Для чего нужна теория
Теория
Содержание
Функции теории
Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории:
Проверка теории
Обычно считают, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.
На самом деле взаимоотношение «теория — эксперимент» более сложное. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментом, то нельзя делать подобные выводы. В то же время поскольку теория строится на основе законов логики, то возможны заключения о явлениях, не установленных ранними экспериментами, которые и проверяются практикой. Однако, эти выводы необходимо уже называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, и доказывается экспериментом. В этом случае эксперимент не проверяет теорию, а уточняет или расширяет положения этой теории.
Обобщая, прикладная цель науки — предсказывать будущее как в наблюдательном (аналитическом) смысле — описывать ход событий, на который мы не можем повлиять, так и в синтетическом — создание посредством технологии желаемого будущего. Образно говоря, существо теории в том, чтобы связывать воедино «косвенные улики», вынести вердикт прошлым событиям и указать, что будет происходить в будущем при соблюдении определённых условий.
Эволюция теории
При появлении более общей, более точной теории старая теория становится частью или элементом этой общей теории. Например, классическая механика Ньютона является предельным приближением более общих теорий: квантовой и релятивистской механики, а геометрия Евклида вместе с гиперболической геометрией Лобачевского и эллиптической геометрией Римана являются частными случаями более общей Римановой геометрии.
В математической логике есть чёткое определение теории (см. Дедуктивная теория, Теория Молнията).
Теории могут носить как общефилософский, так и частный, применимый для определённой отрасли знания, характер. Примерами последних могут служить:
Симбиоз теории и практики — залог успеха
Приветствую Вас, дорогие друзья! Сегодня я решил рассмотреть такую проблему, как недостаток практической деятельности при обучении и, как следствие, формирование неправильного мышления относительно правильности и скорости решения поставленных задач. Дело в том, что наше образование на данный момент сильно теоретизировано, что приводит к эффекту неправильного усвоения знаний. Ведь любое знание разделяется на теорию и навык. И решение любой задачи требует как теоретических знаний, так и навыка по их применению. Ситуация достаточно естественна, ведь теоретические знания намного проще добывать, поэтому их объем растет значительно быстрее, чем практических, поэтому доля теоретических знаний в учебных курсах с каждым годом увеличивается, постоянно вытесняя практические.
Зачем нужна теория?
В результате приведенного выше процесса система образования пришла к такому состоянию, что теоретические знания стали первичны. Однако это не правильно, ведь теоретические знания нужны только для того, чтобы улучшить практические результаты. Соответственно, на данный момент логика в образовательном процессе полностью отсутствует. На данный момент происходит следующее: человеку в первую очередь вталкивают в голову огромную теоретическую базу, какие-то элементы которой могут пригодиться ему в практическом решении задач. Далее начинается практика, где человек должен выбрать из уже имеющейся огромной теоретической базы необходимые крупинки и их использовать. На мой взгляд, этот процесс требует оптимизации. Во-первых необходимо разделить теорию и практику, и поставить практический навык на первое место. Тогда логика образовательного процесса станет практически безупречной: сначала ученику ставят практическую задачу, потом дают ссылку на необходимые теоретические знания, и человек, освоив эти знания успешно решает задачу. А не наоборот: человек затрачивает уйму энергии и запоминает 100% материала, а потом из этих 100% при решении каждой задачи выбирает необходимые 2-5%. Зачем тогда остальные 95% знаний, если есть книги, где они уже изложены?
Итоги
Как вывод, могу сказать, что получать теоретические знания является очень простым процессом: Вы просто учитесь, учитесь, учитесь. Однако, чтобы действительно преуспеть в жизни, Вы должны реализовывать все полученные знания на практике. Поэтому я считаю, что распределение людей на специальности это совершенно некорректно, т.к. только на симбиозе двух и более практических навыков можно получать интересные и развивающие эффекты. Я рекомендую учиться по шагам: перед Вами возникла задача, Вы нашли как её решать, и начинаете решать её на практике. Не получилось решить с первого раза — ищете другой способ, или пробуете еще раз. Потому что, как я уже писал ранее в заметке «Главный критерий оценки в жизни – результат«, лишь то, что мы реализовали на практике является нашим достижением. Ведь представьте ситуацию, когда вечером семья садится за ужин, а глава семьи говорит: «Дорогие мои! Я сегодня выучил(а) такой замечательный рецепт, он позволит приготовить такое вкусное блюдо!». А стол чистый и пустой, потому что выучить рецепт недостаточно, чтобы семья вкусно поужинала рецепт нужно еще реализовать. Поэтому больше занимайтесь практическими действиями, чтобы у Вас всегда был вкусный ужин на столе ;-)! Желаю всем успехов и результативных поступков!
Опубликовано: 2011-02-18 16:29:14, отредактировано: 2013-10-31 14:06:42
Что такое теория и причем тут научный метод
У меня есть теория, что любую фразу можно превратить во что-то кажущееся невероятно глубокомысленным, если в конце приписать имя какого-нибудь древнего философа. Платон (оригинал).
Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов (вики). Именно в таком, самом широком смысле в обычно речи мы употребляем слово «теория» в каждодневной речи. Например, у меня есть теория почему машина не заводится — некоторый набор идей и выводов, объясняющий поломку. Однако, в научном мире теория имеет достаточно строгое и формальное значение и обязательно удовлетворяет определенному набору важных критериев.
Под катом много картинок и примеров, и совсем нет формул.
Научный метод
(картинка отсюда)
Наблюдения и вопросы
(картинка отсюда)
Проиллюстрируем данный этап известной легендой о Ньютоне и яблоке:
После обеда установилась тёплая погода, мы вышли в сад и пили чай в тени яблонь. Он [Ньютон] сказал мне, что мысль о гравитации пришла ему в голову, когда он точно так же сидел под деревом. Он находился в созерцательном настроении, когда неожиданно с ветки упало яблоко. «Почему яблоки всегда падают перпендикулярно земле?» — подумал он.
Первый этап работы научного метода — наблюдение: есть какая-то общая черта среди наблюдаемых событий, присутствует ли какая-то необычная черта, можно ли применить какую-то новую технологию в стандартных условиях, etc. Рука об руку с наблюдениями идут вопросы: необходимо из наблюдений выбрать необходимое и важное, для дальнейших исследований. Во многом вопросы определяют наблюдения, но и наблюдения определяют вопросы — фактически их стоит рассматривать исключительно вместе.
Но вопросы и наблюдения касаются исключительно действительного-физического мира, т.е. атомы, люди, галактики, общество, растения. Иными словами «сверхъестественное» лежит вне вопросов рассматриваемых в рамках научного метода.
Основа научного метода: гипотеза, данные и взаимосвязь
(фотография Венеры взята отсюда)
В качестве примера рассмотрим гипотезу (предсказание) Карла Сагана о поверхности Венеры (вики).
В 60-ые никто не представлял, какие же действительно условия на Венере. Тогда в 1960-ом году Карл Саган выдвинул гипотезу о том, что поверхность Венеры сухая и обладает невероятно высокой температурой. Гипотеза шла в разрез с представлением других о том, что поверхность Венеры может быть пригодной для жизни (динозавры на Венере). После выдвижения гипотезы, он занялся изучением доступных данных (радиоизлучения) с Венеры, и пришел к выводу, что поверхность имеет температуру в 500°C. В 1962-ом году Mariner 2 (автоматическая межпланетная станция) прошёл близко к Венере и подтвердил прогноз Сагана о её климате.
Каким интересным свойством обладает эта гипотеза? Данная гипотеза может быть опровергнута, так как она делает определенные и конкретные предсказания, которые могут быть проверены. Данное свойство называется фальсифицируемостью (также встречается название критерий Поппера). Заметим, что если гипотеза удовлетворяет критерию Поппера это совершенно не означает, что гипотеза верна. Например, гипотеза — «солнце состоит исключительно из фисташкового мороженого» удовлетворяет данному критерию, но гипотеза не является истинной.
Представим на секундочку, что мы откажемся от этого критерия в выдвижении гипотез, тогда мы получим интересную ситуацию описанную Расселом в 1952ом году.
Чайник Рассела
Многие верующие ведут себя так, словно не догматикам надлежит доказывать общепринятые постулаты, а наоборот — скептики обязаны их опровергать. Это, безусловно, не так. Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов. Но заяви я далее, что, поскольку моё утверждение невозможно опровергнуть, разумный человек не имеет права сомневаться в его истинности, то мне справедливо указали бы, что я несу чушь. Однако если бы существование такого чайника утверждалось в древних книгах, о его подлинности твердили каждое воскресенье и мысль эту вдалбливали с детства в головы школьников, то неверие в его существование казалось бы странным, а сомневающийся — достойным внимания психиатров в просвещённую эпоху, а ранее — внимания инквизиции.
Фактически, Чайник Рассела демонстрирует гипотезу, которая в своей формулировке содержит собственную неопровержимость. Что же такое фальсифицируемость? Это принципиальная возможность провести эксперимент, который бы опроверг данную гипотезу. Казалось бы это всего лишь утверждение о свойстве гипотезы, но оно в неявной форме так же содержит другое важное свойство — способность гипотезы совершать предсказания т.е. описывать какие-то новые неизвестные свойства и\или явления.
Как способность гипотезы предсказывать что-то связана с фальсифицируемостью? Если гипотеза что-то предсказывает, что что-то произойдет, значит, что она предсказывает, что что-то НЕ произойдет. Фальсифицируемая гипотеза предсказывает, что какое-то событие НЕ произойдет — это и есть тот самый опровергающий эксперимент (если событие А не произойдет, значит, что должно произойти какое-то другое событие B e.g. A — температура на Венере 50С и ниже, событие B — температура на Венере выше 50 градусов).
Интерпретация данных и результатов
(графики взяты из работы NASA Data.GISS)
Представьте себе, что ваша задача оценить рост (изменения) температуры земли во времени. Что будет исходными данными? Какой параметр необходимо оценить? По каким регионам необходимо усреднять? Что значит усреднять в данном случае?
Фактически никогда полученные данные не согласуются с предсказаниями — прежде всего это связано с различными неточностями, случайными (и не только) факторами. Поэтому прежде всего говорят о степени уверенности в результатах и дают некоторый доверительный интервал для результатов. Например, мы можем представить следующее утверждение: у нас есть 95%-ая уверенность в том, что среднее значение температуры в Самаре летом лежит между 21 и 26 градусами. Это значит, что если мы будем случайно выбирать год и измерять среднюю температуру за год в городе, то в 95% случаев среднее значение будет лежать в данном интервале. Таким образом работая с данными мы всегда указываем некоторые границы применимости и доверия к данным.
В целом, задача интерпретации и работы с данными не имеет какого-то единого и универсального подхода, но есть общие нормы, на которые стоит обратить внимание: наличие оценок на степень доверия данным, наличие расчета статистических ошибок и не менее важное соответствие данных здравому смыслу. Приведем классический пример.
Зависимость глобального потепления от количества пиратов в Карибском море
Данный пример иллюстрирует, что корреляция между данными не равносильно наличию причинно-следственной связи (как было показано знаменитым специалистом по статистике Фишером 150 лет назад).
Поиск причинно-следственных связей — это отдельная тема, стоит только отметить, что процесс это гораздо более трудоемкий и не всегда возможный.
Причем тут эволюция и медиа
Классическая фраза: «эволюция — это всего лишь теория», звучащая в совершенно разном контексте происходит прежде всего из-за непонимания термина «теория», который используется в науке. Эволюция является теорией в таком же смысле, как и гравитация Ньютона и квантовая механика (о разнице между законом и теорией написано здесь).
Но еще более важным для нас является употребление термина «теория», когда это касается различных информационных ресурсов. Прежде чем принимать какое-то утверждение (например «Новую Хронологию» или «теорию» катастроф Великовского), необходимо убедиться, что данная теория действительно разработана в соответствии с методологией.
Заключение
Самое прекрасное, что мы можем почувствовать — это неизвестность и загадка. Это тот самый источник настоящего искусства и науки. Тот кому это чувство чуждо, тот кто не может замереть в изумлении, всё равно что умер — ведь его глаза закрыты.
Самая главная черта и особенность метода состоит в его способности изменять наше представление об окружающем мире — наши знания и восприятие мира не статичны, а все время меняются отодвигая по чуть-чуть границу неизведанного. Именно этим он и отличается от всего остального — он признает, что мы еще многого не знаем и что нам предстоит долгий путь, чтобы это узнать.
Что такое теория и чем хороши теоретические методы познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово мы встречаем в повседневной речи, слышим с экрана телевизора, читаем с книжных страниц.
Но едва ли обычный человек, не увлеченный наукой, не подглядывая в Википедию, даст точное определение понятию «теория».
Люди часто используют термины, значение которых даже не понимают или понимают неправильно. Не будьте как они — читайте мой блог, просвещайтесь онлайн.
Что такое теория?
Это понятие образовалось от греческого слова theoria — рассмотрение, исследование.
Теория — это обобщенная система знаний, которая дает объяснение тем или иным сторонам и свойствам изучаемого предмета или явления. Она является самой развитой формой научного знания.
Теория не может состоять из одного-единственного умозаключения. Теоретические методы исследования похожи на сборку гигантского конструктора Лего.
Вот есть красные кубики — это аксиомы, они пойдут в качестве фундамента. Аксиомы — утверждения, которые принимаются за истину без доказательств. На них поставим желтые стены — это гипотезы. А вот их нужно доказывать.
Будем проверять эти гипотезы на устойчивость, шатая стены. Некоторые рухнут, тогда будем выстраивать новые, пока не получится устойчивая конструкция. Сверху навесим башенки — отдельные понятия, законы.
А все вместе — это теория, где элементы упорядочены. Где умозаключения не взяты с потолка, а получены на основе правил логического вывода.
Теория — это совокупность умозаключений, которая отражает существующие отношения и связи между явлениями в объективной реальности.
Более подробно на эту тему смотрите в этом видео:
Теоретические методы исследования
Как формируется теория? Эта цепочка выглядит так: факт–> проблема–> гипотеза–> теория.
Факт должен быть очищен от случайности. Может быть, фрукт прямо в воздухе подхватила птица. Или он упал, но никто не заметил. Повторите эксперимент несколько раз, убедитесь, что это не случайность.
Зачем нужна теория — 5 ее функций
Требования к теоретическим методам познания
Альберт Эйнштейн заявлял, что теория обязана удовлетворять следующим критериям:
Из чего состоит теория?
Структура неоднородна, состоит из разных элементов:
Ученый изучает модель (что это?), а потом переносит свойства с идеализированного объекта на реальный предмет с некоторыми поправками. Такой процесс называется идеализацией.
Теоретический и эмпирический уровни научного познания
Есть теория, а есть практика. Наплевав на здравый смысл, люди противопоставляют одно другому. На самом деле, эти понятия неразлучны.
Теория рождается из данных, которые получены эмпирически — из наблюдений или эксперимента.
Она формирует новые утверждения, выведенные логическим путем. Только практика подтверждает их истинность. Получается круговорот: опыт создает теорию, которая, в свою очередь, дает новые данные для проведения экспериментов.
Эмпирический уровень познания
Это чувственное изучение реально-существующих предметов и явлений.
Эксперименты бывают исследовательские — для получения новой информации — и проверочные, которые помогают подтвердить или опровергнуть гипотезы.
Методы теоретического познания
Теоретические методы исследования подразумевает обработку данных, полученных опытным путем, построение логических выводов, умозаключений посредством мышления.
Выделим такие виды:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Теория, не подтвержденная практикой так и остается сложным умозаключением, причем, часто субъективным и лишенным смысла.
Да сейчас много что называют теорией, даже от теории плоской Земли некоторые не отказываются, хотя доказательств опровергающих данную теорию пруд пруди, тоже с теорией гравитационных волн, вроде бы данная теория нашла своё подтверждение, но она стала именоваться теорией ещё до получения результатов, которые установили её истинность.
Для чего нужна теория
Мы благодарим за участие в создании этого материала Константина Габова, Ирину Ксенофонтову, Лилию Земнухову, Константина Ефимова, Марию Поликашину, Оксану Дорофееву, Анну Щетвину, Ангелину Козловскую и Алексея Титкова.
В этом занятии мы рассмотрим, что нужно сделать, чтобы получилось отличное исследование про интернет.
Задачи этого занятия:
Этим понятием мы обозначаем исследование, изучающее взаимодействие людей. Это довольно общее понятие, и есть много такого, что в него не входит:
Сами социальные учёные не имеют согласия по всем вопросам теории и методов: кто-то вслед за классиками полагает, что эмоциональные взаимодействия не важны для понимания социальных процессов, кто-то старался избежать категорий с неопределённой природой (понятие «габитус», одно из основных в социологии Бурдье, не имеет обоснования, которой было бы бесспорным и ясным) и т. п.
Гибриды
При этом современный исследовательский мир полон научных гибридов. В одних лабораториях работают биологи, социологи и математики (например, лаборатория Барабаси, мы писали о ней в дайджесте клуба любителей). Некоторые темы оказываются модными, а потом забываются и теряют популярность: вспомним о кибернетике, которая и сейчас существует, но уже не является мейнстримом, а ведь когда-то на неё возлагали большие надежды.
Происходят и парадигмальные сдвиги, когда меняется целая область исследований, появляются, например, направления, ориентированные на изучение объекта: как media studies, urban studies, internet studies. Большая отдельная тема — междисциплинарность и разные её виды. Об этом можно почитать, например, в книге «Обыденное и научное знание об обществе», изданной в НИУ ВШЭ под редакцией Инны Девятко.
Этика
Некоторые направления исследований не проходят этического ценза: хотя история евгеники содержит немало интересного, по этическим причинам как дисциплина она сейчас не существует, хотя в своё время была вполне респектабельной.
Граница
Граница «социального» подвижна, но важна для социальных наук. В целом мы видим, что границы ширятся, и исследователи уже жалуются, что «социальное» стало таким широким, что почти бессмысленным. Как это произошло:
Итак, теперь мы чуть лучше понимаем, что такое социальное исследование. Теперь нужно понять, что такое теория. Есть несколько метафор, которые нам помогут:
На деле это не три типа отношения к теориям, из которых вам нужно выбрать один, а скорее области возможных подходов к определению. Нам нужно понимать, какими они бывают, чтобы не думать, будто есть какое-то единственное понимание теории, и с ним нам по пути.
Теории бывают макро-, микро- и среднего уровня (такую классификацию ввёл Роберт Мёртон, и её полезно иметь в виду). Относительно этого разделения есть немало споров, но можно привести такой пример:
Любая теория предполагает определенное отношение к исследовательскому процессу, его организации и способу постановки вопросов и гипотез. Выбор методологии определяет спектр методов сбора (и анализа) данных.
Поэтому теория полезна на старте, хотя бы не до конца устоявшаяся, так как иначе мы просто не сможем понять, какие именно наблюдения нас интересуют, а также то, какие гипотезы могут быть.
И ещё иногда теории можно смешивать, но осторожно (об этом примеры ниже).
Теория любого размера — это способ превращения данных в информацию, а информации в знание. Или, пользуясь другим языком описания, наблюдений в факты, а фактов — в знание. Как это работает:
Но информация, не соотнесённая с тем, что известно об изучаемом явлении, — это ещё не знание. Знание — это когда вы соотнесли данные с тем, что человечество знает по этому поводу. Знание производится, это значит, что оно не само по себе возникает. Его создают люди, так как они выбирают: как именно это знание представить, какая теория нужна. Создают не в вакууме, а в рамках обычно институционализированных подходов, например, в университете пишут статью, в музее делают выставку. Наконец, это производство материально и связано с предыдущими произведёнными элементами знания.
Эрвин Гоффман разработал теорию фреймов и драматургический подход с понятиями fronstage и backstage главным образом на примерах, связанных с материальным миром. Он упоминает обмен бумажными письмами, но интернета в его время не было. И тем не менее, гоффманианский подход — один из самых продуктивных и интересных в интернет-исследованиях. Есть теоретико-социологические работы, есть междисциплинарные, в которых теория — это в первую очередь инструмент.
Знатоки Гоффмана относятся ко второй группе критически, так как нередко там смешаны ранние и поздние его работы, понятия бывают не до конца точно определены. Мы обращаем на это внимание потому что нужно понимать: ваш исследовательский путь связан с выбором и принятием решений. Так, в работе с Гоффманом можно быть более скрупулёзным и относиться к теории пуристски или быть ориентированным на описание эмпирических объектов.
В любом случае, хорошая исследовательская работа включает в себя работу с аргументом и его реконструкцию. Как это делается?
Это пример инструментального использования теорий. Авторы обращаются сначала к комплексу теоретических представлений об аудиториии: Джошуа Мейровицу и Гарольду Гарфинкелю. Зачем? Чтобы сразу объяснить термин «воображаемые аудитории», с которым они будут работать. Ведь цель статьи — изучить то, что такое аудитория в социальных сетях и какой она бывает, учитывая, что в социальных сетях может быть много разных видов собеседников и публики.
Авторы сразу предлагают своё понятие, но стараются описать его с точки зрения ситуационистского подхода. Это определит их язык для описания всей первой части статьи: они будут говорить об identity perfomance, хотя иногда будут сбиваться на более широкое понятие самопрезентации, с которым им поможет разобраться Эрвин Гоффман. Иначе понятие самопрезентации окажется непомерно широким и включающим в себя чуть ли не любое действие. А об аудиториях без теоретического инструмента мы ничего не поймём и вынуждены будем говорить: да, для одних людей социальные сети публичные, для других — приватные. Не очень-то выдающийся вывод, и с ним невозможно понять конфликты, возникающие вокруг разного понимания социальных сетей.
Во второй половине текста они работают с понятиями Эрвина Гоффмана и тем, как они были осмыслены до них во второй половине ХХ века. Итак, Гоффман помогает исследовательницам обратиться к понятию «impression management», управления впечатлением, которое работает для разделения на fronstage и backstage — понятия, описывающие сцену и кулису. То, что происходит за сценой видно только небольшому количеству людей, на сцене — всей публике.
Это отличный ход, который позволяет объяснить: в социальных сетях происходит не просто смешение приватного и публичного, а смешение контекстов, в котором нужно умело разбираться и заниматься поддержкой образа так же, как в офлайн-пространстве. Эмпирический материал показывает, как именно это проявляется у разных пользователей социальных сетей.
Результат такого исследования: мы получаем налаженный инструмент анализа разных взаимодействий в онлайн-среде, который позволяет учитывать элементы интерфейса почти как материальные объекты во фрейм-анализе Гоффмана. Значит, прирост знания получается и к теории, и к практическим исследованиям (десятки отличных исследований по анонимности и знаменитости теперь делаются намного проще после того как бойд и Эллисон провели свою работу).
А вот другая статья, тоже основанная на подходах Гоффмана и Гарфинкеля. В ней автор разбирает социальный порядок и то, что позволяет его установить, конструируя понятие опосредованных (mediated) Encounters. Тут на помощь автору приходит даже более далёкий от этой темы Гидденс. Почему? Да потому что и у Гоффмана, и у Гарфинкеля нет описанной возможности сказать об опосредованном взаимодействии без физического контакта. Но посмотрите на человека, когда сидит на важной встрече и видит, что приходит важный звонок на телефон. На таком примере видно, что проблема социального порядка возникает и во время опосредованных контактов. Но обращение к Гидденсу, Гоффману и Гарфинкелю (сразу) сыграло с Ретти недобрую шутку, так как само понятие, конечно, выглядит интересным, но в каком ключе его использовать — оказалось не до конца понятным.
Методология у Ретти — это анализ интервью с людьми, которые говорят по телефону. Подход, конечно, отличный, но уже тут мы видим сбой исследовательской логики: задача наблюдать социальный порядок в повседневных взаимодействиях имеет свою логику исполнения — это наблюдение. В интервью нам сложно рассказать обо всех тех сложностях, которые мы испытываем, разрываясь между офлайном и телефоном или необходимостью ответить на срочное сообщение. И автор это понимает, в методологической части пишет о том, что интервью небеспроблемно, но кроме того, все собеседники вели 24-hour diaries об опосредованной социальной коммуникации в их жизни.
Выводы Ретти связаны с тем, что проблема присутствия и конструирования социального порядка — это во многом проблема не только места, но и времени (точнее, синхронности), и Ретти предлагает учитывать конкуренцию социальных порядков. Получается, вывод меньше, чем ожидаемый замах — разработка понятия опосредованного encounter. Мы предполагаем, что так получилось именно из-за смешения теорий. Хотя исследование получилось интересным для понимания объекта и конфликтов, которые возникают при смешении разных типов опосредованного взаимодействия.
Следующая статья — на русском языке, это работа Оксаны Дорофеевой об анонимности в социальных сетях. Дорофеева обращается к Гоффману уже опосредованно, через изученные особенности социальных сетей в гоффманианском прочтении. В том числе, она цитирует и первую из упомянутых работ, бойд и Марвик, используя их понятие коллапса контекстов. Это пример того, зачем нужна в том числе теоретическая работа в общем поле. Если бы статьи бойд и Марвик не было, то пришлось бы заниматься определением разных отношений с аудиторией каждый раз заново, и появление новых эмпирических кейсов становилось бы почти непреодолимым препятствием к тому, чтобы использовать теорию в новых условиях. Так становится ясно, зачем нужны междисциплинарные исследования и studies, но при этом они должны быть основаны на дисциплинах и существующих теориях.
Итак, к своей статье Дорофеева анализирует то, чем отличаются анонимные и неанонимные публикации о сексуальном насилии. Исследование развивалось постепенно, в сборнике конференции «Интернет по ту сторону цифр» можно прочитать его в виде изучения кейса, где главный интерес автора — это то, почему публикации отличаются, и вопрос о том, какую роль играют хэштеги (#янебоюсьсказать) и анонимность (паблик Подслушано). В статье же анализируется континуум анонимности (идея о том, что анонимность/её отсутствие — это не чёрное/белое). Хэштеги и формат Подслушано оказывают разный эффект, в каждом случае создавая свою нормативность: «на каждой онлайн-площадке есть разный набор идентичностей, которые могут на них отыгрываться, в зависимости от понимания „нормального“ на этих площадках». Само по себе это скорее позволяет инструментально описать эмпирическую реальность, но дальше автор приходит к мысли, что «степень анонимности онлайн-площадки может быть связана с тем, насколько соблюдаются групповые нормы, существующие на этой площадке». Этот вывод позволяет связать обыденное понятие анонимности и концептуально обоснованное разнообразие набора идентичностей. Теперь мы можем смотреть на разные площадки, пользуясь такой оптикой, и оценивать, какие степени анонимности и нормативности там возможны (хотя и принимая возможность их бесконечной вариативности).
В этой статье тоже происходит интеграция разных теоретических подходов, к Гоффману добавляется понятие accounts (оправданий или объяснений по Гарфинкелю), но они не разрабатываются концептуально, а служат методологической цели: объяснить, что происходит на онлайн-площадке. Зачем? Потому что в accounts есть система классификации, позволяющая не просто классифицировать истории, а выделить более универсальные критерии.
Итак, для анализа каких объектов используется социология Гоффмана в этих примерах и текстах, на которые ссылаются эти авторы:
Важно! Социология Гоффмана в первую очередь позволяет работать с конкретными ситуациями, её сложно использовать для широких обобщений, поэтому она в первую очередь используется в качественных исследованиях. Но пример статьи Марвик и бойд (и количество её цитирований) показывают, что качественные исследования могут помогать пониманию универсальных явлений.
Возможно, вы задумались, почему в интернет-исследованиях используются чужие теории. А как же свои?