Для чего нужно изучать проф этику
Профессиональная этика
Профессиональная этика сопровождает жизнь професообщества с момента его возникновения. Это свод правил, который связан с моралью и этикой. В каждой сфере деятельности кодекс свой, но правила выстраиваются на общих принципах самой работы. Она охватывает особенности, трудности и тонкие детали сферы.
Есть ряд факторов, от которых зависит профессиональная этика. Этот кодекс не просто существует — нормы этики воспитываются внутри команды, каждый сотрудник отлично знает, что можно, а чего нельзя делать. В итоге наблюдается рост корпоративной культуры, каждый сотрудник чувствует себя частью чего-то большого и важного. При этом улучшается качество решения задач, растет продуктивность отдельного специалиста и компании в целом. Обо всем этом подробнее мы расскажем ниже, поэтапно, в рамках этой статьи.
Понятия и терминология
Этика — свод принципов, которые обязательны для исполнения, если человек контактирует с другими людьми. Без нее нельзя было бы определить, что приемлемо для общества, а что нет. Все поступки были бы равны, а потому сложно было бы понять, кто хороший человек, а с кем лучше не иметь дела. Без правил царил бы хаос, последствия которого предугадать сложно. При этом данный свод правил применим не только к частной, но и к профессиональной жизни. Это и есть профессиональная этика.
Человеческие массы задействованы в разных сферах деятельности. Не все работают в крупных компаниях, имеют свой бизнес. Много местечковых организаций и ИП, которые так же являются игроками большого бизнес-рынка. Несмотря на это в каждой такой сфере и компании есть свои правила, которых стоит придерживаться. Эти правила регламентируют отношения внутри коллектива, внешний вид сотрудников, варианты коммуникации между подчиненным и руководителем и т.д.
Несмотря на обилие профессиональных сфер, нормы этики одинаковы для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к профсообществу. Безусловно, есть детали, присущие какому-то одному сообществу, однако общие нормы едины для всех. Например, уважительное отношение к клиенту, нормы при взаимодействии с коллегами и партнерами, деловой этикет и т.д.
Чтобы стало еще понятнее, профэтика — это правила поведения, которые обязательны к исполнению при нахождении на рабочем месте. Это служебный долг, который необходимо отдавать день за днем.
Главные принципы и факторы
Принципы поведения в профсообществе сделали возможным:
Нормы этики вырабатывались за несколько десятков и даже сотен лет. Они появляются под влиянием существующих в обществе моральных принципов и обстоятельств, которые сопровождают деятельность. Эти обстоятельства вынуждают действовать определенным образом, таким, который и регламентируются этикой.
Особенности профессиональной этики
Они связаны со спецификой конкретных условий. Обычно все они перечислены в моральных кодексах для специалистов.
Профэтика связана с работой, которая ставит клиентов в зависимость от специалистов компании. Это сферы, где от действий сотрудников зависит судьба людей.
Профессиональная этика не связана с неравенством человеческих масс. Однако в некоторых сферах предъявляются высокие моральные требования. Речь идет о сферах, где процесс труда основан на взаимодействии команды: здесь действия должны быть согласованными и основаны на солидарности и доверии.
Профэтика регламентирует моральные качества тех, кто по долгу службы вынужден распоряжаться жизнями людей или материальными ценностями. Речь не о фактическом уровне морального восприятия, а о качествах, которые необходимы для работы.
Стандарты: основная суть правил поведения
Суть стандартов заключается в выполнении обязанностей каждым специалистом сферы. Безупречность связана с принятыми в обществе традициями, принципами, нормами.
От уровня стандартов зависит качество и скорость принятия решений в стрессовых для компании ситуаций. Однако каждое действие должно быть согласовано с принятыми в сообществе нормами.
В идеальной картине выбор действия независим от внешних обстоятельств. В кодексе невозможно прописать все случаи, сотруднику предстоит самому решать, что находится в рамках, а что за их пределами.
Некоторые этические принципы закрепляются в законодательстве и следование им контролируется самой компанией и правительством.
Виды профессиональной этики
К видам этики относятся:
Каждый вид связан с особенностями деятельности, основанной на нормах морали.
Деловое общение и бизнес-система
В любой бизнес-среде есть свои этические нормы. Российский бизнес тоже ими обладает, однако уровень развития здесь достаточно низкий. И если в крупных компаниях все еще не так плохо, то совсем небольшие предприятия этику соблюдают лишь на словах.
В бизнес-сообществах некоторых стран этика приравнивается к титулу. Например, в США и Европе. Если в должности вписан титул — все понимают, о чем идет речь и что это дает его обладателю.
Несмотря на все это, в бизнесе конфликты возникают часто. Они возникают из-за руководителей компаний, поведение которых расходится с общепринятыми нормами. Это вредит репутации компании, а иногда становится причиной закрытия организации.
Решить проблему деловой репутации можно, уделяя ей время и внимания. Пример можно брать с крупнейших компаний, таких как «Яндекс. Они, как никто, соблюдают принципы и не скрывают этого. Кажется, что иначе они не умеют жить, этические нормы для них так же естественны, как и для других компаний дресс-код.
Распределение по специальностям
Профессиональная этика важна. И если для одних сфер она все таки может быть условной, то в других выполнение правил кодекса обязательно. Сейчас наблюдается отличная тенденция: все больше компаний вводят обязательные правила, невыполнение которых влечет за собой пусть и небольшое, но наказание.
Высокие требования к этике предъявляются в сферах, где от действий одних людей зависят жизнь и здоровье других. В идеальной картине мира правила работают для всех — ведь только так можно добиться качественного решения задач и улучшения всех сфер жизни.
Что такое ЭТИКА, простыми словами. Что изучает этика
Этика. Задаваясь вопросом, что такое этика, многие даже не подозревают, насколько богато и широко это понятие. Оно может подразумевать под собой взаимоуважение, культуру общения, изменение взглядов на жизнь, возможность духовного развития или карьерного роста. Поэтому важно уметь правильно и своевременно распорядиться имеющимися знаниями для достижения заветной цели.
Что изучает этика?
С древнейших времен этика как наука представляет собой одно из направлений философии, которое занимается исследованием нравственных и моральных ценностей различных социальных групп. Подобная связь с философской наукой объясняется тем, что для понимания основополагающих моментов этики требуется знание основ философии.
Что такое этика? Рассматриваемое понятие часто называют областью знаний, включающую в себя изучение столь важных для развития общества норм – поведения, правил, традиций, оценку целей и поступков человека в той или иной ситуации. Основные вехи этой науки применяются в изучении социальных, политических, семейных вопросов.
Чем этика отличается от этикета?
Все мы с детства помним, что нас учили соблюдать правила этикета, это касалось поведения не только в общественных местах, но и дома. Этикет – это группа норм или правил поведения в общественных местах. Вот некоторые из них:
Современная этика, в продолжение традиций древних философов и мыслителей, занимается изучением более глубоких нравственных проблем человечества. Поэтому созвучные понятия этика и этикет имеют различные определения, но определенно важное, и в некотором смысле схожее значение для общества. К таковым могут относиться:
Этика и психология
Как правило, этика личности является неотъемлемой частью при изучении различных разделов такой науки, как психология. Это связано с тем, что указанная наука занимается исследованием психологических аспектов личности, ее существования, взаимодействия с окружающим обществом, процессов, которые протекают в сознании человека и зачастую служат причиной его поступков. Этика, вдобавок, рассматривает поведение и мировоззрение человека, но с точки зрения моральных и нравственных устоев и традиций, сложившихся в обществе.
Задаваясь вопросом, что же такое этика, можно рассмотреть некоторые ее функции, при помощи которых можно скорректировать некоторые моменты в психологическом и моральном воспитании личности и всего общества в целом:
Профессиональная этика
Важным направлением в изучении этических норм является их распространение на трудовую сферу деятельности человека. Устраиваясь на работу, важно помнить, что такое профессиональная этика. Это система моральных норм и правил поведения специалиста, в которую заложена особенность конкретной производственной сферы. Ее соблюдение зачастую является обязательным требованием на рабочем месте, залогом успешного развития, и, возможно, даже карьерного роста.
Корпоративная этика
В настоящее время сотрудники большинства предприятий и компаний, как зарубежных, так и российских, знают, что такое корпоративная этика – система нравственных и моральных принципов, опираясь на которые сотрудники взаимодействуют между собой или со сторонними организациями. В данном случае этические нормы позволяют устанавливать и регулировать отношения между сотрудниками и их подход к решению поставленных задач или выполнению плана. Корпоративная этика может включать в себя следующие принципы:
Деловая этика
Всем предпринимателям, менеджерам и высокопоставленным должностным лицам известна этика делового общения – комплекс норм служебного поведения, которая направлена на достижение поставленных целей. Зачастую она включает в себя следующие составляющие:
В большинстве случаев некоторые правила делового общения идут вразрез с особенностями характера и менталитета сотрудника. В данной ситуации стоит выбирать между требованиями рабочего процесса и привычкой или собственными принципами. В некоторых случаях соблюдение этики делового общения может стать залогом успешного развития бизнеса и продвижения по карьерной лестнице.
Религиозная этика
Для церковных традиций характерны свои моральные ценности, ведь религия и этика неразрывно связаны друг с другом. Религиозная этика представляет собой систему нравственных устоев, характеризующих поведение и сознание человека. Они опираются на церковные заповеди, но не ограничиваются ими. Кроме взаимоотношений внутри общества, этика в религии устанавливает моральные правила и нормы отношений между человеком и Богом, возможность прощения, исцеления и веры людей в божественное начало.
Этика семейных отношений
В семье этика отношений, помимо любви и привязанности – основополагающая часть счастливого брака. В данном случае моральные ценности основываются на следующих принципах:
Обратите внимание на то, что этика взаимоотношений между брачными партнерами и родственниками важна для сохранения полноценной и счастливой семьи, морального и нравственного воспитания будущего поколения. В связи со скоротечным ритмом жизни, большое количество населения порой даже не реагирует на слова или поступки близких им людей: супругов, родителей, детей.
Светская этика
Отвечая на вопрос, что такое светская этика, важно вспомнить определение термина «светский» — гражданский, не церковный. Отсюда следуют, что светская этика, это свод моральных принципов, основанных на деятельности гражданского общества без влияния церкви. Эти принципы, как правило, выделены разумом, а не сознанием человека. Они регулируют отношения между людьми с точки зрения морали, вводят понятия добра и зла, благодетели и сострадания, без которых невозможна жизнь цивилизованного общества.
Этика в интернете
В Интернете этика сетевого общения представляет собой манеру общения человека при отсутствии личного контакта с оппонентом. Независимо от подобной особенности, она не является разрешением к оскорблению и нецензурным шуткам в чужой адрес. Помимо столь распространенной проблемы при общении во всемирной паутине, этика сетевого общения может включать в себя следующие принципы:
Социальная этика
Для цивилизованного общества характерна этика социальной работы, которая включает в себя нормы взаимодействия людей в социуме. Подобные правила или принципы могут регулировать деятельность индивида в обществе, поддерживать его существование, повысить ответственность лиц, отвечающих за нормальное развитие социума. Самому же человеку важно придерживаться норм социальной этики для благополучного развития, как самого себя, так и общества, которое его окружает.
Моральная этика
Понятия этика и мораль часто употребляются в одном контексте. Моралью называются нормы для регулирования поведения или оценки поступков человека, его взаимоотношений с обществом, а также особенностей политического и межгосударственного взаимодействия. Моральная этика же представляет систему подобных норм, применимых в различных сферах деятельности общества:
В любой сложившейся ситуации важно помнить, что такое этика, и что это понятие существует не только для урегулирования, но и оценки взаимодействия людей в различных сферах их жизнедеятельности. Следуя этическим нормам, можно найти необходимый баланс для комфортного существования, осознать грань между добром и злом, научиться быть справедливым и милосердным, чего иногда не хватает современному обществу.
Что изучает профессиональная этика?
Во-первых, профессиональная этика изучает нравственно-общественный смысл профессии. Она показывает как в той или иной деятельности реализуются конкретные потребности и интересы общества и как к этим потребностям и интересам относится каждый работник и организации, фирмы, компании и пр. Здесь определяются цель профессиональной деятельности и её мотивация, выбор нормативных установок и средств реализации намечаемой цели, оценка результатов труда и их нравственно-общественного смысла. Можно говорить, что имеется ряд моментов, которые присущи всем видам профессиональной деятельности. Прежде всего, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса, а также те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и с обществом.
Во-вторых, профессиональная этика рассматривает нравственные качества личности, которые являются необходимыми для выполнения их профессиональных функций. Нравственные качества должны выступать как основа, принципы и образцы внутренней самоорганизации личности специалиста конкретной профессии, как необходимые компоненты профессиональной компетенции. Как правило, эти качества формируются на основе характерных обязанностей и задач профессии, а также определяются общественным мнением. Моральные качества, требуемые от специалиста, находят свое воплощение в профессиональных кодексах. Обозначенные профессиональной нравственностью качества специалистов должны опираться на общие моральные нормы осуществления трудовых обязанностей. Несомненно, это долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результат труда, порядочность, обязательность. Здесь главными критерием практической деятельности становится высокая мера труда, отношение человека к делу.
В-четвертых, профессиональная этика рассматривает отношения внутри организаций и те специфические для данной профессии нормы, в которых нашли свое воплощение эти отношения. Существование специфических отношений между людьми в профессиональных группах порождает своеобразие нравственных норм, призванных регулировать эти отношения. Но при всём многообразии и своеобразии целей и задач той или иной профессии, которые порождаются разными социальными условиями, в них имеются и непреходящие элементы, вытекающие из самой природы профессиональной деятельности.
Содержание этих моральных требований к отношениям внутри организации представлено в корпоративных кодексах. Корпоративные кодексы наиболее действенны в бизнесе США. Специфика корпоративных кодексов заключается в том, что ориентированы они, в первую очередь, на нужды самой компании. Так, большинство американский корпоративных кодексов требуют от служащих ставить благо организации выше собственного, а в частной жизни сотрудники не имеют права предпринимать потенциально опасные для организации действия. Однако об обязательствах фирмы перед своими служащими упоминается в этих положениях крайне редко.
Помимо морального содержания отношений внутри организации в корпоративных кодексах, как и в профессиональных, содержатся положения о правилах поведения с клиентами, а также обосновываются принципы деловых контактов с партнерами, конкурентами и государством.
Согласно многим американским корпоративным кодексам, сотрудники подлежат наказанию за следующие нарушения: предложение взятки и согласие ее принять, совет дать или принять взятку; принятие дорогих подарков принятие решений или участие в принятие решений, отвечающих личным интересам, неуступчивость в конфликте интересов; личное поведение, нанесшее вред репутации компании; ведение противозаконной политической деятельности; неоправданное завышение или занижение цены; прямое или косвенное использование внутренней информации в личных целях; фальсификация данных о положении дел в компании. В качестве санкций за нарушение корпоративных кодексов очень часто используется увольнение.
В свою очередь реализация профессионального долга может противоречить личным, а иногда общественным интересам. Выбирая тот или иной вариант поведения человек или жертвует меньшим благом для достижения большего, или ищет пути для их гармоничного сочетания, если речь идет о равновеликих нравственных ценностях. Через понятие профессионального долга можно определить профессиональную этику, как совокупность моральных норм определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его – к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии.
Также необходимо выделить понятия профессиональная честь и профессиональное достоинство. В понятии профессиональной чести находит свое выражение оценка значимости той или иной профессии для общества. Осознание этой значимости существенно для представителей многих профессий и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Эти понятия, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать достаточно высокий уровень нравственности конкретного вида деятельности и отношений в его рамках.
Для целого ряда профессий (педагога, судьи и др.) необходимым понятием профессиональной этики является профессиональная справедливость. Прежде чем принять то или иное решение, определиться с конкретным действием, направленным на личность другого человека, необходимо всесторонне исследовать всю ситуацию, глубоко проанализировать все обстоятельства. Профессиональная справедливость отрицает действия по шаблону, по указки «сверху», «призывает на помощь» совесть, требует значительных напряжений при осуществлении нравственного выбора. Быть справедливым не так уж и просто.
Профессиональная этика имеет еще одно понятие, которое раскрывает смысл нравственных отношений к людям в процессе осуществления своей деятельности. Это понятие профессионального такта. Оно подразумевает понимание и соблюдение чувства меры в отношениях с людьми, без которого не может быть уважительного и доброжелательного отношения к людям.
В профессиональной этике находят свое воплощение некоторые принципы морального сознания.
Прежде всего, для любой профессии исходным является принцип гуманизма. Он требует уважительного отношения к личности человека, признания ее неповторимости и самодостаточной ценности. Этот принцип противостоит такому взгляду на личность, когда она рассматривается как средство для достижения каких-то, пусть очень важных целей.
Еще одним важным принципом профессиональной этики выступает принцип патриотизма. Он реализуется в высокой идее: служения своему Отечеству посредством реализации своего профессионального долга. Однако принцип патриотизма не должен сводиться к отрицанию достижений других наций, огульной критике чужих государств, неуважительного отношения к культуре и традициям других народов.
Принцип оптимизмареализуется в профессиональной нравственности через веру в людей, с которыми приходится иметь дело по долгу службы, желание видеть их счастливыми, здоровыми, развитыми. Без этой веры невозможным становится реализовать планы деятельности, а в целом, осознать смысл и высокое предназначение свой профессии.
Профессиональная мораль должна всегда рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможно обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов в профессиональной морали, преодоление отживших нравственных правил и оценок. В свою очередь, игнорирование или нарушение принципов и норм профессиональной нравственности сопровождается разрушением и общих моральных установок. Все это тем более важно, так как работник сферу туризма, гостеприимства имеет дело с познавательной функцией человеческого сознания. Следовательно, здесь изначально важен «человеческий фактор», поскольку клиент стремится расширить свой кругозор, он заинтересован в общении, пытается понять, как живут другие народы, каковы их достижения в искусстве, науке, технике, быте.
Безответственное отношение работника к своим профессиональным обязанностям представляет опасность для людей, включенных в систему отношений этого вида деятельности, и наносит ущерб обществу. В свою очередь происходит деградация личности самого специалиста, потеря им нравственной культуры деятельности, профессионализма в целом.
Этика делового общения: что это такое и зачем она необходима
Определение этики делового общения
Этика делового общения – это целый ряд норм и правил, которые регламентируют поведение каждого человека в процессе осуществления им трудовой деятельности. Сюда необходимо отнести как четко определенные правила, так и негласные. То, какие именно нормы существуют в той или иной конкретной организации, зависит от множества нюансов, среди которых:
Для чего необходимо знать и придерживаться этики делового общения?
Без нее деловое общение приобретает абсолютно беспорядочный характер. Этика делового общения необходима не только для общения между сотрудниками компании, но также для ведения переговоров с представителями других организаций, Клиентами и т.д.
Какое оно, деловое общение?
Нормы и стандарты, в соответствии с которыми протекает деловое общение, условно можно разделить на две группы:
Все деловое общение можно условно разделить на две категории:
Первое значительно результативнее, а наиболее сложным вариантом делового общения считается разговор по телефону.
Некоторые правила и рекомендации
Можно выделить целый ряд основополагающих принципов, которые следует знать каждому, кто хочет добиться успеха в своей профессиональной сфере деятельности:
Этика бизнеса. Что нужно знать о культуре делового сотрудничества?
Этика бизнеса, профессиональных отношений – это давнее понятие, возникшее со времен осуществления людьми первых сделок обмена какими-либо предметами. Очевидно, что сегодня этика бизнеса существенно изменилась и включает в себя соблюдение прав каждого человека, принятие общечеловеческих норм поведения, строгое исполнение законодательных и нормативных актов.
Этические правила отношений в бизнесе
Правила бизнес этикета или профессиональной этики выстраиваются преимущественно на соблюдении общепринятых моральных норм и норм законодательства. Для достижения целей и получения большей прибыли подходят далеко не все средства. Конкуренция, какая бы она ни была жесткая, не должна вестись «грязными» методами.
Основные направления бизнес этики
Каждое направление имеет свои принципы, как закрепленные законодательно, так и неписанные правила, принятые обществом как необходимые.
Отношения внутри коллектива
Внутренняя этика определяется каждой компанией самостоятельно с учетом отраслевых или исторических традиций. Наряду с этим имеют место единые стандарты:
Партнерские отношения
Правила партнерских отношений указывают на недопустимость каких-либо махинаций и подтасовок. Махинация – это форма обмана, которая дает кратковременный результат. Информация об обмане при совершении сделки рано или поздно вскроется и приведет в дальнейшем к финансовым потерям.
Отношения с клиентами
Сегодняшний клиент владеет достаточной информацией, поэтому вводить его в заблуждение не только сложно, но и чревато последствиями, учитывая возможные судебные разбирательства.
Общаясь с клиентом:
Внесоциальные стандарты
К внесоциальным стандартам относятся экологические и эстетические правила ведения бизнеса. Например, сброс отходов в реку – это процесс, который негативно воздействует на окружающую среду и противоречит всем нормам этики.
Неукоснительное следование этике ведения бизнеса позволит: создать деловую, рабочую атмосферу внутри коллектива; организовать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами; получить достойную репутацию у клиентов. Все это будет способствовать развитию и процветанию бизнеса.
Переписка по электронной почте: этика и правила
С развитием интернета в нашу жизнь пришёл новый вид связи, ставший уже привычным для всех – электронная почта. Ей пользуется каждый из нас в большей или меньшей степени. Это касается и общения по деловым вопросам, и решения личных вопросов. Но даже в офисах, где сотрудники каждый день используют email, зачастую сталкиваешься с отсутствием понимания базовых правил ведения такой переписки.
Итак, что же стоит учесть при написании писем посредством электронной почты, чтобы зарекомендовать себя как грамотного и этичного человека?
В первую очередь необходимо решить, кому вы пишете, в зависимости от поставленной цели. Если вы берёте информацию с сайта, постарайтесь определить именно то контактное лицо или отдел, который отвечает за ваш вопрос. Не пишите на все указанные адреса, указанные в разделе «Контакты». Если это внутренняя корпоративная почта, не используйте массовые рассылки, а постарайтесь сузить круг адресатов до заинтересованных или ответственных лиц.
В случае, когда вы не уверены в корректности адресата, в конце запроса вы можете добавить фразу «Если запрос не к вам, прошу переадресовать мое письмо ответственным лицам, либо сообщить их контакты».
И ещё один нюанс – при ответе на письмо обратите внимание, стоит ли оставлять все адреса в копии или есть смысл сократить список.
Обязательно указывайте тему письма. Правильная тема письма привлекает внимание и интерес. Тема должна быть четкая и лаконичная, без сокращений, множества пунктуационных знаков и заглавных букв. Отразите в ней основную суть запроса.
Конечно, начать письмо необходимо с приветствия. Самый оптимальный вариант — вне зависимости от времени суток использовать фразу «Добрый день!». Если переписка неформальная, можно написать и «Доброго времени суток», и «Привет!», но поздороваться в любом случае необходимо.
Если вы пишете одному человеку и знаете его имя, обязательно укажите его в приветствии. Ведь всем известно, что личное имя — самое приятное слово для человека. Тогда адресат более внимательно воспримет ваш запрос. Если пишете группе людей, используйте, в зависимости от ситуации, слова коллеги, друзья, партнёры.
Обратите внимание на длину текста. Все зависит от ситуации и контекста, но не стоит делать письмо слишком длинным, иначе информация будет воспринята частично или не дочитана до конца. Пишите кратко и по существу, без лишних слов. Не используйте сокращения и жаргон.
Если текст длинный, разбивайте его на небольшие абзацы или нумерованные пункты.
Не стоит использовать крупный шрифт и выделение ярким цветом без необходимости.
В конце письма обязательно нужна подпись. Если вы выступаете как представитель компании, то в подписи также должны быть указаны наименование компании, ваша должность и контакты. Если переписка не столь формальная, то достаточно имени. Стандартной является фраза «С уважением» перед именем, либо «Спасибо!».