Для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе
Госорганам предписано обеспечить цифровую трансформацию своей деятельности
Установлен порядок разработки, утверждения и реализации федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами ведомственных программ цифровой трансформации, порядок представления сведений о мероприятиях по информатизации, а также определена функциональная структура и полномочия участников системы управления процессами разработки и реализации программ.
Согласно Постановлению, цифровая трансформация представляет собой совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность.
Установлено, что проекты программ, включающие мероприятия, направленные на поэтапную реализацию цифровой трансформации, ежегодно разрабатываются государственными органами на очередной финансовый год и плановый период.
Показатели результативности цифровой трансформации формируются с учетом следующих целей:
— повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;
— снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы;
— создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации;
— повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
— обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
— устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности.
Федеральным министерствам в целях обеспечения комплексности и организационного единства при решении задач и достижении целей цифровой трансформации допускается разрабатывать консолидированные программы, увязанные по целям и задачам, срокам и результатам их реализации, с учетом целей и задач подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, а также целей и задач государственных внебюджетных фондов, координацию деятельности которых они осуществляют.
Ответственные руководители цифровой трансформации государственных органов несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность представляемых сведений и информации, а также за соблюдение порядка и сроков их представления.
Для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе
Итого по проекту
1 658,90
100,0%
Как видим, половина расходов направлена на обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
В этой связи следует напомнить, что цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (далее – моносервисы).
ЧТО ТАКОЕ СУПЕРСЕРВИСЫ
Суперсервисы – это комплексные госуслуги, оказываемые в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (например, рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).
Предполагается, что каждый суперсервис будет состоять из взаимосвязанных госуслуг, услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов (банковских, страховых и пр.).
Согласно показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100%.
Паспортом проекта также определены обязательные характеристики суперсервисов. Они представлены на Рис. 1.
Рисунок 1 – Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг
Таким образом, основными характеристиками суперсервисов являются:
ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ СУПЕРСЕРВИСОВ
На федеральном уровне основные решения, связанные с внедрением суперсервисов, были приняты в текущем году. Так:
На данный момент на портале Госуслуг открыт раздел, где все желающие могут ознакомиться с прототипами 10 суперсервисов (Рис. 2).
Рисунок 2 – Прототипы суперсервисов, представленные на сайте gosuslugi.ru[4]
В настоящее время идет сбор обратной связи от общественности. Большинство отзывов – положительные. Далее будут утверждены дорожные карты[5]. После утверждения дорожных карт начнется этап реализации.
ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ
Так как разработка суперсервисов идет от целевого состояния, практическое воплощение потребует большой работы. Сейчас в федеральном законодательстве есть много норм, которые препятствуют цифровой трансформации. Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, для предоставления суперсервисов необходимо значительно изменить законодательство. По информации Минкомсвязи для запуска всех суперсервисов необходимо поменять 144 нормативных акта, на сегодня 80% из них не готовы.
КАК ВЫСТРОЕНА РАБОТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Для реализации каждого суперсервиса сформирована отдельная команда на принципах agile в рамках рабочих групп. В их состав входят представители федеральных, региональных органов власти, эксперты. Всего в этих рабочих группах задействовано более 200 человек.
Основной разработчик суперсервисов – компания «РТ-Лабс» («дочка» «Ростелекома»), в процесс вовлечены НИИ «Восход», Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group.
На данный момент команды решают следующие задачи:
КАК БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РЕГИОНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА
29 мая 2019 года на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию Глава Минкомсвязи Константин Носков озвучил следующее[6]:
«В целях выравнивания возможностей регионов мы разрабатываем платформенные решения, которые регионы смогут использовать. Это облачная платформа госуслуг, которая позволит регионам самостоятельно настраивать полный цикл оказания услуг, а также интегрировать с ней и свои решения, и коммерческие сервисы… Общий принцип взаимодействия с регионами здесь следующий. Создаются и развиваются федеральные платформы, с которыми интегрируются лучшие региональные решения. Мы должны сохранить, развивать и тиражировать лучшую региональную практику регионов-лидеров. При этом, конечно, нужно предоставить типовые решения регионам, у которых их нет (это, к сожалению, большинство регионов нашей страны)».
Таким образом, у регионов есть два пути:
Учитывая фактический уровень исполнения федерального проекта, полагаем, что второй вариант по ряду суперсервисов в настоящее время является более оптимальным.
Для справки:
Основные параметры федерального проекта «Цифровое государственное управление»
Входит в национальный проект
«Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»»
Формирование нового поколения чиновников в условиях цифровой трансформации
М.Тетчер будучи, кстати, ярым критиком советской власти, сделала из Великобритании ещё в 1980 сервисное государство. Что значит «сервисное»?
«Государство-слуга, а не хозяин народа». Сервисное государство-то, которое обслуживает людей. Сервисным государство становится тогда когда власть перестаёт ОЦЕНИВАТЬ идеи населения и бизнеса, а начинает ОКАЗЫВАТЬ услуги и помогать в их реализации. Человек в силу физических способностей не способен на это, поэтому в помощь пришли машины: которые благодаря порталам и сервисам могут обрабатывать большие потоки информации, не вкладывая в них субъективного мнения и оценки.
Наша же страна, более менее оклемавшись от советской и постсоветской политики (по мнению многих юристов-правоведов) только ближе к 2000 (первая административная реформа, которая вносила изменения в устройство и порядок функционирования ведомств в 2004), встали на путь изменения государства, впервые заговорив о госуслугах и различных электронных порталах.
Между прочим, первым такие идеи начал вносить известный большинству как премьер, но мало кому известный как серьёзный и весомый юрист-цивилист, Д.А.Медведев.
⠀
Новый госслужащий работает как исключительная единица, с реальными идеями. Вся машинальность остается позади.
⠀
Как я отличаю старое поколение чиновников от новых:
⠀
Старые, постсоветские чиновники не привыкли работать, любят когда вьются вокруг них, обязательно вешают в кабинете портрет президента/премьер министра/губернатора и тд. Любят сидеть в кожаных креслах, не любят суету и считают, что выдержка решения проблемы =выдержки хорошего вина: чем дольше, тем лучше) ну отсюда и взятки и решение проблем (созданных на пустом месте) за деньги- коррупция.
Новые технологии растят новые взгляды в новом, построенном на сервисе, государстве. Я сделала такой вывод потому что сама работаю в таком министерстве и потому что вижу происходящее.
Людям больше не нужна такая власть, как я описала выше ту, постсоветскую. Просто продукцией нас уже не удивишь. Людям нужно качество.
Просто продукцию- процессы, способна выпускать автоматика, надо только отточить процессы.Автоматизированные процессы, созданные с помощью порталов госуслуг, платформ по автоматическому формированию данных, не дают дальше воспитывать из чиновников серую массу, раздувающую проблему на пустом месте. В идеале, мы идём к тому, чтобы оставить гениальные человеческие умы для разработки концепции электронных систем и самой идеи управления, а технику сделают уже компьютеры. Вот оно-качество политики.
Конечно, все это в теории, и мысль моя личная, без всяких идей со стороны. К идеалу описанная мной схема заработает примерно лет через 20-30, пока дойдёт до дальних регионов и все эксперименты внедрятся. Но мое поколение стоит у этих истоков, и требования, обусловленные развитием общества, становятся выше и жестче. Поэтому я рада видеть эту, новую технологическую революцию.
Учите цифру
Ксения Ткачева: Не могу сказать, что 100 процентов госслужащих принимают цифровизацию и не воспринимают процесс как очередное веяние, красивое слово, что-то, о чем поговорят и забудут. Не все осознают, что мы идем к государству как платформе, где все оцифровано. Но процесс затронет всех и каждого, и очень скоро. Чиновникам очень важно настроиться, что учиться придется всю жизнь. Уже нельзя один раз получить образование и работать с этими компетенциями длительное время. К сожалению, часть госслужащих привыкли выполнять определенные функции из года в год, но такой стабильности больше не будет.
Они должны меняться, учиться, становиться более клиентоориентированными, понимать, как работают технологии и какие риски они несут, повышать цифровую грамотность, быть готовыми к проактивным услугам.
Что такое проактивные услуги?
Ксения Ткачева: Когда не человек добивается от государства документа или пособия, а государство знает, в какой жизненной ситуации находится гражданин, и автоматически предоставляет нужные услуги. Например, родился ребенок, и автоматически выдается свидетельство о рождении, СНИЛС, начисляются пособия. Это как push-уведомления: гражданину остается только согласиться с получением документов и зачислением денег на счет.
Звучит как сказка.
В 2019 году центр обучил «цифре» более 13 тысяч чиновников, в 2020-м планирует обучить 10 тысяч. Кто такие руководители цифровой трансформации?
Меняете ли вы в процессе обучения чиновников их отношение к гражданам?
Платформа накапливает огромный массив персональных данных. Как относиться к тому, что система знает о тебе все?
Ксения Ткачева: Мы не задумываясь пользуемся соцсетями, мессенджерами, смартфоны отслеживают наше перемещение, не переживаем, что корпорации собирают о нас огромный массив информации. Но когда речь идет о сборе информации государством, почему-то волнуемся.
Есть люди, которые не пользуются банковскими картами, соцсетями, звонят по кнопочному телефону, их все еще можно купить. Я даже думаю, что нас ждет новый виток популярности таких телефонов очень скоро. Но люди лишают себя удобств. Да, можно расплачиваться наличными деньгами, мы не в Китае живем, где наличных денег в городах практически нет.
Каждый решает сам, что для него весомее: риски, связанные с передачей персональных данных, или комфорт от современных технологий.
Могут ли нас лишить возможности обратиться в госорган офлайн, напрямую?
Ксения Ткачева: Нет, это было бы слишком радикально. Есть ветераны, пожилые люди, которым сложно овладеть новыми технологиями. Есть люди, у которых нет средств для покупки смартфона. Они не должны быть выключены из системы. Да, получение услуг офлайн затратно по времени, но всегда должно работать окно, куда бабушка может прийти с паспортом и получить нужную бумагу или информацию. Это концепция инклюзивного общества: равные возможности людям независимо от их статуса и других особенностей.
К чему готовиться молодежи, планирующей пойти на госслужбу?
Ксения Ткачева: Популярность госслужбы сильно снижается в последние годы. Если пять-десять лет назад такая работа давала гарантии, статус, то сейчас не совсем так. Люди больше смотрят в сторону карьеры в бизнесе. Это печально, ведь госслужбе, как и другим сферам, нужны талантливые, мотивированные молодые специалисты.
Здесь работают ассоциации, в регионах особенно, что госаппарат- «теплое» место, куда берут по рекомендации, там медленный, но гарантированный рост, там не увольняют. Из-за этих стереотипов активная молодежь не идет в госуправление. Для них важнее развитие, чем стабильность. Но, я надеюсь, благодаря быстрому развитию технологий молодежь увидит, что госслужба классная, там интересно и есть возможность что-то менять в своем городе, стране. Это очень вдохновляет и заряжает на определенном этапе карьеры.
Для чего нужна цифровая трансформация в госслужбе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.
2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 г. N 2998-р
Стратегическое направление
в области цифровой трансформации государственного управления
I. Общие положения
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.
Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:
достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации государственного управления
Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.
Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:
государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;
предоставление государственных и муниципальных услуг;
осуществление контрольной и надзорной деятельности;
управление государственным имуществом;
обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации государственного управления
Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;
несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;
затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;
непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей);
наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг);
отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:
создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;
запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы;
устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;
создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих помимо стандартных средств работы с документами инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени;
создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;
повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;
создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;
повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий;
повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности);
наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;
недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;
наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за координацию реализации стратегического направления является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
иные органы государственной власти Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
Проекты
цифровой трансформации государственного управления
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
Показатели
цифровой трансформации государственного управления
Наименование проекта | Ответственные исполнители | Наименование показателя | Единица измерения показателя | Значения показателя | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |||||
1. | Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля всех социально-экономических показателей в отраслях экономики и социальной сфере, доступных для сбора в электронном виде | процентов | — | 3 | 5 | 10 |
2. | Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализующие полномочия по контролю и надзору | доля контрольных мероприятий, проводимых с использованием дистанционных методов | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
доля подконтрольных организаций, получающих персонализированный перечень обязательных требований в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и имеющих возможность пройти самостоятельное обследование на предмет соответствия таким требованиям | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
3. | Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний и внешний контроль поставленных задач с использованием системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
доля реализации задач, поставленных в единой системе контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей, выполненных с соблюдением срока (в том числе с учетом переноса срока, согласованного с тем, кто поставил задачу) | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
4. | Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета | Минцифры России Минфин России органы государственной власти и органы местного самоуправления | степень цифровой зрелости бюджетного процесса в органах государственной власти и органах местного самоуправления | процентов | — | 20 | 40 | 60 |
доля отчетных материалов, подготавливаемых в автоматическом режиме с использованием единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
5. | Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг | Минцифры России Минэкономразвития России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих перевод процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид (в том числе с помощью единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг) | процентов | — | 20 | 40 | 60 |
доля всех государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
6. | Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе «облачных» технологий | Минцифры России Минпромторг России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля государственных служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, использующих типовое автоматизированное рабочее место на базе «облачных» технологий | процентов | — | 5 | 10 | 15 |
доля отечественного программного обеспечения в составе программного комплекса типового автоматизированного рабочего места | процентов | — | 30 | 50 | 100 | |||
доля российских комплектующих в составе аппаратного комплекса типового автоматизированного рабочего места | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
7. | Создание единой платформы разработки государственных информационных систем | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля государственных информационных систем, функционирующих в соответствии с единым стандартом разработки государственных информационных систем | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
доля новых государственных информационных систем, создаваемых с использованием единой платформы разработки государственных информационных систем | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
количество ключевых отраслей экономики и социальной сферы, использующих единую платформу разработки государственных информационных систем | штук | — | 1 | 2 | 5 |
Обзор документа
Цифровая трансформация госуправления, в частности, предусматривает создание единой системы сбора, учета и анализа социально-экономических показателей, перевод проверок бизнеса в дистанционный формат, автоматизацию бюджетного процесса и учета.
Единая цифровая платформа контроля и надзора даст возможность к 2030 г. перевести до 90% проверок бизнеса в дистанционный режим там, где это возможно. Предприниматели смогут получать от государства персонализированные обновления по обязательным требованиям. Данные о проверках из единой системы будут использоваться для составления рейтинга предприятий по уровню надежности.
Работники федеральных, региональных и муниципальных органов смогут выполнять свои обязанности из любого места при наличии доступа в интернет.
Единая система предоставления госуслуг позволит ведомствам самостоятельно переводить в электронный вид различные услуги и оказывать их в проактивном формате, в т. ч. в зависимости от жизненной ситуации пользователя.