Для чего нужна технология в школе

Зачем нужна технология в школе?

Зачем нужна технология в школе.

Современное образование такой урок как труд, назвало технологией. Для того, чтобы успевать за изменениями и прогрессом нужно понимать как та или иная вещь появляется или создается. Какими навыками должен человек обладать, для того чтобы выполнять какую то работу, какие материалы для выполнения работы он должен подготовить. На все эти вопросы ответит школьный предмет-технология.

Дети знакомятся с ним еще с юного возраста. Девочки изучают шитье, вышивание и штопку, вязание на спицах и макраме, кулинарию, склеивание, вырезание и другие общие умения, правила ухода за домом и одеждой. Мальчики выполняют ремонтные и строительные работы, изучают столярное дело, резку по металлу, работу на станках.

В нашем обществе современных технологий изделия, сделанные своими руками отходят на второй план, и зачастую дети даже не представляют, что игрушку из Фетра можно сделать самостоятельно. Что все материалы и приспособления для этого легко найти в магазинах для рукоделия. А учитель технологии расскажет и покажет пошагово, как выполнить работу.

Вот они приходят на урок со всем необходимым, начинают подбирать эскиз для своей будущей игрушки и понимают, что это дело не простое. Они начинают осознавать, что им нравится, а что нет, что они смогут сделать, а что потребует больше времени и серьезных затрат. Тут главное педагогу дать понять ребенку, что все в его силах и помочь выполнить работу от начала до конца, изучив всю технологию изготовления игрушки. Бывает, сталкиваясь с первыми неудачами, когда не правильно вырезал или сшил не там где надо, дети готовы бросить работу и не возвращаться к ней. Но преодолевая трудности, и двигаясь дальше, детям хочется уже доделать, и увидеть конечный результат. Некоторые из детей после звонка с урока продолжают сидеть над работой и не могут оторваться, уж очень хочется закончить игрушку и увидеть какой она получится.

Наступает тот день, когда игрушка готова, она сшита, набита синтепоном, у нее есть глазки, а может и хвостик. Она настоящая! Они вертят ее в руках, в их глазах радость и гордость от своей работы. Ребенок начинает решать, кому он ее подарит: сестренке или маме с папой, а может и вовсе дома сделает еще для того, чтобы подарить всем кого любит. Он не помнит про неудачи и трудности, с которыми сталкивался во время изготовления игрушки. Ребенок держит результат своей работы в руках и понимает, что сделать, что то своими руками реально.

Дети, которые активно работают на уроках технологии, наиболее бережно начинают относиться к вещам вокруг них. Они начинают ценить не только свой труд, но и труд других людей. Они могут оценить и сравнить работу другого ребенка со своей работой. Им уже не хочется просто отсиживаться на уроках, они хотят научиться делать, что то еще. Появляется цель изучать технологии других изделий и процессов, подходить к выполнению работ творчески. Он самореализуется в работе и понимает, что это результат его трудовой деятельности. Такой ребенок, вырастая, получает не поверхностные знания, он получает практические умения и навыки, необходимые в жизни. Он может применить их на практике: если у кофты недавно купленной, разошелся шов, он возьмет и зашьет ее, если на штанах образовалась дырочка-наложит заплатку. А главное он с удовольствием помогает родителям в труде и дома.

Источник

Статья на тему: «Зачем нужна технология?»

Зачем нужна технология?

Занимаясь разными видами деятельности на уроках, учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных творческих профессиях, понять, что их привлекает в жизни. Но самое главное, что несет предмет – это возможность творчества. В наше время прикоснуться к прекрасному, создать своими руками красивую вещь, сделать кому-то подарок своими руками – поистине глоток воздуха в техногенном мире.

Главной целью учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.

Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.

Весь учебно – воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть процесса.

технология – алгебра, геометрия: проведение расчетных и графических операций (на уроках «Моделирования швейных изделий» учащиеся работают с трафаретами и чертежами, расчеты выкройки-основы любого швейного изделия выполняются с помощью математических формул);

технология – химия: характеристика свойств конструкционных материалов (на уроках «Материаловедения» учащиеся узнают о свойствах химических волокон и тканей из них, их производстве, эти знания, безусловно, пригодятся им на уроках химии);

-технология – биология: характеристика свойств почвы и растений (полученные знания на уроках этого курса учащиеся применяют на практике, при выращивании декоративных растений, полученные наблюдения, несомненно, пригодятся им на уроках биологии);

технология – физика: изучение устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов;

технологияИЗО: на уроках технологии учащиеся знакомятся с историей различных видов рукоделия, народных промыслов, с происхождением необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка, иглы), рисуют эскизы костюмов, учатся пользоваться цветовым кругом;

технологиячерчение: на уроках учащиеся строят чертежи, эскизы, технические рисунки и схемы изделий, графики и изучают дизайн, учатся составлять технологические карты.

Показывающий использование полученных знаний в работе промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Изучение предмета «Технология» позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

Плюсы уроков технологии:

Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно.

Способствует появлению некоторых умений и навыков.

Объединяет детей и учит их работать в коллективе.

Развивает любовь к труду.

Позволяет весело проводить время.

Развивает творческую натуру ребенка.

Учит чему-то новому.

На самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью.

Программа технологии учитывая интересы учащихся включает следующие разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии ведения дома», «Рукоделие», «Технологии творческой и опытнической деятельности».

Трудно переоценить важность «уроков», которые прививают ребенку умение готовить:

Во-первых, это бесценный бытовой навык. Чем раньше ребенок начнет приобщаться к работе на кухне, тем проще ему будет воспринять это умение как естественную часть жизни.

Во-вторых, таким образом ребенок приучается к прядку в ведении любых дел, ведь для любого кулинарного процесса необходимо сначала подготовить ингредиенты и инструменты, а в конце обязательно привести в порядок рабочее место. Это дисциплинирует его и учит организованности.

В-третьих, ребенок на личном опыте сможет понять основные принципы предварительной подготовки и дальнейшей обработки продуктов. Обычно это теоретические понятия, и детям бывает сложно понять только со слов родителей или учителя, что они действительно нужны. А здесь у него появится практическое видение этой необходимости.

В-четвертых, кухонные манипуляции неизбежно развивают мелкую моторику, так как все кулинарные процессы предполагают много действий руками с самыми разными продуктами и утварью.

Создание изделий из текстильных материалов

Стоит ли уметь шить?

На это существует ряд причин.

Во-первых, далеко не всегда новая вещь идеально сидит. Например, очень часто длина брюк нас не устраивает, хотя в остальном брюки садятся по фигуре. Сделать брюки короче на пару сантиметров – сущий пустяк, если женщина обладает элементарными навыками шитья на швейной машине. Случается, что вытачки юбки надо подогнать по фигуре или рукав подвернуть. Массовый производитель не может предугадать всех нюансов. Всё это просто и быстро устраняется своими силами.

Во-вторых, вещь, сшитая по индивидуальной выкройке и умелыми руками, великолепно сидит, подчеркивая красоту её обладательницы. Чтобы понимать, как должна сидеть вещь, нужно разбираться в тонкостях кроя. Тогда во время примерки, скажем платья, видно без посторонних советов, что не так. Шитье – это творческий процесс, благодаря которому формируется хороший вкус. Правильно сочетать цвета и фактуру мы учимся благодаря творчеству.

В-третьих, шитье многими воспринимается как отдушина в жизненной суете. Возможно, именно благодаря спросу и появляются всё новые магазины рукоделия, где можно купить всё: от иголки до швейной машины с программным управлением. Богатый выбор декоративных элементов: бисера, тесьмы, нитей, стразов, позволяет превратить шитье поистине в творческий процесс.

Что можно пошить дома?

Практически все. Исключить придётся только вещи, для которых необходимо очень громоздкое дополнительное оборудование. Белье для всей семьи, одежда для домашних питомцев, текстильные изделия для быта и интерьера.

Многие убедились на личном опыте в том, что шить самому дешевле, чем покупать готовое изделие. Потратив деньги на ткань и необходимые для изделия специальные мелочи, вы получите качественное и не стандартное изделие, будете выгодно выделяться из толпы тем, что ваша вещь не будет выглядеть как «с чужого плеча». Конечно, для пошива качественного изделия необходим опыт, но затраты на его приобретение стоят того, чтобы запастись терпением и получить его через определенный срок.

Рукоделие или декоративно-прикладное творчество

В нашей стране редкая женщина не умеет рукодельничать, почти все умеют вязать, шить или вышивать. Некоторые умелицы могут своими руками создать в доме почти весь интерьер: связать дорожки, соткать ковры, сшить постельное белье, покрывала, шторы. И дети (да и другие члены семьи) часто носят одежду, связанную или сшитую руками бабушки, мамы или жены. Надо ли говорить, что теплые носочки, вязаный свитер или шапочка согревают не только наше тело, но и нашу душу. Мастерство домашних рукодельниц помогает сэкономить на покупке готовых вещей.

Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия, мы воздействуем на нервные окончания рук и это, конечно, не может не сказывать на нас. Далеко не все знают, что рукоделие способно улучшить наше здоровье. Рукоделие пользуется большой любовью женщин как антистрессовое и антидепрессантное средство. Поимо этого, рукоделие способно нормализовать работу многих систем нашего организма.

Рукоделие получило такое название, потому что почти все действия производятся руками. На поверхности ладони располагается большое количество активных точек, представляющих собой проекцию различных органов и систем человека. Когда мы занимаемся рукоделием, то кроме удовольствия от самого процесса еще и стимулируем работу нашего организма.

Так что же происходит с нами, когда мы рукодельничаем?

Лечебные свойства различных видов рукоделия:

Самое сильное воздействие идет на глаза, руки и косвенно на мозг. Лечатся болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижается артериальное давление, нормализуется внутричерепное давление, предотвращаются или облегчаются нервные срывы, шоки, головные боли, бессонница, усталость, улучшается состав крови.

Шитье предметов интерьера

Лечит головные боли, связанные с погодными условиями, снимает, нервные стрессы, усталость глаз, шум в ушах, отеки век и пальцев.

Шитье мягких игрушек, думок

Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, вялость, сонливость, болезни рук, помогает при физической и умственной усталости, нарушении координации, нарушений в работе вестибулярного аппарата, нарушениях функций мозга, потере ориентации во времени, снижает давление.

Пэчворк, квилт (лоскутная техника)

Лечит головные боли, различные новообразования в организме, озноб, аллергию на шерсть, боли в ногах и судороги, простуды и воспаления дыхательных путей, болезни голосовых связок, носовые кровотечения, плохую свертываемость крови, нарушение кровообращения в ногах, заторможенность.

Выжигание по дереву

Снимает напряжение, нервные тики, помогает при лечении хронических заболеваний простудного характера, болезней желудка, ускоряет лечение при растяжении связок, уменьшает болевые ощущения во время судорог, нормализует давление. Дымом дышать нельзя. При аллергических заболеваниях и особой чувствительности к запахам заниматься выжиганием не рекомендуется. Также не следует приносить домой работу по выжиганию, выполненную в другом месте.

Резьба и роспись по дереву

Лечит близорукость, помогает при аллергическом дерматите, травмах, ушибах, гематомах, лечит гастрит, бронхит, одышку, нарушения вестибулярного аппарата, сонливость, нервный кашель, различные фобии.

Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, желудочные боли, облегчает спазматические боли мышц, боли в костях, снимает раздражение, волнение, сонливость. Не рекомендуется заниматься макраме людям с чувствительной кожей и плохой свертываемостью крови.

Помогает при поражениях центральной нервной системы, при лечении воспалительных процессов, гипертонии, болях в суставах, полиартритах, головных болей, при судорогах ног, носовом кровотечении, растяжении связок, повышенной чувствительности кожи, нарушениях в работе вестибулярного аппарата.

Лечит бессонницу, рассеянное внимание, головные и зубные боли, нарушения обмена веществ, хронические заболевания дыхательных путей, судороги.

Лечит сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения, зубные и головные боли, болезни нервной системы, помогает при травмах позвоночника, сотрясении мозга, способствует скорейшему выходу из депрессий и помогает переносить тяжелые потрясения.

Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и кардиологические заболевания, склероз, заторможенность нервных процессов.

Еще одно преимущество вязания, наверное, самое основное – это отличная возможность придать вашему интерьеру в доме неповторимость, нарядить себя и домочадцев в эксклюзивные вещи, порадовать окружающих новыми интересными вещами и поделками.

Лечит головные боли и шум в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение, растяжения связок, профессиональные заболевания рук и ног, пищевые расстройства, кровеносной и лимфатической систем.

Вышивкой, в разных странах занимались как простые крестьянки так и некоторые царицы, княгини, боярыни, купеческие жены.

В наше время очень дорого ценятся вышитые гладью и крестиком картины и предметы интерьера, сделанные вручную: мебель, резные статуэтки, скатерти, салфетки, прихватки, полотенца и т.д. Особое место занимает вышитая одежда, вышивка на одежде всегда уникальна и не оставит владелицу такой вещи незамеченной.

Вы даже не догадываетесь, но люди, которые ежедневно находят время для рукоделия, не только живут дольше, но и меньше страдают от лишних килограммов. Полчаса за пяльцами приносят им гораздо больше радости, чем пирожные или шоколад! Медики подтверждают: хобби — отличное средство от ненужных килограммов. Обычно лишний вес появляется в результате эмоционального переедания, когда еда превращается в способ переключиться, получить удовольствие. Замена чревоугодия на творчество дает шанс не только сохранить здоровье, но и быть в хорошей форме и приподнятом настроении. Творческий процесс активно задействует мозг, особенно зоны, отвечающие за обработку невербальной информации: воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕгор Стегнеев

Похожие презентации

2 Создание одежды – это сложный многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий. Художники-модельеры проектируют новые модели одежды. Модельеры – конструкторы разрабатывают чертежи конструкций этих моделей, по которым затем изготовляются лекала для кроя. Инженеры-технологи продумывают в деталях весь процесс технологического исполнения моделей. Портные непосредственно занимаются пошивом одежды, т. е. специалисты, которые могут выполнить технологическую обработку любого узла одежды и собрать все детали в готовое изделие. Дизайнеры одежды, интерьера, ландшафта. Выбор ткани – дело сложное. Не каждая ткань подходит по фактуре, расцветке, предназначению. Голубые глаза становятся ярче от голубых и синих цветов, а карие кажутся более глубокими и выразительными в сочетании с коричневыми тонами одежды. Белый цвет делает, светлую блондинку несколько белесой, особенно зимой и весной, когда сходит загар, но одновременно подчеркивает нежность ее кожи; шатенку с бело-розовой кожей белый цвет, безусловно, освежит; брюнетку с такими же типом кожи он сделает фарфорово-белой, а волосы ее выгодно выделит. Синий цвет прекрасно подходит белокожим, а вот для темной кожи он не годится – подчеркивает желтизну лица. Блондинкам, как правило, идет голубой и синий цвет, золотистые волосы прекрасно сочетаются с зеленым; шатенок выгодно оттеняет розовый и гранатовый цвет; брюнеткам к лицу красный, вишневый, зеленый, желтый. Выбор ткани значительно зависит от особенностей фигуры: светлые тона несколько полнят, темные делают ее более стройной.

3 Термины, которые используются при шитье. При машинных работах. Обметать – обработка открытых срезов зигзагообразной строчкой, это предотвращает их осыпание. Обстрочить – отделочная строчка по краю изделия или детали. Можно обстрочить клапан, пояс или карман. Настрочить – соединение двух деталей настрочным швом. Застрочить – закрепление машинной строчкой подогнутого края или припуска на шов. Втачать – соединение стачных швом двух деталей по выпуклым и вогнутым срезам. Обтачать – соединение обтачным швом двух деталей, которые в дальнейшем вывертываются. Притачать – соединение стачным швом мелкой детали или части детали с основной либо более крупной. Стачать – соединение стачным швом двух или нескольких деталей, приблизительно одинаковых по размеру, также двух срезов одной детали. При ручных работах. Сметать – временное соединение двух или нескольких деталей сметочными стежками. Приметать – временное прикрепление к основной детали мелкой сметочными стежками. Наметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками. Этот прием используют, как правило, тогда, когда одна деталь с подогнутым краем накладывается на другую. Заметать – временное закрепление подогнутого края сметочными стежками. Вметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками по выпуклым и вогнутым линиям. Пришить – прикрепление к изделию фурнитуры, украшения, отделки.

4 Техника безопасности Иглы и булавки 1. Иглы хранить в подушечке или игольнице. 2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. 3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. 4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии. 5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться. 6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться. 7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки. Ножницы 1. Ножницы хранить в определенном месте – на подставке или рабочей коробке. 2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. 3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. 5. Следить за движением и положением лезвий во время работы. 6. Использовать ножницы только по назначению.

5 Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине Санитарно-гигиенические требования 1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. 2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. 3. Стул должен стоять против иглы. 4. Расстояние между работающим и машиной должно быть см. 5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку. Правила безопасной работы 1. Волосы спрятать под косынку. 2. На швейную машину не класть посторонние предметы. 3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. 4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины. 5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса. 6. Перед работой проверять исправность электрического шнура. 7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя. 8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Источник

Очерк на тему «Уроки технологии в начальной школе»

Очерк на тему: «Уроки технологии в начальной школе: за- чем они нужны?»

Предмет «Технология» в начальной школе не является основным предметом. Но это не делает его менее важным. Ведь делая поделки своими руками, дети получают развитие, как навыков ручного труда, так и воображения и логического мышления. Конечно, уроки математики и русского языка считаются основными – базой для дальнейшего образования. Но и уроки технологии не менее полезны, а на начальном этапе просто необходимы. Ведь когда ребенок делает что-то своими руками, в него закладываются основы абстрактного мышления, что в дальнейшем поможет в понимании математических и физических процессов. Через осязание ребенок знакомится с природой и материалами. Работая с засохшими листьями, шишками и другими природными материалами он приближается к природе и больше понимает её. Работая с тканями, он понимает её состав и мягкость. Делая поделки ребенок осознает значимость труда и всю тяжесть изготовления того или иного изделия. Не оставляйте без внимания успеваемость своего ребенка по «технологии». Ведь если он не может аккуратно сконструировать поделку или не понимает, как ее сделать, значит ему надо развивать логическое мышление и приводить его мысли в порядок. Когда человек в детстве бросает, что-то не доделав, а в его комнате бардак, вырастая, он не может разложить по полочкам необходимые мысли и срывает выполнение ответственных заданий.

Ранее предмет “Технология” назывался “Труд”. На уроках технологии в начальной школе дети развивают моторику и осязание, глазомер, смекалку. Они получают начальные представления о рабочих профессиях. Воспитывают в себе трудолюбие, учатся работать в коллективе. Если в первом классе начальной школы дети учатся отмерять на глаз, рисовать по шаблону, то, уже начиная со второго класса, все поделки вымеряются точно и рисуются самостоятельно. Дети на уроках технологии учатся не только создавать по образцу, но и придумывать свои работы. Они лепят, вырезают, пришивают, приклеивают различные детали из различных материалов. У детей развивается воображение, а руки приобретают навыки для дальнейшего обучения изготовлению более сложных поделок. Многие дети имеют богатое воображение, но не все могут воплотить придуманное в жизнь. На уроках «технологии» нашим детям дают навыки воплощения своих идей в жизнь, а это один из критериев счастья и благополучия.

Источник

Всем вам борща, товарищи, или Почему «технология» в школе безнадёжна

Для чего нужна технология в школе. Смотреть фото Для чего нужна технология в школе. Смотреть картинку Для чего нужна технология в школе. Картинка про Для чего нужна технология в школе. Фото Для чего нужна технология в школе

В 2021 году в школах до сих пор остаётся разделение на уроках труда: девочки шьют и готовят, мальчики выпиливают или (в лучшем случае) сидят за компьютерами. Наш блогер Елена Кулешова уверена, что такой подход давно устарел. Да и навыки, которым обучают детей, надо расширять.

Мой дядя Игорь очень увлекался выпиливанием и выжиганием. Моя тётя Таня, старшая сестра дяди Игоря, научилась шить и вышивать, что очень пригодилось ей впоследствии в нелегком деле одевания трёх детей в условиях дефицита. Моя бабушка Зоя отлично вязала и шила, а дедушка Витя умел лить мормышки и чинить моторы. Всё это было актуально в военные и послевоенные годы.

Мне шитьё кривобоких косыночек и халатиков уже не пригодилось. А что наши дети?

Главное — что в трусах

Грубый заголовок? Отнюдь. Исключительно формой половых органов, как мне видится, руководствовались составители программы трудов (технологии) в средней школе. Хотя, честно признаюсь, никогда не видела, чтобы половник при варке борща держали чем-то иным, кроме руки. А руки у нас всех одинаковые.

Тем не менее, школы предпочитают отправлять мальчиков строгать чурочки и выжигать прибором «Узор-1» бесполезные доски, а девочек — резать «оливье» и подрубать батистовые платочки. А потом, умиляясь, стоять и смотреть, как мальчики поглощают салатик, чтобы потом, роняя слезу восторга, мыть за ними посуду.

Дорогие мои читатели, если вы считаете, что я утрирую, позвольте привести вам расшифровку беседы школьного психолога с мальчиком, который пришёл в первый класс, и ему там не понравилось:

— Ты чего плачешь? Домой хочешь?

— А нельзя домой. Хочешь ты или нет, но ты обязан ходить в школу, и ты будешь ходить в школу. Выучишься, потом пойдёшь в институт, потом станешь работать, женишься, у тебя появится такой же мальчик, как и ты, и ему тоже нужно будет ходить в школу. Ты же этого хочешь, да?

Занавес. Коллега, мальчику всего 7 лет! А вы ему рисуете безысходную каторгу, в которой, кроме учёбы из-под палки, работы, семьи без любви ничего нет! Жизнь самовоспроизводящегося раба, которую старое поколение педагогов (не без исключений) считает вершиной счастья, потому что «стабильность» и «как у всех».

Но у нормального ребёнка такой сценарий жизни вызовет судороги ужаса

И, конечно, отвращение к школе. Зачем школа, если после неё у человека нет выбора, нет будущего, нет воли и разума. Одно сытое животное существование и копирование себе подобных. Ни слова о коллективе, огромном мире, интереснейших знаниях, возможностях, которые эти знания дают. Ни слова о счастье совместного достижения, искусственном интеллекте, космосе и иных мирах.

Институт, удобная обслуживающая жена, диван, работа, гараж. В женском варианте: институт, ресурсный питательный муж, дети, много еды и одежды, Турция, телевизор.

Уроки технологий в этой концепции школьного воспитания — квинтэссенция социально-полового ориентирования. Мальчики сколачивают полочки и женятся на девочках, чтобы зачинать новых мальчиков и девочек. Девочки рожают детей и варят борщи, чтобы кормить мальчиков и деточек, пока мальчики сколачивают полочки, которые продадут, чтобы накормить девочек и деточек.

Это работающая схема. Годов для 60-х прошлого столетия. Но почему она так живуча, чем плоха и что с этим делать?

Какая гадость этот ваш «труд»

Мальчикам нельзя варить борщи, а то что-нибудь отпадёт. А девочкам нельзя сколачивать полочки, а то что-нибудь вырастет. Наверное, мне не надо рассказывать, откуда пришло это разделение, да? Многократно уже сказано про традиционные гендерные роли, заек-лужаек, кормильцев-домохозяек, «за мужем как за каменной стеной», домашний уют и прочую красоту, милую сердцу наших бабушек.

Только вот скворечники можно купить где угодно, домашние полочки никому не нужны, а штопка носков превратилась в забытое искусство. Да, навык готовки нужен всем, как и навык пришивания пуговиц, мытья окон или, скажем, пересадки цветов. Но он нужен всем, ведь девочки уже давно вышли из амплуа служанки. Хочешь есть? Приготовь. Не хочешь готовить? Закажи.

Вне зависимости от того, какой формы у тебя нижнее бельё и есть ли у тебя борода

Более того, появилось множество трудовых навыков, которым сегодня надо обучать детей вместо (или параллельно) с приготовлением еды. Но учить некому. О каких навыках речь? Скажем, программирование станции Алиса. Или робототехника и мехатроника. Или кодирование на Питоне. Не нравится? Окей, работа с соцсетями, конструирование сайтов, обучение ведению бюджета (оба пола, оба!), сборка икеевской мебели, готовка в мультиварке, подбор еды по калоражу и аллергиям, навыки работы с иголкой и ножницами для мелкого ремонта (оба пола, оба!).

Садоводство, электрика (ну, вы поняли, да?), экстренная сантехника, основы ремонтных работ для квартиры. Вождение с 14 лет и автомеханика (для мальчиков и девочек, чтобы потом не было шовинистических воплей про блондинок и обезьян с гранатой — научите сначала, а потом возмущайтесь).

А ещё переплётное дело, малярное ремесло, программирование обучаемых нейросетей, обучение уходу за домашними животными и сборка велосипедов. Я могу долго продолжать. Почему же эти программы отсутствуют в списке школьных предметов? Да всё просто: не умеют и не хотят.

Подход должен измениться

Но виноваты не только учителя. Весомую лепту в бесполезное и нудное времяпровождение вносят и родители, которые тоже считают, что мальчики должны уметь пилить и строгать, а девочки — мыть и варить. Этому есть объяснение: их так воспитали. Они, в детстве ненавидя «труды», не умея ни будку сколотить, ни чулок заштопать, настырно тащат детей по тому же пути. Они не понимают, чем может быть полезна робототехника и распределенные реестры. Они не видят смысла в программах, написанных ребёнком: «Чё-то там квадратик за кружочком гоняется, чепуха какая-то». Они живут прошлым и не собираются учиться новому.

Поэтому девочки — на кухню, мальчики — в гараж. Плодиться и размножаться, надёжная профессия, не жили богато, нечего и начинать. Искусственный интеллект нас погубит. Пластиковая пища, всё в телефонах своих сидите! При этом мир изменился кардинально, и бытовые навыки, которые должны были бы прививать труды, тоже изменились. Сейчас важнее уметь забронировать отель и заказать в сервисе доставки носки, чем эти самые носки штопать. Но этому никто не учит.

А про «технологии» я вообще молчу. Знаете ли вы учителя, способного без запинки перечислить все 16 топовых сквозных технологий?

Я — нет. А учить детей этим технологиям хотя бы на уровне обзора кто будет? Ситуация с тем, как учитель на примере обучения нейросети машинному видению рассказывает о Deep Learning кажется мне невероятной. А между тем, дети 6-7 класса вполне способны эту информацию воспринять. Второклассники могут спроектировать первую нейросеть — сама лично видела. Ученики 10-11 класса собирают и проектируют роботов, которые, скажем, мониторят состояние грядок. А ещё дети строят майнкрафт-школы, в которых ведутся настоящие онлайн-уроки, а то и целые виртуальные миры.

А главное знаете что? Никого в этой концепции обучения не волнует, во что одет конструктор робота — в платье или штаны. Потому что «технологии» — это о прикладной науке, а не о половых органах. Потому что «труды» — это о бытовых навыках, а не о лифчиках и гульфиках. Потому что школа — это подготовка к жизни человека разумного, умелого, мечтающего и воплощающего. Приспособленного к жизни в XXI веке, а не в XIX. И умение сколотить полочку или сшить передник никак не соотносится с этой подготовкой.

2023 год объявлен годом учителя, и мне бы очень хотелось, чтобы главным его достижением стало кардинальное изменение отношения к предмету «технологии». Как именно? Очень просто. Это должен быть предмет об актуальных навыках — технических или бытовых. В нём должно быть минимум теории, он должен состоять из проектной прикладной работы на 90%, а главное — ребёнок должен сам выбрать направление, не боясь, что кто-то будет заглядывать ему в трусы прежде, чем дать допуск.

Всем борща товарищи, и пусть никто не уйдёт голодным!

P. S. Тем, кто ПОДУМАЕТ, что я призываю не учить детей готовить, убираться и пришивать пуговицы, а только лишь мастерить роботов, рекомендую ПЕРЕЧИТАТЬ статью заново. И не по диагонали.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *