Для чего нужна служба охраны труда
Управление охраной труда и безопасностью на предприятии
Общие понятия
Правила и нормы безопасности труда на предприятии разрабатываются и утверждаются специальными службами в соответствии с Трудовым кодексом РФ и большим числом подзаконных актов, не только федеральных, но и отраслевых. Если в компании работают не пять человек, то встает вопрос: должен ли этим заниматься целый отдел или хватит одного специалиста? Существует Постановление Минтруда от 22.01.2001 № 10, в котором приведен расчет численности работников трудоохранной службы в зависимости от количества людей на предприятии. Несмотря на то, что документ рекомендованный, его активно использует ГИТ при своих проверках.
Второй вопрос — можно ли пригласить на договорных условиях специалиста или компанию и отдать им полностью подготовку необходимых локальных актов и проведение учебы и инструктажей? Можно, но не целиком, во всяком случае, если у вас более 50 человек списочного состава. Об этом говорил Минтруд в Письме от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.
Для организации Службы ОТ издается приказ.
Организация охраны труда на предприятии
Управление безопасностью труда на предприятии могут осуществлять руководители, получившие удостоверение о том, что они прошли обучение и проверку знаний по ОТ в аттестованной обучающей организации, имеющей лицензию. Все остальные сотрудники, кроме тех, кто входит в комиссию по проверке знаний, а также специалистов-трудоохранников, также учатся, но внутри предприятия.
Кроме обучения, обязательно проводятся инструктажи по ОТ, о которых говорится в том же Постановлении 1/29 раздел 2.1. Про виды инструктажей знают все:
Но чем отличается обучение от инструктажа? Коротко — для проведения инструктажей нужны инструкции, а для учебы утверждаются программы. Замечу, «техника безопасности» — устаревший термин советских времен. Сейчас, согласно Приказу Минздравсоцразвития от 17.05.2012 № 559н, есть руководители и специалисты по ОТ, а инженеров по ТБ нет.
Отдельно скажу, что промышленная, экологическая безопасность на предприятии, охрана труда — не синонимы. Первая определяется Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997, вторая — Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002, а последняя — Трудовым кодексом и подзаконными актами.
Мероприятия по ознакомлению с правилами безопасности
Программы внутреннего обучения сотрудников можно разработать на основе «Примерной программы…», утвержденной тем же ведомством 17.05.2004. После того как специалист по ОТ программу разработает, ее нужно ввести в действие приказом по предприятию. Факт завершения учебы по ней фиксируется протоколом (п. 3.6 и Приложение 1 Постановления Минтруда № 1/29 от 13.01.2003).
Для проведения инструктажей можно использовать Типовые инструкции по охране труда или разработать собственные, в соответствии с «Методическими рекомендациями…», утвержденными Минтрудом 13.05.2004. Факт прохождения инструктажа фиксируется в специальном журнале, в котором можно отмечать все виды инструктажей, кроме вводного. Для него должен быть заведен отдельный журнал.
Обязанности работодателя
Обязанности службы ОТ
Основным документом, регулирующим обязанности трудоохранной службы, является Постановление Минтруда от 08.02.2000 № 14. В нем разработаны рекомендации по созданию этого производственного подразделения и специфика его деятельности. Повторюсь, что сотрудники отдела разрабатывают программы обучения и инструкции по охране труда, проводят необходимые инструктажи и организуют регулярное повышение квалификации руководства и членов комиссии по ОТ в специализированных организациях. Кроме того, они обязаны заниматься расследованием несчастных случаев, произошедших на предприятии, согласно «Положению о расследовании…» № 73, утв. Постановлением Минтруда от 24.10.2002. И вовремя сообщать о них не только в ФСС РФ, но и в ГИТ, прокуратуру, местные органы исполнительной власти и др. в случае группового НС, тяжелого НС или со смертельным исходом.
Еще одним направлением работы для специалистов ОТ является организация медосмотров сотрудников, согласно Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, и психиатрических освидетельствований по Постановлению Правительства № 695 от 23.09.2002.
Отдельно следует упомянуть и подготовку необходимых документов для проведения регулярной и внеплановой СОУТ, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Обучение правилам безопасности
Отдел ОТ должен обучить всех сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях (Письмо Минтруда от 07.07.2017 № 15-2/В-1755). Для организации такого обучения приглашается врач, лучше травматолог. Но инструкцию вы должны разработать самостоятельно. Обеспечить безопасность труда на автотранспортном предприятии, можно взять типовую инструкцию ТОИ Р-200-22-95, утв. Приказом Минтранса от 27.02.1996 № 16.
Трудоохранный специалист должен следить за подтверждением квалификации отдельных категорий работников, трудящихся во вредных и опасных условиях труда. У них своя, отдельная система допуска к работе. Речь идет о сварщиках, электриках и других специальностях. Интересующихся отсылаю к Правилам технической эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6, ГОСТам 53690 и Р 53526 — по аттестации сварщиков и др. нормативным документам.
Ответственность за нарушение правил
Контроль за службой ОТ
Организация службы безопасности труда на предприятии — это область проверок ГИТ. Согласно Постановлению Правительства № 806 от 17.08.2016, плановые проверки предприятий надзорный орган с прошлого года осуществляет с регулярностью от 1 года до 6 лет. Существуют внеплановые проверки, основанием которых может быть любая жалоба на действия работодателя, как его сотрудников, так и кого-нибудь со стороны, например СМИ.
Для чего нужна служба охраны труда
С 01.03.2022 ст. 217 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.
ТК РФ Статья 217. Служба охраны труда в организации
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 217 ТК РФ
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Служба охраны труда в организации
Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации
Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации
Войти через Госуслуги
Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг
Войти на сайт с логином и паролем
Пожаловаться на описание проблемы
Правила поведения пользователей на сайте
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Спасибо за внимание и понимание!
Пользовательское соглашение
1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении
1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.
Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Предмет соглашения
2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.
3. Использование сервисов, представленных на Портале
3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.
3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.
3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.
3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.
3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.
3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.
4. Конфиденциальность и защита персональных данных
4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.
4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.
4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.
4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.
4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.
5. Порядок работы Портала
5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.
5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.
5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.
5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.
5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).
6. Стоимость услуг
6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.
7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Расскажем, как работодателям применять положения новой редакции раздела Х Трудового кодекса РФ на практике
Переход к адресной политике
Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.
Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.
И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.
Разберем основные поправки:
Выявление профессиональных рисков
В главу 36 «Управление охраной труда» ТК РФ введена новая редакция ст. 218 «Профессиональные риски». Теперь они подразделяются на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний в зависимости от того, что стало причиной. Воздействие опасного производственного фактора может привести к травме, а длительное или периодическое негативное воздействие — к профзаболеванию.
Пример. Если работник разово получил дозу радиации, значительно превышающую предельно допустимую концентрацию, и ему был поставлен диагноз «острая лучевая болезнь», на него воздействовал опасный фактор. Вибрация или шум, влияющие на сотрудника в течение нескольких лет, к немедленной травме или гибели не приведут. Но при нарушении требований охраны труда и санитарных нормативов из-за них у человека может развиться хроническое профессиональное заболевание.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест.
Оценку рисков для всех технологических процессов, запущенных до 1 марта 2022 года, проведите в ближайшее время, постфактум. Это позволит зарезервировать финансовые и временные ресурсы для оценки процессов, организуемых после 1 марта.
Техническое перевооружение, модернизация оборудования, изменение состава орудий труда — это тоже основание, чтобы заново провести оценку рисков на отдельных рабочих местах.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению Минтруд должен опубликовать до 1 марта 2022 года. Сейчас проект рекомендаций размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Два принципа обеспечения безопасности труда
В обновленной редакции ТК РФ появится статья 209.1, в которой описаны два основополагающих принципа обеспечения безопасности труда:
Предупреждение и профилактика
Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.
Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.
Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.
№ | Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями | групповых | тяжелых | со смертельным исходом |
---|---|---|---|---|
1 | Падение с высоты | 8 | 316 | 63 |
2 | Падение на ровной поверхности одного уровня | 0 | 172 | 8 |
3 | Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. | 9 | 146 | 57 |
4 | Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. | 6 | 316 | 77 |
5 | Попадание инородного предмета в тело человека | 0 | 29 | 3 |
6 | Воздействие электрического тока | 0 | 15 | 13 |
7 | Воздействие дыма, огня и пламени | 10 | 23 | 11 |
8 | Воздействие вредных веществ | 2 | 11 | 5 |
9 | Повреждения в результате противоправных действий других лиц | 2 | 55 | 6 |
Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.
Минимизация повреждения здоровья
В идеальном мире, если все меры по предупреждению и профилактике травматизма исполнены, травматизм будет нулевым. Но все равно остаются два фактора:
Пример. Предприятие много лет закупало запасные части для оборудования у официального представителя завода-изготовителя. Но затем по экономическим причинам стало пользоваться услугами фирм-посредников, а из-за пандемии стажеры не прошли очную подготовку в авторизованном учебном центре. Все это в совокупности увеличило вероятность травм.
Кроме того, работодатель должен обеспечить постоянную готовность локализовать, минимизировать и ликвидировать последствия реализованных опасностей, выявленных в ходе оценки профессиональных рисков. Но ведь и не все риски могут быть в полной мере распознаны. Оценка рисков напрямую зависит от квалификации эксперта.
Если компания провела оценку рисков, но сработал негативный фактор, который не был выявлен, а значит, и минимизирован, она очень сильно рискует. Меру ответственности в этом случае будут определять следственные органы по ст. 143, 216 или 217 Уголовного кодекса РФ.
Запрет на работу в опасных условиях труда
Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.
Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.
Расследование микротравм
Микротравма — это поверхностное нарушение целостности кожных покровов или слизистых, при котором больничный лист не оформляется, но работодатель может перевести работника на другое рабочее место. Ежедневно микроповреждения происходят в любой отрасли экономики. Стружка попала в глаз, работник порезался или прищемил руку, все это — микротравмы.
После 1 марта 2022 года работодатели будут вести учет микротравм и составлять по ним справки. Как организовать эти мероприятия, указано в проекте Приказа Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников».
Порядок действий может выглядеть следующим образом:
Пострадавший работник имеет право лично или через своих законных представителей участвовать в рассмотрении причин и обстоятельств микротравмы.
По сути, справка — это и есть акт расследования микротравмы. В проекте Приказа Минтруда даны рекомендуемые образцы справки и журнала. В положении о СУОТ пропишите процедуру рассмотрения обстоятельств: будет этим заниматься один специалист или комиссия, где конкретно будут храниться журнал и справки.
Единые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ
Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.
Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.
Пример
В п. 12 Типовых норм выдачи № 997н (Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н) для водителя погрузчика установлена выдача следующих СИЗ на год:
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий | 1 шт. |
Сапоги резиновые с защитным подноском | 1 пара |
Перчатки с полимерным покрытием | 6 пар |
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее | до износа |
Эти нормы не учитывают, на каком конкретно погрузчике будет работать водитель, в каких условиях: на открытой площадке или в закрытом складе. Очевидно, что в сухом обогреваемом помещении носить сапоги резиновые с защитным подноском тяжело и нецелесообразно. В этом случае эффективными станут ботинки с защитным подноском, изготовленные из кожи или композитных материалов.
Кроме того, работодатель обязан выдать водителю погрузчика противогаз или респиратор фильтрующий или изолирующий. Такие меры безопасности необходимы для перевозки вредных веществ. Однако часто водители загружают продукты питания или пиломатериалы, не выделяющие в воздух окружающей среды химические аэрозоли.
Получается, что типовые нормы сравняли водителя погрузчика, перевозящего опасные грузы, с водителем на заводе детского питания. Этих недостатков будут лишены Единые нормы выдачи, основанные на СОУТ и оценке профессиональных рисков, адресные нормы для конкретного работника.
Обучение по охране труда
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Минтруд опубликовал проект нового порядка обучения (ID проекта 02/07/01-21/00112477). Планируется, что новый документ, как и поправки к ТК РФ, вступит в силу с 1 марта 2022 года.
Порядок предусматривает следующие виды обучения:
Обучение по охране труда обязательно для всех, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ — только для тех, кто непосредственно выполняет работы повышенной опасности и отвечает за организацию, выполнение и контроль таких работ.
Работодатель должен составить и утвердить приказом перечень сотрудников, которым положено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, с указанием тех, кто должен пройти подготовку в учебном центре, а кто — внутри организации.
Еще одна новинка — обучение использованию СИЗ. Оно может проводиться в рамках обучения по охране труда или отдельно. При этом не менее 50% времени обучения надо уделить практическим занятиям по формированию умений и навыков использования средств индивидуальной защиты.
Сотрудники, которые только устраиваются на работу или переводятся на другую работу, проходят обучение по использованию СИЗ в установленные работодателем сроки, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода. Проводите такое обучение не реже одного раза в три года.
Проект Порядка обучения и проверки знаний вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Самообследование
Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.
Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.
Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.
Дистанционное видеонаблюдение
Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).
По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.
Электронный документооборот
У работодателей появилось новое право — вести электронный документооборот (ЭДО) в области охраны труда. Это только часть электронного документооборота организации, действующего в отношении его участников.
Если вы планируете ввести ЭДО в сфере охраны труда, пропишите механизм его реализации в положении о СУОТ. Отраслевые правила, которые уже вступили в силу в 2021 году, допускают возможность ЭДО в области охраны труда.
Для идентификации личности работника следует использовать цифровую подпись или любой другой способ. Например, электронная почта может стать официальным каналом приема-передачи необходимой информации, если это будет прописано в положении о СУОТ. По электронке можно передавать работнику его комплект инструкций и другую информацию. Ответ, что информация принята, будет подтверждением ознакомления, а скриншот станет доказательством наряду с фотографией или видеозаписью занятия по охране труда и других обязательных мероприятий.
Нельзя вести в электронном виде документы, которые:
Пример. Нельзя в электронном виде вести учет и расследование профзаболеваний или несчастных случаев, потому что нужны подписи привлеченных членов комиссии, очевидцев НС или доверенных лиц пострадавших, которые работают в организации, следовательно, не включены в ее электронный документооборот.
Изменений нас ожидает, действительно, много. Всем, кто отвечает за охрану труда, и руководителям организаций проекты документов помогут подготовиться к новшествам.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ