Для чего нужно дополнительное образование детей
Допобразование. Для чего оно нужно и как выбрать его направление?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.
Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?
Для чего нужно дополнительное образование?
Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.
Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.
Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:
В небольшом коллективе собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.
Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.
Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:
Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.
Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.
Дополнительное образование способствует социализации детей.
Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.
Как выбрать направление дополнительного образования?
Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.
Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.
Помните стишок про Лиду Агнии Барто?
«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».
И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку поиск себя, главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.
Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.
Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.
Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:
Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.
Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.
Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.
Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.
Должно ли быть у ребенка свободное время?
Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.
Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.
Теперь важно определить рамки свободного времени.
Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.
Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.
Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.
Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.
И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.
Роль дополнительного образования в жизни ребенка
Роль дополнительного образования в жизни ребенка
Некоторые родители могут недооценивать влияние дополнительного образования на развитие ребенка и считают его лишней тратой времени. Обязательное образование призвано сформировать у ребенка ряд знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в дальнейшем. Определенная группа родителей считает, что давая своему ребенку лишь обязательное образование, они дают ему возможность разностороннего развития. Однако это не совсем так. Зачем же тогда нужно дополнительное образование?
Весь смысл скрывается в слове «дополнительное». Это образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Отдавая своего малыша в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику дополнительного образования не так просто. Особенно, когда речь идет о дошкольном образовании. Родителям, которые решили активно развивать и обучать своего ребенка, стоит обратить внимание на увлечения их малыша. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна. Например, малыш с интересом разбирает и собирает игрушки. В этом случае можно попробовать отдать его в кружок «Юного конструктора». Однако далеко не всегда удается правильно определить круг интересов ребенка. Особенно, учитывая, что с возрастом они могут меняться. Родителям стоит быть готовыми к подобным переменам. Всегда можно сменить сферу дополнительного образования. Особенно, если малыш не пошел в школу и у него масса свободного времени. В дошкольном возрасте его можно водить в разные кружки и секции. Однако к наступлению первых дней обучения в школе стоит остановиться на чем-то одном. В противном случае, родители рискуют чрезмерно загрузить ребенка занятиями, что повлияет на мотивацию к обучению в целом. Также не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно.
Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.
Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей.
Статья «Значение дополнительного образования в системе образования. Методы привлечения в дополнительное образование.»
Значение дополнительного образования в системе образования. Методы привлечения в дополнительное образование.
Образовательная система России – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.
Школа остается и по сей день главным, и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, в значительной степени сдерживать асоциальное поведение молодежи и формировать поведенческие модели общественно полезной деятельности.
Большую роль в решении этих задач играет дополнительное образование.
Дополнительное образование создает условия для личностного роста учащегося, помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.
Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы школы «раскрытие, развитие и реализация способностей учащихся».
Заполняя свободное временное пространство ребёнка, мы тем самым хотим оградить его от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания. Мы хотим увлечь его делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Особенностью процесса дополнительного образования учащихся является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.
Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях.
Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования являются партнерами в воспитательно-образовательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.
Методы привлечения в дополнительное образование.
Как привлечь детей в творческие объединения, кружки и секции.
Учебный процесс в отделении дополнительного образования новых групп начинается с середины сентября. Т.е к середине сентября должны быть сформированы группы первого года обучающихся (второй и третий годы обучения начинают занятия с 1 сентября).
Но, как показывает опыт, это время оказывается самым ценным для привлечения ребят в кружки. И вот здесь-то и надо до мелочей продумать технологию рекламной кампании.
Когда начать? Наверно, в конце учебного года. Показательные выступления, соревнования, выставки, итоговый праздник с приглашением родителей, обучающихся. Всё это делается в нашем учреждении. Но, как правило, приходят, участвуют те, кто занимается. Каждый педагог имеет опыт в данном виде деятельности: ходит по классам, развешивает объявления. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Но можно использовать и другие средства. Можно рекламную кампанию провести в виде игр: «Кто больше приведёт знакомых», «Передай приглашение другому, и тогда исполнится твоё желание». Провести занятие с чаепитием, играми, соревнованиями.
С 1 сентября необходимо снова начать рекламную кампанию.
Традиционные формы привлечения детей в детские объединения это:
— Оформление информационного стенда;
— Выставки творческих работ;
— Организация мероприятий в образовательных учреждениях с привлечением обучающихся;
— День открытых дверей.
— Создание сайта Объединения ;
— Презентация детского объединения ;
— Дарите небольшие сувениры (акция «Приведи друга и получи подарок»
Для того чтобы объединение приносило удовольствие и желание работать, постоянно совершенствуйтесь, придумывайте что – то новое, необычное, нестандартное, что будет вызывать огромное желание у детей и их родителей заглянуть именно в ваше объединение и стать его постоянными посетителями на долгие года.
Формы – объявления, День открытых дверей, стенгазеты. Форма – встреча с ребятами в классах, посещение родительских собраний, связь с классными руководителями и родителями, самопрезентация педагогов и мастер – классы.
Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка.
Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации. На общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, Положением об ОДОД, внутренним распорядком, минимальными требованиями, приводить в пример перспективных учащихся, посещающих творческие объединения ОДОД, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе, взаимодействие руководителя детского объединения с родителями – одно из важнейших направлений его деятельности. Проведение собраний, консультаций для родителей, разъяснение родителям значимости образовательной программы, привлечение родителей к организации выставок в объединении, мероприятий, совместных экскурсий, походов на природу, поощрение наиболее активных родителей, вручение благодарственных писем, посещение родительских собраний в классах, где обучаются воспитанники объединения, поможет педагогу ОДОД сделать родителей своими главными помощниками в деле привлечения детей в кружки и сохранении контингента.
2. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Такая трактовка внеурочной работы условна, но ее выделение из системы дополнительного образования детей представляется целесообразным, т. к. позволяет лучше понять ее границы и специфику.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.
Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.
3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения.
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
— изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
— определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
— формирование условий для создания единого образовательного пространства;
— расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
— создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
— создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
— обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Дополнительное образование «За» и «Против». Материалы для газеты детского сада
Ирина Веревкина
Дополнительное образование «За» и «Против». Материалы для газеты детского сада
«Дополнительное образование: за и против»
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить.
Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.
Зачем родителям дополнительное образован ие?
Мода. Социальное сравнение. Родители хотят быть лучше других родителей. Ребенок здесь не выступает как индивидуальность, со своими темпами развития, своими особенностями, он не имеет права быть «хуже» других детей.
Психологическая усталость родителей. Заниматься собственными детьми – труд неоплачиваемый, обесцениваемый обществом, это работа, которая никогда не заканчивается. Поэтому отвести ребенка в организацию со множеством развивающих занятий – возможность отдохнуть от такого труда.
Желание контролировать ребенка. Желая постоянно контролировать ребенка, взрослый зачастую решает проблему своего внутреннего психологического хаоса, своего собственного недоверия к себе.
«Дети не доигравшие, дети, не научившиеся играть, лишенные игры в дошкольном возрасте, вырастают в «недозрелых» взрослых; для них характерно то, что большую часть свободного времени они «играют». То есть тратят большую часть свободного времени и средств на взрослые «игрушки» и развлечения. Это взрослые, застрявшие в детстве. (Е. О. Смирнова, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития).
Доводы «з а»
Система дополнительного образования помогает:
— выстраивать межличностные отношения;
— меняет привычный вид общения и деятельности;
— улучшает состояние эмоциональной сферы
— способствует развитию самопонимания;
— вводит в привычное общение новых людей — детей и взрослых;
— способствует снятию поведенческих проблем;
— выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
Доводы «против «
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Именно в игре ребенок учится общаться, предвидеть последствия своих действий для других людей, тренируется быть в разных социальных и профессиональных ролях,у него развивается речь и воображение. В то же время большое количество дополнительных занятий приводит к тому, что:
— НЕТ времени на игру;
— ограничено свободное время;
— повышаются нагрузки на организм
— нет времени на себя и детские занятия
— если произошел неправильный выбор
Как выбрать направление дополнительного образования?
Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенк у. Помните стишок про Лиду Агнии Барто?
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью тоже все голосовали».
Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Вполне допустимо позволять ребенку поиск себя. Главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.
Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способност ей.
Нелегко правильно определить способности детей, ведь не всегда есть возможность для их проявления. В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов:
Что делает ваш ребенок, когда находится один? Какие действия он повторяет за взрослыми? Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т. д. Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.
Частушки к юбилею детского сада У каждого детского сада — своя славная история. Одни дошкольные учреждения отсчитывают только первые годы своего существования; летопись.
Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.
Гимн детского сада Захотелось сложить оду своему родному детскому саду. Сочинялось быстро и легко. И вот,что получилось. Буду рада, если понравится и вдохновит.
Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.
Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы «Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. » В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.
Куклы для детского сада Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра несёт в себе огромное педагогическое значение для обучения детей, их развития.
Оформление детского сада к Дню Победы Праздник «День Победы», радостный и горький одновременно. В этом году «Дню победы» юбилей-70лет. 70 лет прошло уже с этой знаменательной.
Традиция детского сада Новые саженцы на «Аллее роз». Перед выпуском в школу детей подготовительной группы №4, воспитатели организовали посадку кустов роз на.