Для чего нужно ходить в церковь

Православная Жизнь

«Зачем идти в храм, ведь Бог — везде, и слышит нас повсюду? Там только толкаются, шуршат пакетами и отвлекают! Лучше уж дома, в тишине, перед своими иконами». Протоиерей Сергий Кравченко, настоятель храма мц. Александры в Белицком, объясняет, почему так думать неверно.

Прежде чем ответить на вопрос о смысле молитвы в храме, разберёмся, что такое молитва и храм. Молитва — это форма общения человека с Богом. Она может быть трёх видов: просительная, благодарственная и славословная. По словам святых отцов, последняя — наивысшая из всех.

Храм — это, прежде всего, дом Божий. В Священном Писании храмом называется и здание, и человек: каждый христианин — это храм Духа Святого. Наше тело — тоже храм, в котором живёт Бог.

Учимся у Христа

Мы, христиане, всю свою жизнь сопоставляем с учением и жизнью Христа, о которых узнаём из Святого Евангелия. Сам Господь дал нам пример молитвы в храме, куда сознательно приходил с самого раннего возраста. Вспомним, как Он со Своими родителями в 12 лет был на праздничном богослужении и сказал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Спаситель проповедовал в храме, учил там людей, рассказывал притчи. Был случай, когда Он изгнал из храма торгующих: «и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). В Новом Завете не единожды подтверждается, что Спаситель ходил в храм. Может ли христианин, любящий Его, игнорировать эти факты? — вряд ли.

Бывает молитва частная, когда мы молимся дома, и общая — церковная. В первом случае мы поступаем по евангельскому слову: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). В храмы же идём, потому что Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 8:20). Там мы «едиными усты и единым сердцем» прославляем Бога. Раньше все пришедшие на литургию христиане принимали в ней активное участие. Отголосок той традиции — пение молитв «Символ веры», «Отче наш» на современных службах.

Почему же христианину нужно обращаться к Богу вместе с ближними? Когда Христа спросили, как нужно молиться, Он ответил: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Мф. 6:9). Он не сказал «Отче мой»! То есть должно молиться обо всех, так как мы все — дети одного Бога. В Евангелии есть масса примеров молитвы о ближнем: Господь молился о своих учениках, Иаир и самарянка — об исцелении своих дочерей, друзья расслабленного разобрали крышу и спустили ложе с другом к ногам Спасителя в надежде на его исцеление.

Если в храм, то зачем и в какой?

Четвёртая заповедь учит нас шесть дней трудиться, а седьмой отдать Господу. Как это сделать? Прежде всего — пойти в храм. Конечно, можно творить дела милосердия, но в первую очередь верующие люди по воскресным дням приходят в церковь для того, чтобы поблагодарить Бога за прожитую неделю и попросить благословения на следующую, по возможности — исповедаться и причаститься.

Таинства Церкви не совершаются келейно, за исключением каких-то особых случаев. Мы не можем крестить ребёнка без крёстных, священник не может один совершать литургию — в этом случае она теряет смысл. Само слово «литургия» переводится как «общее дело», то есть на ней должно собираться хотя бы несколько христиан.

Отмечу особо: не каждое место, которое называют храмом, есть храм, и не ко всем, собравшимся ради молитвы, приходит Христос. Сейчас много раскольников и различных вероучений, и все претендуют на то, что у них — истинная вера. Но мы помним слова Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Одну Церковь! Христос говорил о Церкви апостольской, а не самопровозглашённой. И апостол Павел сказал: «Один Господь, одна вера и одно крещение» (Еф. 4:5).

Где же Бог: в храме или в душе?

Молитву в храме можно сравнить с хоровым пением: пока один тянет ноту, другой может перевести дыхание, и это не нарушит общей мелодии. Так и во время богослужения: даже если кто-то отвлечётся, другой в этот момент будет сконцентрирован на молитве, и таким образом она не прерывается. Мы помогаем друг другу.

Наверное, каждый священник слышал фразу: «Зачем молиться в храме, Бог — в душе!» В этой связи хочу привести такой пример. Можно сидеть дома и знать, что где-то есть душистые яблоки, но это знание не поможет нам эти яблоки попробовать. Нужно встать, пойти, найти их — и только тогда можно будет попробовать. То же и с лечением: все мы знаем, что есть врачи и лекарства, но почему-то никто не хочет лечиться одним этим знанием — все идут в больницы и аптеки.

Всё важно

Храмовая молитва ни в коем случае не исключает домашнюю. И та, и другая важна, однако то, что человек получает в храме, дома он получить не может.

Во время литургии в храме происходит слияние Церкви Небесной и земной. Все христиане, живые и усопшие, объединяются вокруг Христа. Храм — это особое место, где Небо спускается на землю, а островок земли поднимается горе. Дома человек не может участвовать в таком таинственном единении.

В Церкви человек получает помощь, какую не может получить нигде. Здесь его грехи омываются Кровью Христовой, а Бог через священника благословляет всех, кто пришёл на богослужение. И даже если кто-то пока ещё не умеет просить Бога о своих нуждах — за него попросят те, кто стоит рядом.

Христианин, прежде всего, — это духовный воин. Воюем мы не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. Однако, как гласит народная мудрость, один в поле не воин. Одному бороться очень тяжело, а вот вместе, помогая друг другу, по слову Евангелия «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), всё-таки проще. Так будем молиться друг о друге и дома, и в храме — тогда, если Бог сподобит, вместе помолимся и в Царствии Небесном.

Источник

Почему я хожу в церковь.
Ответы детей

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Я хожу в церковь, потому что мне нравится ходить в церковь. Я молюсь за здоровье родных.

Я хожу в церковь, потому что я крещеный и верю в Бога. Он нам помогает во всем.

Я не хожу в церковь, потому что не успеваю по времени. Я хожу то на танцы, то на рисование, то на самбо, но мне хочется пойти в церковь.

Я хожу в церковь, чтобы раскаяться в своих грехах. Я хочу попросить Батюшку, чтобы я не делал глупостей, и в жизни у меня всё получилось.

Я хожу в церковь, чтобы батюшка освятил меня и чтобы смыть грехи. Там читают молитвы на каждого человека. Люди ставят свечки на подставку, молятся Богу. В церковь женщины ходят в платках, а мужчины просто. Мне нравится ходить в церковь!

Чтобы снять грехи, исповедоваться. Церковь плохому не научит. Там можно помолиться, поставить свечку за тех своих близких, кто уже умер, написать записку за здравие и упокоение.

Я хожу в церковь с бабушкой каждое воскресенье. Я хожу в церковь, потому что я верю в Бога. Дома, уходя в школу, я молюсь перед иконами.

Хоть я и крещеная, но я не успеваю ходить (много дел). Но когда надо (смерть, свадьба, крестины), я могу пойти. Я много раз просила маму, но мама и папа работают допоздна. Они мне не разрешают выходить из дома одной.

Я хожу в церковь почти каждое воскресенье. Я соблюдаю посты, но иногда не все. Я считаю, что надо ходить в церковь для того, чтобы просить Бога об отпущении наших грехов. Надо молиться о своих близких, исповедоваться и причащаться. Я считаю, что это долг и честь, прежде всего перед Богом, а потом и перед Отечеством. Надо молиться и ждать, пока Бог услышит нас, поймет и поможет. + + +

Я хожу в церковь, потому что мне нравится находиться на службе. Мне нравится ход службы. Когда сходишь в храм, на душе становится легко.

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Я хожу в церковь для того, чтобы помолиться за своих друзей. Сам я не жду помощи свыше, так как она мне не нужна, я предпочитаю надеяться на себя и люблю справляться с проблемами один на один. У моих друзей много проблем, и я стараюсь им помочь, не думая о себе. Я не хочу что-то делать для себя, мне привычна та ситуация, в которой всем хорошо, а сам я остаюсь ни с чем. У многих моих друзей проблемы с девушками, но я даже уступил другу девушку, которую сам люблю, и молюсь, чтобы у них все было хорошо. Из-за этого мне не стало хуже, так как надеюсь, что с Божьей помощью все вокруг станет светлей. Я здесь, на этом свете, не для того, чтобы просить, а для того, чтобы помогать. Я люблю своих друзей и всегда им помогаю, хоть сам я часто предпочитаю одиночество.

Почему я не хожу в церковь? У меня бывают моменты, когда я не верю в Бога! Но я не могу понять, почему. Мне все говорили, что Бог рядом и всегда сможет тебе помочь, но я не верила! Я много раз просила Бога мне помочь, были моменты, когда я что-то чувствовала. У меня сейчас тяжелая жизнь. Учусь не очень хорошо, вру родителям, выпиваю и иногда курю! Мне стыдно перед Богом. И бывает, что из-за любви я причиняю себе боль. У меня все тело в синяках, руки порезаны! Я не понимаю, что мне делать. И еще я не понимаю, почему мы с родителями не ходим в церковь. Может, нет времени? Не знаю. Честно, я бы с удовольствием сходила бы в церковь. Там очень красиво. Я не знаю, как мне дальше жить!

Я хожу в церковь, потому что это обязанность каждого православного человека. Когда я хожу в церковь, я искупаю свои грехи. Походы в церковь очищают мою душу от плохих помыслов. Мне становится легче. В церкви я пишу записочки о здравии, чтобы мои родные никогда не болели, и об усопших. Церковь – это самое светлое и доброе, что есть в жизни человека.

Я не хожу в церковь, потому что меня туда не водят родители. Я была там четыре раза, когда мы ездили на экскурсии. У меня есть большое желание сходить туда еще.

Я хожу в церковь, потому что верю в Бога. Это нужно каждому. Когда я хожу в церковь, чувствую легкость на душе. Я хожу в церковь на каждый праздник. Я считаю, что в церковь ходить нужно.

Почему я хожу в церковь? Чтобы быть поближе к Богу. Чтобы помолиться. Чтобы очиститься от своих грехов. Церковь помогает мне очистить свою душу. Когда я подхожу к священнику, я рассказываю свою проблему. Когда я выхожу из церкви, мне становится легче на душе, я выговорилась, я очистилась.

Я не хожу в церковь, потому что очень мало времени – в школе задают много домашних заданий; но если бы был хоть час свободного времени, я бы его провела в церкви. Мне очень нравится стоять службу и просить благословения у Бога. В церкви много различных интересных икон, и я, когда хожу в церковь, их рассматриваю и ставлю свечки за здравие и за упокой. И если бы у меня было свободное время, я бы обязательно пошла в церковь!

Я хожу в церковь, потому что я верующий человек. Верующие люди должны соблюдать все церковные праздники. Соблюдать посты. Каждому человеку нужно ходить в церковь, молиться, просить прощения у Бога или благодарить Его за что-либо. Но не все это делают. Каждый имеет право ходить или не ходить. Но каждый уважающий себя должен ходить в церковь. Потому что надо молиться. Я уважаю себя и свою веру. Я хожу в церковь, не всегда, конечно, но я стараюсь посещать ее часто. Я прихожу в церковь, высказываюсь, говорю о том, что у меня наболело, молюсь, прошу прощения. И когда я выхожу за пределы церкви, чувствую себя «заново родившимся».

Я хожу в церковь, потому что я верю в Бога. Когда у меня что-то не так (проблемы), молюсь и ставлю свечи, прошу, чтобы Бог мне помог. Боженька мне всегда во всем помогает.

Мои родители крестили меня в три года. Теперь мне пятнадцать лет, и я православная. Если честно, то в церкви я бываю редко. Зачем я туда прихожу? В церкви я прошу у Бога прощения, прошу помощи или совета. Церковь – самое чистое место на земле. Когда я там, то я чувствую себя чище, защищенной. В церкви меня окружают добрые, любящие люди. Они в любую минуту и защитят меня. Я ходила в воскресную школу при храме. Там нам рассказывали о Боге, мы вязали, учили церковнославянский язык. Там я проучилась около 4 или 5 лет. А теперь очень сильно по ней скучаю. Вообще без Бога жить нельзя. Однажды мне сказали: кто верит в Бога, тот слабый, потому что просит помощи и сам не может решить свои проблемы. Но я считаю, что тот человек не прав. Мне его даже жалко. Мы просим у Боженьки такие вещи, которые сами не можем воплотить. К примеру, здоровье близких людей. Нельзя жить без веры. Я искренне верю в Бога. Он мне много раз помогал, и я Ему не хочу делать больно. Всех людей, которые не верят в Бога, я призываю и умоляю одуматься. Боженька всегда сможет простить, если мы раскаемся.

Я хожу в церковь, потому что по-другому я не знаю, как. В церкви, когда приходишь, утоляются все печали и горести, злость, сразу становится легче, отступает уныние (если оно было). Часто после Причастия идешь домой – и так радостно на душе. Я верю в Бога, надеюсь на Него. С детства я привык ходить в церковь и не пропускать службы. Когда стоишь на пасхальной ночной службе, такое настроение… Радость, праздник пришел, Христос воскрес! Я не могу не ходить в церковь. Вот мучает меня какой-то вопрос, пойду, спрошу у батюшки, он поможет. Когда случается пропускать службы, как-то настроение совсем другое. Приходя в церковь в воскресенье, я как будто, ну… не знаю, как сказать… выплескиваю (не совсем правильно) то, что накопил за неделю. И потом иду домой – и радостно, конечно, если я после службы сразу не болтаю, не сажусь смотреть телевизор или играть в компьютер. Вот в храме я избавился от всего, что накопил за неделю, а если я туда не схожу хоть раз в неделю, то радости настоящей мало. Даже если пропускаю службу по болезни. А когда ездишь в монастыри, то там вообще… Когда заходишь в храм, трепет… Спокойно, про всё забываешь (хотя и не всегда). Я большой грешник, и Господь так милостив к нам… Я не заслужил этого делами своими, и мне только благодарить Его и просить у Него прощения за грехи мои.

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Я хожу в церковь, потому что меня так приучили. Я играю в команде, где очень религиозный тренер, мы ходим с ним в церковь почти всей командой перед каждой игрой и иногда по праздникам. Также у меня мама ходит в церковь, и, когда есть у меня время, я хожу вместе с ней. Я считаю, что в церковь нужно ходить, ведь каждый из нас грешит на этой земле, и раз в месяц человек обязан ходить в священные места. Когда я первый раз пошел в церковь, то у меня закружилась голова, я чувствовал возвышение, у меня поднялось настроение. С тех пор я часто хожу в церковь и считаю, что это правильно.

В церковь я хожу очень редко. Когда была маленькая, я очень часто ходила, а сейчас перестала, сама не знаю, почему. Последний раз я ходила в церковь перед экзаменами. Просила Бога, чтобы Он помог мне сдать мои первые экзамены, так как я очень боялась, не зная, что это такое. Еще я в церкви была, когда мы с классом от школы ходили туда на экскурсию. Нам батюшка рассказывал много интересного. А где-то два года назад я ездила в храм в Москву. Там мне очень понравилось, там для нас тоже проводилась экскурсия. Сейчас братья со мной в церковь не ходят, так как они не верят в Бога. Точнее сказать, они сами не знают, есть ли Он на самом деле или нет. Раньше я в церковь ходила только тогда, когда мне было плохо. Хотя сейчас я понимаю, что я должна ходить в церковь не только когда мне плохо. Я всегда, когда хожу в церковь, ставлю свечки за здоровье родных и за тех, кого уже нет. Еще я была в мужском монастыре, тоже на экскурсии. Там мне понравилось. В общем, я считаю, что нужно хоть иногда ходить в церковь.

Я хожу в церковь, потому что я полностью и искренне верю в Бога. В церкви находятся люди, близкие мне по духу. В церкви мы все занимаемся общим делом: молимся. Только в церкви совершаются такие таинства, как исповедь, причастие, и они помогают обрести мне душевный покой, очиститься от своих грехов.

Я хожу в церковь, но не так часто. Обычно перед школой или если случится какая-нибудь неприятная ситуация. И когда я прихожу в церковь, у меня на душе становится так спокойно, и мне намного легче. Бывает, что я не могу пойти в церковь, но я дома возле иконы попрошу у Бога, чтобы всё обошлось, и всё было хорошо. У меня была не очень приятная ситуация, я дома возле иконы просила у Бога дня два, и после этого всё стало намного лучше.

Рисунки предоставлены организатором IV Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» – Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Конкурс проходит в рамках программы XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

Источник

Храм, церковь

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Храм, церковь, часовня: в чем отличия

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковьВ Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Устройство православного храма

Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно было находиться удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в-третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных, то есть еще не крещеных, а только готовившихся принять крещение, и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения «святое святых,» «святилище» и «двор,» так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно «церковь,» и притвор.

Алтарь

Важнейшая часть христианского храма есть алтарь. Наименование алтарь
происходит от латинского alta ara — возвышенный жертвенник. По обычаю древней
Церкви алтарь помещался всегда в полукружии на восточной стороне храма.
Христиане усвояли востоку высшее символическое значение. На востоке был рай, на
востоке соделано спасение наше. На востоке восходит вещественное солнце, дающее
жизнь всему живущему на земле, на востоке же взошло и Солнце Правды, дающее
вечную жизнь человечеству. Восток всегда признавался символом добра, в
противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых
духов. Сам Господь Иисус Христос олицетворяется под образом востока: «Восток имя
ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк
Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах
всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило).
Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на
западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай,
где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую
горницу, где установил Господь Таинство Причащения.

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Алтарь есть место одних
священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед
престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен.
собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие
при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно.
Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине
для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от
латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше
других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он
становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое
значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в
будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские
праздники три поясных поклона.

Святой престол

Главную принадлежность алтаря составляет
святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по
церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в
подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости
имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В
древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на
одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного
стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались
престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на
котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковьОн именуется также
«жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем
приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов,
ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически
изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что
все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды,
нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело
Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной
блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении
храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует
собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам
Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех
четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым
злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и
адом.

Антиминс

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от
греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или
«вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с
изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и
орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной
стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам
христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах
мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить
надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти
храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все
увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда
стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое
начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия,
императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны
были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы. Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковьРяд известий
об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами
антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12
столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из
холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс
заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего
«сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут
мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как
положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий
престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце
под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не
нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались
чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы
имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без
св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после
принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в
Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные
архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай
возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия
священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея,
выдавшего этот антиминс.

Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту
губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на
кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь
святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат,
который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого
«илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми
повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую
обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

Ковчег

Киворий

Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели
ciborium, по гречески киворий, или по-славянски сень, род балдахина,
поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковьОна
символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой
приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную
Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам,
одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.

Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Дискос

Дискос — (по-гречески «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое
или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец,» то
есть та часть просфоры, которая на Литургии претворяется в Тело Христово, а
также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале Литургии. Дискос
символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а
вместе с тем и гроб Христов.

Потир

Потир или чаша (от греческого «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале Литургии в эту чашу
вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на Литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

Звездица

Звездица (по-гречески «астир, астерискос») состоит из двух дуг,
соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в
Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались
расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

КадилоДля чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Кадило есть сосуд, состоящий из двух полукруглых чашечек, накрывающих одну другою, на трех цепочках, употребляемый для каждения фимиамом, или ладаном (род благовонной смолы) в известные моменты богослужения. Кропило изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом,»
и употребляемое для кропления св. водой.

Купель

Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть фото Для чего нужно ходить в церковь. Смотреть картинку Для чего нужно ходить в церковь. Картинка про Для чего нужно ходить в церковь. Фото Для чего нужно ходить в церковь

Купель — большой сосуд, имеющий обычно форму потира и употребляемый для погружения младенцев при совершении над ними таинства крещения. В древности, когда весьма часто происходило крещение взрослых, для погружения их в воду устраивался в притворе особый бассейн со ступеньками, имевший крестообразную форму и называвшийся «баптистерием.»

«Канун» или панихидный столик

Канун употребляется для служения перед ним заупокойных молений или панихид. На нем делается обыкновенно «Голгофа» с изображением Распятия и предстоящих Божией Матери и св. Иоанна Богослова, а перед ними места для свечей, чаще всего 40, в знаменование сорокадневного поминовения усопших.

Прибор для благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, поставляемый на
особом столике.

Иконостас

Алтарь, как в храмах древнехристианских, так и нынешних, всегда отделялся от
остального храма особой преградой. В древности это была лишь решетка или
колоннада с карнизом и одним рядом икон над ним. Постепенно из этой, в начале
низкой преграды, развилась высокая стена, вся сплошь заставленная иконами в
несколько этажей, которая получила название иконостаса. Св. Симеон Солунский,
написавший в 14 веке особое сочинение о храме, еще ничего не упоминает о
современном высоком иконостасе. Из этого заключают, что нынешний высокий
иконостас появился не раньше 15-16 века. Есть, однако, предание, что уже
достаточно высокие иконостасы были введены св. Василием Великим для того, чтобы
не отвлекать молитвенного внимания священнослужителей. В иконостасе, как и в
древней алтарной преграде делается трое дверей, средние более широкие двери,
которые называются «святыми,» или «царскими» (потому что в них входит во св.
Дарах Царь Славы Христос) и более узкие северные и южные, которые называются
диаконскими, так как через них во время богослужения постоянно входят и выходят
диаконы. Через царские двери, или «врата,» совершаются только более
торжественные выходы. Самый иконостас в настоящее время состоит обыкновенно из
пяти ярусов.

О храмах на «Правмире»:

Фильмы о храмах:

Самые красивые православные храмы России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *