Для чего нужно дополнительное образование в школе
Статья «Значение дополнительного образования в системе образования. Методы привлечения в дополнительное образование.»
Значение дополнительного образования в системе образования. Методы привлечения в дополнительное образование.
Образовательная система России – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.
Школа остается и по сей день главным, и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, в значительной степени сдерживать асоциальное поведение молодежи и формировать поведенческие модели общественно полезной деятельности.
Большую роль в решении этих задач играет дополнительное образование.
Дополнительное образование создает условия для личностного роста учащегося, помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.
Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы школы «раскрытие, развитие и реализация способностей учащихся».
Заполняя свободное временное пространство ребёнка, мы тем самым хотим оградить его от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания. Мы хотим увлечь его делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Особенностью процесса дополнительного образования учащихся является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.
Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях.
Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования являются партнерами в воспитательно-образовательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.
Методы привлечения в дополнительное образование.
Как привлечь детей в творческие объединения, кружки и секции.
Учебный процесс в отделении дополнительного образования новых групп начинается с середины сентября. Т.е к середине сентября должны быть сформированы группы первого года обучающихся (второй и третий годы обучения начинают занятия с 1 сентября).
Но, как показывает опыт, это время оказывается самым ценным для привлечения ребят в кружки. И вот здесь-то и надо до мелочей продумать технологию рекламной кампании.
Когда начать? Наверно, в конце учебного года. Показательные выступления, соревнования, выставки, итоговый праздник с приглашением родителей, обучающихся. Всё это делается в нашем учреждении. Но, как правило, приходят, участвуют те, кто занимается. Каждый педагог имеет опыт в данном виде деятельности: ходит по классам, развешивает объявления. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Но можно использовать и другие средства. Можно рекламную кампанию провести в виде игр: «Кто больше приведёт знакомых», «Передай приглашение другому, и тогда исполнится твоё желание». Провести занятие с чаепитием, играми, соревнованиями.
С 1 сентября необходимо снова начать рекламную кампанию.
Традиционные формы привлечения детей в детские объединения это:
— Оформление информационного стенда;
— Выставки творческих работ;
— Организация мероприятий в образовательных учреждениях с привлечением обучающихся;
— День открытых дверей.
— Создание сайта Объединения ;
— Презентация детского объединения ;
— Дарите небольшие сувениры (акция «Приведи друга и получи подарок»
Для того чтобы объединение приносило удовольствие и желание работать, постоянно совершенствуйтесь, придумывайте что – то новое, необычное, нестандартное, что будет вызывать огромное желание у детей и их родителей заглянуть именно в ваше объединение и стать его постоянными посетителями на долгие года.
Формы – объявления, День открытых дверей, стенгазеты. Форма – встреча с ребятами в классах, посещение родительских собраний, связь с классными руководителями и родителями, самопрезентация педагогов и мастер – классы.
Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка.
Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации. На общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, Положением об ОДОД, внутренним распорядком, минимальными требованиями, приводить в пример перспективных учащихся, посещающих творческие объединения ОДОД, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе, взаимодействие руководителя детского объединения с родителями – одно из важнейших направлений его деятельности. Проведение собраний, консультаций для родителей, разъяснение родителям значимости образовательной программы, привлечение родителей к организации выставок в объединении, мероприятий, совместных экскурсий, походов на природу, поощрение наиболее активных родителей, вручение благодарственных писем, посещение родительских собраний в классах, где обучаются воспитанники объединения, поможет педагогу ОДОД сделать родителей своими главными помощниками в деле привлечения детей в кружки и сохранении контингента.
2. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Такая трактовка внеурочной работы условна, но ее выделение из системы дополнительного образования детей представляется целесообразным, т. к. позволяет лучше понять ее границы и специфику.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.
Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.
3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения.
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
— изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
— определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
— формирование условий для создания единого образовательного пространства;
— расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
— создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
— создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
— обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Допобразование. Для чего оно нужно и как выбрать его направление?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.
Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?
Для чего нужно дополнительное образование?
Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.
Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.
Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:
В небольшом коллективе собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.
Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.
Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:
Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.
Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.
Дополнительное образование способствует социализации детей.
Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.
Как выбрать направление дополнительного образования?
Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.
Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.
Помните стишок про Лиду Агнии Барто?
«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».
И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку поиск себя, главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.
Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.
Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.
Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:
Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.
Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.
Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.
Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.
Должно ли быть у ребенка свободное время?
Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.
Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.
Теперь важно определить рамки свободного времени.
Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.
Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.
Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.
Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.
И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.
Статья: «Дополнительное образование в школе, как средство развития личностно-ориентированной деятельности учащихся.»
1. Дополнительное образование. Определение и особенности……….……….5
1.2 Учреждения дополнительного образования……….………….………….…8
2.2 Анализ опроса, выводы……………………………………………………. 11
О необходимости дополнительного образования не нужно никого убеждать. Чем больше ребёнок сможет усвоить дополнительных знаний и навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии.
Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа стремится оградить их от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания преступных группировок, наркомании и т.д.
Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Таким образом, ребенок удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
Цель: изучить отношение учащихся к дополнительному образованию и его значению в жизни школьника.
Изучить литературу по данной теме, выразить своё отношение к понятию « дополнительное образование»
Провести опрос учащихся, сделать анализ, выводы.
Проанализировать, какие секции и кружки есть в школе.
Объект исследования: ученики МБОУ «СОШ №21» в возрасте 12 – 14 лет.
Субъект исследования: дополнительное образование.
Метод исследования: экспериментальный, сравнительный, статический.
Место проведения: МБОУ «СОШ №21».
Дополнительное образование. Определение и виды
Задачи дополнительного образования в школе:
формирование способностей и навыков ученика
помощь в реализации внутреннего потенциала
усиление вариативности общего образования
развитие практико-ориентированной деятельности
формирование лидерских способностей учащихся
Программы дополнительного образования реализуются в различных образовательных организациях, в первую очередь, в специализированных центрах, а также общеобразовательных и дошкольных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Занятия в дополнительном образовании могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Например, клуб или секция, кружок или лаборатория, студия или оркестр, творческий коллектив или ансамбль, театр.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
По содержанию дополнительное образование представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование представлено рядом направлений:
Задачами, в разной степени влияющими на обращение к образовательным
и культурно-досуговым услугам, являются:
занять свободное время;
помочь приобрести профессиональные знания и навыки;
сформировать круг друзей;
научить общаться с другими детьми;
выявить и развить таланты;
приобщить к здоровому образу жизни и спорту.
Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В МБОУ «СОШ №21» большое внимание уделяется внеклассным занятиям. Учащиеся школы могут посещать дополнительные занятия по баскетболу и волейболу, также в школе есть несколько вокальных студий: «Романтика», «Камертон», «ДоМиСолька» — и танцевальных коллективов: « Задоринка» и «Драйв» . Учащиеся 8 «А» каждую субботу посещают математический кружок. Школа предлагает также учащимся возможность заниматься дополнительно по учебным предметам.
1.2 Учреждения дополнительного образования
Сам термин «учреждения дополнительного образования детей» (УДОД) появился только в начале 90-х годов, когда в 1992 году оно было официально включено в государственную систему образования в связи с принятием первой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании». С этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей.
На настоящий момент времени типология учреждений дополнительного образования детей регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. № 752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Согласно данному «Постановлению», Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные учреждения.
Кроме того, выделяются следующие виды государственных или муниципальных УДОД:
детские школы искусств, в том числе по видам искусств;
детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
2. Практическая часть
В своей работе я провела опрос «Дополнительное образование в жизни школьника» с целью определить:
чем занимаются учащиеся в свое свободное время;
какие направления дополнительного образования являются наиболее популярными;
где учащиеся получают дополнительное образование;
с какой целью учащиеся посещают дополнительные занятия.
Опрос «Дополнительное образование в жизни школьника»
Где Вы получаете дополнительные образовательные услуги?
В учреждении дополнительного образования
Занимаюсь с репетитором
Чем Вы больше всего любите заниматься в свободное от учебы время? (отметьте 2-3 наиболее подходящих варианта)
хожу в гости, гуляю с друзьями
играю в компьютерные игры
работаю в интернете
читаю книги, журналы
посещаю дополнительные занятия (укажите какие)________________
другие дела (укажите какие)____________________________________
Дополнительные занятия какого направления Вы посещаете?
С какой целью Вы посещаете дополнительные занятия?
(отметьте 2-3 наиболее подходящих варианта)
Чтобы получить дополнительные знания по школьным предметам
Чтобы получить дополнительные знания вне школьных предметов
Чтобы лучше подготовиться к поступлению в ВУЗ
Чтобы повысить уровень культуры
Чтобы занять время
Чтобы раскрыть способности, таланты
Чтобы общаться с друзьями
Чтобы укрепить здоровье, развить физическую силу
Другое (что именно?)__________________________________________
2.2 Анализ опроса. Выводы.
В опросе участвовали ученики в возрасте 12 – 14 лет. Всего было опрошено 54 ученика.
Результаты анкетирования учащихся
Можно сделать вывод, что школа представляет достаточно дополнительных занятий для реализации интересов школьников.
Самым популярным занятием среди учащихся является общение с друзьями (22%), далее следуют занятия спортом (17%), компьютерные игры и работа в интернете (по 14%), чтение книг и журналов (10%), посещение дополнительных занятий (9%), просмотр телевизора и другие занятия (по 7 %).
Самым популярным направлением является физкультурно-спортивное (60%), далее художественное (22%), естественнонаучное (7%), техническое (5%), туристско-краеведческое и социально-педагогическое (по 3%).
Чтобы укрепить здоровье, развить физическую силу (25%)
Чтобы занять время (16%)
Чтобы получить дополнительные знания по школьным предметам (14%)
Чтобы получить дополнительные знания вне школьных предметов (13%)
Чтобы лучше подготовиться к поступлению в ВУЗ (11%)
Чтобы раскрыть способности, таланты (10%)
Чтобы повысить уровень культуры (6%)
Чтобы общаться с друзьями (5%)
По результатам опроса учащихся можно сделать вывод, что ученики моей школы понимают необходимость дополнительных занятий, занимаются развитием своих способностей, думают о поступлении в ВУЗ, стремятся к укреплению своего здоровья.
Дополнительное образование – это звено, которое обеспечивает развитие личности и её раннюю профессиональную ориентацию. Сегодня нельзя ограничиваться только базовым образованием, оно всё больше нуждается в поддержке неформального дополнительного образования.
Успех дополнительной образовательной деятельности школьника определяется его активным участием в непрерывном дополнительном образовании, одной из важных задач которого становится создание мотивации к личностному развитию, готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
В ходе своей работы, изучив литературу по вопросу дополнительного образования, я пришла к выводу, что дополнительное образование должно присутствовать в жизни каждого школьника. Цели у каждого могут быть разные, но всегда дополнительные занятия приведут к положительным результатам.
Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //«Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2002.
Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.