Для чего нужно изучать гуманитарные науки

Зачем изучать гуманитарные дисциплины

Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

Что развивают гуманитарные дисциплины?

Если ученый не осознает гуманитарной цели своей деятельности, наука может принести человеческому обществу как пользу, так и весьма ощутимый вред.

Методология науки

Совсем не случайно на заре человеческой истории именно философы делали выдающиеся открытия и в других областях, в том числе в точных и естественных науках.

Коммуникативная функция

Гуманитарные дисциплины несут и коммуникативную функцию. В первую очередь это является задачей филологических дисциплин. Речевое общение – потребность человека. С развитием технологий возрастает и роль общения. Чтобы человек мог свободно общаться с другими людьми, он должен владеть соответствующими навыками и базовыми понятиями. Такую возможность предоставляют филологические дисциплины.

Не повторять трагедий

Говорят, что незнание истории ведет к ее повторению. Развитие человеческого общества происходит в соответствии с определенными закономерностями. Эти закономерности уже описаны выдающимися историками прошлого. Именно поэтому изучение истории имеет большое значение в современном мире. Человек учится понимать, к каким последствиям могут привести те или иные процессы, происходящие в данный момент, а также его собственные действия. В условиях бурного развития коммуникационных технологий это особенно важно. Человек, не имеющий базовых знаний в области гуманитарных дисциплин, в первую очереди истории, легко становится объектом манипуляций. Именно на плохое знание гуманитарных наук рассчитаны методики управления общественным мнением.

Источник

Критическое мышление и польза гуманитарных наук: дайджест образования №30

Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

Тема недели: какие важные навыки помогает развивать гуманитарное образование

В эпоху Индустрии 4.0 бизнес стремится роботизировать как можно больше задач и процессов. На этом фоне в России возник дефицит ИТ-специалистов. Многие отдают детей в технические ВУЗы, но это не значит, что гуманитарные специальности больше не востребованы. Согласно опросу РАНХиГС, в России половина директоров крупных и средних компаний получили гуманитарное образование. Так, глава московского офиса Google Юлия Соловьева — лингвист, а CEO Mail.ru Group Борис Добродеев окончил исторический факультет МГУ.

С распространением искусственного интеллекта и больших данных растет спрос на критическое мышление, умение формировать оценочные суждения и решать сложные этические проблемы. При этом чтобы отличать фейковые новости от настоящих, нужно разбираться в истории, культуре и психологии. Эти знания можно получить, обучаясь гуманитарным специальностям.

Например, обучение историка не сводится к заучиванию длинного списка дат. Студенты учатся структурировать информацию, анализировать первоисточники и замечать новые тенденции — чтобы сделать правильные выводы, нужно быть объективным и мыслить критически.

Обучение на историческом факульте в России отличается от учебы за рубежом. отечественные ВУЗы более консервативны. Они чаще делают упор на политические и экономические аспекты истории, игнорируя новые подходы. Например, в России менее распространены гендерные исследования. Иностранные университеты уделяют больше внимания критическому мышлению и объективной оценке чужого мнения, анализу разных интерпретаций одного события. При этом преподаватели зарубежных истфаков почти не проводят устные экзамены. Вместо них — рефераты или исследовательские работы, которые помогают студентам лучше разобраться в теме и не тратить время на заучивание дат.

Цифра недели

На 398% увеличилось количество пользователей Coursera в марте-апреле 2020 года.

Новости недели

Статья недели: как участие родителей в образовании ребенка влияет на его успехи

Главную роль в образовании детей играет семья — ребенок будет учиться лучше, если родители поверят в его успех. При этом безразличие негативно скажется на мотивации школьника.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, дети простых рабочих реже поступают в престижные вузы, чем их сверстники из семей среднего класса. Школьникам не хватает поддержки со стороны родителей — они не верят в свои силы, даже если хорошо учатся в школе. В таких семьях нет высшего образования, поэтому детям не рассказывают о возможностях, которые оно открывает.

Изменить ситуацию поможет вовлечение родителей в образование ребенка: общение с преподавателями, посещение собраний. Так родители узнают об успехах и проблемах школьник, смогут вовремя помочь и дать подходящий совет.

Инструкция недели: как научиться мыслить критически

Эксперты Всемирного экономического форума включили критическое мышление в число навыков, необходимых во время Четвертой промышленной революции. Критическое мышление помогает думать рационально, принимать решения с опорой на доказательства и объективно оценивать информацию. Чтобы развить этот навык, нужно тренироваться и следовать нескольким правилам:

Исследование недели: доходность образования в России падает

Доходность образования показывает, насколько вырастет доход человека после каждого дополнительного года обучения. В среднем по миру его оценивают в 8–9%, однако в странах с развивающейся экономикой этот показатель выше.

Перед распадом СССР доходность среднего профессионального образования составляла 2–3%, высшего — 5%. Обучение было массовым и бесплатным, а расслоение в обществе небольшим, поэтому и показатели были невысокими. Согласно исследованию экспертов Всемирного Банка, в 1996–2003 годах доходность образования в России постоянно росла, а максимальное значение достигло 9,1%. Для женщин показатель был выше, в 2003 году он составил 23%. Такая тенденция созвучна мировому тренду и связана с движением за гендерное равенство.

При этом после 2003 года средняя доходность образования в России начала падать, достигнув 5,6% в 2018 году. Сейчас профессиональное обучение практически не дает преимуществ студентам. Заработная плата растет только у выпускников ВУЗов, разрыв увеличивается. По мнению аналитиков Всемирного Банка, низкие показатели можно объяснить невысоким качеством образования в колледжах или стагнацией в экономике.

Что почитать

Книгу американского философа Марты Нуссбаум «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки». Марта размышляет о том, почему экономический рост не всегда улучшает качество жизни людей. Рассказывает, как гуманитарное знание помогает переломить этот тренд и усилить демократические ценности.

Что посмотреть

Курс лекций Мичиганского университета о критическом мышлении в эпоху больших данных. Профессор Ричард Нисбетт рассказал о значимости статистики и экспериментов в современном мире, а также об опасности когнитивных искажений. В рамках курса он объяснил, как применять методы критического анализа в науке и в бытовой жизни.

Что послушать

Выпуск подкаста Strelka Podcast о том, зачем получать образование в зарубежных университетах и как получить грант на обучение. Вы узнаете, как адаптироваться к жизни в чужой стране, попасть на стажировки в известные компании и получить от ВУЗа максимум пользы.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Зачем нам гуманитарные науки?

Примечание редактора: Введите в строку поиска слова «гуманитарные науки», и сразу выскочит фраза «гуманитарные науки подвергаются нападкам». Большинство студентов сегодня выбирают профессии из сферы бизнеса, точных наук и технологий. Похоже, что неоспоримым лидером здесь являются технологии, которые дают надежду на решение любых проблем.

Что все это значит для высшего образования? Почему гуманитарные науки переживают кризис легитимности? И почему это важно?

Мы спросили об этом четырех бывших президентов университетов — Клемсонского (Clemson University), Флоридского (University of Florida), Висконсинского (University of Wisconsin) и Виргинского политехнического института (Virginia Tech), предложив им высказаться и дать свои прогнозы по данному вопросу.

Берни Махен (Bernie Machen), Флоридский университет

Критическое мышление, понимание искусства и человеческой природы, а также представление о нашем месте в обществе и в мире природы — это важнейшие характеристики образованного человека.

Исторически гуманитарные науки и общеобразовательные предметы способствовали развитию такой личности. Однако то, что происходит сегодня в университетах, вызывает вполне реальные опасения.

Как отмечает Американская академия наук и искусств, снижение числа студентов, выбирающих в качестве специализации гуманитарные науки, имеет как минимум три причины.

Причина первая. Научное сообщество, и особенно государственные высшие учебные заведения, снимают с себя ответственность за управление работой по составлению учебных планов и программ. За последние 30 лет профессиональные дисциплины, такие как бизнес и инженерное дело, уничтожили ряд ключевых учебных планов и приспособили курсы обучения к конкретным потребностям.

Причина вторая. Администраторы и даже законодатели штатов подчеркивают, что общеобразовательную подготовку (традиционные гуманитарные дисциплины, составляющие «основу», такие как английский язык и история) можно ограничить рамками средней школы и средних учебных заведений. В таком случае, высшее образование должно быть нацелено на подготовку к работе.

Причина третья. Гуманитарные и общественные науки делают явно недостаточно для стимулирования интереса к изучаемым в их рамках дисциплинам.

Нам во Флоридском университете пришлось добиваться принятия закона на уровне штата, чтобы вернуть в учебную программу гуманитарные науки. Теперь все студенты обязаны пройти 12-часовой курс и сдать зачет.

Сегодня каждый первокурсник нашего университета должен пройти курс обучения под названием «Что такое добропорядочная жизнь». Программа начинается со следующего высказывания: «Этот вопрос становится особенно актуальным, когда вы все больше и больше участвуете в принятии решений, которые будут определять ваше будущее и будущее других людей. Чтобы делать разумный, нравственный и обоснованный выбор в жизни, полезно задуматься над тем, каким образом человек может жить как индивидуум и как член местного и глобального сообщества».

Что-то случилось с признанием того факта, что в университетском образовании есть как минимум три цели: помочь человеку понять, кто он такой, что его волнует и что мотивирует; помочь ему понять свое место в большом мире; а также подготовить его к будущей работе.

Джим Баркер (Jim Barker), Клемсонский университет

Анализ Берни Махена попадает в самую точку. Базовая учебная программа в государственных университетах сокращена, а общеобразовательные предметы все больше преподают в общественных колледжах. В противовес этой тенденции Клемсонский университет (подобно Флоридскому университету и прочим вузам) разработал новые программы. В нашем случае это междисциплинарные исследовательские программы для студентов, реализуемые в рамках инициативы «Творческий поиск».

Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

Задумайтесь вот о чем. Рыночная стоимость Apple Inc достигла сегодня 770 миллиардов долларов. Это самая дорогая в мире компания, которая стоит больше, чем Exxon и Berkshire Hathaway вместе взятые.

Но во время презентации своего iPad в 2010 году основатель компании Стив Джобс сам заявил следующее: «В ДНК у Apple заложена идея о том, что одних только технологий недостаточно. Нужна технология, объединенная с общеобразовательными предметами, объединенная с гуманитарными науками, и она дает такие результаты, которые заставляют наши сердца петь».

Исходя из своего опыта, могу сказать, что руководители бизнеса и работодатели признают ценность такого слияния, и ищут его в наших выпускниках. Чтобы преуспевать в обществе, где у них может быть до шести различных карьер, выпускники ВУЗов со специализацией в бизнесе, естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, должны быть также людьми любознательными и творческими, должны критически мыслить и уметь общаться.

В этом плане я могу привести пример выпускника архитектурного факультета Клемсонского университета Карла Собочински (Carl Sobocinski), чья работа по реконструкции исторических зданий и по превращению их в рестораны вызвала возрождение города Гринвилла в Южной Каролине и дала Собочински карьеру «серийного предпринимателя» в сфере услуг.

Чарльз Стигер (Charles Steger), Виргинский политехнический институт

В мире полно сложных и часто трудноразрешимых проблем. И, к сожалению, зачастую частичная оптимизация — это самый лучший выход из положения.

Решение проблем и эффективное применение таких решений требует задействования самых разных аспектов человеческого интеллекта. Это может быть и дедуктивное рассуждение, и субстантивное эстетическое суждение.

Возьмем в качестве примера проект в жилищном строительстве. Чтобы построить само здание, надо рассчитать метраж на семью, сделать расчет прочности конструкций, выполнить требования противопожарной безопасности и так далее. Все это известно и поддается расчетам. Здесь идеальным инструментом является логическое дедуктивное рассуждение.

Но есть и психологические, социологические, экономические и экологические составляющие с сотнями переменных величин. Многие из них не поддаются количественной характеристике, и тем не менее, для обеспечения успеха проекта их необходимо учитывать. И здесь дедуктивные рассуждения необходимо дополнять эстетическими суждениями и интуицией на базе знаний. Эстетические суждения, в свою очередь, основаны на способности узнавать сложные закономерности ассоциаций и ключевых структурных переменных, которые меняются от задачи к задаче.

Как формируются и развиваются эти дополнительные способности логически мыслить? Через опыт. Способность узнавать сложные закономерности со множеством переменных величин большой степени неопределенности развивается не на лекциях, а на основе приобретаемых опытных знаний и получаемого опыта. А это развивает интуицию.

Если не объединить исследования в сфере гуманитарных наук и общеобразовательных дисциплин, а также в естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, то будущее поколение студентов лишится возможности критически мыслить, лишится той среды, которая необходима для преодоления вызовов, могущих возникнуть в будущем.

Кевин Рейли (Kevin Reilly), Висконсинский университет

Джордж Бернард Шоу считал все профессии заговором против непрофессионалов.

Преподаватели гуманитарных дисциплин это жуткие заговорщики. Их специальный жаргон (типа «герменевтики») получил широкое распространение. А разговоры о «гносеологии пост-структуралистской переопределенности» не очень-то располагают студентов к литературе.

По иронии судьбы этот «инсайдерский обмен» происходит в период, когда западный канон получает распространение и соединяет поп-культуру в таких областях как кино, телевидение, музыка и новые социальные медиа. Следующий курс получит название «Джеймс Джойс и зомби в ирландской кинематографии».

Совершенно очевидное отсутствие соединительной ткани трех элементов образования — основной предмет специализации, общее образование и факультативные программы — вызывает все большую обеспокоенность по поводу отсутствия представления о том, что образованный американец 21-го века должен знать и уметь.

Но мы это знаем. Работодатели постоянно подают сигналы о том, чего они ищут в своих сотрудниках из числа выпускников колледжей: это умение ясно писать, убедительно говорить, эффективно анализировать информацию, работать в составе разных групп, а также понимать конкурентную среду глобальных знаний.

Все эти характеристики формируются и проверяются в целенаправленном гуманитарном и общем образовании. Именно этих способностей ждет от своих сотрудников работодатель. И что крайне важно, этих способностей американская демократия ждет от своих граждан. Дело в том, что в сегодняшнем нагромождении окружающей нас информации и дезинформации гражданин, не обладающий теми мыслительными способностями, которые дают нам гуманитарные науки, имеет все шансы лишиться своей гражданственности.

Нет сомнений в острой необходимости пересмотреть и перестроить базовые программы общего и гуманитарного образования, помогающие формировать интеллектуально активного, информированного и энергичного гражданина и лидера. Хорошая новость состоит в том, что общество именно этого хочет от колледжей и университетов.Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Зачем миру гуманитарии

Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

Им предрекают работу в Макдональдсе, низкую зарплату и никакой карьеры. Разбираемся, почему «гуманитарий» не приговор и как вышло, что их недооценивают.

Почему тяжело быть гуманитарием

Политика в сфере образования

«Только с техническим или бизнес-образованием можно построить достойную карьеру и получать высокую зарплату». Это утверждение крепко засело в нашем обществе. Во многом благодаря медиа, которые в той или иной форме принижают значение гуманитарных наук. Критики говорят, что гуманитарное образование:

Но самая большая проблема — в самой политике образования, которую проводят многие государства. Они ставят в приоритет технические и естественные направления: чаще финансируют их из бюджета, открывают новые программы, приветствуют международные исследования.

Мы пытаемся убедить студентов получать те специальности, которые дадут им настоящие навыки. Мы знаем, что нам нужны медсестры; мы знаем, что нам нужны инженеры.

Подобные заявления не оставляют гуманитарному образованию шансов. Нам открыто говорят, что миру нужны другие специальности. Иногда кажется, что в будущем выживут только экономисты, программисты и инженеры.

Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

«Традиционное»‎ деление на гуманитариев и технарей

Гуманитарии — это еще и клеймо, причем абсолютно неоправданное. Иногда так пренебрежительно называют людей, у которых плохо с точными науками. Не каждому дано понимать и любить математику, но это вовсе не значит, что школьник, склонный к гуманитарным дисциплинам, потерян для общества. Он точно так же может развить у себя навыки, относящиеся к «техническим»: системность, логика, рациональность. В общем четкое деление на гуманитариев и технарей — это миф.

Что дает гуманитарное образование

Так как гуманитарное образование сфокусировано на человеке, то и навыки, которые оно дает, больше связаны со взаимодействием с людьми.

Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

На первый взгляд кажется, что перечисленные навыки не особо важны в нашем мире высоких технологий. Но в реальности все наоборот.

Вам вовсе не нужно извиняться за свое как будто непрактичное гуманитарное образование‎. В мире еженедельно появляются тысячи вакансий, для которых требуются ваши гибкие навыки и понимание сущности человека. ‎Чем больше мы автоматизируем рабочие процессы и переходим в информационную среду, тем важнее нам оставаться «человечными».‎

Что круче: техническое или гуманитарное

Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

И что же получается? Гуманитарное образование:

Выбирая свой путь, помните, что гуманитарное образование необходимо миру так же, как техническое — они равнозначны. Нет смысла отказываться от того, что любишь. Особенно, когда в мире есть столько возможностей получить дополнительное образование в другой сфере: курсы при университетах, онлайн-платформы или магистратура по иной специальности.

Поделиться в

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:

Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Источник

Будет ли в будущем место «гуманитариям»? Спойлер: да

Гуманитарные науки часто считают науками прошлого, не в том смысле, что они не нужны сейчас, а в том, что огромный пласт философии и истории языка остался все-таки в прошлом и сегодня переживает не такие разительные изменения, как сфера науки и технологий. Большая часть людей, которые верят в существование в будущем, считает, что их жизни будут тесно переплетены с продвинутыми технологиями. Соответственно, число желающих поступать на гуманитарные факультеты сокращается, а научные советники зачастую умаляют значение гуманитарных наук для рынка труда.

Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужно изучать гуманитарные науки. Фото Для чего нужно изучать гуманитарные науки

Но главное в том, что наука и техника направлены на помощь людям. Интерфейс же между людьми и продвинутыми технологиями представляет собой границу, где гуманитарная точка зрения просто необходима.

Есть ли «гуманитариям» место в будущем?

Тридцать лет назад на западе развитие узкого опыта было ключом к профессионализму. Предполагалось, что производитель кожаных туфель с резиновой подошвой должен знать все о изготовлении кожи и резины в форме туфель, и у него не оставалось времени для периферийного обучения.

Те, кто этого совета не слушали, стали носителями междисциплинарных перспектив и современных инноваций. И они же сегодня заявляют, что в будущем нас ждет интеграция гуманитарных наук в твердую науку и технику. Академические исследования взаимодействия людей и машин омолодят дисциплины, которые стали неактивными, и свяжут гуманитарные науки с нашим будущим, а не прошлым.

На ум приходит сразу несколько примеров. В первую очередь, это исследования на тему этики. Существуют большие этические вопросы, касающиеся генной инженерии: какие изменения в генетическом процессе человека нам нужно внести? Должны ли мы создавать в людях те качества, которые в них хочет видеть общество?

Другая область связана с последствиями сбора big data: как нам использовать огромное количество информации, которая ежедневно собирается у людей, и анализировать его в интересах психологии и социальных наук? Можем ли мы использовать эти данные для построения компьютерных моделей, которые могли бы прогнозировать поведение человека для определения политики или политических решений?

Последние разработки в области робототехники, искусственного интеллекта и машинного обучения затрагивают фундаментальные вопросы философии: в чем суть сознания? Существует ли свобода воли?

Есть также экзистенциальные вопросы о цели человеческой жизни: заменят ли роботы и ИИ человеческий труд по всем направлениям, от строительных площадок до научных исследований? Как будущая экономика приспособится к новой реальности, в которой людям нужно будет работать меньше? Уйдут ли люди на вечную пенсию? Если да, каким будет их смысл жизни?

И будут фундаментальные вопросы о том, является ли человеческое творчество в искусстве или науке уникальным или его можно воспроизвести с помощью машин. Будем ли мы в мире, в котором ИИ будет использоваться для создания искусства или для неожиданных научных открытий? ИИ уже программируют для замены врачей при назначении лекарств пациентам с известными симптомами, но должны ли компьютеры принимать также решения и о лечении? И если ИИ будет допускать ошибки, которые причинят людям вред, должны ли разработчики ПО быть юридически ответственными или же самообучающиеся алгоритмы следует считать независимыми от своих создателей-людей?

Социальные сети уже выдвигают на передний план публичные дебаты о конфиденциальности данных: как нам защищать свою частную жизнь с учетом будущего информационных технологий? Кому разрешать доступ к данным? Как смягчать потери от неожиданных утечек?

Нетрудно представить, как древние греки вписались бы в современную науку и технологию. Без всяких сомнений, Аристотель был бы очарован космологией Большого Взрыва. Аристарх Самосский был бы в восторге от последних открытий экзопланет. Зенон Элейский заинтересовался возможностью включения машины с помощью приложения для Apple Watch. Сократ критиковал бы стадный менталитет социальных сетей.

Философы, социологи, психологи и художники будут принимать участие в будущем развитии технологий, чтобы те лучше соответствовали человеческим потребностям и ценностям. «Гуманитарии» будут нужны, потому что технологии выходят за рамки обычных представлений из железа и кремния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *