Для чего нужна цветовая палитра
Теория цвета как основа для дизайна и иллюстрации
Цвета присутствуют во всем, выражаясь во множестве оттенков, градиентов и комбинаций. Если повнимательнее рассмотреть окружающий нас мир, то можно удивиться, насколько большим разнообразием цветов и оттенков он наполнен. В то время как некоторые из них непосредственно вызывают в нас приятные чувства, существуют также и уникальные цветовые смеси, оказывающее заметное влияние на человеческие эмоции. Для лучшего же понимания всех этих особенностей, необходимо знать теорию цвета.
Для дизайнеров эта теория является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного их использования важно быть знакомым с такими понятиями, как комплементарные (дополнительные) цвета, сплит-комплементарные и триадические. Все их усвоить можно, опять же, исходя из теории цвета. Дизайнеры зачастую опираются на нее и цветовой круг при выборе подходящих цветовых смесей, способных передать посыл и эмоции бренда или людей.
Независимо от того, работаете ли вы профессиональным дизайнером или иллюстратором, а может просто увлекаетесь живописью, чем больше вы знаете о теории цвета, тем лучших результатов достигаете. С ее помощью можно получить ответы на ряд важнейших вопросов, например какие цвета смешивать для получения нужного тона, или какой уровень оттенка, насыщенности и яркости будет более подходящим. В данной статье я познакомлю вас с основами этой теории, а также представлю некоторые советы и эффективные способы достижения цветовой гармонии и совершенного дизайна.
Немного истории
В древности цвета существовали в форме пигментов, например в виде цветной почвы, угля или животного жира. Древние цивилизации, например Египтяне создавали произведения искусства с помощью пигментов, получаемых из минералов, в связи с чем наиболее распространенным в их произведениях был синий цвет. С течением лет различные выдающиеся художники привносили весомый вклад в живопись, и эволюция цвета продолжалась. Тот же великий Леонардо да Винчи исследовал различные особенности и принципы создания цветов, о чем писал в своих рукописях.
С тех пор история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. В 18 веке уже начала формироваться сама наука о цвете – колористика. В 1704 году сэр Исаак Ньютон совершил прорыв, когда в результате эксперимента с призмой открыл, что свет состоит из нескольких цветов. Несмотря на то, что тогда многие сочли это утверждение спорным ввиду всеобщего убеждения, что свет является бесцветным, открытие все же легло в основу известной нам сегодня теории цвета.
Эксперименты показали, что красный, желтый и синий являются основными цветами, из которых можно получить все остальные. Ньютон также создал первую версию цветового круга, который существенно повлиял на дальнейшую историю и принципы работы с цветом. Параллельно с этим начала формироваться и другая концепция, определявшая, что, смешиванием основных цветов можно получать уже другие, а именно фиолетовый, оранжевый и зеленый. Трансформация знаний продолжалась, и цветовой круг постепенно дорабатывался.
В дальнейшем благодаря системе Манселла он был дополнен третичными цветами, такими как желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. Альфред Манселл также был выдающимся исследователем цвета, который расширил размерность идей Исаака Ньютона. В своих работах Манселл определил, что двухмерный цветовой круг подходит для описания только одного измерения цвета. В итоге он первым представил цвет в трехмерном цветовом пространстве через три его атрибута: тон, значение (яркость) и хроматичность. Сегодня дизайнеры используют цветовой круг для создания красивых притягательных работ с помощью палитр, в основе которых лежит теория цвета.
Цвет и его теория
Чтобы лучше понять цвет и его теорию, мы для начала вспомним, какие в цветовом круге существуют категории.
Основные цвета выступают основой для получения всех остальных цветов. К ним относятся красный, синий и желтый. (примечание: данное определение характерно для художественной системы цветовоспроизведения, которая расходится с аддитивной системой RGB Максвелла, где основными цветами являются красный, зеленый и синий).
Вторичные цвета получаются совмещением двух основных. К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый.
Третичные цвета создаются смешиванием основных со вторичными. Всего их насчитывается шесть: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый и желто-оранжевый.
Категории цветов
Цветовой круг представляет основные, вторичные, третичные цвета, а также их оттенки, тени и тональности. Он выступает в качестве ориентира, позволяя дизайнерам создавать уникальные и привлекательные цветовые палитры.
Основные термины колористики
Различные температуры цветов
Тон указывает на цветовой пигмент и может полноправно называться соответствующим цветом.
Хроматичность описывает чистоту цвета. Высокая хроматичность тона указывает на то, что в нем отсутствует черный, серый и белый. С другой стороны, присутствие черного или серого просто снижает хроматичность. Дизайнер должен понимать, что следует избегать использования тонов со схожей хроматичностью и предпочитать брать те, чья хроматичность отличается на несколько оттенков.
Насыщенность определяет, как выглядит тон при различный условиях освещения. Для достижения цветового соответствия рекомендуется использовать степени насыщенности, максимально приближенные к природным.
Тональности представляют цвета, получающиеся после добавлении в тон серого. Смотрятся они тускло и скучно, как старые программы, в связи с чем подходят далеко не для всех дизайнерских решений. Тем не менее, если в проект нужно добавить винтажный эффект, с их помощью можно сделать это более элегантно.
Тени используются для затемнения цвета путем добавления в его тон черного.
Значение (яркость) цвета отражает его светлоту или темноту.
Оттенок противоположен тени и отражает, сколько белого было добавлено к цвету. Оттенки зачастую применяются в области женского дизайна, и их в изобилии можно встретить на сайтах, посвященных родительству или воспитанию юных детишек.
Цветовые палитры
Смешивание цветов в поиске нужных комбинаций является интересным и увлекательным занятием, особенно для дизайнеров. С помощью цветовой палитры они добиваются нужных красочных решений при проектировании UI или логотипов. В умелых руках таким образом создаются визуально привлекательные фирменные стили, которые успешно резонируют с эмоциями целевой аудитории.
Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн. Придуманы они были не одно тысячелетие назад, но в современной цифровой эпохе получили еще большую популярность. Цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов, с помощью которых мы сообщаем компьютеру о том, какой цвет нам нужен.
Цветовая палитра
Виды цветовых палитр
Монохроматическая
Подразумевает использование одного цвета, его тональностей и теней. Монохроматическая цветовая гармония всегда оказывается предпочтительным выбором. За счет уникального контраста оттенков она делает дизайн более привлекательным.
Монохроматическая цветовая схема
Аналоговая
Аналоговые палитры основываются на цветах, располагающихся рядом на цветовом круге. Такие палитры используются в случаях, когда нужно создать дизайн без контрастов. В оформлении сайтов это означает соблюдение гармонии цвета за счет заполнения фона страницы аналоговыми цветами.
Аналоговая цветовая схема
Комплементарная
Комплементарная палитра строится на основе двух противоположных цветов круга и используется для создания эффекта контраста.
Комплементарная цветовая схема
Сплит-комплементарная
В основе сплит-комплементарной схемы лежит та же контрастная пара цветов, только в этом случае один из них разбивается на два соседних.
Сплит-комплементарная цветовая схема
Триадическая
Триадическая цветовая схема строится из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. С помощью такой палитры удается одновременно добиться и контраста, и гармонии.
Триадическая цветовая схема
Прямоугольная
Прямоугольная палитра включает две пары комплементарных цветов. Наиболее опытные дизайнеры используют ее для создания завораживающих изображений.
Прямоугольная цветовая схема
В современном цифровом мире существует широкий спектр инструментов для создания цветовых палитр. Можно выбирать цвета из предлагаемого этими инструментами круга и автоматически генерировать HEX-коды для дальнейшего использования в проектах. Существуют также инструменты, генерирующие цветовые палитры на основе загружаемых изображений. Такой способ создания нужных палитр очень эффективен и существенно сокращает время разработки дизайна.
К известным инструментам работы с палитрами относятся:
Adobe Color
Coolors
Canva Color Wheel
Paletton
Color Hunt
Психология цвета
Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.
То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой. Все эти ощущения являются результатом того, как именно глаза воспринимают цвет, передавая в мозг определенный сигнал, который обрабатывается мозгом и отражается в том или ином настроении. Исследованиями в области психологии восприятия цвета занимаются многие ученые, и на этот счет существуют различные теории.
Все большее число как небольших фирм, так и крупных корпораций используют данные этих исследований для формирования бренда и разработки сопутствующего дизайна, который будет вызывать у целевой аудитории правильные ассоциации и устойчиво фиксироваться в памяти. В случае удачного подбора цветов и их согласования с задачей бренда на выходе получается изящный дизайн, который делает конечный продукт очень привлекательным и запоминающимся.
На протяжении десятилетий многие крупнейшие корпорации инвестировали в разработку логотипов и маркетинговых стратегий согласно психологии цвета. Некоторые из них определили публичный образ компании с помощью особого дизайна логотипа и комбинации цветов, что сделало их узнаваемыми и заложило в целевую аудиторию определенные ассоциации.
Психология восприятия цвета
Культурные различия в восприятии цветов
Очень важным фактором в дизайне, не подчиняющимся никакому своду правил, являются культурные различия. В нашем полном разнообразия мире каждый регион имеет свои психологические отличия, сформированные разными культурными особенностями. К примеру, в некоторых западных странах белый цвет считается символом чистоты и надежды, но в то же время в других культурах он ассоциируется с печалью и утратой.
Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.
Это говорит о том, что дизайнеру важно понимать задачи и суть разрабатываемого им фирменного стиля, а также учитывать целевую аудиторию. Исходя из потенциальной клиентской базы в общий дизайн бренда могут вносится небольшие доработки с целью соответствия локальным особенностям аудитории. В иных случаях предпочтение может отдаваться универсальному дизайну, подходящему всем возможным регионам присутствия компании.
Согласованность цветов фирменных стилей
При создании цветовой палитры важно добиться уникальности бренда. Здесь дизайнеру нужно учесть ряд факторов, например фирменный дизайн конкурентов и их цветовые схемы. Использование схожей цветовой палитры может вызвать путаницу среди потребителей. Однако при этом не обязательно брать абсолютно иную цветовую гамму, лучше будет просто обыграть аналогичную в собственном ключе. Например, сети McDonald’s и Burger King обе работают в сфере быстрого питания и предлагают аналогичный сервис. При этом и тот, и другой бренд используют в фирменном стиле комбинацию красного и желтого.
Кроме того, уникальность бренду могут добавить нестандартные цвета. Типичным подходом к реализации подобных решений является использование цветовых комбинаций с акцентами. Это делает общий дизайн модным и привлекательным. Ниже приведены некоторые уникальные комбинации (источник), призванные подтолкнуть вас к более углубленному изучению подобных цветовых палитр.
Рекомендации по выбору цветов
Заключение
Колористика является достаточно сложной наукой, но при грамотном ее изучении с самых основ сложностей на пути освоения возникнуть не должно. Она послужит трамплином, который позволит вам начать самостоятельно нарабатывать базу знаний для создания характерных и цепляющих глаз дизайнерских решений.
Важно научиться использовать сложные цветовые палитры, так как это позволит добиваться высокой эстетичности конечного результата. Помимо теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать и понимать такие дополнительные факторы, как эмоции целевой аудитории, региональные особенности ее психологии, а также задачи самого бренда. Все это говорит о том, что для наращивания навыков и создания беспрецедентных дизайнерских проектов нужно использовать не только формальные принципы работы с цветом, но также опираться на интуицию.
Зачем нужны цветовые палитры и как ими пользоваться?
Многие рукодельницы знают, что выбрать подходящие цвета для изделия бывает неимоверно сложно. Но есть доступный способ грамотно подобрать цвета для работы и не испытать необоснованных мук творчества.
В этой статье я расскажу о подборе цветовой палитры, раскрою секреты и поделюсь своим опытом
Есть несколько правил для правильного подбора цвета.
Правило 1. Ограничьте количество цветов.
При выборе цвета очень важно соблюдать баланс. При большом количестве используемых цветов баланса достичь почти невозможно. Поэтому существует основное правило «Трех основных цветов», где вам нужно выбрать только 2-3 цвета из палитры, а все дополнительные цвета должны быть их оттенками.
Как построить цветовую схему:
В этом поможет цветовой круг из 12 цветов — это один из главных инструментов для создания цветовых схем.
Стандартные цветовые схемы
Есть несколько принципов подбора цветовых схем, которые будут полезны:
Монохромная (одноцветная) схема. Это самая простая цветовая схема, в которой используются различные оттенки одного цвета. Все оттенки цвета хорошо сочетаются друг с другом и создают успокаивающий эффект. Такие схемы очень хорошо воспринимаются глазом, выглядят элегантно.
Аналоговая схема. В такой палитре используются родственные цвета, то есть те, которые на цветовом круге расположены рядом. Здесь выбирается один доминирующий цвет, а два других дополняют его. Хитрость этой схемы в том, что в цветах варьируется насыщенность, создавая необходимую зрительную нагрузку – можно сделать очень яркое сочетание либо наоборот, использовать оттенки, которые вызовут умиротворение.
Комплементарная схема. Контрастная схема, в которой использованы два противоположных цвета. Эта схема применяется для акцентирования деталей и привлечения внимания. Например, среди зелени яркое красное пятно будет несомненно заметным и сразу притянет все взгляды.
Также существуют кастомизированные палитры или выборочные. Создать такую палитру очень просто – возьмите нейтральную гамму (черно-белая, оттенки черного) и добавьте в нее любой яркий акцент. Такая палитра будет выглядеть свежо и очень эффектно.
Правило 2. Вдохновляйтесь природой.
Самые гармоничные цветовые схемы дарит нам Природа. Это те самые сочетания цветов, которые хорошо воспринимаются человеческим глазом и которые Природа математически точно создала для нас.
Если вы видите красивую «картинку» — сфотографируйте ее и сделайте новую потрясающую цветовую палитру для работы.
Кроме этого можно черпать вдохновение из палитр дизайнеров, например, DesignSeeds регулярно выкладывают в своем блоге невероятные палитры с указанием цветов и вы можете легко подобрать подходящие цвета для нового пледа или открытки.
Правило 3. 60-30-10
Это правило любого дизайнера — пропорция 60% + 30% + 10% поможет гармонично «раскрасить» любое пространство. Эта концепция невероятно проста в использовании: 60% — ваш доминирующий оттенок, 30% — вторичный цвет и 10% — цвет акцента. Идея заключается в том, что вторичный цвет поддерживает основной цвет, но отличается от него насыщенностью. А 10% акцента — это то самое яркое пятно, о котором часто любят говорить дизайнеры Такое соотношение позволяет глазу комфортно перемещаться от одной фокусной точки к другой.
Правило 4. Начинайте с черно-белой гаммы
Когда начинаешь новый проект, так и тянет «поиграть с цветом». Мало того, зачастую именно яркий цвет и становится источником вдохновения (вспомните, как вы стоите перед рядами разноцветной бумаги в магазине и взгляд притягивает какой-то умопомрачительного цвета лист — вы уже видите прекрасную открытку?
Как бы ни было сильно искушение, мы советуем не спешить. Сделайте сначала прототип будущей открытки в оттенках серого (или в других монохромных тонах). Вы увидите общую «картинку» и внедрить в нее другой цвет будет потом несложно.
Правило 5. Не используйте черный цвет.
При подборе цвета для своего проекта никогда не используйте чистый черный цвет. Черный — цвет неестественный, и при размещении его с другими цветами, черный их «задавит». Здесь как раз пригодится Правило 2 — понаблюдайте, ведь в реальности, в природе вы никогда не найдете чистый черный цвет, вам будут встречаться лишь его оттенки.
Правило 6. Используйте цвет для получения эмоций
Творческие люди, как никто другой знают, что цвет может вызывать эмоции и влиять на настроение людей. Поэтому очень важно в вашей работе использовать благоприятные для восприятия цвета. Цвет может как помочь вашему изделию выглядеть выгоднее, так и легко «перечеркнет» всю ценность вашей работы.
Величайший колорист XX века Пьер Боннар сказал: «Цвет не добавляет приятного к дизайну — он его усиливает».
С правилами всё понятно, а как же эти палитры создаются? Инструментов имеется очень много, я хочу рассмотреть некоторые из них, которыми пользуюсь сама.
Необходимые инструменты для создания цветовых палитр
Adobe Color CC — отличный инструмент для поиска, изменения и создания цветовых схем. Каждый цвет на палитре может быть индивидуально изменен, или выбран в качестве базового цвета, с помощью нескольких простых щелчков мыши. Палитры могут быть сохранены и добавлены в библиотеку, и есть ряд готовых цветовых схем, доступных на сайте.
Можно также загрузить свое изображение и «разложить» его на палитры разной яркости и насыщенности.
ColorScheme — похожий инструмент, который позволяет делать более тонкую настройку палитры.
Здесь не получится загрузить свое изображение, но зато можно выбрать цветовую модель (например, смотреть палитру в цветах Pantone, выбрать симуляцию нарушений зрения, и даже найти соответствие цвета ниток мулине в зависимости от производителя!)
Material Design — крутой гайдлайн по подбору цвета. Кроме описания основ подбора и всех необходимых правил можно найти коллекцию цветов, гармонирующих друг с другом.
Coolors — это мощный инструмент для создания цветовых схем. Вы можете просто заблокировать выбранный цвет и нажать пробел, чтобы создать новую палитру. Самое классное в этом инструменте то, что вы не ограничены только одним результатом — можно получить несколько цветовых схем, просто изменив контрольную точку.
Можно загрузить свою фотографию и сделать прекрасную палитру:
И теперь самое интересное) Создали мы палитру, получили цвета, а как же применять их на практике, для подбора цвета пряжи или краски?
Как пользоваться номерами цветов в палитрах?
Это, пожалуй, главный вопрос А ответ будет очень простым.
Во всех цветовых палитрах цвет указывается в виде RGB-цветов, их еще называют WEB-цвета. Обозначаются они обычно комбинацией букв латинского алфавита и цифр, впереди ставится «решетка»:
Из номера такого цвета можно получить аналог в RGB, CMYK или Pantone, а затем подбирать похожие цвета у производителя товаров.
Как это работает
Например, у нас есть прекрасная цветовая палитра от DesignSeeds, где указаны следующие коды цветов:
Нам нужен зеленый, его код в палитре 597B67. В фотошопе переходим в настройки цвета и копируем номер цвета в нужное поле:
Мы видим аналог этого цвета в палитрах RGB (89-123-103) и CMYK (73-47-71-4).
Также можно воспользоваться одним из вышеописанных инструментов. Например, идем на ColorScheme и выбираем раскладку цвета в палитре Pantone — получаем коды цветов в RGB, CMYK и Pantone.
Дальше потребуются данные от производителя. Производители бумаги могут запросить коды CMYK или Pantone и точно подберут цвет бумаги. Для определения цвета краски понадобится Pantone. По ниткам мулине есть в сети довольно обширные справочники по цветам например:
Можно найти подходящий цвет и потом воспользоваться таблицей перевода цветов ниток мулине из одной марки в другую.
Некоторые производители указывают соответствие цвета товара основным цветовым схемам.
Воспользовавшись этими советами вы можете создать собственную цветовую палитру очень легко и успешно использовать ее для создания своих изумительных работ!
А вот пример сочетания цвета в готовом изделии согласно цветовой палитре: