Для чего нужна точка запятая

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Точка с запятой

Пунктуация

§ 130. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые (о запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, см. §§ 137 и 138), например:

    Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса.

§ 131. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение и связанными между собой:

1. Союзами но, однако, все же, тем не менее и т. п., особенно если эти предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые (о запятой перед этими союзами см. §§ 137 и 138). например:

    У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.

Примечание. Перед союзом а точка с запятой ставится лишь в том случае, когда связываемые им предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые, например:

    Мне послышалось, что он заплакал; а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе.

2. Союзами и и да (в значении «и») лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой. (В таких случаях предложения, начинающиеся союзами и, да, являются по характеру связи присоединительными.) Например:

    Он читал книгу, думая о том, что читал, останавливаясь, чтобы слушать Агафью Михайловну, которая без устали болтала; и вместе с тем разные картины хозяйства и будущей семейной жизни без связи представлялись его воображению.

§ 132. Точка с запятой ставится между распространенными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые, например:

    Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; cпина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в черном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонек папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.

§ 133. Точка с запятой ставится между значительно распространенными придаточными предложениями, подчиненными одному и тому же главному, если между придаточными нет сочинительного союза, особенно когда внутри таких придаточных имеются в свою очередь придаточные предложения, например:

    Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек; чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый.

§ 134. Точка с запятой ставится между группами независимых предложений, а также между группами придаточных предложений, относящихся к одному главному, если необходимо указать границы между группами предложений в отличие от границ между отдельными предложениями, например:

    В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет.

§ 135. Точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если рубрики эти не являются самостоятельными предложениями, но достаточно распространены, и особенно если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:

    Такой способ употребления мин заставил предъявить к ним требования:
    1) чтобы оторвавшаяся от якоря и плавающая на поверхности мина не могла повредить натолкнувшееся на нее судно;
    2) чтобы при постановке заграждения не было всплывших мин, могущих указать место заграждения, и такие мины тонули;
    3) увеличить безопасность постановки мин.

Источник

Зачем нужна точка с запятой и где её нужно ставить?

Грамотность на «Меле»

В школьных диктантах могут снизить оценку за то, что ученик не поставил точку с запятой там, где она была задумана автором. А есть ли вообще какие-то правила, по которым этот знак препинания ставится (или не ставится)? Отвечает Мария Чепиницкая, преподаватель и автор блога о русском языке в стихах и прозе.

Вопрос. Расскажите, пожалуйста, где правильно ставить точку с запятой. Моя мама уверена, что ее можно ставить где угодно, и считает, что Тургенев в «Записках охотника» так и делал. А я с ней не согласна, должно быть правило.

А правило есть, причём не такое уж и простое. Давайте попробуем разобраться.

Во-первых, точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если эти рубрики не являются самостоятельными предложениями (другими словами, когда мы составляем план или перечень).

1) молодой картофель, выращенный у подножья горы Хурхар;

2) привезённый из Альп сыр;

3) лапшу быстрого приготовления.

Во-вторых, точка с запятой любит сложные предложения и ставится перед союзами НО, ОДНАКО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ и подобными им союзами при противопоставлении:

У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой)

А вот перед союзами И и ДА (в значении «и») точка с запятой может встать только в том случае, если на этом месте можно поставить точку:

Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (А. П. Чехов)

Если же в сложном предложении есть придаточные части, то точка с запятой может поселиться в таком предложении в двух случаях:

1) между придаточными нет сочинительных союзов, а сами придаточные имеют свои придаточные;

2) между группами независимых придаточных.

Правда, зачем вам нужны такие большие предложения (если вы, конечно, не писатель):

И, в-третьих, точка с запятой очень дружна с однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые:

Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди, поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди. (А. А. Фадеев)

Источник

Точка с запятой

То́чка с запято́й (;) — отделительный непарный знак препинания. Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием (итал. Aldo Pio Manuzio ; 1449/1450—1515), использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений. Шекспир уже использовал точку с запятой в своих сонетах. В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в.

Содержание

Естественные языки

В русском языке точка с запятой ставится

В греческом языке, а также (под влиянием греческого) в церковнославянском языке точка с запятой играет роль вопросительного знака; в Юникоде для этого существует отдельный знак (код &#894), но тем не менее чаще на компьютерах используется обычная точка с запятой (код &#59), являющаяся частью ASCII.

Пример употребления точки с запятой в роли вопросительного знака в церковнославянском тексте (Быт., 25:32):

«Рече же Исав: се, аз иду умрети, и вскую ми первенство сие;» — «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?»

Во французской типографике точка с запятой, как и многие другие знаки препинания, отбивается от предыдущего символа коротким неразрывным пробелом. При компьютерном наборе он часто заменяется обычным пробелом.

Компьютеры

В большинстве языков программирования точка с запятой используется для разделения инструкций. Точка с запятой, как символ завершения оператора, появляется впервые в Алголе-58.

В языках ассемблера и некоторых текстовых форматах (например, в ini-файлах) точка с запятой обозначает начало комментария в строке.

В электронных таблицах точка с запятой применяется вместо запятой в языках, в которых запятая применяется как десятичный разделитель (в том числе в русском). Может выступать разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.

Математика

В дифференциальной геометрии точка с запятой, поставленная перед индексом, означает ковариантную производную функции по координате, обозначенной данным индексом (запятая же означает частную производную). Например:

Источник

Зачем нужна точка с запятой

Для чего нужна точка запятая. Смотреть фото Для чего нужна точка запятая. Смотреть картинку Для чего нужна точка запятая. Картинка про Для чего нужна точка запятая. Фото Для чего нужна точка запятая

Материал к сочинению на тему «Зачем нужна точка с запятой?»

1. Происхождение точки с запятой

То́чка с запято́й (;) — отделительный непарный знак препинания.

Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием (итал. Aldo Pio Manuzio; 1449/1450—1515), использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений.

Шекспир уже использовал точку с запятой в своих сонетах.

В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в.

В греческом языке, а также (под влиянием греческого) вцерковнославянском языке точка с запятой играет рольвопросительного знака.

2. Современные ФУНКЦИИ точки с запятой

а) РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция

В русском языке точка с запятой употребляется ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ:

· однородных членов предложения, если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые:

Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.

· частей сложного предложения

— между составляющими частями БСП (бессоюзного сложного предложения), обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые

Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

— между частями ССП (сложносочинённого предложения), если онизначительно распространены или имеют внутри себя запятые

Например: Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.

— между соподчинёнными придаточными предложениями в составе СПП (сложноподчинённого предложения), если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами

Например: Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли.

Если в данных случаях употребить вместо точки с запятой запятую, то границы синтаксических отрезков не были бы чёткими, поскольку внутри каждой части уже есть запятые, поставленные на другом основании.

Точка с запятой выручает авторов, когда текст чрезмерно осложнен и однородным перечислением, и внутренними выделениями, уточнениями, вводными сочетаниями. Запятая в таком громоздком тексте оказалась бы бессильной.

б) СМЫСЛОВАЯ функция

Благодаря употреблению точки с запятой мы можем не только чётко обозначить границы определённого синтаксического отрезка, но и

· зафиксировать его смысл,

· облегчить восприятие мысли,

· объединить логически связанные детали.

Смысл этого чрезвычайно распространенного и насыщенного содержанием предложения достаточно четкий, и большая роль в этом принадлежит точке с запятой.

Все обозначенные куски описания отграничены друг от друга точкой с запятой. Так знак облегчает восприятие мысли, объединяя логически связанные детали.

Смысловая функция точки с запятой особенно наглядно постигается при некоторых манипуляциях с текстом, например: Сытые лошади деловито трусили ровной рысцой, казалось, не замечая ни сбруи, ни упряжки, бежали себе, привычно пофыркивая и встряхивая челки над глазами (Ч. Айтматов).

Точка с запятой, поставленная в том или другом месте, сообщает предложению единственное прочтение, тогда как при запятой допускается разное толкование.

В других случаях точка с запятой может помочь избежать логической или смысловой ошибки. Например, в предложении Перед Чеховым пошли мужики, переселенцы, нищета, эпидемии, царскаякаторга. («Культура и жизнь») запятые уравнивают в однородном ряду слова.

Избежать такой ошибки можно с помощью точки с запятой: Перед Чеховым пошли мужики, переселенцы; нищета, эпидемии, царская каторга. В таком случае вторая часть предложения приобретает самостоятельность и может быть воспринята как перечисление слов,обобщенно рисующих картины тяжелой, безрадостной жизни.

в) ИНТОНАЦИОННАЯ функция

Если говорить об интонации, то главное различие между запятой и точкой с запятой в степени длительности паузы, ими фиксируемой.

3. ВЫВОД

Точка с запятой все более употребляется как фиксатор смысловых разрывов в тексте, он разъединяет тематически отстоящие друг от друга части предложений, помогает перераспределить смысловые и грамматические связи слов.

Материал к сочинению-рассуждению на тему «Зачем нужно тире?»

Обновление от 24.04.11
Этот материал поможет вам подготовиться к сочинению-рассуждению на тему «Зачем нужно тире?»

2.Функции тире:

Функция № 1 – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

а) подлежащее и сказуемое при отсутствии связки: Москва – столица России.

б) члены предложения при пропуске одного из членов предложения в неполном предложении: Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее — детям.

в) члены предложения для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения, обычно обстоятельств: И опять побрёл по улице рикш – на этот раз к отелю.
г) обобщающее слово и однородные члены предложения: Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом.

д) однородные члены и продолжение предложения, если перед ними стоит обобщающее слово: Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом.

е) части бессоюзного сложного предложения: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

Функция № 2 – ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

1. распространённые приложения, имеющие ярко выраженное уточнительное, поясняющее значение: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. За лугами, за старицами –приютом щук и прочей рыбы – видна полоса песков.

2. вставные предложения: Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.

С помощью тире оформляют смысловые отношения:

Тире способно передавать и эмоциональную сторону речи. Оноразрывает интонационную плавность фразы и создающее тем самымэмоциональную напряженность и остроту.

Все эти подчеркивания с помощью тире эмоциональной стороны речи, ее напряженности и динамичности, естественно, подчинены манере изложения и не регламентируются правилами.

Итак, диапазон употребления тире действительно широк:

во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти словесно пустые места;

во-вторых, тире может выполнять роль отграничителя и сигнализировать при этом о границе различных синтаксических конструкций;

во-третьих, при отсутствии союза тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений, в устной речи эти значения передаются интонационными средствами;

в-четвёртых, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи.

Материал к сочинению на тему «Роль скобок в тексте»

1. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Вставленными в предложение могут быть:

а) Cлова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или ее части.

Например:

· На половине перегона лес кончился, и с боков открылись елани (поля).

· Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке.

б) Слова и предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые в качестве добавочного замечания, в том числе и выражающие вопросы или восклицание.

Например:

· Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой.

· Души неопытной волненья смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга.

· Наши поэты – сами господа, и если наши меценаты (черт их побери!) этого не знают, то тем хуже для них.

в) Слова и предложения, хотя и связанные синтаксически с данным предложением, но приводимые в качестве добавочного, второстепенного замечания.

Например:

· Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь.

· Но целью взоров и суждений в то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный).

· Нам остается свести отдельные черты, разбросанные в этой статье (за неполноту и нескладность которой просим извинения у читателей), и сделать общее заключение.

2. В скобки заключаются фразы, указывающие на отношение слушателей к излагаемой речи какого-нибудь лица.

Например:

3. В скобки заключаются непосредственно следующие за цитатойуказания на фамилию автора и название произведения, из которого взята цитата.

Например:

«Иначе расставленные мысли производят другое впечатле­ние» (Б. Паскаль).

4. В скобки заключаются ремарки в драматическом тексте.

Например:

Матвей (у постели). Тимофей Петрович, извольте вставать! Тимофей Петрович! (Молчание.) Тимофей Петрович! Тимофей Петрович!

Материал к сочинению на тему «Функции точки»

1. Что такое ТОЧКА?

То́чка (.) в русском языке — знак препинания при письме.

2. ОТДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция точки

3. СМЫСЛОВАЯ и ИНТОНАЦИОННАЯ функции точки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Точками можно отделять не только предложения, но и отдельные группы слов и даже отдельные слова.

Данное явление в пунктуации носит название парцелляция.

Парцелляция широко распространена в современной печати. Её употребление связано со стремлением передать интонации иакцентированность живой речи.

При парцелляции точка выполняет не только ОТДЕЛИТЕЛЬНУЮ функцию, но и СМЫЛОВУЮ, а также ИНТОНАЦИОННУЮ.

Разделенные точками члены предложения или их группы отделяются от базового предложения, акцентируются, становясь самостоятельно оформленными частями высказывания, приобретаютсамостоятельность отдельного высказывания, с их помощьювыделяются наиболее важные моменты в сообщении:

Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел ее … и отправился встречать Макса. (Гришковец).

Такие члены, оторванные от основного предложения, стоят после длительной паузы и выделяются по смыслу и интонационно.

Каждый из последующих элементов высказывания как бы возникает в сознании не сразу, а в процессе раздумья. Получается, что мысль в сообщении подается отдельными порциями, что создаетпрерывистость интонации и имитирует естественность инепосредственность живой речи. Стыки этих смысловых «порций» и фиксируются точками.

4. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ при однородных членах предложения

Часто встречается расчленение предложений с однородными членами при обобщающих словах:

Вокруг нас было действительно «много света». Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок.Силуэты акаций. Ограды дач. Звуки перепелов. Тишина. Далекийлай собак. Время от времени крик ослика. Серебристо-пыльнаяполынь, ее неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. Шорох кошки, а может быть, и ежика в пыльных кустах шиповника. Погашенный маяк. Да мало ли чего еще! (В. Катаев).

Такое оформление однородного ряда психологически создает иллюзию нескончаемости перечисления, т. е. снимает ту замкнутость и закрытость ряда однородных членов, которые ощущаются при обычном оформлении перечисления посредством двоеточия и запятых.

В приведенном контексте важно как раз не само перечисление, не предметы и явления, которые перечисляются, а впечатление от них, состояние, рождаемое ими: человек и окружающая его ночь, данная в звуковых и слуховых ощущениях. В таком тексте прерывистая речь психологически оправданна.

5. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ в сложноподчинённом предложении

Отрыв придаточных от главных повышает смысловую емкость каждой из этих частей: главная часть предложения приобретает характер более обобщенного высказывания, придаточная же становится вполнесамостоятельной и, следовательно, по смыслу выделенной.

Возможность отрыва придаточных позволяет более свободно исамостоятельно строить и основное предложение, так, как будто за ним ничего не следует, т. е. давать уже в нем обобщенную иисчерпывающую характеристику явления.

6. ВОЗМОЖНОСТИ парцелляции

Использование приёма парцелляции позволяет:

а) сделать высказывание сжатым, экономичным и вместе с тем емкими информационно и эмоционально насыщенным.

б) посредством рвущейся строки создать стремительный ритм,динамичность, отчасти резкость: Итак, о чем я буду писать здесь? О себе. О людях, с которыми встречался. О фильмах, которые снимал. О поступках, которые совершал или не совершал. О мыслях, которые передумал (А. Кончаловский)

в) передать ироническое звучание (пауза в данном случае привноситэффект неожиданности), налет легкого юмора, как, например, определения «вечные» и «французская» в следующем тексте: Перед нами предстал сорокалетний господин. Хорошо сшитые штучные брюки. Английские желтые полуботинки на толстой подошве.Вечные. Бородка темно-русая, писательская, но более выхоленная и заостренная, чем у Чехова. Французская. Недаром Чехов называл его [Бунина] в шутку господин Букишон (В. Катаев).

г) воспроизвести на письме интонации живой разговорной речи, когдамысль формируется на ходу: высказано основное, а уже наплывает следующее, вспоминаются детали, новые характеристики, новые картины.

д) передать приподнятость стиля, пафосность публицистики.

8. ВЫВОД

Итак, точка может, сохраняя свое изначальное значение, указывать на конец мысли, понижение интонации в конце повествовательного предложения.

Она, как видим, способна приобретать и дополнительную значимость, способна расширять свои функции, включаясь в систему стилистических, акцентных и даже смысловых средств. Она можетусилить художественную и публицистическую выразительность письменного текста.

К. Паустовский во «Встречах с Гайдаром» отмечал: «Есть очень верное выражение: «В настоящей литературе нет мелочей». Каждое, даже на первый взгляд ничтожное слово, каждая запятая и точка нужны, характерны, определяют целое и помогают наиболее резкому выражению идеи. Хорошо известно, какое потрясающее впечатление производит точка, поставленная вовремя».

ункции вопросительного знака

ФУНКЦИИ вопросительного знака:

1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ
С помощью вопросительного знака отделяются предложения в тексте, в данном случае это завершающий предложение пунктационный символ.

2. ИНТОНАЦИОННАЯ
Вопросительный знак, поставленный в конце предложения, сигнализирует о том, что предложение следует читать с вопросительной интонацией.

а) Вопросительный знак помогает определить цель высказывания.

б) Вопросительный знак для выражения ВОПРОСА

— ставится в конце простого предложения, заключающего в себепрямой вопрос:

Ты откуда же взялся, Андрей? Любишь апельсины?

— может ставиться в вопросительных предложениях после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса:

Что я — попугай? индейка?
Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности?

— может ставиться в конце назывного предложения:

— ставится в конце ССП, если все части, входящие в его состав, илитолько последняя заключают в себе вопрос:

В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора?
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

— ставится в конце СПП, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной:

Вы знаете, что такое сестры милосердия?
Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?

— ставится в конце СПП, если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию:

Скажите, пожалуйста, что это за огни?
Я спросил, как же он стал отшельником?

— ставится в конце БСП, если образующие его части являются вопросительными предложениями или только последняя часть содержит прямой вопрос:

Кто скачет, кто мнится под хладною мглой?
А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?
Хвалы приманчивы — как их не пожелать?

в) выражает НЕМОЙ ВОПРОС в диалоге:

«…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов!

д) ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПИШУЩЕГО К ЧУЖОМУ ТЕКСТУ может сочетаться с восклицательным знаком:

О том, КАК писать сочинение, читайте ЗДЕСЬ

Если вам захочется поблагодарить автора блога за предоставленные материалы, кликните по одной или нескольким рекламным ссылкам, размещённым на блоге, и автор будет благодарен вам =)

Автор: Марина Анатольевна на 2:18

Отправить по электронной почтеНаписать об этом в блогеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в Живой ленте Google

Ярлыки: С2.1 Материалы к сочинениям на лингвистическую тему

атериал к сочинению на тему «Зачем нужно многоточие?»

Обновление 24.04.11
Данный материал можно использовать при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (задание С2.1).

1. Что такое многоточие?
Многото́чие (…) — знак препинания в виде нескольких (в русском языке трёх) поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.

2. Из истории
В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный». В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием».

3. Цитата
«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…» (Владимир Набоков)

4. Функции

Многоточие отделяет предложения в тексте.

В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:

а) для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи:

— Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… А почему вы вспомнили?

б) для указания на подтекстное содержание, алогизмы, указание на неожиданность и неоправданность каких-либо сочетаний слов и т. п.

Вот некоторые примеры на употребление многоточия, указывающегона глубокое подтекстное содержание:

Я перепугалась и смотрела в воду: может быть, ничего не увижу, а может, увижу, как это глубоко.

Если б теперь вернуться к Коле, вымолить прощение. Но Коля за стенами и замками.

В примере Нужна ли ученому наука. подчеркивается неожиданность высказывания, в какой-то мере абсурдность его.

в) для подчеркивания алогизма, неоправданности сочетания каких-либо слов, для указания на факты, противоречащие здравому смыслу.

Вот примеры подобных заголовков в газетах:

Туристские тропы. под землей
Роса. по заказу
Громкая. тишина
О конкуренции и. равенстве
Целебная вода под. городом
Разнообразие. по стандарту

г) для передачи большого эмоционального накала, интеллектуального напряжения.

Такое многоточие может заключать в себе очень большое и глубокое содержание, объяснимое лишь широким контекстом: Сердце выпрыгивало из груди, когда он наконец поспел вовремя. Ялик с прекрасным гребцом. белая рубашка, отложной ворот, кудри, высокомерный взгляд. на корме дама в широкополой шляпе с солнечным зонтиком. бочком, как амазонка, лица под полями не разглядеть. лодка с разгона, шурша, ткнулась в песок, юноша выпрыгнул и подтянул ее к берегу. стройный! подал руку и дама подняла лицо. заплаканное! Там они расстались, под соснами, на песчаной тропе. Игорь, как мог, остановил мгновение: Александр Александрович. чтобы в лицо. но это был уже кто-то совсем другой, хоть и тоже в белой рубашке, но с ракеткой под мышкой: стоял поближе к кустам и озирался направо и налево.

д) для передачи разрыва в повествовании, резкого перехода от одной темы к другой, для указания на то, что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени.

В этом случае многоточие ставится в начале абзаца.

Таким образом намечается пауза, помогающая переключить внимание читающего:

Он не помнил, почему они тогда поссорились. Шла кампания, которую Евгений называл «перетягивание каната».

. Евгений лег на землю, на душные душистые иголки, и, подложив ладони под затылок, стал смотреть в небо.

В литературе официально-деловой и научной нет места многоточию (разве только для обозначения пропусков при цитировании). Это и понятно: в таких произведениях не может быть недоговоренности, двусмысленности, недосказанности, как недопустимо разное прочтение, предугадывание смысла и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *