактор 1: Законодательство и контроль его соблюдения.

Органы государственного управления всех уровней усиливают контроль промышленной деятельности и увеличивают санкции за нарушение экологических норм и условий выдаваемых разрешений. За нарушение требований разрешений и нормативных актов в первую очередь в тех случаях, когда эти требования касаются ситуаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде, например, подземным водам или качеству почв, вводятся новые, все более серьезные административные и уголовные наказания. К предприятиям предъявляются требования ведения мониторинга, необходимого для подтверждения того, что они соблюдают условия выданных разрешений и требования соответствующих нормативных актов.

Гражданская и уголовная ответственность за нарушение законов и других нормативных актов все более ужесточается, охватывая любые виды экологического ущерба. Связанные с таким ущербом коммерческие риски включают потерю свободы деятельности или производственных операций, а также административное и уголовное наказание непосредственно для высших руководителей предприятия.

Власти могут усилить контроль деятельности и менее охотно идти на переговоры и компромиссы с предприятиями, у которых есть проблемы с выполнением условий разрешений и соблюдением нормативных требований, по сравнению с предприятиями, пользующихся репутацией законопослушных. В некоторых случаях предприятиям приходится переносить свои производственные объекты в другое место или осуществлять значительные капиталовложения в новое природоохранное оборудование. В других случаях их вынуждают платить за причиненный ущерб окружающей среде.

Фактор 2: Конкурентоспособность.

Не уделяя должного внимания экологическим проблемам, предприятие рискует потерять свои позиции в конкурентной борьбе на внутренних и международных рынках. Наиболее очевидной причиной являются повышенные издержки, связанные с излишними расходами материалов и энергии. Предприятие, которое неспособно учитывать экологические факторы, может выпускать низкокачественную продукцию, отвергаемую потребителями. Загрязнение и отходы могут вызывать травмы или заболевания работников предприятия или жителей прилегающей территории.

Уже сегодня в нашей стране предприятиям приходится учитывать необходимость ответственного отношения к окружающей природной среде и во многих случаях брать на себя ответственность за экологические последствия своей деятельности как неотъемлемой части повседневной деловой практики. До недавнего времени эта тенденция не затрагивала предприятия в новых индустриальных странах. Однако быстрое глобальное развитие в этом направлении деловой практики и соответствующие международные соглашения призваны изменить эту ситуацию. Предприятия с серьезным грузом экологических проблем попросту могут оказаться выброшенными из современного бизнеса. Культура «зеленого потребления» является сегодня существенной рыночной силой. Производители или фирмы, которые непосредственно продают товары конечным потребителям, часто требуют от своих поставщиков выполнения новых, значительно более строгих экологических требований к поставляемой ими продукции. Это могут быть как требования обеспечения всех применимых к экспортируемой продукции норм действующего в стране-импортере экологического законодательства, так и жесткие требования к поставщикам строго соблюдать определенные минимальные экологические критерии, применяемые в соответствующей сфере бизнеса и отрасли производства. Жесткие стандарты качества продукции могут означать, что поставщик должен применять не менее строгие стандарты производства, чем заказчик его продукции и услуг. Некоторые компании прямо выдвигают требования соблюдения устанавливаемых ими стандартов всеми поставщиками и контролируют их выполнение.

Поскольку использование многих веществ, ранее считавшихся приемлемыми, начинает жестко регулироваться законодательством, предусматривающим их постепенный вывод из употребления, производители продукции, в состав которой входят такие вещества, вынуждены искать им замену. В противном случае они рискуют потерять свои позиции на рынке. Внутренние или зарубежные конкуренты могут получить преимущество в конкурентной борьбе за потребителя только за счет того, что демонстрируют экологически дружественный характер своей продукции или применяемых технологий. В подобной ситуации предприятие просто обязано доказать широкой общественности, что оно поддерживает достаточно высокий уровень соблюдения экологических требований, если оно стремится сохранить свою конкурентоспособность.

В самом ближайшем будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды (низкая способность к биологическому разложению, содержание опасных веществ и т.д.) или произведенной в экологически неприемлемых условиях. Продукция, которая в большей степени соответствует экологическим предпочтениям потребителей, может получить важное преимущество по сравнению с продукций конкурентов, не придающих должного значения этим соображениям, особенно при небольшой разнице цен.

Фактор 3: Финансовый аспект.

Предприятия, которым удается найти эффективные способы сокращения или даже устранения загрязнения, отходов, а также экономии энергии, могут существенно снизить финансовые затраты и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. В таких сферах, как эффективное энергопотребление, сокращение выбросов и сбросов, вторичное использование и восстановление отходов, минимизация потребления сырьевых материалов и т.д., имеется целый ряд возможностей использования общих подходов к организации экологически более чистого производства.

Банки все чаще анализируют вопросы экологических обязательств предприятия, прежде чем принять решение о выделении кредитных ресурсов для финансирования его деятельности. Аналогичные тенденции характерны и для деятельности страховых компаний. Предприятие с меньшими экологическими рисками может легче и на более выгодных условиях привлечь финансовые ресурсы для новых инвестиций, получить более дешевую страховку.

Фактор 4: Внимание заинтересованных сторон, информированность, имидж, репутация.

От предприятий ожидается, что они будут соблюдать законодательство, постоянно возрастает давление, направленное на поддержание определенных минимальных стандартов и определенного уровня внимания к решению экологических проблем. Многие люди считают, что предприятие, не уделяющее должного внимания природоохранной деятельности, не в состоянии производить высококачественную продукцию. Потребители все чаще отдают предпочтение продукции, которая произведена в условиях, рассматриваемых как наиболее благоприятные с точки зрения нагрузки на окружающую среду.

Другие заинтересованные стороны, такие как финансовые институты и страховые компании, уделяют все больше внимания результативности природоохранной деятельности предприятия в процессе общей его оценки как потенциального или реального клиента до того, как ему будут оказаны дополнительные услуги или с ним будут вестись переговоры о предоставлении льготных условий. Важным «клиентом» любого предприятия является население той местности, где оно расположено. Сегодня наиболее успешные промышленные компании придерживаются той точки зрения, что они «должны заработать» право вести свою деятельность в данном районе в глазах местного населения. Такие предприятия устанавливают высокую планку экологических стандартов для своих конкурентов.

Предприятия, которые игнорируют озабоченность местного населения проблемами загрязнения, иногда обнаруживают, что не только их заявки на получение разрешений, но и сами входы на их территорию оказываются заблокированными протестующей общественностью. Экстремальным примером такого рода является реальный случай, происшедший в Таиланде, когда толпа, возмущенная загрязнением источника питьевой воды, ворвалась на фабрику, виновную в этой аварии, и сожгла ее дотла. Однако обычно такое противостояние приводит к дорогостоящим задержкам в получении разрешений на освоение территории и строительство и к трудностям во взаимоотношениях с природоохранными органами.

Споры по поводу экологической ситуации вокруг предприятия могут не только повредить его репутации, но и отвлечь внимание руководителей и работников от выполнения своих основных обязанностей, ухудшить моральный климат на предприятии и привести предприятие в состояние неопределенности и замешательства.

В глазах общественного мнения «чистые» предприятия нередко рассматриваются как ответственные организации, заслуживающие доверие властей и потребителей. Именно с такими предприятиями будут советоваться политики, разрабатывающие новое законодательство. У них будет предпочтительная позиция при переговорах с природоохранными органами по поводу аварий или заключения соглашений по вопросам контроля загрязнения или планов действий по охране окружающей среды.

По мере повышения результативности природоохранной деятельности предприятие может рекламировать свои успехи, что укрепляет его репутацию, а иногда и позицию на рынке. Например, некоторые предприятия активно публично рекламируют свою экологическую политику и планы действий. Они документально фиксируют свои успехи в уменьшении загрязнения и образования отходов в сопоставлении с экологическими целями и задачами. Другие предприятия рекламируют вторичное использование материалов или применение экологически более чистых технологий. Наконец, третьи разрабатывают продукцию, при производстве которой используются вторичные или биологически разрушающиеся материалы, или удовлетворяют пожелания потребителей относительно уменьшения объемов опасных отходов и рекламируют свои продукты как «зеленые».

Источник

1. ЗАЧЕМ НУЖНО ВНЕДРЯТЬ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА?

Система экологического менеджмента – это часть общей системы управления предприятием, которая включает в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и развития экологической политики. Принимая решение в пользу разработки и внедрения такой системы, руководители исходят как из ее преимуществ с финансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективности производства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и рисков, связанных с неадекватным отношением к экологическим аспектам работы предприятия, которое система позволит в корне изменить (аварии; санкции регулирующих органов, затруднения в привлечении новых, в первую очередь зарубежных, инвесторов и клиентов, в получении банковского кредита, потеря рынков и т.п.).

Деловые круги во всем мире все в большей степени осознают, что сегодняшний статус производства и потребления весьма неустойчив. В то же время стало очевидным, что для сохранения своего положения в бизнесе предприятиям следует учитывать экологические требования при формировании своей стратегии и долгосрочном планировании. Эта особенно важно для использования новых возможностей бизнеса, успешной конкуренции с другими предприятиями, учитывающими экологические факторы, и удовлетворения растущих экологических ожиданий внешних заинтересованных сторон.

В ряде стран органы государственного управления всячески содействовали развитию методов экологического менеджмента в качестве инструментов, которые предприятия могут принять и использовать по своему усмотрению без законодательного давления со стороны государства. Коммерческие и другие организации на международном и национальном уровнях также развивали эти инструменты как важные для своей эффективной работы.

Пытаясь их внедрять, многие компании и их заинтересованные партнеры стали испытывать потребность в большей ясности относительно деталей концепций систем экологического менеджмента (СЭМ) и экологического аудита. Такая потребность возникла и на уровне организаций и экспертов, разрабатывавших эти концепции. Таким образом, деятельность по стандартизации и сертификации началась одновременно и на национальном, и на международном уровнях. Международная организация по стандартизации (ИСО), приняв стандарты по СЭМ и экологическому аудиту, продолжает работу над их совершенствованием, а также над развитием новых инструментов экологического менеджмента.

Экологический менеджмент – это системный подход к решению экологических проблем в повседневной деятельности предприятий и в стратегии их бизнеса. С этой точки зрения можно выделить ряд важнейших для предприятия факторами, справляться с которыми позволяют системы экологического менеджмента, и которые будут рассмотрены подробнее ниже:

Источник

Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии

ГОСТ Р ИСО 14004-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Общие руководящие указания по внедрению

Environmental management systems. General guidelines on implementation

Дата введения 2018-05-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (АО «ВНИИС») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

Введение

Организации, государственные или частные, большие или малые, в развитой или в развивающейся экономике, оказывают влияние на окружающую среду и могут быть также подвержены влиянию со стороны окружающей среды. Растет понимание того, что развитие и благополучие людей зависят от сохранения и защиты наших природных ресурсов, от которых зависит деятельность и производительность человека. Достижение устойчивых экологических результатов деятельности требует от организации приверженности системному подходу и постоянному улучшению системы экологического менеджмента.

Цель настоящего стандарта заключается в предоставлении организациям руководящих указаний для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы экологического менеджмента. Такая структура должна способствовать долгосрочному успеху организации и достижению общей цели устойчивого развития. Структура устойчивой, заслуживающей доверия и надежной системы экологического менеджмента показана на рисунке 1. Она включает в себя:

— понимание среды, в которой действует организация;

— определение и понимание соответствующих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, если они имеют отношение к системе экологического менеджмента организации;

— разработку и внедрение экологической политики и экологических целей;

— принятие высшим руководством лидирующей роли в улучшении экологических результатов деятельности;

— идентификацию аспектов деятельности, продукции и услуг организации, которые могут приводить к значимым экологическим воздействиям;

— определение экологических условий, включая события, которые могут повлиять на организацию;

— рассмотрение рисков и возможностей организации, которые должны быть учтены в отношении:

— других факторов (см. 4.1) и требований (см. 4.2);

— повышение осведомленности о взаимодействии организации с окружающей средой;

— разработку средств обеспечения деятельности, при необходимости, для осуществления менеджмента значимых экологических аспектов организации и принятых обязательств, а также рисков и возможностей, которые необходимо учесть;

— оценку экологических результатов деятельности и, при необходимости, предпринятых действий по их улучшению.

Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Смотреть фото Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Смотреть картинку Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Картинка про Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Фото Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии

Системный подход к экологическому менеджменту может предоставить высшему руководству количественные и качественные данные, что дает возможность принимать обоснованные бизнес-решения, выстраивать долгосрочный успех и создавать возможности для устойчивого развития. Успех системы экологического менеджмента зависит от приверженности всех уровней и подразделений организации, управляемых высшим руководством.

Возможности включают в себя:

— защиту окружающей среды, включая предупреждение или снижение неблагоприятных экологических воздействий;

— управление или влияние на способ проектирования, распределение, использование и утилизацию продукции и услуги;

— применение концепции жизненного цикла для предотвращения экологических воздействий от непреднамеренного перемещения в рамках цикла;

— получение финансовых и производственных выгод в результате реализации экологически устойчивых альтернатив, которые укрепят положение организации на рынке;

— доведение экологической информации до соответствующих заинтересованных сторон.

В дополнение к улучшенным экологическим результатам деятельности потенциальные выгоды, связанные с результативной системой экологического менеджмента, включают в себя:

— обеспечение уверенности у потребителей в приверженности организации доказательному экологическому менеджменту;

— поддержание хороших взаимоотношений с общественностью и обществом;

— соответствие критериям инвесторов и расширенный доступ к капиталу;

— повышение имиджа и доли рынка;

— улучшение управления затратами;

— предупреждение инцидентов, влекущих за собой ответственность;

— сохранение потребляемых материалов и энергии;

— разработку более экологически чистой продукции;

— облегченное получение разрешений и одобрений и соответствие установленным в них требованиям;

— способствование экологической осведомленности среди внешних поставщиков и всех лиц, работающих под управлением организации;

— улучшение взаимоотношений между промышленностью и правительством.

В организации возможно наличие и функционирование интегрированной системы менеджмента, которая объединяет, например, требования системы менеджмента качества, безопасности труда и охраны здоровья, и системы экологического менеджмента. Такой подход предоставляет организации возможности для снижения дублирования и повышения эффективности.

Примеры и подходы представлены в настоящем стандарте в целях иллюстрации. Они не являются единственно возможными и не обязательно подходят каждой организации. При разработке, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента организации нужно выбрать подходы, которые подходят к ее условиям. Блоки практической помощи предназначены для предоставления дополнительной информации в поддержку руководящим указаниям, содержащимся в настоящем стандарте.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит руководящие указания для организации по разработке, внедрению, поддержанию и улучшению устойчивой, вызывающей доверие и надежной системы экологического менеджмента. Руководящие указания предназначены для организаций, стремящихся управлять своей экологической ответственностью на системной основе, что вносит вклад в экологическую составляющую устойчивого развития.

Настоящий стандарт поможет организациям получать такие результаты, намеченные ее системой экологического менеджмента, которые будут значимыми для окружающей среды, самой организации и заинтересованных сторон. В соответствии с экологической политикой организации результаты, намеченные системой экологического менеджмента, включают в себя:

— улучшение экологических показателей деятельности;

— выполнение принятых обязательств;

— достижение экологических целей.

Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут помочь организации улучшить ее экологические показатели деятельности и обеспечить, чтобы элементы системы экологического менеджмента были интегрированы в ее ключевые бизнес-процессы.

Настоящий стандарт применим к любой организации, вне зависимости от ее размеров, типа и характера, а также к тем экологическим аспектам деятельности организации, ее продукции и услуг, которые организация определила как те, которыми она может либо управлять, либо на которые она может влиять с учетом всех стадий жизненного цикла.

Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут быть применены в полном объеме или частично в целях систематического улучшения экологического менеджмента. Он служит в качестве дополнительного объяснения понятий и требований.

Несмотря на то что руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, согласованы с моделью системы экологического менеджмента, содержащейся в ИСО 14001, они не предназначены служить интерпретацией требований ИСО 14001.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

Для целей настоящего стандарта используются следующие термины и определения.

3.1 Термины, относящиеся к организации и лидерству

3.1.1 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1.4) для разработки политик, целей (3.2.5) и процессов (3.3.5) для достижения этих целей.

1 Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности (например, менеджмент качества, экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергоменеджмент, финансовый менеджмент).

2 Элементы системы включают в себя структуру организации, роли и ответственность, планирование и функционирование, оценку результатов деятельности и улучшение.

3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.

3.1.2 система экологического менеджмента (environmental management system): Часть системы менеджмента (3.1.1), используемая для управления экологическими аспектами (3.2.2), выполнения принятых обязательств (3.2.9) и учитывающая риски и возможности (3.2.11).

3.1.3 экологическая политика (environmental policy): Намерения и направление организации (3.1.4) в отношении экологических результатов деятельности (3.4.11), официально сформулированные ее высшим руководством (3.1.5).

3.1.4 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.2.5).

Источник

Экологический менеджмент на предприятии

Организация экологического менеджмента

На сегодняшний день на промышленных предприятиях остро стоит вопрос экологического менеджмента. Экологические проблемы требуют поиска новых подходов и путей решения.

Одним из таких путей является система экологический менеджмент.

Это тип управления, который заключается в осознанном воздействии человека на те или иные природные, техногенные либо социальные процессы, а также на какие-либо объекты окружающей среды с целью удовлетворения своих потребностей.

В соответствии с ISO 14000, система экологического менеджмента (EMS) является частью общей системы менеджмента и включает в себя

Цели и задачи экологического менеджмента

Основные цели экологического менеджмента

Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи экологического менеджмента

Организация экологического менеджмента на предприятии позволяет

Внедрение системы экологического менеджмента

Внедрение системы экологического менеджмента на предприятии предполагает следующие этапы

Выводы о достижении поставленных целей при организации экологического менеджмента формируются, исходя из анализа показателей экологичности

Выгоды предприятия от внедрения системы экологического менеджмента

Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Смотреть фото Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Смотреть картинку Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Картинка про Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Фото Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятииСистема экологического менеджмента — часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектам.

СЭМ включает:

— деятельность по планированию

Система экологического менеджмента, детально рассматриваемая в стандарте ИСО 14001-2007, использует модель менеджмента «Планирование-Выполнение-Контроль-Действие» (см.

Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Смотреть фото Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Смотреть картинку Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Картинка про Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Фото Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии

Система экологического менеджмента — система социально-экономического характера, объектом менеджмента в ней выступает персонал организации, действия которого направлены на охрану окружающей среды.

Согласованность принимаемых в системе решений обеспечивается организационной структурой.

Система экологического менеджмента — целостная система, состоящая из организационно-самостоятельных, но взаимосвязанных с другими системами процессов, установленных в ИСО 14001.

Выполнение этих процессов осуществляется по документированным процедурам.

Система экологического менеджмента — информационно насыщенная система, в которой обращается огромный массив разнообразной информации.

С учетом этого проектирование системы экологического менедж­мента должно обеспечить рационализацию и упорядоченность инфор­мационных потоков.

Этапы внедрения системы экологического менеджмента (СЭМ)

Организация работ по созданию СЭМ

ЦЕЛЬ: Создание организационных предпосылок для разработки и внедрения СЭМ

ЦЕЛЬ: Создание организационной структуры СЭМ

ЦЕЛЬ: Создание организационно-нормативной базы СЭМ

ЦЕЛЬ: Обеспечение функционирования СЭМ в соответствии с установленными требованиями

Подготовка к сертификации СЭМ

ЦЕЛЬ: Обеспечение готовности организации к проведению сертификации

Статья: Принципы внедрения экологического менеджмента на предприятиях легкой промышленности

Реферат на тему: «Принципы внедрения экологического менеджмента на предприятиях легкой промышленности»

Высокая загрязненность окружающей среды. Истощение запасов природных ресурсов. Ухудшение качества нашей среды обитания. Это мы слышим чуть ли не каждый день и уже успели привыкнуть к подобным сообщениям.

Однако, все чаще мы слышим и другое: система управления окружающей средой, экологическая безопасность продукции, ресурсосберегающие технологии, экологический имидж компании и т.

п. Эти понятия еще мало знакомы населению, зато вызывают все больший интерес у производителей. Экологические проблемы вышли на уровень взаимоотношения «производитель — потребитель», «предприятие — государство», «товар — рынок».

Причина перехода проблемы из сферы ведения отдельных структур в сферу взаимодействия различных секторов рынка состоит в следующем: загрязнение окружающей среды — проблема, давно уже не региональная, и к ее решению должны подключиться в каждой стране и все участники процесса влияния на окружающую среду.

Среди основных участников этого процесса — производственные предприятия.

Мировое и, в первую очередь, Европейское сообщество уже выдвинуло ряд требований к организациям, торгующим со странами ЕС. Это нормы обязательного и рекомендательного характера, касающиеся построения на предприятии систем менеджмента в области экологической безопасности, социальной ответственности, качества продукции.

Правила — международные стандарты — являются основанием для добровольной сертификации готовой продукции или систем менеджмента/управления на предприятии.

В России эти стандарты известны далеко не всем, не говоря уже об их широком применении на территории РФ. Однако, при попытке выйти на международный рынок, заключить договор с банком, внешнеторговой организацией быстро ощущается «рекомендательный» характер таких стандартов.

В глазах потенциального партнера наличие подобных сертификатов является подтверждением высокого уровня ответственности за процесс производства, за людей, работающих в компании, и за качество окружающей среды. Другими словами, от этого зависит имидж, а следовательно, и конкурентоспособность предприятия.

Насколько бы спорны ни были причины тех или иных изменений в окружающей нас среде, уже существует комплекс стандартов, принятый мировой общественностью и предъявляющий определенные требования к участникам рынка.

И, чтобы соответствовать современным тенденциям достижения делового и финансового успеха, необходимо учитывать эти условия.

Системы добровольной экологической сертификации

В данном реферате описываются основные типы добровольной экологической сертификации, актуальные для предприятий.

Реферат представлен двумя основными разделами, раскрывающими две разные системы добровольной экологической сертификации.

Обе системы направлены на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, однако есть ряд существенных различий уже в основании описываемых систем.

1. Экологическое маркирование продукции

Сертификация готовой продукции с присвоением ей товарного знака. Основные цели такой сертификации: предоставить потребителю достоверный критерий выбора качественной, экологически безопасной продукции; как следствие, дать производителю сертифицированной продукции дополнительные конкурентные преимущества на рынке.

Такой путь развития организации подходит предприятиям:

В разделе рассматриваются российская экомаркировка и экомаркировка для продукции, поставляемой в страны Евросоюза.

2.Внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях

Сертификация систем управления окружающей среды (системы экологического менеджмента) на предприятии. Цель сертификации — подтвердить создание и внедрение эффективной системы, последовательно сокращающей воздействие деятельности предприятия и производимой им продукции на окружающую среду.

Основные задачи внедрения системы экологического менеджмента: уменьшение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сокращение образующихся отходов за счет максимального вовлечения их в хозяйственную деятельность, сокращение расхода сырья и энергии, минимизация рисков и многое другое.

Внедрение системы экологического менеджмента актуально для предприятий, планирующих выход на международный рынок, получение кредитов в западных банках, достижение и подтверждение собственного делового и финансового успеха.

Почему сегодня экомаркировка становится все более актуальной?

Дело в том, что, наряду с проблемами в области воздействия предприятий на окружающую среду, возникают проблемы иного характера, вызванные спекуляцией на этих вопросах. Пользуясь повышенной заинтересованностью потребителя экологическими аспектами продукции, многие отечественные производители, не пройдя сертификацию, наносят на упаковку своих продуктов различные знаки, — например, «БИО» или «Экологически безопасный продукт», — и автоматически повышают цены.

Причем их нельзя наказать за эту самодеятельность, поскольку никаких ограничений на использование подобной маркировки нет. Вместе с тем, чтобы назвать тот или иной продукт «экологичным», предприятие должно доказать соответствие самого продукта и процесса его производства достаточно жестким критериям.

В интересах производителей и потребителей с 1998 года (с момента принятия международных стандартов серии ИСО 14000) в Европе внедряется система экологического маркирования продукции.

Экомаркировка позволяет предприятиям, выпускающим экологически безопасную продукцию, получить определенные преимущества на рынке, а потребителю — помочь с определиться с выбором.

Основные характеристики экологической маркировки:

Необходимо отметить, что экомаркировка призвана не только помогать производителям экологически безопасной продукции в продвижении их товаров и в повышении конкурентоспособности на рынке.

Не менее важная задача экомаркировки — дать потребителю надежный критерий выбора качественной продукции. Безусловно, эти два направления тесно взаимосвязаны.

Благодаря информации, которую несет экомаркировка, покупатель может сделать выбор, основываясь на соображениях экологичности продукции.

И в то же время, предлагаемая процедура присвоения данного знака ведет к снижению вредного воздействия соответствующего вида продукции или услуг на окружающую среду.

Экомаркировка играет роль мостика между производителем и потребителем, сообщая о качестве и экологической безопасности продукции не через толстый отчет компании, а через маленький знак на упаковке.

В заключение, можно выделить следующие основные цели развития экологического маркирования продукции в Северо-Западном регионе:

Безусловно, для решения этих задач экомаркировка должна «обладать» хорошим инструментарием: серьезная независимая экспертиза, обширная информационная программа, реальные экономические выгоды и т.д.

ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ

Предприятие, претендующее на получение экомаркировки, должно иметь собственную экологическую политику* и соответствовать следующим требованиям:

* Примечание: экологическая политика — заявление-программа предприятия о своих намерениях и принципах, связанных со снижением нагрузки на окружающую среду, отражает обязательства компании по соблюдению заявляемых паринципов.

Как правило, ориентирована на усиление контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов, изъятия компонентов природной среды, уровня потребления энергоресурсов и т.п.

В случае если на каком-либо этапе работы с предприятием выявляется несоответствие выдвинутым требованиям, предприятие не сможет претендовать на получение экомаркировки.

Начало либо продолжение сертификации возможны только в случае быстрого устранения несоответствий. До и во время экспертизы предприятие может получить бесплатную консультативную поддержку.

ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ СЕРТИФИКАЦИЯ

Предприятие, сертифицировавшее свою продукцию, в конечном итоге получает следующее:

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Почему зарубежные компании предпочитают иметь дело с российскими предприятиями, в которых внедрена система экологического менеджмента?

За рубежом внедрение системы экологического менеджмента очень важно с точки зрения бизнеса, и, не добившись успехов в этой области, невозможно рассчитывать на деловой и финансовый успех.

Поэтому для иностранных компаний достижения в области охраны окружающей среды являются показателем того, как они ведут свои дела. Такие же требования они предъявляют и к своим российским партнерам.

Выход в 2004 году новой редакции международного стандарта ISO 14001, а также стремительный рост количества организаций, разработавших и приведших в соответствие свои системы экологического менеджмента с требованиями ISO 14001, свидетельствуют о популярности и признании самой идеи сертификации систем экологического менеджмента.

Если национальные и международные законы, нормы и стандарты ориентируют компании на выполнение обязательных требований по охране окружающей среды, то стандарт ISO 14001 ориентирует компании на выполнение не только обязательных требований, но и на выработку эффективных мероприятий, направленных на сбережение природных ресурсов и постоянное снижение вредных воздействий на окружающую среду и персонал предприятия.

Международные стандарты ISO 14000 являются общепризнанным критерием конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий (организаций), а соответствующие сертификаты — их «визитной карточкой» на международном рынке.

Внедрение системы экологического менеджмента (СЭМ) — это не только важный шаг к более безопасному и экологичному функционированию предприятия, но и залог его устойчивого развития и обеспечения лидерства на рынке.

ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В основе Международного стандарта ISO 14001 лежит методология, известная как «цикл PDCA» (Plan-Do-Check-Act).

Цикл PDCA можно кратко описать следующим образом:

Ниже на схеме 3 рассмотрена процедура принятия экологической политики предприятия, т. е. первая ступень реализации системы экологического менеджмента.

Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Смотреть фото Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Смотреть картинку Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Картинка про Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии. Фото Для чего нужна система экологического менеджмента на предприятии

Схема 2. Процедура внедрения системы экологического менеджмента на предприятии.

ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ СЕРТИФИКАЦИЯ

Действующая в России нормативно-правовая база создает благоприятные условия для поэтапного внедрения системы экологического менеджмента на предприятии.

Для российских предприятий можно выделить следующие основания для внедрения системы экологического менеджмента:

Предприятие, внедрившее СЭМ, постоянно проверяется аудиторской компанией, поскольку постоянно должно совершенствовать СЭМ.

В случае если аудиторская компания подтверждает выполнение требований международного стандарта ИСО 14001, предприятие заносится в национальный регистр и имеет право использовать на своей продукции соответствующий экологический знак.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наличие сертифицированной СЭМ на предприятии является одним из важнейших конкурентных преимуществ любой компании, которое резко повышает привлекательность его как объекта для инвестирования и существенно увеличивает лояльность потребителей к производимому товару или предоставляемой услуге.

Каждое предприятие стремится улучшить свои позиции на национальном и международном рынке.

Здесь большую роль играет не только качество, стоимость продукции и сервисное обслуживание, но и рациональное использование природных ресурсов, контроль воздействия на окружающую среду на всех этапах цикла производства.

Достичь этого можно путем проведения добровольной экологической сертификации, основные типы которой является: внедрение системы экологического менеджмента на предприятии, проведение оценки экологической эффективности предприятия, сертификация продукции по международным стандартам.

Таким образом, производитель снижает экологические риски и сообщает о себе как об организации, минимизировавшей нагрузку на окружающую среду, что заметно облегчит взаимодействие с компаниями-партнерами, особенно иностранными.

Еще один очень важный аспект: вложение в добровольную экологическую сертификацию дает положительный экономический эффект компании (повышение продаж, снижение рисков аварийности, снижение себестоимости продукции за счет сокращения расходования ресурсов и т.д.).

Из других возможных плюсов добровольной сертификации можно выделить: сокращение платежей за использование природных ресурсов, облегчение управления производством (в случае внедрения систем экологического менеджмента), повышение конкурентоспособности, документированное подтверждение наличия эффективной экологической политики на предприятии.

Благодаря результатам, полученным в ходе описанных процедур, можно проводить оптимизацию дальнейших производственных процессов на предприятии, точно соблюдать все предписания властей, упростить процесс сбора и обработки данных, добиться экономии ресурсов и снижения затрат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *