Для чего нужна юридическая консультация
Юридическая консультация: зачем нужна и что в нее входит
Консультирование по вопросам юридического характера предполагает тесные взаимоотношения между адвокатом и своим доверителем. Целью такого взаимодействия является поиск различных вариантов, направленных на решение возникшей проблемы правового характера. Когда какой-либо вариант будет совместно принят, намечаются пути для его реализации.
Адвокат должен быть грамотным и хорошо разбираться в юридическом законодательстве и давать на основе этого своему доверителю практические советы. Но не только в этом состоит консультирование. Оно предполагает еще нечто большее:
Юридическая консультация должна быть построена в форме доверительной беседы со своим клиентом. Юрист должен увлечь клиента, вовлечь его в диалог. Это надо для того, чтобы понять, правильно или нет, доверитель понимает ту или иную позицию. Необходимо выяснить, что из предложенного клиент выбрал и почему он именно сделал так. Консультирование предполагает наличие тесного практического взаимодействия между юристом и его клиентом.
Сам юрист способен смоделировать предстоящие последствия вариантов, предполагаемых к использованию. Эту информацию он в обязательном порядке должен донести до своего клиента. Доверитель со своей стороны также прилагает определенные усилия для того, чтобы понять все положительные и отрицательные моменты возможных последствий, которые доносит до него адвокат. При этом он тоже принимает активное участие в этом процессе, подсчитывает, что в результате этого он приобретет, а что потеряет. Когда в обоюдном порядке найден вариант для решения данной проблемы, сотрудничество на этом не заканчивается.
Выбираются пути для практической реализации данного варианта. При этом определяется, кто и что для этого будет делать. Технически консультирование можно схематично разбить на ряд этапов. Это особенно пригодится начинающим адвокатам, для того, чтобы правильно организовать и провести консультацию.
Вся правда о “бесплатных” консультациях юристов и адвокатов
На сайтах юридических компаний, в том числе на нашем, можно найти предложение о бесплатной консультации юриста. В данной статье мы расскажем об отличиях платной и бесплатной консультации, а также о том, как избежать мошенников, заманивающих граждан на «бесплатные юридические консультации».
Что должно насторожить в предложении бесплатной юридической консультации?
Часто псевдоюристы обещают увеличить пенсию, добиться пособия, когда отсутствуют основания для его получения, взыскать деньги с неплатежеспособного должника или при отсутствии каких-либо документов. Наш совет в этих случаях: проконсультируйтесь с несколькими юристами (о том, как искать и выбирать юриста, специализирующегося на вашем вопросе, читайте статью ). Если большинство опытных юристов даст заключение о низкой вероятности победы в вашем споре, а «бесплатные юристы» гарантируют 100 % успех за внушительную предоплату, рекомендуем остерегаться таких предложений.
Ваша компания тоже предлагает бесплатную юридическую помощь: в чем подвох?
Мы предоставляем юридическую консультацию в нескольких форматах: бесплатная устная консультация, платная устная консультация и письменное заключение юриста по вопросу клиента. В рамках бесплатной устной консультации мы ответим на вопрос относительно норм и толкования закона, дадим совет, исходя из общего порядка действий в подобной ситуации без анализа документов и обстоятельств конкретной ситуации. К примеру, на бесплатной консультации юрист разъяснит общий порядок раздела имущества супругов при разводе, не давая рекомендаций о возможных способах раздела или увеличения доли в праве собственности, исходя из ваших данных. При этом вы можете получить бесплатную консультацию, позвонив по телефону, или в онлайн-чате. Мы никогда не говорим о возможности бесплатной консультации только при личной встрече.
Если же вам требуется развернутая консультация с анализом документов и разбором вашей ситуации, вы можете заказать платную устную или письменную консультацию юриста. Мы гарантируем, что в рамках такой консультации вы получите подробные ответы на ваши вопросы и четкие инструкции, руководствуясь которыми вы сможете действовать самостоятельно, и, только при желании, заказать комплексное сопровождение, при этом стоимость услуг будет уменьшена на цену первичной консультации.
Оставить заявку
На сайтах юридических компаний, в том числе на нашем, можно найти предложение о бесплатной консультации юриста. В данной статье мы расскажем об отличиях платной и бесплатной консультации, а также о том, как избежать мошенников, заманивающих граждан на «бесплатные юридические консультации».
Что должно насторожить в предложении бесплатной юридической консультации?
Часто псевдоюристы обещают увеличить пенсию, добиться пособия, когда отсутствуют основания для его получения, взыскать деньги с неплатежеспособного должника или при отсутствии каких-либо документов. Наш совет в этих случаях: проконсультируйтесь с несколькими юристами (о том, как искать и выбирать юриста, специализирующегося на вашем вопросе, читайте статью ). Если большинство опытных юристов даст заключение о низкой вероятности победы в вашем споре, а «бесплатные юристы» гарантируют 100 % успех за внушительную предоплату, рекомендуем остерегаться таких предложений.
Ваша компания тоже предлагает бесплатную юридическую помощь: в чем подвох?
Мы предоставляем юридическую консультацию в нескольких форматах: бесплатная устная консультация, платная устная консультация и письменное заключение юриста по вопросу клиента. В рамках бесплатной устной консультации мы ответим на вопрос относительно норм и толкования закона, дадим совет, исходя из общего порядка действий в подобной ситуации без анализа документов и обстоятельств конкретной ситуации. К примеру, на бесплатной консультации юрист разъяснит общий порядок раздела имущества супругов при разводе, не давая рекомендаций о возможных способах раздела или увеличения доли в праве собственности, исходя из ваших данных. При этом вы можете получить бесплатную консультацию, позвонив по телефону, или в онлайн-чате. Мы никогда не говорим о возможности бесплатной консультации только при личной встрече.
Если же вам требуется развернутая консультация с анализом документов и разбором вашей ситуации, вы можете заказать платную устную или письменную консультацию юриста. Мы гарантируем, что в рамках такой консультации вы получите подробные ответы на ваши вопросы и четкие инструкции, руководствуясь которыми вы сможете действовать самостоятельно, и, только при желании, заказать комплексное сопровождение, при этом стоимость услуг будет уменьшена на цену первичной консультации.
119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Политика конфиденциальности
1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).
1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.
1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.
1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:
1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:
1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:
2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:
2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:
3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:
3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.
3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.
3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.
3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.
3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.
3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.
4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.
4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:
4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.
4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.
4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.
4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.
4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.
4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.
4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.
5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.
Для чего нужна юридическая служба малому и среднему бизнесу?
Распространенное заблуждение начинающих бизнесменов в том, что молодому предприятию юрист не нужен, может привести к финансовым убыткам и даже уничтожить бизнес. Сегодня каждый предприниматель должен понимать, как создается и работает юридическая служба организации
Сегодня юридическая служба нужна малому и среднему бизнесу как никогда. По результатам прокурорской деятельности наблюдается увеличение количества случаев нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности – с 152 807 в 2019 г. до 165 548 в 2020 г. (прирост – 8,3%). Усугубляют ситуацию распространенные заблуждения начинающих бизнесменов: предприятие молодое, долги мы еще не накопили, и государственные органы с проверками пока не придут; ответы на все вопросы можно найти в интернете; возникла проблема – так она решится сама по себе.
А вот что Д.В. Засухин пишет в своей книге «Юридический маркетинг»: «К сожалению, мы очень ленивы и инертны. Давайте будем честными с собой и признаемся, что решать проблемы мы не любим. Авось и так пройдет? Это утверждение верно не только для бизнеса. Вспомните, как вы посещаете стоматолога? Мало кто из нас раз в полгода записывается на профилактику и при первых симптомах бежит в стоматологический кабинет. Большинство из нас откладывают решение проблемы до последнего. »
Однако такое легкомысленное отношение крайне опасно. Из-за стремительного изменения законодательства непрофессионалу трудно уследить за нововведениями, а по общему правилу незнание закона не освобождает от ответственности. Непродуманные действия предпринимателя могут не только сказаться на репутации компании и привести к финансовым убыткам, но и уничтожить бизнес.
Для развития и обеспечения безопасности любой организации необходима юридическая служба. Ее специалисты призваны внедрять юридические механизмы для эффективного осуществления компанией своей деятельности, обеспечивать ее правовую защищенность путем выявления и устранения возможных рисков. Без юридической службы успешное функционирование организации сегодня представить практически невозможно.
Зачем нужна юридическая служба?
Основные задачи юридической службы можно разделить на две категории.
1. Внутренние задачи, связанные с деятельностью юридической службы непосредственно в области права:
Перечисленные виды деятельности не могут выполнять лица без юридического образования и соответствующего опыта работы.
2. Внешние задачи, связанные с деятельностью юридической службы, которая лишь отчасти касается юриспруденции:
Подобная деятельность юридической службы подразумевает работу с документацией исключительно в части права. Например, в заявлении от гражданина могут содержаться вопросы, касающиеся не только юридической стороны, но и экономической или технической. Ответ на такое обращение юрист готовит совместно с экономистом или техническим специалистом компании.
Задачи юридической службы пронизывают деятельность каждой компании независимо от ее формы и размера в любом сегменте бизнеса. Каждодневное выполнение этих задач напрямую связано с грамотным ведением документооборота и решением важных правовых вопросов. Поддержание стабильной и планомерной работы юридической службы упрощает и делает более эффективной работу компании по всем направлениям деятельности, позволяет экономить средства и беречь нервы руководителя организации.
По каким принципам работает юридическая служба?
Рассмотрим основные принципы, по которым должна работать любая юридическая служба.
Как выбирать специалистов в юридическую службу?
Прежде всего нужно понять, кого принимать на работу и на что обращать внимание. Для проверки знаний и практических навыков претендентов на должность вам понадобится помощь профессионального рекрутера или юриста. При этом вопросы, которые он будет задавать на собеседовании, должны быть вам разъяснены.
Мы рекомендуем задавать вопросы о видах исковых заявлений и сроках их подачи, об адресе суда, о действиях при проведении проверки, размерах штрафов по делам об административных правонарушениях и т.п. Также пусть претендент на должность расскажет, как учился и чем интересуется. Вы должны определить уровень знаний и кругозор человека. Обязательно выясните, выступал ли он публично. Если у кандидата нет такого навыка, он не сможет представлять ваши интересы в суде и перед иными государственными органами.
Имейте в виду: если претенденту прежде приходилось подавать много исков или работать с большим объемом документов, это еще не значит, что он профессионал. Количество не всегда равняется качеству. Вы должны понимать, что юрист призван решать стратегические и тактические правовые вопросы. Такой специалист, как снайпер, должен попадать в цель с первого раза, его действия должны быть аналогом точного выстрела: он собирает данные, оценивает обстановку и в нужный момент подает иск, чтобы выиграть дело. Иными словами, важно не количество составленных документов, а то, насколько эффективна и продуктивна деятельность юриста, как быстро она позволяет достичь нужного результата.
Оцените диплом претендента. Мы советуем отдавать предпочтение кандидатам, которые получили высшее образование в государственных вузах, так как их больше контролируют и у их выпускников похожая подготовка. Определите средний балл – он должен быть не ниже 4. Если средний балл ниже, можно обратить внимание на отметки по специальным предметам. Например, если вы владелец маленькой пилорамы, то вас должно заинтересовать знание претендентом таких предметов, как гражданское, трудовое и экологическое право. Знать на отлично уголовно-исполнительное право или криминалистику ему необязательно. В целом, на наш взгляд, принимать на работу лучше специалистов с гражданско-правовой или государственно-правовой специализацией. При этом можно присмотреться и к кандидату с уголовно-правовой специализацией, тем более если он некоторое время работал в системе правоохранительных органов: въедливость, скрупулезность и умение вести расследование всегда пригождаются.
Можно ли брать выпускников без опыта работы? Можно. И тут будет важно наличие у претендента аналитического склада ума и широкого кругозора, полученных знаний и навыков. С осторожностью следует рассматривать кандидатуры людей, которые долго не работали, либо работали, но не по специальности, либо учились заочно, работая по другой специальности.
При приеме сотрудника на работу с испытательным сроком рекомендуем на данный период оформить договор ГПХ. Это позволит сэкономить на уплате обязательных взносов в государственные фонды и сократить процедуру оформления документов. Если специалист не пройдет проверку, вам будет легче расторгнуть договор ГПХ, нежели трудовой. Полагаем, месяц будет оптимальным сроком для проверки профессиональной подготовки работника.
А может, перейти на аутсорсинг?
Ответ на этот вопрос зависит от ваших предпочтений. Отметим только, что плюсами аутсорсинга являются: экономия денег, времени на оформление правоотношений, исключение проверок трудовой инспекции в случае конфликтов. Все это сыграет на руку руководителям малого и среднего бизнеса.
Обязательным условием договора аутсорсинга должно быть оказание вам услуг на вашем же предприятии, так как невозможность оперативно связаться с юристом может обернуться большими штрафами. При заключении договора с юридической фирмой почитайте отзывы о ней и ознакомьтесь с рекомендательными, благодарственными письмами и характеристиками; выясните, какова выручка компании, на каких клиентов она ориентирована, давно ли на рынке и как планирует себя позиционировать дальше; вела ли она громкие дела и какими были результаты. Внимательно изучите коммерческое предложение. Узнайте об образовании исполнителей, задайте вопросы об их кругозоре, знаниях и навыках.
Обратите внимание на договор обслуживания. Он не должен казаться вам слишком простым – в этом случае важные понятия и условия скорее будут сильно размыты, что не позволит уловить их смысл. Договор не должен быть и чересчур подробным и объемным – чрезмерная детализация может вас запутать. Оптимальный вариант, когда договор написан простым языком, но при этом не слишком детализирован. Особое внимание необходимо уделить следующим разделам договора: предмет, цена, порядок оплаты, права и обязанности сторон, их ответственность. Чтобы исполнитель вдруг не исчез, в договор нужно включить такие разделы, как антикоррупционная оговорка, заверения и гарантии.
Как определить объем работы юридической службы?
До образования юридической службы необходимо оценить будущие объемы ее работы исходя из документооборота компании. В некоторых организациях все документы проходят через юристов, в других юристам передают только те документы, которые касаются правовых вопросов. В идеале юридическая служба должна проверять каждый документ на соответствие его требованиям законодательства, но при таком подходе юристы не будут успевать решать важные правовые вопросы, потому тут необходимо найти баланс. Для экономии времени можно работать по такой схеме: юристы разрабатывают шаблоны документов и ответов на часто повторяющиеся вопросы, запросы и обращения, а в дальнейшем подготовкой аналогичных документов и ответов занимается секретарь или работник, ответственный за решение конкретных вопросов.
Сколько человек должно быть в юридической службе?
Для решения вопроса о необходимом количестве юристов в компании нужно учитывать те направления деятельности юридической службы, о которых речь шла выше: внутренняя юридическая деятельность (отстаивание интересов компании при проведении проверок, подготовка претензий, ведение судебных и исполнительных дел, регистрации изменений компании, консультирование ее работников и руководителей, ведение договорной работы и т.п.); внешняя деятельность юридической службы (проверка локальных нормативных актов на соответствие законодательству и т.п.), стратегическая, тактическая деятельность (общие задачи: планирование внешней и внутренней деятельности юридической службы, аккумуляция опыта, внедрение и оптимизация юридических механизмов для совершенствования деятельности компании; а также специфические задачи: решение вопросов о том, использование каких методов не будет нарушением закона в части работы с конкурентами, какие нюансы учесть при приобретении активов других компаний и т.п.).
Для небольшого бизнеса достаточно двух юристов. Один занимается внутренней деятельностью, другой – внешней, а оба они осуществляют стратегическую, тактическую деятельность по своим направлениям.
Если компания совсем маленькая, можно взять одного человека. Но чтобы юрист всё успевал, необходима будет постоянная оптимизация работы. Например, юрист ответил на претензию – шаблон сразу отдайте другим специалистам, разработал договор – основные его положения пусть специалисты сами вставляют в будущие договоры и т.д. Не загружайте человека лишней работой, лучше перенаправьте его на решение действительно важных правовых вопросов.
Откуда берется недопонимание между юристами и руководителями компаний?
Залогом успешной работы юридической службы являются постоянное планирование, соблюдение графика работы и регулярное представление отчетности. Контролировать ее деятельность должен руководитель бизнеса или его заместитель (в случае аутсорсинга контрольная функция переходит к руководителю организации, оказывающей услуги).
В ходе такого контроля у руководителя могут появиться вопросы, которые нередко становятся причиной недопонимания между ним и юристами:
Ниже мы дадим ответы на эти распространенные вопросы.
Почему юристы так долго решают проблемы компании?
Ответ на этот вопрос вы найдете в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Два месяца отводится на рассмотрение дела в суде первой инстанции, столько же – в судах апелляционной и надзорной инстанций. Причем срок этот нередко увеличивается из-за сложности дела. Гражданское дело может рассматриваться до полугода в суде первой инстанции, не говоря уже об обжаловании. Затем нужно дождаться вступления судебного решения в силу. Немало времени может уйти на получение исполнительных документов и работу по ним с ФССП.
А теперь представьте: у вашего юриста 10 или 20 производств, и ему нужно выработать правовую позицию по каждому делу, подготовить десятки документов, опросить свидетелей в суде и т.д. В это время ему передали несколько локальных нормативных актов организации на проверку. Нельзя забывать и о каждодневной договорной работе, проверках государственных органов, которым необходимо предоставить информацию и документы. Даже при таком небольшом объеме работы юрист всегда будет «завален» ею.
Как же понять, действительно ли человек не справляется или просто работы очень много? Требуйте пояснений у юриста: чем он сейчас занят, насколько это важно и сколько времени уйдет на решение конкретных вопросов. Попробуйте разобраться, отделяет ли человек важные и срочные дела от второстепенных, как он распределяет свое время. Например, если юрист вместо составления ответа на жалобу клиента или требование госоргана пишет по своей инициативе информационное письмо о действии законов во времени для руководителя, тогда проблема в человеке. Но если у юриста завтра проверка, потом заседание в суде и подача документов на регистрационные действия, и он отказывается срочно проверить договор, который должен быть заключен через четыре дня, то тут специалист все делает верно. Выходит, у него просто много работы.
Почему не все правовые вопросы решаются в пользу компании?
Решение всех вопросов в пользу компании в принципе невозможно. Например, представьте, что организация вовремя не подала иск, и при этом отсутствуют основания для восстановления срока его подачи, либо она своевременно не уплатила налог, не отправила отчет. Юридической службы у компании нет, и она обратилась за помощью к стороннему юристу. Он взялся решить вопрос и не смог. Но ведь виноват не юрист, а организация. Тут ей не поможет даже такой специалист, как персонаж фильма «Линкольн для адвоката» Микки Холлер. Бывают ситуации, когда уже ничего не поделать. Юридическая служба как раз для того и нужна, чтобы не допустить таких случаев. Ну а если юридическая служба в организации есть? Возможно, и тут виноваты не юристы. Скажем, им попросту могли слишком поздно передать документы из другого отдела.
Кроме того, всегда учитывайте, в чем именно выражается проигрыш вашей организации. Так, несколько лет назад я представлял интересы ответчика Ф. по иску страховой компании к нему в связи с его виновностью в ДТП. Согласно статистике, 99% таких дел являются проигрышными. Суд окажется на стороне ответчика, только если дорожное полотно было непригодно для езды (ямы и ухабы зафиксированы в схеме ДТП и т.п.). Но тогда все же удалось уменьшить сумму исковых требований с 400 тыс. до 40 тыс. руб. Можно ли говорить о победе страховой компании, если сумма была уменьшена в 10 раз? Бывают ситуации, когда юридическая служба поможет лишь уменьшить размер штрафа, и это уже отличный результат.
Почему конфликтуют юристы и специалисты других отделов?
Подобные конфликты случаются по разным причинам. Специалист отказывается передавать договоры юристу, потому что он ему просто не нравится. У юриста не было времени на то, чтобы попросить документ, и он взял его без спроса. Специалист считает, что юрист придерживается неверной позиции по конкретному правовому вопросу или усложняет дело, причем сам он не имеет юридического образования. Такие конфликты нужно урегулировать сразу. Для этого необходимо все выяснить и провести разъяснительную беседу с зачинщиком. Если разговор не подействует, придется задуматься о поиске нового сотрудника. А чтобы минимизировать вероятность возникновения споров, мы рекомендуем наладить крепкую связь между специалистами разных отделов, которая позволит им максимально быстро обмениваться информацией.
Как определить, является ли ваш юрист хорошим специалистом?
Если юридическая служба в вашей компании только начинает работать, рекомендуем обратить внимание на то, имеются ли график и план работы у юриста, как он ее организует и распределяет свое время. Всерьез задуматься о пользе специалиста для предприятия нужно в том случае, если: график работы он не составил; на компьютере и даже на столе беспорядок, а потому он не может быстро найти нужный документ; он путается в юридических терминах и допускает в документах ошибки. Без самодисциплины юриста и порядка во всем вы получите лишь имитацию бурной деятельности. Представьте, если нагрянет проверка, а юрист из-за бардака не может оперативно во всем разобраться или его вовсе нет на месте, но вам срочно нужно распечатать документ или просмотреть информацию по делу, – провал обеспечен. Именно из-за беспорядка человек часто ничего не успевает или совершает ошибки, что ставит предприятие в крайне опасное положение.
Если юридическая служба в вашей организации уже работает какое-то время, после первичной оценки указанных выше нюансов попробуйте понять, справляется ли специалист со своей работой. Как это проверить?
Обратите внимание на то, допускает ли юрист при составлении документов ошибки и какие. Отметим, что они неизбежны в любой деятельности, и юридическая не является исключением. Мы предлагаем делить ошибки на технические и правовые. Если первые не навредят предприятию, то вторые могут усугубить положение дела и привести к убыткам. К техническим ошибкам можно отнести орфографические, пунктуационные и т.п. Правовыми ошибками будут: ошибки, искажающие факты (написание не тех имен, фамилий и дат, неверное описание обстоятельств), логические ошибки, ошибки при указании законов и статей, ошибки в правовой квалификации событий, направление документа не по адресу назначения и т.п. Технические ошибки юристов можно не принимать во внимание. Даже государственные органы всегда с пониманием относятся к ним. А вот правовые ошибки опасны. Если юрист их регулярно допускает, нужно присмотреться к его работе.
Определите, сколько было проверок за год. Проверьте, стало ли больше жалоб к вам и как велась претензионная работа. Если вы оцениваете работу по дебиторской задолженности, подсчитайте, сколько возвращено денежных средств за год по сравнению с предыдущим, как контрагенты стали исполнять обязательства по договорам. Если проверок на вашем предприятии не было, на вас не пишут жалобы, контрагенты исполняют принятые на себя обязательства, а по вашим претензиям денег возвращено больше, чем в прошлом году, значит, юридическая служба работает как надо. Тут важно исходить из того, сколько проблем удалось решить и избежать, повысился ли общий уровень правовой безопасности благодаря юридической службе.
Ну и, наконец, подведем итоги: так для чего нужна юридическая служба? Основная роль ее заключается в предупреждении рисков и обеспечении правовой защиты бизнеса. При наличии юридической службы в организации вы сможете заниматься своей деятельностью, не отвлекаясь на решение правовых вопросов.