Для чего нужно лето для учеников
5 причин учиться во время летних каникул
Вот они, долгожданные каникулы! Повод ли это расслабляться и ничего не делать? Наш блогер, преподаватель иностранных языков Елизавета Хохлова, рассказывает о пользе занятий летом и о том, в каких случаях можно заниматься в каникулы, а в каких нет.
1. Летом можно сосредоточиться на самых важных предметах
Конечно, не стоит пытаться организоваться полноценный учебный процесс летом. Речь идёт о нескольких часах в неделю, которые можно потратить на то, что действительно важно для ребёнка. Это может быть предмет, который он собирается сдавать на ЕГЭ или ОГЭ, или тот, по которому немного отстаёт в школе. Летом есть время на то, чтобы разобраться во всех нюансах и сложных темах.
2. Учиться летом иногда эффективнее, чем во время учебного года
Ученики, с которыми я занимаюсь индивидуально в течение года, часто жалуются: им нравится английский и хочется заниматься им больше, но в школе дают такой объём домашнего задания, что сосредоточиться на углублённом изучении одного предмета просто невозможно. Прибавьте к этому вечный недосып, стресс из-за контрольных и подготовку к школьным мероприятиям — к концу года многие ученики выжаты как лимон. Как только школа заканчивается и дети немного приходят в себя, у них появляются силы и время на то, чтобы заниматься полноценно и эффективно.
3. Длинный перерыв может негативно сказаться на учёбе в дальнейшем
Есть понятие «кривая забывания». Сразу после изучения нового материала ученик помнит большую часть, но со временем, если тему регулярно не повторять, она забывается. Поэтому часто мы сталкиваемся с тем, что ученик, который бойко отвечал на уроке в мае, в сентябре приходит как чистый лист. Особенно это заметно у детей помладше: кривая забывания у них короче, чем у взрослых, поэтому им особенно важно заниматься регулярно, без длинных пауз.
4. Если летом заниматься хотя бы чуть-чуть, будет намного проще вернуться к учёбе осенью
Первые недели сентября даются непросто как детям, так и родителям. Кроме того что школьники забывают часть материала и приходится быстро навёрстывать, есть и другая проблема: многие из них отвыкли от режима дня, необходимости сидеть на уроках и делать домашние задания. Если летом продолжать заниматься в облегчённом режиме, хотя бы пару часов в неделю, возвращение в школу пройдёт намного менее болезненно.
5. Летом намного больше возможностей сделать занятия разнообразнее и интереснее
Когда я говорю «занятия летом», я имею в виду не чтение огромных параграфов и выполнение заданий в рабочей тетради (хотя если вдруг ученику это нравится, то почему нет). Независимо от того, планируете ли вы занятия с репетитором или подросток будет заниматься сам, обучение можно сделать намного более нестандартным, чем обычно.
Почему школьные каникулы в России (не) нужно сократить
Можно играть, смотреть документальные фильмы, читать научно-популярные книги по теме, ходить в музеи и на экскурсии, поехать в языковой лагерь и так далее. Список огромен, поэтому вы можете выбрать то, что наиболее доступно и интересно для вас и ребёнка, а также то, что лучше всего отвечает вашим целям. Конечно, если речь идёт о лете перед 11-м классом, стоит выделить немного времени и на стандартную учёбу, выполнение тестовых вариантов ЕГЭ и так далее, но не ограничивайтесь ими! Цель — не выучить как можно больше, а не забыть уже знакомое, углубить знания и, главное, заинтересоваться предметом ещё больше.
Занятия ни в коем случае не должны быть навязаны. Если ребёнок люто ненавидит математику, не стоит заставлять его учить её ещё и во время каникул. Занятия летом стоит продолжать тогда, когда ребёнок явно заинтересован и как минимум настроен нейтрально, но не негативно. Помните: забывать про отдых нельзя, всё-таки лето — это в первую очередь каникулы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нужно ли ребенку летом заниматься школьными предметами?
Родительский чат, который, казалось бы, должен был на лето утихнуть, гудит как улей. Все дело в них — в заданиях на каникулы. Дети отказываются учиться, преподаватели пугают плохими оценками, а родители возмущаются, что «выполняют работу учителей». Кто прав? И чем детям все-таки стоит заниматься на каникулах?
Если разрешить ребенку отдыхать все три месяца каникул, то есть вероятность, что начало учебного года окажется для него куда более сложным, чем могло бы. Как родителям найти золотую середину, чтобы их дети и силы восстановили, и знания не расстеряли? Рассказывают эксперты.
«Летнее чтение формирует у маленького школьника привычку читать»
Ольга Узорова — учитель, методист, автор учебно-развивающих пособий для учеников и учителей
Конечно, во время летних каникул ребенку необходимо отдохнуть. Хорошо, если есть возможность больше времени проводить на свежем воздухе — кататься на велосипеде, играть в футбол, волейбол, купаться в речке или на море. Однако грамотное чередование интеллектуальной нагрузки и расслабления будет ему только на пользу.
Чем заниматься
Если есть предметы, по которым ребенок откровенно отстает от программы, то их стоит взять под контроль в первую очередь. Но я рекомендую повторять материал по всем основным направлениям, независимо от оценок.
Если с утра ваш сын или дочь позанимается 15 минут русским и 15 минут математикой, то на качестве его отдыха это никак не отразится. Зато те знания, которые он получил за учебный год, перейдут из кратковременной памяти в долговременную. Такие небольшие задания по основным темам поддерживают уровень усвоенных за год знаний и помогают школьнику войти в следующий учебный год без стресса.
Зачем нужно летнее чтение
Я не считаю, что чтение надо относить к учебным часам. Это культура времяпрепровождения. Тем более, в список рекомендуемой литературы обычно включены большие произведения, знакомство с которыми требует времени, и на каникулах у ребенка точно больше возможностей их изучить.
Кроме того, летнее чтение формирует у маленького школьника привычку читать — этот навык особенно полезен для освоения гуманитарных предметов в средней и высшей школе. В будущем он поможет ему быстрее пропускать через себя огромные потоки информации, а ведь без этого в современном мире трудно обойтись.
Нужно ли «давить» и «принуждать» ребенка читать или решать задачи? Здесь очень многое зависит от настроя самих родителей: внутренние сомнения в целесообразности занятий усиливают напряжение и «заряженность» этой темы. Донести до ребенка смысл летних «уроков» легче тем, кто осознает их преимущества и ценность.
Зачем нам летние школы?
Лет 40 назад вопрос летнего отдыха для детей не стоял в принципе. С наступлением летних каникул, счастливые ребята-пионеры, мелькая красными галстуками, рассаживались по местам в автобусах и направлялись в пионерлагерь. Ещё через пару десятков лет пионерлагеря стали просто летними лагерями, куда родители были рады отправить своих детей: «И на свежем воздухе, и весело, и друзей новых найдёт». А дальше началась эпоха образовательных лагерей, куда отправлялось совсем не так много детей, обычно в такие лагеря ездили олимпиадники, отличники, в общем те, на кого были большие надежды и у родителей, и у школы, да и в целом у страны.
Преподаватель RazvitieCenter.ru делится своим опытом обучения в летних школах и рассказывает, почему стоит учиться и летом.
Мне не посчастливилось побывать в обыкновенном летнем лагере (кстати, я считаю, что это не так уж и плохо, все-таки очень уж мало осталось действительно хороших лагерей). Зато я побывала в нескольких летних школах, которые отличались друг от друга по многим параметрам, но цель моего пребывания там была всегда одна — за лето не забыть пройденное в гимназии, уйти вперёд по программе, расширить свой кругозор и подготовиться к предметным олимпиадам.
Меня всегда удивляли высказывания по поводу летних школ, которые я слышала от одноклассников и их родителей, все их можно объединить одной фразой: «Ребёнок летом должен отдыхать, гулять, а не учиться!». А разве обучение чему-то интересному и саморазвитие не может быть одной из форм досуга, например?
Недавно увидела у подруги ностальгический пост о том, как было круто и познавательно каждое лето ездить по различным летним школам, а под постом фотки у костра вперемешку с селфи с заформалиненными змеями и ящерицами (биологический профиль, как-никак!), тут и созрела идея рассказать о том, кому, зачем и почему полезно учиться летом.
Что такое летняя школа?
Если объяснять просто, то это лагерь, в котором учат тому, что выходит за рамки школьной программы. Например, в общеобразовательных школах точно нет времени показать детям, как препарировать лягушку, или как отличить аминокислоту от углевода на практике, или как перевести текст с древнерусского языка. Судя по рассказам моих учеников, им в школах некогда даже собрать простейшую электрическую цепь, и уроки проходят как лекции. А в летних школах есть и время, и условия, и преподаватели, которые могут обучить знаниям за пределами школьной программы, ведь не отвлекают ни звонки, ни педсоветы, ни заполнение журналов.
Конечно же, огромный плюс летней школы — это то, что ученики получаются знания на практике, а не только теоретическое представление об изучаемом предмете. Практические навыки — это всегда увлекательно и точно не может быть скучно! Вы только представьте, как это круто, если запомнил свойства таинственного дихромата, наблюдая «извержение» химического вулканчика! А как интересно научиться отличать друг от друга 20 видов растений, на первый взгляд похожих между собой! И как здорово, придя в школу первого сентября, блистать решением олимпиадных задач по физики или математике, знать стишок про цикл Крабса или понимать на слух абсолютно все иностранные песни в плей-листе!
Где и как проходят летние школы?
Попыталась сосчитать, в скольких школах была я сама. Получилось, что в семи (почти от всех была в восторге!), сюда входят не только летние, но и осенние, и зимние образовательные лагеря. Но сейчас речь о летних школах. Почти все они проходят за городом, потому что там отличные условия как для отдыха, так и для обучения. Всем детям за год надоедает сидеть в душном кабинете за партой, поэтому в летних школах крайне редко можно увидеть традиционные классы, чаще дети учатся в загородных домиках, на верандах, а иногда просто на улице, рассевшись вокруг преподавателя.
Кстати, лично мне очень близок такой подход к обучению, когда занятия проходят в форме беседы, а не упираются в работу учителя у доски. Например, в одной из летних школ, мы проходили эволюцию, сидя на пледах в траве, а зоологию и ботанику, гуляя по лесу, и это было необычно и эффективно.
Что касается практических навыков, то они особенно необходимы в предметах естественно-научного профиля, обычно в летних школах есть небольшие лаборатории, в которых ученики занимаются экспериментальной частью. Лабораторные работы значительно отличаются от средне-школьного уровня, например, в одной из летних школ я проходила биохимию и практические работы у нас были довольно серьезные и непростые.
Возможно, вы думаете, что в летней школе у учеников не остаётся времени на досуг? Вы заблуждаетесь, ещё как остаётся! Просто под словом «отдых» подразумеваются спортивные игры, различные конкурсы, экскурсии. Конечно же, дискотеки и костры никто не отменял. У детей в летних школах мало времени на «ничегонеделание» как раз потому, что досуг активный, в этом и весь интерес!
А кто будет учить?
Преподавать в летние школы едут чаще всего студенты старших курсов ВУЗов, увлечённые своим предметом. Например, когда я была школьницей, летом меня обучали студенты-преподаватели из МГУ. Но у меня также были учителя двадцатилетнем стажем работы, многие из них составляли задания для школьных олимпиад различного уровня, начиная от городских, заканчивая Всероссийскими и Международными.
Когда и как осуществляется набор в летние школы?
Организаторы летних школ размещают информацию о вступительных испытаниях (тест, развёрнутые задания, олимпиадный уровень и прочее) в начале весны. Во многих летних школах существует конкурс, на основе которого отбираются ученики, но это в основном касается подготовки к олимпиадам.
Некоторые общеобразовательные школы в летний период создают предметные лагеря, где можно неплохо подтянуть знания по школьной программе, в них конкурс, как правило, отсутствует. Такие пришкольные предметные лагеря могут быть отличным вариантом в старших классах, когда летом важно не забыть программу, чтобы не было так тяжело в течение года готовиться к экзаменам.
И самый распространённый вопрос: «Зачем нужны летние школы?»
Три месяца лета — это отличная возможность получить разностороннее развитие, успешно сочетая образование и отдых. И, на мой взгляд, самый лучший способ сделать учебу летом не занудным занятием, а увлекательным и интересным делом — это выбрать летнюю школу. Обычно одна учебная смена не длится дольше трёх недель, не так долго, чтобы за это время надоела учеба, но за эти недели реально стать ещё лучше в предмете, который итак хорошо дается в школе, либо начать продуктивную подготовку к олимпиадам.
А ещё, конечно же, летняя школа — это замечательная возможность познакомиться с заинтересованными, мотивированными и целеустремленными людьми, с которыми можно обмениваться знаниями, поддерживать друг-друга, а, возможно, что даже дружить много лет после того, как догорит прощальный костер и все разъедуться по домам.
Поэтому на вопрос: «Полезны ли летние школы?», я всегда отвечаю, что порой одна учебная смена для школьника более познавательна, чем год за партой, так что точно полезны!
Как провести лето так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые недели
Что делать, чтобы списки дел, чек-листы и планы воплотились в реальность
Составили список дел на лето? Устроить пикник, поехать в экспедицию в другой город, кататься на велосипеде каждый день, наконец пройти ту самую видеоигру, встречать восходы… И наверняка — не забыть то, что проходил во время учёбы, прочитать все-все книжки из списка литературы и узнать что-нибудь новое?
Успеть всё это за каникулы можно, например, записавшись в бесплатный онлайн-лагерь в «Фоксфорде»: тут и хобби: робототехника, блоггинг, искусство, и обучение, и крутые наставники, и новые друзья. Включайтесь с 7 июня. А пока — разбираемся, как же уместить все-все планы в три коротких летних месяца.
Ставить цели и достигать их на летних каникулах
😁 Стать лучшей версией себя
Откладывать дела на лето вполне естественно. На долгих каникулах больше времени, которое можно посвятить полезным занятиям: возобновить спортивные тренировки, прокачать английский, разгрести завалы в комнате, подтянуть школьные предметы и начать правильно питаться.
📚 Не забыть школьные предметы
Школьники, которые расслабляются на протяжении двух-трёх месяцев, забывают пройденное за учебный год. Эти «потери» можно оценить в целый месяц школьных занятий. Поэтому даже летом надо учиться: по чуть-чуть повторять программу и развиваться в новых направлениях.
🌴 Получить максимум от отдыха
Как это ни парадоксально, занятия помогают чувствовать, что каникулы удались. Люди, которые осуществили запланированное в период отдыха, испытывают большее удовлетворение, вернувшись к учёбе или работе. Это касается и развлечений, и труда.
Количество и масштаб поставленных целей не имеет значения. Чем больше у школьника останется нереализованных фантазий насчёт лета, тем более несчастным он будет чувствовать себя 1 сентября.
К чему нужно подготовиться
Летние занятия отличаются от школьных. Рассмотрим, как перемена обстановки может помешать достижению целей и как справиться с препятствиями.
Мотивация
Учитель говорит, что изучать, как изучать и на каком материале отрабатывать навыки. Он же проверяет и оценивает работу — контролирует прогресс и даёт обратную связь. Чтобы самостоятельно поставить учебные задачи, определить объём работы на каникулах и критерии успеха, нужно приложить особые усилия.
В классе легче делать рутинную работу, потому что все вокруг делают то же самое, а конкуренция, игры и дискуссии мотивируют добиваться результатов. При самостоятельном обучении гораздо проще отвлечься на соцсети или отложить учёбу на завтра.
Когда внешних целей в виде хороших отметок в журнале нет, нужно придумать собственные. Главное — понять, зачем заниматься, что хорошего получится из учёбы летом. Стоит уделить этому некоторое время и составить список занятий и выгод от них. Может оказаться, что некоторые цели не стоят потраченных усилий, и навёрстывать пропущенные темы по химии или качать пресс не стоит.
Цель должна быть конкретной и достижимой: не «выучить географию на год вперёд», а «прочитать первый раздел учебника и сделать конспект каждой темы». Или разобрать тему «Производные функций» и решить 20 заданий, выучить 50 неправильных английских глаголов. Даже если учителя рядом нет, можно выбрать подходящий по продолжительности и темам видеокурс и следовать ему.
Регулярность и кооперация
В течение учебного года режим школьника подчиняется определённому ритму. Ученики встают в одно и то же время и учатся по недельному расписанию.
Летом многие расслабляются и пренебрегают режимом дня. Поскольку нет веской причины вставать по будильнику, заставить себя просыпаться ради учёбы не получается.
Чтобы заниматься регулярно и без пропусков, стоит найти хотя бы одного единомышленника. Пропустить занятие, когда тебя ждёт товарищ, труднее, чем просто позволить себе побездельничать денёк-другой. К тому же совместные занятия и тренировки помогают быстрее добиваться результатов, ведь вместе легче разбирать сложные задания и придерживаться намеченного плана.
Даже если одноклассники разъехались, а друзья не горят желанием заниматься летом, выход есть. Можно найти целеустремлённых ребят через соцсети или в онлайн-лагере! Занятия в группе обычно регулярнее, веселее и продуктивнее, чем в одиночестве. В лагере «Фоксфорда», например, можно найти новых друзей и крутых наставников по смене, пройти вебинары по своим интересам: заниматься английским, программированием, творчеством или научиться думать как учёный.
Кнут и пряник
В течение учебного года роль пряника играют хорошие отметки, дипломы и грамоты. Награждать себя за работу на каникулах необходимо, но делать это лучше на основе современных научных фактов о работе мозга и мотивации. За каждое выполненное задание нужно назначить небольшой приз: пройтись до магазина за мороженым, посмотреть эпизод сериала, прочитать 30 страниц любимой книги или посмотреть видео в соцсетях (главное — не увлечься слишком надолго).
За прогулы и недостаточное усердие на уроках школьник получит более низкие баллы и хуже проявит себя на экзаменах. Если же отказаться от учёбы на летних каникулах, ничего ужасного не произойдёт. Горечь сожаления об упущенном времени легко забывается.
Самому наказать себя за недостаток прилежания проблематично — для этого нужна сила воли. За отлынивание одинокие школьники лишают себя вкусностей или отказываются на день от соцсетей. В группе поощрения и штрафы более разнообразны.
Один из способов мотивировать себя и в индивидуальной, и в групповой работе — визуализация. Можно ставить галочки напротив выполненных заданий в списке, закрашивать сегменты диаграммы пропорционально объёму сделанной работы или двигать фишку на игровом поле по мере решения задач. Большую работу следует разбивать на несколько задач, которые можно выполнить в течение одного-двух часов. Когда человек видит свои успехи, это служит поощрением для мозга и подкрепляет желание учиться дальше. Невролог и педагог Джуди Уиллис говорит, что ставить перед собой нужно задачи «сложные, но достижимые». Ведь простые задачи выполнять скучно, а за невыполнимые даже браться не хочется.
С чего начать занятия летом
Составить план на каждый день
Какая бы цель ни стояла — прорешать пять тестовых вариантов ЕГЭ по русскому или пробежать полумарафон — к ней нужно двигаться каждый день, но небольшими шагами. Разбирая по одному заданию раз в пару дней, через месяц вы сможете выполнить тест полностью. До осени останется пара недель, чтобы решить четыре из пяти запланированных вариантов и даже попробовать написать сочинения.
Если сегодня ученик может пробежать 2300 м, то начать следует именно с этой дистанции и прибавлять к каждой тренировке не более 10% расстояния. Тот, кто будет бегать три раза в неделю, сможет пробежать 10 км к 1 сентября.
⏱️ Как рассчитать дневной объём работы
1. Определите свои знания и навыки. Сколько произведений из списка литературы вы уже прочитали, сколько раз можете отжаться от пола, сколько тем из ОГЭ по истории знаете.
2. «Отнимите» из желаемого уровня достижений свой нынешний. Например, из 69 тем экзамена вы знаете ноль — это тоже результат. Можете отжаться один раз и ещё чуточку, а хотелось бы 10, значит, не хватает ещё девяти честных отжиманий.
3. Разделите объём необходимой работы на оставшееся время каникул. От середины лета до 1 сентября семь недель: 69 тем экзамена разделить на семь недель — получается примерно 10 тем в неделю, то есть нужно изучать одну-две темы каждый день. С отжиманиями проще — нужно добавлять всего по одному в неделю.
4. Оцените масштаб предстоящей работы. Каждый день заниматься историей на каникулах под силу только настоящему фанатику, так что стоит пересмотреть полученные цифры и сделать более реалистичный расчёт.
Например, будущий девятиклассник готов изучать одну тему в неделю: читать учебник, работать с атласом, выполнять задания тренировочных КИМ ОГЭ по изученному вопросу. Значит, из 69 тем к новому учебному году он изучит семь. Не так много, как хотелось бы, но гораздо больше, чем ничего.
Отжиматься по одному разу в день целую неделю слишком легко, так что цель в 10 отжиманий любой достигнет в два счёта. В этом случае можно поменять цель через пару недель или сразу повысить ставки до 30 отжиманий за семь недель.
Начать с минимума
Если этой статьи недостаточно, чтобы с рвением взяться за дело, стоит придерживаться китайской философии: путь в тысячу ли начинается с одного шага. Нужно выбрать самое крошечное усилие, на которое способен человек, чтобы начать двигаться к намеченной цели.
Если вам страшно даже подумать о подготовке к ОГЭ, достаточно в первый день только скачать с сайта ФИПИ архив материалов: демоверсию, кодификатор и спецификацию. Если трудно пробежать 1 км, можно пройти его пешком для начала. Неправильные глаголы можно найти и распечатать — уже кое-что! Если каждый день делать хотя бы немного, через неделю положение дел существенно изменится.
Стоит ли учиться летом
Подытожим плюсы и минусы занятий на каникулах и разберёмся, можно ли учиться летом. Вот коротко о главном:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Лето — для отдыха или повторения? Мнения психолога, учителей и родителей
Нужно ли школьнику заниматься летом? Если ребёнок категорически не хочет слышать о занятиях — значит, забудет всё за лето? И как осилить список литературы? Вместе с экспертами образовательной платформы «Учи.ру», учителями и родителями мы проанализировали все за и против и предлагаем оптимальное решение для летних занятий.
Сначала — отдых
Каникулы нужны, чтобы ребёнок отдохнул, восстановился и набрался сил перед следующим учебным годом. Поэтому ребёнку любого возраста обязательно нужны хотя бы две-три недели ничегонеделания: высыпаться, гулять, смотреть мультфильмы, общаться с друзьями, играть в гаджеты. Задача родителей — чтобы к 1 сентября ребёнок подошел отдохнувшим и с желанием учиться.
Дети с нетерпением ждут каникулы, особенно летние — мечтают, как будут отдыхать и заниматься только любимыми делами. Если во время каникул целыми днями заниматься, ощущение отдыха быстро исчезнет. К тому же, нужно учитывать особенности прошедшего учебного года, когда детям пришлось учиться дома. Это значит, что родителям стоит придумать другие занятия, которые будут принципиально отличаться от школьных уроков и домашнего задания. Иначе вы рискуете отправить в следующий класс полностью перегоревшего ребёнка.
Светлана Блейхер, учитель младших классов: «Часто ученики, в особенности младшие школьники, после летних каникул долго втягиваются в процесс, забывают правила, теряют навыки. Поэтому некоторые родители и учителя считают, что летом нужно много заниматься. Однако проблема не в том, что ребёнок летом ничего не делал, а в несформированном умении учиться.
Детям нужно отдыхать, и интенсивные занятия летом могут негативно повлиять на отношение ребёнка к учебе
Конечно, совсем ничего не делать летом и только играть в компьютерные игры — плохо. Стоит как минимум читать книги, которые нравятся ребёнку, обсуждать сюжет, поступки героев — это поможет развивать речь и мышление. Также есть много учебных платформ для закрепления пройденного материала онлайн».
Елена Щеплова, менеджер по продукту «Учи.ру»: «Баланс между занятиями и отдыхом летом даже важнее, чем в остальное время. Ребёнку на каникулах хочется играть и гулять, а не заниматься учёбой, поэтому занятия должны быть дозированными и восприниматься как игра. На „Учи.ру“ можно найти много развивающих игр и принять участие в олимпиаде „Дино“, которая будет идти до 7 июля. Учёба в таком формате не будет сильно загружать ребёнка, но поможет не забыть всё, что было старательно выучено в классе».
Не обязательно школьные предметы
Если ребёнок нормально окончил год и его оценки не вызывают сомнений, вовсе не обязательно концентрироваться на школьной программе.
Алина Шур, семейный психотерапевт: «Всё зависит от задачи. Бывает, что ребёнка надо подтянуть по каким-то предметам и выучить то, что не успел в течение года. Если с оценками всё хорошо, можно заняться чем-то новым.
С 6–7 лет ведущая деятельность у детей — учебная и познавательная. Но если всё новое преподносить только в формате уроков, уставший за год ребёнок будет сопротивляться. Обучение всегда можно удачно встроить в обычную жизнь: это может быть поход в магазин со списком, когда ребёнку нужно посчитать расходы, или распределение карманных денег на неделю. Проект по окружающему миру можно делать, наблюдая за природой, погодой, насекомыми — записывать, зарисовывать, искать информацию в интернете. Это тоже учёба, но не за столом с тетрадью.
Переговоры и правильная мотивация
Если родители убеждены, что заниматься во время летних каникул обязательно, стоит обсудить это с ребёнком заранее. Самое обидное — внезапно услышать: «Ну-ка выключай компьютер и садись заниматься!» Это будет настоящим разочарованием, которая запомнится надолго. Лучше заранее договоритесь, сколько времени в неделю и какими предметами будете заниматься.
Алина Шур: «Чем младше ребёнок, тем меньше занятий. В первом-втором классе достаточно трёх раз в неделю, по 30–45 минут в день. Это будет не напряжённо, но достаточно эффективно. Договоритесь с ребёнком, выделите время и сохраняйте положительную мотивацию.
Отрицательная мотивация — это «если не сделаешь, гулять не пойдешь», положительная — «сделай и что-то получишь»
Создайте условия, когда ребёнку выгодно заниматься. Присуждайте звёзды за каждое выполненное задание, копите их и награждайте за успехи. Главное — не превращайте каждый день каникул в бесконечную ругань и слёзы: пусть ребёнок сам к чему-то стремится, а не убегает от наказания».
Екатерина Старостина, мама четвероклассницы: «Можно заниматься в разных направлениях: готовить ребёнка к следующему учебному году или придумывать творческие задания. Мне кажется, надо поддерживать математику, русский, письмо, чтение. Учителя часто жалуются, что если вообще не заниматься, дети за летние каникулы забывают, как писать.
Мы всегда занимаемся летом. У знакомых берём учебники по другим программам и находим в них что-нибудь новое и интересное. Английский повторяем по онлайн-урокам. Занимаемся периодически: сначала ребёнок пару недель отдыхает, потом несколько недель занимаемся, потом ещё отдыхаем и в конце каникул повторяем всё и готовимся к выходу в школу».
Александра Бугрова, мама второклассницы: «Заниматься, безусловно, нужно, особенно в начальной школе, чтобы пройденный материал не забылся и дальше было легче изучать программу. Но ни в коем случае нельзя перегружать, иначе желание заниматься пропадёт и школа будет вызывать лишь отвращение. Оптимальный вариант — когда обучение и игра идут параллельно».
Только интересные книжки
Основной проблемой часто становится список литературы. Откроем секрет: младшеклассники всё равно успеют прочитать обязательную литературу в течение учебного года. Поэтому для дошкольников и учеников младших классов главное — помочь полюбить книги и привить навык самостоятельного чтения. У старшеклассников в программе более объёмные произведения, и без летнего чтения всего не успеть.
Елена Хаипова, учитель русского языка и литературы: «Во-первых, родителям самим надо взять в руки книгу — ребёнок должен видеть, что книга может увлекать. Во-вторых, дайте право выбора, ведь ту же компьютерную игру ребёнок выбирает сам. Пусть ходит по книжному залу и рассчитывается на кассе. С этого шага начинаются его взрослые отношения с книгами и книжным магазином, детям это очень нравится.
Не надо никак комментировать выбор, если у вас подросток, — захочет, сам что-нибудь умное скажет
В-третьих, пусть побудет среди книг, особенно это любят малыши. Запишитесь в библиотеку, там есть современные книги. В-четвёртых, учите различать форму и содержание. Здесь опять лучший помощник — библиотека. Дети очень любят красочные издания, интерактивность и прочую начинку — теперь начните приучать их к дорогому содержанию. Дайте возможность полистать непрезентабельные книжки, найдите те, которые вы любили в детстве. Пусть задумаются, почему эти книги такие потрёпанные».
Алина Шур: «Чем вы гибче — тем лучше. Гибкий родитель говорит: „Выбери из списка литературы то, что тебе интересно, будем читать только это“. Это прекрасно! Ещё более гибкий родитель говорит: „Список будешь читать в учебном году, а летом — только то, что интересно“. Можно читать час перед сном, когда рядом нет телевизора и телефона. Читайте вслух, читайте вместе. Отведите его в книжный магазин, и ребёнок сам выберет книги, которые ему интересны. Не включайте зануду и не сравнивайте книжку про пиратов с условным Паустовским, который, конечно, интереснее писал про природу, — но не для ребёнка. Если вам важно, чтобы ребёнок втянулся в чтение, значит нужно разрешить ему читать летом не список учебной литературы, а то, что хочется».
Мультфильмы и фильмы на языке оригинала
Большинство родителей боятся, что за три месяца ребёнок полностью забудет иностранный язык. Отчасти это так, ведь язык без практики быстро выпадает из памяти.
Ирина Галич, учитель английского языка: «Я никогда не даю домашнее задание на каникулы, даже «по желанию»: мало у кого это желание возникнет, а если кто-то задание и выполнит, то скорее всего, по настоянию родителей. У детей сейчас множество возможностей, чтобы поддерживать язык во время каникул. Ученикам младших классов я бы советовала читать короткие рассказы на языке оригинала. Длинные можно предлагать уже детям старших классов, а младшеклассникам нужны истории, где конец близок, иначе будет неинтересно. Выбирайте книги для чтения своего уровня, не берите более сложные вещи — в книге должно быть около 10% незнакомых слов. Можно иногда заглядывать в словарь, но не работать над книгой со словарем: через 10 минут такого чтения ребёнок устанет, потеряет интерес и больше эту книгу не откроет.
И, конечно, мультфильмы и фильмы на языке оригинала. Я всегда советую смотреть с английскими субтитрами, чтобы и слышать, и видеть одновременно. Не зацикливайтесь на грамматике: во время уроков учителя делают на ней акцент, и дети ещё много раз будут её повторять. Пополняйте словарный запас, слушайте носителей и получайте от иностранного языка удовольствие».
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)