Для чего нужно антимонопольное законодательство

Законодательство антимонопольное

Добавлено в закладки: 0

Что такое законодательство антимонопольное? Описание и определение понятия.Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть фото Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть картинку Для чего нужно антимонопольное законодательство. Картинка про Для чего нужно антимонопольное законодательство. Фото Для чего нужно антимонопольное законодательство

Законодательство антимонопольное –это набор норм права и законодательных актов, по которым государство защищает свободу рыночных отношений, создавая нужные барьеры против экономических монополий производителя.

Эти барьеры могут представляться в виде ограничений в получении кредитов, налогов, запретов в установке самопроизвольного ценового образования.

Комплекс мер, которые принимаются антимонопольным законодательством, должен сохранить и создать благоприятные условия для развития среднего и малого бизнеса, поддерживая тем самым здоровое состояние экономики страны.

Рассмотрим, более детально, что значит антимонопольное законодательство.

Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть фото Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть картинку Для чего нужно антимонопольное законодательство. Картинка про Для чего нужно антимонопольное законодательство. Фото Для чего нужно антимонопольное законодательствоОдной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.

В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Формы государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей могут различаться от полномасштабного руководства (например, в рамках национальных отраслей или же предприятий государственной собственности) до регулирования только отдельных аспектов деятельности частных компаний, которые сохраняются в этих отраслях (определение важнейших ориентиров и тенденций их развития).

В странах с капиталистически ориентированной экономикой правительства всеми силами стараются в какой-то степени противостоять монополизму. Делают они это поддерживая и поощряя здоровую конкуренцию.

Во всех без исключения странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, которые контролируют и ограничивают монопольную власть.

Антимонопольная политика государства – это система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового и психологического характера, которая препятствует проявлениям антиконкурентного поведения и способствует здоровому и эффективному функционированию рыночной экономики. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на защиту прав потребителей.

Направления антимонопольной политики и антимонопольного законодательства государства

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

Государственное регулирование

В каждой стране создаются различные органы для регулирования монополий. Их целью является поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий. Для регулирования монополий создается законодательство, в котором указывается правило их функционирования на рынке.

Прямое государственное регулирование. Чаще всего механизм и границы государственного регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, на данный момент в Российской Федерации действует Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, которые относятся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного влияния и регулирования.
Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, который позволяет существенно снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В российском законодательстве, в частности, этому способу уделяется наибольшее внимание.

Антимонопольные мероприятия до перехода к рынку. Антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Необходимо заблаговременное создание системы мер противодействия монополиям (то есть создание четкого антимонопольного законодательства).

Антимонопольные мероприятия. Стоит отметить, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не ставит цель запретить и ликвидировать все монополии. В современном обществе наконец-то стали понимать, что монополия, как фактор роста прибыли, не может быть полностью уничтожена. Поэтому главной задачей антимонопольной политики и антимонопольного законодательства является то, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, а также исключить возможность злоупотребления монопольным положением. Кстати сказать, что еще в середине позапрошлого столетия Карл Маркс пришел к выводу, что появление монополий требует обязательного государственного вмешательства для эффективного его регулирования.

Цели антимонопольного законодательства

Главная цель антимонопольного законодательства заключается в защите и сохранении свободной здоровой конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть фото Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть картинку Для чего нужно антимонопольное законодательство. Картинка про Для чего нужно антимонопольное законодательство. Фото Для чего нужно антимонопольное законодательство

Конкретно же можно сформулировать такие цели:

Государственный контроль за капиталом

Государство для проведения антимонопольной политики создает антимонопольные законы и антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль над монополистическими тенденциями в стране.

Стоит учесть, что тотальная антимонопольная политика государства способна нанести даже непоправимый вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без тщательнейшей оценки той или иной проблемы, запрещает естественное увеличение фирм, которое было бы даже полезно и в то же время создало бы хорошие предпосылки для здоровой конкурентной борьбы с отечественными или зарубежными конкурентами.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности и часто не позволяет достаточно точно устанавливать реальные размеры и степень монополизации рынка. Но в целом оно, конечно же, способствует созданию условий для развития необходимой здоровой конкуренции. И между прочим, за нарушения антимонопольного законодательства предусматривается внушительная уголовная и гражданская ответственность.

Антимонопольное законодательство за рубежом

Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть фото Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть картинку Для чего нужно антимонопольное законодательство. Картинка про Для чего нужно антимонопольное законодательство. Фото Для чего нужно антимонопольное законодательствоВ настоящее время во всех промышленно развитых странах осуществляется правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции. Это делается для того, чтобы хоть как-то смягчить социальные и экономические последствия монополизма.

Одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики является разработка и принятие антимонопольного законодательства. На сегодняшний день главная особенность этого законодательства заключается в том, что оно направлено на защиту прав потребителей и направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, а также на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Стоит отметить, что в истории антимонопольного законодательства сложилось два типа антимонопольных законов. Один из них ( антитрестовское законодательство Соединенных штатов Америки) просто предусматривает формальное запрещение монополии, а другой ( европейская система антимонопольного законодательства) предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим доминирующим положением на рынке. В странах, где работает европейская система антимонопольного законодательства предусмотрена обязательная регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. Если эти соглашения противоречат каким-то публичным интересам, они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

Между этими двумя системами есть и промежуточное положение. Например такое положение занимает законодательство Федеративной республики Германии, что вполне объясняется фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает просто огромное количество исключений из этого правила.

Государственный контроль за монополиями за рубежом

Реализация положений антимонопольного законодательства зарубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке.

В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Опыт антимонопольного законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования и пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности:

Антимонопольная политика в России

Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть фото Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть картинку Для чего нужно антимонопольное законодательство. Картинка про Для чего нужно антимонопольное законодательство. Фото Для чего нужно антимонопольное законодательствоКак это ни станно, но необходимость государственного регулирования и жесткого контроля естественных монополий была осознана российской государственной властью лишь к 1994 году.

Первый проект Закона ( он был назван «О естественных монополиях») был подготовлен работниками Российского центра приватизации по поручению Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации в начале 1994 года. После этого проект еще неоднократно дорабатывался зарубежными экспертами и российскими, а также согласовывался с разными отраслевыми министерствами и компаниями (например, с Министерством путей сообщения, с Министерством связи, с Министерством транспорта, с Министерством по атомной энергетике и другими). Выступали против проекта многие отраслевые министерства, но Государственному комитету по антимонопольной политике и Министерству экономики все же удалось успешно преодолеть их сопротивление. И уже в августе этого же года правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Государственную Думу.

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости, а именно:
члены правлений регулирующих органов, которые назначаются на продолжительный срок, не могут быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда;
предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, а также владение акциями регулируемых компаний (чтобы избежать преследование собственных интересов).

Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, которые были позаимствованы из многолетнего опыта и практики регулирования во многих зарубежных Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть фото Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть картинку Для чего нужно антимонопольное законодательство. Картинка про Для чего нужно антимонопольное законодательство. Фото Для чего нужно антимонопольное законодательствостранах, были или значительно сглажены, или вообще изъяты, что, конечно, ставит под сомнение возможность принятия правильных решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.

К 1995 году была сформирована лишь одна система регулирующих органов, которая действовала за рамками отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 году для того, чтобы регулировать тарифы на электроэнергию и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (например Министерством экономики, Министерством топливной энергетики, Министерством путей сообщения, Министерством связи).

К январю 1996 года были приняты три указа Президента Российской Федерации о создании специальных государственных служб по регулированию естественных монополий в связи и транспорте, а также в Топливно-энергетическом комплексе. Позже, в марте-апреле были опубликованы новые постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала.

Антимонопольная деятельность и антимонопольное законодательство в России сегодня

На данный момент основными методами регулирования антимонопольной деятельности в России являются:

Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть фото Для чего нужно антимонопольное законодательство. Смотреть картинку Для чего нужно антимонопольное законодательство. Картинка про Для чего нужно антимонопольное законодательство. Фото Для чего нужно антимонопольное законодательствоОрганы регулирования обязаны контролировать разные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая даже крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества и сделки по приобретению прав собственности.

Зарубежные опыт и многолетняя практика регулирования показывает, что главным в этой деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные, но очень эффективные решения.

Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод, что в целом в Российской Федерации были предприняты некоторые важные и необходимые меры в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий, равно как и созданы были антимонопольные законы, но еще предстоит многое сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. Можно сказать, что в Российской Федерации антимонопольное законодательство находится в процессе постоянного развития и совершенствования.

Мы коротко рассмотрели антимонопольное законодательство и его основные цели и направления, а также антимонопольную политику и антимонопольное законодательство Российской Федерации в настоящее время.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

И не вступить в картельный сговор

Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.

Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.

До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.

Получить штраф от ФАС проще, чем понять, кто такой российский монополист и что такое картельный сговор. Что все это значит, как случайно не нарушить антимонопольное законодательство и что делать, если вами занялась ФАС, я расскажу в этой статье.

Матчасть: конкуренция, монополисты и картели

Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг. В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой. Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.

Вот пример, как предприниматели вводят потребителей в заблуждение. ФАС обнаружила, что реклама страховки не соответствовала действительности: страховка не покрывала случаи кражи из кармана или ручной клади, хотя это подразумевалось в рекламном объявлении. За это компании грозил штраф до 500 тысяч рублей, но ФАС в итоге лишь выдала предписание прекратить вводить в заблуждение потребителей — не распространять такую рекламу.

Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.

Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.

Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.

Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.

Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства. Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически. А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.

Статус естественной монополии не означает, что их не штрафует ФАС. Например, ведомство посчитало, что РЖД необоснованно повысила цену на паровую энергию от своих котельных. ФАС начала производство по делу, и РЖД пришлось снизить цену под угрозой штрафа.

Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.

Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.

Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.

Картельные соглашения могут проявляться так:

Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба

Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.

Вот некоторые полномочия ФАС для защиты конкуренции и борьбы с монополиями:

Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.

Монополисты от малого и среднего бизнеса

До 2016 года в реестре ФАС в качестве монополистов значились в основном представители малого и среднего бизнеса. Среди них были банки, фотоателье, изготовители печатей и штампов — даже такие организации, по версии ФАС, могли злоупотреблять своим положением.

Например, в 2011 году ФАС признала монополистом индивидуального предпринимателя из деревни Руденцово Веневского района Тульской области. Он продавал электроэнергию садовому товариществу и поставлял ее по собственным энергосетям. ФАС установила, что энергосети предпринимателя принадлежат ему самому, а значит, он монополист «на рынке услуг по передаче электрической энергии […] с долей 100 процентов» в пределах собственных энергосетей.

В 2012 году суд поддержал антимонопольную службу, но позже, в 2013 году, решение УФАС отменили по новым обстоятельствам.

Аналитические записки по проблемам правоприменения за февраль 2014 годаPDF, 574 KБ

За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы. Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС. В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.

Это привело к тому, что в 2016 году для малого и среднего бизнеса появились антимонопольные иммунитеты. Сейчас действуют такие правила:

То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.

Например, маленькая ставропольская фирма владела 511 метрами железной дороги необщего пользования и мешала прогону по ним вагонов «Роснефти»: между ними не было договора об этом.

Поскольку все 511 метров путей принадлежали одному владельцу, он занимал 100% рынка этих самых путей. Отказ прогнать по ним вагоны бесплатно ФАС посчитала злоупотреблением своим положением и ущемлением интересов «Роснефти».

В судах микропредприятие не смогло оспорить решение ФАС.

Кого ФАС может признать монополистом и чем это грозит

По закону компания признается монополистом, если ее доля на рынке превышает 50% и она может влиять на рынок: затруднять другим организациям вход на него и устранять с рынка конкурентов. Кроме того, из-за введенных иммунитетов это должна быть компания, учрежденная юрлицом, с бюджетным участием или выручкой больше 400 млн рублей в год.

Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.

Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.

Так, в 2014 году ФАС признала кузнецкую компанию монополистом в пределах лифта, потому что она единственная обслуживала лифт в многоквартирном доме. Компания злоупотребила монопольным положением: лифт выключился от перегрузки.

Несмотря на то что лифт отключился автоматически по техническим причинам, ФАС посчитала, что компания необоснованно выключила лифт, чем нарушила интересы потребителей. При этом компания была монополистом: занимала 100% рынка обслуживания в пределах лифта и так нарушала интересы конкурентов. Поэтому ФАС оштрафовала компанию.

Решение ФАС устояло во всех судебных инстанциях, но суд снизил сумму штрафа: компания заплатила 100 000 Р вместо 300 000 Р — при прибыли 925 500 Р в год.

В Алтайском крае ФАС посчитала монополистом турфирму в пределах собственной компьютерной программы для бронирования туров.

Турфирма продала доступ к программе другой компании, но та перестала платить. В итоге турфирма отключила от программы компанию-неплательщика — расторгла договор в одностороннем порядке. Неплательщик обратился в ФАС.

Антимонопольная служба установила, что программа принадлежит владельцу на 100%, а сама эта программа — рынок туристических услуг под полным контролем монополиста.

ФАС сочла, что расторжение договора ущемляет интересы конкурента, а монополист так делать не вправе. Поэтому ведомство вынесло предписание восстановить доступ к программе. Владелец с предписанием не согласился и оспорил его в суде.

Монополию на рынке всех туристических программ ФАС доказать не удалось: суд установил, что есть и другие программы для бронирования туров.

Что грозит монополистам. Само по себе доминирование на каком-либо рынке — это не нарушение закона. Нарушение происходит, когда монополист необоснованно устанавливает цену выше или ниже рыночной — монопольно высокую или монопольно низкую — или ущемляет интересы потребителей или конкурентов, например расторгает договоры в одностороннем порядке.

Если в результате положения монополиста на рынке пострадали или могут пострадать только потребители, штраф для должностных лиц — гендиректоров компаний — составит от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических — от 300 тысяч до миллиона.

Если монополист нарушает интересы конкурентов, санкции серьезнее. Должностным лицам грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет. Штраф для юридических лиц — от 1 до 15% от выручки, полученной на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% от всей выручки компании и не менее 100 тысяч рублей. Если же выручка больше 75% от всех продаж, штраф составит от 0,03 до 3% от выручки, но не более 2% от всей выручки и не менее 100 тысяч рублей.

Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.

Монопольно низкие цены. Под монопольно низкой ценой ФАС понимает цену ниже себестоимости товара или услуги и ниже цены, которая установилась на рынке. Иногда такое поведение называют демпингом.

Например, в 2011 году в Удмуртии охранное агентство запустило акцию для новых клиентов: объявили скидку 50% на услуги и обещали бесплатно обслуживать до конца года. От этой акции пострадал конкурент агентства: от него ушли клиенты. Конкурент обратился в ФАС.

Ведомство решило, что акция действительно ущемляла интересы конкурентов агентства. Экономическая ситуация на рынке не обуславливала такое снижение цен, а у ее организатора было вдвое больше клиентов, чем у конкурента.

Однако ведомство прекратило дело: организатор занимал всего 40,16% рынка, а чтобы считаться доминирующим субъектом, нужно занимать больше половины.

Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.

Монопольно высокие цены от низких отличаются тем, что монополист намеренно устанавливает их выше рыночных.

Кроме него такие услуги в Магадане на тот момент никто не предлагал, а значит, предприниматель был монополистом.

ФАС посчитала, что стоимость услуг не соответствует необходимым расходам и прибыли. Предприниматель, завысив цену, злоупотребил своим положением, в результате пострадали магаданцы.

Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.

Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.

Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му» снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.

Одностороннее расторжение договоров. Монополист не вправе расторгать договоры в одностороннем порядке, если это ущемляет или может ущемлять чьи-либо интересы.

Например, костромская компания, которая занимается вывозом твердых коммунальных отходов, злоупотребила своим доминирующим положением и расторгла договор с неплательщиком. Заказчик вывоза мусора не оплатил услуги компании.

Поскольку никто другой в Костроме таких услуг не оказывал, заказчик обратился в ФАС с жалобой.

Ведомство жалобу поддержало — посчитало, что компания-монополист ущемила интересы заказчика. Это вынудило компанию восстановить договор.

Верховный суд согласился, что просрочка платежей не считается основанием расторгнуть договор, если речь идет о монополисте.

Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.

Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *