Для чего нужно богатство экономика 7 класс
Богатство страны. Экономические ресурсы (7-й класс)
Разделы: Экономика
Класс: 7
Оборудование: доска, схема «Экономические ресурсы» на карточках, магниты, тексты «Эконом. школы о богатстве» для работы с таблицей, экран, ноутбук, проектор, презентация, заготовки таблиц и схем; для игры: 14 бейджиков для распределения ролей, 4 листа ватмана, скрепки, скотч, пирамида, ножницы, карандаши, линейки, чертеж пирамиды, таблицы для оценивания.
— Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения с экономической наукой и друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
Сообщение темы, цели урока.
Над проблемой богатства люди размышляли во все времена. Послушайте отрывок из школьной характеристики известного ученика одной из петербургских школ начала 19 века:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть судить умел о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему:
— Над какой же проблемой размышлял ученик в строках А.С. Пушкина?
— «Как государство богатеет»:
— Это и будет темой нашего урока. Запишите это в своих тетрадях.
— Какие вопросы возникают у вас, после первых минут урока, объявления темы урока.
— Как оценить богатство человека, страны?
— Из чего состоит богатство страны?
— Какие страны можно считать бедными, а какие богатыми?
— Как страны создают богатства?
— Как относились к богатству в разные времена?
Открытие нового знания. Систематизация в форме таблицы (работа в парах).
-Что же может служить основой богатства целой страны?
Первичное закрепление. Проверка работы. Составление схемы.
— Какие идеи, концепции в «теориях богатства» вам наиболее близки? Почему?
— Какие теории вам представляются наиболее справедливыми или наоборот?
— Что вас удивило, побудило задуматься?
— Какие ключевые компоненты богатства страны вы можете выделить?
Подводящий диалог к мотивировке на игру.
— Все ваши ответы доказывают единую работу экономических ресурсов на создание богатств страны. Приведите примеры стран, в которых один их ресурсов выделяется более ярко, т.е приносит наибольшее богатство.
Какие страны вы бы назвали богатыми, а какие бедными в чем причина бедности?
— А наша страна богатая или бедная?
Ответы детей. Мнения разделились.
Игра «Экономические ресурсы. Пирамида»
Организация рабочего пространства
Распределение ролей, команд
Выдача материалов для работы
Критерии оценивания у экспертов, выводы экспертов, оценка
Защита проектов пирамид
Эмоциональное неравенство, сознательное столкновение результатов.
— Могло ли быть одинаково?, причины.
— Какие чувства испытывали во время игры, после оценки результатов?
— Стыд за то, что мы такие богатые, но очень бедные.
— А вы знаете, ведь еще сто лет назад с вами был полностью согласен Некрасов:
— Вспомните все, что мы узнали на уроке, какие выводы сделали после игры, что должны делать страны, чтобы быть богаче?
И возвращаясь к девизу нашего урока «Согласие. Честность. Трудолюбие» я с большой благодарностью хочу отметить хорошими оценками вас за честность ответов, за согласие в командах, трудолюбие каждого из вас.
— Получили ли ответы на те вопросы, которые вы задавали в начале урока?
— Что бы вам хотелось еще узнать о богатстве?
— Я предлагаю вам домашнее задание выбрать самим. Задания разного уровня сложности и направлений, но объединенные темой «богатство».
Варианты заданий отмечены своим цветом на выбор, разложены на столе. (Приложение 4 ):
Составить опорный конспект в виде таблицы «Суждения русских экономистов о богатстве».
Ответить письменно на вопросы №2, 4 стр.33 в учебнике.
Подобрать пословицы или мудрые изречения о богатстве.
Подобрать материал о богатейших и преуспевающих людях России или мира.
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 8
Параграф 8. Экономика и ее основные участники
Страница 66
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества?
У любого человека есть определенные потребности: в еде, одежде, тепле, досуге. Для того чтобы удовлетворять их, человеку нужны деньги. Для заработка он идет на работу и осуществляет какую-то деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что наличие потребностей побуждает человека осуществлять деятельность.
Главные потребности людей заключаются в питании, одежде, тепле, безопасности, самоуважении, общении.
Труд в жизни общества играет особую роль. С его помощью человек развивается духовно и физически, осваивает новые знания и навыки, тренирует в себе дисциплину. Благодаря этому в обществе появляется больше ответственных людей и поддерживается порядок.
Возможны ли хозяйственные процессы без участия человека? Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?
В настоящее время хозяйственные процессы возможны без участия человека. С развитием техники на производствах стало появляться больше аппаратов, способных заменить человека. Сейчас на заводах основные функции выполняются машинным трудом.
Экономика способна удовлетворить большую часть человеческих потребностей. Она не справится абсолютно со всеми, потому что каждый человек по-своему уникален и имеет индивидуальные потребности.
Страница 67
Пользуясь текстом и иллюстрациями, расскажи об основных проявлениях экономики.
Основные появления экономики: производство, распределение, обмен и потребление.
На иллюстрациях показано, как повар производит хлеб. Готовую продукцию распределяют по магазинам, а затем продают людям. Покупатели обменивают деньги на хлеб, а затем употребляют его дома за столом.
Страница 68
Какие продукты труда вы видите на картине? Что из них могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получено в результате обмена? Подумай, на какой форме ведения хозяйства могла быть в значительной степени основана жизнь этой семьи.
На картинке я вижу такие продукты, как молоко, хлеб и лук. Крестьянская семья могла посадить и взрастить лук на своем огороде, а так же завести корову и доить молоко. В результате обмена семья получила хлеб.
Жизнь этой семьи могла быть в значительной степени основана на собственном производстве. Они могут так же на своем участке выращивать овощи, фрукты и ягоды, заводить домашних животных и получать с них мясо, яйца и молочные продукты.
Страница 69
Если твоя семья использует продукты, выраженные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем еще пользуется семья для удовлетворения основных потребностей?
Если моя семья использует продукты, которые выросли на нашем огороде, то можно утверждать, что у нас натуральное хозяйство. По определению, натуральное хозяйство – это такой способ организации жизни, при котором все, что необходимо для удовлетворения потребностей, производится самостоятельно и только для себя.
Моя семья пользуется не только натуральным хозяйством, но и товарным производством. Мы ходим в магазин, чтобы приобретать для себя одежду, бытовые приборы, школьные принадлежности, косметику и многое другое.
Приведи примеры специализации людей на определенных видах хозяйственной деятельности.
Виды деятельности и их представители:
Страница 70
Решив заработать деньги на путешествие по стране, Петр с другом открыл салон «Срочное фото». В чем заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?
Экономический интерес организаторов заключается в получении прибыли. Иван хочет на своей деятельности заработать средства для путешествий по стране.
Для достижения цели им потребуется разобраться в сфере экономики, а в частности, больше узнать о том, как работают спрос и предложение.
Страница 71
Задание 1. Как экономика служит людям?
Экономика позволяет людям удовлетворять большую часть их потребностей. С ее помощью люди могут осуществлять свою деятельность и развиваться духовно и морально, принося пользу обществу.
Задание 2. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
Наиболее успешно цели экономики решает товарное производство. Оно позволяет производить нужное количество товаров и услуг и с более высокой скоростью удовлетворять человеческие потребности.
Задание 3. Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?
Экономические интересы производителя и потребителя схожи. Каждый хочет получить выгоду от сделки, чтобы удовлетворить определенную потребность. Производитель стремиться произвести больше товара и получить за это прибыль, а потребитель имеет нужду в этом товаре и желает его приобрести.
Задание 4. Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?
Деятельность основных участников экономики – производителей и потребителей – взаимосвязана. Первые стремятся произвести товар, а вторые – приобрести его. С экономической точки зрения, взаимосвязь основных участников экономики выражена функцией спроса и предложения.
Задание 1. Ты уже знаешь, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратись к словарям, Интернету и найди несколько определений этого термина. Предложи одноклассникам обсудить их и дать свои пояснения.
Экономика – это хозяйственная жизнь общества, включающая в себя стадии производства, распределения, обмена и потребления.
Экономика – это дисциплина, занимающаяся изучением определенной отрасли хозяйственной жизни.
Согласно первому определению, экономика является элементом жизни общества. Во втором случае, сказано, что экономика – это наука. Из этого можно сделать вывод о том, что термин «экономика» может быть истолкован по-разному в зависимости от контекста.
Задание 2. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика — это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируй свой ответ.
Я думаю, что с приведенным утверждением можно согласиться. Экономика затрагивает все сферы человеческой жизни.
Задание 3. Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Как ты думаешь, достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели?
Я считаю, что для того чтобы достичь богатства, мало иметь только экономические знания. Они, несомненно, помогают человеку вести дела, но не могут в полной мере гарантировать их успех. Для достижения богатства требуется быть образованным, грамотным, общительным и воспитанным человеком. Кроме того, нужно обладать силой воли, чтобы заставлять себя заниматься делами, а так же творческим характером, потому что интересные идеи позволяют людям придумывать что-то, способное улучшить общественную жизнь.
Задание 4. Заполни таблицу.
Впиши каждый из перечисленных видов экономической деятельности в соответствующий столбик таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособий семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода. Приведи по 2-3 собственных примера в каждый столбик таблицы.
Основные стадии движения продукта
Задание 5. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируй свой ответ.
Связь между понятиями «экономика» и «богатство» есть. Благодаря экономическим знаниям человек может приобрести и преумножить свое богатство. Например, некий гражданин решается открыть магазин по продаже музыкальных аксессуаров. Он начинает следить за тем, что сейчас популярно на рынке, то есть занимается изучением вопроса, связанного со спросом. Затем он строит схему, согласно полученным данным и своим экономическим знаниям, и открывает бизнес, предлагая потребителям интересные товары. Если он грамотно подойдет к работе, то сможет получить хорошую прибыль со своего дела.
Страница 72
Задание 6. Расположи слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметыпотребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.
Правильная последовательность слов:
Задание 7. Семья С. потеряла в результате засушливого лета урожай картофеля и вынуждена была закупать картофель для следующей посадки на рынке. Какое проявление экономики иллюстрирует данный пример? Поясни свой ответ.
Данный пример связан с натуральным производством. Так как семья понесла убытки в виде отсутствия урожая, то можно сказать, что их деятельность не окупилась. В таком случае доказывается неэффективность натурального производства. Причем исход событий зависел не столько от экономических знаний, трудолюбия и других навыков и умений семьи, сколько от погодных условий, на которые люди не могут оказать влияния.
Задание 8. Петровы на семейном совете решили, что для укрепления здоровья было бы полезно заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили список необходимого и оценили денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки. В чём состоит экономический интерес семьи как потребителя? Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?
Экономический интерес семьи, как потребителя, состоит в выгодном приобретении товара. Они стремятся купить спортивный инвентарь для удовлетворения своих потребностей в укреплении здоровья.
Для произведения рациональной покупки семье помогут экономические знания. Они должны узнать информацию о том, где можно купить товары дешевле, какой пункт продажи может предоставлять скидки, и только тогда они поймут, как действовать так, чтобы извлечь наибольшую выгоду для себя.
Презентация по обществознанию 7 класс «Бедность и богатство»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Нам необходимо выяснить:
По какому принципу общество делится
на богатых и бедных??
В чём причина бедности населения?
Какие проблемы у бедных и богатых
Бедность и богатство
Описание слайда:
«Не хвались серебром, а хвались добром»
«Высшее богатство – отсутствие жадности»
«Худший вид нищеты – невежество»
В каком смысле в этих высказываниях употребляются
слова «богатство», «нищета»?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Как сосчитать, какой доход достаточен для приобретения необходимых для человека товаров и услуг?
Что входит в состав потребительской корзины? (с.63)
Какова стоимость потребительской корзины? (с.64)
Описание слайда:
Описание слайда:
Бедность – не только низкий уровень дохода, но и стиль жизни, нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.
Порог бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода.
Порог бедности в России называют прожиточным минимумом включающему минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг ЖКХ, здравоохранения и образования, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум работающего человека в 2021 г. в России 11653руб. в месяц (12702 р., 11393 р., 10022 р)
Описание слайда:
Неравенство
это – неравномерное распределение дефицитных ресурсов – денег, власти, образования, престижа – между различными слоями населения.
Описание слайда:
Описание слайда:
Доля богатых и бедных в России. %
Описание слайда:
БОГАТЫЕ
НЕРАВЕНСТВО
БЕДНЫЕ
владеют максимально ликвидными ценностями
имеют не достаточное количество денег, образования, власти и престижа
Почему существует неравенство в обществе?
Описание слайда:
Плохое жильё
Пьянство
Ограничение свободы
Скудное питание
Живут на дотации государства
Неуверенность в будущем
Неполноценное потомство
Неспособность обеспечить материальное благополучие семьи
Стресс и психологическая неудовлетворенность
Непрестижное положение в обществе
Плохое образование
Тяжелый труд
Невозможность оплатить медицинские услуги
Дешевая одежда
Описание слайда:
Проблемы богатых
Страх потерять деньги
Страх прогореть в бизнесе
Стресс. Проблемы со здоровьем
Страх за жизнь близких
Отсутствие времени на отдых
Отсутствие друзей
Недоверие к партнерам. подозрительность
Проблемы в семье
Описание слайда:
В обществе существует уровень жизни человека, который необходимо поддерживать и называется он приличествующим.
Назовите составляющие уровня жизни
Описание слайда:
жилище
здоровье
питание
одежда
свобода
Уровень жизни
образование
условия
труда
соц.
обеспечение
Составляющие уровня жизни
Описание слайда:
Что могут сделать сами бедные:
Получать образование;
Искать работу;
Много трудиться;
Развивать в себе самостоятельность,
инициативность, предприимчивость;
Не надеяться на помощь государства,
а учиться самим зарабатывать деньги;
Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголизм);
Уметь поставить перед собой цель и идти к ней;
Учиться правильно использовать имеющееся богатство.
Описание слайда:
Описание слайда:
Рубрика «путешествие в прошлое»
Описание слайда:
Описание слайда:
Так, в чём истинное богатство?
Истинное богатство –
это наши способности,
они внутри нас,
а снаружи лишь только их проявление
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентацию можно использовать при объяснении темы «Бедность и богатство»
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по курсу «Граждановедение» 9 класс
Методическая разработка урока. «Экономика семьи»
Рабочая программа по социологии 8 класс УМК любой
Рабочая программа по обществознанию 7 класс Л.Н.Боголюбов и др.
Конституция РФ как основной документ демократического государства
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс А.И.Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 7 класс УМК Л.Н.Боголюбов
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5429275 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
7 класс. Обществознание. Человек и экономика. Экономика
7 класс. Обществознание. Человек и экономика. Экономика
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Экономика с древнегреческого означает «ведение хозяйства по правилам». Экономика – это те процессы, с которыми люди сталкиваются каждый день.
Человек что-то покупает в столовой, одевается в одежду, покупает билеты в общественном транспорте, дети слушают разговоры взрослых о ценах, заработной плате и т. д. – это все процессы экономические, и они непосредственно влияют на людей.
Экономика – сознательно выстроенная людьми система их жизнеобеспечения, это система использования тех ресурсов, данных человеку природой или физическими возможностями. Выстроена она так, чтобы максимальные человеческие потребности были удовлетворены. Человеческая жизнь состоит из тех потребностей, которые обеспечиваются его повседневной жизнью.
Ученые выделяют два направления экономической деятельности: хозяйство (ведение каждодневного быта, его организация) и наука (специфическая область знаний человека, изучающая ведение этого хозяйства). Наука подразделяется на отдельные элементы: макроэкономика (изучает глобальные процессы), микроэкономика и т. д.
Экономика как ведение хозяйства – это частный тип экономики. Главная ее задача состоит в ответе на вопрос: «Как количество средств, которое есть у человека или ресурсы его семьи, использовать самым рациональным способом, чтобы получить максимальное количество благ?» Общие характеристики экономики с точки зрения научного знания, состоит из основных элементов изучения экономики, которые были определены задолго до нашего времени. Они будут изучаться в старших классах.
Экономическая деятельность имеет 4 основных составляющих: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, производимых человеком.
Все эти элементы тесно связаны между собой. Например, производитель телефонов перевозит продукцию в магазины (распределение), которые за деньги продают этот товар (обмен), его используют те, кто его купил (потребление). Так все эти элементы взаимодействуют между собой.
Человеческая жизнь состоит из множества желаний, которые человек пытается удовлетворить. В разные экономические эпохи потребности эти менялись: в период войны человеку нужен лишь кров над головой, который защищает его от холода, но в период благоприятной политической ситуации человек не довольствуется элементарными нуждами, ему хочется изысков.
Ученые выделяют два типа удовлетворения потребностей человека: натуральное производство и товарное производство.
Натуральное хозяйство
Натуральное хозяйство как тип экономического производства был характерен для стран Западной и Восточной Европы в период средних веков (период медиевистики). Это период истории, когда большинство крестьянских хозяйств пыталось обходиться собственными силами. Они не только производили все, что им было нужно, сами, люди даже считали, что пользоваться продуктами, произведенными другими людьми, неправильно – это противоречило божественной картине мира. В средние века люди изготовляли своими руками все, что могло пригодиться в обыденной жизни: клей, бытовые приборы, посуду и т. д. Разнообразие таких вещей огромно, потому что каждый хозяин мастерил и изобретал такие вещи практически с нуля.
Натуральное хозяйство считается примитивным (начальным) этапом развития экономических отношений, но нужно отметить то, что в то время творческий потенциал человека, был очень высок.
Натуральное производство – тип производства, при котором все необходимое для жизнедеятельности человек создает сам. Все ученики знакомы с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» (рис. 2). В этом произведении представлен тип натурального хозяйства. Герой романа создает вокруг себя цивилизацию из вещей, которые выбросило на остров после крушения его корабля.
Рис. 2. Робинзон Крузо (Источник)
В реальности так организовать свою жизнь было бы трудно, хотя в человеческой истории натуральное хозяйство существовало достаточно долгое время. В натуральном хозяйстве есть один большой минус – очень низкие темпы производства продукции и ограниченные возможности. Отдельный человек может хорошо делать только конкретное дело или несколько, но охватить весь спектр необходимых ему благ он не в состоянии.
Товарное производство – тип производства, в котором принимает участие большое количество людей, и это производство имеет четкое распределение обязанностей. Участниками товарного производства являются производитель и потребитель товара. Хотя потребитель не производит товар, он полностью вовлечен в экономический процесс и является его частью. Производитель товара не будет изготовлять то, что не нужно потребителю. Если бы кто-то из производителей стал делать платья, которые были модными в XVIII в, их бы никто не покупал. Это значит, что производитель всегда должен отвечать интересам потребителя (рис. 3).
Рис. 3. Все для покупателя (Источник)
Потребитель пытается рационально использовать свои ресурсы, а значит, он будет пытаться купить товар наилучшего качества и за меньшую цену. Производитель должен заботиться о том, чтобы его товар был дешевле и качественнее. Так в борьбе между различными производителями рождается конкуренция. Экономика – жесткая гонка, кто не выдерживает этой конкуренции, тот проигрывает.
Экономика – сложная наука, но изучает она процессы, которые происходят с людьми каждый день. Ресурсов на земле ограниченное количество: материальных ресурсов, полезных ископаемых, трудовых возможностей. Главная задача экономики – понять, как сделать так, чтобы ограниченное количество ресурсов служило людям наилучшим образом.
Домашнее задание