Для чего нужна управа района
Чем занимается глава управы района и как добиться его отставки
Откуда берется глава управы района? Могут ли его выбирать жители? Как он связан с муниципальными депутатами? Как добиться его отставки? Зачем этот институт придумал Юрий Лужков?
Кто такой глава управы и какие у него полномочия?
Глава управы — это глава территориального подразделения исполнительной власти в Москве. Управа — это часть правительства Москвы, у которого есть такие подразделения в каждом районе.
Правда жизни, скрытая от внешнего наблюдателя, заключается в том, что на глав управ сваливают всю работу на местном уровне.
Например, когда проходят выборы, у ЦИК, который никак формально не связан с исполнительной властью, есть обязанность материально обеспечивать участковые избирательные комиссии (УИК), чтобы хватало в помещении столов, стульев, масок и средств индивидуальной защиты. Но на самом деле этим будет заниматься главы управ. Поэтому они так не любят дни голосования: им приходится бросать хозяйственную работу и на неделю отключаться, потому что им нужно обеспечить выборы.
По функционалу и полномочиям прямой аналог главы управы — это мэр. Глава управы — это мэр района в Москве, можно так сказать. Мэр обычного российского города ровно тем же самым занимается. У него есть подконтрольные ГБУ, которые занимаются тем, чем занимается «Жилищник», имеют на балансе территории, эксплуатируют их, содержат жилой фонд.
Принципиальная разница в том, что в любом другом субъекте федерации, кроме Москвы, мэр — лицо, представляющее местное самоуправление.
Что не находится в ведении главы управы?
Работа бюджетных учреждений, которые подчинены другим ветвям правительства Москвы. Главе управы не подвластны никакие медицинские учреждения, управа не будет ни в каком виде заниматься вопросами поликлиник, роддомов, больниц. То же самое с образовательными объектами: глава управы не может вмешиваться в жизнь школ, колледжей, а также федеральных ведомств и всяческих органов. Все остальное, что государственного бюджетного в районе есть, попадает в зону ответственности главы управы.
Разве начальник дворников — это не глава «Жилищника»? Как связаны управа и «Жилищник»?
Формально учредителем «Жилищников» являются префектуры. Руководство «Жилищника» назначается префектурами административных округов. А он определяет остальную управляющую команду.
Но по факту «Жилищник» находится в оперативном управлении у управы. Это устроено так: например, по понедельникам проходят совещания, которые проводит глава управы. Там сидят руководители «Жилищника» и берут задачи.
Я думаю, это связано с качеством кадров в «Жилищнике». Если так не делать, то все будет совсем плохо. К сожалению, в них работают сотрудники очень низкого профессионального уровня.
Может ли глава управы уволить главу «Жилищника»?
Нет. В лучшем случае глава управы может направить служебную записку в префектуру, которая для управы — вышестоящий орган, вторая подчиняется первой. Префект для главы управы — прямой начальник. Он может ходатайствовать своему начальнику, что директор конкретного «Жилищника» не справляется.
Могут ли жители избрать главу управы?
Нет, но это было бы очень хорошо. Это одно из базовых требований реформы местного самоуправления.
Вся вертикаль власти в Москве, которая отвечает за бюджет города, за всю хозяйственную жизнь, подчинена одному выборному лицу — мэру Москвы. Когда мы выбираем мэра, мы на самом деле в пакете с ним выбираем 125 глав управ, 11 префектов, глав всех департаментов, а также около 20 тыс. работников правительства Москвы.
Кто и как увольняет глав управ?
Формально он назначается и отстраняется от должности указом мэра Москвы. Такие указы можно найти на сайте мэра.
Но на самом деле не сам мэр сидит и занимается кадровой политикой, размышляя о 125 глав управ. Есть вертикаль территориальных органов. Решения мэра об отставке или назначении глав управ принимаются префектом и людьми из департамента территориальных органов.
Почему обычно увольняют глав управ?
За 10 лет нахождения Собянина в должности мэра их очень редко увольняли. Это происходило из-за достижения предела по возрасту — 65 лет, либо после какого-то районного скандала, когда глава управы уже не контролирует ситуацию.
Неудовлетворительный политический результат может быть основанием для отставки главы управы. Он по совместительству является функционером «Единой России». Глава управы организовывал явку и результат на голосовании по поправкам в Конституцию и отвечает за это.
Кроме того, они редко уходят в отставку насовсем. Чаще глава управы переходит куда-то. Люди об этом не знают — им кажется, что есть ротация, что власть меняется в Москве. На самом деле глав управ просто переставляют местами [в Ховрино и.о. главы управы назначили бывшего главы управы Нагорного района — «Наш Север»]
Откуда взялся институт глав управ?
Это придумал Юрий Лужков. Глубокое убеждение Лужкова было в том, что в городе невозможно местное самоуправление, а власть должна быть централизованной.
До 1993 года в Москве действовала советская система: существовали крупные районы в других границах. В них были районные исполнительные комитеты — райисполкомы. Это партийная система, и к 1993 году она вошла в чудовищный кризис, связанный с конституционным кризисом. Система сама по себе развалилась, потому что не было одной партии. Какой может быть райисполком партии, если партий теперь много?
Надо было райисполкомы в новом виде создать. Управы — это то же самое, только в других масштабах. Районы стали поменьше, районов стало побольше. А так Лужков то же самое сделал, что было до этого.
Как жители могут влиять на главу управы?
Формально — никак. Они могут повлиять на главу управы раз в пять лет, когда избирают мэра Москвы. В реальности на глав управ очень сильно давит руководство города в части социально-политических настроений.
У них есть установка, что им необходимо прислушиваться к жалобам местных жителей. Мэрия так представляет себе обратную связь. Если главы управ будут внимательны к потребностям местные жителей, то те будут любить наше правительство и нашего мэра. Если люди не могут влиять на управы хотя бы через выборы, то можно оказаться в ситуации, когда ты не слышишь москвичей. Они тебя возненавидят скоро. Эта вещь понятна даже тем, кто работает в мэрии Москвы.
Многие главы управ сидят в соцсетях в районных группах. Например, отвечают на критические посты. Главы управ ведут личный прием. С определенного момента их обязали раз в месяц проводить открытую встречу с жителями района по конкретной тематике, но на них мало людей ходит. Они никак не продвигаются и особо не рекламируются.
С управой легче всего иметь дело в Москве. Простой пример — часть района благоустраивается «Жилищником» под управлением управы района, а еще часть — департаментом капитального ремонта по программе «Моя улица». Департамент к управе не имеет отношения. Людям гораздо проще повлиять на то, что делает управа. Она в районе, туда можно пойти, накричать на всех, пригласить заместителя по благоустройству, пообщаться с ним.
В департамент так не сходишь. Он находится в центре, никто не знает, как в него попасть и к кому там обращаться. Управа находится на вытянутой руке по сравнению с остальными органами исполнительной власти.
Какие есть показатели эффективности у главы управы?
У глав управ есть свой KPI [показатель эффективности — «Наш Север»]. Департамент территориальных органов ведет табличку, где есть критерии. Если по ним достаточно набирается достаточно критических оценок, главу управы могут снять. Разумеется, это не публичный документ. Я его видел, но никогда никто не подтвердит, достоверно ли то, что я видел, или я видел чью-то рисовку.
Если глава управы хочет повышения или хотя бы оставаться в собственной должности, он должен соответствовать критериям. Среди них в том числе уровень обратной связи с местными жителями. Вас просто заставили — у вас нет мотивации политической, у вас мотивация административно-командная.
Кроме того, учитывается количество жалоб по некоторым темам: уборке территории зимой от снега, в осенний и весенний периоды. Есть еще интересный критерий — глава управы обязан отчитываться перед советом депутатов о работе за год. Если у него оппозиция в совете, то у управы всегда стрессовая ситуация. Среди этих критериев есть результат отчета. Если совет разгромил главу управы и вынес решение с критикой, то в табличке появится красная ячейка — в работе с местными депутатами глава управы не справляется.
Представим ситуацию, что жители страшно недовольны работой главы управы. Могут ли они повлиять на его отставку?
Пожалуй, это единственный чиновник исполнительной власти в руководящей должности в Москве, на отставку которого реально повлиять. Для сравнения — я не помню ни одной отставки префекта под давлением общественности.
Как? Ответ простой — нужно развернуть широкую и продолжительную общественную кампанию. Можно запустить петицию, собрать подписи за отставку главы управы и все это сопровождать публичной критикой. Чтобы в префектуре, департаменте территориальных органов мэрии Москвы было постоянно видно, что это проблемный район и люди недовольны местным главой управы, нужно его снять и как-то это разруливать. Мэр выпускает свой указ о снятии с должности — никаких других путей не существует.
Вы часто говорите, что «формально» должно быть одно, а «на практике» другое. С чем это связано?
В Москве существует система власти, неадекватная реальной жизни. Перечни посадки кустов, которые появляются у вашего или моего дома, составляются в одном департаменте для всей Москвы. Он находится на Новом Арбате, называется департамент природопользования. Это абсурдная система, которая слишком централизована. Она пытается приспособить вертикаль к жизни.
Разрыв связан с тем, что система власти не может так работать, как в своей архитектуре задумана.
Какое будущее у института главы управы?
Очевидный пункт для любой реформы местного самоуправления в Москве — упразднение института глав управ и передача функционала местному самоуправлению.
Есть вопрос, какие будут территориальные единицы местного самоуправления. Может, префектов тоже надо упразднить. Упразднение — вопрос времени. Гнить можно очень долго.
Статья 2. Функции и полномочия Управы
ГАРАНТ:
Согласно постановлению Московской городской Думы от 11 сентября 1996 г. N 91 о введении в действие настоящего Закона, положения статьи 2 распространяются на районные Управы, сформированные в соответствии со статьями 4 и 12 настоящего Закона
Статья 2. Функции и полномочия Управы
Управа обеспечивает в пределах своих полномочий и под свою ответственность решение вопросов местного (районного) значения, осуществляет руководство хозяйственными и социальными службами района, являющимися структурными подразделениями администрации района.
К функциям и полномочиям Управы относятся:
ГАРАНТ:
Согласно постановлению Московской городской Думы от 11 сентября 1996 г. N 91 пункт 2 части 2 статьи 2 настоящего Закона вводится в действие после вступления в силу Закона г. Москвы, устанавливающего порядок формирования сметы доходов и расходов района
2) формирование и утверждение программ (планов) социально-экономического развития и застройки района;
ГАРАНТ:
Распоряжением Мэра Москвы от 15 декабря 1997 г. N 996-РМ утверждено Положение о программе (плане) социально-экономического развития и застройки территории района в г. Москве
3) управление собственностью города, переданной району в хозяйственное ведение или оперативное управление;
4) содержание и ремонт жилищного фонда, внутриквартальных дорог, проездов, инженерных сетей и сооружений, объектов социально-культурного и бытового назначения; уборка и благоустройство территории района;
6) учет граждан, нуждающихся в социальной защите, разработка и реализация районных программ и формирование районных фондов социальной защиты инвалидов, одиноких и престарелых граждан, членов семей погибших военнослужащих, малоимущих и других граждан, нуждающихся в социальной защите; организация питания для малоимущих;
7) организация строительства автостоянок и гаражей, предоставление мест на автостоянках, предоставление земельных участков для садоводства и огородничества в пределах выделенных району лимитов;
8) организация работы с детьми и подростками по месту жительства, работы с семьей по вопросам охраны прав материнства и детства;
9) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление муниципального жилья, служебной площади, изменение договоров найма жилой площади;
10) контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций по вопросам экологии, благоустройства, санитарного состояния, обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны;
11) контроль за обеспечением установленного правовыми актами города Москвы порядка в сфере потребительского рынка и услуг, соблюдением условий приватизации;
ГАРАНТ:
О Концепции организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг г. Москвы см. постановление Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 692-ПП
12) организация деятельности комиссий, советов и иных общественных органов, образуемых при Управе;
13) координация деятельности районных служб и инспекций, а также органов санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, статистики, записи актов гражданского состояния, других территориальных подразделений и отделений органов Московской городской администрации;
14) организация совместно с органами внутренних дел работы по охране правопорядка и безопасности, осуществление контроля и координация работы органов охраны общественного порядка, взаимодействие с органами Государственной автомобильной инспекции по вопросам организации движения транспорта и с органами Государственной противопожарной службы по вопросам организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
15) взаимодействие с военным комиссариатом по вопросам мобилизационной подготовки, призывной и военно-учетной работы;
16) взаимодействие с органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Москвы в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях; обеспечение создания, подготовки и поддержания готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера; обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
17) участие в организационном, информационном и материально-техническом обеспечении выборов в федеральные и городские органы государственной власти и местного самоуправления, общероссийских, городских и местных референдумов, в организации проведения социологических исследований, опросов общественного мнения;
18) контроль и содействие деятельности органов территориального общественного самоуправления в части переданных территориальной общине полномочий;
19) содействие деятельности общественных объединений, благотворительных организаций, редакций газет и студий кабельного телевидения, имеющих юридический адрес или действующих на территории района;
20) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, индивидуальных и коллективных обращений, работа с населением;
21) осуществление в соответствии с Уставом города Москвы и законами города Москвы иных функций и полномочий органов государственной власти, переданных Московской городской Думой и Московской городской администрацией вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами;
22) информирование жителей о деятельности органов власти города и района, отчет перед жителями о деятельности Управы.
Управа способствует обеспечению жизнедеятельности города Москвы в целом и осуществлению городом функций столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации».
Управа самостоятельно ведет дела, находящиеся в ее ведении, в пределах своей компетенции может заключать договоры с государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, а также с Управами других районов города для решения вопросов, представляющих совместный интерес.
ГАРАНТ:
Согласно Закону г. Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 полномочия районной Управы могут быть ограничены
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФУНКЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В КОМПЕТЕНЦИЮ УПРАВЫ
В сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, праздничного и тематического оформления района, обеспечения благоприятных условий для проживания граждан, управа:
1. Организует благоустройство, содержание, санитарную очистку и уборку дворовых и иных территорий, находящихся в ведении подведомственных управе района организаций, а также осуществляет мероприятия по обеспечению надлежащего содержания длительное время не используемых и не осваиваемых территорий, территорий после сноса строений и территорий, прилегающих к акватории водных объектов.
2. Организует на территории района проведение работ по благоустройству и содержанию территорий, прилегающих к государственным образовательным учреждениям города Москвы, которые подведомственны Департаменту образования города Москвы, согласно ежегодно утверждаемому Департаментом образования города Москвы по согласованию с префектурой административного округа перечню указанных территорий.
3. В установленных нормативными правовыми актами города Москвы случаях осуществляет определение границ уборки территорий между землепользователями, землевладельцами, собственниками и (или) арендаторами земельных участков, расположенных на территории района, собственниками, владельцами и арендаторами расположенных на указанных земельных участках зданий, строений и сооружений (с учетом договоров землепользования, особенностей прилегающих территорий) с составлением согласованных с ними схематических карт уборки.
4. Осуществляет мониторинг содержания и уборки земельных участков, расположенных на территории района, вносит по итогам проведения мониторинга предложения собственникам земельных участков по их содержанию и уборке и обращается в уполномоченные контрольные органы.
5. Обеспечивает содержание и ремонт контейнерных площадок и вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
7. Формирует, вносит на согласование в советы депутатов муниципальных округов и направляет для утверждения в префектуру административного округа адресный перечень дворовых территорий, финансирование работ по благоустройству которых осуществляется в пределах доведенного префектурой административного округа до управы района объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
8. Вносит на согласование в советы депутатов муниципальных округов проекты планов благоустройства парков и скверов, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы или префектур административных округов (формируются в пределах доведенных в установленном порядке до Департамента жилищно- коммунального хозяйства, и благоустройства города Москвы или префектуры административного округа объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период).
9. Организует подготовку к сезонной эксплуатации объектов жилищного фонда, находящихся в ведении подведомственных управе района организаций.
10. В отношении объектов жилищного фонда, не указанных в пункте 2.1.9 настоящего положения, а также объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения в районе осуществляет:
11. Мониторинг готовности объектов к сезонной эксплуатации.
12. Рассмотрение поступающих в управу района обращений граждан по вопросам, связанным с подготовкой к сезонной эксплуатации.
13. Направление по итогам проведения мониторинга и рассмотрения обращений граждан по вопросам, связанным с подготовкой объектов к сезонной эксплуатации, информацию в префектуру административного округа, отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы.
15. Утверждает акт готовности объектов жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения к эксплуатации в зимний период.
16. Координирует в установленном порядке работу специализированных организаций по устранению аварий и неполадок в работе разводящих сетей тепло-, водо-, электро- и газоснабжения на территории района.
17. Формирует, вносит на согласование в советы депутатов муниципальных округов и направляет для утверждения в префектуру административного округа адресный перечень многоквартирных домов, финансирование работ по капитальному ремонту которых осуществляется в пределах доведенного префектурой административного округа до управы района объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
18. Участвует в работе комиссий по открытию и приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
19. Организует работу управляющих организаций, находящихся в ведении управы района.
20. Координирует деятельность иных, не указанных в пункте 2.1.16 настоящего положения, управляющих организаций, в том числе:
21. Проводит мониторинг деятельности управляющих организаций.
22. Рассматривает обращения граждан по вопросам, связанным с деятельностью управляющих организаций.
23. Подписывает документацию, подтверждающую затраты управляющей организации, подлежащие возмещению за счет средств бюджета города Москвы.
24. Координирует работу по контролю за состоянием подвалов, чердаков, подъездов, жилищного фонда в районе.
25. В случаях, предусмотренных жилищным законодательством, созывает по результатам проверки деятельности управляющих организаций общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах.
26. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, организует и проводит открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными и жилыми домами.
27. Обеспечивает и организует проведение информационноразъяснительной работы с собственниками помещений в многоквартирных домах об их правах и обязанностях, возникающих в связи с управлением многоквартирными домами, в том числе по вопросам необходимости заключения договоров управления многоквартирными домами, а также в связи с проведением капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. В порядке и случаях, установленных правовыми актами города Москвы, содействует передаче технической документации и иных документов на многоквартирные дома, связанных с управлением такими домами.
28. Оказывает содействие в создании условий для реализации собственниками помещений в многоквартирных домах и их объединениями прав и обязанностей по управлению многоквартирными домами и организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, обеспечивает организационную и информационную поддержку в вопросах проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
29. Организует содержание и ремонт внутридомового оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также внутриквартирного оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, установленного за счет средств бюджета города Москвы.
30. Организует содержание и ремонт общедомового оборудования, входящего в систему автоматизированного учета ресурсов, установленного за счет средств бюджета города Москвы и не включенного в состав общего имущества многоквартирного дома.
31. Организует содержание и ремонт защитных сооружений гражданской обороны жилого сектора.
В установленном порядке проводит общественные обсуждения объектов государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными объединениями.
32. Формирует, вносит на согласование в советы депутатов муниципальных округов и направляет для утверждения в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы проекты адресных перечней дворовых территорий по устройству наружного освещения, финансирование работ по которым осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
33. Утверждает концепцию праздничного и тематического оформления района в соответствии с концепцией праздничного и тематического оформления административного округа, организует работу по ее реализации.
34. Осуществляет мониторинг праздничного и тематического оформления территории района, по итогам которого направляет владельцам объектов торговли и услуг уведомления о необходимости соответствующего оформления фасадов и витрин объектов торговли и услуг на территории района.
35. Организует работы по размещению Государственных флагов Российской Федерации, флагов города Москвы и копий знамени Победы на фасадах зданий, в которых располагаются управа района или подведомственные управе района организации.
36. В отношении объектов, не указанных в пункте 30 настоящего положения и находящихся на территории района, координирует работы по размещению Государственных флагов Российской Федерации, флагов города Москвы и копий знамени Победы на фасадах зданий.
Организует работу по удалению самовольно размещаемых (вне специально отведенного для этого мест) рекламных и иных объявлений, надписей и изображений с объектов, находящихся в собственности города Москвы.