Для чего нужно изучать обществознание 6 класс

Роль и польза предмета Обществознание

В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те предметы, которые связаны с точными науками, а еще и те, которые связаны с обществом. Среди таких предметов находится и обществознание. Что это за предмет? Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Этот предмет содержит базу знаний из других наук, так как философия, политология, социология, этика и т.д. Таким образом, этот предмет позволяет освоить основы этих наук.

Изучая этот предмет, школьники могут познать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т.д. Некоторые думают, что это не обладает особым значением, а на самом деле все зависит от того как человек смотрит на мир, и именно в этом и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят от того какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо ознакомится с самим миром и найти гармонию с ним. Чтобы найти гармонию с миром надо найти свое место в этом мире.

Получается, что этот предмет, не научит никакой профессии, но поможет формироваться как человек. Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все сферы общества: экономика, политика, культура и т.д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей, и знать, как действовать в определенной ситуации в зависимости от действий других.

Решения и действия людей, а также и причины, которые послужили этим действиям, объясняются обществознанием и тем, чему этот предмет может научить. Еще говорят, что в школе не учат жить. Учат, и пример того является предмет обществознание в школе, главное найти в себе силы учить, а еще понять для чего оно нужно. Для начала надо стать человеком, формироваться как личность, а потом чего-то добиваться чего-то. Обществознание поможет в этом. Предмет не очень простой, даже если кажется таким с первого взгляда, и на самом деле необходимо много чего учить и понять, и в этом помогут репетиторы по обществознанию и истории.

Кстати, если вас интересуют сейфы, то на сайте centersafe.ru представлена информация (http://centersafe.ru/) по самым разным моделям.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Источник

Что такое обществознание?

Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Картинка про Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс

Содержание

Зачем нам нужно обществознание?

Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»

Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.

С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.

Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Картинка про Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс

Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Источник

Зачем в школе изучают обществознание

Самый ТОП в обществознании

Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Картинка про Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Самый ТОП в обществознании

Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Картинка про Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Зачем в школе изучают обществознание

В школьной программе находится много важных предметов. Все они изучаются с определенной целью. Некоторые дисциплины особенно важны. Это русский язык и математика. Обществознание тоже считается важным предметом. Преподаватели уделяют большое внимание этой дисциплине.

Что изучается

Обществознание преподают во всех школах РФ. На уроках изучаются различные явления, происходящие в обществе. К главным задачам относят:

В основу обществознания входят знания и иных наук. Это психология, философия, этика и прочие предметы. При знакомстве с обществознанием ученики познают многие науки, при этом не тратят время на каждую дисциплину.

Некоторые отмечают, что это бесполезный урок, от которого нет толку. Но данное мнение ошибочное. На самом деле он осуществляет социализацию детей, подготовку к жизни.

Главные функции

Обществознание в качестве школьного предмета обладает следующими функциями:

Следовательно, обществознание имеет много важных функций. Но предмет не обучает конкретной профессии. Он предоставляет общее представление об многих важных жизненных процессах. Благодаря ему школьники будут формироваться как социальные личности.

Человеческий фактор имеет важное значение во всех сферах деятельности и разных профессиях. Какая бы специальность ни была выбрана, все равно нужно взаимодействовать с людьми. Именно этому и обучают на уроках обществознания. Еще там помогают познать себя.

Обществознание – это тот предмет, который действительно может пригодиться в жизни. Именно поэтому школьникам не следует его игнорировать.

Источник

Презентация по обществознанию на тему » Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке» (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Картинка про Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке? Выполнил преподаватель: Гаврилов А.Я. МОУ «Гимназия№7», Подольск

Общественные (социально-гуманитарные) науки – комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. К социальным наукам относят такие теоретические формы знания, как философия, социо­логия, политология, история, филология, психология, культурология, юриспруденция (пра­воведение), экономика, искусствоведение, этнография (этнология), педагогика и др.

Науки разделяются на три группы: Точные науки Естественные науки Общественные (гуманитарные) Математика, информатика, логика и другие Химия, физика, биология, астрономия и другие Философии, экономика, социология и другие

Вы спросите: а зачем всем людям нужны знания об обществе? Чтобы не чувствовать себя среди людей неуютно и незащищенно; Чтобы знать свои права и обязанности; Чтобы меньше было помех в работе и творчестве; Чтобы в стране была хорошая власть; Чтобы знать как общаться с другими людьми; Чтобы жить в коллективе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Признаки политической власти: 1) только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны; 2) характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений; 3) имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные); 4) действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть в современном мире должна быть: — ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную; — регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем; — нституциональна, т. е. имеет организационное выражение; — легитимна (лат. legitimus — законный), т.е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.

Признаки государства: Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом. Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ. Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Государство выполняет: внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся: на монархии (конституционные и абсолютные) На республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства : унитарные государства, федерации, конфедерации.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами. Гражданин — индивид, на политико-правовой основе, связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности, и в их рамках свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства

Источник

Профессор Знаев

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок «Что такое «обществознание» и зачем оно нужно?»

Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Картинка про Для чего нужно изучать обществознание 6 класс. Фото Для чего нужно изучать обществознание 6 класс

1. Вводно-мотивационная часть

Здравствуйте! Вы начинаете изучать курс обществознания. На наших уроках вы узнаете, как устроен сложный мир человеческого общества.

Первый вопрос, который можно задать: а зачем нам нужен этот предмет? Да и вообще, что это за наука такая (или не наука даже?) – обществознание?!

1.1. Зачем нужно обществознание

Давайте разбираться по порядку. Сначала: зачем? Могу дать два ответа.

Рекомендация для учителя. Разговор о будущем, о предстоящей выборе и сдаче экзаменов, о продолжении образования и построении карьеры всегда очень интересен для 6-классников. Поэтому в целях повышения мотивации можно на вводном уроке обществознания ознакомить детей с некоторыми экзаменационными вопросами по обществознанию (из ЕГЭ прошлых лет).

Но есть и другая группа выпускников, которые считают, что обществознание – самый лёгкий предмет на ОГЭ и ЕГЭ, который можно сдать даже если ты вообще не готовился. Действительно, что изучает обществознание? Общество и человека. Мы – люди, живём мы в обществе, из чего вывод: да мы всё итак знаем. Тут вынужден огорчить: сдать обществознание без подготовки невозможно. Во-первых, обществознание – самый популярный экзамен у детей, заканчивающих 9 и 11 классы. Есть обязательные предметы (пока это только русский язык и математика, на походе обязательный экзамен по иностранному языку), а есть предметы по выбору. И именно обществознание выпускники 9 и 11 классов выбирают чаще, чем другие предметы (историю, химию, физику, биологию, иностранные языки и пр.). Ежегодно почти половина выпускников в каждом регионе нашей страны (или даже больше) сдают обществознание. Поэтому есть основания полагать, что как минимум половина из вас рано или поздно решит сдавать этот экзамен. Почему? Кому-то для поступления в вуз нужно обществознание (например, будущим историкам, экономистам, социологам, юристам, учителям и т.д.). Действительно, для поступления на огромное количество специальностей в вузах нужно сдавать обществознание.

Во-первых, чтобы сдать обществознание, нужно знать материал. Например, вот вопрос из ЕГЭ одного из прошлых лет. Назовите два основания, по которым гражданин РФ имеет право претендовать на замену ему срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу. Как минимум, нужно знать, что в соответствии с Конституцией в нашей стране каждый гражданин от 18 до 27 лет является военнообязанным (за некоторыми исключениями), и может «отдать долг Родине» либо в виде срочной службы по призыву (1 год в армии или на флоте), либо в виде АГС – альтернативной гражданской службы. Во втором случае гражданин выполняет социально значимые работы, которые зачитываются ему за военную службу (но не 1 год, а либо 18 месяцев, либо 21 месяц): например, работает санитаром или медсестрой, механиком или водителем на «Скорой помощи» и т.д. Альтернативная гражданская служба связана с меньшими рисками и тяготами, чем срочная, поэтому претендовать на неё могут не все. Вот об этом-то нас и спросили: кто и на каких основаниях может на неё претендовать. Я не буду давать ответ на этот вопрос, каждый из вас может ознакомиться с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» (именно во втором из этих документов в статье 2 можно найти ответ на это задание из ЕГЭ).

Задание для обучающихся. Используя Интернет-ресурсы, а также официальный сайт Министерства обороны РФ и представленную на нём базу документов, найдите ответ на поставленный вопрос.

Итак, чтобы сдать экзамен по обществознанию, нужно знать материал, а, значит, нужно учить его с 6 по 11 класс. Но знать мало, нужно уметь применять знания: приводить примеры, решать обществоведческие задачки, предлагать нестандартные решения, писать эссе. Иногда на экзамене по обществознанию попадаются вопросы, на которые нет ответа ни в одном учебнике, и выпускник, сдающий экзамен, должен показать своё умение мыслить. Например, несколько лет назад было задание: «Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите три специальных условия для беспрепятственного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в судебных заседаниях». Ни в одном пособии и учебнике вы не найдёте ответ на этот вопрос. Здесь нужно уметь самому предложить решения или быть в курсе новостей – какие решения этой проблемы обсуждают в средствах массовой информации политики и общественные деятели. Я вновь не буду давать готовый ответ на этот вопрос: приглашаю поискать ответ самостоятельно, тем более, что вопрос не так сложен, как кажется на первый взгляд. Но ещё раз подчеркну две вещи:

· во-первых, при изучении обществознания важно следить за новостями из современной политической, социально-экономической и духовной жизни;

· во-вторых, сдать экзамен по обществознанию не так просто, как это кажется тем, кто к экзамену не готовился.

Задание для обучающихся. Изучив информацию, полученную из открытых источников, обсудите с родителями и с учителем обществознания возможные ответы на поставленный вопрос.

1.2. Обществознание для жизни

Но разве мы изучаем обществознание только, чтобы сдать экзамен? Конечно, нет. Безусловно, экзамен очень важен – многим из вас он откроет возможности получить престижное образование, высокооплачиваемую профессию и сделать успешную карьеру. Но дело не только в экзамене. Обществознание мы изучаем, прежде всего, для жизненной пользы: чтобы уметь применять знания на практике. Мы люди, и живём мы в обществе, поэтому те из нас, кто знает устройство общества и всех его сфер, выигрывает.

Например, вы, получив «двойку» по обществознанию, пошли гулять в лес и из-за плохого настроения разворошили палкой муравейник. Является ли это действие правонарушением? И понесёте ли вы за него наказание? «Знание – сила», – как верно отмечал английский философ, историк и политик XVI-XVII вв. Фрэнсис Бэкон. Я не буду давать готовый ответ. Найдите Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в нём отыщите стать «Уничтожение мест обитания животных» и узнайте, какое наказание от государства вы получите за этот свой необдуманный поступок. Но если вы это знаете, то ошибок совершать уже не будете. Я надеюсь на это!

Задание для обучающихся. Найдите в сети Интернет действующую редакцию Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и на основе изучения соответствующей статьи дайте ответ на поставленный вопрос.

Или, например, вы мечтаете зарабатывать на фондовом рынке, но для этого вам нужно знать, что такое ценные бумаги, чем акция отличается от облигации, и более того – чем привилегированная акция отличается от обычной. И вновь не буду давать ответ на эти вопросы, поскольку мы изучим этот материал на одном из следующих уроков (но, увы, не в 6-м классе, а чуть попозже).

Или, например, когда президент страны говорит о необходимости диверсификации экономики и форсировании процесса импортозамещения. Далеко не все граждане понимают, о чём именно идёт речь в этом предложении. Но это не относится к тем, кто добросовестно изучал обществознание.

Итак, обществознание – это и экзамен, и жизнь в обществе. Но что же мы будем изучать на уроках по этому предмету?

2. Роль общества в жизни человека и человечества

Два основных понятия, которые будут в центре нашего внимания, – «человек» и «общество».

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», – отмечал римский философ и государственный деятель Луций Анней Сенека (воспитатель императора Нерона). Действительно, в широком смысле обществом называют всех людей планеты Земля и все формы взаимоотношений между ними (в первую очередь, как отметил Сенека, это взаимоподдержка и взаимопомощь). Общество возникло с выделением человека из царства животных. Жизнь человека невозможна без общества; неслучайно древнегреческий философ Аристотель (учитель Александра Македонского) называл человека общественным животным.

В этом определении ёмко показана сущность человека, которая состоит как бы из двух частей. С одной стороны, человек – это животное. Да, с точки зрения биологии, мы с вами все принадлежим к царству животных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Homo и виду Homo Sapiens Sapiens (человек не просто разумный, а человек разумный разумный). Биологическая сторона человека (к примеру, наши биологические потребности) связывает нас с миром животных, обеспечивая нашу жизнедеятельность. Действительно, необходимость в пище, жидкости, сне и воздухе сближается нас с животными и обеспечивает саму возможность жить. Но с другой стороны, человек (в отличие от животных) способен преодолеть инстинкты, он совсем по-другому относится к биологическим нуждам. Человека делает человеком именно социальная сторона – то, что человек получает не от природы при рождении, а от общества – то, что он приобретает в контакте с другими людьми (моральные ценности, мировоззрение, любовь, тяга к искусству и познанию и т.д.).

Задание для обучающихся. Выполните задание 2, представленное в приложении к данному конспекту урока.

Человек не может стать человеком без общества. Во-первых, без общества (то есть без коллективной жизни людей) невозможно было бы появление человека разумного. Огромную роль в процессе эволюции сыграл общественный образ людей. Именно коллективный образ жизни заставлял первобытных людей искать эффективные формы коммуникации: возникает речь, возникают первые социальные нормы, которые регулировали поведение людей в коллективе (первобытные запреты, которые называют табу). Возникает разделение труда: сначала в одном племени, затем – между племенами (одни начинают заниматься оседлым земледелием, другие – кочевым скотоводством, а затем обмениваться между собой результатами труда). Возникают первые формы власти, из которых на рубеже 3-4 тысячелетия до нашей эры появляются первые на нашей планете государства (Египет, Месопотамия, Элам). Современные учёные однозначно заявляют: не сложилось бы человеческого общества – не было бы Человека Разумного и всех нас такими, какие мы есть.

Рекомендация для учителя. Желательно повторить с обучающимися материал из курса истории 5 класса, связанный с эволюцией человека. Необходимо обобщить выводы, какую именно роль сыграл общественный образ жизни в эволюции предков человека.

Всё это история; но играет ли общество столь значительную роль в становлении человека на современном этапе? Да. Без общества ни один из нас не может стать человеком в подлинном смысле слова. Рождаясь, человек вступает в общество и учится в нём всему. Начинается процесс социализации – приобщение человека к социальным нормам и освоение того, что социологи называют социальные роли – модели поведения людей в определённых ситуациях. Этот процесс начинается с рождения и продолжается всю жизнь, поскольку на разных этапах жизни человек осваивает новые и новые социальные роли: в детстве – сын или дочь, друг, ученик, в молодости – студент, в зрелости – муж / жена, отец / мать, работник и так далее. Без общества этот процесс невозможен.

Рекомендации для учителя. Желательно дать обучающимся задание привести несколько примеров социальных ролей, которые они выполняют ежедневно. На основании приведённых ими примеров можно сделать вывод о том, насколько обучающиеся освоили понятие «социальная роль».

Известно множество примеров так называемых «детей Маугли» или феральных детей. Это дети, которые по различным причинам оказались изолированными от общества и других людей с раннего детства. Их называют именем героя Редьярда Киплинга Маугли, которого бросили родители, спасаясь от тигра Шерхана, а он чудом уцелел и воспитывался в семье волков. Таких детей и в наши дни находят не только в отдалённых районах, но и в центрах крупных городов; причина тому – безответственные родители. Эти дети растут либо в одиночестве, либо воспитываются животными и не умеют ходить прямо, разговаривать, часто подобно диким животным опасливо относятся к людям. К примеру, найденная в 2009 г. инспекторами по делам несовершеннолетних в одном из домов города Уфа 3-летняя девочка ела и спала вместе с собаками, побаивалась людей, норовила, как собака, встать на четвереньки и не знала, что такое ложка. Если такие дети жили с животными первые 3-6 лет своей жизни, то они практически не могут освоить человеческую речь и даже прямохождение, не говоря уже о том, чтобы включиться в нормальную общественную жизнь.

Итак, роль общества в жизни всего человечества и в жизни каждого отдельного человека огромна.

Из чего же состоит общество?

3. Из чего состоит общество?

Обычно обществоведы выделяют четыре сферы общественной жизни, называя их подсистемами общества (поскольку само общество представляется как система, которая состоит из множества элементов).

Экономическая сфера – сфера производства товаров и услуг, их продажи и потребления. Экономическая сфера всегда играла огромную роль в жизни и выживании общества: именно то, что производится в экономике, удовлетворяет наши материальные потребности. К экономике относятся: сельское хозяйство (земледелие, животноводство), промышленность (заводы и фабрики), торговля, финансы, деньги, ценные бумаги (о двух из них мы уже говорили, помните, о каких?). Производство автомобилей на АвтоВАЗе в Тольятти Самарской области, выращивание картофеля в Липецкой области, строительство Транссибирской магистрали в конце XIX – начале ХХ вв., работа соседнего с вашим домом продуктового магазина – всё это экономика. При изучении экономики вы узнаете, что такое бизнес-план и в какой форме можно создать свой собственный бизнес, какие налоги обязан платить гражданин России, куда семья может вложить свои накопления и т.д. Кстати, слово экономика происходит от двух древнегреческих слов, которые означают «управление домашним хозяйством».

Социальная сфера (от латинского слова «социум» – общество), к которой относится семья, социальные группы (классы, сословия, касты). Каждый человек одновременно принадлежит к множеству социальных групп: по возрасту – вы подростки, по принадлежности к народу – кто-то из вас русские, кто-то – татары, кто-то – чуваши, кто-то – киргизы и т.д., по месту поселения – кто-то из вас горожане, кто-то – жители деревень и сёл, по профессии кто-то из ваших родителей инженер, кто-то – учитель, кто-то – управленец, кто-то шахтёр, фермер, сотрудник полиции и т.д. Из истории Древней Индии вы помните жёсткое разделение общества на касты, между которыми запрещены браки и иногда даже просто общение. Социальные группы составляют социальную сферу. Изучая социальную сферу, вы узнаете, какие виды семей существуют, что регулирует поведение людей, и чем закон отличается, например, от морали и обычая.

Духовная сфера (сфера культуры) – сфера производства смыслов и удовлетворения духовных потребностей (это потребности в познании, вере, творчестве, прекрасном). К духовной сфере относятся различные искусства, науки, система образования, религия. Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге», скульптура Веры Игнатьевны Мухиной «Рабочий и колхозница», кинофильм Владимира Валентиновича Меньшова «Москва слезам не верит», получивший популярную кинопремию Американской Академии киноискусства «Оскар» в 1981 г. как лучший фильм на иностранном языке, икона Андрея Рублёва «Троица» – всё это произведения духовной культуры. При изучении духовной сферы жизни общества, вы узнаете, что такое религия и какие существуют мировые религии, на какой ступени образования в РФ вы находитесь и какое образование можно получить, как можно стать кандидатом наук и каких именно наук и не только это.

Политическая сфера – сфера управления обществом, ядром которой является государство. Государство – это аппарат управления обществом на определённой территории. Государство составляют органы власти. Изучая политическую сферу жизни общества, вы узнаете, какой бывает власть, почему некоторые страны возглавляют короли, а некоторые – президенты, как стать президентом России и каковы президентские полномочия и не только это.

Задание для обучающихся. Выполните задания 3-4, представленные в приложении к данному конспекту урока.

Итак, что же изучает обществознание?

Во-первых, человека как биосоциальное существо.

Во-вторых, общество как совокупность всех людей, форм взаимоотношений между ними и их объединений (в широком смысле).

Общество состоит из четырёх сфер, которые взаимосвязаны между собой: политической, экономической, социальной и духовной.

Общество существует в двух сферах: природа (естественная среда, которая не создана человеком, а возникла сама собой) и культура (её создал человек на основе природных материалов, поэтому культуру также называют второй природой).

Обществознание не является наукой. Это школьный предмет, который объединяет несколько общественных наук:

Задание для обучающихся. Выполните задание 5, представленное в приложении к данному конспекту урока.

Итак, сегодня мы кратко остановились на важнейших для курса обществознания понятиях: человек и общество. Мы с вами сделали первый шаг в изучении того, как устроен сложный мир человеческого общества. Я желаю вам с интересом и усердием изучить весь курс обществознания и стать настоящими гражданами Российской Федерации.

А на досуге задумайтесь, чем именно вам пригодится изучение этого нового предмета – обществознание?

Задание 1. Назовите понятия, упомянутые на уроке

дети, которые по различным причинам оказались изолированными от общества и других людей с раннего детства

процесс усвоения человеком социальных норм и социальных ролей, который продолжается на протяжении всей жизни

модель поведения людей в определённых ситуациях

естественная среда обитания человека и общества, которая не создана человеком, а возникла сама собой

«вторая природа», т.е. искусственная среда обитания человека и общества, созданная человеком из природных материалов (т.е. всё, что создано руками человека)

совокупность всех людей, форм их взаимоотношений между ними, а также форм их объединений

аппарат управления обществом на определённой территории, который составляют органы власти и чиновники

Задание 2. Установите правильное соответствие между примерами качеств людей и тем, к какой стороне человека (биологической или социальной) они относятся

ПРИРОДА КАЧЕСТВ
ЧЕЛОВЕКА

а) цвет кожи, разрез глаз, форма носа и губ

б) отзывчивость, добродушие, вежливость, воспитанность

в) способность в физическому развитию

г) способность к продолжению рода

д) способность ставить осознанные цели собственной деятельности

е) способность оценивать свои собственные поступки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *