Для чего нужно имя прилагательное
Зачем нужны прилагательные
Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего несет функцию определения. Прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.
Таким образом, прилагательное уточняет предмет: белый снег, красочный узор, алый рассвет. При помощи этой части речи легко описать важное событие: красочный сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может верно показать состояние: жаркое лето, теплый чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, фигурный узор. А также размер и цвет: длинный ковер, короткая юбка, тесные джинсы, голубое небо, синее море, красный цветок.
Прилагательным обозначают назначение предмета: спальная комната, рыболовный крючок. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамино платье, папина куртка. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!
Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.
Что такое имя прилагательное в русском языке?
Имя прилагательное в русском языке — это самостоятельная часть речи. Укажем, что обозначает имя прилагательное, какие имеет характерные грамматические признаки, отличающие его от слов других частей речи.
Прилагательное как часть речи
Слова русского языка образуют стройную систему частей речи. Каждое слово что-то обозначает, например имена существительные называют предметы (дорога, яблоко), глаголы обозначают действия и состояния (гулять, придумать), местоимения указывают на предметы, признаки и количества (кто, наш, столько) и т. д.
В русском языке имя прилагательное является самостоятельной частью речи, которая имеет общее грамматическое значение признака:
Признаки и качества могут также обозначать имена существительные (белизна, краснота, упрямство), но обозначаемые ими признаки мыслятся отвлеченно от предметов, которым они принадлежат. Имена прилагательные обозначают такие признаки, которые обязательно принадлежат какому-либо предмету:
Итак, прилагательное имеет общее грамматическое значение признака. Чаще всего оно характеризует имя существительное.
Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным. В связи с этим указанные грамматические категории полностью зависят от существительного, которое прилагательное определяет:
Род, число и падеж — это непостоянные признаки у слов этой части речи. В форме множественного числа у прилагательных род не определяется.
Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет прилагательное.
Разряды прилагательных
По своему значению и по морфологическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда:
Разряд является постоянным грамматическим признаком прилагательных.
Качественные прилагательные
Слова этого разряда обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени:
Степени сравнения прилагательных
Качественные прилагательные образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень
Прилагательные в сравнительной степени обозначают, что свойственный данному предмету признак проявляется в большей или меньшей степени по сравнению с такими же признаками других предметов либо в сравнении с качествами, которыми обладал предмет ранее.
Составная форма сравнительной степени образуется при участии слов «более», «менее» и начальной формы прилагательного:
Превосходная степень
Составная форма образуется несколькими способами:
1. присоединением к начальной форме прилагательного слов «самый», «наиболее», «наименее»
2. с помощью присоединения к простой сравнительной степени слов «всего» или «всех»
Краткая и полная форма прилагательных
В русском языке большинство качественных прилагательных употребляется в двух формах:
Прилагательные в полной форме обозначают постоянный признак предмета. Они изменяются по родам в единственном числе, числам и падежам:
В зависимости от твердой или мягкой основы прилагательные в форме мужского рода имеют окончание -ый/-ий (твердый, громкий), в женском роде — -ая/-яя (большая, синяя), в среднем роде — -ое/-ее (круглое, жгучее).
Относительные прилагательные
Относительные прилагательные называют постоянные качества, признаки, выражая их не непосредственно, а через отношение к другим предметам:
Часто относительные прилагательные употребляются в переносном значении и приобретают значение качественности признака:
Такие относительные прилагательные переходят в разряд качественных.
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопрос чей?
Склонение прилагательных
Имена прилагательные в зависимости от конечного согласного основы (твердого или мягкого) при склонении имеют разные окончания:
Понаблюдаем, какие окончания имеют прилагательные в падежных формах.
Морфологические признаки прилагательных
Подытожим наблюдения за самостоятельной частью речи прилагательным и укажем его постоянные и непостоянные признаки.
I. Постоянные признаки
Синтаксическая роль прилагательных
Прилагательные в полной форме согласуются с определяемым существительным в числе, роде и падеже. В предложении такие слова выполняют синтаксическую роль согласованного определения:
Городской поселок возник на месте древнего славянского селения.
Прилагательное в полной форме может быть частью составного именного сказуемого:
Прилагательное в краткой форме или в форме степени сравнения — это сказуемое:
С утра она весела и настроена благодушно.
Видеоурок
Имя прилагательное – что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки и что про нее надо знать
Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Уверен, что вам тут не все понятно, поэтому поясняю. Самостоятельная – то есть у нее есть лексическое значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы произносите какое-то прилагательное, вы понимаете, что оно значит, что-то рисуете себе в голове: красивый – ясно, что не уродливый, большой – то есть крупного размера, красный – вы представляете именно красный, а не желтый.
К прилагательным можно задать либо вопрос «какой?», либо «чей?»: (какой?) чужой, родной, бездомный, волевой, синий; (чей?) волчий, заячий, соседский.
Обозначать признак предмета – значит зависеть от имени существительного. Дом (какой?) кирпичный, рыба (какая?) соленая, совесть (какая?) чистая. Признак действия прилагательное не может обозначать, поэтому от глагола оно никогда не зависит. От глаголов зависят только наречия.
Три разряда прилагательных
Качественные – их большинство. Они обозначают качество предмета. Например, у меня какие качества? Я сообразительный, умный, ловкий, красивый, талантливый, скромный. У комнаты какие могут быть качества? Просторная, светлая, темная, мрачная и пр.
Главный признак качественных – у них есть степени сравнения. То есть можно сказать: красивый – красивее – самый красивый, мрачный – мрачнее – самый мрачный, светлый – светлее, самый светлый.
Относительные – они обозначают такие признаки, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени. Как правило, материал. Например, кирпичный дом. Дом не может быть более кирпичным или самым кирпичным. Деревянный стол – он не станет более деревянным.
Притяжательные – с ними все просто, они обозначают принадлежность одного предмета другому: мамино платье, лисья нора, отцовский полушубок.
Постоянные признаки прилагательных
Когда вы делаете морфологический разбор прилагательного, в постоянных признаках надо указывать только разряд. То есть качественное, относительное или притяжательное. Других постоянных признаков нет.
Обратите внимание, у существительных род – постоянный признак, а у прилагательного – непостоянный. Существительное «рюкзак» – мужского рода. Как сделать из него существительное женского рода? Никак. А вот прилагательное «удобный» может легко принимать форму женского и среднего рода: удобная, удобное.
Непостоянные признаки
Эти признаки определяются по существительному, от которого прилагательное зависит.
Падеж. Направляю вас на свою статью про косвенные падежи, я объясняю там, как их сразу запомнить. Причем запомнить и порядок, и вопросы. Прочитайте, вы сможете определять падеж и у существительных, и у прилагательных.
Число. Множественное: синие озера, дикие звери; единственное: штормовой ветер, белая береза, ясное солнце.
Род. Может быть мужской: колокольный звон; женский: алая нить; средний: белое облако. Род определяется только в единственном числе, во множественном его нет.
Если у вас прилагательное качественное, надо указать еще два признака.
Степень сравнения: положительная (зеленый), сравнительная (зеленее, более/менее зеленый), превосходная (самый зеленый, зеленее всех). Выше я уже ссылался на статью про степени сравнения, прочитайте.
Краткая или полная форма. Если краткая – можно задать вопрос «каков?»: ловок, свеж, проворен. Если полная – вопросы будут «какой?», «чей?».
Как не путать прилагательные с местоимениями
Местоимения указывают на признак, но не называют его. И без контекста нельзя понять, о чем вообще речь. Например, фраза: «У меня такая же кошка» – слово «такая» отвечает на вопрос «какая?», но вы поняли, о каком признаке идет речь? О том, что кошка белая, или пушистая, или еще какая-нибудь? Непонятно.
Понятно будет, если прочитать весь диалог:
– У меня сиамская кошка.
– У меня такая же.
В этом диалоге «сиамская» – прилагательное, оно отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета. А «такая» – определительное местоимение, оно указывает на признак, но не называет его.
Как не путать прилагательные с причастиями и деепричастиями
Прилагательное может отвечать только на один вопрос – «какой».
Причастие может отвечать на два вопроса: «какой?», «что делающий?»: играющий, зовущий, вспоминавший, мелькавший.
Проверяйте себя так. Если можно сказать «то есть он что делает?» – то это причастие. Смотрите: танцующий – то есть он что делает? Танцует. Горевший – то есть он что делал? Горел. Построенный – то есть с ним что сделали? Построили.
Про прилагательные так сказать нельзя: просторный – то есть он что делает? Ничего, он просто просторный.
Деепричастие отвечает на два вопроса: «как?», «что делая?»: играя, танцуя, читая, строя, сыграв, потанцевав, построив.
Думаю, комментарии не нужны, деепричастие с прилагательным спутать сложно.
Не с прилагательными
В школе очень много упражнений на тему «Не с прилагательными». У меня вышла на эту тему отдельная статья, загляните. Я постарался там объяснить все тонкости простым языком.
Это была первая статья про прилагательное, скоро будут еще. Пишите вопросы, если есть, отвечу.
Роль прилагательных в тексте (cочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
Роль прилагательных в тексте
Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна. Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют — создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки». Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся: Море бывает печальным, Весёлым и грустным. Задумчивым, даже смешным, Синим, оранжевым, красным, Бордовым, бирюзовым и голубым. Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море. Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.
Прилагательное — это определение
В силу того что прилагательное как самостоятельная часть речи обозначает признак предмета, чаще всего его синтаксическая роль — это второстепенный член предложения определение.
Определением могут быть прилагательные всех разрядов по значению и следующие грамматические формы качественных прилагательных:
1. полная форма качественного прилагательного и относительное или притяжательное прилагательное
После жаркого дня наступил прохладный августовский вечер.
Сибирская тайга занимает обширную территорию.
2. качественное прилагательное в составной форме сравнительной степени
Более плодородная земля принесла хороший урожай зерновых.
3. прилагательное в форме превосходной степени
В птичьем царстве соловья считают самым голосистым певцом.
«Роль имени прилагательного в речи» 6 «А» класс
Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.
1. Первое доказательство (аргумент).
4. Второе доказательство (аргумент)
Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.
Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.
Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?
К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ
Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:
О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:
Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?
Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?
1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;
2) заключают в себе авторскую оценку.
4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала
Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные
(1)…, …
день. (2)…лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно…осень.
(3)Удивительно…
тишина.
(4)Сижу над
…прудком в парке. (5)…дно засыпано…листьями. (6)И они блестят в воде, как…блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя…смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи
1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)
5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные
– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!
V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс
Для чего нам нужна имя прилагательное
Доклад по теме «Зачем нам нужно имя прилагательное?
Представьте себе, что в нашем языке нет прилагательных.
Мы не имеем возможности описать словесно какой — то предмет или явление.
И сразу станет понятно, зачем нужны прилагательные.
Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без прилагательных.
А поэзии не было бы вообще.
Прибавлено одно только слово – а как меняется смысл!
Прилагательное представляет предмет более полно.
Отвечает на вопросы какой?
Прилагательное также может указывать на принадлежность предмета или явления кому — либо (папина шляпа) и отвечает на вопросы чей?
Таким образом, прилагательное всегда примыкает к какому — то слову, характеризуя его.
И здесь вспоминается недоросль Митрофанушка из комедии Фонвизина.
У него явно были задатки лингвиста, потому что к характеристике частей речи он подошёл аналитически.
И если бы он свой жизненный девиз («Не хочу учиться, а хочу жениться!
» ) подкорректировал в сторону образования, то, возможно, о частях речи сейчас судили бы несколько по — иному.
Имя прилагательное. Его роль в тексте.
Открытый урок в 3 классе. Содержит конспект урока и презентацию.
Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное. Его роль в тексте.»
РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ.
Цель: развитие умений находить имена прилагательные в тексте, подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного определять их роль. Развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.
— Ребята, наш урок сегодня необычный, поэтому и начну я его с вами тоже необычно, с просмотра видеоролика.
— Вы должны его внимательно посмотреть и ответить на вопрос
О чем, возможно, мы будем разговаривать на уроке?
III. Постановка и формулирование проблемы
Денис Фонвизин «Недоросль – экзамен Митрофанушки»
— Предположите, пожалуйста, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке русского языка? (Предположения детей – об имени прилагательном)
(Если тема урока названа, верно, похвалить)
— Но мы подтвердим еще эту тему.
— А сейчас выполним минутку чистописания и точно после нее, я думаю, определите тему урока.
— Открываем свои тетради, запишем буквосочетания.
(Один ученик работает у доски и комментирует соединения букв)
(Число и классная работа уже записаны ранее)
— От начала строки записываем:
Им мя пр ри ил ла аг га ат те ел ль но ое
(Если испытывает затруднение выбирает помощь одного из учеников класса)
— Я вижу, появились руки. (Имя прилагательное).
— Имя прилагательное – совершенно верно.
— Но в процессе работы мы еще более точно сформулируем тему урока.
— От начала, с маленькой буквы записываем словосочетание.
— Пока будем писать, подумаем «О чем пойдет речь?»
— Пишем (один ученик у доски) белая ворона
— И так, сегодняшний урок я начала с просмотра видеофрагмента.
— В этом фрагменте главного героя из пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль» звали Митрофанушка.
— Что он сказал про имя прилагательное? (Оно прилагается)
— Да, если навешено, значит, прилагательное, а если нет, то существительное.
— А вы с ним согласны? (нет)
— Тогда у меня к вам следующий вопрос
— А каким вам показался Митрофанушка?
— Какой он? (Не умный, безграмотный)
— Даже можно сказать глуповатый, согласны? (Да)
— Я думаю, что в нашем классе таких учеников нет, у всех есть желание учиться, и к концу урока мы узнаем кое-что про эту часть речи.
IV. Актуализация знаний
— Я вам раздала лист-карту
— Посмотрите ее и в 1 графе отметьте, что вы уже знаете об имени прилагательном «+»?
(попутно спросить у любого, что он отметил)
— (Имя) что ты знаешь об имени прилагательном? (Это часть речи, отвечает на вопросы: «какой? какая? какие?», обозначает признак предмета).
— Ребята, а что бы вы хотели узнать «+»?
(отмечают во 2 графе, попутно спрашиваю у детей)
— (Имя) чтобы ты хотел (а) узнать об имени прилагательном? (Каким бывает прилагательное в предложении, какую роль играет прилагательное в речи, тексте)
V. Работа по теме урока
Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
— Возвращаемся к нашему словосочетанию.
— Скажите, пожалуйста, что это за словосочетание «белая ворона»? (Пример: существительное и прилагательное). (Если дан ответ фразеологизм, похвалить)
— А про кого так говорят? (Так говорят про особенного человека)
— А про Митрофанушку, из отрывка, можно сказать, что он особенный человек, что он белая ворона? (Ответы детей: нет)
— Почему нет? (Он не умный, глупый)
— А может он этим и выделяется, что не умный и глупый? (Задумывается)
— Кто-то может определить? (Белая ворона это умный человек, а Митрофанушка не умный).
— Т.е. только умный человек может отличаться, а глупый не может.
(если нет ответа, то объяснение дает учитель)
— Тогда я вам объясню:
Белая ворона – в природе, иногда, встречаются особи – альбиносы, которые имеют белую, светлую окраску в сравнении со своими сородичами. Они резко выделяются на общем фоне. Поэтому и человек, который выделяется в коллективе, часто называют белой вороной.
— А наш Митрофанушка со своими высказываниями, которые отличаются от правильных, своей безграмотностью, может быть все же белой вороной или не может? (ответы детей)
— (Имя) ты не согласен(а) объясни.
— Другие мнения? (Может)
— Почему? (Он выделялся своими высказываниями)
— Верно, но вернемся к нашему словосочетанию.
— Из каких частей речи оно состоит? (Из имени существительного)
— Вот здесь остановимся.
— (Имя) Назови имя существительное. (Ворона)
(ученик(ца) выходит к доске)
— Задаем вопрос… (Кто? Ворона)
— Значит это (Предмет)
— Какая часть речи? (Существительное)
— Дальше задаем вопрос. (Ворона какая? белая)
(появляется запись белая ворона)
— Скажите, имя существительное ворона в каком числе и каком роде употребляется в словосочетании? (в ед.ч, ж.р.)
Ответ: ворона – она моя (ж.р.)
ворона – она одна (обозначает 1 предмет), значит ед.ч.
— А прилагательное в каком числе и роде?
— А по какому признаку можно определить род имени прилагательного. (По вопросу она (какая?)
— А еще? (Какое имя существительное стоит до или после прилагательного)
— Конечно, с каким именем существительным оно связано.
— А какой признак, в нашем словосочетании, обозначает это имя прилагательное? (Цвет)
— Мы с вами заговорили про ворону, а знаете ли вы птиц? (Да)
— Вот это мы сейчас и проверим.
— Я загадываю загадки. Вы записываете отгадку через запятую с комментированием.
* Во дворе я — королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. Кто же дети я? (Ворона)
Записывают отгадку с новой строки
* Эта птичка не шагает, Призывает «Не робей!». Забияка самый главный – Серо-бурый (воробей).
* Хоть я не молоток, по дереву стучу. В нем каждый уголок обследовать хочу. (Дятел)
* Хоть поменьше воробья, не боюсь зимы и я. Всем известная я птичка. А зовут меня (Синичка)
* Непоседа пестрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
* Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появиться опять. (Снегирь)
— На какие группы можно разделить эти слова? (м.р. и ж.р., словарные слова и безударные проверяемые гласные, с сочетанием –оро-)
— Ребята, а какие это части речи? (имена существительные)
— А сейчас задание для работы в группах.
— Нужно будет каждой группе, за 1 минуту, к имени существительному подобрать как можно больше имен прилагательных.
(имена сущ-ные – названия птиц записанные ранее в тетрадь)
— Приступайте (звучит спокойная музыка 1 минуту)
— Закончили. А теперь внимание на меня.
— Какая была у вас птица и какие имена прилагательные вы подобрали? (Ответы 1 группы)
(читает старший группы)
(ворона – большая, черная, вредная, жадная, наглая…)
— В каком роду вы записали имена прилагательные? (в женском роде)
— Почему? (Ворона женского рода)
— Хорошо. Вот здесь остановимся.
— Какая птица у вас и Ваши прилагательные? (Воробей – маленький, юркий, проворный, коричн..)
— Хорошо. В каком роду вы записали имена прилагательные? (в мужском роде)
— Какая птица у вас и Ваши прилагательные? (Дятел- большой, пестрый, красивый…)
— Хорошо. В каком роду вы записали имена прилагательные? (в мужском роде)
— Какая птица у вас и Ваши прилагательные? (Синичка – маленькая, юркая, шустрая)
— Хорошо. В каком роду вы записали имена прилагательные? (в женском роде)
— Какая птица у вас и Ваши прилагательные? (Сорока – болтливая, пестрая, длиннохвостая)
— Хорошо. В каком роду вы записали имена прилагательные? (в женском роде)
— Какая птица у вас и Ваши прилагательные? (Снегирь- спокойный, “солидный”, нарядный, красногрудый, краснощёкий.)
— Хорошо. В каком роду вы записали имена прилагательные? (в мужском роде)
— Ребята, вы назвали разные слова: большая, болтливая…
— А какие признаки птиц вы описывали?
— Т.е. имена прилагательные длятся на какие-то группы по признакам.
— На какие? (Цвет, размер, форма, характер, голос)
— Ребята, так зачем нам нужны имена прилагательные?
— Может не зря мы сегодня работаем над ними. (Чтобы речь была более понятной, выразительной, яркой)
— Кто готов сформулировать тему нашего урока теперь более точно?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ И ЕГО РОЛЬ В ТЕКСТЕ И РЕЧИ
— Вы так много назвали имен прилагательных.
— А где вы будете использовать эти знания? (В сочинениях, на уроках окр. мира в описаниях)
— Но несмотря на то, что за окном конец зимы и вот-вот наступит весна, птицам по-прежнему еще очень тяжело.
— Чем мы можем им помочь? (Подкармливать)
— Ребята, есть еще одна птица и мне очень хочется, чтобы вы ее угадали.
— Попробуем узнать ее по одному из признаков….. по голосу? включаю голос пингвина
— По голосу можно определить? (Нет)
— Попробуйте догадаться сейчас
* Эта птица, мороза не боится. С крыльями, а не летает. (Пингвин)
— Вот вы можете определить кто это, что за птица? (Нет. В загадке нет прилагательных)
— Которые описывают что? (Предмет)
— Но все же, Ваши предположения? (Пингвин)
Включаю картинку пингвина
— Как нам помогают имена прилагательные?
— Ведь загадку, которую я вам загадала, отгадать было очень тяжело.
— Все, что я описала есть, наверное, у каждой птицы.
— Значит, имена прилагательные нам помогают (Образовать предложения)
— Образовывать предложения какие? (Более точные, выразительные, яркие)
— Немножко отдохнем с пингвиненком.
— О ком в нём говорится? (О пингвинах)
— Какие орфограммы встретились в тексте? (проговаривание устно)
— Хорошо. А теперь вернемся к тексту.
— Так как мы сегодня с вами работаем по теме какой?
— Найдите ее в листе-карте. (Роль имен прилагательных в речи и тексте)
— Перед вами стоит задача: 1 вариант – выписывает прилагательные из 1 и 2 предложений с новой строки через запятую.
2 вариант – выписывает прилагательные из 3 и 4 предложений.
(на выполнение 1 минута)
— Какие имена прилагательные выписали ученики 1 варианта? (красивы, золотоволосые, золотистые, ярко-желтые)
— У меня вопрос к ученикам 1 варианта
— Найдите среди выписанных слов, однокоренные? (Золотоволосые, золотистые)
— Докажите. (Корень –золот-)
— А кто объяснит, что значит золотоволосые? (Это человек, у которого золотые волосы)
— Так, значит…(В этом слове два корня, это сложное слово)
— А какая соединительная гласная в этом слове? (О)
— Проверим ребят 2 варианта. (Зачитывают – красные, изумрудно-зелёные, белая, шёлковой, гладкая, блестящая)
— Вопрос ко 2 варианту.
— Какое прилагательное, из выписанных, записано необычно? (Изумрудно-зелёное)
— Найдите подобное слово ученики 1 варианта. Назовите его. (Ярко-жёлтые)
— В чем особенность написания таких слов? (Пишутся через дефис)
— А что они обозначают узнаем из высказывания мудрой совы.
— На с.67 находим правило.
(Один из учеников читает громко вслух)
— И так, слова, которые обозначают оттенки цветов пишутся…? (Через дефис)
2. Связь имени прилагательного с именем существительным.
— А теперь мы вновь возвращаемся в лес к нашим птицам.
— Внимание на доску. Перед вами текст.
— Ваша задача, подобрать и вставить подходящие имена прилагательные. Записать в тетрадь.
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Все засыпало пушистым снегом. Особенно хороши ели в снежном уборе.
— Молодцы, справились с заданием.
— Какое прилагательное вставили в 1 предложении? (Зимнем)
— С каким словом связано? (лесу)
— Какая это часть речи? (Существительное)
— Во 2 предложении? (Серебристом)
— С каким существительным связано? (инеем)
— В 3 предложении? (Пушистым)
— И в 4 предложении? (снежном, связано с сущ. уборе)
— Ребята, в предложении есть еще одно прилагательное, которое мы не изучали.
— Хороши – это имя прилагательное в краткой форме. В будущем мы с вами познакомимся.
— И с этой работой справились.
— Но у меня опять возникают вопросы по имени прилагательному.
— Мы знаем, что обозначает эта часть речи? (Признак предмета)
— А каким членом предложения она является, я так и не поняла.
— К доске идет (ИМЯ ученика(цы))
— Записываем предложение слайд лист в линию
Деревья стоят в серебристом инее.
— Какое это предложение? Повествовательное
— Выдели грамматическую основу.
— О ком или о чем говорится в предложении? О деревьях
— Вопрос: что? Деревья
— Это …? (Подлежащее выраженное им. Сущ.)
— Дальше. (Деревья что делают? Стоят. Это сказуемое выраженное глаголом.)
— Скажи, здесь есть имя прилагательное? (Серебристом)
— От какого слова можно задать к нему вопрос? (От инее)
— Задай вопрос? (В инее каком? серебристом)
— Как ты думаешь, это прилагательное будет главным или второстепенным членом предложения? (Второстепенным)
— Почему? (Отвечает на вопрос каком?)
— С сегодняшнего дня подчеркиваем имена прилагательные волнистой линией и знаем, что это второстепенный член предложения. Это определение выраженное прилагательным.
— Спасибо. Присаживайся на место.
Физкультминутка для глаз
— Подбери синоним к слову
Большой – огромный, красный – алый, душистый — ароматный
Быстрый — медленный, плохой – хороший, черный – белый.
X. Подведение итогов урока, самооценка
— Чем мы сегодня занимались?
— За что вы бы себя хотели похвалить?
— Все ли у вас получилось?
зеленый кружок, если все отлично, все понял, могу идти дальше.
синий, если испытываешь трудности и считаешь, что нужно еще потренироваться,