Для чего нужна цифровая трансформация для человека
В современных реалиях в выигрышном положении оказываются именно те компании, которые способны адаптировать свою бизнес-модель и стратегию под меняющиеся условия. Словосочетание “цифровая трансформация” встречали многие, но его смысл часто путают с другими digital-процессами.
Цифровая трансформация – это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы компании. Их внедрение заключается не только в использовании современного оборудования, но и в модернизации подходов к управлению корпоративной культурой, внешними и внутренними коммуникациями.
Максимальный эффект достигается путём отказа от консервативных моделей работы, а также за счёт преобразования продуктов и услуг организации. На практике цифровая трансформация осуществляется по-разному для каждой сферы бизнеса и компании. Сегодня уже недостаточно просто обзавестись сайтом, приложением, чат-ботом и страницами в социальных сетях, чтобы назвать себя цифровой компанией.
С цифровой трансформацией разобрались. Что же такое цифровизация, и почему эти понятия не стоит путать?
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни, в том числе и в бизнес. Глубина и масштаб внедрения могут варьироваться. Цифровизация позволяет компании стать более современной, но коммуникация, продукция и каналы её сбыта остаются традиционными.
В бизнес-процессы можно внедрить цифровые технологии по:
С 2013 года начался выпуск фильмов и сериалов собственного производства. В конце 2020 года число подписчиков сервиса превысило отметку 200 млн. человек. Это наглядный пример того, как компании пришлось буквально разрушить существующую бизнес-модель при помощи комплексного подхода, чтобы создать новые ценности и выгоды для своих клиентов.
19 апреля 2021 года Минцифры РФ сообщило об утверждении Правительством директив по цифровой трансформации государственных компаний. Стратегии цифровой трансформации государственных компаний должны быть разработаны или приведены в актуальное состояние до 1 сентября 2021 года. Становится очевидно, что преимущества цифровой трансформации бизнеса признают даже в государственных структурах. Компании на конкурентном рынке нуждаются в ней ещё сильнее.
Согласно исследованию, в России за 2019-2020 года число компаний, которые системно занимаются цифровой трансформацией, выросло вдвое.
Успех цифровой трансформации предприятия базируется на чёткой стратегии и грамотном управлении преобразованиями всех сфер деятельности компании. Ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они путают цифровую трансформацию с оптимизацией. Им кажется, что для успеха достаточно нанять IT-специалиста. Однако, это невозможно без взаимодействия специалистов из различных сфер.
Не существует универсального подхода и инструкции “Цифровая трансформация для чайников”. Но вот шаги, которые актуальны для любой сферы:
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 каждый из нас столкнулся с цифровым обучением. Даже те школы, вузы и предприятия, которые до этого отказывались от внедрения цифровых технологий, были вынуждены проявить гибкость.
Одна из ключевых функций цифровой трансформации обучения – это персонализация. Такой подход позволяет организовать более гибкий образовательный процесс для каждого студента.
Не секрет, что разным людям нужно разное количество часов для освоения учебного материала, разный формат подачи информации и т.п. При персонифицированном подходе обучающиеся имеют возможность самостоятельно формировать свой учебный день, график изучения отдельных дисциплин, выбирать наиболее оптимальное для себя время для выполнения заданий.
В России многие всё ещё скептически относятся к применению информационных технологий в обучении, в то время как в США, согласно статистике, 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство опрошенных считают, что дистанционный формат не снижает эффективность занятий.
Цифровая трансформация обучения подразумевает под собой не только онлайн-уроки, но также электронную библиотеку, электронные журналы и дневники, онлайн-тесты, дистанционную аттестацию, возможность отправить домашнее задание при помощи электронной почты или специальных платформ, возможность консультации с преподавателем не только в рамках занятия и т.д.
За время пандемии многие успели оценить преимущества дистанционного обучения. Не нужно тратить время на дорогу, можно присутствовать “в классе”, находясь при этом в любой точке мира.
Для многих учебных заведений в этот период дистанционный формат стал основным, а не дополнительным, что внесло свои коррективы. К новой реальности пришлось адаптироваться как ученикам, так и преподавателям, потребовались новые решения:
Тенденции говорят о том, что дистанционное образование в России и мире продолжит развиваться. За последние пару лет многие мифы о нём были опровергнуты, а опасения развеяны. Всё больше школ и университетов осознают преимущества внедрения онлайн-курсов, которые позволяют студентам из любого уголка планеты получить доступ к лучшим образовательным программам.
Благодарим за внимание и желаем, чтобы эффективность обучения всегда радовала вас и ваших студентов!
Что такое цифровая трансформация, и зачем она нужна компаниям
Потребность в заработке подталкивает компании к поиску новых решений для управления процессами и финансами.
Путь, выбранный почти всеми из них, — это концепция под названием «Цифровая трансформация». Это переносит административные и операционные возможности компаний в новую эру автоматизации и оптимизации.
Имея это в виду, давайте поговорим о цифровой трансформации и о том, как вы можете ее реализовать.
Что такое цифровая трансформация?
Многие люди ошибочно принимают цифровую трансформацию как рыночное решение, такое как программное обеспечение или платформа. А некоторые компании даже процветают, продавая нечто подобное.
Но нет, цифровую трансформацию купить нельзя — это первое, что нужно уточнить.
Это более тесно связано с культурой, которая побуждает профессионалов высшего звена реструктурировать свои компании вокруг технологий.
Лучше всего сформулировать эту концепцию. Цифровая трансформация — это попытка интегрировать, организовать и изменить структуру данных и процессов для их полной реализации в цифровой среде.
Хотя это не единственный способ объяснить этот термин, это хорошая отправная точка для обсуждения.
Когда вы идете на рынок в поисках решений, вы получаете не готовое решение, а скорее инструменты, которые позволят вам реализовать поставленную вами цель.
Это различие настолько важно, что другие школы мысли подходят к цифровой трансформации как к образу мышления. Культура инноваций, основанная на эффективности, оптимизации и автоматизации.
Но какое бы определение мы ни приняли за наиболее точное, цифровую трансформацию можно рассматривать как совокупность облачного программного обеспечения и инфраструктуры, бизнес-аналитики и современных способов управления производительностью и проектами на основе данных.
Зачем компаниям нужна цифровая трансформация?
Больше, чем просто поиск идеального шага для цифровой трансформации, важны ее практические преимущества.
Чтобы продолжить обсуждение, давайте взглянем на те преимущества, которые быстро становятся очевидными после внедрения.
Оптимизация
Вся эта популярность сделала цифровую трансформацию модным словом в связи со значительным сдвигом на рынке за последние несколько лет.
В прошлом, когда компании хотели увеличить долю рынка и работать с большим количеством клиентов, единственным выходом было увеличение размера. Больше людей, больше оборудования, большие офисы.
Но технологии, особенно облачные вычисления, навсегда изменили это. Теперь эти инструменты могут помочь вам оптимизировать производительность — сократить количество процессов и автоматизировать задачи, чтобы делать больше с теми же ресурсами.
Что это значит? Гонка за консолидацией и узнаваемость бренда сейчас заключается в том, насколько эффективно вы выполняете свою работу и как вы можете превратить это в лучший конечный продукт.
Это разница между стагнацией и успехом, особенно в таких инновационных областях, как маркетинг.
Стратегия
Цифровая трансформация — это не только повышение производительности, но и наличие правильного плана для достижения ваших целей.
Администрирование, основанное на данных, может помочь лучше и глубже понять маркетинговые тенденции, личность вашего покупателя и сравнительный анализ ваших конкурентов.
Благодаря большим пулам данных и инструментам для их анализа легче включать бизнес-аналитику в свои решения, действуя быстрее и эффективнее, чем более нерешительные бренды.
Больше продуктивности
Нельзя не поговорить о том, как инструменты цифровой трансформации влияют на фактический процесс создания контента в маркетинговом бизнесе.
Автоматизированные процессы, облачные инструменты, коммуникационные решения в реальном времени и платформы управления проектами помогают вам и вашей команде быть более организованными и активными.
Результатом является группа высоко вовлеченных профессионалов, у которых больше возможностей для реализации своего видения и инноваций на рынке.
Более быстрая реакция на рынок
Инновации жизненно важны, если вы хотите быть конкурентоспособным в будущем. Рынок движется к постоянно меняющимся тенденциям и сокращению ниш — все это обеспечивается цифровым опытом и интерактивным контентом.
Маркетинговый план не работает больше, не принимая во внимание цифровой — более того, диджитал в приоритете.
Благодаря стратегиям, основанным на данных, и структуре, основанной на эффективности, любой бизнес может быть готов быстро реагировать на изменения спроса.
Как начать цифровую трансформацию в вашей компании?
При анализе того, что дает эта концепция с точки зрения производительности, эффективности и позиционирования бренда, становится ясно, что цифровая трансформация — это не просто конкурентное преимущество.
Может быть, это преимущество сейчас, но оно быстро станет средством выживания.
Компании, которые не следуют этой конкретной тенденции, никогда не смогут предложить те же цены, качество и сроки, которых требуют новые рыночные стандарты.
С чего начать? Рецепта нет, ведь у каждого бизнеса есть свои особенности и этапы цифровой консолидации.
Однако некоторые советы обязательны для начинающих свой путь. Давайте взглянем!
Оцените настоящее
Для правильного начала планирования вам необходимо знать, где вы находитесь.
Это означает, что сначала нужно провести инвентаризацию уже реализованных цифровых решений. И даже больше.
Пришло время нарисовать карту продуктивности и управления проектами — как прямо сейчас выстроены процессы, обеспечивающие функционирование бизнеса.
Пока вы это делаете, вы можете начать с анализа того, что из этого можно сократить или решить с помощью автоматизации.
Это оценка цифровой консолидации. С этого момента ваш путь становится намного яснее.
Ставьте цели на будущее
Одного облачного хранилища и некоторого программного обеспечения недостаточно, чтобы это можно было считать хорошим переходом к цифровой трансформации.
Более широкая концепция рассматривает их как инструменты для достижения реальных выгод — средства, а не цель.
Так что много думайте о том, чего вы хотите. Более оптимизированное производство? Больше интеграции и сотрудничества в команде? Децентрализованное управление проектами, которое помогает вашей компании работать с большим количеством клиентов одновременно?
Эти цели будут не только направлять цифровую трансформацию, но и создавать идентичность вашего бренда. Культура, которая привлекает и удерживает больше вашей публики и даже влияет на кампании, которые вы можете планировать с этого момента.
Найдите правильные решения
Теперь, когда вы знаете, где находитесь и куда идти, вы, наконец, можете приобрести инструменты, которые помогут вам. Для цифровой трансформации решение как услуга — лучший способ скорейшего внедрения.
Интеграция является ключевым моментом при поиске лучших платформ. Попробуйте найти те, которые предлагают наибольший набор функций с поддержкой бизнес-аналитики, сбора и автоматического анализа данных.
Мотивируйте свою команду
Неважно, сколько инструментов цифрового маркетинга вы приобретете и внедрите; они мало что сделают, если у ваших команд неправильное мышление.
Как мы уже говорили, цифровая трансформация — это также культура, способ увеличения продуктивности за счет приоритета эффективности и сотрудничества.
Интегрированные системы, эффективные средства коммуникации и программное обеспечение, стимулирующее командную работу, будут двигать вашу команду, а, следовательно, и компанию.
Примеры цифровой трансформации
Теперь, когда мы обсудили основные моменты цифровой трансформации, давайте посмотрим, что она сделала для некоторых известных компаний.
Каждый из этих примеров свидетельствует о важности и преимуществах новой цифровой эры.
Переход на цифровые технологии для управления продажами
Возможно, это не ваша сфера деятельности, но то, что гигантские розничные сети сделали с цифровой трансформацией, является ясным и простым примером ее преимуществ.
Огромные компании, такие как Home Depot, Target и Best Buy, в последние годы пережили этот переход, уделяя особое внимание значительному сокращению операционных расходов.
Те же самые бренды использовали возможность улучшить свое цифровое присутствие и улучшить качество покупок в Интернете с помощью интеллектуального управления заказами и более эффективного управления клиентами.
Переход на цифровые технологии для маркетинга и стратегий, ориентированных на клиента
В данном случае интересна их направленность. Конечно, они всегда улучшают операционные показатели, но переходят на цифровые в основном потому, что там есть их аудитория.
Цель Nike — предложить решения для улучшенного маркетинга, мощной аналитики данных и более богатого покупательского опыта.
Переход на цифровые технологии, когда вы уже диджитал-продукт
Отличный пример, демонстрирующий силу цифровой трансформации, — это то, что технологические компании тоже инвестируют в нее. Microsoft — яркий тому пример.
За последние несколько лет бренд кардинально изменил свою позицию и стал поставщиком инноваций и технологий как услуги.
И это окупилось, поскольку в 2010-х годах акции Microsoft продемонстрировали экспоненциальный рост стоимости. Урок, который они преподают, заключается в том, что в будущем необходимо инвестировать в цифровую связь с клиентами. Облачные решения и живой опыт приближают людей к брендам, которые им нравятся. Это открывает новые возможности для повышения лояльности клиентов.
Приняв во внимание все эти моменты, мы можем увидеть, что цифровая трансформация является необходимым средством деловой революции. Это помогает вам повысить эффективность и вносит разум в ваши будущие решения. Это приближает вас к вашей аудитории и позволяет предлагать им более качественные услуги и опыт.
Источник
Что такое цифровая трансформация бизнеса?
Использование цифровых технологий в бизнесе имеет давнюю историю. При этом с течением времени меняется подход к внедрению технологий, появляются новые термины, в которых желательно не путаться.
История цифровой трансформации
Цифровая трансформация – понятие более сложное, нежели оцифровка и автоматизация. Главное различие состоит в том, что для предыдущих двух этапов просто внедрять технологии:
С цифровой трансформацией не всё так просто. Одними технологиями здесь не обойтись: потребуется внедрение ПО и пересмотр принципов ведения бизнеса.
То есть, технологии (любые) не делают бизнес цифровым. Цифровую трансформацию более правильно определить как перестройку деятельности компании, позволяющую адаптироваться к происходящим вокруг неё изменениям, быстро на них реагировать.
Преимущества цифровой трансформации
Цифровая трансформация даёт компании следующее:
Условия цифровой трансформации
Главным условием трансформации является заинтересованность участвующих сотрудников, желание у них этим заниматься и понимание, зачем это делать. Если изменения проводятся потому, что высшее руководство выпустило директиву, то ждать высокой эффективности не приходится.
При определённых условиях цифровая трансформация может стать вопросом выживания для компании. Ведь если работать по консервативным принципам, то легко «не вписаться» в новые модели рынка, которые обновляются каждый день. Есть и более серьёзные вызовы, как нынешняя пандемия коронавируса, которая заставляет решать: адаптируется бизнес к текущей реальности или уйдёт?
В сложившейся ситуации многие бутики одежды, например, были вынуждены практически за один день превратиться в интернет-магазины, а предприятия общепита – освоить технологию доставки еды на дом. Некоторые рестораны пошли ещё дальше: повара начали проводить онлайн платные мастер-классы по приготовлению разных блюд, заранее доставляя участникам необходимые ингредиенты. Это хороший пример того, как компания может проявить креатив и открыть для себя новый источник прибыли, вместо пассивного ожидания конца карантина.
Оставаться на месте сейчас не вариант, нельзя годами работать по одним принципам. Нужно активно тестировать всё новое, а потому используемая бизнесом модель должна быть не просто открыта для изменений, но способна проводить их «на лету».
Этапы цифровой трансформации
Просто внедрить ПО для цифровой трансформации недостаточно. Чтобы провести её успешно, придётся делать всё поэтапно.
Сначала важно понять, нужна ли вашей компании такая трансформация, причём именно сейчас. Не стоит проводить её просто потому, что это «модно». Нужно выяснить, какие цели мы преследуем. Они должны быть не обтекаемыми – «повысить эффективность работы компании» – а понятными. Желательно, чтобы они касались конкретных процессов:
Специалисты не советуют заниматься цифровой трансформацией всего и сразу. Во-первых, это требует больших ресурсов, а во-вторых, разумно сначала оценить полезность изменений на примере одной сферы деятельности или подразделения компании, прежде чем двигаться дальше.
Когда мы уже разобрались с целями и объектом трансформации, потребуется назначить ответственных лиц, причём не только со стороны IT, отвечающих за техническую составляющую, но и со стороны бизнеса. Если, например, мы модернизируем работу отдела логистики, то постоянный контакт с руководителем этого отдела – обязательно, чтобы изменения прошли и «на бумаге», и в реальной жизни.
Наконец, не забываем отслеживать результат, а для этого заранее выбираем параметры, по которым будем оценивать эффективность цифровой трансформации в вашей компании. С определения таких параметров и стоит начать преобразования, чтобы понимать, куда мы движемся, и не заниматься «модернизацией ради модернизации».
Причины для цифровой трансформации
Главная причина, по которой компании проводят цифровую трансформацию, – это сохранение и повышение конкурентоспособности. Всё развивается стремительно, а изменения происходят быстро, поэтому компаниям приходится соответствовать новым требованиям, чтобы продолжать успешно работать. Это удаётся не всем. Например, срок жизни крупных корпораций в 21 веке составляет около 15 лет, а в 20 веке он был равен 60.
То есть, нужно «держать руку на пульсе», использовать те возможности, которые даются развитием технологий.
Сложности цифровой трансформации
Попытка трансформировать бизнес под требования цифровой эпохи часто сталкивается с трудностями. Разберём самые распространённые из них.
Неготовность сотрудников к изменениям
Любые изменения достигают нужного результата только в том случае, если люди к ним готовы.
Важно обучить сотрудников новым принципам работы. Это может занять значительное время, но других вариантов нет: пока каждый работник не обучится работе в условиях новой бизнес-модели, трансформация не произойдёт. Обучение касается не только работы с новым ПО, но и самих принципов работы, и культуры инноваций, о чём речь ниже.
Важно не просто «насаждать» изменения сверху вниз, но и получать постоянную, живую обратную связь от сотрудников. Чем больше они будут ощущать личное участие в трансформации, тем сильнее начнут ценить её результаты.
Консерватизм руководства
Проблемой становится консерватизм рядовых сотрудников и руководителей среднего звена. Здесь важно разъяснить, зачем проводится трансформация, обрисовать выгоды, которые получит конкретный работник или отдел. Не всегда это удаётся сделать в рамках 30-минутной беседы или лекции. Но если сэкономить ресурсы на этом этапе, эффективность всего остального может остаться низкой.
Две стороны культуры инноваций
Культура инноваций – это сумма привычек, убеждений, взглядов и принципов сотрудников, максимально совместимых с быстрым внедрением всего нового. Ядром культуры инноваций является сознательный отказ от консерватизма.
Но не всё так просто. Любовь к экспериментам сталкивается с требованием проводить их по жёстким правилам, не вводя компанию в крупные расходы. Отказ от иерархии не всегда находит понимание на уровне конкретных отделов. А открытым обсуждениям не хватает откровенности, поскольку люди не решаются жёстко критиковать друг друга, «сглаживают углы».
Всё это говорит только о том, что культура инноваций не может быть внедрена одномоментно. Это длительный путь к выработке нового менталитета. Этот путь стоит начать скорее, но не ожидать, что его удастся пройти за пару недель.
Высокий темп изменений при цифровой трансформации
Ещё одна крупная проблема. Часто трансформация планируется в виде резкого «прыжка» от прежних принципов к новым, на этой модели основана концепция реинжиниринга. Он предполагает следующее:
Всё бы хорошо, но в этом случае из-за своей резкости цифровая трансформация становится большим стрессом для компании и каждого сотрудника.
Резкая смена принципов работы или даже конкретного ПО может затормозить бизнес, вызвать сбои в его работе. Большинство руководителей понимают это, причём одни в итоге торопятся провести изменения скорее, вторые откладывают их как можно дольше.
Решение здесь – последовательная трансформация, отказ от резких рывков. Здесь на помощь может прийти система Low-code, которая делает возможным последовательное внедрение новых принципов и постепенное разворачивание изменений: тестирование – принятие – масштабирование.
Сложность выбора приоритетов
При подготовке к цифровой трансформации нужно выбрать отдельные бизнес-процессы, которые будут подвергнуты ей в первую очередь. На эту тему возникают большие дискуссии: что первично, а что вторично?
Стоит начать с процессов, наиболее важных для компании, имеющих выстроенную структуру (пусть не идеальную) и часто повторяемых. Например, мы видим, что оптимизация работы с входящими счетами сокращает ожидание для контрагентов, избавиться от задержек и ошибок, высвободить время сотрудников. В этой ситуации стоит сразу провести трансформацию этого процесса, а уже затем идти дальше.
Увеличение рисков цифровой безопасности
При цифровизации неизбежны и трудности: данные попадают в сеть, откуда могут быть украдены в результате хакерских атак или неправомерных действий сотрудников.
Случается так, что переход на новые технологии приводит к увеличению рисков компрометации данных. Яркий пример – технология блокчейна, предполагающая хранение данных на множестве независимых устройств. Защитить данные становится сложно.
Часто служба безопасности предприятия противится внедрению технологий, так как беспокоится за сохранность данных. Иногда внедрение происходит, когда служба безопасности ещё не научилась работать в новых условиях, и секретная информация оказывается широко доступна.
Во избежание такого развития событий важно следить, чтобы система защиты данных с учётом новых технологий уже была на высоте к тому моменту, когда компания начнёт их использовать. Если служба безопасности будет “догонять” технологии, то велик риск того, что защитить данные не удастся. Важно повышать уровень и сотрудников службы безопасности, чтобы они своевременно узнавали о новых рисках и адекватных способах их ликвидации, а также позаботиться о том, чтобы они впитали развиваемую культуру инновации.
Важные тренды цифровой трансформации
Внедрение цифровых технологий в бизнес происходит под разным углом. Если когда-то речь шла об автоматизации, то сегодня цифровая трансформация предполагает пересмотр бизнес-моделей, бизнес-культуры и менталитета всех участвующих людей.
В последние пару лет наметились дополнительные тренды в этом направлении.
Цифровизация взаимодействия с внешней средой
Не так давно цифровая автоматизация касалась бизнес-процессов и взаимодействий внутри компании: её внутренних дел, производства, документооборота. Если же нужно было вступить в контакт с клиентом или поставщиком, ему отправлялось электронное письмо.
Но сегодняшняя реальность предполагает, что бизнес-процессы выходят за границы предприятия. Например, компания обеспечивает возможность для своих клиентов и контрагентов открывать личный кабинет в системе, которая регулирует бизнес-процессы на предприятии. Это даёт возможность сразу использовать вводимые контрагентами данные, экономя много ресурсов на то, чтобы принять их и занести в систему.
То есть, при выборе какого-то ПО, например BPM-систем, бизнес предполагает, что использовать его будут не только собственные сотрудники, но и контрагенты. И тут мы вплотную подходим к следующему тренду.
Интеграция разных систем
Многим компаниям пришлось столкнуться с тем, что для учёта ресурсов была выбрана одна система (ERP), для взаимодействия с клиентами – другая (CRM), для документооборота – третья (СЭД). В итоге предприятие использует 3-5 систем разных производителей, с разными принципами работы. Частичным выходом становятся MDM-системы – дополнительное ПО, которое помогает “собрать” и объединить разрозненные данные, чтобы можно было увидеть цельную картину. Ситуация осложняется тем, что многие системы предполагают разную структуру информации, так что импорт и экспорт данных предполагает ещё и их “конвертацию”.
В итоге бизнес “привыкает” пользоваться набором систем, а поскольку на внедрение и настройку всего этого уже ушла большая сумма, отказаться от такого формата работы готов не каждый руководитель.
Что делать в такой ситуации, вопрос сложный. Обычно приходится чем-то жертвовать и от чего-то избавляться, даже если это болезненно. Выходом тут станут решения, созданные на одной платформе, например Comindware Business Application Platform. Данная платформа хороша тем, что создаваемые на ней решения изначально интегрированы друг с другом, поэтому никакие дополнительные действия не понадобятся.
Кроме того, на ней можно постепенно создавать отдельные IT-решения для конкретных задач, заменяя этими решениями используемые ранее. Это позволит бизнесу избежать главного стресса – резкого “рывка”, который происходит, когда всё старое одномоментно заменяется на новое.
Масштабируемость
При проведении цифровой трансформации ценятся две возможности:
Говоря проще, бизнес нуждается в том, чтобы сначала опробовать, как работает решение, а уже потом проводить его массовое внедрение. Причём принципиально, чтобы протестировать можно было на каком-то одном процессе, не внося никаких резких изменений в работу всего бизнеса.
Это важно, так как в противном случае руководитель может просто не решиться переходить на новые принципы работы или решения.
И снова платформы наподобие Comindware Business Application Platform оказываются востребованы. Ведь именно на них можно создать простое и понятное решение, которое будет способно быстро решить одну конкретную задачу. А уже потом из этого приложения можно будет «вырастить» полноценное, которое охватит множество других процессов.
Но главное тут, что всё это происходит не мгновенно, а плавно и последовательно.
Облачные технологии
Облако предполагает, что все данные находятся на удалённом сервере, к которому каждый сотрудник получает доступ со своего устройства – компьютера или смартфона. Это помогает в том, чтобы, во-первых, повысить мобильность сотрудников, позволив им работать в любое время из любого места. Это выгода, которую уже ощутили многие компании, которым пришлось переходить на удалённый режим работы. А во-вторых, облачная технология позволяет не настраивать ПО на каждом отдельном компьютере, выполнив настройки один раз для всей системы.
Вывод статистических данных
Анализ накопленных бизнесом данных тоже приобретает всё большее значение. Новые решения для бизнеса оказываются способны не только сводить воедино бухгалтерские данные, но и анализировать работу каждого сотрудника: сколько задач он выполнил, сколько времени тратит на каждую из них.
Происходит замена стандартных отчётов (которые тоже надо анализиоовать) на вывод обобщённых данных по конкретному запросу. Руководитель может посмотреть данные о том, сколько продаж было сделано за отчётный период в каждом филиале компании. При этом есть возможность “спуститься на уровень” и посмотреть, какие показатели в данном филиале у отдельных менеджеров.
Это помогает искать «узкие места» в бизнесе и понимать, кто из сотрудников наименее эффективно. В итоге удаётся повысить эффективность процесса, выполнив небольшую работу. Например, обучив этого сотрудника необходимым навыкам или предоставив ему быстрый компьютер.
«Ядро» и «песочница»
Наконец, сегодняшние решения для бизнеса обычно делятся на два компонента: “ядро” для шаблонных процессов и “песочница” – пространство для экспериментов. Это связано с пришедшим пониманием того, что без стандартов не обойтись, но не всё можно уложить в «прокрустово ложе» схемы или шаблона и автоматизировать.
Поэтому вместо шаблонов для некоторых бизнес-процессов сейчас применяют кейсы, которые предполагают, что процесс будет разворачиваться по ходу дела, без предустановленных правил. По этой же причине в бизнес-решениях закладывается возможность для экспериментов и тестирования новых технологий. Однако эта «область свободы» вынесена за рамки ядра, которое отвечает за то, чтобы типовые и наиболее важные для предприятия процессы проходили быстро и без сбоев.
Таким образом, цифровая трансформация предполагает не только внедрение технологий, но и пересмотр моделей бизнеса. А баланс шаблона и творчества, дисциплины и эксперимента выходит на первое место.
Как и зачем производить цифровую трансформацию?
Основная цель такой трансформации – получение конкурентных преимуществ, создание дополнительной ценности для клиента. Вторая причина – борьба за сохранение своего места на рынке.
Как проводить цифровую трансформацию? Не так давно выстраиванием бизнес-процессов «правили» в основном IT-специалисты, ведь никто кроме них был не способен поменять настройки в используемом ПО. Но бизнес за это время уже «устал» от необходимости каждый раз, когда потребуется перенастроить ПО, отправлять в IT-отдел список изменений и подолгу ждать, когда они будут реализованы. При этом список необходимых изменений растёт быстрее, чем IT-специалисты успевают их внести. Это и вызвало популярность Low-code систем, предполагающих лёгкую настройку и минимум программирования.
Одной из главных фигур при цифровой трансформации является бизнес-аналитик – человек «от бизнеса», а не от технологий. Такой аналитик должен разбираться в том, как работает сам бизнес и в чём он нуждается. Получив необходимую квалификацию, этот специалист может самостоятельно настроить для всех других пользователей онлайн-формы для ввода данных, выстроить схемы типичных бизнес-процессов и каналы взаимодействия сотрудников.
Хотя бизнес-аналитик должен хорошо разбираться в моделировании процессов бизнеса и разработке удобных для пользователя экранных форм, он не тратит время на изучение программного кода. А значит, что в обучении такого сотрудника акцент будет сделан на получении им нужных для работы навыков.
Для кого нужна цифровая трансформация?
Часть компаний уже выполнили трансформацию бизнеса, но не всегда она проведена оптимально. Поэтому возникают трудности, перечисленные выше: сложности с интеграцией систем, их устаревание, накопление необходимых изменений, которые не успевают внедрять.
Другие предприятия ещё не провели цифровую трансформацию, и у них есть преимущество: продумав её реализацию, можно будет реализовать всё так, чтобы не наделать ошибок. Например, отказ от использования разных систем поможет избежать проблемы их будущей интеграции.
В итоге мы видим, что цифровая трансформация нужна всем компаниям: и уже прошедшим через это, и тем, кто только собирается. А поскольку это процесс непрерывный и бесконечный, то ни одно предприятие не сможет “провести” трансформацию раз и навсегда, ведь её суть – это постоянное внесение изменений, адаптация под меняющиеся условия.
Цифровая трансформация при поддержке Сomindware
Возможно, приступая к цифровой трансформации бизнеса, вы не знаете, с чего начать. Comindware разработала для вас платформу, возможности которой помогут плавно решить эту задачу, начиная с наиболее нужных бизнес-процессов.
Эту трансформацию реально выполнить силами ваших бизнес-аналитиков, которых мы будем поддерживать и консультировать.
Вы можете заказать демо и узнать, какую роль Comindware Business Application Platform может сыграть в цифровой трансформации вашего предприятия.
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.