Для чего нужна вода для человека 6 класс
Какова роль воды в природе и жизни человека?
Разные уголки нашей планеты заполняют различные вещества. Можно ли сказать, какое из них самое важное на Земле? Конечно, без любого из них трудно представить нашу жизнь, но все же однозначный ответ на этот вопрос есть. Это вода.
Вода – удивительное вещество, которое проникло повсюду: и поверхность Земли и тело человека состоят из воды более чем на 70%. Океаны, моря, реки, родники. Вода заполняет подземные пустоты и трещины, пропитывает почву. Туман и облака – это тоже вода. Даже в камне можно обнаружить микроскопическое количество воды.
Но вода — это не только самое распространенное вещество. Без него не будет возможным существование на Земле живых организмов. Человек, животные и растения могут жить длительное время только благодаря воде.
Вода в жизни животных и растений
Животным и растениям нужна вода. Они пьют её и напитываются влагой. Вода – главная составляющая любого растения или тела животного. Благодаря воде происходит транспортировка питательных веществ по организму и выводятся вредные вещества.
С листьев растений постоянно испаряется вода, поэтому, чтобы поддерживать свой организм здоровым, растениям нужен постоянный источник влаги.
Молодые животные плохо переносят недостаток воды. Для правильного развития и роста организма им нужно больше воды, чем взрослым животным. При недостатке воды уменьшается активность и кровообращение. Животное может начать меньше употреблять пищи, что сказывается на процессе роста.
У каждого животного есть свой период, который он может прожить без воды. Например, курица может просуществовать от 7 до 24 дней. Жвачные животные до 1 месяца. При этом они теряют в весе до 50%.
Но для многих животных и растений вода – дом родной, в котором они живут. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне воды. Сложно вообразить, сколько бы животных и растений человек не увидел бы в своей жизни, если бы не существовало водоемов: рек, морей и океанов, где живут тысячи организмов.
В океане обитает самое крупное млекопитающее на Земле – синий кит и одна из самых маленьких рыбок – шиндлерия, вес которой всего 2 мг. Между этими двумя крайностями существует невероятное разнообразие рыб, крабов, осьминогов, морских звезд, всевозможных моллюсков, кораллов и морских млекопитающих.
Многие тайны и загадки океана до сих пор остаются неразгаданными, но каждый год ученые открывают все новые и новые виды неведомых прежде животных и растений.
Человек и вода
И, конечно, вода нужна людям. Каждый день человеку необходимо восполнять водный баланс в организме. Каждому человеческому органу нужна вода. В тканях легких содержится до 90 % воды, в крови – до 80%. Головной мозг содержит до 75%, а суставы — до 24% воды. Даже в зубах человека содержится 0,2% воды. Поэтому так важно ежедневно выпивать значительное количество чистой питьевой воды. Некоторая вода целебна для организма и может лечить болезни.
Вряд ли найдется человек, который бы никогда не говорил или не слышал слов: «Какая вкусная вода!» или, наоборот, «Не вкусная вода». Но ведь вода не имеет вкуса! Тем не менее вода, которую мы берем из водопроводного крана или колодца, имеет вкус и запах. Объясняется это совсем просто. Есть у воды такое свойство – быть растворителем. В разных местах в земле есть разные вещества, и растворяются они в воде в разных количествах. Эти растворившиеся вещества и придают вкус воде. Так в некоторых местах образуются лечебные минеральные воды. В зависимости от того, какие вещества растворены, эти воды могут лечить разные болезни. В местах, где в земле обнаружены минеральные воды, строят санатории.
Однако важную роль вода играет в быту, при хозяйственных нуждах человека. Чтобы не болеть человеку нужно поддерживать в чистоте свое тело, т.е. с помощью воды он очищает тело. Практически ни одно блюдо нельзя приготовить без использования воды.
Водоемы играют важное значение в жизни человека. Первые города возникали именно на берегах рек и озер. Из рек человек брал воду для питья и полива растений. Также реки кормили человека рыбой. Некоторые реки судоходны и по ним перевозят грузы, да и сами люди часто путешествуют с помощью водного транспорта.
На реках часто строят гидроэлектростанции, где для получения электроэнергии не сжигают природные ископаемые, а используют природную силу воды в качестве источника энергии.
Но естественных водоемов, т.е. созданных природой, не всегда хватает человеку для эффективного существования. Поэтому создаются искусственные водоемы для хозяйственных нужд: водохранилища, каналы, пруды. Из водохранилищ города берут воду для домов, по каналам можно легко проплыть из одной реки в другую и быстрее доставить груз, а в прудах разводят рыбу для питания людей.
Вода – скульптор
Как известно, в природе совершается постоянный круговорот воды в природе, во время которого происходят удивительные вещи, например, благодаря тому, что вода постоянно перемещается, могут образовываться пещеры. Как это происходит? Вода течет по земле. Течет вода постоянно и под землей. Трудом капелек воды на протяжении долгого времени создан целый мир огромных пещер, подземных «дворцов». Вода прокладывала себе путь через разные легкорастворимые вещества и уносила их с собой. В результате образовывались подземные пустоты – пещеры.
Капли воды, просачивались сквозь щели в пещерах, долго висели на потолке. Частично они испарялись, а частично падали на пол. Там они тоже в конце концов испарялись. А на потолке и на полу оставались следы — содержащиеся в каплях различные вещества. От одной капли след, конечно, мал. Но если капель бесчисленное множество и если они упорно трудятся много-много лет, то образуются сосульки, колонны, нити и другие украшения пещер. Сосульки, свешивающиеся с потолка, называют сталактитами, а столбы, поднимающиеся им навстречу — сталагмитами.
В пещерах живут особые животные. Для древних людей пещеры служили жилищами. Есть специальные пещеры, куда водят туристов. За счет своей необычности и красивых видов пещеры являются местом действия многих фантастических фильмов.
Заключение
Однозначно можно утверждать, что без воды не было бы жизни на Земле. Вода – это основа всего живого на Земле и без нее наша планета ничем бы не отличалась от других планет Солнечной системы. Самой природой заложена зависимость человека и других организмов от воды.
Вода на Земле
Вода — одно из самых распространенных веществ в природе и главная составная часть всех живых организмов. Она покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.
Вода — основа жизни
Все живые существа на 75 % состоят из воды. Это самый необходимый элемент живой природы. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь.
Вода — на первый взгляд простейшее химическое соединение — является основой жизни на Земле. Вода транспортирует тепло, растворяет и переносит колоссальные массы химических веществ и элементов, разрушает и перераспределяет горные породы, образует формы рельефа и даже участвует в образовании полезных ископаемых. Кроме того, вода задействована в ряде метеорологических явлений, таких как осадки, туманы, облака. Она участвует в создании течений, волнений, перемещении русел рек и формировании водоемов. А еще она является средой жизни для множества организмов.
Человек может прожить без воды всего несколько суток. Для нормальной работы всех органов человеку необходимо как минимум 1,5 л воды в день. Вода доставляет в клетки организма питательные вещества и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессах терморегуляции и дыхания человека.
Под лучами Солнца вода испаряется из водоемов и поднимается в воздух. Там капельки воды собираются в облака и тучи и выпадают на землю в виде дождя или снега, который превращается в воду. Она впитывается в землю и снова возвращается в моря, реки и озера. И все начинается сначала. Так происходит круговорот воды в природе.
Сколько и где?
Всего на земном шаре 1390 млн км 3 воды, больше всего её в морях и океанах — 96,4%. На суше вода спрятана в ледниках и постоянных снегах — около 1,86%. Вечным льдом покрыты Антарктида, остров Гренландия и многие другие острова в высоких широтах. В горах на больших высотах образуются горные ледники. Под землёй воды немного — всего около 1,7% от общего объёма, а на воды суши (реки, озёра, болота, водохранилища) приходится примерно 0,02%. В живых организмах и в атмосфере тоже есть вода. А вот пресной воды, так необходимой нам для жизни, на планете мало — только 2,64%.
Три состояния воды
Вещества в зависимости от температуры замерзания, плавления и кипения могут встречаться в природе в трех агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. Вода замерзает при О °С, а кипит при 100 °С.
В повседневной жизни мы можем встретить воду в любом из ее трех состояний, причем ее форма постоянно меняется. Жидкая вода испаряется и переходит в газообразное состояние — водяной пар. Он конденсируется и превращается в жидкость. При минусовых температурах вода замерзает и превращается в твердый лед.
Если в сосуд с водой мы поместим кристаллы поваренной соли, то сможем наблюдать, как количество твердого вещества постепенно уменьшается. Вода при этом приобретает новые свойства: у нее появляется соленый вкус, изменяются плотность и температура замерзания. Полученную жидкость уже нельзя назвать водой, это раствор. Между молекулами соли и воды возникают межмолекулярные связи, благодаря которым молекулы соли отрываются от поверхности кристалла.
Артезианская вода
Согласитесь, несколько необычно называть воду полезным ископаемым: она вокруг нас, течет в ручейках и реках, плещется в морях и океанах, даже с неба льется. И тем не менее такое название верное. Вспомните о колодцах и артезианских скважинах. Разве в этих случаях не приходится добывать воду в буквальном смысле слова из-под земли? Артезианская вода — это вода, находящаяся на глубине 50—200 м и заключенная между водоупорными слоями. Такая вода надежно защищена от внешнего загрязнения.
Источник энергии
Вода — важный источник энергии. Мощность движущейся воды очень велика, поэтому ее используют для получения электричества. Гидроэлектростанции строятся там, где вода движется с большой скоростью, например на реках. Кроме того, могут возводиться и искусственные сооружения, такие как плотины, которые создают движение воды.
Вода, перетекая с верхнего уровня на нижний по специальным турбинным трубопроводам, приобретает большую скорость. Струя воды поступает далее на лопасти гидротурбины и вращает их. Так энергия превращается в механическую. Соединенный с турбиной генератор вращается, и механическая энергия становится электрической. Трансформаторы преобразуют электричество в напряжение нужной величины. Электричество через передающие линии пересылается на распределительные станции.
Классный час «Вода в жизни человека» для учащихся 5-7 классов
Классный час «Вода в жизни человека»
Цель: расширить знания учащихся о водах России, формировать знания о роли воды в природе и в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, о роли каждого человека в решении экологических и экономических проблем гидросферы; воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Ход классного часа.
Эпиграф: “Вода – это жизнь!”
Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что вода играет большую роль в нашей жизни.
4. Физминутка (один учащийся показывает, проговаривая)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
-Ребята, а нужно ли беречь воду? На Земле мало пресной воды. Поэтому охрана вод – одна из основных проблем в государстве.
Вода — одно из главных богатств на Земле.
— Ребята, а что будет, если исчезнет вода? Или вода на планете станет непригодной для питья. А такая угроза существует, предлагаю вам послушать сказку.
А вы ребята, внимательно послушайте сказку и ответьте на вопрос: из-за чего загрязняется вода?
Сказка :
— Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы.
Все любили эту реку!
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной:
серой, синей, зелёной, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
— Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Улитка : «Соседка, почему ты такая красная? »
Красная рыбка : «На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка : «А ты почему жёлтая, как лимон?»
Жёлтая рыбка : «Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы.
Пожелтела наша заводь».
Улитка: «А ты, подружка, чего такая фиолетовая?»
Фиолетовая рыбка : «Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
Улитка : « Ой, а это ещё кто? »
Чёрная рыбка : « Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти».
Улитка : « Да, уж досталось вам»
Учитель: Грустная сказка! Но и быль не радостней. В результате хозяйственной деятельности человека в мире наблюдается уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение многих водоемов, истощение запасов подземных вод. Ежегодно в моря и океаны, реки и озера попадает огромное количество нефти и горюче-смазочных веществ. Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям. Например, неэкономное использование в хозяйстве вод Сырдарьи и Амударьи привело к уменьшению уровня Аральского моря. Возросла соленость его воды.
Беседа о бережном использовании воды.
5. Просмотр видеоролика «Вода»
1. Назовите и покажите на карте самую полноводную реку России (Енисей)
2. Назовите и покажите на карте самое глубокое озеро России (Байкал)
Беседа с детьми : в каком состоянии может быть вода.
Значение воды в природе и жизни человека. Ее полезные свойства
Одно ясно наверняка: значение воды огромное, так как без нее просто бы не было никакой жизни.
Значение воды в природе
Для чего нужна вода в природе? Она играет важнейшую роль, поскольку участвует во многих различных механизмах и процессах на Земле. Приведем несколько фактов, доказывающих ее важность:
Вода в жизни человека
Роль воды в жизни человека не менее важна. И это легко доказать на элементарном примере. Достаточно лишь поинтересоваться, на сколько человек состоит из воды. Цифры окажутся удивительными: тело каждого из нас содержит примерно 70-80% воды. И она есть везде: начиная от мозга, а заканчивая мышечной тканью.
Вода и человек неразрывно связаны друг с другом. Без нее люди просто не выжили бы. Вода постоянно используется нами на протяжении всей жизни. Мы используем ее для:
Температура воздуха, °С | Рекомендуемый суточный объем воды |
+32°C | 3 л |
+26°C | 1,9 л |
+21°C | 1,5 л |
+15°C | 1,4 л |
+10°C | 1,3 л |
+4°C | не менее 1,2 л |
То есть, ежедневно нам надо пить от 1,2 до 3 л воды.
Интересно, что при значительной потери воды в организме сразу же начинаются сбои всех процессов:
Но как только он снова получит воду в нужном количестве – все волшебным образом восстанавливается. Словно ничего и не происходило.
Доказывают то, что вода в жизнедеятельности человека имеет огромное значение, и следующие факты:
В некоторых случаях вода для организма является настоящим лекарством. Например, врачи рекомендуют своим пациентам обильное питье при:
Но необходимо соблюдать баланс воды в организме человека, так как ее переизбыток приводит к противоположному эффекту. Так, при чрезмерном питье:
Значение чистой питьевой воды
Во-первых, большая часть воды находится в морях и океанах. Но в таком виде она содержит много соли и совершенно не пригодна для человека. Любой из нас бы просто умер от жажды, так как организм не умеет справляться с таким количеством соли.
Для сельского хозяйства такая вода тоже не годится. Она банально погубит весь урожай.
В промышленной сфере ее тоже не используют. Причина предельно проста: из-за соли любой механизм начинает ржаветь.
Поэтому действительно ценной для людей является пресная вода. Но ее слишком мало: лишь 3% от общего объема на планете. И почти вся она находится в ледниках и на вершинах гор. Либо же протекает в недрах земли.
Источников загрязнения более чем достаточно. Навскидку сразу можно отметить:
Из-за загрязнения вода теряет большую часть своих свойств. В итоге она становится абсолютно непригодной ни для питья, ни для иного способа применения.
Возможен ли вред от воды?
Существует ряд ситуаций, когда вода действительно может навредить нашему организму. В первую очередь так случается, если она некачественная. То есть, если в ней содержится хлор, избыточное количество солей жесткости, болезнетворные микроорганизмы и вирусы. К сожалению, в квартиры и дома обычно поступает именно такая вода: хлорированная и слишком жесткая. Впрочем, чтобы избежать неприятных последствий, достаточно лишь приобрести фильтр для ее очистки. И проблема будет решена. В составе фильтрующей засыпки, размещенной в картриджах для фильтров, содержится большое количество необходимых компонентов, способных очистить воду и для питья, и для бытового применения, например фильтры для бытовой техники избавляют от откладывания извести в бойлерах, в стиральных машинах и т.д.
Также вода может навредить здоровью, если вы будете:
Сколько воды надо пить в день?
Пить ее нужно не только в тех случаях, когда во рту чувствуется сухость. Любой эксперт скажет, что если организм испытывает жажду, то обезвоживание уже началось. А таких ситуаций лучше не допускать.
Употреблять оптимальное количество воды вам помогут следующие советы:
Можно ли заменить ее другими напитками? Смотря какими. Фруктовые и овощные соки будут неплохой альтернативой. Они вкусные и полезные, плюс помогут утолить жажду.
Цените чистую воду!
Конспект урока географии в 6 классе «Значение воды для Земли. Вода-основа жизни»
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ
Дурченко Лариса Петровна
учитель географии
Конспект урока географии в 6-м классе
«Значение воды для Земли. Вода – основа жизни».
Цель урока: дать представление о применении свойств воды в жизни человека.
Создать у учеников общее представления о водном пространстве Земли, о ее значении для чeловечества.
Закрепить знания по правилам бeрежного отношения к воде и природе.
Формировать умения обобщать сведения по теме, устанавливать простейшие взаимосвязи.
Создать условия для коррeкции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти.
Содействовать развитию рeчи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности.
Развитие интереса к прeдмету, формирование эстетических чувств.
Воспитание уважительного и милосердного отношения к ближним, навыков доброжелательного поведения, способности к сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, но начнем мы его с проверки присутствующих.
1.Актуализация знаний учащихся:
Ребята, давайте проверим домашнее задание.
Посмотрите на экран и выберите правильный ответ:
А) воображаемая линия;
Б) видимое глазом пространство;
В) это грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
2. Ориентирование – это…
А) определение местоположения человека на местности;
Б) определение времени;
В) определение расстояния.
3. Земля вращается вокруг …
А) разрисованный мяч;
Б) вращающаяся модель земного шара;
2. Постановка целей урока.
А теперь рeбята давайте попробуем отгадать тему нашего урока. Перед нами кроссворд. Я буду задавать вам вопросы, а вы постараетесь правильно на них ответить.
С высоты большой скрываясь
И, о камни разбиваясь,
Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Сама по земле плетется.
Какое ключевое слово у нас получилось? Правильно, вода!
II. Сообщение темы урока
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока
«Вода Земли. Вода – основа жизни»
1. Вода Земли.
— Как вы думаете ребята, много ли воды на Земле?
— Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если раскрутить глобус, то, кажется, что Земля стала одного цвета – голубого. А всё потому, что этой краски на нём больше. Голубым цветом изображены моря, океаны. Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Все воды Земли составляют её водную оболочку, которая называется гидросферой.
Реки, озера, моря, каналы, подземные источники, водохранилища, ледники, болота, океаны – все это водные запасы Земли.
Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Ручеек».
Каждый из нас знает, что такое ручейки! Маленькие струйки воды, текущие независимо от стоящих на пути камней, веток и прочего хлама. Они стараются обойти все ненужные преграды, а если это сделать не удается, сносят и несут их дальше по течению. Не обращая внимания насколько велика преграда, они все равно пробиваются туда, куда им нужно, а достигая конца своего пути, они либо испаряются, либо находят новое направление!
Ручеек в лесу бежит,
И куда-то он спешит.
Жур-жур-жур ручей журчит,
Будто с кем-то говорит.
(Дети двигаются змейкой друг за другом, имитируя движение ручейка)
2. Круговорот воды в природе. Осадки.
А что такое круговорот воды в природе?
Дело в том, что вода в природе совершает путешествие по кругу. Вначале она превращается в пар, испаряясь с поверхности моря. Пар, поднимаясь в воздух, превращается в облака. Из облаков проливается дождь. Дождевая вода стекает в реку, оттуда она попадает в море и вскоре опять начинает испаряться. Все вместе это называется круговоротом воды в природе.
Атмосферные осадки — вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков на земную или водную поверхность.
3. Вода – основа жизни.
— Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Вот она какая вода!
Нам известны очень интересные факты,например:
— Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.
Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.
4. Вода рядом.
А где рядом с нами много воды?
А ведь наша школа-интернат расположена на правом берегу реки Пышмы.
Исток — озеро Ключи, на юге города Верхняя Пышма, на восточном склоне Уральских гор (Средний Урал, протекает по Свердловской и Тюменской областям. Длина реки 603 км, площадь бассейна 19,7 тыс. км, средний расход воды 39 м /с. Половодье длится с апреля по май. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. На реке есть 3 водохранилища (в том числе Белоярское водохранилище, на берегу которого расположена Белоярская АЭС).
Как много интересного, удивительного и полезного мы сегодня узнали о воде, давайте проверим, что вы запомнили. Я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.