Для чего нужно изучать фонетику
Для чего нужна фонетика
Речь – это поток звуков, потому что в первую очередь люди произносят звуки, из звуков складываются слова. Порой кажется, что этот звуковой поток непрерывен, но это не так. Его можно разделить на отдельные части. Текст – фраза – речевой отрезок (такт) – слово – слог – звук. Получается, что звук – это самая малая единица языка. Как уже говорилось выше, звук сам по себе не имеет смысла, но играет смыслоразличительную роль. Например: майка, зайка, гайка, чайка, лайка. Изменяется всего лишь один звук – изменяется и смысл всего слова.
Но вернемся к тексту – исходной фонетической единице. Речь имеет не фонетический, а коммуникативный характер. Однако, текст обладает фонетическими характеристиками: ограничения и паузы. В тексте выделяются интонационные фразы, отрезки, имеющие логическое ударение. Благодаря им люди и слышат не сплошной поток, а отдельные законченные фразы, предложения, текст. Если предположить, что интонация, паузы (а это явления исчезли, перестали существовать, то без них фраза становится неясной, неоднозначной.
Для слова также характерно ударение. В русском языке оно не закреплено, то есть может падать на любые части слова. А вот, например, во французском – закреплено на последнем слоге. Ударение как фонетическое явление в языке с незакрепленным положением ударения также может выполнять смыслоразличительную функцию. Например: замок и замок.
Слог – это речевой выдох. Звук – это минимальный элемент потока речи. Итак, фонетика нужна для членения и восприятия речевого потока.
Знание фонетики и ее законов помогает и в выборе правильного написания слова. Мы слышим и произносим звуки, а пишем буквы. Правильное написание слова не всегда соответствует его фонетическому звучанию. Ведь один и тот же звук может на письме обозначаться разными звуками. И наоборот, одна и та же буква обозначает разные звуки.
Итак, звук – это минимальная единица речи. Звуки речи изучает раздел языкознания – фонетика. Знание законов фонетики, орфоэпических норм помогает делать нашу речь понятной, грамотной и благозвучной.
Зачем нужна фонетика
Гармоничное, плавно звучащее сочетание звуков придает речи особую выразительность и красоту. Зная законы фонетики, вы сможете избежать распространенных ошибок, которые приводят к неблагозвучию речи, к появлению труднопроизносимых и неприятных для слуха конструкций из слов. Неудачные с точки зрения фонетики фразы затруднят внимание, будут мешать восприятию текста. К примеру, оцените строку одного детского стихотворения: «Ах, почаще б с шоколадом…», такую фразу трудно произнести даже взрослому, не то что пятилетнему ребенку.
Фонетическая составляющая как бы создает вокруг слова ореол, который влияет на его значение, а также на впечатление от этого слова. Например, звучание слов «хрыч», «мямля» незаметно для слушателя вызывают неприятные эмоции, а «роза», «рано», «море» придают фразе напевность и красоту звучания.
Знание фонетики позволяет человеку управлять речью по своему усмотрению. Вы можете составить предложение так, что оно взволнует слушателя или читателя, вызовет в нем возмущение, а можете успокоить, внушить доверие и умиротворенность. Все это достигается при помощи различного сочетания слов и звуков. Особенно часто писателями используется аллитерация – повторение одних и тех же согласных для усиления эффекта.
Например, зная, что звук «р» в русском языке воспринимается как грубый, резкий звук, вы не станете его часто употреблять в любовном признании, но в призыве к действию или возмущении слова с этим звуком будут очень кстати. Сравните: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Истомина…» (А.С. Пушкин) и «У взрослых дела. В рублях карманы. Любить? Пожалуйста! Рубликов за сто» (В.В. Маяковский).
При помощи звукоподражающих слов можно также передать характер звучания, например, фразы «И хруст песка, и храп коня» или «Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь» сразу вызывают соответствующие ассоциации.
Каждый звук несет какую-то информацию, и повторение его в тексте будет оказывать на слушателя определенное влияние. Зная все правила фонетики и «подружившись» со звуками, вы сможете легко составить такой доклад, на котором слушатели не будут зевать, а полностью разделят все ваши мысли.
Фонетика – что это такое простыми словами, что она изучает и зачем ее надо знать
Наука о звуках речи.
Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи и всё, что с ними связано. То есть как звуки образуются, на какие группы их условно можно поделить, как звуки влияют друг на друга. Давайте поговорим об этом подробнее.
Что изучает фонетика
Происхождение звуков. Фонетические исследования позволяют понять, каким образом мы «создаем» те или иные звуки. Чтобы это сделать, иногда нужны очень сложные эксперименты. Например, человеку специальной краской красят язык и смотрят, с чем язык будет соприкасаться, чтобы получить звук «р», а потом «л», а потом «д» и так далее.
Изменение звуков в процессе «говорения». Например, в русском языке есть такое явление как «оглушение». Оно наблюдается, когда на конце слова находится звонкий согласный и этот согласный произносится как глухой. Мы ведь не произносим «плод» как [плод], мы произносим [плот]. Но если после этого согласного будет гласный – тут уже оглушения нет: «плоды» – [плады].
Но возникает другая проблема – гласный «о», который под ударением произносился как «о», вдруг превращается в «а» – [плады].
Влияние звуков друг на друга. Если после согласного идет мягкий согласный, то мы иногда смягчаем первый согласный, а иногда нет. Я говорю [дв’эр’], а мой друг говорит [д’в’эр’]. Хотя мы оба имеем в виду одну и ту же «дверь».
Изменение звуков в процессе развития языка. В говорах еще сохранились такие звуки как «ять», «о закрытое», «э закрытое». Они произносятся немного не так, как современные «е» и «о». И носители диалектов эту разницу чувствуют. А мы с вами уже не можем ее воспринимать, в нашей фонетической системе этих звуков нет.
Зачем нужна фонетика
Чтобы преподавать язык иностранцам. Без объяснения фонетических правил нельзя научить человека правильно произносить иностранные звуки. Вспомните, как вы в школе учились произносить английское «r» в слове «rabbit» (кролик) или немецкое «r» в слове «warum» (почему).
Да что там говорить, дети русское-то «р» не всегда выговаривают.
Чтобы определить норму произношения. Фонетисты определяют, что является нормой в произношении звуков, а что нет. Например, мы не произносим слово «молоко» как бабушка с окающим диалектом – [мОлОкО]. И мы не произносим его как дедушка с акающим диалектом – [мАлАкО].
Произнесите это слово и вслушайтесь в него. Вы между «м» и «л» произносите какой-то очень-очень короткий звук. Это и не О, и не А, и не Э. Поэтому в транскрипции для него придумали специальный значок – «ъ». Перед «л» и «к» вы произнесете звук, который уже больше похож на А, а под ударением произнесете то, что пишете, то есть О. Ваше произношение транскрибируется так: [мъл/\ко]. Точно так же вы будете произносить слова «борода» и «караван».
Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/\да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].
С какими науками связана фонетика
С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.
С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.
Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».
Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.
С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.
Как разобраться в фонетике
Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.
Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.
Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.
На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам будут приходить новые статьи по русскому языку. Я хочу написать статьи по всем темам русского языка, чтобы школьники могли заходить на сайт и вникать, если что-то им непонятно. Да и родители школьников тоже.
Посмотрите вот эти три подборки курсов по русскому. В них есть платные и бесплатные материалы для учеников всех возрастов.
Если не понравилась статья – покритикуйте ее в комментариях. Я просматриваю все комментарии и отвечаю на них. Если в тексте есть недостатки – буду его дорабатывать.
«Значение изучения фонетики для работы по обучению грамоте, орфоэпии и орфографии в начальных классах»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Значение изучения фонетики для работы по обучению грамоте, орфоэпии и орфографии в начальных классах
Цель работы изучить значение фонетики для работы по обучению грамоте, орфоэпии и орфографии в начальных классах.
Значение изучения фонетики обусловлено, во-первых, необходимостью фонетических знаний и умений для становления у школьников всех видов речевой деятельности; во-вторых, важностью этих знаний и умений для усвоения произносительных норм, что обеспечивает эффективное осуществление коммуникативной деятельности; в-третьих, фундаментальной ролью фонематических умений в освоении орфографии и грамматики русского языка. Особую значимость фонетическая работа приобретает в условиях поликультурной начальной школы современного мегаполиса.
Объект исследования: основные направления обучения русскому языку в начальных классах.
Предмет исследования: методика обучения фонетике.
— исследовать основные направления обучения русскому языку в начальных классах;
— изучить методику звуковой стороны языка;
— проанализировать организацию орфоэпической работы в начальной школе.
Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию.
Хорошо известно, что примерно до середины 19 века учили читать буквослагательным методом: заучивали буквы, слоги с большим трудом приходили к чтению слов. Постепенно по мере постижения сущности русского языка стал меняться способ обучения. Если первичен звук, а буква – лишь условный значок, его обозначающий, то и в обучении правильнее идти от звука к букве. Так в методику пришёл звуковой аналитико-синтетический метод, который действует и по сегодняшний день.
Лингвистические теории являются фундаментом для создаваемых методических систем. Как не может стоять дом без фундамента, так не может надёжно служить методика, не опирающаяся на прочные лингвистические опоры.
Закономерности устной формы языка и речи открываются школьнику в связи с изучением фонетического и орфоэпического материала, письменной – графики и орфографии.
Зачем школьникам изучать фонетику? Ответ на поставленный вопрос может быть дан с позиции практических целей обучения языку.
Хорошая фонетическая подготовка – основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классам. В зависимости от того, как формируются способы звукового анализа у младших школьников, решается вопрос о содержании и формах обучения фонетике в средних классах. Тем важнее и ответственнее задача обеспечить качественную фонетическую подготовку учащихся в начальных классах. Проверка на всех уровнях (в начальной и средней школе) показывает, что едва ли не самыми стойкими являются фонетические ошибки.
Не только младшие школьники, но порой и ученики средних и старших классов, проводя звуковой анализ, путают твёрдые и мягкие согласные, не слышат звук (й), когда он «замаскирован» в буквенной форме слова, ошибаются в определении ударного слога, не умеют вычленить звук из слова и произнести его изолированно. Много ошибок допускают учащиеся, характеризуя звуки (гласный – согласный, звонкий – глухой и т.п.). Для избежания ошибок, важно хорошо понимать специфику фонетических знаний и умений, разбираться в причинах трудностей, которые испытывает школьник в работе со звуками.
Бытующее в практике обучения представление о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами заметно повлияло на методику обучения языку. Проявляется это и в неточной формулировке заданий, некорректном использовании терминов, например, употребление одних и тех же слов для называния гласных и согласных звуков и букв вместо «буква гласного» или «буква согласного»
Смешение звучания и написания ведет к неразвитости речевого слуха, что сказывается и на последующем обучении языку. Например, ученики средних классов никак не могут уяснить способ образования притяжательных прилагательных в русском языке, так как суффикс (й) в косвенных формах слов собачий, лисий закрыт от них буквенным составом этих слов (в словоформах собачьего и лисьего нет буквы й).
Итак, нередко причиной фонетических ошибок может быть неумелая организация обучения фонетике: не выделяется собственный предмет фонетики – звучащее слово, если для работы на уроке берется любое слово без учёта особенностей его звукового состава и т.д.
Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике – формирование способов звукового анализа. Осознанным это действие может стать только в том случае, если одновременно с самим действием учащиеся будут осваивать способы контроля за правильностью его выполнения (зима)
Только протяжное произношение каждого звука в полном слове обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами. Такая организация работы позволяет учителю задавать учащимся вопрос: «Что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?».
Орфоэпические ошибки – достаточно распространённое явление. С развитием средств массовой информации роль устных форм речевой деятельности в жизни человека возрастает: мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. В связи с этим формирования навыков культуры устной речи становится все более актуальной задачей.
Продолжение, после дошкольного учения, речевого окружения становится школа, класс, речь учителя. Но неосознанные орфоэпические навыки не могут послужить основой речевого самоконтроля. Возникшие бессознательно орфоэпические навыки не могут стать фундаментом для обучения другим языковым умениям, в первую очередь орфографическим.
Первоначально правила произношения усваиваются детьми на этапе сопоставления двух видов чтения: «как говорим» и «как пишем» Далее, второклассники учатся писать слова типа мячи, река и т.п. Слова с безударными гласными могут послужить материалом для представления в обобщённой форме особенности слитного произношения гласных.
Главное в работе по формированию навыков слитного произношения – воспитание вкуса и требовательности к собственной речи. Необходимо учитывать, что способность к самоконтролю возникает после того, как ученик научится проверять других. Лучше проводить орфоэпические минутки: один ученик читает, соблюдая произносительные нормы, а остальные отмечают ошибки и объяснят их. Такая работа создает прочный фундамент для формирования осознанных навыков правописания.
Фонетика это неизолированный раздел науки о языке. Он объективно демонстрирует, что объективно существующее фонетические законы влияют на другие явления и процессы в языке и отражаются в орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксисе.
Образование в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности – именно на них лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их становления определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно владеть речевой деятельностью, организовывать ее, использовать адекватные способы работы с информацией и т.п.
Антонова, Е.С., Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464с.
Салькова, Т.П. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических ВУЗов / Т.П. Салькова. – Сфера, 2000
Соловейчик М.С., Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом/ М. С. Соловейчик, О.В. Кубасова, В.П. Канакина – М.: Просвещение, 1988.
Соловейчик М.С., Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик, О.В. Кубасова, В.П. Канакина – М.: Издательский центр «Академия». – 384с.
Соловейчик М.С., Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач/ М. С. Соловейчик, О.В. Кубасова, В.П. Канакина – М.: М.: Издательский центр «Академия». – 255с.
Зачем нужно изучать фонетику. Отвечает педагог
Что изучает фонетика
Происхождение звуков. Фонетические исследования позволяют понять, каким образом мы «создаем» те или иные звуки. Чтобы это сделать, иногда нужны очень сложные эксперименты. Например, человеку специальной краской красят язык и смотрят, с чем язык будет соприкасаться, чтобы получить звук «р», а потом «л», а потом «д» и так далее.
Изменение звуков в процессе «говорения». Например, в русском языке есть такое явление как «оглушение». Оно наблюдается, когда на конце слова находится звонкий согласный и этот согласный произносится как глухой. Мы ведь не произносим «плод» как [плод], мы произносим [плот]. Но если после этого согласного будет гласный – тут уже оглушения нет: «плоды» – [плады].
Но возникает другая проблема – гласный «о», который под ударением произносился как «о», вдруг превращается в «а» – [плады].
Влияние звуков друг на друга. Если после согласного идет мягкий согласный, то мы иногда смягчаем первый согласный, а иногда нет. Я говорю [дв’эр’], а мой друг говорит [д’в’эр’]. Хотя мы оба имеем в виду одну и ту же «дверь».
Изменение звуков в процессе развития языка. В говорах еще сохранились такие звуки как «ять», «о закрытое», «э закрытое». Они произносятся немного не так, как современные «е» и «о». И носители диалектов эту разницу чувствуют. А мы с вами уже не можем ее воспринимать, в нашей фонетической системе этих звуков нет.
Видео
Международный фонетический алфавит
В XVIII веке ученые Старого Света познакомились с санскритом. Это один из индийских языков. Его примечательность в том, что это наречие является одним из самых древнейших из ныне существующих в человеческой цивилизации. Санскрит имел индоевропейские корни. Это привлекло внимание западных исследователей.
Вскоре с помощью фонетических изысканий они определили, что у индийских и европейских языков есть далекий общий язык. Так появилась универсальная фонетика. Исследователи поставили перед собой задачу: создать единый алфавит, в котором бы были запечатлены звуки всех мировых языков. Международная система записи транскрипции появилась в конце XIX века. Она существует и дополняется и сегодня. С ее помощью легко сопоставлять самые далекие друг от друга и непохожие языки.
С какими науками связана фонетика
С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.
С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.
Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».
Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.
С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.
Орфоэпические нормы
Нормы произношения в каждом языке устанавливались по-разному. Например, унификация русского языка произошла после Октябрьской революции. Появились не только новые орфоэпические нормы, но и грамматика. Весь XX век отечественные лингвисты тщательно изучали пережитки, которые остались в прошлом.
Язык в Российской империи был очень неоднородным. Орфоэпические стандарты в каждом регионе отличались друг от друга. Это было обусловлено большим количеством диалектов. Даже в Москве существовал свой собственный говор. До революции его считали нормой русского языка, однако через несколько поколений он бесповоротно изменился под влиянием времени.
Орфоэпия изучает такие понятия как интонация и ударение. Чем больше носителей языка, то больше вероятность, что у отдельной группы будут собственные фонетические нормы. Они отличаются от литературного стандарта собственной вариацией образования грамматических фонем. Такие уникальные явления собираются и систематизируются учеными, после чего попадают в специальные орфоэпические словари.
Согласные звуки
Согласные звуки могут состоять из шума и голоса и называться звонкими, а могут состоять только из шума и называться глухими. В русском языке существует 12 парных и 8 непарных звуков по глухости звонкости.
Кроме того, согласные звуки могут образовывать пары по твердости-мягкости. Не имеющими пару всегда твердыми являются ж, ш, ц, а всегда мягкими – ч, щ, й.
От особенностей звучания и образования звуков, входящих в них, согласные делятся на:
Иногда в словах встречаются долгие звуки: касса – [каса], сжать – [жать].
Все эти знания крайне важны, поскольку они являются базой для выполнения фонетического разбора.