Для чего нужно изучать грамматику
Роль грамматики в жизни людей
Первоначально, роль грамматики в жизни людей означила способность читать и писать, но со временем общество начало осознавать, что этого недостаточно и в письме обязательно должны действовать общие, единые правила, пренебрежение которых может являться источником искажения информации. Таким образом, чтобы хорошо владеть речью и письмом следует знать законы языка и термин грамматика стал обозначать особую науку о языке.
Изучение языка, помимо практического значения имеет еще другой смысл, ведь наша речь связана с нашей мыслью, поэтому и знание грамматики имеет для нас и общеобразовательное значение. Она делится на фонетику, морфологию, синтаксис. Фонетика (наука о звуках) — изучает звуки речи. Морфология (наука о формах) — изучает способы образования и изучения слов. Синтаксис (наука о строе) — изучает способы построения предложений.
Языковые стили в разговорной и книжной речи
Теперь давайте вспомним про языковые стили в разговорной и книжной речи. В общении соблюдение общепризнанных норм не требуется, ведь наша речь отличается своей непринужденностью, отсутствием заблаговременного обдумывания мыслей и использованием простых предложений, зачастую, нарушающих все литературные нормы. Книжная речь строится согласно нормам литературного языка и их несоблюдение неприемлемо. Предложения создаются согласно правилам, в каком слове необходимо придерживаться правильного произношения и соблюдать ударения. Выходит, что в русском языке имеется таким образом именуемый нейтральный слой между разговорными и книжными элементами.
В области морфологии возникают затруднения в употребление и образование различных грамматических категорий и форм. В русском языке некоторые имена существительные употребляются как в форме мужского, так и женского рода:
Жираф – жирафа; лангуст – лангуста; ставень –ставня; георгин – георгина; глист – глиста.
Обе формы в каждой паре правильны, но применяются в разных условиях. Еще примеры:
В некоторых словах проявляется историческая изменчивость норм, была, устаревшая форма ж. р. стала современная форма м. р. К примеру: банкнота – банкнот; зала – зал; рельса – рельс, эполета – эполет; фильма – фильм.
В определении рода значительную трудность представляют несклоняемые или неизменные слова, род которых определяется по их значению. Нарицательные неодушевленные существительные, не имеющие форм изменений, по общему правилу относятся к среднему роду: кафе, пари, пальто, интервью, такси, депо, шоссе. В качестве исключения относится слово кофе – черный кофе (м.р.), однако в современном русском языке в разговорной речи допускается его употребление в среднем роде: сгущенное кофе с молоком.
К мужскому роду относятся такие несклоняемые существительные:
Сегодня, нормативными считаются следующие употребления: красный авто, распаханный га, красивый пенальти. В названиях животных употребляется мужской род независимо от пола животного, но если это самка, то соответствующие слова относятся к женскому роду: горилла кормила детеныша, шимпанзе ела фрукты.
Название неодушевленных имен сущ. относятся к женскому роду:
В русском языке существуют слова, употребляемые в форме мужского рода хотя служат для обозначения лиц женского рода. Общаясь друг с другом мы употребляем такие слова как врачиха или повариха, эти слова режут слух и являются неверными грамматически. До начала 20 века не было необходимости в использовании отдельных слов для обозначения пола женского рода, ведь большинство должностей занимали мужчины, со временем по мере овладения мужских специальностей женщинами, русский язык отреагировал появлениям парных соответствий женского рода. Поэтому правильно нужно говорить: врач Лебедева, мастер Петрова, повар Иванова. Также образовались параллельные названия слов, когда данная специальность связана с мужским и женским трудом в равной мере. К примеру: акушер – акушерка; учитель – учительница; актер – актриса; журналист – журналистка; чемпион – чемпионка.
Слова, мужского рода не имеющие соответствующей пары женского рода, по правилам грамматики применяются только слово мужского рода для обеих полов. В русском языке их довольно много, примеры: строитель, геолог, инспектор, академик, генерал, директор, редактор, филолог, математик. К примеру: директор Иванов выступил; директор Иванова выступила, где глагол используется в зависимости, лицо какого пола обозначает имя существительное. Существуют слова у названия профессий традиционно женского рода: няня, маникюрша, машинистка и т.д. Интересна еще история пары к слову балерина, изначально их называли балетчик – балетчица, но в середине 19 века начали применять итальянское слово балерина, парного слова к нему не нашли и стали употреблять словосочетания артист или солист балета.
В общении друг с другом мы говорим, допустим: «Купила два кило мандарин» или «Вырастила на даче много баклажан». При этом мы не придерживаемся правил грамматики, ведь тогда речь будет звучать искусственно и натянуто. Но в письменной речи название фруктов, овощей, которые в начальной форме оканчиваются на твердый согласный (помидор, апельсин, баклажан) всегда имеют окончание –ов.
Для чего нужна грамматика
Грамматика – это направление лингвистики, которое устанавливает закономерности употребления форм слов и их образования. Значение понятия очень ёмкое.
Каждый язык выделяется своими специфическими особенностями. Грамматика обеспечивает идентичность восприятия информации. Без неё текст не будет выглядеть красиво, и читаться правильно. Проверка орфографии сегодня возможна в режиме онлайн. Воспользуйтесь такой возможностью, чтобы исключить распространённые ошибки и сделать подачу более грамотной.
Грамматика нужна и важна. Она представляет собой один из ключевых аспектов обучения языку. Именно на основе существующих грамматических догм слова строятся в словосочетания, а затем формируют целые предложения. Только благодаря грамматике, речь становится осмысленной и понятной большинству. Наука выступает в роли инструмента, отвечающего за логику.
Научиться делать правильный грамматический строй не так просто. Однако это касается в большей степени иностранных языков. Основные принципы и законы усваиваются каждым в детском возрасте. Люди активно используют в живой речи грамматические элементы-морфемы. В результате у представителей подрастающего поколения формируется обобщённый образ отношений в значимых элементах в словах. В итоге у детей возникает языковое чутьё, которое лишь усиливается с годами.
Грамматическая система русского языка довольно сложная. Именно поэтому ей уделяется так много внимания в образовательном процессе. В русском языке очень много исключений из правил, которые необходимо знать наизусть и помнить. Общие нормы работают и уместны далеко не всегда.
Без знания грамматики, просто не получится качественно овладеть языковыми навыками, сделать собственную речь связной и понятной. Грамматика выделяется своей абстрагирующей силой и способностью типизировать языковые явления. При этом она довольно далека от конкретных предложений и значений слов. Грамматика формирует у человека мышление, помогает развивать речь и не только. Роль указанной науки очень велика. Поспешите освоить грамматику и стать грамотным человеком.
Важно ли знать грамматику при изучении языка?
Вы боитесь изучать грамматику, когда начинаете изучать новый язык? Грамматика сложна и непонятна? Много правил, исключений. Это может замедлить вас или даже сбить с пути. Многие студенты при встрече с грамматическими правилами теряют мотивацию и бросают языковые занятия. О том, как теряется мотивация, читайте в этой статье. Не позволяйте этому случиться с вами.
Но правда в том, что вы можете выучить новый язык, не изучая грамматику.
Вам не нужна грамматика при изучении языка
Многие люди поначалу не желают признавать, что грамматика не нужна. Они борются с этим. Учителя традиционных методов обучения придерживаются мнения, что без грамматики невозможно выучить язык. Все департаменты образования по всему миру сосредоточены на обучении грамматике. Однако студенты, тщательно делающие грамматические упражнения, не могут научиться свободно разговаривать. Во многих случаях сама причина, по которой так много студентов изо всех сил пытаются говорить на языках на самом базовом уровне, заключается в том, что они считают, что изучение грамматики является необходимым условием для того, чтобы хорошо владеть языком. Они ошибаются, и они неправильно изучают грамматику.
Взрослые могут свободно говорить без грамматики
Полезно понаблюдать за тем, как дети изучают свои первые языки. Они имитируют речь взрослых. В конце концов, они изучают язык вообще без каких-либо трудностей, без сложных правил. Если дети могут изучать язык описанным выше способом, то почему этого не могут взрослые?
Изучение второго языка может сильно отличаться от изучения первого языка. Некоторые люди считают, что их не следует сравнивать. Взрослым может быть труднее выучить второй язык, потому что их родной язык может помешать способности выучить второй, но взрослые также пользуются рядом преимуществ.
Например, взрослый уже знает, как учиться, и это помогает во время обучения языку. В деятельности каждого взрослого по изучению языка есть место для учебы. Тем не менее, изучение грамматических правил в первую очередь не является хорошим подходом.
Как выучить грамматику естественным путем
Изучение грамматики — это не то, как вы выучили свой родной язык. В то время как носители языка обычно общаются в соответствии с грамматическими правилами, немногие из них сознательно думают о правилах в языке. А иногда правила даже не имеют значения. Это потому, что существует так много исключений.
Французский язык — отличный пример. С каждым правилом, которое вы изучаете на французском языке, необходимо изучить множество исключений. Это означает, что вы не можете просто думать о правилах, когда говорите на новом языке, потому что вам также нужно задаться вопросом, есть ли исключение.
Вы не научились говорить на своем родном языке, изучая грамматику. Вас не учили грамматике, пока вы не пошли в школу. К тому времени вы уже говорили на своем родном языке как профессионал. Вы не знали, что такое глагол и как его спрягать. Однако вы знали глаголы и все равно могли их спрягать. На самом деле, вы начали говорить полные, грамматически правильные предложения к тому времени, когда вам было около двух или трех лет.
Как выучить грамматику?
Изучение языка похоже на формирование навыка. Вы должны сочетать практику и учебу. Давайте возьмем в качестве примера обучение игре на музыкальном инструменте. Если бы вы научились играть на инструменте, как педагоги учат детей правилам грамматики, вы бы изучали теорию музыки, даже не прикасаясь к инструменту. Но в этом не было бы никакого смысла.
Вы можете улучшить навык только с помощью практики. Итак, когда дело доходит до изучения теории музыкальных инструментов и практического применения, они идут рука об руку. К сожалению, это редко бывает, когда дело доходит до изучения языка в большинстве академических классов. Студентов часто обучают формальной грамматике до того, как они углубятся в основные выражения, необходимые для изучения языка и получения пользы от носителей языка.
Обучение языку можно проводить по-разному. Но это требует от нас применения новой техники. Вам будет важно обратить внимание на грамматические выражения и особенности речи носителей языка. Затем настанет ваша очередь взять эти выражения и включить их в свое собственное использование языка.
Многие люди делают это естественно и интуитивно, но так мало официальных языковых программ развивают или продвигают этот подход. Вот почему так много изучающих язык не могут свободно владеть новым языком.
Дети овладевают языками без грамматики
Многие родители не понаслышке наблюдали за овладением языком. Во-первых, их дети начинают бессвязно лепетать. Во-вторых, они начинают говорить только одно слово. Часто они повторяют слово, которое кто-то им сказал. Затем они создают короткие предложения из двух или трех слов. Затем они строят сложные, но грамматически неправильные предложения. Наконец, они развивают способность говорить правильными предложениями.
Процесс, описанный выше, происходит, даже если ребенок никогда не читал книги по грамматике. Это происходит потому, что дети слушают окружающих носителей языка. Им также помогают взрослые, которые исправляют их речь, когда возникают ошибки. И дети совершают много ошибок, когда изучают язык…
Дети изучают языки, слушая речь, которую они слышат в течение дня. Затем они воспроизводят речь. Все начинается с простых слов, названий предметов вокруг них. Затем ребенок переходит к коротким, простым предложениям. По мере взросления дети повторяют слова, которые они слышат, и повторяют, как они звучат для них. В конце концов, они совершенствуют произношение речи после того, как услышали эти слова бесчисленное количество раз.
Следует ли полностью пренебречь грамматикой?
Грамматика играет ограниченную роль в обучении языку. Обучение грамматике часто предполагает успешное завершение уроков, но это не обязательно означает, что учащийся может говорить или писать на языке правильно и связно.
Вы сможете писать и говорить на новом языке со знанием дела, если будете практиковаться в подражании словам и выражениям, которые слышите от носителей языка. Изучение грамматики не обязательно для того, чтобы это произошло. Грамматика только уточняет правила, которые вы изучаете, слушая.
Разговорники — чрезвычайно полезные инструменты для тех, кто изучает новый язык. В этих книгах содержатся диалоги людей. Они являются отличным подспорьем для изучения языка. Любой ресурс, который дает читателю или слушателю примеры разговорной речи, гораздо лучше подходит для изучения, чем книга, посвященная грамматике.
При изучении языка не стоит слишком сильно беспокоиться о грамматике. Нужно слушать, как носители языка образуют свои предложения. Старайтесь произносить свои предложения таким же образом. Со временем вы будете знать грамматику на подсознательном уровне. И у вас разовьется чувство языка.
Нужно ли учить грамматику английского языка? Обойдемся без скучных правил?
Нужно ли учить грамматику английского языка или важнее просто бегло говорить на нем? На сегодняшний день есть два противоборствующих лагеря: одни считают, что надо говорить грамотно, а для этого сначала необходимо изучить грамматику, другие настаивают на том, что овладевать такими тонкостями несовременно и не нужно, главное — смело говорить по-английски. Кто из них прав? Как найти «золотую середину» при изучении разговорного английского языка? Мы приведем вам свои аргументы и подтвердим их полезным видео от преподавателя-носителя английского.
Быть или не быть — вот в чем вопрос. Учить ли английскую грамматику? Все чаще люди, желающие изучать английский язык, обращаются к преподавателям с просьбами в стиле: «Мне грамматика не нужна, я хочу говорить по-английски, а не тратить время на изучение скучных правил. Я же вполне могу обойтись тремя простыми временами. Меня поймут, правда? Вы возьметесь обучать меня разговорному английскому языку?» Нежелание тратить время на скучные правила вполне понятно и приемлемо, однако можно ли обойтись без знания грамматики при разговоре с иностранцами? Мы предлагаем рассмотреть два диаметрально противоположных мнения, оценить достоинства и недостатки каждого принципа изучения английского языка и прийти к правильному мнению.
Принцип №1: Нужно учить грамматику английского языка и только потом начинать говорить на нем
Этот принцип классический, именно он был положен в основу изучения английского в школах: сначала дети учили правила и только потом (если повезет) практиковали использование их в речи. Причем разговорной практикой занимались очень и очень мало. Возможно, именно поэтому мы сейчас имеем поколение молчунов: человек может понимать, что ему говорят по-английски, но сам не осмеливается сказать что-либо, так как его просто никто не учил ГОВОРИТЬ.
Однако такой метод обучения имеет свои плюсы: как правило «молчуны» грамотно и ловко оперируют временами и конструкциями в письменной речи. При написании предложения у них есть время на то, чтобы вспомнить соответствующее правило, написать текст и проверить возможные ошибки. При разговоре эта длительная процедура значительно затягивает речь, делает ее неуверенной, хотя и грамотной.
Зачем нужна грамматика английского языка? В ее изучении есть важный плюс: вы учитесь «чувствовать» английский язык, понимаете, какую роль в предложении выполняет то или иное слово, даже если оно вам незнакомо. У Людмилы Петрушевской есть занимательный сборник «Лингвистические сказочки». В нем все слова, кроме предлогов, выдуманные. Однако благодаря пониманию грамматических правил и выработавшегося «чувства» языка мы интуитивно понимаем, о чем идет речь. Вы можете почитать эти сказки в Рунете и убедиться в этом самостоятельно.
Принцип №2: Зачем учить грамматику английского языка? Главное — говорить на нем
Принцип современный и очень модный. В его просто-таки вирусном распространении виноваты не полиглоты, как это принято считать, а те, кто неверно истолковывает их слова. Полиглоты — талантливые люди (притом усердно работающие над собой!), они часто заявляют: «Я не учил грамматику, я просто запоминал целые фразы, а теперь грамотно ими оперирую». Здорово, правда? После парочки таких заявлений чуть ли не каждый сайт посчитал нужным написать «скандальную» статью, открывающую «главную тайну» изучения любого иностранного языка. Раскроем эту тайну мы немного позже. Сначала ознакомимся с недостатками этого принципа.
Минус изучения грамматики в том, что непонимание грамматических конструкций влечет за собой непонимание собеседника в целом. Да и собственная речь становится довольно бедной, ведь из многих аспектов времен английского языка (группы Simple, Perfect, Continuous, Perfect Continuous, а также пассивный залог) вы пользуетесь всего тремя временами группы Simple. Не слишком ли вы «урезаете», обедняете свой английский?
Нужно ли учить грамматику английского языка или важнее говорить? Ищем золотую середину
Мы не поддерживаем ни одно из вышеописанных мнений по двум причинам:
Как видите, «секрет» сводится к одному из принципов коммуникативной методики. При изучении английского языка не нужно зацикливаться на самом правиле, на его четкой формулировке. Слушайте больше, пытайтесь воспринимать формы построения предложений на слух. Автор видео считает, что грамматику надо учить так, как дети учатся говорить — все воспринимают на слух. Такая методика подходит для родного языка, когда ребенок постоянно находится в среде изучаемого языка. Но насколько такой подход к изучению грамматики является действенным для второго иностранного языка, остается загадкой. Поэтому по коммуникативной методике студенты не просто слушают правильную грамматику, но и сами ее употребляют, придумывая свои примеры, используя изученные слова.
Do not be surprised when those who ignore the rules of grammar also ignore the law. After all, the law is just so much grammar.
Не удивляйтесь, когда тот, кто игнорировал грамматические правила, также проигнорирует закон. В конце концов, закон — это в какой-то степени тоже грамматика.
Теперь давайте выведем несколько принципов изучения грамматики английского «по-современному»:
1. Изучайте грамматику английского языка на практике
Вызубренные формулировки правил без практического применения будут только тормозить вашу речь. Гораздо полезнее один раз прочитать формулировку и составить 10-15-20 предложений с использованием этого правила — это практическое, а не теоретическое применение грамматики.
2. Слушайте, как говорят носители, и учитесь у них
Именно это имели в виду полиглоты, когда заявляли о том, что никогда не учили грамматику. Они слушали много подкастов, смотрели фильмы, сериалы, новости на английском языке — слушали англоязычных граждан. Постепенно полезные разговорные фразы и формулировки отложились у них в памяти, и полиглоты стали использовать их в собственной речи. Для стабильного прогресса в английском подберите хороший материал соответствующего уровня, в этом вам поможет статья «Учимся воспринимать английский на слух: советы по выбору аудиоматериалов и работе с ними».
3. Читайте книги
Читая, вы задействуете свою зрительную память: вы видите, как строится предложение, какое время используется в том или ином случае, и постепенно запоминаете, когда и какое время или грамматическую конструкцию употреблять.
4. Обязательно выбирайте интересные вам материалы
Увлекательная книга, видео или подкаст полностью завладеют вашим вниманием, и вы будете осознанно слушать запись или читать текст. При автоматическом чтении или аудировании «потому что так нужно» внимание быстро рассеивается, поэтому ни о каком изучении грамматики и речи быть не может.
5. Используйте каждую возможность поговорить на английском языке и не упрощайте свою речь
Попробуйте взять на вооружение 1000 полезных английских фраз и используйте их в разговоре с англоязычным другом, сокурсниками в группе изучения английского, преподавателем и т. п.
6. Выполняйте письменные грамматические упражнения
Помимо устной речи вам нужно еще и научиться писать грамотно, а это умение развивается только при выполнении упражнений на грамматику. Кроме того, вспомните, ведь некоторые люди не говорят на английском языке потому, что боятся допустить ошибку. А выполненное письменно упражнение станет вашей «репетицией», поэтому заговорить будет уже не так страшно.
Грамотная письменная речь — must-have современного человека. В итоге мы хотели бы привести вас к мнению, что на вопрос «Нужно ли учить грамматику английского языка?» ответ может быть только утвердительный. И учить ее надо правильно: по современной методике, используя различные увлекательные и развлекательные материалы. Слова «грамматика» и «грамотный» родственные, поэтому стать грамотным человеком можно только зная грамматику. А помочь осилить ее помогут интересные статьи: «Как учить грамматику английского языка: самостоятельно или с преподавателем», «ТОП-13 ошибок, мешающих учить грамматику английского языка».
Если же вы уверенно чувствуете себя во всех временах и конструкциях, но возникают сложности с разговорной речью, мы рады будем помочь вам «разговориться» и научиться использовать все свои знания на практике. Попробуйте записаться на курс разговорного английского по Скайпу, через несколько уроков вы убедитесь, что говорить по-английски легко.
To be or not to be или английская грамматика
Нет времени? Сохрани в
А можно я научусь говорить на простые темы, но без грамматики?
Почему нельзя говорить по-английски согласно русским правилам?
А может, мне сначала грамматику выучить, а потом начать говорить?
Эти и другие вопросы часто можно услышать от студентов в начале. Давайте разберемся вместе, что же самое важное в освоении английской грамматики.
«I don’t want to talk grammar. I want to talk like a lady.»
— George Bernard Shaw «Pygmalion»
Почему мы учим грамматику?
Другой язык — это другая система восприятия действительности. Когда мы учим английский, то не просто набираем запас слов и выражений, а пытаемся смотреть на мир глазами англичан. Это помогает нам понять, что грамматика не была придумана с целью поиздеваться над иностранцами. Ее основная цель — оформить высказывание так, чтобы оно было максимально понятно и эффективно. Например:
По английским правилам, на первом месте стоит подлежащее, на втором — сказуемое. Если мы не соблюдаем это, получается путаница.
«Grammar is a piano I play by ear. All I know about grammar is it’s power.»
— Joan Didion
Когда мы принимаем участие в какой-то игре, то мы должны соблюдать ее правила. Если в футболе запрещено касаться мяча руками, то игроки просто не делают этого, даже если так было бы удобнее забросить мяч в ворота противника. Точно так же и с английским: выходя на другое языковое поле, мы принимаем правила игры, установленные носителями языка. Да, «In room has table» звучит короче, но зато «There is a table in the room» звучит по-английски.
«Работа не волк…» — все о бизнесе и работе в английских идиомах
Зачем учить грамматику?
А зачем вы начали учить английский? Чтобы уметь рассказывать без запинки правила образования страдательного залога? Или может, ваша цель — декламировать наизусть всю таблицу неправильных глаголов? Мы искренне надеемся, что нет. Как правило, все хотят научиться говорить по-английски. Вот этим и нужно заниматься прежде всего, то есть учить грамматику не ради увеличения знаний, а ради улучшения навыков и умений. В нашей школе английского по Skype уже на первом занятии базового курса вы рассмотрите основные формы глагола «to be» и потренируетесь применять их, чтобы немного рассказать о себе. По мере прохождения курса вы понимаете, что можете чувствовать себя уверенно в различных речевых ситуациях. На занятиях вы не только узнаете, например, что «can» и «could» — это модальные глаголы, но и учитесь формулировать вежливые просьбы с их помощью.
«Английское правописание специально, кажется, было придумано только для того, чтобы слова читались неправильно. Ясно, что делается это с целью сбить спесь с иностранца, в противном случае он выучил бы английский за год».
— Джером Клапка Джером
Чем дальше вы продвигаетесь в изучении английского, тем больше вопросов у вас возникает. «As a student» или «like a student», «if it rains» или «in case it rains» и т.д. Иногда ответы на подобные вопросы можно найти просто в живой речи и использовать правильный вариант просто интуитивно. Если вам интересно разобраться поподробнее, то рекомендуем вам книгу Майкла Свона (Michael Swan) «Practical English Usage».
Как видно из названия, в этом пособии речь идет прежде всего о практическом употреблении английского, а значит, это как раз то, что нам нужно для достижения нашей цели.
С Новым 2019 годом!
Как учить грамматику?
Прежде всего, с удовольствием. Выбирайте то, с чем лично вы не соскучитесь.
Любите играть в игры — загляните сюда
Предпочитаете онлайн-тесты — ознакомьтесь с этим сайтом
Лучше воспринимаете информацию на слух — попробуйте грамматические подкасты на ВВС
Визуальная информация усваивается проще — посмотрите видеоуроки по грамматике здесь
Любите просто читать или смотреть фильмы без перевода — это тоже неплохо, только не забывайте останавливаться время от времени и анализировать устойчивые словосочетания и типичные конструкции. Было бы неплохо выписывать их, чтобы потом прорабатывать и активизировать в своей речи.
Чтобы вы ни выбрали в качестве дополнительной тренировки, важно понимать, что это не заменит вам самостоятельного говорения. Поэтому чем более активны вы на уроке, тем проще и привычнее станет для вас английская грамматика.
Итак, грамматика может с легкостью стать вашим союзником, а не врагом. Просто примите как данность, что она другая, непохожая на русскую. Человек с грамотной речью — это всегда более приятный и понятный собеседник, поэтому грамматика — это наш инструмент для свободного говорения и нам стоит научиться им пользоваться.