Для чего нужно изучать историю 4 класс окружающий
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами историка стр. 29 – 35
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиотека, былина.
Рассказ о мире с точки зрения историка для 4 класса
Мир для историка — это не только прошлое, которое он непосредственно изучает. Для историка мир также и настоящее, и даже будущее, потому что история — это такая наука, которая изучает прошлое, чтобы понять настоящее, и возможно заглянуть в будущее человечества.
Историк имеет дело с памятниками истории и культуры. Он изучает древние книги, библиотеки, устное народное творчество, былины, легенды и сказки. Историк изучает мир по следам, оставленным людьми в прошлом, любые предметы быта могут стать неоценимы историческим свидетельством.
История выясняет закономерности развития человеческой цивилизации в прошлом, описывает влияние прошлого на настоящее, и говорит о том, как повлияют события прошлого на наше будущее.
Мир с точки зрения историка полон тайн и загадок, но он прекрасен.
Обсудим!
1) Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Я бы хотела узнать, как жили наши далёкие и не очень далёкие предки, чем они занимались, о чём мечтали, в каких занятиях проводили своё время.
2) Какие исторические источники расскажут о нашем времени?
О нашем времени расскажут книги, архитектура, интернет, газеты, фотографии, предметы быта, монеты, воспоминания очевидцев.
3) Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?
С помощью авиаразведки археологи могут обнаружить останки древних сооружений, найти древние города, дороги, странные огромные надписи.
4) Какие науки помогают археологам в их работе?
Археологам в их работе помогают география, физика, математика, химия, биология.
5) Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?
В моём доме не так много предметов прошлого, которые могли бы заинтересовать историка. Есть несколько старинных монет начала прошлого века, есть коллекция марок, значков, есть несколько старинных книг. А также есть некоторые предметы, которые остались от прабабушки и прадедушки, старинные часы, швейная машинка, даже стиральная машинка семидесятых годов прошлого века сейчас представляет научный интерес.
А папа хранит огромные гибкие дискеты, говоря, что это были первые носители информации для старинных компьютеров. Сейчас это почти раритет.
Проверь себя
1) Что изучает история?
История изучает прошлое человечества. Его влияние на настоящее и будущее.
2) Что такое исторический источник?
Любой предмет, любое свидетельство прошлого может стать историческим источником, поскольку несёт информацию о том, как жили люди в прошлом, может рассказать нам о прошлом.
3) Приведи примеры исторических источников.
Старинные газеты, журналы, здания, монеты, летописи, ордена, предметы быта, сказки, пословицы, былины, черепки, найденные при раскопках.
4) Что такое археология?
Археология — это наука, которая занимается древностями.
5) Почему археологию называют помощницей истории?
Археологи ищут старинные вещи, города, захоронения, проводят раскопки и открывают многие тайны прошлого, сведения о которых не сохранились. Находки археологов дополняют знания историков о той или иной эпохи, поэтому археология считается помощницей истории.
Задания для домашней работы
1) Запиши в словарик: история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
2) Вспомни или узнай у взрослых, какие исторические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе.
Сочинение об исторических музеях моего города для 4 класса
В моём городе Москве есть много исторических музеев, но главным является Государственный исторический музей, который находится на Красной площади.
Уже само здание музея представляет собой немалую историческую ценность. Оно построено в конце 19 века в старинном русском стиле.
В музее собрана богатейшая историческая коллекция, которая постоянно пополняется новыми экспонатами.
В музее действуют выставки старинной живописи, иконописи, дерева и мебели, археологических находок, драгоценных металлов и многие другие.
Сотрудники музея проводят научные работы, изучают исторические источники, читают лекции, проводят экскурсии.
Мне очень понравилось в Историческом музее, и больше всего я была поражена старинными каретами, очень красивыми, украшенными драгоценными материалами, блестящими и такими нарядными.
Хотя и выставка старинного костюма оказалась не менее интересной. Я никогда не думала, что люди в прошлом умели так красиво и хорошо одеваться.
На следующем уроке
Вспомни, какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили?
Я знаю о многих исторических событиях из истории нашей страны. Например, об основании Москвы, которое произошло в 1147 году, или о Куликовской битве, случившаяся в 1380 году. Я знаю о войне 1812 года с Наполеоном, революции 1917 года и Великой Отечественной войне 1941-45 годов.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » Почему мы изучаем историю: 1-2 предложения для окружающего мира, эссе, мини-сочинение
Почему мы изучаем историю: 1-2 предложения для окружающего мира, эссе, мини-сочинение
Тезисно для 4 класса по окружающему миру:
Эссе
Мы часто задаёмся вопросом, зачем нам знакомиться с историей. Изучая русский язык, мы приобретаем знания о том, как правильно писать и говорить. Английский язык, как и любой другой иностранный, поможет нам при общении с иностранцами. На математике мы учимся считать, решать задачи, на окружающем мире знакомимся с устройством мира – всё это без сомнения поможет нам в реальной жизни. А какая польза и смысл от изучения истории?
На самом деле он есть и очень большой! Истории – это наука о прошлом, она не только изучает какие-либо события, но и устанавливает их последовательность, закономерности и выявляет причины!
Таким образом, история вызволяет нам не допускать ошибок. Мы можем оценивать различные события в прошлом и анализировать что к ним привело, как их можно было избежать. Опытные полководцы всегда анализировали ход минувшей битвы, даже если она была успешной, выявляли ошибки, чтобы в будущем выбрать ещё более выигрышную тактику действий. Также и сейчас: политики, лидеры стран, военные деятели оценивают события, происходящие в жизни, ориентируясь на прошлый опыт, и выбирают исходя из этого самый оптимальный путь действий.
Любой человек, разбирающийся в истории, может и сам прогнозировать будущее, предполагать, как разрешится та или иная ситуация в мире.
Существует мнение, что народ, не знающий прошлого, не имеет будущего. Это действительно так. История знакомит нас с жизнью наших предков, воспитывает в нас лучшие человеческие качества, учит почитанию и уважению людей, которые создали всё то, чем мы сейчас пользуемся. Помнить философов, учёных, первооткрывателей, первых правителей и всех тех, кто привнёс что-то в этот мир, знать их имена – это наша обязанность. Все эти люди достойны того, чтобы о них не забывали. Более того, их опыт безмерно полезен для нас в построении будущего, именно он позволит не совершать ошибок и двигаться вперёд.
Окружающий мир. 4 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 4 класс
Урок 3. Мир глазами историка.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
История – наука, которая изучает прошлое людей.
Архив – хранилище документов.
Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
Век, столетие – 100 лет.
Тысячелетие – тысяча лет, или 10 веков.
Летоисчисление – счёт лет.
История, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Эти события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Что такое исторический источник?
Как ведут счёт лет в истории?
История – наука, изучающая прошлое человеческого общества. Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Один из наиболее посещаемых музеев мирового искусства находится во Франции. Лувр – большой музей с самой ценной коллекцией экспонатов.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Экспонаты этого музея рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В Кунсткамере хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные историки, изучая русские летописи, много узнали о прошлом нашей Родины.
Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
В календаре можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы в Великой Отечественной войне.
В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы.
У разных народов был разный счет лет – летосчисление. Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона. Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима. В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам. Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».
Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.
Представить где происходило то или иное событие поможет историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно обращать внимание на цвет, изучать условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены скрещёнными мечами.
История – наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исторические источники. Археология – одна из наук помощниц истории.
Помощницей при изучении истории является историческая карта.
Разбор типового тренировочного задания
Разбор типового тренировочного задания
Конспект урока по окружающему миру на тему: МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
1. Познакомить учащихся с наукой историей.
2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.
3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.
О б о р у д о в а н и е: фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?
– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?
– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?
– Какие страны расположены в умеренных поясах?
– Какие страны расположены в полярных поясах?
Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».
Учитель. Выберите верное высказывание.
1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:
2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:
3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:
4. Тропический пояс проходит через:
в) Южный полярный круг.
5. Большая часть России лежит:
а) в умеренном поясе;
б) тропическом поясе;
6. Полярные пояса ограничены:
б) Северным и Южным тропиками;
в) Северным и Южным полярными кругами.
О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).
III. Изучение нового материала.
Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.
История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».
У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».
Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Учитель предлагает рассмотреть схему:
Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.
Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.
Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.
Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.
Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.
Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?
Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Раз – читаем летопись,
Узнаем о прошлом времени
И станем мы мудрей!
Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
IV. Работа по учебнику.
Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.
Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.
Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Учащиеся высказывают свои пожелания.
Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?
Учащиеся дают ответы.
Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.
Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.
Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.
Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).
Ученики. История – это наука о прошлом людей.
Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?
Учитель. Приведите примеры исторических источников.
Мир глазами историка
Урок 4. Окружающий мир 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Мир глазами историка»
Сегодня мы узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.
Со словом «история» вы, наверное, встречались уже не один раз. В переводе с греческого это слово означает «рассказ о прошедшем». История есть у человека, у народа, у страны. Историю имеет наша с вами школа и наш город. И конечно, собственная история есть у каждого из вас. История окружает нас всюду. На улицах современных городов рядом со зданиями из стекла и бетона — прекрасные старинные сооружения: Московский Кремль, дворцы Санкт-Петербурга, Золотые ворота во Владимире…Среди лесов и полей вдруг встретится старинная барская усадьба или замечательная древняя церквушка.
С точки зрения историка, мир – это неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего. Так что же такое история? История – это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое, тоже называется историей.
Мир постоянно изменяется. Каждый день в нём происходят тысячи событий. Мы узнаём о них из передач телевидения, сообщений Интернета, из газет и журналов. То, что происходит сегодня, сейчас с вами, с вашими родными и близкими, со всей нашей страной и миром, совершается в настоящем. События, которые происходят в настоящем, неразрывно связаны с прошлым. От этих событий во многом зависит и наше будущее. Историю образно можно сравнить с нитью, на которую нанизываются тысячи и тысячи событий. Есть даже выражение «нить времён». Так история соединяет прошлое, настоящее и будущее.
Учёные-историки кропотливо изучают всё, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах (хранилищах документов), музеях, библиотеках, собирая по крупицам важные знания о прошлом.
Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в загадочный мир под названием «история»? Сделать это непросто. Грозный стражник – время – охраняет вход. А ключи от него в руках учёных-историков. Учёные знают, что прошлое не ушло бесследно. О минувших временах поведают старинные сооружения, древние рукописи, монеты, сказания и легенды, названия деревень и городов, рек, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей, называется историческим источником.
Конечно, многое пропало безвозвратно, истлело, разрушилось от времени, погибло при стихийных бедствиях, сгорело в пламени пожаров. Поэтому дошедшие до наших дней памятники очень ценны. Многие предметы старины бережно сохраняются в музеях. Первый музей в России – Кунсткамеру – основал царь Пётр Первый в Санкт-Петербурге в 1714 году.
Древние рукописи, книги и другие письменные источники хранятся в архивах.
Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. В далёкой древности слово «лето» имело значение года. Отсюда, например, слово «летоисчисление» или фраза «Сколько вам лет?» От лета к лету (т.е. из года в год) записывали люди в древности важные исторические события в книги. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «В лето …» (то есть «в году таком-то»), отсюда название — летопись. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные-историки, изучая русские летописи, многое узнали о прошлом нашей Родины.
Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии. «Архео» переводится с греческого на русский язык как «древний». Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука – одна из главных помощниц истории.
Но ценные находки хранятся не только в музеях, библиотеках и архивах. При желании их можно отыскать в каждом доме. Это старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода и многое другое.
К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни. А это огромная потеря для нашей культуры. Мы должны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в память от наших предков.
Что же нам нужно запомнить?
История – это наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исторические источники. Историческими источниками мы называем всё то, что свидетельствует о минувших временах: старинные сооружения, древние рукописи, монеты, сказания и легенды, названия городов и деревень, пословицы и поговорки, сохранившиеся в речи, и многое другое. Археология – одна из наук-помощниц истории. Она узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения.