Для чего нужна внешняя политика
Внешняя политика
Вне́шняя поли́тика (внешние сношения государства) — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.
Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.
Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.
В США это ведомство именуется государственным департаментом и возглавляется государственным секретарём США; во Франции — министерством внешних сношений, в Швейцарии — политическим департаментом, в Аргентине — министерством внешних сношений и культа, в Ливии — Народным бюро по внешним связям, и т. д.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Внешняя политика» в других словарях:
Внешняя политика — политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных… … Политология. Словарь.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — есть имитация войны другими средствами. Жан Франсуа Ревель Главный принцип моей внешней политики хорошее правление внутри страны. Уильям Гладстон Мы не должны отдавать панамцам Панамский канал. В конце концов, мы украли его честно и справедливо.… … Сводная энциклопедия афоризмов
внешняя политика — ▲ политика ↑ в отношении, иностранный, государство внешняя политика. внешнеполитический (# курс). геополитика. нейтрализм. изоляционизм. экспансионизм. экспансионист. империализм стремление государства к расширению границ. континентализм.… … Идеографический словарь русского языка
внешняя политика — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN foreign policy The diplomatic policy of a nation in its interactions with other nations. (Source: WEBSTE) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики… … Справочник технического переводчика
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин внешняя политика используется как в конституциях государств, так и в иных… … Энциклопедический словарь конституционного права
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — Политика, регулирующая отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. неразрывно связана с внутренней политикой и отражает характер внутригосударственных отношений … Словарь политических терминов
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — – продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с др. государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, В. п. тесно связана с экономикой, общественным и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Внешняя политика России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Внешняя политика Белоруссии — Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия
Внешняя политика Болгарии — Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: Политическая система Бо … Википедия
Внешняя политика: понятие, функции, цели
Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.
Понятие
Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?
По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.
Международная политика
Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.
Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.
Теория Моргенау
Приоритеты
Задачами национальных интересов обозначены следующие:
Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.
Война как средство
В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.
Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:
Цели и функции
Основными целями внешняя политика называет как минимум три:
Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.
Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:
Дипломатия как средство
Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.
Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.
Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:
Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.
Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.
Перестройка
С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.
Современность
Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.
Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.
Безопасность
Долгосрочные интересы безопасности:
Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.
Внешняя политика и ее роль в жизни общества
Что же представляет собой эта политика как сфера деятельности государства?
Внешняя политика – это прежде всего, деятельность государства по развитию международных отношений, направленных на создание политических, в частности дипломатических, экономических, правовых и иных связей и взаимоотношений между государствами, их объединениями и международными организациями.
Международные отношения специфичны и специфичность их состоит, в первую очередь, в том, что их субъекты обладают суверенитетом. Это означает, что участники этих отношений не признают над собой никакой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме принятых на себя добровольно. Главным участником международных отношений было и остается государство, которое выступает в них от имени всего общества данной страны, представляет и защищает его интересы. Именно государство, исходя из своих национальных интересов принимает решение как поступать в международных делах, определяет стратегию и тактику своей деятельности в них и т.п., руководствуясь интересами своей страны и сохранением своего суверенитета.
Во-вторых, включение страны в систему международных отношений, вступление в международные организации обусловит резкое, если не многократное, усиление информационного давления на государство и общество, а также информационной открытости для мирового сообщества. Причем характер этой информации далеко не всегда благоприятно влияет как на общество внутри страны, так и на мнение о стране, авторитет ее в мире. Государство и общество должны быть готовы к такому давлению.
Большое и безусловное влияние на внешнюю политику оказывает и международная обстановка. К примеру, бомбардировка странами НАТО Югославии весной 1999 г. требовала от Украины четкого определения своей позиции и своего участия в урегулировании конфликта.
10.2 Украина в мировом сообществе. Внешняя политика Украины на пороге XXI века
Строительство независимой Украины по разным причинам идет тяжело. Отсутствие комплексной программы выхода из многопланового кризиса, буксование процесса реформ мешает четкому прогнозированию будущего Украины. Но, несомненно, важнейшее значение в обеспечении благоприятных условий для построения процветающего государства, занятия им соответствующего места на мировой арене будет иметь взвешенная, научно-обоснованная внешнеполитическая стратегия.
Активное и результативное участие Украины в мировом сообществе можно датировать 1945 годом, когда она наряду с СССР, БССР, США, Великобританией, Францией и другими государствами стала одним из основателей ООН. Безусловно, этот факт не означал, что Сталин намеревался предоставить нашей республике особый статус во внешней политике. Речь шла только об укреплении советских позиций в «капиталистической» организации. Тем не менее даже в противоречивых условиях «холодной войны» украинские дипломаты работали в многочисленных органах и специализированных учреждениях ООН, прослеживали международные проблемы, распространяли сведения о своей стране, учились дипломатии.
Новый этап в развитии отечественной внешней политики начинается с 16 июля 1990 г., когда Верховная Рада УССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины. В ней отмечалось, что Украина «как субъект международного права осуществляет непосредственные отношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций…». После принятия исторического Акта о независимости Украины 24 августа 1991 г. перед отечественным внешнеполитическим ведомством возникли новые задачи, которые требовали новых профессиональных подходов, реформирования структуры МИД’а, формирования соответствующей законодательной базы.
Сегодня наше государство является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, участником более 100 международных организаций. Украина установила дипломатические отношения с 166 государствами мира, имеет разветвленную сеть дипломатических и консульских представительств (80 в 60 государствах), заключила и выполняет свыше двух тысяч международных документов. Главными задачами внешней политики стало обеспечение национальных интересов в отношениях с другими странами, защита прав и интересов граждан Украины за рубежом, создание благоприятных условий для социально-экономического развития страны.
В основу внешнеполитической деятельности наше государство заложило принципы и нормы международного права, готовность устанавливать дипломатические и другие отношения на началах равноправия, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, признания территориальной целостности и нерушимости существующих границ. Украина считает свою территорию неделимой и неприкосновенной и не выдвигает никаких территориальных притязаний ни к одному государству.
Одним из главнейших вопросов внешнеполитической деятельности любого государства, в т.ч. и нашего, есть вопрос о военной безопасности. В «Основных направлениях внешней политики Украины», принятых в июле 1993г., Верховной Радой подтверждается провозглашенное в Декларации о независимости намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством. Этот курс сыграл свою положительную роль, способствуя становлению независимости. Но является ли постоянный нейтралитет наилучшим вариантом обеспечения национальной безопасности Украины?
По своему содержанию нейтралитет принципиально отличается от основ коллективной безопасности. Он преграждает пути к участию государства в системах коллективной безопасности в Европе, в НАТО, где действует принцип «один за всех, все за одного» Нейтралитет не позволяет также устанавливать и двусторонние союзные договоры о взаимопомощи, т.к. они могут обусловить втягивание в войну на стороне партнера. Этот курс фактически лишает Украину союзников, подводит ее к военно-стратегической изоляции. Курс на постоянный нейтралитет объективно снижает и международный авторитет Украины как большого европейского государства, т.к. от нее нельзя ожидать военной помощи в случае необходимости. Опыт истории свидетельствует, что наиболее эффективным, надежным способом поддержания мира и национальной безопасности является система коллективной безопасности.
Здесь есть альтернатива: присоединение к военной структуре СНГ или вступление в НАТО. В настоящее время отношения между военными ведомствами Украины и России несколько улучшилось, что в будущем может проявиться в более тесном сотрудничестве наших вооруженных сил. Однако существующие и сегодня имперские устремления, особенно в военных кругах России, сильное противодействие этому процессу национал-радикального и национал-демократического крыла политической элиты Украины ставят под сомнение его реальную возможность
Кроме того, резкое ослабление военного потенциала России, а следовательно, и других стран содружества ставит под сомнение достаточную эффективность этой военной структуры в случае реальной угрозы. В то же время вступление Украины в НАТО вызвало бы опасное обострение российско-украинских отношений, что имело бы попутные последствия, прежде всего для украинской экономики.
И все же под давлением внешнеполитических обстоятельств, особенно теракты 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, ответная реакция России и США, установление статуса наблюдателя России в НАТО, усиление пронатовской ориентации в руководящих кругах Украины все больше втягивают наше государство в этот военно-политический союз. Начав в 1997 г. с вхождения в натовскую программу «Партнерство ради мира», наше государство продолжает активную подготовку общественного мнения о необходимости членства Украины в НАТО. Осуществлены и конкретные шаги. В Киеве уже действует пункт связи с Штаб-квартирой НАТО, который обслуживается их специалистами. В конце мая 2002 г. А.Зленко – Министр иностранных дел – посещает Брюссель и передает личное послание Л.Кучмы Генеральному секретарю НАТО Дж.Робертсону, в котором подтверждается стремление Украины разработать и согласовать новую стратегию отношений с этим блоком, ориентированную на постепенное приобретение нашей страной в будущем полноправного членства в альянсе.
В то же время непредвзятый анализ подсказывает, что в ближайшей перспективе приоритетным в стратегии внешней политики Украины является сохранение равноправных, добрососедских отношений с Россией. Укреплять сотрудничество с европейскими оборонными структурами нужно, но не за счет ухудшения отношений с Россией, Оптимальным вариантом для национальных интересов Украины было бы создание общеевропейской структуры коллективной безопасности с участием Украины и России. Такая система на определенном переходном историческом этапе могла бы быть создана на основе существующих в Западной Европе и в России оборонных организации. Однако в нынешней ситуации да и в ближайшей перспективе возможность ее реализации весьма проблематична. Хотя активизация в 2001 г. США по созданию ПРО (в нарушение договора о её запрещении) способствует такому развитию событий. А вхождение России как наблюдателя в НАТО может и станет шагом на пути создания такой коллективной системы и тогда проблема НАТО или Россия будет разрешена сама собой.
Успешное и равноправное вхождение Украины в мирохозяйственное сообщество возможно только на путях выхода из кризиса, восстановления и развития национальной экономики, достижения ее конкурентоспособности и привлекательности для зарубежных инвесторов. Без решения этой проблемы независимость Украины останется больше формальной, чем реальной.
В ХХI веке важными для Украины являются геополитические аспекты внешней политики. В теоретическом плане геополитику можно определить как науку поиска соответствующего места и роли государства в мировой (глобальной) экономической и политической системах. В практическом плане геополитика представляет собой механизм реализации национальных интересов экономического и политического характера в глобальном (мировом) масштабе.
Мы получили неплохие дивиденды и статус самостоятельного и необходимого в системе международной безопасности государства и спокойно двигались в Европу: стали членом Совета Европы, выполняли все требования Запада, реагировали на их заявления. Россия же все больше отдалялась от Запада, который ограничивался обещаниями, а ей отводил роль «шестерки при семерке».
Однако 11 сентября 2001 г. Россия внезапно оказалась в самом потоке геополитического процесса. Президент В.Путин проявил себя тонким и дальновидным стратегом. Осознав практически мгновенно, что произошло, он принял единственно верное решение: резко и однозначно присоединился к геополитическому Северу против «взбунтовавшегося» Юга. Первым из мировых лидеров позвонил Дж.Бушу, выразил возмущение терактом и выразил готовность участия в антитеррористическом фронте. Таким образом, в один момент превратил свою страну из сомнительного попутчика Севера в одного из важнейших геополитических союзников США, одного из лидеров Севера.
В новой геополитической ситуации Украина не очень то нужна Западу да и России. В их глазах она превращается в рядовую полуевропейскую страну, не представляющую собой никакой опасности, да и не способной оказать сколько-нибудь существенной помощи в решении двух главных задач: интеграции России в Европу и противостоянии Югу.
Мы нужны Европе только как цивилизованная страна, на которую можно положиться. Мы нужны России не как проситель, а как равноправный, надежный партнер. Только равные могут устанавливать товарищеские отношения. Мы не можем и не должны отстать от России в её интеграции в Европу. Для этого необходимо:
— достичь европейского уровня демократии и уважения человека,
— обеспечить стабильно устойчивый рост экономики,
— направить эти достижения на обеспечение своим гражданам специальных стандартов, европейского уровня.
Тогда для Украины «Европейский выбор» приобретет реальное содержание.
Только нарастив экономический потенциал в содружестве с этими государствами, осуществив глубокую структурную перестройку и обеспечив стабильный рост экономики, Украина может на равных, а не на сколько ей позволят, участвовать в общеевропейской интеграции.
Сразу же после конституирования СНГ возник ряд проблем, наиболее важной из которых стала проблема собственности и активов бывшего Союза. В момент подписания Беловежских соглашений тяжело было предусмотреть все последующие коллизии, связанные с этой проблемой, в том числе то, что сразу после возникновения СНГ’ в нем будет доминировать политика с позиции силы, которую проводили лидеры России, в недалеком прошлом борцы с имперским центром. В одностороннем порядке Россия провозгласила себя правопреемницей СССР, прежде всего в вопросах имущества, международных договоров, активов и т.п., оставив остальные республики даже без помещений для представительств в других странах мира. Это обусловило не только значительные трудности молодых, даже только рожденных государств в проведении внешней политики, налаживании международных отношений, но и значительные затраты на создание инфраструктуры для решения этих проблем.
Ощущая на себе давление оппозиции, российская правящая элита избирает путь фактического неоимпериализма, который состоит в том, чтобы контролировать новые государства, используя для этого механизм СНГ. Этим, собственно говоря, определялся (и все еще определяется) стратегический курс России по отношению к Содружеству.
Таким образом, став геополитической реальностью, СНГ с самого начала оставался (и остается до настоящего времени) весьма аморфным созданием, в котором происходят региональные войны, междуэтнические конфликты, экономические противоречия, существуют неурегулированные территориальные проблемы. Но, несмотря ни на что, следует признать и определенную положительную роль СНГ в смягчении ряда конфликтных ситуаций, в урегулировании некоторых экономических проблем, в том числе и тех, которые возникают между Украиной и Россией. Однако большинство подобных вопросов решаются на двухсторонней основе.