Для чего нужно делать проект в 9 классе
Проектная деятельность учащихся 9-х классов в рамках реализации ФГОС ООО
Новый образовательный стандарт ставит перед учителями, в частности и физической культуры, новые цели. Осуществляя образовательный процесс, педагог обязан привить новые умения. К ним относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и формировать у детей мотивацию к обучению. А организация проектной деятельности позволяет успешно решать эти задачи.
Проектная деятельность позволяет организовать учебный процесс так, чтобы через постановку проблемы учащиеся смогли организовать мыслительную деятельность, развить коммуникативные способности, творчески подойти к процессу создания и результатам работы. Сегодня важно не столько дать учащимся конкретных предметных знаний и навыков отдельных предметных дисциплин, а обучить их универсальным учебным действиям, которые помогут им быть успешными в дальнейшей жизни. Формируемые УУД выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Каждый ученик должен быть обучен процессам проекта, а значит исследовательской деятельности. Защита проекта формирует навык устного экзамена как один из видов итоговой аттестации. В процессе работы над программой у ученика вырабатывается умение правильно организовать самостоятельную деятельность, развивается культура умственного труда.
Основным образовательным методом в своей работе для современного учителя является деятельностный подход. В реализации данного метода является проектная деятельность, которая очень обоснованно вписывается в состав ФГОС и неоспоримо отвечает содержанию основного образовательного подхода.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных учебных предметов, а также выходящих за рамки стандартной школьной программы.
Задачи проектной деятельности в школе:
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
Учитель же в своей работе придерживается принципов построения курса проектной деятельности. К ним можно отнести тот факт, что каждый элемент в содержании обучения одновременно несет в себе определенную учебную информацию и определенный вид деятельности. Учитель создает условия для подкрепления любопытства, интереса и стремления к самостоятельной работе над решением поставленных целей, задач и гипотезы исследовательского проекта. Осуществляет постоянный контроль, направляет учащихся, предлагает пути решения проблем. Учащиеся же должны быть готовы к тому, что им потребуется в процессе своей работы проявить умение перестраиваться на ходу.
Сам процесс индивидуального исследовательского проекта должен быть четко спланирован, для учащихся должны быть созданы условия для его реализации. В процессе работы, которая займет немалое время, учащиеся должны овладеть следующими умениями или компетенциями: организовывать образовательное пространство (а их никто не освобождает от учебного процесса на период работы над проектом), уметь добывать и использовать знания, анализировать и извлекать нужную информацию для решения поставленных задач. На первом этапе проектной деятельности школьникам дается возможность выбора самостоятельно темы работы, намечаются этапы.
Изучение содержания, процесса работы должно проходить по этапам: теоретические основы курса и практический этап реализации проекта. Весь курс заканчивается защитой персонального проекта. Для обеспечения интеграции знаний тематика проекта может быть связана с теоретическими аспектами, связанными с углублением предметных знаний, а также и актуального практического вопроса для самого обучающегося.
Проектная деятельность относится к разряду инновационных, что позволяет в процессе сотрудничества обучающемуся приобрести не только способности к индивидуальной работе, но и более эффективно осуществлять аналитические, организационные и управленческие функции. Учащийся должен понимать всю новизну, важность данного процесса. Учитель же со своей стороны является не только руководителем, но и должен создать все необходимые условия для реализации и успешного выполнения и защиты проекта.
Основными требованиями индивидуальной проектной деятельности является то, что учащиеся должны определить значимость выбранной проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для решения поставленных задач. Для исполнителя проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов. Работа должна выполняться обучающимся самостоятельно. Иметь структуру.
Мотивационным и ключевым признаком работы является то, что автор самостоятельно выбирает тему (учитель же продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать), ставит перед собой цель и задачи проекта, а так же формулирует и выдвигает гипотезу, которую нужно доказать или опровергнуть. Бывают и такие случаи, что гипотеза не имеет доказательств, и не может быть опровергнута.
Гипотеза – это предположение, объясняющее сущность, возможности, свойства, причины, структуру и взаимосвязи исследуемых явлений. При этом они должны быть обоснованными и проверяемыми, теоретически или экспериментально. Гипотеза может быть теоретической или эмпирической. Теоретическая гипотеза объясняет причины и внутренние закономерности эмпирически исследуемых явлений, эмпирическая носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет почему.
Как правильно сформулировать гипотезу? Это и есть самая трудная задача! Обычно гипотеза начинается словами: Предположим…, Допустим…, Возможно…, Что, если…, Если…, то… Подбирая ключевые слова, необходимо сформулировать гипотезу, подходящую к теме проекта.
Проектный продукт может быть представлен в виде: реферата, макета, мультимедийного представления, фотоальбомом, сборником (кроссвордов, задач, рекомендаций и т.д.), коллекции, видеосюжетов, отчет о проведенных исследованиях, справочника, сценария, теста, учебного пособия, чертежей, экскурсии, предмета декоративно-прикладного творчества или другой.
К типам проекта можно отнести: творческий, исследовательский, игровой, информационный, практический и другие.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам автора.
Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности темы, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Проект должен иметь структуру, логику, должен включать аргументируемую актуальность, определять объект и предмет исследования. В работе должны быть обозначены цель и задачи, сформулирована гипотеза. Автор определяет методы исследования, проводит аналитическую работу по источникам информации, определяет пути решения, осваивает новое опытным путем. Вся работа в заключении оформляется в виде выводов, подтверждением или опровержением гипотезы.
Структура игрового проекта начинается и остается до окончания проекта. Степень творческой работы очень высокая, но доминирующим видом деятельности является образно-игровая. Автором намечаются игровые роли, которые имеют логику содержания проекта, моделирует ситуации, проигрывает воображаемой реальности.
Практический тип проекта отличается четко обозначенным результатом своей деятельности, который обязательно ориентирован на создание продукта (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.). организуя такого рода проектную деятельность, нужно четко организовать координационную работу в плане поэтапного решения поставленных задач. В начале работы необходимо обозначить результат проектной деятельности, задать жесткую структуру, провести сбор информации и материалов, проанализировать и получить конкретный материальный продукт.
По продолжительности проведения проект может быть краткосрочным, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).
Обязательное условие – оформление окончательного продукта. Для этого учащимся выдается документ требований по оформлению и они, следуя правилам, производят редактирование продукта по параметрам.
В рамках реализации мероприятий по введению ФГОС ООО в образовательных учреждениях, на основании распоряжения Министерства образования «О проведении региональной оценки метапредметных результатов выпускников образовательных организаций, пилотных площадок опережающего введения ФГОС ООО» проводится защита индивидуальной исследовательской проектной деятельности. Утверждается состав аттестационной комиссии.
Как любая работа, проектная деятельность имеет свои критерии оценки. Каждый участник должен показать способность к самостоятельной работе, приобретению знаний и решения проблем. Показать сформированность предметных знаний и способов действий, регулятивных, коммуникативных действий.
Аттестационная комиссия производит оценивание работ, которая может осуществляться по двум направлениям: определение уровня сформированности УУД (высокий, повышенный, базовый, ниже базового уровня) или же по отметке (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Все члены комиссии должны быть ознакомлены с правилами проведения оценки индивидуального проекта, его типами, проектным продуктом.
Таким образом, при помощи индивидуальной исследовательской проектной деятельности, педагоги могут решить проблему оценки на уроках физической культуры, а также в работе с детьми с ограничениями в здоровье не только в 9 классах, но и на всех ступенях образовательного процесса. Сделать уроки физической культуры информационными, используя материалы работ. Заинтересовать учащихся к решению проблем физической культуры, к регулярным занятиям физической культурой и спортом, привлечь большее количество к участию в соревновательной деятельности.
Проектная деятельность. 5-9 класс
Проектная деятельность учащихся прописана в федеральном государственном стандарте основного общего образования. Программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности ориентированы на данный вид деятельности. Учащиеся создают проекты с 5 класса.
Ученики работают над проектом всем классов, разрабатывают групповой или индивидуальный проект в рамках уроков или внеурочной деятельности.
Индивидуальный проект является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Выполнение индивидуального проекта является обязательной частью учебной деятельности. Учащиеся 9-х в конце учебного года проходят процедуру защиты индивидуального проекта.
Индивидуальный проект выпускника 9 класса представляет собой исследовательскую либо проектную работу, выполненную учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый проект.
Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, руководителя проекта.
Руководителем индивидуального проекта учащегося моможет быть педагогический работник школы.
Консультантом могут быть родители (законные представители) учащихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).
Публичная защита проекта обязательна (в рамках урока, школьной учебно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»).
Отметка за выполнение проекта выставляется в электронном журнале.
Советы учащимся по подготовке проекта
1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Прежде всего для твоей самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу?
Итоговый проект дает возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своем развитии.
Что говорят документы? “Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта.”
2. ПОЗНАКОМЬСЯ С ДОКУМЕНТАМИ
Работа над проектом требует четкой организации. Существуют критерии оценки твоей деятельности над проектом. Необходимо внимательно их изучить вместе с учителем и родителями!
3. ПРИСЛУШАЙСЯ К СЕБЕ
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
4. ПРОЕКТ НАЧИНАЕТСЯ С ИДЕИ
Что делать, если идей очень много? Оцени все свои идеи и подумай, какую пользу принесет твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно и полезно».
Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесет пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести свое, оригинальное.
выбора методов решения
проведения опытных и контрольных экспериментов
анализа результатов и обоснования выводов
полнота сбора информации
объективность изложения материала
Типичным недостатком реферативных работ является их перегруженность информацией, мало значимой в раскрытии поставленной темы.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
Критерием качества проектных работ является:
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
6. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДУКТОМ
Результатом работы над проектом может быть, как готовый объект или информация (учебное пособие, WEB-сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертеж, бизнес-план).
Зачем нужны проекты в школе?
«Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой»
Джон Дьюи и Август Лай, основоположники проектного подхода, придерживались такой философии еще 100 лет назад. И сегодня эти идеи более чем актуальны, хотя уже и не воспринимаются как инновация.
Проектирование в образовании сегодня — привычная практика. Привычной она стала во многом из-за перехода образования к компетентностной модели обучения.
Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций и особенно в том случае, когда воспринимается как инструмент, а не как самоцель.
В своей практике мы подходим к проекту именно как к инструменту, который помогает людям овладеть различными компетенциями, раскрыть потенциал и научиться совершать позитивные изменения вокруг.
Накопив довольно богатый опыт в социальном проектировании, мы решились написать книгу. Так тренеры АРТы стали авторами пособия «Как преподавать проектный менеджмент: руководство к действию для педагогов». В нем мы описали подходы к проектированию, собрали упражнения и советы, как преподавать проектирование и сопровождать проекты учащихся.
Отдельный раздел посвятили развитию компетенций через призму проектной работы. Ниже приводим отрывок, где описано, какие компетенции, на наш взгляд, развиваются благодаря проектированию и как поддерживать проектантов в этом развитии.
Существует много концепций, определяющих образовательные компетенции, например: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни (рекомендации Евросоюза), Навыки и компетенции XXI века,Образовательные компетенции программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию и т. д.
Знакомясь с разными концепциями, анализируя сферу проектного менеджмента и наш опыт, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет успешно развивать следующие компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Это ключевая компетенция, которая является источником смыслов и внутренней мотивацией, важна для любой деятельности. В проектной деятельности проектанты учатся понимать себя, свои ценности и интересы, свои сильные стороны, замечать общественные проблемы и находить конструктивные способы решения, занимать осмысленную проактивную позицию.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция становится неотъемлемой частью любой образовательной программы, направленной на развитие у людей способности учиться в течение всей жизни и адаптироваться к изменениям в мире.
Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее. Формируется положительное отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем.
Гражданская компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в общественной жизни, влиять на происходящее и отстаивать ценности свободы, диалога, равенства, уважения прав человека, социального разнообразия, солидарности, сплочённости, устойчивого развития и т. д. Проектанты знакомятся с разнообразными видами участия в жизни общества и становятся инициаторами конструктивных общественных изменений. Проектанты осознают, как вышеперечисленные ценности отражаются в жизни отдельного человека и всего общества, и то, как они могут перенести их на свой проект.
Предпринимательские и новаторские компетенции включают творчество, инновации, готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленных целей. Обладая этими компетенциями, человек способен создавать собственное дело — от идеи до реализации. Проектанты учатся управлять проектом, развивают способность планировать, организовывать, действовать по плану, адаптировать план к обстоятельствам в случае необходимости, руководить и делегировать, находить ресурсы для реализации проекта, составлять бюджет и вести учёт расходов, делать финансовые и аналитические отчёты (если проект предусматривает внешнее финансирование). Они учатся вести переговоры, работать с целевой аудиторией, привлекать волонтёров. Проектанты учатся преодолевать страхи и сомнения, развивая тем самым упорство, настойчивость и уверенность в себе.
Самоорганизация — это управление самим собой для достижения поставленных целей: стимуляция самого себя, осуществление контроля за эмоциями, физическим состоянием, мыслями, действиями, поведением. Без этой компетенции индивид не способен превращать свои идеи в действия. Проектанты учатся придерживаться планов и договорённостей, включаться в проект и сохранять мотивацию, нести ответственность, организовывать свою работу.
Сотрудничество — это умение эффективно работать в команде, принимать на себя разные социальные роли и нести ответственность за совместную работу. Решение сложных задач невозможно в одиночку, поэтому в нашем комплексном мире необходимо уметь успешно взаимодействовать с другими людьми.
Важно, чтобы проектанты выполняли проекты не в одиночку. Каждый проект предполагает много задач и ролей, проектанты учатся их распределять в команде и координировать свои действия. Они учатся договариваться и принимать решения, учитывая интересы и мнения каждого, приобретают навыки мирного решения конфликтов.
Креативность — это умение генерировать большое количество идей, решение проблем совершенно новым неординарным способом. Понимание ошибки как возможности улучшить результат. Открытость и готовность реагировать на новые обстоятельства. Креативность помогает видеть и анализировать комплексные проблемы, находить решения и создавать образы желаемого будущего. Проектанты учатся генерировать идеи и определять оптимальное решение для своего проекта. Они развивают гибкость мышления, способность действовать в трудные моменты неопределённости или отклонения от плана, возникающие в ходе реализации проекта.
Как можно поддерживать проектантов в развитии данных компетенций?
Дать пространство для саморазвития, не требовать идеальных проектов на «5», а поддерживать учебный процесс через приобретение нового опыта. Это культура доброго отношения к «ошибкам» и постоянной рефлексии. Именно в проектной деятельности можно научить не пасовать перед трудностями и поражениями, не бояться ошибок, а наоборот, проанализировав их, самостоятельно изменить ситуацию.Возможно, проектанты ещё не осведомлены о компетенциях и их роли в современном мире. Необходимо познакомить их с компетенциями, объяснить их значение, актуальность и обозначить возможности для развития в проекте.Выстроить последовательный процесс осознанной работы над собой: помочь проектанту увидеть точки роста и сформулировать учебные цели, поддержать в выходе из зоны комфорта в зону развития, делать регулярные промежуточные рефлексии, проводить итоговую встречу по проекту с ретроспективой всего проекта и рефлексией полученного опыта.Создавать благоприятную атмосферу сотрудничества, которая очень важна для учебного процесса. Часто проектанты воспринимают друг друга как соперников. Следует подчеркнуть важность каждого проекта, его уникальность, общий вклад в развитие общества. Проектанты могут помогать друг другу, делиться идеями, поддерживать эмоционально и т. д. Можно сообща праздновать успехи друг друга, делиться трудностями, да и просто общаться на разные темы, проводить вместе свободное время.
8 шагов к успеху: индивидуальный проект девятиклассника
Индивидуальные проекты с защитой теперь данность не только тех, кто уже заканчивает обучение в вузе, но и девятиклассников. С чего начинать индивидуальный проект, какая должна быть последовательность шагов — рассказывает наш блогер Любовь Гырнец.
Индивидуальный проект — это одно из испытаний девятиклассников, допуск к экзаменам. Хочу поделиться опытом, как написать и защитить успешный проект.
1. Формулировка темы
Да, это первый очевидный шаг. Нужно определиться с темой. Это, пожалуй, самое трудное, ведь нужно не забывать, что проект как таковой является метапредметным, то есть тема должна включать в себя три предмета. Например, тема: «География на денежных знаках» включает три предмета: историю, географию, экономику.
При формулировке темы помним, что проект должен быть исследовательским, то есть содержать в себе гипотезу или проблему, которую нужно решить.
2. Финальный продукт
Обязательное условие индивидуального проекта — это его продукт. Что может служить продуктом? Макет, карта, буклет, фотоальбом, книга, модель, кроссворд и т. д. То, что уникально и сделано вашими руками.
После того, как выбрана тема и придуман продукт, переходим к созданию паспорта проекта. В нем должно быть описано самое важное: цели, задачи, гипотеза, актуальность, практическая значимость, аннотация, методы.
4. Теоретические и практические задачи
Самое трудное, пожалуй, позади. Берем первую задачу, решаем ее и продолжаем последовательно. Начинать следует с задач по решению теоретических вопросов, а уже потом переходить к практическим. Книги и интернет вам в помощь.
Практические задачи используем, чтобы определить, подтвердилась ли гипотеза. Например, я предположила, что на денежных купюрах РФ нарисованы достопримечательности городов. Моя гипотеза подтвердилась или подтвердилась частично и т. п.
5. Уникальность практической части
В практической части уникальность должна быть 100%, это сделали только вы. Поэтому лучше брать темы проектов, которые касаются вашего класса, школы или населенного пункта. Хорошо использовать социальные опросы, их можно создать онлайн.
Можно составить анкету в соответствии с вашей проблемой. Например, учащиеся моего класса не знают, что означают их фамилии. Вот вам и проблема. Надо ее решить, ставим цель и задачи. Пишем немного теории и все остальное — практика, исследование фамилий одноклассников.
Гипотеза: предполагаем, что по происхождению большинство фамилий — русские. Продукт: альбом со значение фамилий. Не забываем заключение, т. е. выводы.
6. Оформление проекта
Проект оформляем в соответствии с требованиями (название, размер шрифта, поля, абзац, номер страниц, титульник, содержание, список литературы и т. д.). Не забываем про приложение, в основном тексте должны быть на него ссылки. В самой работе не должно быть таблиц, фотографий, анкет, диаграмм.
7. Программа защиты
Когда все оформлено, пишем текст защиты. Как правило, на нее отводится 7 минут. В защите будет ошибкой, если вы расскажете только теорию. Что в ней должно быть обязательно? Тема, цели, задачи, актуальность, практическая значимость, гипотеза, ваша практическая часть и выводы с подтверждением гипотезы. Потом уже делаем презентацию.
8. Создание презентации
Презентация дополняет ваши слова, а не дублирует их. На первый слайд помещается тема, данные автора, на второй — цели, задачи, на предпоследнем должны быть выводы, последний слайд — спасибо за внимание. Остальные слайды — диаграммы, фотографии и другие материалы — дополняют вашу информацию.
Речь и презентация должны быть четко выверены. Можно читать, но лучше выучить. Желательно свою защиту начинать не с банальных слов, а с интриги формата «А вы знаете что?», т. е. интересных фактов по вашей теме. Закончить можно легендой, стихотворением и т. д. Это сделает вашу защиту интресной и менее формальной.
Вот такие небольшие секреты, которыми я хотела с вами поделиться. Успехов всем в написании проектов.
Фото: Shutterstock (Santhosh Varghese)