Для чего нужна закладка
Консультация «Для чего нужны закладки»
Федоряк А Г
Консультация «Для чего нужны закладки»
Развивать навыки работы с бумагой.
Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.
Ребята, я знаю, что вам нравится отгадывать загадки и я приготовила вам одну.
Загадка: Она в книжечке живет,
Страницы нужные находит
Чтоб место нужное открыть,
Страницы номер чтоб не стал загадкой
И что бы ничего не позабыть,
Ты пользуйся, пожалуйста (закладкой)
Молодцы правильно закладка.
Как вы думаете, для чего нужна закладка?
Сегодня мы с вами познакомимся с различными видами закладок, и научимся их делать из бумаги.
С появлением книги люди стали изготавливать своеобразные закладки вручную – и для себя и для особо близких людей. Такие искусно сшитые или сплетенные закладки дарились любимым и друзьям, их богато украшали, расшивая узорами, бисером, драгоценными камнями, вплетали в них ленты. (Показ закладок)
Сегодня хочу предложить вам сделать закладки своими руками. Хотите? Ответы детей.
Урок по чтению рассказа «Для чего руки нужны» Е. Пермяка Задачи: 1) Познакомить учащихся с рассказом. 2) Развивать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения, чтения по ролям. 3).
Для чего нужны домашние логопедические задания? Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. Л. С. Выготский писал: «Подготовить.
Для чего нужны музыкальные занятия в детском саду Для чего нужны музыкальные занятия в детском саду. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие.
Непосредственная образовательная деятельность «Для чего нужны стихи?» Непосредственная образовательная деятельность. Для чего нужны стихи? Форма организации: подгрупповая. Интеграция образовательных областей:.
Консультация «Для чего нужны занятия с логопедом?» Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда.
Конспект интегрированного занятия в условиях ФГОС «Для чего нам руки нужны» в старшей группе на тему: «Для чего нам руки нужны» (старшая группа) Цель: развитие креативных способностей детей путем ознакомления с нетрадиционными.
Конспект НОД «Для чего нужны руки». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Для чего нужны руки» (Познавательно-исследовательская деятельность в средней.
Конспект ООД по безопасности ПДД «Для чего нужны блестящие полоски» ООД в средней группе по безопасности ПДД Тема: «Для чего нужны блестящие полоски» Воспитатель МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка Гладкая Наталья.
Конспект развивающей образовательной ситуации в подготовительной группе «Для чего нужны правила дорожного движения» Конспект развивающей образовательной ситуации в подготовительной группе «Для чего нужны правила дорожного движения» Цель: формирование.
Конспект НОД по ПДД «Для чего нужны фликеры и светоотражающие элементы» в старшей и подготовительной группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ФЛИКЕРЫ И СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ» в старшей, подготовительной группе МБОУ Сосновская НШ Воспитатель: декабрь 2017 Тархина.
История книжной закладки
«…все-таки подумать, сколько мы с ней
когда-то пространствовали — из смыслов в
смыслы, из одних книжных листов в другие».
«Книжная закладка», Сигизмунд Кржижановский
Книжные закладки давно живут между страниц книг и в состоянии рассказать нам много интересного о прошлом. Книжные закладки (bookmarcs) появились еще в 13 веке, делались они из кожи и велюра, позже из ткани и плотной бумаги. Каких только закладок не было — шелковые, вышитые, с различной символикой и видами, портретами королей и королев
.
Египетские писцы приклеивали на свитки кусочки папируса… Средневековые книжники отмечали страницы фолиантов петельками из кожи, пергамента или плотной ткани, а также создавали весьма функциональные конструкции для облегчения чтения… В XIX веке читающие дамы нередко отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам…Вспомним А.С.Пушкина :»Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я. «
Изобретение в XV веке в Западной Европе книгопечатания и постепенное насыщение рынка делало книгу всё более доступной. Превратившись из единичного рукописного произведения в тиражный печатный продукт, книга, тем не менее, по-прежнему стоила весьма дорого. Даже одно это соображение делает понятным, почему к каждому экземпляру относились крайне бережно.
Книжная закладка, выполняя утилитарную функцию, помогала не только запоминать или быстро находить нужную страницу текста, но и элементарно работала на улучшение сохранности конкретного экземпляра издания (страницы не листались читателями без надобности). Уже со времен рукописной книги закладка выполняла и эстетическую функцию, при этом мастера зачастую продумывали ее дизайн в сочетании с будущим или готовым переплетом книги. В XV-XVI веках получили распространение закладки – регистры – своеобразный вид закладок в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте.
Тогда же, как на Западе, так и в России, необычайной популярностью пользовались закладки, представляющие собой конструкцию из нескольких лент, шнуров, тесьмы, прикрепленных к держателям самой разнообразной формы (в России их называют «паварозами»). Такой закладкой можно закладывать несколько страниц сразу, что было удобно при чтении, например, религиозной литературы.
В XVII веке переплётчики начали конструктивно включать закладку в книгу, прикрепляя одну или несколько лент к корешку книжного блока или нижней переплётной крышке. Позже такие закладки получат название – «ляссе» (искаженное на французский манер немецкое слово «Lisezeichen», обозначающее «закладка»). Массовое производство закладок начинается после 1860 года. Рынок заполнлся шелковыми закладками машинного производства. Предлагались закладки на все случаи жизни, со всевозможными поздравлениями, пожеланиями друзьям и близким, выражением благодарности, словами любви и сочуствия, текстами молитв.
Сначала их изготавливали из ткани, но довольно скоро перешли на более дешевые и технологичные материалы – картон и плотную бумагу. Это была уже тиражная продукция, не очень дорогая и вполне доступная. Если бы Александр Сергеевич дожил до 60-х годов XIX века, он, наверное, был бы разочарован тем, что дамы второй половины столетия все реже пользуются цветами в качестве закладок. На смену засохшим лютикам и ромашкам пришли закладки массового производства.
Рукоятки украшались гравировкой, литьем, часто в сочетании со слоновой костью, эбеновым деревом, перламутром. Иногда встречались и забавные надписи: «Вот твоя страничка» или «Я тут заснул».
Однако, по-прежнему, оставалась в моде авторская, индивидуальная закладка, выполненная вручную. Конец 1980-х годов оказался отмечен новым всплеском интереса к книжной закладке, что имеет весьма простое объяснение. В последней трети XX столетия большую часть закладок изготавливали из бумаги – превосходного материала для размещения рекламы, пропаганды, вообще, любой информации.
На закладках печатались календари и адреса книжных магазинов, умные мысли и горячие призывы, например, «Книгу Ленина – в каждую семью!». Были, да и сейчас существуют, закладки с полезной информацией: единицы измерения, таблица умножения, формулы для школяров, виды городов, памятные даты, животные и птицы – уголька мелкого, но много всегда можно было с пользой подбросить жадному до
Появилось и новое направление в создании и реализации закладок- профессиональные художники специально разрабатывают их для гостей, приглашенных на юбилеи, свадебные церемонии.
Сегодня чтением книг увлекаются многие, и когда возникает вопрос, что же подарить такому человеку, рукодельницы без труда на него отвечают – оригинальную закладку для книг,изготовленную своими руками. И это неудивительно, ведь даже дизайнеры не оставили без внимания эти простые на первый взгляд вещицы. Современные закладки для книг поражают своим разнообразием и вариантами исполнения. Их делают в виде сказочных существ, больших скрепок, протянутых ладоней, просто веселых шаржей. Вариаций – множество. Закладки создаются в единственном экземпляре или набором из 5-10 штук. Для создания используют различные материалы (существуют даже закладки из нержавеющей стали).
Есть и суперсовременные закладки, как, например закладки-светильники, где ваша книга будет выполнять роль крыши.
Закладка “На помощь!”.
Скрепки давно многими используются в качестве закладок. Но эта скрепка-закладка имеет к тому же необычный дизайн. Она выполнена в виде человека, застрявшего между страницами.
Закладка с указателем.
Эта закладка представляет собою красочную резинку, которую легко можно обернуть вокруг страницы, направив указатель на нужную строчку.
Закладка “USB-перо”.
Эта перо можно использовать как для хранения файлов, так и в качестве закладки.
Для чего нужна закладка
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай,
Где закладка, там читай…
Каждую неделю я посещаю школьную и городскую библиотеку и часто беру книги и журналы домой. Я очень люблю разглядывать иллюстрации, читать и узнавать что-то новое. Дома у меня тоже много книг: сказки, рассказы, стихи и др. А еще у меня есть учебные книги, с которыми я работаю дома и в школе. Моя учительница говорит, что в каждой книге обязательно должна быть закладка. В моих книгах были закладки, но я их потеряла и поэтому решила сделать новые. Оказалось, что вариантов закладок и вариантов их использования существует очень много. Это заинтересовало меня.
Цель исследовательской работы: изучение истории появления книжной закладки, ее полезных свойств.
1) познакомиться с историей возникновения закладки;
2) изучить различные виды закладок;
3) выяснить полезные свойства старинных и современных закладок;
4) научиться самой и обучить своих друзей создавать интересные закладки.
Предмет исследования: различные виды книжных закладок.
Объект исследования: полезные свойства школьной закладки.
Актуальность: найти наиболее удобную закладку для младших школьников.
— анализ литературы и Интернет источников.
Значимость – создать закладку, которая будет наиболее удобна в использовании для книг любого формата, не будет теряться и будет привлекать своим уникальным дизайном.
1.1 История появления книжной закладки
Закладка, согласно толковому словарю Ожегова – это ленточка, полоска, вкладываемая в книгу, чтобы заметить нужную страницу.
Книжные закладки давно живут между страниц книг и в состоянии рассказать нам много интересного о настоящем и прошлом.
Первые книжные закладки появились еще в 13 веке, изготовляли их из кожи и велюра, а позже из ткани и плотной бумаги. Каких только закладок не было: шелковые, вышитые, с различной символикой и видами, портретами королей и королев.
Книжная закладка, помогала не только запоминать или быстро находить нужную страницу текста, но и работала на улучшение сохранности конкретногоэкземпляра издания (страницы не листались читателями без надобности). Уже со времен рукописной книги закладка выполняла и эстетическую функцию, при этом мастера зачастую продумывали ее внешний вид в сочетании с будущим или готовым переплетом книги.
Поскольку книжная закладка была создана давно, еще первыми читателями, которые столкнулись с проблемой ориентации в книге, Египетские писцы приклеивали на свитки кусочки папируса; средневековые книжники отмечали страницы фолиантов петельками из кожи, пергамента или плотной ткани. А в XIX веке читающие дамы отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам.
Из литературных источников я выбрала и описала лишь некоторые виды книжных закладок, наиболее интересные для меня.
Закладки-регистры – своеобразный вид закладок в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте.
Паровозы-закладки, представляющие собой конструкцию из нескольких лент, шнуров, тесьмы, прикрепленных к держателям самой разнообразной формы. Такой закладкой можно закладывать несколько страниц сразу, что было удобно при чтении.
Новую жизнь книжной закладке обеспечило развитие печатных техник. Дешевизна и красочность бумажных закладок сделали их очень популярными среди возрастающего числа читателей. Закладка с этого времени стала самостоятельным носителем информации. Их использовали для анонсирования книг, событий, для рекламы фирм и товаров, для пропагандистских акций и просветительских идей.
Конец XIX века, время научных открытий, стало особенным для развития закладки. В 1890 году немец М. Кинле запатентовал первую известную, так называемую, техническую закладку (1).Она представляла собой металлическую пластинку с косой прорезью, в которую просовывался уголок необходимой страницы. По форме они напоминали ножи для разрезания бумаги. В области рукоятки делалась выемка или накладная деталь для зажима страницы. Рукоятки украшались гравировкой, литьем, часто в сочетании со слоновой костью, эбеновым деревом, перламутром.
Швед И. Линдлер в 1896 году предложил прищепку – лист зажимался вдвое тонкой полоской из упругой стали.
А в начале ХХ в. американец У. Мартин придумал закладку из ткани и бумаги, приклеил на концах полосок маленькие плоские магниты. Они притягивались друг к другу сквозь бумагу, а согнутая вдвое полоска держала нужную страницу. Для случая, когда нужно было запомнить не только страницу, но и строку, американец А. Гирс предложил к внутренним страницам обложек крепить параллельно страницам направляющие, по которым бы скользили указывающие стрелки-закладки. Когда страницы перелистывались, закладки откидывались в сторону. Правда, этот вариант имел недостаток – закладки не снимались.
Конец 1980-х годов оказался отмечен новым всплеском интереса к книжной закладке, что имеет весьма простое объяснение. В последней трети XX столетия большую часть закладок изготавливали из бумаги – превосходного материала для размещения рекламы, и, вообще, любой информации. На закладках печатались календари и адреса книжных магазинов, умные мысли и горячие призывы.
2.1 Закладка 21 века.
В современное время тысячи читателей по всему миру каждый день продолжают посещать обычные библиотеки. Именно для них китайская дизайн-студия Toout придумала концепт «умная библиотечная закладка». (1) Она «запоминает» за пользователя страницы, помогает решать проблему своевременного возврата книг и их быстрый поиск на стеллажах. Для поиска «умная закладка» оснащена простенькой навигационной системой, которая указывает путь к нужным книгам.
Закладка фонарик. (1) Эта закладка не только не даст вам потерять нужную страницу, но и осветит ее для вас. Она не нуждается в источнике питания, так как заряжается от солнечных лучей. Вы также можете использовать эту закладку просто как фонарик, она складывается и легко помешается в карман
Скрепки давно многими используются в качестве закладок. Но эта скрепка-закладка имеет к тому, же необычный дизайн. Она выполнена в виде человека, застрявшего между страницами. (1)
Это далеко не все виды закладок, но наиболее интересные для меня.
3.1 Самая удобная закладка.
Для того, чтобы определить необходимость закладки и ее виды, я провела опрос и анкетирование среди младших школьников нашей школы. (2) В ходе моего анкетирования приняло участие 57 человек, обучающихся в 4-х классах. По результатам анкет из числа опрошенных 49 человек (86% от общего числа) пользуются закладками и считают этот предмет необходимым. Восемь человек (14%) не пользуются закладками в данное время, т.к. часто их теряют, но при этом указывают в анкете на удобство в их использовании. (3), диаг.№1. В анкетах 46 ребят указали, что закладка помогает быстро открыть нужную страницу в учебнике (92%). Два школьника подмечают, что благодаря закладке экономят время, а две школьницы используют закладку, чтобы подмечать важные слова в книге. (3), диагр.№2.
Ответы опрошенных школьников показали, что закладка приносит им позитивные эмоции, т.к. они красивые, удобные, их легко использовать. Большинство обучающихся предпочтение отдают закладкам, изготовленным своими руками, так считают 25 человек (51%). Эти закладки изготовлены у 20 детей из картона и цветной бумаги (80%). Закладки плетеные из ниток используют 8 человек (32%). Такое же количество детей используют закладки с рисунками, раскрашенные цветными карандашами и фломастерами. Раскрашенные закладки нравятся детям, так как их легко изготовить, не жалко подарить друзьям и можно нарисовать на них все, что хочешь. Почти 24% детей (6 человек) предпочитают украшать закладки природными материалами (засушенными листьями, цветами), а трое школьников используют закладки, сделанные из обычной бумаги (3) диаг.№4.
Размер используемых закладок тоже важен школьникам. Большинство опрошенных ребят 31 человеку (54%) предпочитают закладки средних размеров, а 18 человек (32%) используют маленькие закладки. Шесть человек (10%) любят закладки больших размеров (3) диаг. №5.
Таким образом, проведенный опрос и анкетирование показали, что многие дети пользуются закладками. Популярными являются закладки из подручных материалов, дети наносят на них разные рисунки и изображения. Самодельные закладки дети делают с душой, что приносит им положительные эмоции, именно так в анкетах подметили несколько школьников. Большой выбор закладок, которые продаются в магазинах, также привлекают внимание младших школьников. Такие закладки стоят не дорого, они яркие, удобные, содержат определенную тематику, в зависимости от возраста и интересов.
Исследование также показало, что больший интерес к изготовлению закладок своими руками проявляют девочки младшего школьного возраста. Мальчики положительно относятся к изготовлению закладок своими руками, но предпочитают закладки, купленные в магазине. Различной является у мальчиков и девочек тематика закладок. Девчонки любят украшать свои закладки цветочками, бабочками, смайликами, любимыми персонажами из мультфильмов. На закладках у мальчишек животные, мотоциклы, автомобили, виды спорта, фото спортсменов.
Таким образом, можно сделать вывод, что мальчики и девочки одинаково отдают предпочтение закладкам средних размеров, ярких по оформлению и созданных своими руками.
Рассмотрев все требования к закладке, которые предъявили дети, я решила создать закладку, удовлетворяющую всем заданным критериям.
Именно такую закладку я создала на мастер-классах с ребятами из группы продленного дня и с учащимися 4 класса. Для этого нам потребовались: ножницы, цветная бумага, картон, клей, линейка, фломастеры и хорошее настроение. В результате у нас получились интересные и позитивные закладки.(5)
Дома мы с сестрой и мамой решили провести эксперимент и проверить, так ли уж нужны закладки в книгах. Для этого мы решили выяснить, как быстро мы с сестрой сможем открыть нужную страницу в книге, используя закладку. Мы взяли две одинаковые книги с любимыми сказками. В моей книге уже лежала закладка, а у сестры она отсутствовала. Мама засекает время, а мы с сестрой должны одновременно найти нужную страницу. В результате эксперимента получилось, что я открыла книгу за 3 секунды, а сестра затратила 14 секунд для поиска нужной страницы. (4) Таким образом, эксперимент показал, что действительно необходимо использовать закладку, если вы хотите меньше тратить времени для поиска нужной страницы.
Таким образом, я узнала, что книжная закладка, пройдя через века, с момента создания первых рукописных книг и по сей день, используется человеком для поиска нужных страниц в книге.
Со временем закладки приобрели немало новых, полезных свойств. Без закладки не обойтись во время урока, чтения книги, к тому же, закладка может стать прекрасным источником информации. Закладки нужны для того, чтобы отметить место в учебнике, чтобы книги не портились и прожили долгую жизнь.
На сегодняшний день существует большое количество различных видов закладок, но, не смотря на бурный технический прогресс, авторская закладка, если она сделана с выдумкой и фантазией всегда будет популярной, и будет приносить людям пользу.
Впереди меня ждет работа еще со многими книгами и учебниками, и в дальнейшем я планирую создать индивидуальные закладки для каждого учебного предмета, используя разнообразные подручные материалы и разные техники изготовления.
1 Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей / В.В. Богданов, С.Н. Попова – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 208 с.
3 Кузнецова А.О. Школа чудес для маленьких принцесс / А.О. Кузнецова. – М.: ООО Астрель, 2011. – 206 с.
4 Любимцев В.В. Знаешь ли ты? / В.В. Любимцев – М.: Дрофа, 1995. – 196 с.
6 История книжных закладок. Коллекционирование закладок.http: // nspaper.by/2011/03/17/ istoriya – knizhnoj – zakladki. Htm – Загл. с экрана.
Виды закладок.
Умная закладка Закладка-фонарик
Анкетирование младших школьников по теме: «Закладка школьника»
Ты пользуешься закладкой? _____________________________________________________
Если не пользуешься, то почему?_________________________________________________
Для чего нужна закладка? _____________________________________________________
Какие закладки тебе нравятся? (выбери вариант ответа)
а) изготовленные своими руками. Почему? ________________________________________ _____________________________________________________________________________
б) покупные закладки. Почему? _________________________________________________
Какого размера закладкой тебе удобнее пользоваться? (выбери вариант ответа)
Из чего сделана твоя самодельная закладка? (выбери вариант ответа)
а) плетенная из ниток;
б) украшенная аппликацией (из цветной бумаги, пайеток и т.п.);
в) раскрашенная красками, цветными карандашами или фломастерами;
г) украшенная природными материалами (листьями цветами и т.п.)
д) свой вариант________________________________________________________________
Твоя закладка, купленная в магазине, какая она? ___________________________________
Результаты исследования
Диаграмма №1. Необходимость использования закладок.
Диаграмма №2. Полезные качества закладки.
Диаграмма №3. Популярность закладок.
Диаграмма №4. Виды самодельных закладок.
Диаграмма №5. Удобный размер закладок.
Результаты эксперимента
Мастер-класс для детей ГПД