Для чего нужна субмарина

Они защищают Отечество. 25 фактов о подводных лодках

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

1. Отстаивая необходимость строительства субмарин в России, преподаватель Кронштадтской водолазной школы лейтенант Иван Ризнич приводил пример: «Однажды в трюмах парохода, везшего из Индии хлопок, заметили змей. Змеи появлялись из любых щелей и смертельно жалили. Страх обуял команду и пассажиров. Сила змей была в непредсказуемости их появления и полной скрытности». Именно в этом виделась и сила подводных лодок.

2. В одной из записных книжек Леонардо да Винчи, датированной 1502 годом, нашли эскиз небольшой подводной лодки, имеющей заостренные оконечности и невысокую рубку с входным люком. Подробности исследователи не поняли, да Леонардо и не стремился к этому – боялся разрушительных последствий подводной войны.

3. Через три четверти века на другом конце Европы отставной артиллерист британского королевского флота Уильям Борн связно и четко изложил принципы создания управляемого подводного аппарата.

4. Еще через полвека в той же Британии их воплотил в жизнь Корнелиус Ван Дреббель. Его подводная галера представляла собой деревянный остов, обтянутый кожей, которую смазали жиром. Дреббель и его команда два часа плавали под водами Темзы, демонстрируя лодку королю Якову I. И эту лодку предназначали для войны, о чем прямо сказал физик Гюйгенс: «Как я многократно слышал от самого Дреббеля, вражеские корабли, стоящие в безопасности на якоре, могут быть скрытно и неожиданно атакованы под водой и потоплены с помощью тарана».

5. И мореплаватель, и плотник русский царь Петр I тоже не прошел мимо «потаенного огненного судна большого корпуса». Крестьянин-самоучка Ефим Никонов в Петербурге на галерном дворе создал и испытал в присутствии царя действующую модель подводной лодки. Полноразмерной лодки ему построить не удалось: царь Петр умер.

6. Наполеон оказался куда более близоруким, чем царь Петр. Создатель первого парохода Роберт Фултон обратился к французскому императору с готовым проектом подводной лодки, но сперва понят не был, а после и сам отказался раскрывать детали проекта. О чем Бонапарт, будучи сослан на остров Эльба, пожалел: подлодка вполне сгодилась бы для побега.

7. В войну американских колоний с Англией за независимость подводную лодку применили в бою. Субмарина под названием «Черепаха» атаковала флагманский корабль британского флота, но была обнаружена и вреда ему не нанесла.

8. Первую успешную атаку подводной лодки датируют 1864 годом. Это случилось все в тех же Соединенных Штатах Америки: в Гражданскую войну Севера и Юга. Лодка южан, названная по фамилии ее создателя «H. L. Hunley», потопила корвет северян. Сила взрыва была так велика, что на воздух взлетели оба корабля. Подлодка спаслась, но ненадолго: через несколько минут приливная волна захлестнула открытый люк и «Ханли» затонула, открыв счет авариям на подлодках, но все же доказав возможность их применения в бою.

9. Первый в России действующий подводный корабль и первую в мире металлическую подводную лодку построили в Петербурге на Александровском литейном заводе по проекту русского военного инженера Карла Андреевича Шильдера. Чудо, что за лодка! Корпус длиной 6, шириной более 2, и высотой в 2 метра был изготовлен из пятимиллиметрового котельного железа. Движителем лодки служили особые гребные устройства, очень похожие на утиные лапки. Покопавшись в научных трудах Ломоносова, Шильдер выудил оттуда идею оптической трубы – до него перископов на субмаринах не было.

10. Четыре года подлодка Шильдера плавала по Финскому заливу – Карл Андреевич сам командовал экипажем из десяти человек, среди которых был юный мичман Нахимов. Макет этой лодки сегодня хранится в Калужском музее истории космонавтики. Почему именно там? А субмарина Шильдера была оборудована двумя ракетными станками и вооружена ракетами.

11. Следующий шаг к подводному могуществу России сделал талантливый изобретатель Иван Федорович Александровский. В 1862 году Морской комитет одобрил проект, и в следующем году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложили лодку конструкции Александровского. Сегодня ее называют первой русской подлодкой с механическим двигателем. Лодка имела железный корпус с толщиной обшивки от девяти до двенадцати миллиметров, рубку с иллюминаторами, две пневматические машины и два винта. Воздух для пневматической машины хранился в 200 чугунных баллонах под давлением до 100 атмосфер.

12. Одновременно Александровский представил еще один проект: ту же лодку, только в миниатюре. Он предлагал использовать ее в качестве самодвижущейся мины под названием «Торпедо».

13. И все же русский подводный флот отсчитывает свою историю от 1903 года. Именно в этом году спущена на воду подводная лодка «Дельфин» – первая российская субмарина, принятая флотом на вооружение. Это был как раз тот случай, когда помогло несчастье: русское военное ведомство вело переговоры о покупке подводных лодок с американской фирмой, но не сошлись ни в количестве, ни в цене. Тогда Морское ведомство создало комиссию из трех человек для проектирования ныряющих миноносцев. В нее вошли Иван Бубнов, Иван Горюнов и Михаил Беклемишев. Запомните эти имена – это слава российского флота.

14. Одновременно с подлодкой родилось знаменитое конструкторское бюро морской техники. Конструкторское бюро Балтийского завода потом преобразуют в отдел подводного плавания, а еще через десяток переименований оно превратится в ЦКБ «Рубин» – роддом всех российских подводных кораблей.

15. В мае 1903 года миноносец №150, позже переименованный в «Дельфин», спустили на воду, в июне главный инспектор кораблестроения начертал на рапорте об испытаниях: «Начало сделано прекрасное». 14 октября ходовые испытания закончились, и подлодку под командованием Михаила Беклемишева ввели в состав флота. Сегодня этот день считают днем рождения подводных сил России.

16. Современная подводная лодка имеет один, как большинство американских субмарин, или два – как отечественные подлодки – корпуса.

17. Легкий водопроницаемый корпус имеет совершенные в гидродинамическом отношении обводы, он обеспечивает лодке обтекаемость. В подводном положении внутри него находится вода, и ему нет необходимости быть прочным, ведь давление внутри него и снаружи одинаково.

18. Не то внутренний, прочный корпус – он должен выдержать давление воды на больших глубинах погружения. Изготавливают его обычно из легированной стали. Внутри этот прочный корпус разделен переборками на отсеки: случись в одном отсеке течь, на общую живучесть корабля это не повлияет.

19. На каждой подводной лодке множество цистерн: для хранения топлива, питьевой воды и главное, для погружения. По закону Архимеда, для того, чтобы тело полностью погрузилось в воду его вес должен равняться весу вытесненной им воды. Чтобы выполнить архимедов закон подводная лодка принимает балласт – воду в цистерны. Для всплытия балласт продувается – воду вытесняют из цистерн сжатым воздухом.

20. При погружении и всплытии как раз и изменяется этот таинственный дифферент, упомянутый в песне в песне Пахмутовой на стихи Гребенникова и Добронравова «Усталая подлодка»:

Лодка диким давлением сжата,

Дан приказ – Дифферент на корму.

Это значит, что скоро ребята

В перископы увидят волну.

Дифферент – это угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения, то есть разница осадок кормы и носа.

21. Для движения подводной лодки нужна энергия. Но и тут не все просто: подводный и надводный ход обеспечивается по-разному. Все подлодки нынче делят на два больших класса – с раздельным или единым двигателем.

22. В старину единым двигателем был человек – силой своих мускулов он приводил в движение лодку и над водой и под нею. Потом применяли паровую машину и дизель, но все подобные двигатели требуют атмосферного воздуха, то есть годятся только для надводного плавания. И значит, нужен второй двигатель – для движения в толще воды. Таковым был и остается электромотор, который питается от аккумуляторной батареи.

23. Однако батареи требуют подзарядки. И только атомные подводные лодки решили эту проблему: атомный реактор – это тот самый единый двигатель, который позволяет плавать как угодно.

24. Но подлодке мало плавать – она должна воевать. А чем? О, тут тоже огромный выбор: субмарины могут быть вооружены баллистическими и крылатыми ракетами, торпедами, минами, могут носить малые подлодки специального назначения. Для защиты подлодок в подводном положении их снабжают даже переносными зенитно-ракетными комплексами. Иной раз даже неловко сказать «подлодка» – это целый ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

25. В советские времена походы атомных подводных лодок длились месяцами. Командиры вспоминают, что у них были весьма ограниченные возможности поощрения личного состава. Одним из поощрений было такое – посмотреть на море в перископ.

Источник

Принцип работы подводной лодки

Как устроена подводная лодка: описание, характеристики и принцип работы

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Подводными лодками называют класс кораблей, которые способны двигаться и выполнять другие действия полностью автономно под водой и на ее поверхности. Такие судна способны нести вооружение, а также могут быть приспособлены для различных специализированных операций. Рассмотрим, как устроена подводная лодка и как она работает.

Исторические факты

Самая первая информация о подобных плавательных средствах датируется 1190 годом. В одном из германских сказаний главный персонаж построил нечто вроде подводной лодки из кожи и сумел скрыться на ней от судов врага на морском дне. Воздух внутрь подавался через трубку, второй конец которой был на поверхности.

В эпоху научно-технического прогресса, в Санкт-Петербурге тайным образом инженеры заложили принцип устройства подводной лодки, предназначенной для вооруженных сил. Далее прототип спустили на воду, и он смог успешно пройти все испытания.

Первой серийной подводной лодкой стало судно Джевецкого. Затем конструкция была усовершенствована, и вместо весельного привода появился вначале пневматический, а затем и электропривод.

Первой электрической субмариной стало судно разработки Клода Губэ. Прототип спустили на воду в 1888 году. Для передвижения использовался электрический двигатель мощностью 50 лошадиных сил.

В 1900 году французские инженеры создали первую лодку с паровым и электрическим двигателем. Американское судно по подобию разработки французов работало на бензиновом двигателе для плавания над поверхностью воды.

Устройство подводной лодки

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Корпус

Главная задача корпуса – это полностью обеспечить постоянную внутреннюю среду для механизмов судна и для его экипажа в процессе погружения. Также корпус должен быть таким, чтобы достигалась максимально возможная скорость движения под водой.

Типы корпусов

Подводные лодки, где корпус выполняет две эти задачи, называли однокорпусными. Цистерна главного балласта находилась внутри корпуса, что снижало полезный объем внутри и требовало максимальной прочности стенок.

Подводные лодки с полуторным корпусом оснащены прочным корпусом, который частично закрыт более легким. Цистерну главного балласта здесь вынесли наружу.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Классические двухкорпусные лодки оснащаются прочным корпусом, который на всей своей протяженности закрыт легким корпусом. Главный балласт находится в промежутке между корпусами.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Современные лодки имеют значительно большую автономность и скорость хода, поэтому инженерам приходится снижать его – корпус делают в форме капли. Это оптимальная форма для движения под водой.

Моторы и АКБ

В устройстве современной подводной лодки для движения имеются аккумуляторы, электродвигатели и дизельные генераторы. Максимум, на что хватает заряда – до четырех суток. На максимальной скорости АКБ подводной лодки разряжается за несколько часов. Подзарядку осуществляют дизельным генератором. Лодка обязательно должна всплывать, чтобы аккумуляторы зарядились.

Системы для погружения и всплытия

Для погружения подводная лодка должна иметь отрицательную плавучесть. Этого достигали двумя способами – повышением веса или снижением водоизмещения. Для повышения веса в подводных лодках имеются балластные цистерны, которые заполняются водой либо воздухом.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для обычного всплытия или погружения лодки применяют кормовые, а также носовые цистерны или цистерны главного балласта.

Чтобы быстро и точно контролировать глубину, применяют цистерны с контролем глубины.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Чтобы управлять направлением лодки, применяются вертикальные рули. На современных машинах рули могут достигать огромных размеров.

Системы наблюдения

Одни из первых субмарин для небольшой глубины управлялись через иллюминаторы. Впервые в 1900 году применили перископ. Сейчас перископы уже никто не использует, а их место заняли гидроакустические активные и пассивные сонары.

Лодка внутри

Внутри подводная лодка представляет собой несколько отсеков. В первом отсеке можно видеть шесть носовых торпедных аппаратов, устройство для стрельбы, запасные торпеды.

Во втором отсеке находятся офицерские и командирские каюты, рубка специалиста по гидроакустике и комната радиоразведчика.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Третий отсек представляет собой центральный пост. В данном отсеке масса различных приборов и устройств для управления движением, погружением, всплытием.

Четвертый представляет собой кают-компании для старшин, камбуз, радиорубку.

В пятом отсеке находятся три дизельных двигателя мощностью 1900 л. с. каждый. Они работают, когда лодка находится над водой.

В следующем отсеке находятся три электрических двигателя для подводного хода.

В седьмом установлены торпедные аппараты, прибор для стрельбы, койки личного состава. Можно посмотреть, как устроена подводная лодка внутри. Фото позволит ознакомиться со всеми приборами и отсеками.

Принцип действия субмарины

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей».

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа и многокорпусные. К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание».

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Подводная лодка проекта 949А «Антей»

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Самая глубоководная атомная подводная лодка (Проект 685) «Плавник»

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Проект 685 «Плавник» — опытная глубоководная торпедная атомная подводная лодка.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

История создания

В августе 1966 г. командованием ВМФ было выдано тактико-техническое задание на разработку опытной глубоководной подводной лодки с предельной глубиной погружения, в 2,5 раза превышающей соответствующий показатель других атомных торпедных подводных лодок.

Процесс проектирования глубоководной лодки занял более восьми лет. Технический проект глубоководного атомохода был утвержден в декабре 1974 г.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

В качестве основного конструкционного материала на проекте 685 было решено использовать титановые сплавы.

Для определения работоспособности титанового сплава в условиях высоких напряжений корпусных конструкций на больших глубинах погружения было решено провести широкий комплекс исследований и экспериментов.

Опыт, полученный в ходе реализации 685 проекта, предполагалось широко использовать при проектировании и постройке атомных подводных лодок нового поколения.

АПЛ 685-го проекта, получившая номер К-278, была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г. Спуск на воду состоялся 9 мая 1983 г., а 20 октября 1983 г. атомная подводная лодка вступила в строй Краснознаменного Северного флота.

Корабль имел двухкорпусную архитектуру. В средней части он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, а в оконечностях — усеченные конусы, заканчивающиеся сферическими переборками (угол сопряжения цилиндра и конусов не превышал 5°).

Для экстренного создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов.

Наружный корпус состоял из 10 безкингстонных систем главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств.

Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Как устроена служба на подводной лодке

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск, заступает другой. Сначала идёт отработка задач. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи. Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Если подо льдами — то ищут полынью.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её.

Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке осталась.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству. Начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Начинается отсчёт по секундомеру времени хода торпеды, соотнося его в уме с пройденным расстоянием.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

А все ли в курсе, что в момент пуска торпеды присутствующие в торпедном отсеке получают приличный хлопок по ушам? И страдающим гайморитом придётся очень несладко?

Торпеда в зависимости от типа весит от одной до двух тонн и чтобы выбросить такую массу из трубы торпедного аппарата, давление воздуха должно быть очень приличным.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Поэтому уже давно стало применяться специальное устройство беспузырной стрельбы. Когда торпеда проскакивала примерно две третих длины торпедного аппарата и набирала уже хорошую скорость, открывался специальный перепускной клапан и сжатый воздух из аппарата сбрасывался внутрь отсека, резко повышая в нём давление.

Торпеда не вплотную прилегает к стенкам торпедного аппарата. Пустоты до стрельбы заполнены воздухом при обычном давлении. А снаружи давление воды может составлять несколько атмосфер, в завсимости от глубины погружения.

Чтобы открыть переднюю крышку аппарата, воспринимающую это давление, надо выравнять с ним внутреннее. Делать это с помощью сжатого воздуха глупо, ведь при открытии крышки он может вырваться наружу.

Если по отдельному трубопроводу заполнить этот зазор забортной водой, то нарушится дифферентовка лодки, весить эта вода будет немало. Поэтому кольцевой зазор в торпедном аппарате перед стрельбой заполняют водой, которую возят с собой в специальной цистерне кольцевого зазора. Воздух выдавливается внутрь отсека.

Теперь можно выравнять давление в аппарате с наружным, не приняв ни литра забортной воды и открыть переднюю крышку без риска демаскировать лодку.

Но вот торпеда покинула торпедный аппарат, который заполнился забортной водой. Она сливается в специальную торпедозаместительную цистерну. Разницы в весе компенсируется с помощью уравнительной цистерны.

Подводные авианосцы: проект, который так и не стал успешным

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Сами по себе корабли – давняя идея. Еще в конце XIX века появились так называемые аэростатоносцы.

В 1910-м американец Юджин Б. Эли впервые совершил взлет с палубы корабля на летательном аппарате, который был тяжелее воздуха. В роли авианосца выступил легкий крейсер «Бирмингем», который оборудовали взлетной платформой.

В 1914 году приняли на вооружение первый «серьезный» авианосец: им стал британский корабль HMS Ark Royal. Он участвовал в Первой мировой и осуществлял бомбардировки позиций турецкой армии.

Вскоре потенциал палубной авиации раскрылся в полной мере. Во Вторую мировую действующие на Тихоокеанском фронте американские авианосцы сыграли решающую роль в разгроме Японии, хотя Страна восходящего солнца тоже в качестве главного орудия победы видела именно их.

В любом случае экспертам было понятно, что могучие линкоры уже никогда не смогут диктовать правила игры. А решающее значение будут иметь действия палубной авиации.

«Странные» лодки Хирохито

Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой.

Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.

Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом.

Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.

Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин.

Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.

Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал.

В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.

Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.

Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной.

Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.

Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу.

В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.

Британская M2 и французский «Сюркуф»

Одна из самых любопытных страниц британского подводного флота связана с субмариной HMS M2, которую построили в 1919-м. В 1927 году ее переоборудовали в первый подводный авианосец в мире.

Лодка потерпела кораблекрушение в британском заливе Лайм в 1932 году. M2 оставила свою базу в Портленде 26 января 1932 года и направилась в сторону Вест-Бэя для проведения учений.

М2 нашли 3 февраля. Дальнейшее обследование показало, что дверь ангара была открытой и самолет все еще находился там. Вероятно, вода попала через открытую дверь. Не исключено, что моряки пытались запустить самолет в рекордное время.

Еще более загадочной оказалась гибель французского подводного авианосца. Субмарину спустили на воду 18 октября 1929 года и ввели в состав флота в мае 1934-го. Она несла легкий разведывательный гидросамолет Besson MB.411, предназначенный для разведки и корректировки артиллерийского огня.

Дело в том, что уникальная субмарина получила два гигантских 203-миллиметровых орудия в спаренной установке – ее считали «артиллерийской подводной лодкой». Служба лодки оказалась непростой из-за огромного количества поломок. Двенадцатого февраля 1942 года «Сюркуф» вышел в море и взял курс на Панамский канал для перехода в Тихий океан: на лодке исправно работал только один двигатель.

В точку назначения «Сюркуф» не прибыл. Самой вероятной причиной ее гибели потом называли столкновение с американским сухогрузом «Томсон Лайкс» 18 февраля 1942 года. Однако до сих пор место гибели субмарины так и не нашли – и загадка французского подводного «крейсера» все еще не раскрыта.

Нынешнее время

Сейчас подводных авианосцев нет, что в принципе неудивительно. Размеры современных истребителей, бомбардировщиков и разведчиков почти полностью исключают возможность их запуска с борта субмарин, даже очень крупных.

Еще в 2010 году стало известно о разработке конструкторским бюро Skunk Works беспилотника Cormorant, способного стартовать с борта субмарины «Огайо» из подводного положения.

Из шахты БПЛА будет не «выстреливаться», как ракета, а скорее всплывать. Как только он окажется на поверхности, включатся реактивные двигатели, и аппарат взлетит прямо с воды. Выполнив свою задачу, он сможет вернуться в точку встречи с подлодкой и опуститься обратно на морскую поверхность c помощью парашюта. Затем дрон «утянут» обратно, используя трос.

Огромное количество БПЛА, запускаемых с борта субмарин, могут стать серьезной головной болью для вражеского флота, особенно если их научат нести ударное вооружение.

В то же время идея выглядит дорогой, рискованной и технически сложной. К слову, за последние годы новой информации о разработке Cormorant почти не поступало.

Примечательно, что в советские годы проект создания подводного авианосца действительно существовал. В 1937 году разрабатывали проект 41а, который планировали оснащать гидросамолетом «Гидро-1». Самолет мог развивать скорость до 183 км/ч, его подготовка к полету должна была занимать примерно пять минут. Но проект так и не реализовали.

На подводную лодку

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Подводная лодка Б-396 была построена в 1980 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и 18 лет верой и правдой прослужила Северному Флоту России в Атлантике, у побережья Африки, на Средиземном, Баренцевом и Норвежском морях.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Торпеды весом ок. 2 тонн загружают через наклонный люк по одной. И затем размещают по обоим бортам лодки. Здесь же расположен запасной колодец спуска в лодку.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для этого в отсеке имеется мощная лебёдка, устройство быстрого заряжания торпед и ещё масса каких-то приборов.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Во всех отсеках лодки под потолком можно увидеть трубы с двумя голубыми полосками. Их берегут, как зеницу ока, ибо именно по ним в отсеки подается воздух.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Сейчас во всех отсеках лодки очень светло и нестрашно. В реальных же походных условиях для экономии электроэнергии в каждом отсеке горят лишь несколько тусклых лампочек.

В такой тьме моряки наощупь учатся находить всё на на своих местах. Поэтому и мобильники в походе не в чести, а телефон прикручен к стене.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Также между отсеками нет двухметровых дверных проёмов, а лишь герметичные люки, в случае необходимости предотвращающие соседние отсеки от затопления.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Если такой люк в шутку закроют перед твоим носом на пару суток, то общаться можно через стеночку, выстукивая слова по буковкам. Таблица закреплена на каждом люке, да и меняется периодически в целях сохранения конспирации.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Дальше идет жилой отсек с каютой командира лодки, каютой врача, кают-компанией, которая при небходимости превращается в операционную. Всё очень аскетично, но всё необходимое для дальних походов присутствует.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Джойстики задают положительный или отрицательный наклон лодки при всплытии / погружении, а также повороты при изменении курса. Здесь же расположен центральный вертикальный колодец из верхней рубки.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

В дизельном отсеке жара под 80, копоть и сущий ад! Смена 2 дизелистов длится всего 2 часа, зато у них есть возможность принять душ.

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Для чего нужна субмарина. Смотреть фото Для чего нужна субмарина. Смотреть картинку Для чего нужна субмарина. Картинка про Для чего нужна субмарина. Фото Для чего нужна субмарина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *