Для чего нужно изучать астрономию
Почему астрономия важна для человечества?
В современном мире существует масса различных видов наук и дисциплин. Астрономия — одна из них. Многие люди не могут понять, почему астрономия важна для человечества? Зачем вообще изучать эту науку? Большая часть придерживаются следующего мнения: профессиональные ученые, которые активно изучают различные туманности и галактики, только развлекаются между собой. А так ли это?
Зачем нужна астрономия?
Для начала следует отметить, что астрономия — одна из наиболее древних наук. Появилась очень много столетий назад, причем первые задатки астрономии приходились на древние города Египта, Вавилона и Китая. Тогда люди только начали понимать, что на горизонте присутствуют некоторые движения каких-то небесных тел, причем каждое идет по определенной траектории. Нужно признать, что если бы когда-то давно люди не занялись вопросом изучения астрономии, может быть, сегодня мы бы не знали о существовании наручных часов, ведь контроль времени во многом зависит от данной науки.
Где применяется сегодня астрономия?
Элементарно определить точное время либо положение определенного тела в пространстве поможет именно современная астрономия.
Зачем же тогда необходимы ГЛОНАСС или GPS? Более того, есть ряд других приборов и программ, которые позволяют выполнить вышеуказанную функцию. Но ведь в данном случае все вышеуказанные вычисления приборов происходят именно на фундаментальных основах астрономии, которая за последние несколько столетий существенно прогрессировала и готова идти вперед далее.
Изучение астрономии сегодня несет очень важную информацию для всего человечества. Каким образом двигаются планеты относительно Солнца и друг друга? Кто такое астероиды и кометы? Смогут ли многочисленные космические тела каким-либо образом навредить Земле? Сколько остается жить нашей планете и следует ли задумываться над колонизацией других планет и звезд? На все эти вопросы отвечает именно астрономия.
Для чего нужна астрономия?
С древних времен люди интересовались тем, что находится за пределами Земли. Они хотели знать, что представляет собой космос. Потому что человек всегда был любопытен. Так возникла астрономия. Вероятно она является старейшей наукой человечества.
Самые первые цивилизации пытались понять, что же они видят. Новые знания породили множество мифов и легенд в разных культурах. Хорошим примером применения таких знаний является использование звезд и Солнца в качестве инструментов для навигации. Первые календари человека были связаны с Луной.
Но что нам дает эта наука сегодня?
Астрономия и выживание человечества
Одной из причин, почему астрономия очень важна и сейчас — она помогает нам подготовиться к любым опасным явлениям, возникающим в космосе. Мы даже создали каталог небесных тел, которые могут столкнуться с нашей планетой.
Астрономическая наука помогает лучше понять нам нашу планету, а также условия, существующие на Земле. Более того, мы постоянно следим за планетами, которые существуют в космосе. Они могут помочь сохранить нашу цивилизацию в будущем. Без астрономии это вряд ли было бы возможно.
Чтобы больше узнать о Вселенной, мы продолжаем инвестировать в космические исследования. Многие технологические разработки необходимы для того, чтобы эти исследования были успешными. Эти новые технологии приводят к инновациям, которые полезны для разных отраслей человеческой деятельности.
Новые лекарства
Технология, впервые разработанная радиоастрономом, использовалась для создания нескольких медицинских инструментов визуализации, включая CAT — сканеры и МРТ. А программное обеспечение, которое используется для обработки спутниковых снимков из космоса, сейчас помогает медикам выявлять болезнь Альцгеймера.
Программа AlzTools 3d Slicer была создана с использованием знаний и опыта, полученных при эксплуатации спутника Envisat ESA. В настоящее время происходит разработка устройства с зарядовой связью (CCD), которое поможет уменьшить воздействие рентгеновских лучей. Эти технологии впервые использовали в астрономии еще в 1976 году для получения изображений.
Астрономия и безопасность
Система видеоанализа (VAS) помогает спецслужбам анализировать видеоматериалы. Она использует технологию стабилизации и регистрации видеоизображений NASA — VISAR. Подобные технологии применяются для улучшения видеоизображений ночных записей, сделанных с помощью видеокамеры.
Ультрафиолетовая (УФ) технология детектирования фотонов, изобретенная астрономами, также используется военными. Она применяется в электронных системах защиты от ракетных атак.
Детекторы, способные обнаруживать одиночные рентгеновские фотоны, используемые в астрономии, теперь используются в аэропортах. В частности в рентгеновских камерах. Газовый хроматограф, предназначенный для изучения атмосферы Марса, используется еще и для анализа багажа на наличие взрывчатых веществ.
Связь и другие технологии
Большинство технологий, применяемых в космосе, улучшаются и используются в различных отраслях и на Земле. Например гамма-спектрометры, которые используется для элементного и изотопного анализа безвоздушных тел, таких как Луна и Марс, теперь используются для исследования структурного ослабления старых исторических зданий.
ПЗС, который упоминался выше, также используется в большинстве камер, веб-камер и телефонов. Он работает как специальный датчик для захвата изображений и превращения их в цифровой массив. Эту технологию разработали Уиллард Бойл и Джордж Э. Смит для получения астрономических изображений. За это открытие ученые были удостоены Нобелевской премии по физике в 2009 году.
Конечно, астрономия не имеет большого значения для каждого конкретного человека. Но наше любопытство дает нам большие прорывы в технологиях, предназначенных для Земли.
Астрономия работает над решением загадки о нашем месте в бесконечном космосе…
Время астрономии: зачем нужен этот предмет в школе?
Материал подготовлен на основе вебинара «Зачем нужна астрономия?». Ведущий — Сергей Попов, астрофизик, доктор физико-математических наук,ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, профессор РАН.
Астрономия вводится в учебный план с начала учебного года, закономерно возникает вопрос — зачем. Для чего тратить время на изучение объектов, которые находятся слишком далеко и никак не связаны с практической жизнью?
Недавно были названы лауреаты Государственной премии РФ 2017 года в области науки и технологий, ими стали лидеры мировой астрофизики Рашид Сюняев и Николай Шакура — за создание теории дисковой аккреции вещества на черные дыры. Теория дает возможность быстро идентифицировать не только черные дыры, но и нейтронные звезды, и белые карлики, и протопланетные диски вокруг молодых звезд. Теория применима для изучения экзопланет, которых астрономы открывают все больше. Но имеет ли это влияние на нашу жизнь? Спрашивают, зачем тратить миллиарды на телескоп? Но дело в том, что дорогой научный проект — как шоссе через джунгли: его трудно пробить, зато за ним пойдет большой поток научной информации и технологий, которые обогатят человечество. Космические проекты очень дорогие. В стоимость входят: уникальность разработки, единичность экземпляра, высокие технологии, космос, риски.
Сергей Попов, астрофизик, доктор физико-математических наук,ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, профессор РАН: «Наука является едва ли не лучшим заказчиком самых современных технологий, которые при этом не становятся секретными, а сразу переходят в коммерческую, если хотите, часть технологического развития и в этом смысле очень быстро попадают к нам. Астрономия выступает лицом науки в коммуникации с обществом, это очень важная роль, не все науки в каждый данный момент времени могут ее играть. Сейчас — время астрономии».
Цель космических проектов — делать действительно важные открытия и продвигать науку вперед, причем не только физику и технологию. Астрономия помогает разным наукам проверять гипотезы в не достижимых на Земле условиях. За важными фундаментальными открытиями неизбежно следуют попутные, за ними — непредсказуемые будущие применения. Применение может быть отсрочено на десятки и сотни лет. Когда Ньютон делал доклад о результатах изучения тел солнечной системы, никто не мог думать о приборах в космосе для получения информации. Когда мы видим рентгеновские детекторы в аэропортах, мы не думаем, что сначала они понадобились астрономам. Или квазары: люди, возможно, и слова этого не понимают, но пользуются навигаторами. Квазары — база систем ориентации. Ну, а 50 лет назад люди, их открывшие, на вопрос о практическом применении только руками бы развели. Или WI-FI: это радиоастрономы решали задачу обработки радионаблюдений. Сейчас на очереди «приручение» рентгеновских пульсаров, которые будут самостоятельно ориентировать спутники, создавая локальную систему ориентации тела в космосе. То есть фундаментальные открытия пригождаются человечеству, но обычно не сразу.
Коротко о нескольких перспективных космических проектах:
Регистрация космических лучей самых высоких энергий. Обсерватория имени Оже в Аргентине — это 1000 наземных детекторов для обнаружения частиц плюс 24 телескопа. Возможно, в скором времени детекторы будут поставлены прямо в космосе. Цель проекта — изучение редких частиц очень высоких энергий. Их происхождение пока неизвестно.
Наблюдения нейтрино. Нейтрино — это и новый канал изучения космоса, и новый способ. Огромный детектор в Антарктиде обнаруживает нейтрино высоких энергий. Известно, что приходит нейтрино от Солнца, нейтрино от сверхновых звезд…происхождение неизвестно.
Гравитационные волны. От взаимодействия черных дыр образуется гигантская энергия, возникают волны. Их изучение — единственная возможность понять, как работает природа, в которой мы живем. Начинается эра гравитационно-волновой астрономии, это новый способ изучения вселенной. Первая ласточка — космический проект LISA.
Итак, астрономия — красивая и строгая наука, она захватывает. Заинтересовать школьников астрономией легко, но не в последнем классе школы, а тогда, когда у детей жив интерес к космосу, есть способность мечтать и готовность что-то изучать. Астрономия — область открытий, и только решенными задачами обходиться нельзя. Через научную фантастику, фильм «Интерстеллар», по шажочкам — к науке…
Записала Людмила Кожурина
По какому учебнику преподавать астрономию в школе?
Учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике. Является единственным в России учебником астрономии, рекомендованным Министерством образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень (Приказ № 253 от 31.03.2014 г.). К учебнику прилагается рабочая программа. Купить учебник
Через термины к звездам: зачем нужна астрономия в школе
Да, безусловно. Причина кроется в большом объеме взаимосвязанной информации, которую невозможно внятно передать детям в виде отдельных «кусочков», разбросанных по курсам физики и географии. Хотя астрономия теснейшим образом связана с физикой и как наука позволила открыть множество общих физических законов, последние базируются на наблюдении конкретных небесных тел, расположенных на небе определенным образом (звезд, планет, спутников, галактик). В свою очередь, невозможно рассказать, где эти тела находятся, без связи с географией и преподавания основ сферической астрономии и систем астрономических координат, а также созвездий. Поэтому астрономия — это междисциплинарный, но тем не менее единый и неделимый школьный предмет.
Главный вклад астрономии в школе, на мой взгляд, заключается в том, что это единственный предмет, который дает реальное, полноценное представление о том, где вообще мы живем и как устроена Вселенная. Астрономия — это лучшая прививка от лжи об устройстве мира, которая, к сожалению, сегодня часто встречается в СМИ и интернете. Всегда приятно видеть потрясение детей (а оно проявляется очень явно), когда они осознают, сколь уникален, но в то же время мал и незначителен в масштабах космоса тот голубой шарик, на котором сосредоточены все наши жизни и проблемы. Ребята узнают о реальной связи Солнца и Земли, перестают воспринимать солнечные и лунные затмения как нечто сверхъестественное и непонятное, получают основные знания о планетах и о том, как действие различных механизмов во Вселенной привело к эволюции самой Вселенной, Земли и, в конечном счете, человека.
Астрономия — это лучшая прививка от лжи об устройстве мира
Говоря о «приземленных» навыках, школьный курс астрономии в том виде, в котором он существовал раньше, давал ребятам базовые навыки определения своего географического положения по небесным телам, не говоря уже об ориентации по сторонам света. Это может показаться не столь необходимым в век вездесущих смартфонов и GPS, но в действительности эти системы очень хрупки и имеют множество слабых мест. Они уязвимы перед лицом стихийных бедствий и человеческого произвола. Кроме того, еще существуют места, где технологии по тем или иным причинам просто непрактичны.
В отличие от многих коллег, которых к изучению астрономии побудил первый взгляд в телескоп, меня в школьные годы увлекли сведения о том, что происходит на других планетах, удивительно разнообразных и часто очень непохожих на Землю. Тогда, в 2000-е годы, как раз начался период больших открытий в планетологии, поэтому свежие данные поступали едва ли не еженедельно — о новых экзопланетах, вращающихся на «безумных», с нашей точки зрения, орбитах, о раннем климате Марса, спутниках Юпитера и Сатурна, которые активно изучались аппаратами Galileo и Cassini. Не втянуться во все это было решительно невозможно.
Для меня астрономия, как и биология с экологией, — это неисчерпаемая книга о доме, в котором я живу. Все равно что знать, где у тебя что лежит в квартире и что с чем связано. Это необходимо для жизни, а иначе человек становится глухим слепцом, который постоянно натыкается на стены. и на острые предметы.
Да, я, наверное, был одним из последних, кто застал этот предмет в школе. В самой астрономии нравилось все, чему немало способствовал старый, но совершенно прекрасный учебник Воронцова-Вельяминова. Изучив по нему тему, можно было дальше «копать» в любую сторону, благо был интернет. Что касается преподавания, то мне не нравились отсутствие «живых» наблюдений и, увы, низкая квалификация учителя.
Логично преподавать астрономию примерно в той же последовательности, в которой она развивалась исторически, чтобы каждая новая тема была связана с предыдущей. Вначале — элементарное ориентирование по звездному небу, знакомство с координатами и методами астрономии — наблюдения невооруженным глазом, телескопами и космическими аппаратами. Затем: а что там, на небе, собственно, светит? Тут уже возникают такие темы, как устройство Солнечной системы, устройство галактики, основы космологии. Мне кажется, что предмет должен быть рассчитан минимум на два года, при этом в старших классах нужно делать упор на всеволновую, нейтринную и гравитационно-волновую астрономию, на спектроскопию и другие современные методы наблюдения. Кроме того, в этот период необходимо заложить понимание, что реальная астрономия — это знание физики, астрофотографии, умение корректно обрабатывать полученные наблюдения, программировать софт и модели.
Сейчас строго придерживаться этого «исторического» порядка уже не так легко, поскольку мы знаем больше об астрономии, чем раньше. Например, трудно говорить о самой Солнечной системе, не сравнивая ее с другими открытыми планетными системами, условия в которых зависят от типа звезд, вокруг которых они вращаются. Этой логики придерживаются такие известные пособия, как книги авторства Воронцова-Вельяминова и Страута, Галузо, Голубева и Шимбалева. В целом они современные, содержат практические задачи и лишь местами отстают. Но для школы наверняка потребуется другая, новая литература.
В школе должны быть организованы «живые» наблюдения в телескопы: без этого теряется связь с реальностью
При этом не стоит забывать, что учитель должен быть «подкован» и заинтересован в теме. Без этого нельзя увлечь учеников. Ему нужно понимать, что астрономия сейчас развивается очень активно, и часто то, что еще вчера было неизвестно, сегодня уже не является тайной. Но самое главное — в школе должны быть организованы «живые» наблюдения в телескопы: без этого любое красивое изложение предмета потеряет связь с реальностью. Сейчас сделать это достаточно просто — есть немало публичных обсерваторий, например, в Московском планетарии. А еще в России много астрономов-любителей, которые периодически проводят уличные наблюдения. От школы требуется лишь возможность и желание время от времени организовывать выездные уроки.
По правде говоря, я не встретил тем, которые показались бы им скучными. Разве что там, где необходима математика, — некоторые ее не очень любят. А наибольший интерес, пожалуй, вызывают экзотические объекты, которых нет в окрестностях Солнечной системы — нейтронные звезды и черные дыры.
В Московском планетарии есть бесплатный астрономический кружок и огромный звездный зал. Также можно записаться в кружки в Московском городском дворце детского творчества, Доме научно-технического творчества молодежи, Астрошколе ГАИШ МГУ. Немало возможностей и для наблюдений в телескоп — это обсерватории Московского планетария, Сокольников, Парка Горького. Еще можно следить за астрономией в сообществах в интернете, например, в «Открытом космосе», «Астронете», AstroAlert и Deep space.
Из совсем свежих, но по-настоящему значимых — подтверждение существования гравитационных волн коллаборациями LIGO и VIRGO и открытие группой Pale Red Dot планеты вокруг Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звезды.
Первое из этих событий дало окончательное и бесповоротное подтверждение общей теории относительности, впервые позволило наблюдать слияние двух черных дыр и заложило первый камень в теоретический фундамент гравитационно-волновой астрономии, который разрабатывался на протяжении последних ста лет. Второе открытие обозначило первую реалистичную цель межзвездных путешествий и планету, о которой в последующие десятилетия мы, вероятнее всего, узнаем больше, чем о других внесолнечных планетах.
Конечно, в первую очередь с ней связаны сами астрономы, которые представляют из себя гораздо более разношерстную компанию, чем принято думать. Есть астрономы-наблюдатели и астрономы-теоретики, они могут специализироваться как на «привычных» планетах и звездах, так и на черных дырах и Вселенной.
Кроме того, велика и неразрывна связь астрономии с физикой. Часто трудно бывает понять, особенно в теоретических дисциплинах, где заканчивается астрономия и начинается физика и наоборот. Только астрономы могут проверить теории, которые продуцируют физики-теоретики, и подкинуть им новые загадки. Также сложно представить астрономию без космонавтики. Армия «прикладных» астрономов рассчитывает траектории космических аппаратов, а космонавты заучивают наизусть звездное небо, чтобы по четырем-пяти звездам, видным в иллюминаторе, определить ориентацию корабля.
Морякам, геологам, промысловикам, охотникам и любым специалистам, работающим вдали от цивилизации, тоже нужно знать звездное небо, чтобы не зависеть от работы систем навигации. С другой стороны, для той же навигации, а также геодезии и разведки полезных ископаемых, нужны сведения о структуре гравитационного поля Земли — ее изучают гравиметристы — это особая «порода» астрономов-геофизиков.
Только астрономические знания способны защитить нас от угрозы падения астероидов
Еще, разумеется, любой календарь тесно связан с астрономией. Поэтому все вопросы, которые относятся к его точности или реформированию, требуют, чтобы человек знал, как Земля движется вокруг Солнца и как влияет на это движение Луна и планеты.
Другой спектр астрономических профессий связан с информацией об устройстве и состоянии Солнца, а также о его влиянии на Землю. Например, синоптикам и специалистам по климату такие данные нужны для прогноза погоды. Правильное понимание активности Солнца также необходимо всем, кто использует спутники и чувствительную электронику на Земле, — от телекоммуникационных компаний до вооруженных сил. Климатологи, к тому же, все чаще обращаются к изучению климата других планет, в первую очередь, нашей соседки Венеры, чтобы лучше понимать современные и прошлые изменения нашего климата. Эту информацию также дает астрономия. Наконец, не стоит забывать, что только астрономические знания способны защитить нас от обманчиво далекой, но от этого не менее реальной угрозы падения астероидов.
Опорный Тюменский индустриальный университет
Форма отправки факса
Зачем нам нужна астрономия, или Звезда по имени любимого кота
— Планетарий — это экскурсия по звездному небу, моделирование звездного неба. Планетарий позволяет выделить самые яркие звезды в мире. Сам ребенок, глядя на звездное небо, может не увидеть главного, растеряться перед россыпью звезд. А в планетарии все становится управляемым. В результате ребенок может научиться ориентироваться по звездам. В Московском планетарии, например, есть модели, скорее даже аттракционы, которые позволяют показать как движение небесных тел, так и гравитацию на разных объектах. И заодно объяснить, что такое гравитация, что такое черная дыра. Именно это я видел 11 лет назад в Московском планетарии — подобие тренажеров, игровых автоматов, в общем, вот таких конструкций. Школьникам это нужно для того, чтобы сделать первый шаг для знакомства с астрономией.
— Наши «приземлённые» ребята смотрят на звездное небо, слушают лекции, запоминают объёмную информацию — им это нужно? полезно?
— Никто не знает, что полезно и что нет. Во-первых, любой ребенок изначально любознателен и любопытен, ему интересно все, что вокруг происходит. Родители не всегда в состоянии ответить на вопросы, которые возникают перед детьми. Со временем любопытство угасает, и ребенок становится равнодушным к жизни. Но история человечества показывает, что будущее формируется мечтателями, фантастами. Которые, мечтая с детства о чем-то, пытаются потом это «что-то» воплотить в жизнь. Таким образом, общество развивается, появляются новые технологии, которые ранее были недоступны и неизвестны людям. Вообще космос — это, так сказать, наше будущее. Земля постепенно выдыхается, кормить нас не в состоянии, ресурсы истощаются, и наступит момент, когда она исчерпает себя просто и нас уничтожит. Потому что мы, как вредный организм, просто потребляем, ничего не производя взамен. Соответственно дети, когда они изучают астрономию, они, с одной стороны, узнают что-то новое об окружающем мире, а с другой — пытаются формировать то самое будущее. Дети, когда будут выстраивать свою карьеру или пытаться выбрать себе профессию, увлеченные наукой дети — физикой, химией, биологией, они все так или иначе будут касаться астрономии. Освоение космоса — это спасение человечества, без него у нас никак нет перспектив. Об этом говорят уже много лет ведущие ученые. Вот поэтому космос надо наблюдать, космос надо изучать, развитие робототехники как раз способствует освоению космоса.
Развитие новых технологий, новых материалов, износостойких материалов, выдерживающих космическую радиацию, полет на другие планеты — это все также невозможно без знаний о том, что там за орбитой нашей Земли находится. Так что это знать детям нужно, полезно, обязательно.
— В какой области помогает знание астрономии? Практическое прикладное применение астрономии.
— Практическая астрономия жизни напрямую каждого из нас вряд ли касается. Человек, который изучает астрономию в школе и выбирает себе профессию юриста, бухгалтера, так или иначе касаться этого не будет. Но, например, те же самые использования геолокаций — это все благодаря знаниям астрономии. Невозможно без той сети спутников GPS, без других подобных систем. У нас есть своя система ГЛОНАСС, уже опережающая GPS, и в случае непредвиденных обстоятельств она будет у нас работать, а это уже независимость государства! Поэтому мы используем знания, полученные учеными-астрономами, для повседневной жизни. Бессознательно.
— А если говорить о популярных ныне календарях, это ведь, к примеру, в сельском хозяйстве может пригодиться?
— Над бароном Мюнхгаузеном смеялись по поводу «неучтённого, подарочного» времени…
— А теперь у нас даже есть институт времени в Москве, там как раз занимаются всеми этими вещами.
— Почему сейчас люди не придают большого значения астрономии?
— Они сейчас много чему не придают значения. Во-первых, у нас общество потребления. Оно, конечно, и раньше было, но времена, когда люди уделяли большое внимание науке, это было как раз в ХХ веке, после Великой Отечественной войны, когда начали осваивать космос. В то время очень популярной была мечта мальчиков — стать космонавтами. Мечта номер один! Естественно, науке и астрономии уделялось большое внимание. Однако с годами у людей появилось больше возможностей расслабляться, развлекаться, отвлекаться от всего. На диване многим уютнее, чем в космосе, пусть и воображаемом. Наверное, это будет громко сказано, но цель человека, миссия на Земле — это освоение Вселенной, изучение Вселенной и окружающего мира. Большинство людей не видит в этом для себя миссии. Зачем мозг напрягать, изучать что-то? Они идут по пути простейших. Ну, это уже выбор каждого. Почему большинство не уделяет внимания должного звездам и окружающему миру? Всё просто. Потребности, которые у них сейчас присутствуют, касаются только их лично и никак не связаны с астрономией. Когда встанет проблема выживания человечества в целом, тогда уже будет поздно. Будет упущено то драгоценное время для создания технологий, ракет, устройств, построенных для того, чтобы покинуть Землю и открывать другие миры. Америка сейчас в этом направлении очень далеко идет — все-таки благодаря их приборам, которые бороздят Марс, мы сейчас получаем много информации о поверхности этой планеты. Да, есть и наши приборы, наши элементы, но все же то время, когда Советский Союз и Россия, по сути, осваивали космическое пространство, были «впереди планеты всей», задавали тон космонавтике, это время, к сожалению, потеряно. Потеряно за счет политики, которая не поддержала эту область образования. Надо посмотреть внимательно на Китай, они в этом плане молодцы. Они учли ошибки, которые допустило российское руководство с 90-х годов, когда была исключена астрономия из учебных предметов. Наши ПТУ и техникумы, когда готовили инженерные кадры, деградировали, ресурсная база деградировала. Сейчас Китай, по сути, наступает на пятки Америке. Поэтому у нас не очень светлое будущее, если мы этот пробел не ликвидируем. Учителей, которые ведут астрономию, все меньше и меньше, а предмет только-только ввели в школы. Преподаватели потеряли квалификацию, потому что предмет просто не давали около 20 лет уже. И если мы хотим быть великой державой, не только в плане военном или экономическом, но и космическом, то нам нужно развивать образование, в том числе и техническое, которое будет помогать и сельскому хозяйству, и в повседневной жизни, и освоению космоса, конечно же. Все завязано.
…Тема меня, что называется, зацепила. И я, как всегда, провела небольшой опрос среди моих сверстников. Вот если бы они были великими учеными и открыли свою звезду, в честь кого бы её назвали? Они честно ответили:
Никита:
— В честь своей семьи.
— Придумал бы новое название, ни в чью честь не называл бы.
Никита:
Евгений:
— В честь близкого человека.
Мехсети:
Екатерина:
— У звезды было бы красивое название: я бы дала ей имя в честь героини одной книги, которая мне нравится. Этот персонаж притягивает меня, как открытие нового небесного тела влечет астронома.
Данила:
— В честь Достоевского.
Кристина:
— Если бы я была известна в этой области, то в честь себя, как и другие…
Даниил:
— В честь великого учёного, например Стивен Хокинг.
Ангелина:
— Скорее, я бы назвала каким-то словом, которое связывало меня и моих близких, а не просто в честь кого-то.
Алексей:
— В честь близкого мне человека — порадовать его.
— Думаю, я бы использовала в названии какую-нибудь игру слов, потому что не вижу особого смысла называть звезду персонально в честь кого-то.
Ярослав:
— В честь какого-нибудь греческого бога или своего кота.